УДК 334.724.2:339.92(470.344) ББК У050.28(2Рос.Чув-2Чеб)
НА. ЕФРЕМОВ, ТВ. МУЖЖАВЛЕВА
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
Ключевые слова: Чувашская Республика, Чебоксары, международное сотрудничество, внешнеэкономическая деятельность, международные соглашения.
В статье дается анализ состояния международного сотрудничества муниципального образования - города Чебоксары - сквозь призму современной геополитической обстановки и социально-экономической ситуации в рассматриваемом муниципальном образовании. Отражены основные формы и сферы взаимодействия с органами местного управления других государств, международным бизнес-сообществом, предложены направления повышения инвестиционной привлекательности города Чебоксары для иностранных предпринимателей.
N. EFREMOV, T. MUZHZHAVLEVA DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERETION OF CHEBOKSARY SITY
Key words: Chuvash republic, Cheboksary, international cooperation, foreign economic activity, international agreements.
The article analyzes the international cooperation of the city of Cheboksary through the prism of modern geopolitical situation and the socio-economic situation in this municipality Reflected the basic forms and areas of cooperation with local authorities of other countries, the international business community, suggested ways to improve the investment attractiveness of the city of Cheboksary for foreign entrepreneurs.
Современное состояние мировой экономики свидетельствует о неотвратимости поступательного движения процессов глобализации, затрагивающей все сферы социума. Поэтому действия отдельных государств по ограничению интервзаимодействия ввиду стремления к геополитическому переделу не имеют объективного базиса. Хрупкое равновесие, сохранявшееся на протяжении семидесяти лет после окончания второй мировой войны, подвергается проверке на прочность. Как следствие, в целях сохранения мира необходимо объединение, а не дезинтеграция человечества. Поэтому в настоящий момент актуальной становится деятельность субъектов микроэкономики по развитию международного сотрудничества, так как инициация процессов осуществляется рядовыми гражданами, открытыми к контактам.
В то же время либерализация государственной политики в области внешнеэкономической деятельности может повлечь за собой поначалу ослабление межрегиональных хозяйственных связей, а впоследствии создать угрозу политической целостности государства. Проблема состоит в том, чтобы найти области взаимных интересов субъектов разных стран и создать базис - правовой, инвестиционный, социокультурный - для их прогрессивного развития.
Уже далекой историей кажется Закон СССР от 20.05.1991 г. № 2177-1 «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР» (отменен с 22.08.1996 г.), но именно с него начались взаимообмены между муниципальными образованиями во внешнеэкономической сфере. Действующий ныне Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах органи-
зации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет за муниципалитетами, в том числе, право на осуществление внешнеэкономической деятельности.
В общем плане основными задачами муниципальных исполнительных органов являются обеспечение условий для жизнедеятельности населения и функционирования организаций. Реализуя первую миссию, органы местного самоуправления прежде всего должны гарантировать личную безопасность граждан, что достигается построением демократического общества, в котором соблюдаются права человека. Выполнение этих условий сближает народы, ликвидирует недоверие и настороженность друг к другу, а следовательно, открывает широкие возможности для сотрудничества по различным направлениям и особенно в экономике. Решение первой задачи закладывает фундамент для второй, так как происходит инициация инвестирования, формирующего финансовую основу для закрепления иностранного бизнеса.
Объектом нашего внимания выступает муниципальное образование - город Чебоксары - в разрезе международного сотрудничества.
Являясь столицей Чувашской Республики, Чебоксары в лице городской администрации осуществляют взаимодействие с иностранными субъектами (от зарубежных муниципальных образований до физических и юридических лиц-нерезидентов) по широкому спектру направлений: взаимообмен опытом управления муниципалитетом в части решения его социально-экономических проблем, содержания инфраструктурных объектов жизнеобеспечения; сотрудничество в сфере науки, образования, культуры, спорта; открытие совместных предприятий (либо предприятий с иностранным участием).
О резервах увеличения объемов международного сотрудничества г. Чебоксары могут свидетельствовать итоги экономического и социального развития за девять месяцев 2015 г. Доходы организаций по всем видам экономической деятельности увеличились на 1,8% и составили 144 млрд руб., при этом 44,4% приходится на промышленное производство, широко представленное машиностроительной, электротехнической, приборостроительной отраслями. Однако напряженная экономическая ситуация, сложившаяся в стране, проявилась и в Чувашии: сальдированный финансовый результат организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в г. Чебоксары составил 3,8 млн руб. (за этот же период 2014 г. - 332,4 млн руб.). 172 организации получили прибыль в размере 6653,0 млн руб. (соответствующий период прошлого года - 184 организации на сумму 6400,1 млн руб.). Убыток имели 80 организаций на сумму 6649,2 млн руб. (соответствующий период прошлого года -68 организаций на сумму 6067,7 млн руб.). Удельный вес прибыльных организаций составил 68,3% в общем числе организаций [2].
Демографические показатели за 2012-2014 гг. (табл. 1) имеют положительную динамику, сохраняющуюся и в 2015 г., за 9 месяцев которого естественный прирост населения составил 2242 человека, число мигрантов сократилось на 83 человека, будучи равным 1685 человекам.
Таблица 1
Динамика демографических показателей г. Чебоксары за 2012-2014 гг. [3]
Показатели 2012 2013 2014 Абсолютное изменение Темп изменения, %
2013/ 2012 2014/ 2013 2013/ 2012 2014/ 2013
Численность населения города Чебоксары, тыс.чел. 475,5 479,3 484,5 3,8 5,2 100,79 101,08
Рождаемость, чел. 6634 6773 6848 139 75 102,09 101,1
Среднемесячная начисленная заработная плата по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, тыс. руб. 21,1 23,8 25,6 2,7 1,8 112,8 107,56
Уровень зарегистрированной безработицы, % 0,88 0,73 0,72 -0,15 -0,01 82,95 98,63
Стабильная демографическая обстановка способствует росту потребительского рынка, который наращивает объемы не только исключительно за счет увеличения цен на товары и услуги, соответственно, на 29,25% и 12,2%, но и объемов. При этом на 1 ноября 2015 г. в городе зарегистрировано вновь открывшееся 81 предприятие торговли (создано 458 рабочих мест), 27 организаций общественного питания (создано 162 рабочих места), 55 объектов по оказанию бытовых услуг (создано 458 рабочих мест).
Социально ориентированная политика исполнительной власти города подкреплена деятельностью местных предприятий по созданию новых рабочих мест (табл. 2).
Таблица 2
Количество созданных рабочих мест предприятиями г. Чебоксары за 2014 г. [3]
Количество
Наименование предприятия созданных рабочих мест
Контактный центр ЫеЛупе! 200
Контактный центр ШМтаТ; 190
Контактный центр ВТБ 24 (департамент клиентского обслуживания ВТБ 24) 60
ОАО «АККОНД» 170
АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» 250
ОАО «ЭЛАРА» 140
ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» 100
ООО «Фросто» 70
ООО «Чебоксарская Электротехника и Автоматика» 50
ООО НПП «ЭКРА» 30
ООО «ПКФ «Турбоком-Инвест» 30
ООО «НПП «Бреслер» 30
ООО «АвтоТракСервис» 30
Предприятия торговли 403
Организации общественного питания 282
Сфера бытового обслуживания 177
Анализ внешнеэкономической деятельности организаций г. Чебоксары отразил влияние геополитической ситуации в мире, в том числе проявляющейся во введении экономических санкций со стороны иностранных государств против России, и выявил уменьшение ее участников за период с января по сентябрь 2015 г. на 9,5% при сохранении численности на уровне 105 юридических лиц. Внешнеторговый оборот предприятий и организаций за 9 месяцев 2015 г. составил 47,4 млн долл. США, из которых 18,3 и 29,1 млн долл. США приходятся на экспортные и импортные сделки, соответственно. При этом объемы экспорта снизились на 26,7%, а импорта - на 42,8%. Это отражает тенденции последних лет (табл. 3).
Таблица 3
Данные по объемам экспортных и импортных операций предприятий г. Чебоксары за 2012-2014 гг., млн долл. США [3]
Абсолютное Темп изменения,
Показатель 2012 2013 2014 изменение %
2013/ 2012 2014/ 2013 2013/ 2012 2014/ 2013
Экспорт 63,77 49,43 33,80 -14,34 -15,63 77,51 68,38
Импорт 127,63 101,74 75,07 -25,89 -26,67 79,71 73,78
Всего 191,4 151,17 108,87 -40,23 -42,3 78,98 72,01
Думается, в таких реалиях возрастает роль муниципалитетов, призванных способствовать укреплению и расширению внешнеэкономических связей субъектов хозяйствования. В данном направлении со стороны администрации г. Чебоксары осуществляется значительное количество мероприятий. Так, для повышения информированности о муниципалитете и его социально-экономическом потенциале совместно с Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики организовывается участие в международных выставках и ярмарках, ведутся переговоры и организуются встречи с представителями иностранных посольств и зарубежных торговых миссий, что способствует привлечению внимания со стороны иностранного бизнес-сообщества, которое может привлечь высокотехнологичная продукция предприятий региона [1].
Еще одним из путей установления контактов является заключение договоров о побратимости с городами и регионами других государств.
В настоящее время г. Чебоксары имеет 4 соглашения, заключенные с зарубежными городами-побратимами: г. Санта-Клара (Куба), г. Эгер (Венгерская Республика), г. Рунду (Республика Намибия) и г. Гродно (Республика Беларусь). Следует отметить, что внешнеполитическая обстановка предопределила аннулирование договора о сотрудничестве между г. Чебоксары и г. Антальей (Турция), что официально произошло на заседании Городского Собрания 30 ноября 2015 г. (табл. 4).
Администрацией города Чебоксары также заключены соглашения в рамках международного сотрудничества с городами, перечисленными в табл. 5.
Таблица 4
Соглашения, заключенные между городами-побратимами и г. Чебоксары
за 2001-2014 гг. [3]
Наименование соглашения (договора) Стороны, подписавшие соглашение (договор)
от г. Чебоксары от второй стороны
Договор об установлении отношений городов-побратимов между городом Анталья (Турецкая Республика) и городом Чебоксары (2001) -расторгнут 30.11.2015 г. администрация г. Чебоксары (в лице главы администрации г. Чебоксары А.А. Игумнова) в лице мэра города Бекир Кумбул
Соглашение о сотрудничестве между администрацией города Чебоксары и администрацией города Эгер (Венгрия) (2004) администрация г. Чебоксары (в лице главы администрации г. Чебоксары Н.И. Емельянова) администрация г. Эгер (в лице мэра Надь-Имрэ)
Соглашение об установлении отношений побратимства между городом Чебоксары и городом Санта-Клара -столицей провинции Вилья-Клара (Республика Куба) (2004) администрация г. Чебоксары (в лице главы администрации г. Чебоксары) глава народной власти муниципалитета города Санта-Клара
Соглашение между администрацией города Чебоксары и городским Советом Рунду (Республика Намибия) об установлении побратимских отношений (2009) администрация г. Чебоксары (в лице главы г. Чебоксары) Городской совет Рунду (Республика Намибия) (в лице мэра города)
Договор об установлении побратимских связей между городом Чебоксары и городом Гродно (Республика Беларусь) (2009) администрация г. Чебоксары (в лице главы администрации г. Чебоксары) Гродненский исполнительный комитет (Республика Беларусь) (в лице Председателя ГИК)
Таблица 5
Список соглашений, заключенных Администрацией г. Чебоксары в рамках международного сотрудничества за 2007-2014 гг. [3]
Наименование Стороны, подписавшие соглашение
от г. Чебоксары от второй стороны
Соглашение о сотрудничестве между администрацией города Чебоксары и муниципалитетом города Катриненхольм (Швеция) (2007) администрация г. Чебоксары (в лице главы г. Чебоксары) муниципалитет г. Катриненхольм
Протокол о намерениях дружбы и сотрудничества в сфере торговли, науки и техники, культурных и иных отношений между городом Чебоксары и городом Цзилинь(провинция Цзилинь, Китайская Народная Республика) (2008) администрация г. Чебоксары (в лице главы г. Чебоксары) правительство города Цзилинь
Соглашение о сотрудничестве городов Чебоксары и Бад Вёрисхофен (Федеративная Республика Германия) (2009) администрация г. Чебоксары (в лице главы г. Чебоксары) мэрия города Бад-Вёрисхофен (ФРГ)
Администрациям двух городов направлен протокол о намерениях: города Пафос (Республика Кипр) и города Бургас (Республика Болгария).
Решение проблемы интегрирования социально-экономических институтов муниципального образования г. Чебоксары в международную среду видится прежде всего в реализации организационных условий, среди которых могут быть:
- разработка и принятие Программы развития внешнеэкономической деятельности и международных связей г. Чебоксары;
- государственный заказ образовательным учреждениям г. Чебоксары на подготовку квалифицированных специалистов, владеющих знаниями в области международного права, знающих содержание, основные виды и закономерности развития конъюнктуры мирового рынка, тенденции международного товарообмена, международной торговли, владеющих современными методами дипломатических переговоров по отстаиванию интересов России и ее субъектов в мировой геополитике, приемами формирования имиджевых факторов на положение России в мировой экономике;
- финансирование научных исследований и мероприятий, направленных на изучение внешнеэкономической конъюнктуры и международных связей города, стимулирование процесса привлечения иностранных инвестиций.
Литература
1. Мужжавлева Т.В. Роль государственной поддержки высокотехнологичных предприятий в обеспечении экономической безопасности страны (российский и зарубежный опыт) // Вестник Чувашского университета. 2014. № 1. С. 230-234.
2. Об итогах экономического и социального развития, исполнения бюджета города Чебоксары за 9 месяцев 2015 года [Электронный ресурс]. - URL: http://gov.cap.ru/ laws.aspx? gov_id=81&id=231366 (дата обращения: 06.12.2015).
3. Чебоксары: офиц. сайт города. - URL: http://gov.cap.ru/default.aspx?gov_id=81 (дата обращения: 06.12.2015).
References
1. Muzhzhavleva T.V. Rol' gosudarstvennoi podderzhki vysokotekhnologichnykh predpriyatii v obespechenii ekonomicheskoi bezopasnosti strany (rossiiskii i zarubezhnyi opyt) [Role of state support of hi-tech enterprises is in providing economic security of the country (russian and foreign experience)]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2014, no. 1, pp. 230-234.
2. Ob itogakh ekonomicheskogo i sotsial'nogo razvitiya, ispolneniya byudzheta goroda Cheboksary za 9 mesyatsev 2015 goda [The results of economic and social development, implementation of the budget of Cheboksary for 9 months of 2015]. Available at: http://gov.cap.ru/laws.aspx? gov_id=81&id=231366 (Accessed 06 December 2015).
3. Cheboksary: of its. sait goroda [Cheboksary: The official website of the city]. Available at: http://gov.cap.ru/default.aspx?gov_id=81 (Accessed 06 December 2015).
ЕФРЕМОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории и международных отношений, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
EFREMOV NIKOLAY - Candidate of Economics Sciences, Head of the Department of Economic Theory and International Relations, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
МУЖЖАВЛЁВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и международных отношений, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MUZHZHAVLEVA TATYANA - Doctor of Economics Sciences, Professor of the Department of Economic Theory and International Relations, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.