Научная статья на тему 'Правовое регулирование международной и внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики в условиях глобализации'

Правовое регулирование международной и внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / INTERNATIONAL AND FOREIGN TRADE RELATIONS / INTERNATIONAL LEGAL PERSONALITY OF THE CONSTITUENT ENTITY / INTERNATIONAL AND FOREIGN TRADE RELATIONS OF CHUVASH REPUBLIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Валерий Витальевич, Антонова Елена Ивановна

Статья посвящена исследованию механизма правового регулирования международной и внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики и направлена на совершенствование законодательства в сфере международных отношений с участием субъектов федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHUVASH REPUBLIC INTERNATIONAL AND FOREIGN TRADE ACTIVITY LEGAL REGULATION UNDER CONDITIONS OF GLOBALISATION

The article is devoted to the analysis of legal regulation of international and foreign economic activity of Chuvash Republic and aimed at legislative development in the sphere of foreign relations involving constituent entities.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование международной и внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики в условиях глобализации»

92_____________________

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

УДК 341.213.4

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ*

В.В. Андреев, Е.И. Антонова

Статья посвящена исследованию механизма правового регулирования международной и внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики и направлена на совершенствование законодательства в сфере международных отношений с участием субъектов федерации.

Ключевые слова: международные и внешнеэкономические отношения; международная правосубъектность субъекта федерации; международные и внешнеэкономические связи Чувашской Республики.

В условиях глобализации мировой экономики процессы международного сотрудничества не только государств, но и регионов последовательно развиваются, в силу чего проблема формирования нормативной правовой базы такого сотрудничества становится все более актуальной. Вопрос участия субъектов федерации в международных и во внешнеэкономических отношениях, хотя и является спорным, находит положительное законодательное закрепление. В соответствии со ст. 12 Конституции Чувашской Республики Чувашская Республика в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики, осуществляет международные и внешнеэкономические связи, участвует в деятельности международных организаций.

В Российской Федерации объем и характер международных и внешнеэкономических связей Федерации и ее субъектов предопределен пп. «к», «л», «м», «н» ст. 71 и п. «ж» ст. 72, а также статьями 4, 73, 76 Конституции Российской Федерации. В соответствии с

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект 09-03-22306 а/В.

Конституцией РФ (ст. 71, пп. «к», «л», «м», «н»), большинство вопросов внешней политики отнесено к сфере исключительного ведения федерации: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешне -экономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, определение и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

К совместному ведению отнесены координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации и выполнение международных договоров РФ (ст. 72, п. 1 «о»). В п. 4 ст. 76 указывается, что вне пределов ведения РФ ее субъекты могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Следует отметить, что Конституция РФ не содержит детального описания полномочий субъектов федерации. Рассматривая конституционные основы распределения компетенции в сфере внешних сношений между федерацией и ее субъектами, а также

существующую до сих пор политическую практику, можно сделать вывод о том, что ведение внешнеполитических дел остается прерогативой федерации. Международные договоры РФ отнесены Конституцией к ведению федерации (ст. 71), а их выполнение отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72). В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» международный договор, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта РФ, на которые возложена соответствующая функция. В соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти, т.е. международный договор, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта федерации, не может быть заключен без согласования с его органами государственной власти. Если международный договор РФ затрагивает полномочия субъекта федерации, то задействуется координационный механизм, который позволяет органам субъекта федерации осуществить прямое влияние на внутригосударственные процедуры заключения договора. Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» (ст. 4) определяется порядок взаимодействия федеральных органов и органов субъектов федерации в вопросах заключения международных договоров РФ, затрагивающих полномочия субъектов федерации. При этом выделяются два вида международных договоров: договоры, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта, и договоры, затрагивающие полномочия субъекта по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов.

Федеративная природа государства объективно ставит определенные пределы международной деятельности субъектов федерации, сохраняя тем самым приоритет в области внешней политики за федерацией. Вместе с тем опыт участия субъектов федерации в международных отношениях показывает, что пределы эти могут быть достаточно широкими, что позволяет субъектам федерации активно вступать во внешние связи. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 73) вне пределов ведения федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов последние

обладают всей полнотой государственной власти. Международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта федерации, не может быть заключен федерацией без согласования с органами заинтересованного субъекта (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»). Если же международный договор затрагивает полно -мочия субъекта федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), то основные положения или проект договора направляются федеральными органами органам заинтересованного субъекта федерации. Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта договора (п. 2 ст. 4 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»). В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ст. 13 и 14) также предусматривается, что разработка предложений, касающихся заключения международных торговых договоров и иных договоров в области внешнеэкономических связей, если затрагиваются интересы субъектов федерации, осуществляется при участии органов субъектов федерации, а соответствующие предложения о заключении международных договоров представляются в порядке, установленном Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

При рассмотрении вопросов участия субъектов федерации во внутригосударственных процедурах заключения федерацией международных договоров, затрагивающих полномочия субъектов федерации, нельзя не остановиться на проблеме заключения субъектами соглашений с иностранными партнерами. Однако правомочия субъектов федерации в области международных и внешнеэкономических связей не ограничиваются лишь рамками предметов совместного ведения, указанных в Конституции РФ. К их компетенции в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» относится ряд правомочий в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. Вместе с тем, анализ компетенции РФ и ее субъектов по вступившему в силу с 1 июля 2004 года

вышеуказанному Закону, позволяет сделать вывод о том, что его положения в определенной мере сузили компетенцию субъектов РФ в области правового регулирования внешнеторговой деятельности по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 7, 8). Разграничение компетенции основано на отнесении полномочий либо к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, либо к исключительному ведению субъектов РФ (ст. 7, 8 Закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ). В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в ведении РФ в области внешнеторговой деятельности находится: формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики РФ; защита экономического суверенитета и экономических интересов РФ, экономических интересов субъектов РФ; государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно- тарифное и нетарифное регулирование, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в РФ и вывозом из РФ; установление обязательных на всей территории РФ требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений при ввозе в РФ товаров и правил контроля за ними; определение порядка вывоза из РФ и ввоза в РФ делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ, отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ, опасных отходов, сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся по угрозой исчезновения, их частей и дериватов, а также иных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на жизнь или здоровье граждан, жизнь или здоровье животных и растений, окружающую среду; определение порядка ввоза в РФ

драгоценных металлов и драгоценных камней; координация международного сотрудничества РФ в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов РФ; установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории РФ; заключение международных договоров РФ в области внешнеэкономических связей; учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств РФ в иностранных государствах; участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями; определение порядка вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну.

Согласно ст. 7 указанного Федерального закона в совместном ведении РФ и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности находятся: координация внешнеэкономических связей субъектов РФ; выполнение международных договоров РФ в области внешнеэкономических связей, если эти договоры затрагивают вопросы, относящиеся к ведению субъектов РФ, или полномочия субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; информационное обеспечение внешнеторговой деятельности; создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности; участие в деятельности специально созданных для этой цели органов международных организаций.

Субъекты РФ, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в пределах своей компетенции имеют право: проводить переговоры и заключать соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно -территориальными образо -ваниями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств; содержать своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 ст. 13 указанного Федерального закона, и Министерством иностранных дел РФ (далее - МИД) открывать представительства в иностранных

государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством РФ; осуществлять формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полно -мочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. В соответствии с указанным Законом под международными и внешнеэкономическими связями субъектов РФ понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами. Согласно ст. 2 указанного Закона органы государственной власти субъекта РФ в пределах полномочий, предоставленных Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 марта 2001 года № 35 «О порядке заключения соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Чувашской Республики» под международными и внешнеэкономическими соглашениями Чувашской Республики понимаются соглашения об осуществлении торгово-экономических, научно-технических, экологических, гуманитарных, культурных и иных связей, заключенные между Чувашской Республикой либо органами государственной власти Чувашской Республики и субъектами

иностранных федеративных государств, либо административно-территориальными образованиями иностранных государств, либо, с согласия Правительства РФ, с органами государственной власти иностранных государств. В настоящее время такие соглашения имеют место и на их основе успешно развивается сотрудничество Чувашской Республики с административно-территориальными образованиями ряда иностранных государств, в частности, в соответствии с Протоколом IV заседания Смешанной комиссии Кабинета Министров Чувашской Республики Российской Федерации и Администрации Тренчанского края Словацкой Республики, по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (30 октября 2007 г., г. Чебоксары). Стороны в пределах своей компетенции выражают намерение развивать долгосрочные и всесторонние экономические, научнотехнические и культурные связи на принципах взаимной выгоды, взаимопонимания, уважения и доверия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Словацкой Республики; будут стремиться в пределах своей компетенции содействовать развитию торговли и сотрудничества между соответствующими промышленными предприятиями, сельскохозяйственными, исследовательскими и развивающими организациями, университетами и школами путем взаимного обмена специалистами, реализации представляющих взаимный интерес проектов, передачи «ноу-хау» и знаний. В соответствии с Памятной Запиской о встрече представителей Кабинета Министров Чувашской Республики Российской Федерации и Ассоциации «Марке Россия» Итальянской Республики (27 сентября 2005 г., г. Чебоксары) Стороны в рамках своей компетенции намерены осуществлять широкомасштабное взаимовыгодное сотрудничество во всех областях экономики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Итальянской Республики; принимая во внимание состояние и перспективы развития экономических отношений между государствами Сторон, а также в рамках своей компетенции будут стремиться: способствовать в соответствии с законодательствами двух государств обмену информацией, в том числе о приоритетных направлениях развития, и поощрять участие деловых кругов в совместных проектах; поощрять инвестиционную деятельность, создание организаций с

совместным капиталом, открытие представительств и филиалов компаний; сотрудничать в области образования и науки, расширять и укреплять связи между высшими учебными заведениями, научными организациями и учреждениями; способствовать осуществлению взаимных поездок и встреч делегаций специалистов по экономическим и техническим вопросам; информировать и поощрять участие в ярмарках и выставках, организацию деловых мероприятий, семинаров, симпозиумов и конференций.

Согласно Декларации о намерениях между Чувашской Республикой Российской Федерации и провинцией Манитоба Канады в области развития сельского хозяйства (6 октября 2005 г., г.Чебоксары) Стороны будут оказывать содействие друг другу в организации обмена торгово-экономическими делегациями с целью определения возможностей для взаимовыгодного сотрудничества в хозяйственной сфере; основываясь на результатах этого обмена делегациями и при взаимном согласии, Стороны разработают официальный документ - Соглашение о сотрудничестве, в котором будут подробно изложены интересы обеих Сторон по осуществлению конкретных проектов в области агропромышленного комплекса.

Кроме указанных выше документов принят и действует еще ряд документов: Протокол о намерениях между Правительством Чувашской Республики Российской Федерации и Администрацией области Пьемонт Итальянской Республики (18 октября 2004 г., г. Турин); Протокол о намерениях между Кабинетом Министров Чувашской Республики Российской Федерации и Администрацией области Венето Итальянской Республики (27 октября 2005 г., г. Венеция); Протокол № 4 заседания рабочих групп по координации и развитию сотрудничества между Республикой Беларусь и Чувашской Республикой Российской Федерации на 2009-2010 годы (23 июня 2009 г., г. Чебоксары) ; Протокол о намерениях между Кабинетом Министров Чувашской Республики Российской Федерации и Администрацией Краловеградецкого края Чешской Республики по торгово-экономическому и культурному сотрудничеству (3 апреля 2009 г., г. Градец Кралове).

Координация международных и внешне -экономических связей субъектов находится, согласно Конституции РФ (ст. 72), в совместном ведении федерации и ее субъектов. Это

означает, что координация таких связей определяется федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъектов. Как следует из Федерального закона от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», такие связи могут осуществляться в том числе в форме соглашений, заключаемых органами субъектов федерации с иностранными партнерами. В качестве иностранных партнеров могут выступать субъекты федерации и административно-территориальные образо -вания зарубежных государств. Кроме того, с согласия Правительства, соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей могут заключаться субъектами федерации и с органами власти иностранных государств (п. 1 ст. 1). Органы субъекта федерации имеют право заключать такие соглашения только в пределах полно -мочий, определенных законодательством федерации и соответствующего субъекта федерации. В Чувашской Республике, например, действуют: Соглашение о сотрудничестве между Министерством промышленности и энергетики Чувашской Республики и Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (31 октября 2007 г.); Соглашение о сотрудничестве между Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь и Министерством промышленности и энергетики Чувашской Республики Российской Федерации (30 октября

2007 г., г. Минск). Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемые органами субъектов, не могут содержать положения, противоречащие Конституции, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ, федеральному законодательству, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий, а также положения, ущемляющие законные интересы других субъектов (ст. 2). В определении Конституционного Суда от 27 июня 2000 года № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан» отмечается, что субъекты РФ, в том числе республики, могут

осуществлять международные и внешнеэкономические связи при условии, что они не затрагивают предусмотренные ст. 71 Конституции РФ (п. «к», «л», «м», «н») полномочия и прерогативы РФ (внешнюю политику и международные отношения РФ; международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборону и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защиту государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ)1. Соответствующие федеральные органы должны заблаговременно уведомляться органами субъектов федерации о вступлении в переговоры о заключении соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Подготовленный проект соглашения представляется для согласования в МИД, а при необходимости и в другие федеральные органы (ст. 4). Соглашения с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств заключаются органами субъектов по согласованию с МИД и другими федеральными органами, а соглашения с органами власти иностранных государств - с согласия Правительства и при наличии положительного заключения МИД, Министерства юстиции и других федеральных органов в соответствии с их компетенцией. Решение о таком согласии принимается, как правило, в форме распоряжения Правительства. Кроме того, соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами субъектов федерации с иностранными партнерами, подлежат государственной регистрации Министерством юстиции. При этом в государственной регистрации может быть отказано, если не соблюдены требования, установленные Федеральным законом «О координации международных и внешне -экономических связей субъектов Российской Федерации». Указанным федеральным законом определяется статус соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных субъектами федерации с иностранными партнерами. Такие соглашения независимо от формы,

1 См.: Вестник Конституционного суда Российской Федерации. - 2000.- № 5. С. 62.

наименования и содержания не являются международными договорами (ст. 7). Таким образом, субъекты федерации вправе заключать соглашения с иностранными партнерами об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, которые заключаются только в пределах полномочий субъекта федерации, по согласованию с МИД и другими соответствующими федеральными органами, и не являются международными договорами.

В последнее время динамика международных и внешнеэкономических связей Чувашской Республики с иностранными государствами значительно возросла, расширилась и география международных контактов республики, что, безусловно, позитивно влияет на развитие республики в целом. По данным Чувашской таможни в 2009 году в зоне деятельности Чувашской таможни экспортно-импортные операции осуществили 226 отправителей/получателей товаров2. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года их число уменьшилось на 33,5% (340), причем количество юридических лиц уменьшилось на 11,1% и составило 208 (2008 год -234), а количество физических лиц уменьшилось на 83% и составило 18 (2008 год -106).

Внешнеторговый оборот Чувашской Республики составил 329,52 млн. долларов США, в том числе экспорт - 195,04 млн. долларов США (59,2% от внешнеторгового оборота), импорт - 134,48 млн. долларов США (40,8%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот уменьшился на 144,18 млн. долларов США (на 30,4%), экспорт снизился на 113,64 млн. долларов США (на 36,8%), а импорт уменьшился на 30,54 млн. долларов США (на 18,5%). Сальдо торгового баланса положительное и составило 60,56 млн. долларов (преобладание экспорта). 75,6% стоимостного объема внешнеторгового оборота, 37,6% объема экспорта и 38% импорта обеспечила торговля со странами дальнего зарубежья.

По сравнению с аналогичным периодом

2008 года в торговле со странами дальнего зарубежья наблюдалось снижение объемов экспортных операций на 35,1%, объем импортных операций уменьшился на 9,2%. Объем импорта в торговле со странами СНГ снизился на 65,4%, объем экспорта снизился на 39,7%.

2 См.: Аналитическая справка Чувашской таможни о внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики за 2009 год // http://gov.cap.ru.

Ведущими торговыми партнерами региона являются при импорте: Япония (45,6% от стоимостного объема импорта), Китай (13,9%), Германия (7,6%), Италия (5,2%), Казахстан (3,8%), Швеция (3,1%); при экспорте: Нидерланды (21,9% от стоимостного объема экспорта), Казахстан (20,5%), Индия (12,2%), Украина (6,1%), Узбекистан (3,5%), Германия (3,4%), Латвия (3,3%), Туркмения (3,0%).

Соотношение основных групп товаров в товарной структуре экспорта составило: машиностроительная продукция (средства наземного транспорта, механические устройства и др.) - 43,7%, продукция химической промышленности, каучук (удобрения, органические химические соединения, изделия из резины и др.) - 21,1%, металлы и изделия из них (черные металлы, алюминий и др.)

- 5,7%, продовольственные товары - 3,6%. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года отмечалось уменьшение стоимостных объемов экспорта металлов и изделий из них на 18,1%, машиностроительной продукции на 28,5%, товаров химической промышленности на 16,5%. В то же время увеличился объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 10,4%.

В импорте распределение основных групп товаров следующее: машины, оборудование и транспортные средства (в основном механические устройства, электрические машины и оборудование, средства наземного транспорта, инструменты и аппараты оптические) - 74,4%, продукция химической промышленности, каучук - 20%, черные и цветные металлы, изделия из них - 2%, текстиль, текстильные изделия и обувь -1,6%. По сравнению с аналогичным периодом

2008 года отмечалось уменьшение стоимостных объемов импорта текстиля, текстильных изделий и обуви на 81,8%; металлов и изделий из них на 78,5%; химической продукции на 22,6%; увеличение машиностроительной продукции на 2,4%.

В число основных отправителей товаров вошли следующие предприятия: ОАО «Промтрактор», ОАО «Химпром», ОАО «Четра-Промышленные машины», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ОАО «Чувашторг-техника», ЗАО «Союзэлектроавтоматика». В число основных получателей товаров вошли следующие предприятия: ЗАО «Промтрактор-Вагон», ЗАО «Дюпон Химпром», ОАО «Химпром», ООО «Керамика», ОАО «Акконд», ООО «Чебоксарская птицефабрика».

В январе-марте 2010 года в зоне

деятельности Чувашской таможни экспортноимпортные операции осуществили 115 отправителей/получателей товаров3.

По сравнению с соответствующим периодом 2009 года их число уменьшилось на 1,7% (117), количество юридических лиц уменьшилось на 3,5% и составило 109 (2009 год - 113), количество физических лиц, оформлявшихся в зоне деятельности Чувашской таможни в январе-марте увеличилось и составило 6 (2009 год - 4), увеличение на 50%.

Внешнеторговый оборот Чувашской Республики составил 66,05 млн. долларов США, в том числе экспорт - 42,74 млн. долларов США (64,7% от внешнеторгового оборота), импорт - 23,31 млн. долларов США (35,3%). По сравнению с аналогичным периодом 2008 года оборот увеличился на 5,5 млн. долларов США (на 9,1%), экспорт увеличился на 14,88 млн. долларов США (на 53,4%), а импорт уменьшился на 9,38 млн. долларов США (на 28,7%). Сальдо торгового баланса - положительное и составило 19,43 млн. долларов (преобладание экспорта). 75,4% стоимостного объема внешнеторгового оборота, 41,9% объема экспорта и 33,5% импорта обеспечила торговля со странами дальнего зарубежья.

По сравнению с аналогичным периодом 2009 года в торговле со странами дальнего зарубежья наблюдалось увеличение объемов экспортных операций на 69,2%, объем импортных операций снизился на 27,7%. Объем импорта в торговле со странами СНГ также снизился на 43,1%, объем экспорта увеличился на 30,9%. Ведущими торговыми партнерами региона являются при импорте: Дания (35,6% от стоимостного объема импорта), Китай (16,3%), Германия (15,7%), США (7,3%); при экспорте: Казахстан (22,3% от стоимостного объема экспорта), Нидерланды (15,8%), Индия (8,6%), Малайзия (7,3%), Украина (7%).

Соотношение основных групп товаров в товарной структуре экспорта составило: машиностроительная продукция (средства наземного транспорта, механические устройства и др.) - 40,2%, продукция химической промышленности, каучук (удобрения, органические химические соединения, изделия из резины и др.) - 32,6%, минеральные продукты (в т.ч. топливноэнергетические товары) - 16,4%, металлы и изделия из них (черные металлы, алюми-

3 См.: Аналитическая справка Чувашской таможни о внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики за 1 квартал 2010 года // http://gov.cap.ru.

ний и др.) - 5%, продовольственные товары

- 3,6%.

По сравнению с аналогичным периодом

2009 года отмечалось увеличение стоимостных объемов экспорта товаров химической промышленности на 43,2%, машиностроительной продукции на 20,4%, металлов и изделий из них на 72,6%. В то же время уменьшился объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 10,5%. В импорте распределение основных групп товаров следующее: машины, оборудование и транспортные средства (в основном механические устройства, электрические машины и оборудование, средства наземного транспорта, инструменты и аппараты оптические) - 76,4%, продукция химической промышленности, каучук - 18,8%, черные и цветные металлы, изделия из них - 2%.

По сравнению с аналогичным периодом

2009 года увеличился объем импорта металлов и изделий из них на 9,3%. Уменьшился объем импорта химической продукции на 22,9%, машиностроительной продукции на 29,4%, текстиля, текстильных изделий и обуви в 82,9%. В число основных отправителей товаров вошли следующие предприятия: ОАО «Химпром», ОАО «Промтрактор», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ЗАО «Союзэлектро-автоматика», ОАО «Конкорд+», ОАО «Чуваш-торгтехника». В число основных получателей товаров вошли следующие предприятия: ООО «Чебоксарская птицефабрика», ОАО «Химпром», ОАО «Промтрактор», ОАО «Акконд», ЗАО «Дюпон Химпром».

Внешнеторговый оборот Чувашской таможни составил 71,51 млн. долларов США, в том числе экспорт - 39,54 млн. долларов США (55,3% от внешнеторгового оборота), импорт - 31,97 млн. долларов США (44,7%). По сравнению с аналогичным периодом 2009 года оборот увеличился на 2,75 млн. долларов США (на 4%), экспорт увеличился на 11,21 млн. долларов США (на 39,5%), а импорт уменьшился на 8,46 млн. долларов США (на 20,9%). Сальдо торгового баланса положительное и составило 7,57 млн. долларов (преобладание экспорта).

Как отмечено в республиканской целевой программе «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2005-2010 годы», в товарной структуре экспорта основные позиции занимает продукция машиностроительной отрасли и химического комплекса, на долю которых приходится 50% и 36,1% соответственно.

Товарная структура импорта представлена продукцией химической промышленности (61,1% от общего объема импорта в 2003 году) и машиностроения (34,1%), что обусловлено потребностью промышленных предприятий в оборудовании и комплектующих, сырье и химических компонентах для химических производств республики.

В настоящее время в Чувашской Республике действует целевая программа «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 20102020 годы», которая разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 января 2009 г. № 1 «О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2009 года «Успехи Чувашии - в инициативе каждого!»4. Целями Программы являются: совершенствование и развитие внешнеэкономических связей организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики, обеспечение условий для вовлечения их в систему мирового разделения труда; создание максимально благоприятных и стабильных условий, способствующих активному притоку инвестиционных ресурсов в экономику республики на основе комплексной и эффективной поддержки организаций, привлекающих инвестиции.

Регламентирующими документами для разработки Программы являются федеральные законы «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Закон Чувашской Республики «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике».

В программе отмечено, что на протяжении последних лет прослеживается устойчивое динамичное развитие экономики Чувашской Республики. Внешнеэкономическое сотрудничество, выступающее дополнительным фактором развития хозяйственного

4 Собрание законодательства Чувашской Республики, 2009 г., №3, ст. 1236.

комплекса республики, также развивается поступательными темпами. В 2008 году внешнеторговый оборот достиг рекордного для внешнеэкономической деятельности республики значения - 473,7 млн. долларов США и по сравнению с 2007 годом увеличился на 14,3 процента (по России - на 32,2 процента). Положительная динамика роста внешнеторгового оборота наблюдается с 2005 года и характеризуется опережающим ростом экспортных поставок над импортными, в результате чего сальдо внешнеторгового оборота в прошедшем году составило 143,7 млн. долларов США. Организации республики поставляют свою продукцию более чем в 70 стран мира. В общем объеме внешнеторгового оборота около двух третей всех поставок в 2008 году приходилось на долю стран дальнего зарубежья. Взаимодействие с партнерами экономически развитых стран на платежеспособных рынках с развитой инфраструктурой бизнеса остается приоритетным для организаций-экспортеров. В региональной структуре внешней торговли особое место как крупнейший экономический партнер занимает Европейский Союз. На его долю в

2008 году приходилось 51,7 процента внешнеторгового оборота республики (в 2007 году

- 36,8 процента), на страны ЕврАзЭС - 21,0 процента (в 2007 году - 19,7 процента), на страны АТЭС - 9,6 процента (в 2007 году -13,5 процента). Основными торговыми странами-партнерами во внешнеторговом сотрудничестве являются Казахстан - 17,1 процента (в 2007 году - 14,5 процента), Нидерланды - 11,8 процента (в 2007 году -4,1 процента), Германия - 9,4 процента (в 2007 году - 9,8 процента), Украина - 7,3 процента (в 2007 году - 11,1 процента), Китай - 5,2 процента (в 2007 году - 7,4 процента). Потенциально привлекательными представляются рынки стран СНГ, развивающихся стран Ближнего Востока, Северной Африки и Азии.

Несмотря на положительную динамику, ряд факторов продолжает оказывать негативное влияние на развитие внешнеэкономической деятельности, в числе которых отмечается и несовершенство нормативной правовой базы. Поэтому для достижения поставленных в Программе целей необходимо решение следующих задач: формирование правовых, экономических, организационных и иных условий для дальнейшего развития инвестиционной деятельности и торгово -экономического сотрудничества республики с субъектами Российской Федерации и зару-

бежными странами; повышение конкурентоспособности продукции, стимулирование экспорта; формирование на внешнем рынке благоприятного имиджа Чувашской Республики; повышение инвестиционной активности организаций реального сектора экономики; развитие новых форм сотрудничества с использованием возможностей федеральных, международных инвестиционных фондов и программ, стимулирующих приток инвестиций в Чувашскую Республику.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2010-2020 годах. Для реализации целей и задач Программы предполагается осуществить комплекс мероприятий, включая совершенствование нормативной правовой базы инвестиционной деятельности и деятельности, направленной на содействие развитию внешнеэкономических связей Чувашской Республики. Основными мероприятиями Программы являются: совершенствование нормативной правовой базы инвестиционной деятельности и деятельности, направленной на содействие развитию внешнеэкономических связей Чувашской Республики; создание благоприятных условий для продвижения товаров и услуг организаций на внешние рынки; организационная поддержка развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности; установление и развитие отношений с субъектами РФ, странами ближнего и дальнего зарубежья, взаимодействие с федеральными органами государственной власти, посольствами и торговыми представительствами иностранных государств в РФ и посольствами и торговыми представительствами РФ в зарубежных странах, международными организациями; организация и участие в торговых выставках, ярмарках, специализированных форумах (конференциях, семинарах и др.), мероприятиях международного и российского уровня; финансовая поддержка развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности; информационная поддержка развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. Таким образом, глобализация и участие субъектов федерации в международных отношениях, а также несовершенство правовой базы участия субъектов федерации в международных и внешнеэкономических отношениях ставят перед федеративными государствами ряд правовых проблем: во-первых, провести оптимально возможное разграничение полномочий федеральных органов государственной власти

и органов государственной власти субъектов федерации в сфере международных и внешнеэкономических связей; во-вторых, осуществлять координацию международной деятельности субъектов федерации в целях достижения единства в проведении внешней политики федеративного государства.

Источники и литература

1. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., №29, ст. 2757.

2. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г., № 50, ст. 4850.

3. Соглашение о сотрудничестве между Министерством промышленности и энергетики Чувашской Республики и Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (31 октября 2007 г.) // http://gov.cap.ru.

4. Декларация о намерениях между Чувашской Республикой Российской Федерации и провинцией Манитоба Канады в области развития сельского хозяйства (6 октября 2005 г., г.Че-боксары) // http://gov.cap.ru.

5. Протокол о намерениях между Правительством Чувашской Республики Российской Федерации и Администрацией области Пьемонт Итальянской Республики (18 октября 2004 г., г. Турин) // http://gov.cap.ru.

6. Протокол о намерениях между Кабинетом Министров Чувашской Республики Российской Федерации и Администрацией области Венето Итальянской Республики (27 октября 2005 г., г. Венеция) // http://gov.cap.ru.

7. Протокол о намерениях между Кабинетом Министров Чувашской Республики Российской Федерации и Администрацией Краловеградецкого края Чешской Республики по торгово-экономическому и культурному сотрудничеству (3 апреля

2009 г., г. Градец Кралове) // http://gov.cap.ru.

8. Соглашение о сотрудничестве между Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь и Министерством промышленности и энергетики Чувашской Республики Российской Федерации (30 октября 2007 г., г. Минск) // http://gov.cap.ru.

9. Протокол IV заседания смешанной комиссии Кабинета Министров Чувашской Республики Российской Федерации и Администрации

Тренчанского края Словацкой Республики по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (30 октября 2007 г., г.Чебоксары) // http://gov.cap.ru.

10. Памятная Записка о встрече представителей Кабинета Министров Чувашской Республики Российской Федерации и Ассоциации «Марке Россия» Итальянской Республики (27 сентября 2005 г., г. Чебоксары) // http://gov.cap.ru.

11. Протокол № 4 заседания рабочих групп по координации и развитию сотрудничества между Республикой Беларусь и Чувашской Республикой Российской Федерации на 2009-2010 годы (23 июня 2009 г., г. Чебоксары) // http://gov.cap.ru.

12. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января 2005 года № 8 «О республиканской целевой программе «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2005-2010 годы» / Собрание законодательства Чувашской Республики, 2005 г., № 1, ст. 45.

13. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 марта 2001 г. № 35 «О порядке заключения соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Чувашской Республики» // Собрание законодательства Чувашской Республики, 2001 г., № 3-4, ст. 155.

14. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. №106 «О республиканской целевой программе «Государственное стимулирование развития внешне -экономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» // Собрание законодательства Чувашской Республики, 2009 г., №3, ст. 1236.

15. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан» // Вестник Конституционного суда Российской Федерации.

- 2000.- № 5. С. 62.

16. Аналитическая справка Чувашской таможни о внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики за 2009 год // http:// gov.cap.ru.

17. Аналитическая справка Чувашской таможни о внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики за 1 квартал 2010 года / / http://gov.cap.ru.

V. V. ANDREEV, E.I. Antonova. CHUVASH REPUBLIC INTERNATIONAL AND FOREIGN TRADE ACTIVITY LEGAL REGULATION UNDER CONDITIONS OF GLOBALISATION.

The article is devoted to the analysis of legal regulation of international and foreign economic

activity of Chuvash Republic and aimed at legislative development in the sphere of foreign relations involving constituent entities.

Key words: international and foreign trade relations, international legal personality of the constituent entity, international and foreign trade relations of Chuvash Republic.

АНДРЕЕВ Валерий Витальевич, родился в 1G58 г., окончил Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1G82), аспирантуру академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (1GGG), канд. ист. наук, доцент, ректор Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 115 работ.

АНТОНОВА Елена Ивановна, родилась в 1G71 г., окончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1GG3), Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1GG7), аспирантуру Чебоксарского кооперативного института (2002), канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 110 работ.

УДК 341.213.4

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ*

Е.И. Антонова, Е.Е. Ященко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена исследованию содержания международной правосубъектности Чувашской Республики и направлена на совершенствование законодательства в сфере международных отношений с участием субъектов федерации.

Ключевые слова: международная правосубъектность Чувашской Республики; международные и внешнеэкономические связи Чувашской Республики.

Международные связи субъектов Российской Федерации в современных условиях свидетельствуют о том, что практика участия субъектов федерации в международных отношениях служит дополнительной возможностью межгосударственного сотрудничества. Вместе с тем, многообразие федеративных государств, уникальность положения многих из них не позволили мировому сообществу выработать единые подходы относительно правовых основ осуществления субъектами федераций самостоятельных международных связей, а возможность участия субъектов федераций в международных отношениях и пределы такого участия устанавливаются исключительно национальным правом каждого государства. Чувашская Республика имеет позитивный опыт развития международного сотрудничества в различных сферах: экономической, культурной, образовательной. Безусловно, все это нуждается в совершенствовании, обновлении и модернизации в связи с возникающими новыми задачами и проблемами.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект 09-03-22306 а/В.

В соответствии со ст. 66 Конституции Российской Федерации статус Чувашской Республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чувашской Республики. Ст. 1 Конституции Чувашской Республики гласит: «Чувашская Республика - Чувашия есть республика (государство) в составе Российской Федерации». Обладая международной правосубъектностью, Чувашская Республика вправе быть участником различного рода международных и внешнеэкономических связей, в числе которых в современных условиях особую актуальность и распространение получают гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ субъекты РФ являются равноправными участниками гражданского оборота и в связи с этим свободно могут вступать и в частные отношения международного характера, связанные с оборотом товаров, работ, услуг и иных объектов гражданского права. При этом субъекты федерации также вправе заключать внешнеторговые соглашения с иностранными физическими и юридическими лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.