Научная статья на тему 'Интеграция предприятий Республики Коми в мировое экономическое пространство'

Интеграция предприятий Республики Коми в мировое экономическое пространство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTEGRATION / ECONOMICS TERRITORY / INTERNATIONAL ECONOMIC AFFAIRS / SOCIO-ECONOMICS PROGRESS / FOREIGN ECONOMICS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чужмарова Светлана Ивановна

В современных условиях большое значение имеет интеграция России и Республики Коми в мировое экономическое пространство. Формирование международных экономических связей обусловлено необходимостью решения проблем социально-экономического развития Республики Коми. В международном разделении труда Республика Коми выступает как экспортер сырьевых ресурсов и импортер оборудования и механических устройств. В статье проведен анализ внешнеэкономической деятельности республики и определены проблемы интеграции. Предлагаются направления регулирования внешнеэкономической деятельности, призванные способствовать социально-экономическому развитию Республики Коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At present Russia and Komi Republic integration in world economic territory is of importance. The formation of international economic relations is conditioned by the necessity of Komi Republic socio-economic problems solving. Komi Republic is a raw resources exporter and industrial equipment and mechanical devices importer in international division of labour. In this article Komi Republic foreign economic activity is analyzed and integration problem is defined. In this article we suggest directions for governing Komi Republic foreign economics activity.Integration, economics territory, international economic relations, socio-economics progress, foreign economics activity.

Текст научной работы на тему «Интеграция предприятий Республики Коми в мировое экономическое пространство»

Интеграция предприятий Республики Коми в мировое экономическое пространство

С. И. Чужмарова

В последние годы отмечается усиление внешнеэкономических связей предприятий Республики Коми. Формирование международных экономических связей обусловлено необходимостью решения проблем социально-экономического развития Республики Коми. Среди важнейших мероприятий пространственной интеграции экономики России можно выделить: проведение государственной внешнеэкономической политики, гармонизирующей внешнеэкономическую деятельность регионов на основе общего законодательства и опираясь на международный авторитет федерального центра. [2. С. 41-57, 74-87].

Дезинтеграции экономического пространства российских регионов усилила внимание организаций Республики Коми работе на экспорт. При этом в республике не только вырос удельный вес экспорта и импорта в оптовой торговле, но и межрегиональные поставки опосредованно обслуживают экспортные интересы других регионов. В настоящее время разрабатываются проекты среднетиманских бокситов, печорских углей для организаций промышленности Уральского региона, значительно ориентированных на экспорт. Значительные объемы вывоза бумаги из ООО «Монди Бизнес Пейпа «Сыктывкарский ЛПК» осуществляются в г. Москву [3. С. 47-48].

Основой благополучия Республики Коми является наличие эффективно функционирующих организации с устойчивым платежеспособным спросом, высоким уровнем рентабельности, поставляющих значительную часть своей продукции на экспорт: организации топливноэнергетического и лесопромышленного комплексов. При этом в Республике Коми функционируют так же неплатежеспособные организации с низкой или отрицательной рентабельностью, неконкурентоспособностью выпускаемой продукции, отсутствующими платежеспо-

собными потребителями (организации сельскохозяйственной и лесохозяйственной ориентации). Преобладание указанных организаций обуславливает социально-экономические проблемы северных территорий, в том числе недостаточность бюджетных средств, низкий уровень жизни населения и др. Исследование взаимозависимости социально-экономического состояния отдельных территорий Республики Коми и их участия во внешнеэкономических связях выявило, что наименее затронуты депрессией северные территории с высокой долей добывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, широко включенные во внешнеэкономические связи [6. С. 8-10].

Одной из основных причин зависимости социально-экономического положения Республики Коми от уровня включенности его организаций в экспортные операции являются ограничения возможностей внутреннего рынка, обусловленные низким платежеспособным спросом, сдерживающим развитие промышленности. Платежеспособный спрос для ограниченного круга товаров, производимых в республике, обеспечивает только внешний рынок. При этом ограничение возможности экспорта отечественных товаров обусловлено высокой конкуренцией на мировых рынках.

Внешнеэкономическая деятельность Республики Коми включает следующие направления: внешняя торговля (реализация товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности), международное инвестиционное сотрудничество (привлечение инвестиций, финансовая аренда (лизинг), кредиты, полученные от совладельцев организаций, кредиты международных финансовых организаций), международное производственное сотрудничество, международное научнотехническое сотрудничество.

Республика Коми имеет четыре уровня внешнеэкономических связей: с традиционными партнерами РФ (США, Германия, Австрия и др.); членами Содружества Независимых Государств (СНГ); бывшими союзными республиками, не входящими в СНГ; на уровне субъектов РФ, имеющими различные права и ответственность в сфере внешнеэкономических связей.

Наиболее крупными участниками внешнеэкономической деятельности в Республике Коми являются природопользователи - производители экспортной продукции добывающих (нефтяная и газовая) и перерабатывающих (лесопромышленный комплекс) отраслей. В большинстве своем они имеют необходимую инфраструктуру экспортного сбыта и, как правило, без посредников реализуют свою продукцию на внешнем рынке. Эти организации выступают и как прямые импортеры оборудования, технологий, привлекают иностранные кредиты, участвуют в международной кооперации, привлекают иностранных инвесторов.

Участниками внешнеэкономической деятельности Республики Коми осуществляются прямые (предполагающие установление прямых связей между производителем и конечным потребителем на основе договора купли-продажи: экспорт и импорт без посредников) и косвенные операции, а также встречные (товарообменные) операции, при которых поставка товара увязывается на тех или иных условиях с закупкой товара либо наоборот оплата за поставляемый товар осуществляется поставками других товаров вместо платежа в денежной форме или в дополнение к нему. Основными формами встречных операций, применяемых в республике, являются товарообмен и соглашения о встречных закупках. Такая форма встречной операции как соглашения об авансовых закупках (поставках) в Республике Коми не применяется. Не осуществляются в республике и состязательные формы международной торговли, которые также влияют на налоговую базу участников внешнеэкономической деятельности: биржевая торговля, аукционы, торги.

Следует отметить, что в Республике Коми предпринят ряд мер, направленных на решение проблем интеграции предприятий республики в мировое экономическое пространство: принят Закон «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми», обеспечивающий гарантии прав инвесторов и поддержку

инвестиционной деятельности; разработан план мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности республики и активизации инвестиционной деятельности на 2007-2010 годы; Министерством промышленности и энергетики республики представлено 39 различных инвестиционных проектов и 5 инвестиционных предложений, успешная реализация которых позволит организациям промышленности расширить рынки сбыта продукции как внутри страны, так и увеличить экспортные поставки, в том числе: лесопромышленный комплекс -7; проекты, направленные на охрану окружающей среды и повышение производительности труда - 9; транспортный комплекс - 3; газовый комплекс - 2; нефтяной комплекс - 1; горнорудный комплекс - 8; стройиндустрия - 5; жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика - 6; агропромышленный комплекс - 3. Указанные меры дали определенные результаты. Инвестиции в основной капитал по Республике Коми увеличились в 4,8 раза (с 17098,1 млн рублей в 2000 г. до 82172,3 млн рублей в 2008 г.). Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в экономику Республики Коми составляет 25%.

За исследуемый период наблюдается значительное увеличение иностранных инвестиций в республику (с 54 млн долларов США в 2000 г. до 931,6 млн долларов США в 2008 г.). В структуре привлеченного капитала в 2008 г. преобладают прямые иностранные инвестиции

- 57,7%, в том числе 50,6% - кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций. Прочие иностранные инвестиции составили 42,1%, в том числе торговые кредиты -24,8%, прочие кредиты - 17,2%. Удельный вес портфельных инвестиций незначителен - 0,2%. Однако, при достигнутом росте объема инвестиций недостаточно для развития промышленности Республики Коми.

Серьезные проблемы связаны с направлениями иностранных инвестиций, значительная часть которых осуществлялась в ресурсоперерабатывающие отрасли: обрабатывающие производства - 83,7% (в основном обработка древесины и производство изделий из нее, целлюлозно-бумажное производство), добычу полезных ископаемых - 7,6%, т.е. в производство и реализацию сырья, а не конкурентоспособной готовой продукции северных товаропроизводителей. Поступление иностранных инвестиций в экономику Республики Коми по отдельным странам представлено в таблице 1.

Таблица 1

Поступление иностранных инвестиций в экономику Республики Коми по отдельным

странам, млн долл. [4]

Страна 2004 2005 2006 2007 2008

Инвестиций всего, в том числе: 72,9 159,8 321,1 389,4 931,6

Велико британия - - - 56,0 451,3

Австрия 62,5 118,9 111,5 Н.д. 145,4

Кипр 6,9 14,0 54,2 135,0 88,8

Италия - - - 17,3 24,3

Нидерланды - 18,2 88,8 - 17,4

Люксембург 2,2 2,1 55,5 19,4 9,9

Исследование показало (см. таблицу 1), что наиболее стабильное присутствие иностранных инвесторов из Кипра, Люксембурга, Австрии. Значительные объемы инвестиций поступали из Австрии и Великобритании, что связано с реализацией инвестиционных программ ОАО «Монди Бизнес Пейпа - Сыктывкарский ЛПК».

Проблема заключается в том, что в Республике Коми недостаточно внимания уделяется привлечению иностранных инвестиций из стран СНГ с целью развития внешнеэкономических связей с бывшими союзными республиками, а также инвестиций из других регионов России с целью развития производства конкурентоспособной продукции, востребованной на российском рынке. Следует отметить, что в республике создана Торгово-промышленная палата Республики Коми, деятельность которой регулируется Законом РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» [1]. Ее задачами в сфере внешнеэкономической деятельности являются: содействие развитию экспорта продукции республики, помощь участникам внешнеэкономической деятельности во внешнеторговых операциях, обучение и повышение квалификации предпринимателей в сфере внешнеэкономической деятельности, помощь зарубежным предпринимателям в нахождении надежных партнеров в Республике Коми и др. При этом указанной организацией, призванной содействовать всем формам предпринимательства, недостаточно внимания уделяется развитию международного сотрудничества.

Проблемы интеграции предприятий Респуб-

лики Коми в мировое экономическое пространство обуславливают необходимость заключения соглашений о торгово-экономических связях и научно-техническом сотрудничестве республики. При этом указанные соглашения достигнуты лишь с отдельными странами. Единичные организации республики выходят на прямые связи с зарубежными партнерами.

О попытках установления и поддержания деловых связей с международными организациями свидетельствует ряд проектов, реализуемых в республике: Фонда дикой природы, ТАСИС, ПРООН, ЮНИДО по промышленному развитию Республики Коми, основной задачей которого являлось продвижение приоритетных республиканских инвестиционных проектов на международный финансовый рынок. Представители республики принимали участие в работе симпозиумов по внешнеэкономической деятельности в США, Германии, Венгрии, Польше.

Об интеграции предприятий Республики Коми в мировое экономического пространства свидетельствует развитие внешнеторговых связей. Следует отметить, что Республика Коми развивает внешнеторговую деятельность с 89 странами, включая страны дальнего зарубежья и страны СНГ, в том числе со всеми бывшими союзными республиками. Однако при росте внешнеторгового оборота Республики Коми (с 1304,2 млн долл. в 2000 г. до 1607,2 млн долл. в 2008 г.) его доля незначительна -

0,2% внешнеторгового оборота России. Структура внешней торговли Республики Коми представлена в таблице 2.

Таблица 2

Географическое распределение внешней торговли Республики Коми, % [5]

Регионы - партнеры 2007 2008

ЕС 57,9 62,5

ОЭСР 53,3 62,0

СНГ 24,0 20,6

ЕврАзЭС 5,4 7,4

АТЭС 3,2 5,4

ОПЕК 3,8 3,5

Наибольший удельный вес во внешнеторговом обороте Республики Коми наблюдается со странами ЕС и ОЭСР, наименьший - со странами ОПЕК. В географической структуре внешней торговли Республики Коми ведущее

место занимают станы дальнего зарубежья (83,0%). На результаты внешнеторгового оборота непосредственное влияние оказывают особенности экспорта и импорта. Динамика экспорта Республики Коми представлена в таблице 3.

Таблица3

Динамика экспорта Республики Коми за 2000-2008 гг., (в фактически действовавших ценах; млн долл.)

Страна 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Страны вне СНГ - всего, в том числе: 1102,8 1095,4 120 7,3 545,0 642,1 83 0,0 846,2 966,0

Болгария 0,4 0,4 1,4 0,6 0,3 1,6 5,0 -

Велико британия 6,0 6,6 29,2 3 5,5 20,8 66,3 33,6 9,9

Венгрия 19,0 3,9 17,0 8,1 4,2 6,4 8,6 8,4

Германия 55,8 91,3 190,6 42,4 46,6 52,4 73,2 28,6

Дания 31,6 23,5 4,2 8,2 2,9 4,3 4,8 2,0

Египет 13,0 4,9 6,1 7,6 9,2 12,5 22,9 19,1

Индия 2,9 6,9 8,4 7,2 10,8 5,5 2,7 9,4

Иран 12,7 16,6 17,8 27,9 27,0 33,3 30,0 29,0

Италия 15,6 17,7 30,3 3 7,3 40,0 47,4 42,3 46,4

Китай 8,6 13,3 13,1 9,7 10,7 3,9 2,0 2,1

Латвия 20,7 21,9 6,6 12,5 40,8 45,7 75,6 43,0

Литва 8,7 161,6 9,1 6,2 7,4 5,7 29,3 5,4

Нидерланды 64,9 24,5 148,9 5 7,8 51,4 13 6,4 155,0 6,2

Польша 138,0 58,7 95,3 4 5,4 57,7 65,4 62,5 61,3

Румыния 5,3 1,0 1,0 0,6 0,9 1,0 2,3 -

Словакия 2,1 66,4 41,3 2,1 1,6 0,9 1,2 -

США 2,2 27,3 11,5 17,9 14,5 12,1 12,7 14,1

Турция 8,4 13,0 10,7 9,9 6,7 11,1 18,0 12,5

Финляндия 40,0 101,1 176,0 46,5 94,2 132,3 131,3 187,3

Чехия 46,6 97,2 18,1 1,2 0,6 0,1 0,1 0,2

Швейцария 6,4 - 68,8 2 8,5 67,0 36,4 0,3 -

Эстония 2,6 1,4 1,7 3,3 3,6 6,8 7,9 0,2

Страны СНГ - всего, в том числе: 42,3 93,5 103,1 175,4 224,4 185,4 316,4 263,2

Азербайджан 1,0 4,6 4,9 6,1 8,0 10,0 13,2 18,3

Армения 0,0 0,2 0,4 0,2 0,4 0,5 1,2 0,2

Беларусь 23,6 49,4 25,8 20,4 41,6 30,1 85,1 36,2

Грузия 0,1 1,3 1,5 1,2 1,7 1,6 1,6 1,3

Казахстан 3,9 8,2 11,3 19,0 26,5 32,2 46,0 45,5

Кыргызстан 0,9 1,0 1,5 2,0 2,5 3,3 3,9 4,6

Молдова 0,2 0,8 1,7 3,7 4,1 4,4 4,4 5,6

Таджикистан - 0,1 0,1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,9

Туркменистан 0,1 0,1 0,3 0,3 9,7 0,1 0,1 1,2

Узбекистан 3,0 1,0 1,4 2,8 8,1 14,2 17,9 20,6

Украина 9,5 26,8 54,1 119,2 121,5 88,7 142,7 128,8

Источник: данные Территориального публике Коми.

органа Федеральной службы государственной статистики по Рес-

Из данных таблицы 3 видно, что динамика экспорта из Республики Коми в отдельные страны нестабильна. Из стран дальнего зарубежья основными торговыми партнерами Республики Коми в экспорте являлись Финляндия (19,4% от общей стоимости экспорта в данные страны в 2008 г.), Польша (6,3%), Италия (4,8%), Латвия (4,5%), из стран СНГ - Украина (48,9% от общей стоимости экспорта в страны СНГ), Казахстан (17,3%).

В товарной структуре экспорта наибольший удельный вес занимает продукция природо-пользователей Республики Коми - конкурентоспособное сырье. В целом, на две основные группы сырья и материалов (энергоносители, древесина и целлюлозно-бумажные изделия) в 2008 г. приходилось 95,2% всего республиканского экспорта, при этом доля готовой продукции незначительна.

Таблица 4

Основные товары экспорта из Республики Коми в 2OOS г.

Страна Основные товары

Страны вне СНГ (78 стран)

Австрия Грибы, пиломатериалы, фанера, бумага, картон

Бразилия Техуглерод, бумага

Великобритания Техуглерод, фанера, бумага, картон

Венгрия Техуглерод, пиломатериалы, фанера

Германия Техуглерод, пластмассы и изделия из них, лесоматериалы, пиломатериалы, фанера, бумага, картон

Греция Техуглерод, пиломатериалы, фанера, бумага, картон

Египет Пиломатериалы, бумага, картон

Израиль Пиломатериалы, фанера, картон

Индия Техуглерод, ДВП, бумага

Иран Пиломатериалы, бумага, картон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Италия Грибы, техуглерод, пиломатериалы фанера, картон

Ливан Пиломатериалы, фанера, бумага

Литва Грибы, ягоды, пиломатериалы, фанера, бумага, картон, нетканые материалы

Нидерланды Техуглерод, фанера, картон, изделия из черных металлов

Польша Сжиженный газ, техуглерод, пиломатериалы, фанера, бумага, картон

Саудовская Аравия Пиломатериалы, фанера, бумага, картон

Сирия Пиломатериалы, бумага

США Техуглерод, фанера

Турция Техуглерод, пиломатериалы, фанера, бумага, картон

Финляндия Ягоды, газовый конденсат, нефтепродукты, сжиженный газ, лесоматериалы, фанера, картон, нетканые материалы

Страны СНГ (10 стран)

Азербайджан Пиломатериалы, ДСП, ДВП, фанера, бумага, картон, напольное покрытие (линолеум)

Казахстан Пиломатериалы, ДСП, ДВП, фанера, бумага, картон, туалетная бумага, нетканые материалы, напольное покрытие (линолеум)

Молдова Пиломатериалы, фанера, бумага, картон, нетканые материалы, линолеум

Узбекистан Техуглерод, пиломатериалы, ДСП, ДВП, бумага, картон, напольное покрытие (линолеум)

Украина Уголь каменный, нефтепродукты, битум нефтяной, техуглерод, пиломатериалы, шпон лущеный березовый, ДВП, фанера, бумага, картон, нетканые материалы и изделия из нетканого полотна

Источник: данные Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Природопользователи экспортируют из Республики Коми древесину и целлюлозно-бумажные изделия (лесоматериалы необработанные и обработанные, пиломатериалы фасонные, шпон лущеный, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанеру, древесную целлюлозу, бумагу, картон и изделия из бумажной массы), минеральные продукты (важнейшие

виды энергоносителей - уголь, нефть, газовый конденсат, нефтепродукты, газ), а также грибы и ягоды. При этом в различные страны экспортируется одни и те же виды продукции, что свидетельствует об ограниченном предложении северных товаропроизводителей. Динамика импорта в Республику Коми представлена в таблица 5.

Таблица 5

Динамика импорта в Республику Коми за 2000-2008 гг., (в фактически действовавших ценах; млн долл.)

Страна 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Страны вне СНГ - всего, в том числе: 129,2 88,7 171,9 114,1 208,8 167,6 220,5 367,8

Болгария 0,1 - - - - 0,1 - -

Велико британия 4,3 3,0 10,4 10,0 5,1 3,7 8,1 6,7

Венгрия 0,9 1,1 1,2 0,1 0,1 - 7,3 2,8

Германия 13,0 15,2 32,1 13,8 26,6 30,4 47,0 63,6

Дания 0,1 0,2 0,1 1,6 0,2 3,2 3,3 0,3

Индия - - - - - 0,4 - -

Италия 3,6 2,9 8,3 3,6 1,6 15,4 6,1 17,7

Китай 0,1 - 0,6 2,6 2,6 3,2 5,5 13,5

Латвия - - - 0,3 - - - -

Литва 2,5 - - - 0,1 - - -

Нидерланды 1,6 0,2 1,4 2,3 2,4 4,6 0,4 1,0

Польша 0,5 - - 4,3 0,7 20,5 10,9 24,0

Румыния - 1,3 0,1 - - - - -

Словакия - - 1,5 3,2 2,4 0,6 6,9 6,3

США 50,8 12,1 18,8 3,8 4,4 1,6 7,1 7,5

Турция 0,2 - 0,4 0,6 0,1 - 1,8 0,5

Финляндия 17,8 18,4 21,4 25,0 26,9 26,2 30,3 112,1

Чехия 1,1 5,8 31,0 8,0 7,8 11,6 3,1 13,1

Швейцария 2,3 1,1 2,2 1,1 1,1 1,8 0,9 2,4

Эстония - - - 0,4 0,1 0,7 0,2 2,1

Страны СНГ - всего, в том числе: 29,9 15,7 16,3 30,2 27,1 20,7 16,9 10,2

Беларусь 21,1 14,4 14,4 15,1 11,7 13,9 10,7 12,4

Казахстан 0,3 - 0,2 0,2 0,1 0,1 - 0,3

Молдова 0,3 0,1 - - - - 0,2 0,7

Туркменистан - - - - - - 0,1 -

Узбекистан 0,1 0,1 0,6 0,1 0,6 0,9 1,0 1,3

Украина 8,1 1,1 1,1 14,7 12,3 5,6 4,9 7,8

Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми.

Динамика импорта свидетельствует о нестабильности международных связей со многими странами. Наибольший удельный вес импорта в Республику Коми из стран дальнего зарубежья наблюдался из Финляндии (30,3% импорта из указанных стран в 2008 г.), Германии (17,3%), Польши (6,5%), из

стран СНГ - Украины (76,4%). При этом именно в указанные страны наблюдаются долговременные экспортные поставки. Таким образом, Республике Коми необходимо усилить внимание развитию международного сотрудничества с большинством других стран.

О проблемах интеграции предприятий Республики Коми в мировое экономическое пространство, влияющих на социально-экономическое развитие республики, свидетельствует товарная структура импорта. Проблема

заключается в том, что из республики вывозится сырье, а ввозится готовая продукция. Основным направлением импорта в республику является продукция машиностроительного комплекса (71,8%).

Таблица 6

Основные товары импорта в Республику Коми в 2OOS г.

Страны Основные виды продукции

Страны дальнего зарубежья (48 стран):

Австралия Оборудование и механические устройства

Австрия Электрические машины и оборудование; оборудование и механические устройства; прочие химические продукты; изделия из черных металлов.

Великобритания Оборудование и механические устройства; изделия из черных металлов; инструменты и аппараты оптические, измерительные, медицинские

Италия Оборудование и механические устройства; электрические машины и оборудование

Китай Пластмассы и изделия из них; оборудование и механические устройства

Германия Оборудование и механические устройства; электрические машины и оборудование; белковые вещества, модифицированные крахмалы; пластмассы и изделия из них

США Оборудование и механические устройства; изделия из черных металлов

Финляндия Оборудование и механические устройства; средства наземного транспорта, кроме железнодорожного; продукты неорганической химии; мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства, смазочные материалы; бумага и картон

Франция Изделия из черных металлов; мебель, постельные принадлежности, матрацы; оборудование и механические устройства

Чехия Оборудование и механические устройства; подвижной состав и их части, путевое оборудование.

Швеция Текстильные материалы; оборудование и механические устройства; средства наземного транспорта, кроме железнодорожного; бумага и картон

Польша Оборудование и механические устройства; мебель, постельные принадлежности, матрацы; электрические машины и оборудование; каучук, резина и изделия из них

Япония Изделия из черных металлов

Страны Содружества (4 страны)

Молдавия Продукция мукомольно - крупяной промышленности

Казахстан Продукция мукомольно - крупяной промышленности; пластмассы и изделия из них

Украина Оборудование и механические устройства; пластмассы и изделия из них

Узбекистан Продукты неорганической химии; пластмассы и изделия из них

Источник: данные Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Из данных таблицы 6 следует, что большинство стран ввозят в республику оборудование и механические устройства, что свидетельствует о серьезных проблемах развития промышленности, в частности машиностроительного комплекса Республики Коми и России в целом.

Завершая, отметим, что проведенный анализ позволяет определить основные направления регулирования внешнеэкономической деятельности, призванные способствовать социально-экономическому развитию Республики Коми, расширению внешней торговли, повышению налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Первое направление. Обеспечение государственной поддержки формирования импортозамещающих и экспортоориентированных обрабатывающих производств в Республике Коми. Вывоз сырья, включая круглый лес, нефть и природный газ - остается важной статьей республиканского экспорта. При этом основные стратегические ориентиры во внешнеторговой деятельности Республики Коми должны быть взяты на изменение структуры экспорта, повышение доли обработанной продукции, тем самым, обеспечение дополнительных поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет.

Второе направление. Содействие формированию внешнеэкономических связей Республики Коми путем обеспечения возможности кредитования закупки оборудования для развития экспортных производств, осуществления страховых операций, связанных с освоением новых рынков, при этом учитывая возможность включения процентов за пользование заемными средствами и затрат на страхование в расходы, принимаемые к вычету для целей налогообложения прибыли организаций.

Третье направление. Использование принципов территориального маркетинга для продвижения республиканских товаров на мировой рынок. Небольшие республиканские организации, не имеющие достаточного опыта и необходимых финансовых ресурсов, нуждаются в поддержке усилий по продвижению товаров на мировые рынки, т.к. затраты на продвижение продукции значительно превышают установленные финансовые пределы. Необходима поддержка товаропроизводителей Республики Коми в поиске новых рынков сбыта продукции, создание информационной базы о возможных иностранных партнерах, конъюнктуре рынков основных республиканских экспортных товаров.

Четвертое направление. Повышение инвестиционной привлекательности Республики Коми. Обеспечение успеха в решении вопросов развития международных экономических связей Республики Коми и привлечения иностранных инвестиций предоставит дополнительные возможности для развития производства конкурентоспособной продукции северных то-

варопроизводителей, востребованной на мировых рынках.

Пятое направление. Развитие таможенного администрирования путем использования новых информационных технологий, упрощение процедур расчетов и уплаты таможенных платежей, упорядочения проверок документооборота таможенными органами, улучшение условий для самостоятельного и добросовестного исполнения участниками внешнеэкономической деятельности Республики Коми обязанности по уплате таможенных платежей. Необходимо устранение экономических причин неполной собираемости таможенных платежей с участников внешнеэкономической деятельности (высокие ставки, несправедливое обложение, изъятие у плательщиков источников для их уплаты, ошибки налогового учета).

Библиография:

1. Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 07.07.1993 г. № 5340-1 (в редакции федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ).

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

3. Микушева Т.Ю. Теория и практика внешнеэкономической деятельности региона (опыт Республики Коми). - Сыктывкар, 2002.

- 148 с. (Коми научный центр УрО Российской АН).

4. Статистический ежегодник Республики Коми // Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми. Сыктывкар, 2008. - 451 с.

5. Таможенная статистика внешней торговли Республики Коми. Бюллетень. Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Северо-Западное таможенное управление. Сыктывкарская таможня. - Сыктывкар, 2009. - 42 с.

6. Чужмарова С.И. Социально-экономическое развитие Республики Коми в условиях реформирования налогообложения внешнеэкономической деятельности: монография. - Москва, 2009. - 196 с. - (Б-ка менеджера; Вып. 14).

$

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.