Научная статья на тему 'Проблемы и пути повышения экспортного потенциала лесопромышленного комплекса Республики Беларусь'

Проблемы и пути повышения экспортного потенциала лесопромышленного комплекса Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1035
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОБЛЕМЫ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / TIMBER COMPLEX / EXPORT POTENTIAL / PROBLEMS / DEVELOPMENT TRENDS / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селицкая Е.Н.

Предмет исследования экспортный потенциал лесопромышленного комплекса Республики Беларусь. Цель статьи изучение динамики и оценка экспортного потенциала лесопромышленного комплекса Республики Беларусь, выявление имеющихся проблем, определение направлений развития экспортного потенциала отрасли. Методы исследования системного анализа, сравнений, обобщений и аналогий, прямых расчетов, графический. Результаты работы. В статье рассмотрены вопросы повышения экспортного потенциала лесопромышленного комплекса Республики Беларусь. Проанализированы динамика экспорта товаров отрасли за 2000-2013 годы, структура и география поставок продукции, выявлены проблемы. Определены направления развития экспортного потенциала лесопромышленного комплекса, меры и механизмы по совершенствованию внешнеэкономической политики отрасли. Область применения результатов управление лесопромышленным комплексом. Результаты исследования могут быть использованы Министерством экономики Республики Беларусь, организациями лесопромышленного комплекса, учеными, студентами высших учебных заведений и аспирантами. Выводы. Исследование показало, что экспортный потенциал лесной индустрии Беларуси за 2001 2013 гг. возрос в 3,1 раза, однако темпы его прироста в последние годы из-за последствий мирового финансово-экономического кризиса снизились. Требует совершенствования и структура экспорта товаров отрасли в страны Европейского Союза. Ключевая задача лесопромышленного комплекса Беларуси повышение его конкурентоспособности и экспортного потенциала на основе активизации инновационной деятельности. Необходимо обеспечить приоритетное развития ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств по глубокой переработке древесного сырья, базирующихся на ресурсосберегающих и экологически безопасных технологиях. Предстоит также предпринять меры по диверсификации экспорта товаров и совершенствованию внешнеэкономической политики отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject of research export potential of timber industry of the Republic of Belarus. The purpose of the article to study the dynamics and assessment of export potential of timber industry complex of Belarus, identification of existing problems, identify areas of development of export potential of the industry. Research methods systems analysis, comparison, generalization and analogies, direct payments, graphic. Results. The questions of increasing the export potential of timber industry complex of the Republic of Belarus are considered. Analyzed are the dynamics of exports of goods of industry for 2000-2013, the structure and geography of deliveries of products, problems are identified. The directions of development of the export potential of the timber industry, measures and mechanisms to improve the industry's foreign economic policy are determined. Results using sphere management of timber industry complex. The results can be used by the Ministry of Economy, timber industry organizations, academics, university students and postgraduates. Conclusions. The study showed that the export potential of the forestry industry of Belarus for 2001 2013 increased by 3.1 times, but the pace of its growth in recent years due to the global financial and economic crisis decreased. The exports of goods structure in the European Union requires improvement. The key task of the timber industry complex of Belarus is the increase of its competitiveness and export capacity through innovative activities. It is necessary of ensure priority development of export-oriented and import-substituting production of deep processing of raw wood, based on resource-saving and environmentally friendly technologies. It is also necessary to take measures to diversify exports and improve the industry's foreign economic policy.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути повышения экспортного потенциала лесопромышленного комплекса Республики Беларусь»

УДК 339.564:630*794(476)

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Селицкая Е.Н.

Предмет исследования - экспортный потенциал лесопромышленного комплекса Республики Беларусь.

Цель статьи - изучение динамики и оценка экспортного потенциала лесопромышленного комплекса Республики Беларусь, выявление имеющихся проблем, определение направлений развития экспортного потенциала отрасли.

Методы исследования - системного анализа, сравнений, обобщений и аналогий, прямых расчетов, графический.

Результаты работы. В статье рассмотрены вопросы повышения экспортного потенциала лесопромышленного комплекса Республики Беларусь. Проанализированы динамика экспорта товаров отрасли за 2000-2013 годы, структура и география поставок продукции, выявлены проблемы. Определены направления развития экспортного потенциала лесопромышленного комплекса, меры и механизмы по совершенствованию внешнеэкономической политики отрасли.

Область применения результатов - управление лесопромышленным комплексом. Результаты исследования могут быть использованы Министерством экономики Республики Беларусь, организациями лесопромышленного комплекса, учеными, студентами высших учебных заведений и аспирантами.

Выводы. Исследование показало, что экспортный потенциал лесной индустрии Беларуси за 2001 - 2013 гг. возрос в 3,1 раза, однако темпы его прироста в последние годы из-за последствий мирового финансово-экономического кризиса снизились. Требует совершенствования и структура экспорта товаров отрасли в страны Европейского Союза. Ключевая задача лесопромышленного комплекса Беларуси - повышение его конкурентоспособности и экспортного потенциала на основе активизации инновационной деятельности. Необходимо обеспечить приоритетное развития ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств по глубокой переработке древесного сырья, базирующихся на ресурсосберегающих и экологически безопасных технологиях. Предстоит также предпринять меры по диверсификации экспорта товаров и совершенствованию внешнеэкономической политики отрасли.

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, экспортный потенциал, проблемы, направления развития, внешнеэкономическая политика.

PROBLEMS AND WAYS TO IMPROVE THE EXPORT POTENTIAL OF THE FORESTRY COMPLEX OF BELARUS

Selitskaya E.N.

Subject of research - export potential of timber industry of the Republic of Belarus.

The purpose of the article - to study the dynamics and assessment of export potential of timber industry complex of Belarus, identification of existing problems, identify areas of development of export potential of the industry.

Research methods - systems analysis, comparison, generalization and analogies, direct payments, graphic.

Results. The questions of increasing the export potential of timber industry complex of the Republic of Belarus are considered. Analyzed are the dynamics of exports of goods of industry for 2000-2013, the structure and geography of deliveries of products, problems are identified. The directions of development of the export potential of the timber industry, measures and mechanisms to improve the industry's foreign economic policy are determined.

Results using sphere - management of timber industry complex. The results can be used by the Ministry of Economy, timber industry organizations, academics, university students and postgraduates.

Conclusions. The study showed that the export potential of the forestry industry of Belarus for 2001 - 2013 increased by 3.1 times, but the pace of its growth in recent years due to the global financial and economic crisis decreased. The exports of goods structure in the European Union requires improvement. The key task of the timber industry complex of Belarus is the increase of its competitiveness and export capacity through innovative activities. It is necessary of ensure priority development of export-oriented and import-substituting production of deep processing of raw wood, based on resource-saving and environmentally friendly technologies. It is also necessary to take measures to diversify exports and improve the industry's foreign economic policy.

Key words: timber complex, export potential, problems, development trends, foreign policy.

Постановка проблемы. Проблема повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности относится к числу приоритетных для всех отраслей народного хозяйства Республики Беларусь. Особую актуальность она имеет для лесного сектора экономики, что обусловлено благоприятными предпосылками для его развития: весомые запасы лесосырьевых ресурсов (по запасам древостоя на душу населения Беларусь в 2,3 раза превышает среднемировой уровень) и наличие квалифицированных кадров.

Изложение основного материала статьи. Как показало исследование, проведенное автором по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстат), за 2000 - 2013 гг. объемы экспорта продукции лесопромышленного комплекса возросли в 3,1 раза и достигли в 2013 г. 1384 млн долл. США.

Самым трудным для осуществления экспортных операций организациями лесопромышленного комплекса Беларуси оказался 2009 г., поскольку практически все его традиционные торговые партнеры (Россия и страны ЕС) оказались «во власти» мирового финансово-экономического кризиса. Снизился спрос на товары отрасли, резко упали цены. В итоге объем экспорта продукции в 2009 г. сократился по сравнению с 2008 г. более чем в 1,6 раза и составил 717 млн долл. США. О динамике экспорта товаров отрасли за этот период можно судить по данным рисунка 1.

В настоящее время на долю товаров лесопромышленного комплекса приходится 3,7% всего объема экспорта страны. Наиболее весом этот показатель был в 2000 г. - 6,1%, а затем он постепенно снижался. Это позволяет сделать вывод: конкурентоспособность продукции и экспортный потенциал отрасли недостаточны для широкого выхода на внешние рынки.

Следует отметить, что отечественный лесопромышленный комплекс Беларуси является экспортоориентированным: ежегодно за рубеж поставляется более 50% всей произведенной им продукции. География экспорта «лесных» товаров из Беларуси широка: в 2013 г. число стран покупателей этой продукции составило свыше 60. В основном это государства Европы и Азии.

На долю стран СНГ приходится 69,7% всего объема поставок, ЕС - 28,6%, других государств - 1,7%. Россия по-прежнему остается нашим главным торговым партнером - 52,2% всего белорусского экспорта продукции лесного комплекса.

В пятерку крупных покупателей товаров отрасли также входят: Польша (9,2% всего экспорта), Казахстан (7,9), Германия (6,4) и Литва - 3,8% (рисунок 2).

Наиболее динамично в 2001 - 2013 гг. наращивались масштабы экспорта товаров лесной индустрии Беларуси в страны СНГ: Армению (рост в 68 раз), Таджикистан (49), Азербайджан (47), Казахстан (43), в Кыргызстан и Туркменистан - увеличение

© Селицкая Е.Н., 2014

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 22/1

191

соответственно в 10 и 12 раз. Из стран вне СНГ наиболее весомый рост экспорта имел место в Польшу, Литву и Грузию (в 6 раз), Эстонию и Швецию (почти в 5 раз), Канаду - в 4 раза.

Рисунок 1. Динамика экспорта товаров лесопромышленного комплекса Республики Беларусь за 2000 - 2013 годы, млн долл. США

Источник: составлено автором по данным Белстата

Рисунок 2. Структура экспорта товаров лесопромышленного комплекса Республики Беларусь в 2013 г. в разрезе основных стран-партнеров, (в %):

1 - Россия; 2 - Польша; 3 - Казахстан; 4 - Германия; 5 - Литва; 6 - Азербайджан;

7 - Украина; 8 - Латвия; 9 - Бельгия; 10 - Франция; 11 - Нидерланды; 12 - Эстония; 13 - другие государства Источник: составлено автором по данным Белстата

В современной структуре экспорта товаров лесной индустрии доминируют две товарные группы: древесина и изделия из нее (49,6%), мебель и ее части (35,2%). Поскольку отрасли химической переработки древесины в Беларуси развиты слабо, невысока и доля их продукции в структуре экспорта: бумага, картон и изделия из них - 12,9%, товары лесохимии - 0,3% (таблица 1).

Анализ показал, что в целом структуру экспорта товаров лесного сектора Беларуси в основном можно признать рациональной: в ней доминирует продукция глубокой переработки древесного сырья и с высокой добавленной стоимостью - мебель, обои, клееная фанера, древесноволокнистые и древесностружечные плиты, другие изделия из древесины, бумаги, картона.

Таблица 1. Структура экспорта товаров лесопромышленного комплекса Республики Беларусь в 2013 г. по видам товаров и некоторым странам, %_

Товарная группа, вид товара, код по ТН ВЭД Структура экспорта -всего в том числе по странам экспорта

Россия Польша Казахстан Германия Литва

Древесина и изделия из нее (44) 49,6 28,6 91,2 39,8 78,5 82,5

в том числе

древесина топливная (4401) 4,0 0,0 22,9 0,0 10,5 11,2

лесоматериалы необработанные (4403) 7,8 0,1 53,3 0,0 3,0 16,2

лесоматериалы продольно-распиленные (4407) 9,1 0,6 2,2 0,0 39,1 28,4

плиты древесностружечные и древесноволокнистые (4410+4411) 9,9 12,4 3,3 17,3 0,1 6,5

фанера клееная (4412) 4,9 3,2 8,3 1,8 6,6 8,3

изделия деревянные строительные (4418) 7,4 8,5 0,1 15,2 0,6 3,9

Бумага, картон и изделия из них (48) 12,9 17,6 3,4 4,3 0,1 10,4

в том числе

обои и настенные покрытия (4814) 4,2 6,5 0,1 3,1 0,0 1,6

Мебель и ее части (9401+9403) 35,2 52,0 3,4 50,9 21,4 4,6

Прочая продукция - всего 2,3 1,8 2,0 5,0 0,0 2,5

в том числе

спички (3605) 1,1 0,5 0,0 4,6

продукция лесохимии (3805+3806) 0,3 0,4 0,2 0,0 0,1

древесная масса, целлюлоза (47) 0,6 0,5 1,4 0,0 2,2

предметы гигиены для женщин и детей (9619) 0,3 0,3 0,3 0,4 0,2

Источник: составлено автором по данным Белстата

Наиболее рациональна структура экспорта в страны СНГ. Менее сбалансирована и требует совершенствования структура поставок товаров на рынки некоторых стран ЕС, например, Польши, Германии и Литвы, где пока наиболее востребованы древесина топливная и деловая (лесоматериалы необработанные), а также изделия ее первичной обработки -лесоматериалы продольно-распиленные. Есть и позитивные примеры: в структуре экспорта товаров отечественного лесопромышленного комплекса во Францию доминирует мебель - 51,4%.

Выход на западные рынки с продукцией глубокой переработки древесины затруднен по ряду причин. Прежде всего, из-за недостаточной конкурентоспособности некоторых ее видов (древесноволокнистые плиты, спички и др.) по качеству, экологическим параметрам, ценовому фактору.

Так, например, с введением в Европейском Союзе нового законодательства в отношении производителей химических веществ (регламент REACH), в том числе для клеев используемых при выпуске клееной фанеры, перед организациями отечественной фанерной промышленности возникли новые задачи по повышению уровня экологической чистоты их экспортной продукции [1].

Кроме того, многие страны защищают своих товаропроизводителей от внешних конкурентов высокими таможенными пошлинами и квотами; нередко к этим барьерам добавляются и политические факторы.

Несмотря на эти трудности, белорусская мебель уже сейчас поставляется почти в 40 стран мира, в том числе в высокоразвитые: Францию, Германию, Австрию, Бельгию, Данию, Италию, США, Канаду и другие. Основным же покупателем нашей мебели традиционно остается Россия - свыше 77% всего экспорта этого товара.

Снижение спроса на продукцию отечественного лесопромышленного комплекса в связи с влиянием мирового финансово-экономического кризиса на традиционных рынках ее сбыта - страны СНГ и ЕС - поставило перед организациями отрасли проблему диверсификации экспорта.

В 2009 г. начато освоение новых рынков сбыта в 25 странах Азии, Африки, Ближнего Востока, Центральной и Южной Америки и других континентов. Однако объемы поставок товаров отрасли на новые рынки пока небольшие. Это связано с рядом факторов, в частности, нестабильностью ситуации в некоторых странах Ближнего Востока и Африки.

Однако есть и некоторые позитивные результаты: в 2013 г. на рынок Китая поставлено белорусских «лесных» товаров на сумму 8,6 млн. долл. США, что многократно превышает уровень 2010 года.

Подводя итоги проведенного анализа можно сделать выводы:

- экспортный потенциал лесной индустрии Беларуси за 2001 - 2013 гг. возрос в 3,1 раза, однако темпы его прироста в последние годы из-за последствий мирового финансово-экономического кризиса;

- необходимо повышение уровня конкурентоспособности продукции отрасли и дальнейшее наращивание экспортного потенциала;

- структура экспорта товаров лесопромышленного комплекса в страны Европейского Союза требует совершенствования;

- предпринимаются меры по диверсификации экспорта товаров отрасли, однако объемы поставок на новые рынки сбыта пока незначительные.

В развитии лесопромышленного комплекса Беларуси, в том числе и наращивании его экспортного потенциала, имеется ряд нерешенных проблем: слабая инновационная активность, низкий процент обновления активной части основных средств отрасли, сложное финансовое состояние ряда предприятий из-за последствий мирового кризиса, неконкурентоспособность некоторых товаров.

Ключевая задача лесопромышленного комплекса Беларуси на перспективу - повышение его конкурентоспособности и экспортного потенциала на основе активизации инновационной деятельности и кардинального обновления основных средств, модернизации действующих и создания новых производств по глубокой переработке древесного сырья.

Для этого необходимо принятие ряда мер:

- совершенствование структуры отрасли путем опережающего развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств по химико-механической и химической переработке древесного сырья и отходов, базирующихся на ресурсосберегающих и экологически безопасных технологиях;

- выявление неэффективных предприятий и принятие к ним соответствующих мер (санация, перепрофилирование, ликвидация);

- повышение уровня конкурентоспособности продукции и расширение ее ассортимента, улучшение дизайна и упаковки; внедрение современных систем управления качеством с учетом требований экологии и международных стандартов;

- снижение себестоимости продукции, в том числе ее энергоемкости за счет замены импортируемых видов топлива на местные (дрова, топливная щепа, отходы лесозаготовок и деревообработки);

- наращивание экспортного потенциала и совершенствование его структуры за счет повышения доли товаров с высокой добавленной стоимостью и сокращения поставок деловой древесины;

- активизацию маркетинговой деятельности и рекламы товаров с широким использованием Интернета; развитие товаропроводящей сети, диверсификацию рынков сбыта продукции.

Приоритетное развитие должны получить производства конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках товаров -древесных плит высокого качества, беленой целлюлозы, офисной бумаги, изделий из бумаги и картона.

С этой целью в деревообрабатывающей промышленности в 2014-2015 гг. предстоит реализовать ряд ориентированных на экспорт и импортозамещающих инвестиционных проектов:

- создать новые производства древесноволокнистых плит (МДФ, ХДФ, изолирующих) и древесностружечных плит улучшенного качества в ряде открытых акционерных обществ концерна «Беллесбумпром»: «Витебскдрев», «Борисовдрев», «Гомельдрев», «Мостовдрев», «Речицадрев», ГП «Мозырский ДОК»;

- построить заводы по производству древесностружечных и древесноволокнистых (МДФ) плит компании «Кроноспан»;

Большие задачи по созданию новых производств и модернизации действующих намечено реализовать и в целлюлозно-

бумажной индустрии:

- осуществить строительство завода по производству беленой сульфатной целлюлозы в ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат»;

- организовать выпуск офисной бумаги в филиале «Добрушская бумажная фабрика «Герой труда» ОАО «Управляющая компания холдинга «Белорусские обои» и другие.

Для повышения конкурентоспособности предприятий отрасли и укрепления их позиций при завоевании новых рынков сбыта необходимо создание крупных интегрированных корпоративных структур - экспортоориентированных холдингов и кластеров.

Так, например, лесном секторе Финляндии промышленную политику по сути дела формируют четыре компании холдингового типа с объемами товарооборота каждой более 7 млрд. евро в год, причем на некоторых из них до 50% общего объема продукции выпускается на предприятиях холдингов за рубежом.

В Финляндии сформирован лесной кластер, ядром которого выступают холдинги по производству целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них, лесоматериалов и продукции из древесины. В состав его также входят организации и лица, занимающиеся лесным

хозяйством, транспортно-логистические компании, производители лесозаготовительных машин, отраслевой техники и оборудования, энергии, химикатов, отраслевые научно-исследовательские учреждения, вузы, консалтинговые фирмы, предприятия полиграфической и упаковочной промышленности, деревянного домостроения. Лесопромышленный комплекс и сопряженные отрасли Финляндии обеспечивают напрямую или косвенно работой почти 200 тыс. жителей страны [2].

В лесопромышленном комплексе Беларуси (в системе концерна «Беллесбумпром») функционируют две холдинговые компании - ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» и ОАО «Управляющая компания холдинга «Белорусские обои».

Первая создана в 2008 г. на базе ЗАО «Пинскдрев». Она включает 33 предприятия различного профиля и организационно-правовой формы, расположенных в г. Пинске, Бресте и других районах, и является самым крупным и наиболее успешным предприятием отечественной деревообрабатывающей промышленности.

Работу по созданию холдингов в отрасли необходимо продолжить с учетом зарубежного и отечественного опыта [3]. Однако успешное решение этой проблемы возможно лишь при наличии инициативы как «сверху» - от органов государственного управления, так и «снизу» - от хозяйствующих субъектов.

В настоящее время отечественный лесопромышленный комплекс практически полностью удовлетворяет потребности внутреннего рынка Республики Беларусь в деловой древесине и пиломатериалах, на 67% в древесностружечных и на 25% - в древесноволокнистых плитах. Прогнозируется, что с учетом реализации инновационных проектов по созданию новых производств по выпуску древесноволокнистых и древесностружечных плит, потребности в этих товарах будут полностью удовлетворяться за счет местного производства.

Необходимо отметить, что сальдо экспорта-импорта продукции лесопромышленного комплекса положительное: за 2013 г. экспорт превысил импорт на 435,3 млн. долл. США, при этом обеспечен рост сальдо по сравнению с 2010 г. в 2,3 раза.

Выводы. Реализация приоритетных направлений развития лесопромышленного комплекса позволит не только повысить его конкурентоспособность и увеличить к 2016 г. в 2,1 раза - до 2,9 млрд долл. США экспортный потенциал, усовершенствовать структуру отрасли, но и рационально использовать древесное сырье, снизить зависимость страны от древесных плит высокого качества, импорта целлюлозы, бумаги, картона и других товаров.

Стратегическое продвижение продукции, выпускаемой отечественными предприятиями лесопромышленного комплекса, на внешние рынки ставит цель - максимальный учет возможных изменений условий работы на рынке каждой конкретной страны и товара с ориентацией в перспективе на максимализацию прибыли за счет доходов от реализации продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные направления развития внешнеэкономической политики отрасли будут базироваться на следующих видах деятельности:

- наращивание конкурентных преимуществ белорусской продукции, удовлетворяющей требованиям зарубежного потребителя;

- систематическое обновление ассортимента в соответствии с запросами рынка с целью диверсификации товарной структуры экспорта;

- проведение агрессивной маркетинговой политики с целью снижения риска потерь зарубежных рынков, активизация работы по поиску новых альтернативных потребителей продукции, диверсификации поставок;

- расширение спектра используемых в международных расчетах инструментов (аккредитив, инкассо, лизинг и др.), расширение практики применения механизма кредитования и страхования рисков;

- изучение возможностей предоставления контрагентам долгосрочных товарных кредитов, обеспеченных соответствующими гарантиями, что позволит успешнее конкурировать с иными зарубежными поставщиками аналогичной продукции;

- организация работы подведомственных организаций по проведению на системной основе мониторинга зарубежных рынков, создание отраслевого банка данных маркетинговой информации в целях оперативного принятия соответствующих управленческих решений;

- взаимодействие с загранучреждениями Республики Беларусь по вопросу оказания содействия в поиске потенциальных потребителей, в вопросах развития товаропроводящих сетей в регионе пребывания;

- продвижение продукции организаций концерна «Беллесбумпром» на новые рынки (страны Азии, Африки, Америки и др.) с учетом совершенствования транспортных схем и условий поставок.

Важно также обеспечить систематическое отслеживание ценовой ситуации, изучение и анализ уровня цен, сложившихся на зарубежных рынках на аналогичную продукцию, используя все возможные источники, включая интернет-ресурсы, деловых партнеров, контрагентов, конкурентов. Необходим и анализ биржевых котировок по видам продукции отрасли, реализуемых на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

Список литературы

1. Селиикая Е.Н. Тенденции и проблемы развития мирового и белорусского фанерного производства // Лесопромышленник. 2009. № 1. С. 4-7.

2. Лесопромышленный комплекс Финляндии. Пионер биопромышленности. Хельсинки: Erweko Painouote Oy, 2009. 24 с.

3. Селицкая Е.Н. Корпоративные структуры в лесопромышленном комплексе: зарубежный и отечественный опыт // Лесное и охотничье хозяйство. 2010. № 9. С.17-19.

References

1. Selitskaya E.N. Tendentsii i problemy razvitiya mirovogo i belorusskogo fanernogo proizvodstva [Trends and problems of the world and the Belarusian plywood production development]. lesopromyshlennik, 2009, issue1, pp. 4-7.

2. Lesopromyshlennyy kompleks Finlyandii. Pionerviopromyshlepposti [TimberComplex of Finland. Pioneer of bioindustry]. Khelsinki: Erweko Painouote Oy, 2009. 24 р.

3. Selitskaya E.N. Korporativnye struktury v lesopromyshlennom komplekse: zarubezhnyy I otechestvennyy opyt [Corporate structures in timber industry: foreign and domestic experience]. Lesnoe i okhotniche khozyaystvo, 2010, issue 9, pp. 17-19.

ДАННЫЕ ПРО АВТОРА

Селицкая Евгения Николаева, кандидат экономических наук, доцент ведущий научный сотрудник ГНУ «НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь»,

ул. Славинского, 1, корпус 1, г. Минск, 220086, Беларусь selina-5@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Selitskaya Eugenya, PhD, Associate Professor, leading researcher of the SRI "NIEI of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus",

st. Slavinskogo 1, block 1, Minsk, 220086, Belarus

selina-5@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.