Экономика
УДК 338.45
ОБЗОР РАЗВИТИЯ РЫНКА ДРЕВЕСНЫХ ПЛИТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. В. МЕХРЕНЦЕВ, кандидат технических наук, профессор, исполняющий обязанности ректора, Е. Н. СТАРИКОВ, кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный лесотехнический университет
(620100, г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 37)
Е. С. МЕЗЕНЦЕВА, кандидат экономических наук, заведующая сектором, Институт экономики УрО РАН
(620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29)
Ключевые слова: отраслевой рынок, лесопромышленный комплекс, древесные плиты, экспорт, импорт, древесностружечные плиты, древесноволокнистые плиты, фанера.
В статье рассматривается ситуация на рынке древесных плит в Российской Федерации. Предлагается проводить исследование развития лесопромышленного комплекса на основе анализа отраслевых рынков. Объектом исследования являются отраслевые рынки лесопромышленной продукции, а именно, рынки древесных плит, производимых в РФ. Целью данного исследования явился анализ и выявление тенденций и рисков развития отраслевых промышленных рынков на примере рынка древесных плит в Российской Федерации. Приведен анализ динамики основных показателей, характеризующих развитие лесопромышленного комплекса за 2013-2015 гг. Производство древесных плит относится к сектору деревообработки, который за исследуемый период показывает динамичный рост. Показано место отдельных видов плит - древесно-стружечных плит (ДСП), древесноволокнистых плит (ДВП) (в т. ч. MDF/HDF и OSB) и фанеры - на исследуемом рынке. Проведен анализ в динамике основных показателей развития отраслевых рынков древесных плит в РФ: объем инвестиций, выручка от продаж, объем производства, объем экспорта и импорта, индексы цен. В структуре российского рынка древесных плит около 60 % приходится на ДСП. Основным видом древесных плит, экспортируемых из РФ, является фанера. Внутреннее потребление фанеры и ДСП падает, при этом растет доля MDF/HDF и OSB. Обоснованы преимущества и недостатки разных видов древесных плит, выявлены основные тенденции и риски развития отраслевых рынков лесопромышленной продукции. Определены производственные возможности, экспортный потенциал и предложены перспективные направления по совершенствованию управления предприятиями, производящими плиты, в целях успешного функционирования на внутреннем и внешних рынках.
A. V. MEKHRENTSEV, candidate of technical sciences, professor, acting rector, E. N. STARIKOV, candidate of economic sciences, associate professor, Ural State Forestry Engineering University
(36 Sibirskiy tract Str., 620100, Ekaterinburg)
E. S. MEZENTSEVA, candidate of economic sciences, head of the sector, Institute of Economics, The Ural Branch of RAS
(29 Moskovskaya Str., 620014, Ekaterinburg)
Keywords: sectoral market, timber industry complex, wood-based panels, export, import, chipboard, fibreboard, plywood The article considers the situation on the market of wood-based panels in the Russian Federation. It proposes to carry out a study of the timber industry complex development on the basis of an analysis of the industry markets. The subject of the study is industrial markets for timber products, namely, the markets for wood-based panels produced in the Russian Federation. The purpose of this study was to analyze and identify trends and risks of the industrial markets development by the example of a wood-based panels market in the Russian Federation. The analysis of the dynamics of the main indicators characterizing the timber industry complex development for 2013-2015 is given. The production of wood boards belongs to the woodworking sector, which during the period under the study shows a dynamic growth. The place of certain types of boards - chipboards, wood fiber boards (MDF / HDF and OSB) and plywood - In the market under the study is shown. The analysis in the dynamics of the main indicators of the wood chipboard industry markets development in the Russian Federation is carried out, including: the volume of investments, sales proceeds, the volume of production, the volume of exports and imports, price indices. The chipboards take about 60 % in the structure of the Russian market of wood boards. The main type of wood boards exported from the Russian Federation is plywood. Domestic consumption of plywood and chipboards falls, while the share of MDF/HDF and OSB is growing. The advantages and disadvantages of different types of wood boards have been substantiated, the main tendencies and risks of the development of industrial markets for timber products have been revealed. Production opportunities, export potential have been determined, and promising directions have been proposed to improve the management of enterprises producing wood boards, in order to operate successfully in domestic and foreign markets.
AN OVERVIEW OF THE WOOD-BASED PANELS MARKET DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Положительная рецензия представлена В. А. Усольцевым, доктором сельскохозяйственных наук, профессором кафедры менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия Уральского государственного лесотехнического университета.
Экономика
Цель и методика исследований. В настоящее время экономика Российской Федерации нуждается в структурных изменениях. Декларируется ориентация государственной политики на развитие отечественной промышленности на новой технологической основе, акцент делается на импортозамещение и экспортоориентированность. На федеральном уровне разработана система мер развития промышленности, выделяются определенные ресурсы [1]. При этом, проблемой является отсутствие системности во взаимодействии региональных и федеральных органов власти, организаций инфраструктуры и предприятий промышленности. Кроме того, в системе государственной поддержки отсутствует такой элемент как «рынок», т. е. не рассматриваются в единой взаимосвязанной системе промышленность и торговля, т. е. рынки сбыта продукции предприятий промышленности. Меры государственной поддержки следует ориентировать не просто на отрасли промышленности в целом, а на конкретный продукт. В связи с этим в качестве объекта исследования предлагается рассматривать отраслевые рынки.
Если определить отрасль как совокупность предприятий, осуществляющих схожие виды экономической деятельности, то отраслевой рынок можно рассматривать как взаимодействие указанных предприятий с остальными рыночными агентами по поводу продажи своих товаров, с учетом сложившейся конъюнктуры и имеющегося рыночного спроса.
В текущих экономических условиях структурные изменения в промышленном секторе Российской Федерации должны в себя включать повышение доли обрабатывающей промышленности, новую индустриализацию на основе инновационных технологий. Актуальной является задача развития внутреннего спроса на продукцию отечественных промышленных предприятий и увеличение их присутствия на зарубежных рынках. А также в целом, выход на новые рынки (или их формирование) с новой промышленной продукцией. Поскольку в современных условиях общим направлением структурных сдвигов является наращивание доли отраслей с высокой добавленной стоимостью, использующих современные технологии и квалифицированные кадры, то определяющими факторами границ отраслевых рынков выдвигается конкурентоспособность национальных производителей.
Несмотря на теоретическую и практическую важность, проблемы формирования конкурентной структуры отраслевых рынков не получил адекватного отражения в отечественной экономической литературе. Существующие научные школы (Чикагская, Гарвардская и др.) достаточно глубоко исследуют теоретические вопросы типов рыночных структур, уровней концентрации, взаимодействия субъектов
рынка, государственную политику и др. Прикладные исследования по данной тематике ориентированы в основном на составление перечня организационных и функциональных характеристик отраслевых рынков. Достаточно широкое развитие получил практический аспект данного направления в российских исследованиях (В. М. Джуха [2], Н. М. Розанова [3, 4], С. Б. Авдашева [5, 6], Л. В. Рой, В. П. Третьяк [7], Ю. В. Тарануха [8-10], Н. В.Пахомова [11] и др.).
Совершенствование управления развитием отраслевыми рынками на современном этапе должно быть направлено, по нашему мнению, на получение следующих положительных эффектов: наращивание объемов производства и доходов; активизация воспроизводственного процесса; повышение инновационной активности бизнеса; создание новых высокопроизводительных рабочих мест; развитие партнерских отношений и кооперации; формирование точек роста; рост наукоемкого сектора экономики; изменение затратной структуры экономики в сторону роста научно-образовательной составляющей и расходов на НИОКР; развитие региональной инфраструктуры, в том числе инновационной.
Все эти направления развития актуальны и для лесной отрасли промышленности Российской Федерации.
В долгосрочной перспективе главным фактором, определяющим спрос на продукцию лесопромышленного комплекса, будет являться как внутреннее потребление, так и значительное наращивание экспорта. Оценка внешних рынков лесобумажной продукции на перспективный период, проведенная на основе прогнозов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, перспективного исследования Комитета по лесоматериалам Европейской Экономической Комиссии ООН по лесному сектору Европы на период до 2020 года, а также прогнозных разработок развития лесного сектора отдельных стран, показала, что в перспективе на внешних рынках стран Западной и Восточной Европы, Северной Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона возрастет спрос на пиломатериалы (в 1,2 раза к уровню 2007 г.), фанеру (в 1,8 раза), древесные плиты (в 1,3-1,5 раза), бумагу и картон (в 1,4 раза).
Целью данного исследования является анализ и выявление тенденций и рисков развития отраслевых промышленных рынков на примере рынка древесных плит в Российской Федерации.
Результаты исследования. Ситуация в лесопромышленном комплексе (ЛПК) РФ в целом за последние годы на фоне общего экономического спада по стране не является однозначной. Российский рынок ЛПК продолжает демонстрировать трансформацию на фоне замедления темпов развития мировой экономики, девальвации национальной валюты и падения
Экономика
цен на сырьевые товары на мировых рынках. Экспортно-ориентированные предприятия российского ЛПК получают сверхдоходы в рублях. Однако существует ряд серьезных проблем. Ценовая ситуация на экспортных рынках лесной продукции в 2015 г. была самой сложной с 2008 г., внешняя и внутренняя конъюнктура являлась неблагоприятной для ЛПК. В этих условиях особую роль приобретают вопросы сокращения издержек и поиска путей для наращивания конкурентоспособности продукции ЛПК.
В 2015 г. вклад лесного комплекса в ВВП России вырос до 1,91 % (1,36 трлн руб.)1, в основном, за счет валютной выручки. Лесопромышленный комплекс представлен двумя укрупненными видами экономической деятельности: «обработка древесины и производство изделий из дерева» и «целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» [12]. В свою очередь, продукция деревообрабатывающей промышленности делится на пиломатериалы и древесные плиты. В табл.1 представлены данные о производстве основных видов продукции ЛПК за 2013-2015 гг.
Наиболее динамично рос сектор механической деревообработки (+14 г/г по выручке) и сектор ЦБП и полиграфии (24 %).
В структуре российского рынка древесных плит около 60 % приходится на ДСП (древесно-стружеч-ные плиты) [15], поскольку почти вся мебель в России изготавливается именно из них. Однако, в последнее время доля ДСП постепенно сокращается. В мебельном производстве все шире применяют древесноволокнистые плиты (ДВП), а точнее - плиты MDF (medium density fiberboard - древесноволокнистые плиты средней плотности) и HDF (high density fiberboard - древесноволокнистые плиты высокой плотности). Наиболее активно растет сегмент рынка этих плитных материалов. По этой же причине сокращается и доля фанеры, хотя и медленнее, чем доля ДСП. На мебельном рынке производителям фанеры становится трудно конкурировать с плитами MDF. В то же время в машиностроении, производстве транспорта и строительной отрасли позиции фанеры достаточно сильны, хотя в строительстве конкурентные позиции начинают занимать OSB-плиты (oriented strand board, или ОСП).
Спрос на ДСП находится в тесной корреляционной зависимости от роста производства мебели, где используется 90-95 % всех производимых ДСП. В перспективе до 2020 г. структура древесных плит в производстве мебели изменится. Доля ДСП на производство мебели сократится до 75-80 % при увеличении соответственно доли древесноволокнистых плит средней плотности. Спрос на ДСП учитывает организацию в России производства нового типа ДСП с
1 По данным Росстата.
www. a vu.usaca.ru
ориентированной стружкой (OSB), широко применяемого за рубежом при заводском производстве деревянных каркасно-панельных домов. Доля плит OSB к 2020 г. может составить 20-25 % в общих объемах производства ДСП.
Перейдем к рассмотрению отраслевых рынков древесных плит. Совокупный объем производства древесных плит вырос в 2015 г. на 6,0 % до 14,1 млн м3 [13]. Успешному развитию российской древесноплитной промышленности в 2015 г. помог курс государства на импортозамещение и девальвация российского рубля. Так, в 2015 г. объем производства фанеры вырос на 1,9 % до 3,6 млн м3, OSB на 97,8 % до 791 тыс. м3, MDF - 6,8 % до 1,23 млн м3. Производство ДСП (без учета OSB) продолжает сокращаться: снижение на 0,4 % до 6,52 млн м3 в 2015 г. Доля древесно-плитной промышленности на 44 % обеспечила выручку деревообрабатывающего сектора: 23 % (96,6 млрд руб.) пришлось на фанеру, 12 % (49,9 млрд руб.) на ДСП и OSB, и 5 % (20,9 млрд руб.) на ДВП и MDF от общей выручки предприятий механической деревообработки.
Рентабельность продаж фанерных предприятий выросла с 18,8 % до 21,6 %; предприятий по производству ДВП упала с 14,6 % до 0,8 %, ДСП с 7,8 % до 4,1 %.
Инвестиции в основной капитал предприятий по производству фанеры, ДСП, ДВП и шпона выросли на 24 % (г/г) до 32,8 млрд руб. Наибольший объем инвестиций пришелся на сектор производства ДСП (18,6 млрд руб.), что в 1,8 раза больше, чем в 2014 г. Инвестиции в фанерные предприятия в 2015 г. составили 6,3 млрд руб., что соответствует уровню 2014 г., инвестиции в производство ДВП выросли с 1,8 до 3,2 млрд руб.
Выручка от продажи фанеры выросла за год на 10 % до 97 млрд руб., ДСП (включая OSB) - на 21 % до 50 млрд руб., ДВП - сокращение на 2 % до 21 млрд руб.
В табл. 2 представлены основные показатели, характеризующие рынок древесных плит в РФ, а именно, объем производства, сколько из него поставляется на экспорт и объем импорта древесных плит.
Как показывают данные таблицы, наблюдается рост экспорта фанеры - на 12,5 %, ДВП - на 9,6 % и ДСП (не включая OSB) - на 24,1 %. При росте производства плит OSB на 120 %, экспорт составляет очень малую долю и не растет. Сокращение импорта происходит по всем позициям.
Еще одним важным показателем, характеризующим рынок плит, является изменение индекса цен (табл. 3).
За 3 года мы видим рост цен на ДВП - на 11,5 %, и снижение цен на ДСП - индекс цен составил 98 %. Цены на фанеру выросли на 41,1 %.
Экономика —Ш '
Таблица 1
Динамика объемов производства основных видов лесопромышленной продукции в 2013-2015 гг. [13, 14]
Table 1
Dynamics of production volumes of the main types of timber industry products in 2013-2015 [13, 14
Вид продукции Product type 2013 2014 2015
Заготовка древесины, млн м3 Logging, million m3 194,8 203,0 205,2
Пиломатериалы, млн м3 Lumber, million m3 33,6 34,6 34,5
ДВП, млн м3 Fiberboards, million m3 1,0 1,0 1,1
OSB, млн м3 OSB, million m3 0,2 0,4 0,79
MDF, млн м3 MDF, million m3 1,1 1,2 1,4
ДСП, млн м3 Particleboards, million m3 6,7 6,5 6,5
Фанера, млн м3 Plywood, million m3 3,3 3,5 3,6
Целлюлоза, млн т Cellulose, million tons 7,2 7,5 7,9
Бумага, млн т Paper, million tons 4,8 4,9 5,0
Картон, млн т Cardboard, million tons 3,0 3,0 3,1
Таблица 2
Производство, экспорт и импорт древесных плит в РФ в 2013-2015 гг.
Table 2
Output, export and import of wood-based panels in Russia in 2013-2015
Продукция Product type Показатель Indicator Ед.изм. Unit 2013 2014 2015 2015/ 2014, %
Производство Output 3 335 3 540 3 607 101,9 %
Фанера Plywood Экспорт Export тыс. м3 thousand m3 1 707 1 906 2 145 112,5 %
Импорт Import 141 115 58 90,1 %
Производство Output 426 469 500 106,8 %
ДВП (включая MDF/ HDF) Fibreboard (including MDF / HDF) Экспорт Export млн м3 million m3 55 56 62 109,6 %
Импорт Import 85 86 44 51.0 %
Производство Output 93 360 791 219,8 %
OSB Экспорт Export тыс. м3 thousand m3 15 10 10 0,0 %
Импорт Import 695 518 379 73,2 %
Производство Output 6 643 6 543 6 518 99,6 %
ДСП (без OSB) Particleboards (excluding OSB) Экспорт Export тыс. м3 thousand m3 403 610 758 124,1 %
Импорт Import 317 261 155 59,2 %
Примечание: * источники данных - Росстат, базы таможенных деклараций, ФТС, оценки WhatWood, 2016 [13]. Note: * data sources include Rosstat, custom declarations, FCS data, WhatWood assessments, 2016 [13].
Экономика
Таблица 3
Индексы цен на древесные плиты в РФ с 2013 по 2015 гг., %*[16]
Table 3
Price indices for wood plates in the Russian Federation from 2013 to 2015, %*[16
Вид продукции Product type Каналы реализации Sales channels 2013 2014 2015
ДВП Всего Total 106,8 110,0 101,4
Fibreboards На экспорт For export 91,5 117,8 103,2
ДСП Всего Total 103,5 97,2 100,9
Particleboards На экспорт For export 116,6 100,1 90,0
Фанера Всего Total 104,0 114,5 123,2
Plywood На экспорт For export 105,3 122,0 132,7
Примечание: * за 11 месяцев 2015 г. Note: * data for 11 months.
Таблица 4
Выручка от реализации древесных плит по видам продукции в РФ за 2013-2015 гг., млн руб.*[16]
Table 4
Proceeds from the sale of wood plates, sorted by product type, in the RF for 2013-2015, million rubles*[16
Вид продукции Product type 2013 2014 2015
Производство ДВП Fibreboard manufacturing 12976,1 15397,6 15598,7
Производство ДСП Particleboard manufacturing 29554,0 29435,6 34534.6
Производство шпона, фанеры, плит, панелей Manufacturing of veneer sheets, plywood, plates, panels 100692,0 118520,0 139659,7
Примечание: * данные за 3 квартала. Note: * data for 3 quarters.
В табл. 4 представлены данные об объемах производства плит в денежном выражении (по данным Росстата).
Внутренний рынок плитной продукции РФ переживает затяжной спад. С 2015 г. он обусловлен снижением спроса на мебель, ремонты, которые определяют уровень спроса на древесные плиты. Падение производства мебели в физических объемах в 2015 г. составило около 10 % к уровню 2012 г., падение потребления - около 20 %. При этом доля отечественной мебели на российском рынке имеет тенденцию к росту. На рынке товаров для отделки помещений ситуация аналогична. Например, рынок ламинированных полов составлял 85 млн м2 в 2012 г. и снизился до 79 млн м2 в 2015 г. Доля продаж отечественных производителей за этот период увеличилась с 46 до 70 %.
Позиции российских экспортеров улучшились в 2015-2016 гг. в связи с ослаблением рубля. Начиная с конца 2014 г. конкурентоспособность российских предприятий лесопромышленного комплекса по себестоимости продукции в условиях ex-works улучшилась по многим позициям более чем в полтора раза по отношению к предприятиям, работающим в зоне доллара и евро. Некоторые составляющие се-www. a vu.usaca.ru
бестоимости (например, смола) значительно выросли в цене, но основная часть себестоимости (рабочая сила, древесина, энергия) остались практически неизменными в рублях.
Таким образом, производители древесных плит, ориентированные на внутренний рынок, существуют в режиме выживания и вытеснения импортной продукции, а производители экспортно-ориентированной продукции пользуются благоприятным условиями и наращивают мощности.
Рассмотрим ситуацию на рынке древесных плит более подробно, в разрезе различных видов плит, с выделением ситуации на внутреннем рынке и в экспорте продукции. Следует отметить, что официальные данные, публикуемые Росстатом и рассмотренные выше, не дают возможности реально оценить положение дел в производстве отдельных видов древесных плит. Так, данные о производстве ДСП публикуются в условных кубических метрах, к тому же некоторая их часть относится к плитам OSB. Приведенные ниже анализ будет основан на данных консалтинговой компании Poyry Management Consulting [17] и Аналитического отдела WhatWood News&Analytics [13].
Экономика
Древесно-стружечные плиты (ДСП) являются основным видом плит, производимых и потребляемых в РФ. Почти все производимые в РФ ДСП используются в производстве мебели. Объем производства ДСП в 2015 г. составил 6,5 млн м3 (на 0,4 % меньше, чем в 2014 г.), объем потребления - около 4,7 млн м3. Нетто-экспорт ДСП из РФ в 2015 г. вырос на 14 % и составил около 0,6 млн м3 в год. Сокращение объема производства наблюдается с 2013 г.
Средние цены производителей ДСП на внутренний рынок составляли 9 743 руб./м3, при реализации на экспорт - 7 397 руб./м3. Уровень цен на ДСП в РФ остается крайне низким, большинство заводов работают на грани безубыточности или в убыток. Это может привести в ближайшие годы к закрытию мелких предприятий и усилению концентрации производства. Еще одной проблемой является то, что средний возраст линий по производству ДСП составляет 19 лет, что создает предпосылки к выбытию значительной части мощностей в ближайшие годы.
Экспорт ДСП из РФ растет высокими темпами. Так, в 2015 г. объем экспорта врос на 24 % до 758 тыс. м3, в основном, за счет роста поставок в Узбекистан (на него приходится 54 % объема экспорта в объемном выражении) и Польшу. Таможенная стоимость ДСП упала на 20 % до 93 млн долл.
ДСП остается сырьевым товаром, поэтому основным фактором конкурентоспособности является повышение эффективности производства, т. е. снижение себестоимости продукции при небольших усилиях для повышения уровня сервиса для покупателей.
Производство и потребление плит OSB - самый быстрорастущий сегмент рынка древесных плит в РФ. Производство OSB в РФ началось в 2012 г. С 2013 г. происходит активное вытеснение импорта и рост потребления. Эти плиты в основном используются для производства кровельных систем, ремонта, в каркасном домостроении. Объем выпуска плит OSB в 2015 г. составил около 0,7 млн м3, потребление - около 1,1 м3. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. производство выросло более чем в 2 раза. Потребление выросло на треть. Ожидается рост производства за счет повышения загрузки мощностей на действующих заводах, а также пуска новых производств. Нетто-импорт плит OSB в РФ всегда был положительным. Однако в ближайшее время он может существенно снизиться или даже стать отрицательным в силу заметного превышения установленных в РФ мощностей над уровнем потребления внутри страны. Уровень цен на плиты OSB в РФ существенно ниже, чем в Европе (на 15-20 %). Средневзвешенный по мощности возраст заводов по производству OSB в РФ составляет менее 2 лет.
Экспорт плит OSB в 2015 г. составил около 8 тыс. м3 (без учета продаж в страны Таможенного союза) [13].
Древесноволокнистые плиты (ДВП). В целом по отрасли росту производства ДВП способствовало и снижение доходов населения, из-за чего производители мебели вынуждены были переходить на дешевые материалы, в том числе ДСП.
Производство ДВП (включая MDF и HDF) в 2015 г. выросло на 7 % до 2,5 млн м3 (в пересчете из квадратных условных метров к толщине 5 мм). Без учета MDF и HDF - с 1,01 до 1,1 млн м3. Средние цены на ДВП в России выросли в 2015 г. на 4 % до 67 руб./м2.
Экспорт ДВП из РФ, как отмечалось выше, растет с 2012 г. Крупнейшим экспортером является Узбекистан с объемом 28 млн м3 (45 % от общего объема экспорта), в стоимостном эквиваленте - 28 млн долл. В объемном выражении лидерами по экспорту ДВП среди регионов РФ являются Кировская область, Московская область, Красноярский край, Республика Татарстан.
Плиты MDF в последние 10-15 лет активно завоевывают рынок РФ, сначала за счет импортных поставок, затем за счет производства на крупных конвейерных линиях внутри страны. В основном они используются для производства дверей, погонажа, мебели, ламинированных полов и настенных панелей. Объем производства плит MDF в 2015 г. составил около 2 млн м3, что примерно равно объему потребления. Имеется тенденция к росту производства и нетто-экспорта. Рост производства в 2015 г. по сравнению с 2014 г. составил около 15 %, объем потребления немного сократился. Нетто-экспорт плит MDF из РФ впервые с 2009 г. стал положительным и составил в 2015 г. около 0,1 млн м3.
Уровень цен в РФ остается низким, при этом суммарные мощности по производству плит MDF выросли с 2,5 млн м3 в 2014 г. до 4,1 млн м3 в середине 2016 г. за счет пуска на нескольких заводах линий большой мощности. Эта ситуация будет способствовать дальнейшему падению цен, росту нетто-экспор-та, и, возможно, остановке нескольких производств. Доля линий большой мощности в производстве плит MDF гораздо выше, чем в производстве ДСП. При этом средневзвешенный возраст линий по производству плит MDF в РФ составляет всего 6 лет. Все это способствует высокому уровню конкуренции в этом секторе в ближайшие годы.
Аналогично производству ДСП доля бренда в формировании цены на плиты MDF незначительна. Она растет для продукции с добавочной стоимостью, в частности, для ламинированных полов.
Спрос на MDF тесно зависит от состояния мебельного рынка, и сложности в российской экономике напрямую сказываются на ситуации в этой отрасли. С запуском новых мощностей конкуренция заметно обострилась, производители снижают цены в борьбе за клиента.
Экономика
Вместе с тем, в перспективе MDF может частично заменить на рынке ДСП и полностью вытеснить старые ДВП (мокрого способа производства на советских мощностях), а выгодный курс рубля дает возможность поставлять продукцию на экспорт.
Фанера является основным видом древесных плит, экспортируемых из РФ. В 2015 г. было изготовлено 3,6 млн м3 фанеры, в том числе около 3,3 млн м3 - березовой. По сравнению с 2014 г. производство выросло лишь на 1,9 %, при том, что в с 2010 по 2014 г. средний рост производства составлял более 11 % в год. На экспортные рынки было поставлено 2,1 млн м3 (рост на 13 %, в стоимостном выражении - 966 млн. долл. - снижение на 15 %). Объем внутреннего потребления в 2015 г. упал до 1,5 млн м3 (с 1,7 млн м3 в 2014 г.). Основные причины спада потребления - общее замедление в секторах основного спроса на фанеру (ремонт, мебель, строительство), повышение конкуренции с плитами OSB на внутреннем рынке, привлекательность цен внешних рынков по сравнению с ценами внутри страны. При почти нулевом импорте экспорт вырос с 1,9 млн м3 в 2014 г. до почти 2,2 млн м3 в 2015 г.
В ближайшие годы ожидается дальнейший рост объемов выпуска за счет появления новых предприятий. Совокупные мощности по выпуску фанеры в РФ сейчас составляют 4,1 млн м3. По оценкам экспертов, через 5 лет с расширением существующих и строительством новых заводов этот объем может вырасти до 5,7 млн м3.
Выручка всех фанерных предприятий с совокупным объемом выпуска 96,6 млрд руб. обеспечила 23 % общего объема выручки всей деревообрабатывающей промышленности России в 2015 г. По сравнению с 2014 г. рост составил 10 %, среднегодовой темп роста (CAGR) в 2009-2015 гг. - 8 %.
Рост производства поддерживался устойчивым экспортным спросом, а увеличение выручки - девальвацией национальной валюты и высоким уровнем инфляции на внутреннем рынке. Рентабельность продаж фанеры российскими предприятиями в 2009-2015 гг. выросла с 3,5 % до 21,6 %.
Устойчивый темп развития фанерной промышленности во много обеспечивается государственной поддержкой ЛПК в виде механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
На всех введенных и реконструированных предприятиях устанавливается новое оборудование по производству конкурентоспособной большеформат-ной фанеры. Доля данного вида продукции в общем объеме фанеры в настоящее время в РФ составляет около 40 %.
Проблемными точками для производителей фанеры остаются конкуренция (рост предложения плит OSB, рост предложения фанеры в РФ, Республике
Беларусь, Прибалтике) и долгосрочная доступность качественного фанерного кряжа. Тем не менее, в ближайшие 2-3 года положение производителей березовой фанеры будет более благополучным, чем у других видов продукции, поскольку основные планы инвесторов касаются этого сегмента рынка.
Сокращение внутреннего спроса и слабый рубль привели к тому, что экспорт фанеры заметно вырос в 2015-2016 гг. Наиболее важными экспортными рынками являются США, Египет (крупный потребитель квадратной фанеры), Германия (импортирует больше-форматную ламинированную фанеру), Турция [18].
Основные тенденции и возможные сценарии развития на российском рынке фанеры:
- доля производства большеформатной фанеры в ближайшие годы в РФ будет увеличиваться. Средние и мелкие предприятия будут модернизировать производство с ориентацией на большеформатную продукцию.
- продолжение консолидации и укрупнения производств.
- доля внутреннего потребления фанеры будет расти умеренными темпами.
- текущее развитие и инвестиции будут напрямую зависеть от конъюнктуры, прежде всего, внешнего рынка, как основного потребителя производимой продукции.
- импорт дешевой фанеры из Китая будет расти незначительными темпами.
- запуск одного или двух фанерных заводов по производству хвойной фанеры.
Выводы и рекомендации. В отношении тенденций развития рынков OSB, MDF/HDF, ДСП и фанеры в России следует отметить, что они претерпевают серьезные изменения в последние годы. Компании-производители древесных плит находят новые ниши в России и за рубежом, осваивают новые специализированные продукты, например, транспортную фанеру, тонкие плиты для напольных покрытий, в условиях низкой активности в строительстве и мебельном производстве он завершают этап импортозамещения и постепенно становятся экспортерами.
Однако, выход на экспортные рынки для производителей древесных плит ограничен высокими логистическими расходами. Тем не менее, российские производители ищут пути их оптимизации. Для самых западных регионов России перспективными рынками являются Прибалтика и Восточная Европа: здесь потребление растет быстрее, чем в Западной Европе, а дистанция поставки позволяет окупить расходы на логистику. Для производителей MDF интерес также представляют Иран и китайские мегаполисы «второго ранга».
Среди других рисков развития рынков древесных плит можно отметить, что цены на сырье для плитного производства стабильно росли на протяжении 2016 г.
Экономика
Объем потребления древесных плит в РФ в 2016 г. Рынок фанеры в России и странах СНГ пока несократился на 5 % в годовом исчислении и составил развит, и он будет расти в направлении специализи-10,8 млн м3. Падает внутреннее потребление фанеры рованной и большеформатной продукции в разных и ДСП, при этом растет доля MDF/HDF и OSB. При сегментах и нишах.
этом, производители фанеры в последние годы явля- Что касается производства ДСП, OSB и ДВП, то
ются наиболее успешными. Средняя рентабельность их производителям предстоит решать задачи обеспе-
продаж по всем фанерным предприятиям РФ в 2016 г. чения долгосрочной работы хотя бы с минимальной
составила 16 %, а выручка от продаж - 115 млрд руб. прибылью и минимальными рисками. Необходима
(+19 % г/г). работа над повышением эффективности производ-
Сокращение заказов со стороны мебельной про- ства и снижением себестоимости продукции. Для
мышленности будет приводить компании к открытию этого необходимо применять новые практики управ-
новых ниш. Точкой роста в условиях стагнации ме- ления и работы с низкой маржинальной прибылью.
бельной отрасли может стать ремонтная активность Данный опыт можно почерпнуть у предприятий
и, в частности, производство тонких MDF/HDF для стран Восточной Европы, которые в недавнем време-
ламинированных напольных покрытий. Рынок лами- ни прошли аналогичные этапы изменений на рынках
ната в РФ сейчас оценивается в 83 млн м2. древесных плит.
Литература:
1. Мезенцева Е. С., Стариков Е. Н. Управление государственными ресурсами развития промышленных рынков // Теория и практика корпоративного менеджмента : сб. науч. ст. Пермь, 2017. Вып. 14. С. 115-122. URL : https://elis.psu.ru/node.
2. Джуха В. М., Курицын А. В., Штапова И. С. Экономика отраслевых рынков : учебное пособие. М., 2014. 288 с.
3. Розанова Н. М. Теория отраслевых рынков : учебник. М., 2015. 798 с.
4. Розанова Н. М. Политика поддержки конкуренции в России: вчера, сегодня, завтра // Journal of Economic Regulation. 2015. Т. 6. № 3. С. 6-21.
5. Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики. 2013. № 6. С. 22-27.
6. Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2013. № 9. С. 18-25.
7. Рой Л. В., Третьяк В. П. Анализ отраслевых рынков : учебник. М., 2009.
8. Тарануха Ю. В. Системный подход к анализу конкуренции // Общество и экономика. 2015. № 1-2. С. 53-78.
9. Тарануха Ю. В. Стратегия поведения в современной конкуренции // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 68-84.
10. Тарануха Ю. В. Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах) : учебно-методическое пособие. М., 2009. 318 с.
11. Пахомова Н. В. Экономика отраслевых рынков и политика государства. М., 2009. 815 с.
12. Стариков Е. Н., Прядилина Н. К., Мезенцева Е. С. Современное состояние лесопромышленного комплекса в Свердловской области // Деревообработка: технологии, оборудование, менеджмент XXI века : мат. XI Международного евразийского симпозиума / под науч. ред. В.Г. Новоселова. Екатеринбург, 2016. С. 39-45.
13. Лесной комплекс в России в 2015-2016 гг. Аналитический обзор // Агентство лесопромышленной аналитики WhatWood, 2016.
14. Бесчастнов А. Общая экономическая ситуация и плитный бизнес в РФ // ЛесоПромИнформ. 2016. № 5. С.16-21.
15. Исследование Abarus Market Research. URL : http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/4512.
16. Шальнев А. Предварительные итоги работы ЛПК России в 2015 году // ЛесоПромИнформ. 2016. № 1. С. 22-27.
17. Исследование Poyry Management Consulting. URL : http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/4418.
18. Фанерная и плитная отрасль России в 2015-2016 гг.: финансовое состояние и проектные мощности. URL : http://whatwood.ru/fanernaya-i-plitnaya-otrasl-rossii-v-2015-2016-gg-finansovoe-sostoyanie-i-proektnyie-moshhnosti/.
References
1. Mezentseva E. S., Starikov E. N. Management of state resources for the development of industrial markets // Theory and practice of corporate management : coll. of scient. art. Perm, 2017. Issue. 14. P. 115-122. URL : https:// elis.psu.ru/node.
84 www.avu.usaca.ru
Экономика
2. Dzhuha V. M., Kuritsyn A. V., Stapova I. S. Economics of Industrial Markets : textbook. M., 2014. 288 p.
3. Rozanova N. M. Theory of Industrial Markets : textbook. M., 2015. 798 p.
4. Rozanova N. M. The policy of supporting competition in Russia: yesterday, today, tomorrow // Journal of Economic Regulation. 2015. Vol. 6. № 3. P. 6-21.
5. Avdasheva S., Rozanova N. Approaches to the classification of market structures in Russian economy // Issues of Economics. 2013. № 6. P. 22-27.
6. Avdasheva S., Shastitko A. Industrial and Competition Policy: Problems of Cooperation and Lessons for Russia // Issues of Economics. 2013. № 9. P. 18-25.
7. Roy L. V., Tretiak V. P. Analysis of the industrial markets : textbook. M., 2009.
8. Taranukha Yu. V. A System Approach to the Analysis of Competition // Society and Economics. 2015. № 1-2.
9. Taranukha Yu. V. The strategy of behavior in modern competition // Marketing in Russia and abroad. 2014. №
10. Taranukha Yu. V. The theory of branch markets (in structural-logical schemes) : educational and methodical manual. M., 2009. 318 p.
11. Pakhomova N. V. Economics of industrial markets and state policy. M., 2009. 815 p.
12. Starikov E. N., Pryadilina N. K., Mezentseva E. S. The current state of the le-conspiracy complex in the Sverdlovsk region // Woodworking: technologies, equipment, management of the XXI century : proc. of the 11th International Eurasian Symposium / ed. by V. G. Novoselov. Ekaterinburg, 2016. P. 39-45.
13. Russian Forest Industry Review, 2015-2016. Analytical review // WhatWood - Timber Industry Research and Analitics, 2016.
14. Beschastnov A. The general economic situation and wood-based panels business in the Russian Federation // Lesoprominform. 2016. № 5. P. 16-21.
15. The Research of Abarus Market Research. URL : http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/4512.
16. Shalnev A. Preliminary results of the timber industry of Russia in 2015 // LesoPromInform. 2016. №1. P. 22-27.
17. The Research of Poyry Management Consulting. URL : http://lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/4418.
18. The plywood and wood-based panels industry of Russia in 2015-2016: financial condition and project capacity. URL : http://whatwood.ru/fanernaya-i-plitnaya-otrasl-rossii-v-2015-2016-gg-finansovoe-sostoyanie-i-proektnyie-moshhnosti/.
Статья подготовлена в соответствии с Планом НИР ИЭ УрО РАН по теме "Методология исследования структурных изменений отраслевых рынков в условиях трансформации механизмов управления государственными ресурсами" (№0404-2015-0015 в ИСГЗ ФАНО).
P. 53-78.
2. P. 6S-S4.