Научная статья на тему 'Особенности внешнеэкономических связей Республики Абхазии в современных условиях'

Особенности внешнеэкономических связей Республики Абхазии в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
876
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САЛЬДО ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / LIBERALIZATION OF EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY / EXPORT / IMPORT / STATE REGULATION OF EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY / SALDO OF THE EXTERNAL TRADE TURNOVER / ECONOMIC INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багба Алхас Нугзарович

В статье обосновывается необходимость расширения внешнеэкономических свя-зей Республики Абхазии и усиления роли государства в регулировании этого процесса. Это вызвано необходимостью ускоренного восстановления и развития народнохозяйст-венного комплекса страны. Дан анализ внешнеэкономических связей за последние годы и выявлены определенные противоречия и дисбалансы в этом процессе. Серьезное внимание уделяется установлению взаимовыгодных экономических связей между хо-зяйствующими субъектами Абхазии и Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of the expansion of external economic connection of the Republic of Abkhazia and strengthening of the state's role in regulating of this process is settled down in this article. It is caused by the necessity of intensive rehabilitation and development of na-tional economical complex of the country. The analysis of external economic connection was given and certain contradictions and disbalances of the process were indicted. The great im-portance is given to the establishment of mutually advantageous economic relations between economic subjects of Abkhazia and the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности внешнеэкономических связей Республики Абхазии в современных условиях»

А.Н.Багба

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Аннотация

В статье обосновывается необходимость расширения внешнеэкономических связей Республики Абхазии и усиления роли государства в регулировании этого процесса. Это вызвано необходимостью ускоренного восстановления и развития народнохозяйственного комплекса страны. Дан анализ внешнеэкономических связей за последние годы и выявлены определенные противоречия и дисбалансы в этом процессе. Серьезное внимание уделяется установлению взаимовыгодных экономических связей между хозяйствующими субъектами Абхазии и Российской Федерации.

Annotation

The necessity of the expansion of external economic connection of the Republic of Abkhazia and strengthening of the state's role in regulating of this process is settled down in this article. It is caused by the necessity of intensive rehabilitation and development of national economical complex of the country. The analysis of external economic connection was given and certain contradictions and disbalances of the process were indicted. The great importance is given to the establishment of mutually advantageous economic relations between economic subjects of Abkhazia and the Russian Federation.

Ключевые слова

Либерализация внешнеэкономической деятельности, экспорт, импорт, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, сальдо внешнеторгового оборота, экономическая интеграция.

Key words

Liberalization of external economic activity, export, import, state regulation of external economic activity, saldo of the external trade turnover, economic integration.

Современное социально-

экономическое развитие бывших советских республик свидетельствует о том, что политика изолированного развития от внешнего мира (автаркия), имевшая место в этих странах в 90-х годах, привела к отставанию от прогрессивных мирохозяйственных тенденций. Один из теоретических доводов сторонников автаркии состоит в том, что создание обо-

собленной от остального мира хозяйственной единицы будто бы предохраняет ее от колебаний мировой экономической конъюнктуры, а следовательно, и от возможных в связи с этим кризисных явлений с их отрицательными последствиями. Однако мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008-2009 годах, охватил практически все страны мира вне зависимости от их вовлечения

2010 №1

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

в мировую экономику. С другой стороны, оторванность от мировой экономики ведет к технико-технологической отсталости производства, низкой эффективности национальной экономики и, как следствие, к низкому жизненному уровню населения.

Заметим, что открытость национальной экономики и развитие внешнеэкономической деятельности предприятий различных стран - взаимозависимые процессы, так как открытая экономика может многогранно и полноценно развиваться только на базе полномасштабного вовлечения хозяйствующих субъектов во внешнеэкономические связи, ибо на их социально-

экономическое развитие большое влияние оказывают внешнеэкономические факторы. Роль внешнеэкономического фактора для Республики Абхазии в последние годы значительно возрастает, и вызвано это необходимостью ускоренного восстановления разрушенной войной экономики республики на основе диверсификации ее внешнеэкономических связей, и, прежде всего, с Российской Федерацией, которая рассматривается официальными властями республики и обществом в качестве стратегического партнера в развитии экономики и внешнеэкономической деятельности.

Осуществляемая с начала 2000 года либерализация внешнеэкономической деятельности в Абхазии и официальное международное признание государственности республики Российской Федерацией и некоторыми другими странами мира создали благоприятные условия для выхода на внешний российский рынок большого числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих различные внешнеэкономические операции. При этом внешнеэкономическая деятельность предприятий осуществляется в следующих основных формах: внешней торговли, совместном предпринимательстве, научно-техническом

сотрудничестве, привлечении ино-

странной рабочей силы и капитала и др.

Радикально изменившиеся в результате войны 1992-93 гг. политические и экономические условия требуют выработки новой внешнеэкономической политики Республики Абхазии, механизмов ее реализации, при которой основной целью государства должна стать защита ее экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности, стимулирование внешнеэкономической деятельности предприятий на основе взаимовыгодного сотрудничества с хозяйствующими субъектами Российской Федерации. Можно констатировать, что экономике Абхазии, переживающей в настоящее время сложный переходный период, нужен весь инструментарий внешнеэкономического регулирования, включая защитные, протекционистские и привлекательные для иностранных хозяйствующих субъектов меры, а также определенные ограничительные механизмы по отношению к местным хозяйствующим субъектам, участникам внешнеэкономической деятельности.

Ведущую роль в составе внешнеэкономической деятельности предприятий по социально-экономической значимости принадлежит внешней торговле, то есть экспорту и импорту товаров и услуг.

Значимость экспорта товаров для национальной экономики Республики Абхазии проявляется в его основных функциях, которые включают: а) расширение рынка сбыта продукции и тем самым создание предпосылок для расширения масштабов производства в экономике; б) расширение конкурентной среды за счет иностранных товаропроизводителей и повышение эффективности производства на национальных предприятиях, так как в этом случае увеличивается вероятность появления на рынке конкурентов более высокого уровня. Другими словами, экспорт

в условиях Республики Абхазии выполняет социально значимую роль, которая выражается в том, что он стимулирует местных хозяйствующих субъектов-экспортеров производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, соответствующую мировым стандартам.

Импорт товаров в условиях Республики Абхазии также имеет важную социально-экономическую значимость, так как: а) увеличивает объем удовлетворенного спроса на товары народного потребления и продукцию производственно-технического назначения, в особенности ту, которая не производится внутри страны; б) позволяет приобрести товары по более низким ценам и более высокого качества, что уменьшает внутренние затраты хозяйствующих субъектов и повышает рентабельность предпринимателей, производящих товары производственно-технического назначения, также увеличивает финансовые возможности населения в приобретении товаров народного потребления; в) расширяет конкурентную среду, оказывая тем самым стимулирующее воздействие на местных товаропроизводителей, вынуждая их повышать конкурентоспособность своей продукции, снижая затраты, повышая качество, расширяя ассортимент и т.д.

В современных условиях либерализации внешнеэкономических связей Республики Абхазии участниками внешнеторговой деятельности могут быть предприятия различных организационно-правовых форм и видов собственности.

Основными механизмами, способствующими реализации внешнеэкономической деятельности предприятий, могут быть:

• создание надежной системы экономической безопасности, укрепление таможенных границ и оснащение их современной техникой, организация приграничной торговли, создание усло-

вий и механизмов регулирования торговли с ближними регионами и со странами дальнего зарубежья;

• определение экспортного потенциала республики, а также ее потребности в импортных поставках товаров;

• регулирование ставок таможенных платежей в соответствии с задачами структурной перестройки с целью защиты местных товаропроизводителей от негативного воздействия иностранной конкуренции;

• эффективное распределение иностранных инвестиций и кредитов, поступающих в республику;

• ограничение круга товаров, оборот которых подлежит тарифному и нетарифному регулированию;

• установление более низких экспортных таможенных пошлин на готовую продукцию национальных предприятий и, наоборот, более высоких на сырье и полуфабрикаты.

В целях обеспечения эффективного осуществления внешнеэкономической деятельности Республики Абхазии государственные органы управления должны применять и административные методы внешнеэкономического регулирования деятельности предприятий, яв-ляющехся мерами оперативного регулирования. Их можно применять в случаях: а) поставки недоброкачественных товаров; б) невыполнения обязательных экспортных поставок; в) экспорта продукции по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам; г) сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, финансовой и регистрационной документации. В этом случае органы государственного управления могут применить и более жесткие административные меры: приостановку внешнеэкономических операций предприятий или отзыв лицензий на право ведения внешнеэкономической деятельности, которые могут использоваться как по отношению к национальным, так

и иностранным предприятиям, допустившим нарушение законодательства республики. Вышеперечисленные методы государственного регулирования являются преимущественно административными методами регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, применение которых может быть оправдано в современных условиях Республики Абхазии. Однако надо учитывать, что преимущественное применение административных мер в более благоприятных для страны внутренних и внешних ситуациях в определенной степени будут сдерживать социально-экономическое развитие республики и противодействовать эффективному развитию внешнеэкономических связей, так как они сковывают инициативу потенциальных субъектов внешнеэкономической деятельности.

Региональные органы управления Республики Абхазии в целях защиты национальных интересов республики должны иметь право оперативно контролировать деятельность подведомственных хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономиче-

скую деятельность. Наряду с этим, местные администрации должны содействовать интеграции производственного, финансового, интеллектуального и ресурсного потенциала национальных хозяйствующих субъектов с иностранными предпринимательскими и другими структурами из близлежащих территорий, с которыми Абхазия осуществляет взаимовыгодные внешнеэкономические операции. Это касается, прежде всего, хозяйствующих субъектов Юга России и других российских регионов, сотрудничество с которыми способствует формированию единого интеграционного пространства, отвечающего национальным интересам Республики Абхазии.

Анализ общего состояния внешнеторговой деятельности Республики

Абхазии можно произвести с помощью использования показателей объемов экспорта и импорта, их структуры и динамики роста, которые позволят выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии внешнеэкономической деятельности предприятий республики (см. табл. 1).

Как видно из таблицы 1, в 2007 году общий объем внешнеторгового оборота Республики Абхазии составил 4,7 млрд. руб., что на 798,3 млн. руб. больше показателя 2006 года, а темп роста 120,5%. При этом отрицательное сальдо внешнеторгового баланса достигло угрожающих размеров, сумму в

3.6 млрд. руб. Экспорт в 2007 году составил 548,1 млн. руб., что меньше показателя 2006 года на 79,1 млн. руб., а импорт, наоборот, вырос и составил

4147.6 млн. руб., что больше показателя 2006 года на 877,4 млн. руб. Таким образом, соотношение экспорта и импорта во внешнеторговом обороте составляло 11,7% и 88,3% соответственно1.

В 2008 году внешнеэкономическая ситуация республики практически не изменилась, что отразилось и на тенденциях внешнеторговой деятельности республики. Так, в целом объем внешнеторгового оборота Абхазии составил 7,1 млрд. руб., что больше аналогичного показателя 2007 года на 2,4 млрд. руб., темп роста - 151,1%. Экспорт - 889,9 млн. руб., что больше показателя 2007 года на 342,0 млн. руб., темп роста составил 162,4%. Импорт - 6,2 млрд. руб. и больше показателя 2007 года на 2,1 млрд. руб., темп роста составил 151,2%. Соотношение экспорта и импорта во внешнеторговом обороте составило 12,7% и 87,3% соответственно2.

1 Рассчитано по: «Абхазия в цифрах». Стат. ежегодник, Сухум, 2008. С. 113.

2 Подсчитано из отчетных материалов Государственного таможенного комитета Республики Абхазии за 2008 год.

Таблица 1. Внешнеторговый баланс Республики Абхазии за 2005-2008 гг. (млрд. руб.)

2005 2006 Темп роста, % 2007 Темп роста, % 2008 Темп роста, %

1. Внешнеторговый обо- 3 1 1 7, 1

рот ,3 ,9 18,2 4,7 20,5 1 51,1

2. Экспорт 0 0, 1

3. Импорт ,8 ,6 75,0 0,5 83,3 9 80,0

4. Сальдо внешнеторго- 2 1 1 6, 1

вого ,5 ,3 32,0 4,1 24,2 2 51,2

оборота

1,7 2,7 - 3,6 - 5,3 -

Основными торговыми партнерами Абхазии по экспорту в течение последних лет являются: Россия, на долю которой в 2008 году приходилось более 60,0% от объема всего экспорта, Турция и Румыния - около 40,0%. В Россию вывозилась сельскохозяйственная продукция (чай, орех, цитрусовые культуры, бамбук, лавровый лист, мимоза, овощи), вино, пиломатериалы, в Турцию - рыба, уголь, металлолом, круглый лес, шпон.

Торговыми партнерами Абхазии по импорту были: Российская Федерация, на которую приходится более 70,0% от всего импорта, Румыния -25,0%, Турция - 4,0%. Из России завозились промышленные товары, в том числе машины и оборудование, стройматериалы (40,1%), продовольственные товары (30,3%), алкогольная и табачная продукция (10,2%); из Турции - промышленные товары (10,1%), продовольственные товары и стройматериалы; из Румынии завозился бензин и дизтопливо.

Товарная номенклатура внешнеторговой деятельности Республики Абхазии за 2007-2008 гг. содержится в таблице2.( Товарная номенклатура

внешнеторговой деятельности Республики Абхазии за 2005-2008 гг. в фактических ценах, млн. руб . )

Проведенный анализ внешнеторговой деятельности Республики Абхазии показывает, что за 2005 - 2008 гг. около 70% экспорта составляла продукция сельского хозяйства и сырьевые ресурсы страны, включающие продукцию, предназначенную для личного потребления (цитрусовые, орехоплодные культуры, овощи и фрукты и др.) или товары первичной обработки (круглый лес, лом черных металлов, чай весовой, табак ферментированный и др.), а также такие ресурсы, как: уголь, рыба, экспортируемые пока еще в незначительном количестве. Отрицательные последствия подобной диспропорции для национальной экономики проявляются в том, что природные ресурсы исчерпаемы и возобновляются в течение длительного периода, их запасы всегда ограниченны. Экспортируя эти виды ресурсов, страна лишается возможности производства большого количества разнообразных видов промежуточной и готовой продукции и реализации с выгодой для себя, содержащиеся в них добавленной стоимости на внутреннем и внешнем рынках. В товарной структуре импорта более 60% составляют промышленные и продовольственные товары, ГСМ и табачные изделия. Вышесказанное свидетельствует о сырьевой направленности экспорта и значительной зависимости республики от импорта продуктов питания и товаров народного потребления. В Абхазии еще долгое время будет превалировать сырьевая направленность экспорта.

Таблица 2.

Наименование продукции 2005г. Доля, % 2006г. Доля, % 2007г. Доля, % 2008г. Доля, %

1. Э К С П О Р Т

1. Круглый лес 40,2 6,6 39,3 7,2 18,5 2,0

2. Цитрусовые культу- 72,2 9,0 200,2 33,3 240,5 43,9 249,1 27,7

ры 372,0 46,5 13,3 2,1 2,3 0,4 0,4 0,04

3. Чай весовой 4,6 0,6 32,2 5,3 35,5 6,5 22,1 2,4

4. Лом черных метал- 45,7 5,7 - - 59,3 10,8 106,1 11,8

лов - - 3,3 0,5 1,1 0,2 0,5 0,05

5. Уголь 1,3 0,2 9,6 1,5 11,6 2,1 9,7 1,1

6. Пиломатериалы 12,7 1,6 21,9 3,6 34,2 6,2 22,0 2,4

7. Фрукты 7,1 0,9 108,8 18,0 63,9 11,6 155,1 17,2

8. Рыба 44,6 5,6 13,7 2,8 6,3 1,1 3,9 0,4

9. Орех фундук 8,9 1,1 - - 20,9 3,8 21,1 2,3

10. Мимоза - - - - 3,5 0,6 1,4 0,1

11. Хурма - - - - 1,0 0,2 248,5 27,6

12. Паркет, шпон - - - - - - 1,4 0,1

13. Вино - - - - 16,5 3,0 16,3 1,8

14. Табачные изделия - - - - 0,9 0,2 1,1 0,1

15. Лавровый лист - - - - 1,5 0,3 1,2 0,1

16. Овощи - - 156,7 26,0 9,8 1,9 11,7 1,3

17. Бамбук 230,9 28,8

18. Прочие товары

ЭКСПОРТ, Всего 800,0 100,0 600,0 100 548,1 100,0 900,0 100,0

2. И М П О Р Т

1. Бензин 441,8 17,6 509,9 23.3 614,1 14,8 934,3 15,0

2. Дизтопливо 83,9 3,3 66,1 3,0 94,6 2,3 98,8 1,6

3. Зерно продовольст-

венное 4,9 0,2 28,8 1,3 15,3 0,4 14,0 0,2

4. Мука пшеничная 58,3 2,4 56,6 2,5 96,1 2,3 190,4 3,1

5. Минеральные про-

дукты (цемент, гипс) - - - - 92,1 2,2 157,4 2,5

6. Колбасы вареные - - - - 58,3 1,4 81,1 1,3

7. Пиво - - - - 75,4 1,8 72,3 1,2

8. Промышлен. товары 45,3 1,8 48,0 0,5 707,5 17,3 1208,4 19,5

9. Молочная продук- - - - - 202,6 4,9 213,8 3,4

ция 797,9 31,9 681,1 20,6 6,6 0,3 4,6 0,1

10. Спирт - - - - 260,5 6,3 299,3 4,8

11. Табачные изделия

12. Алкогольная про- 281,7 11,3 274,5 9,8 51,0 1,3 69,9 1,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дукция - - - - 23,4 0,5 35,4 0,5

13. Газ сжиженный - - - - 32,6 0,8 51,0 0,8

14. Автозапчасти - - - - 89,1 2,3 121,6 2,0

15. Медикаменты

16. Оборудование и - - - - 461,1 11,1 825,5 13,3

стройматериалы - - - - 25,1 0,6 36,7 0,6

17. Шампанское - - - - 51,1 1,3 55,2 0,9

18. Соки натуральные - - - - 58,7 1,5 50,5 0,8

19. Газированные воды - - - - 454,3 10,9 947,1 5,3

20. Автотрасп. средст- 786,3 31,5 1116,1 12,2 736,3 17,8 739,2 1,9

ва

21. Прочие товары

ИМПОРТ, всего 2500,0 100,0 3300,0 100,0 4147,6 100,0 6206,5 100,0

Так, за 2000-2008 гг. более 80% экспорта составляла продукция сельского хозяйства и сырьевые ресурсы, включающие продукцию, предназначенную для личного потребления или товары первичной обработки, а также такие ресурсы, как: уголь, рыба.

Однако с учетом активного развития в Абхазии курортнотуристической сферы (которая оказывает экспортные услуги) можно констатировать, что республика в ближайшее время способна занять достойное место в межрегиональной отраслевой специализации в области курортной сферы и туризма.

Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Абхазии позволяет сделать вывод о том, что одной из важнейших задач государства в современных условиях должно стать усиление его регулирующих функций во внешнеторговой деятельности в целях эффективного развития национальной экономики, а также содействие интеграции субъектов внешнеэкономической деятельности Абхазии с хозяйственными системами Российской Федерации.

Библиографический список

1. «Абхазия в цифрах». Статистический ежегодник, Сухум, 2008.

2. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности. -М., 2003.

3. Трансформационная экономика России: Учеб. пособие/А.В. Бузгалин, В.В. Герасименко, З.А. Грандберг и др./Под ред. А.В. Бузгалин. - М., 2006.

4. Шалашаа З.И. Региональное экономическое сотрудничество Республики Абхазия в условиях формирования новых мирохозяйственных свя-зей/Научное издание. - М.: МАКС Пресс, 2007.

5. Шалашаа З.И. Тенденции развития внешнеэкономических связей Республики Абхазия в современных услови-ях//Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. М. 2008, № 1(22).

Bibliographic list

1. «Abkhazia in figures». The Statistical year-book, Suhum, 2008.

2. Timoshenko I.V.Customs foreign trade activities regulation. -M, 2003.

3. Transformational economy of Russia: Studies.\Buzgalin, V.V. Gerasimenko, Z.A.Grandberg and other / Under the editorship of A.V.Buzgalin. - M, 2006.

4. Shalashaa Z.I. Regional economic cooperation Republic Abkhazia in the conditions of formation new economic communications /Scientific edition. - M: MAX Press, 2007.

5. Shalashaa Z.I. Tendency of development of foreign economic relations of Republic Abkhazia in modern conditions//Vestnic of Russian trade and economic university. M. 2008, № 1 (22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.