Научная статья на тему 'Внешнеэкономическое сотрудничество Санкт-Петербурга с Республикой Казахстан в рамках нового интеграционного проекта'

Внешнеэкономическое сотрудничество Санкт-Петербурга с Республикой Казахстан в рамках нового интеграционного проекта Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
200
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Подшувейт Ольга Викторовна

Внешнеэкономическая деятельность Санкт-Петербурга является важной частью региональной политики органов исполнительной власти Санкт-Петербурга. Современные процессы международной интеграции, активное влияние внешнеэкономической деятельности на социально-экономическое развитие города предполагают формирование новых подходов к реализации государственной политики в сфере развития внешних связей Санкт-Петербурга. Внешнеэкономическая деятельность Санкт-Петербурга на современном этапе становится все более многогранной, активно расширяется география международного сотрудничества. Формирование Единого экономического пространства вносит существенные изменения в условия развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга с Казахстаном. Отражаются современные геополитические реалии. Теоретико-методический подход к изложению материала позволяет сделать практические выводы о необходимости наращивания внешнеэкономического потенциала города, возможности повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества Санкт-Петербурга с Казахстаном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Подшувейт Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

St. Petersburg Foreign Economic Collaboration with the Republic of Kazakhstan within the Scope of New Intergral Project photos

St. Petersburg foreign economic activity is the main part of regional government policy. Modern processes of international integration and influence of foreign economic activity on social-economic development of St. Petersburg presuppose creation of new approaches to the realization of state policy in the sphere of external relations of St. Petersburg. St. Petersburg foreign economic activity nowadays is getting more multifaceted, geography of international cooperation is getting more extensive. The development of common economic space makes changes in terms of foreign trade activities between St. Petersburg and Kazakhstan. Modern geopolitical realities are also reflected. The theory and method of approaching to the material presentation allow us to make practical conclusions about necessity to increase the foreign economic potential of St. Petersburg and opportunities to improve the efficiency of foreign economic cooperation between St. Petersburg and Kazakhstan regions.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическое сотрудничество Санкт-Петербурга с Республикой Казахстан в рамках нового интеграционного проекта»

УДК 339.92(470.23)

Вестник СПбГУ. Сер. 7. 2012. Вып. 3

О. В. Подшувейт

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН В РАМКАХ НОВОГО ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Двадцать первое столетие пройдет под девизом глобальной конкуренции между тремя мировыми полюсами экономического и технологического развития: Северной Америкой, Европейским Союзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для того чтобы Российская Федерация не была «разорвана» между Европейским Союзом и Китаем, необходимо создание коммуникационного каркаса, усиливающего континентальные геополитические блоки Западная Европа — Россия — Китай, Россия — Япония, Россия — Индия и др. [1]. Одним из таких коммуникационных проектов постепенно становится Евразийское экономическое пространство. Успех данного интеграционного проекта зависит от его содержательного наполнения, которое в свою очередь должно определяться грамотной региональной и трансграничной политикой.

Развитие сотрудничества Санкт-Петербурга с регионами Республики Казахстан является одним из перспективных направлений внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Санкт-Петербурга. Экономические и производственные связи, безусловно, создают основу взаимодействия между регионами. Укрепление отношений в области культуры, науки, здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды также является обязательным и дополняющим экономическое сотрудничество.

Формирование центральноазиатского вектора развития ВЭД Санкт-Петербурга институционально обусловлено существованием Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана, а также подписанием пакета документов, расширяющих интеграцию на Едином экономическом пространстве. Создан наднациональный орган — Евразийская экономическая комиссия, которая заработала с 1 января 2012 г., провозглашен курс объединения экономического потенциала трех стран, концентрации усилий на развитии торговых и производственных связей.

Совокупный ВВП трех стран — это почти 2 трлн долл., промышленный потенциал — около 600 млн долл., общий рынок потребления с населением в 165 млн человек. Единое экономическое пространство трех суверенных стран будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях: макроэкономике, обеспечении правил конкуренции, сфере технических регламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. В дальнейшем введение визовой и миграционной политики позволит снять пограничный контроль на внутренних границах. Созданы качественно новые условия развития приграничного сотрудничества на внутренних границах Таможенного Союза.

Внешнеэкономическая деятельность региона как часть региональной политики. Активность стран во внешней политике становится все более важной составляющей национального развития. Глобальные перемены в мировой экономике и политике

© О. В. Подшувейт, 2012

стали причиной фундаментальных изменений в системе международных отношений а также причиной формирования новых «центров тяжести» внешнеэкономической деятельности. Одновременно с процессами глобализации усиливаются процессы регионального взаимодействия на различных уровнях [2].

В 2008 г. Пол Кругман, американский ученый, профессор Принстонского университета получил Нобелевскую премию по экономике за анализ структуры торговли и размещения центров экономической активности. Другими словами — за новую теорию международной торговли и новую экономическую географию. В его многочисленных работах рассматриваются причинно-следственные связи в сфере региональной политики, экономики и внешнеторговой политики, вопросы государственного регулирования, протекционизма и эффективности внешней торговли. Пол Кругман рассматривает понятие гравитационной закономерности, т. е. интенсивности международных связей, находящихся в прямой зависимости от экономического веса взаимодействующих субъектов и в обратной зависимости от разделяющих их расстояний. Фактор географической близости иди удаленности играет немалую роль в пространственной структуре внешних связей. По мнению П. Кругмана география внешнеэкономических связей подчинена данной закономерности [3].

В сотрудничестве Санкт-Петербурга и регионов Казахстана географический фактор удаленности может быть преодолен за счет сотрудничества в наукоемких отраслях экономики, в сфере услуг и обмена опытом государственного и муниципального управления, регионального социально-экономического развития, формирования и реализации совместных инвестиционных проектов.

Стратегическое значение для развития Единого экономического пространства Белоруссии, России и Казахстана имеет сотрудничество в сфере транспорта и логистики, целью которого может стать создание мультимодального коридора Европа — Азия по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Астана — Алма-Ата с постепенным вовлечением других региональных центров на территории России и Казахстана. Стоит учитывать и то, что более удаленный Китай является ведущим партнером Санкт-Петербурга по объему товарооборота. Еще большее значение имеет геополитика великого шелкового пути, которую Китай активно проводит, реализуя инновационные и современные транспортные проекты. Сеть современных железных дорог и автомагистралей обеспечивает доступ китайской продукции на внешние рынки, сокращая транспортные издержки.

В мировой практике внешнеэкономическая деятельность государства, как целенаправленная и комплексная программа действий исполнительной власти по развитию и повышению эффективности всей совокупности внешних связей, тесно увязана со внутренней стратегией экономического и социального развития страны. Согласованность основных принципов ВЭД и экономической стратегии может быть определяющим фактором стабильного развития страны в долгосрочном периоде. Содержание внешнеэкономической политики (ВЭП) концептуального уровня определяется состоянием комплекса важнейших социальных, экономических, правовых и прочих параметров, совокупность которых классифицируется как блок внутренних факторов [4].

Специфику внешнеэкономической политики Российской Федерации (ВЭП РФ) определяют региональные особенности государства. Концепция внешнеэкономической политики России не может не учитывать колоссальных различий регионов стра-

ны, существующих на данном этапе социально-экономического развития. Степень участия или неучастия региона во внешнеэкономической деятельности страны определяется в зависимости от сырьевого потенциала, уровня социально-экономического развития региона. Большое значение имеет физико-географическое, экономико-географическое и геополитическое положение региона.

Эффективная концепция внешнеэкономической деятельности региона создается с использованием комплексных механизмов и законов системологии [5]. Внешнеэкономическая деятельность региона как часть региональной политики в современных условиях должна:

• создаваться только после или параллельно, с разработкой концепции развития корпораций, предприятий, компаний и всей экономики региона, учитывая мировую экономическую конъюнктуру рынков сбыта и поставок продукции;

• в рамках государственной политики стремиться к эффективному участию в мировой экономике;

• формироваться на межотраслевой, межрегиональной и межстрановой основе;

• руководствоваться концепцией геостратегического развития государства.

Санкт-Петербург был основан как опорный пункт осуществления внешней политики России, и в настоящее время город продолжает занимать особое место в дипломатической системе координат государства. Развиваясь как производственный, научный и культурный центр государства, Санкт-Петербург постепенно наращивал потенциал ВЭД, который характеризуется высоким научным потенциалом, инновационными технологиями производства, традициями и качеством образования, многоотраслевой экономикой, выгодным географическим положением, инвестиционным потенциалом, емким рынком потребления, наличием современного транспортно-ло-гистического комплекса.

Внешнеэкономическая деятельность Санкт-Петербурга в настоящее время регулируется статьей 72 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности определяются Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Реализация и проведение государственной политики в сфере развития внешних связей Санкт-Петербурга проводится в соответствии с региональным законодательством:

- законом Санкт-Петербурга от 08.07.2008 №418-70 «О международном сотрудничестве, международных и внешнеэкономических связях Санкт-Петербурга»;

- законом Санкт-Петербурга от 18.06.2008 №420-68 «О соглашениях об осуществлении международного сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей».

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.01.2004 №5 «О Комитете по внешним связям Санкт-Петербурга» определяется орган исполнительной власти, задачей которого является реализация и проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития внешних связей.

В 2010 г. Санкт-Петербург осуществлял торговлю со 184 странами мира (в 2009 г. — со 179). Внешнеторговый оборот составил 36,3 млрд долл. США экспорт 11,8 млрд долл.,

импорт 24,5 млрд долл. На долю 10 стран — основных торговых партнеров приходится 59,2% товарооборота Санкт-Петербурга1.

Товарооборот со странами дальнего зарубежья (ДЗ) вырос на 20,2% в условиях ускоренного роста импорта. Товарооборот со странами СНГ существенно сократился (-33%). Внешняя торговля Санкт-Петербурга по-прежнему ориентирована преимущественно на рынки стран дальнего зарубежья, доля которых в общем объеме торговли составила 96%. Внешнеторговый баланс со странами дальнего зарубежья пассивный, со странами СНГ — активный. Крупнейшие торговые партнеры Санкт-Петербурга — Китай, Нидерланды, Германия, Италия, Финляндия, США, Турция, Япония, Великобритания, Корея. Основные партнеры Санкт-Петербурга по экспорту среди стран СНГ: Казахстан (удельный вес в экспорте — 2,8%) и Украина (2,7%).

ВЭД отражает структуру экономического взаимодействия и уровень кооперации хозяйственных связей. Отношения Санкт-Петербурга с Казахстаном строятся на основе ряда соглашений о сотрудничестве. Генеральное Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Южно-Казахстанской областью и Санкт-Петербургом (1994) заложило основы взаимоотношений города с одним из наиболее развитых в экономическом отношении регионов Казахстана. Генеральное соглашение о торгово-экономическом, культурном и правовом сотрудничестве с администрацией Алма-Аты было подписано в 1995 г., а в 1996 г. заключено Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. В 2008 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между акиматом Астаны и Правительством Санкт-Петербурга.

Казахстан является одним из основных торговых партнеров Санкт-Петербурга среди стран СНГ. В 2010 г. Казахстан занял 11 место среди торговых партнеров СПб. Объем внешней торговли Санкт-Петербурга с Казахстаном в последние годы постоянно возрастал, причем благодаря росту экспорта. Вследствие кризисных явлений в мировой экономике в 2010 г. по сравнению с 2009 г. товарооборот сократился на 52% и составил 332,9 млн долл. США (28-е место среди торговых партнеров Санкт-Петербурга).

Основным экспортируемым товаром является минеральное топливо — 60% экспорта. Поставлялись также: продукция машиностроения (8%), табачная продукция (6%), разные пищевые продукты (4%), электрооборудование (3%), кофе, чай, пряности (2%), средства наземного транспорта (2%), алкогольные и безалкогольные напитки (1%), парфюмерия, косметика (1%) и др.

Объем импорта невелик — 5,9 млн. долл. (78-е место среди стран-импортеров Санкт-Петербурга). По сравнению с 2009 г. импорт сократился на 68%. В товарной структуре импорта 26% составляют черные металлы, 13% — пластмассы и изделия из них, 12% — изделия из черных металлов, 6% — печатные книги, газеты, 4% — фармацевтическая продукция, 4% — недрагоценные металлы и др.

По данным Петростата, в 2010 г. в экономику Санкт-Петербурга поступило 230,9 млн долл. США казахских инвестиций, все из разряда «прочие». На 01.01.2011 г. накоплено — 81,8 млн долл. США казахских инвестиций, из них 3,9 млн долл. США —

1 По данным Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. www.kvs.spb.ru (дата обращения: 15.12.2011 г.).

прямые, 25 тыс. долл. США — «портфельные» и 77,8 млн долл. США — из разряда «прочие» (т. е. кредиты).

Внешнеэкономическое сотрудничество Санкт-Петербурга с Республикой Казахстан свидетельствует о структурном дисбалансе и неэффективном использовании взаимного потенциала экономического сотрудничества. Продолжающийся рост вывоза углеводородного сырья предприятиями, зарегистрированными в Санкт-Петербурге, приводит к тому, что в структуре экспорта топливные товары постепенно «вытесняют» иные товарные группы.

Казахстан является ядром развития и стабильности в регионе Центральной Азии. Население 15,9 млн чел., 9-е место в мире по протяженности территории. ВВП 134 млрд долл. (2008). Страна обладает значительными запасами энергетических ресурсов и минерального сырья, имеет обширные и пригодные для освоения территории. Казахстан не только восстановил уровень ВВП 1990 г., но к 2010 г. первым на постсоветском пространстве утроил этот показатель. При отсутствии внешнего долга, золотовалютные резервы превышают 25 млрд долл., а национальный фонд развития превысил 10 млрд долл. Страна лидирует среди постсоветских стран по привлечению иностранных инвестиций (свыше 50 млрд долл.). Зарубежные инвесторы отмечают стабильность государства.

Обеспечение устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики проводится в рамках принятой стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг., основные задачи которой:

• обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 г. по сравнению с 2000 г. не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;

• повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

• создание предпринимательского климата, структуры и содержания общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

• стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориен-тированных производств;

• диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;

• развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Производство экспортоориентированных товаров и услуг в обрабатывающей промышленности является главным приоритетом государственной индустриально-инновационной политики Казахстана.

На фоне глобализации мировой экономики Казахстан сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую

отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее — НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

В рамках Таможенного Союза предполагалось решить проблемы, препятствующие развитию торгово-экономических отношений между Россией и Казахстаном, а именно:

- отсутствие надежных механизмов взаиморасчетов и урегулирования хозяйственных споров;

- высокие транспортные тарифы;

- недостаточная платежеспособность значительной части хозяйствующих субъектов;

- необходимость совершенствования нормативно-правовой базы по созданию и функционированию совместных предприятий и финансово-промышленных групп, особенно в машиностроении, фармацевтической отрасли, металлургии и оборонном комплексе.

В настоящее время план скоординированных мероприятий по формированию, реализации экспортного потенциала производственных отраслей, финансово-инвестиционному сотрудничеству между Санкт-Петербургом и регионами Казахстана отсутствует. Развитие конкурентоспособных производств не полностью учитывает ресурсный и инвестиционный потенциал Санкт-Петербурга и Казахстана, условия глобальной экономики, геополитические и геоэкономические реалии Евразийского пространства. Необходима схема формирования концепции внешнеэкономических отношений, которая станет основой построения российско-казахстанских взаимоотношений между регионами, механизмом проведения «малой» дипломатии, призванной выполнять определенные функции в системе российской внешней политики.

Таким образом, необходимость развития сотрудничества Санкт-Петербурга и регионов Республики Казахстан исторически обусловлена и потенциально обоснована, и является важным инструментом реализации геоэкономической стратегии Российской Федерации в рамках формирования Евразийского экономического пространства и может стать одним из гарантов геополитической стабильности на Евразийском континенте.

Развитие внешнеэкономической деятельности является важной функцией региональной политики органов государственной власти Санкт-Петербурга. Активное участие во внешнеэкономической политике государства позволит укрепить экономические и политические позиции города, будет способствовать его развитию как континентального многофункционального центра и одной из опорных точек Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.

Литература

1. Дергачев В. А. Геоэкономика: учебник для вузов. Киев, ВИРА-Р, 2002. 512 с.

2. Вардомский Л. Б., Скатерщикова Е. Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. 448 с.

3. Волчкова Н. Новая теория международной торговли и новая экономическая география // Вопросы экономики. 2009. № 1.

4. Орлова Н.Л. Экспортный потенциал России: состояние и перспективы развития в условиях глобальных изменений на мировых рынках // Финансовый журнал АБиК. 2009. № 1.

5. Васильев В. Принципы стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 11. С. 28-34.

Статья поступила в редакцию 2 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.