Научная статья на тему 'Географическая диверсификация внешнеэкономических связей Самарской области и приоритетные направления их развития[1]'

Географическая диверсификация внешнеэкономических связей Самарской области и приоритетные направления их развития[1] Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
734
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕГИОНА / УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS OF THE REGION / MANAGEMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE REGION / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутенко Дарья Игоревна

Данная статья посвящена анализу географической диверсификации внешних связей Самарской области, обозначены органы исполнительной власти, отвечающие за осуществление внешнеэкономических связей, а также проведен анализ внешнеэкономической деятельности региона за последние 3 года. В статье определена значимость внешнеэкономической деятельности для успешного социально-экономического развития региона и основные направления ее развития. В результате анализа статистических данных выявляются тенденции международного сотрудничества Самарской области с другими странами. Уровень реализации внешнеэкономической деятельности оценивается по двум критериям: объему внешнеторгового оборота и количеству проводимых в рамках внешнеэкономического сотрудничества мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geographical diversification of foreign economic relations of Samara region and prospects for their development

This article is devoted to the analysis of geographical diversification of external relations of Samara region; it designates the executive bodies, which are responsible for implementation of foreign economic relations, and contains the analysis of foreign economic activity of the region for the last 3 years. The importance of foreign economic activity for the successful social and economic development of the region and the main directions of its development is determined in the article. Tendencies of international cooperation of the Samara region with other countries come to light as a result of an analysis of statistical data. Level of implementation of foreign economic activity is estimated by two criteria: an amount of a foreign trade turnover and the number of the events held within the external economic cooperation.

Текст научной работы на тему «Географическая диверсификация внешнеэкономических связей Самарской области и приоритетные направления их развития[1]»

Выходные сведения статьи:

Бутенко Д.И. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей Самарской области и приоритетные направления их развития // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 4(16). URL: https://regrazvitie.ru/geograficheskaYa-diversifikatsiYa-vneshneekonomicheskih-svYazei-samarskoi-oblasti-i-prioritetnve-napravleniva-ih-razvitiva/_

УДК 332.025.13

Географическая диверсификация внешнеэкономических связей Самарской области

и приоритетные направления их развития1

© 2016 Бутенко Дарья Игоревна

E-mail: [email protected]

Самарский государственный экономический университет

Данная статья посвящена анализу географической диверсификации внешних связей Самарской области, обозначены органы исполнительной власти, отвечающие за осуществление внешнеэкономических связей, а также проведен анализ внешнеэкономической деятельности региона за последние 3 года. В статье определена значимость внешнеэкономической деятельности для успешного социально-экономического развития региона и основные направления ее развития. В результате анализа статистических данных выявляются тенденции международного сотрудничества Самарской области с другими странами. Уровень реализации внешнеэкономической деятельности оценивается по двум критериям: объему внешнеторгового оборота и количеству проводимых в рамках внешнеэкономического сотрудничества мероприятий.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические связи региона, управление внешнеэкономической деятельностью региона, международное сотрудничество.

Geographical diversification of foreign economic relations of Samara region and prospects for their development

© 2016 Butenko Daria Igorevna

E-mail: [email protected]

Samara State University of Economics

This article is devoted to the analysis of geographical diversification of external relations of Samara region; it designates the executive bodies, which are responsible for implementation of foreign economic relations, and contains the analysis of foreign economic activity of the region for the last 3 years. The importance of foreign economic activity for the successful social and economic development of the region and the main directions of its development is determined in the article. Tendencies of international cooperation of the Samara region with other countries come to light as a result of an analysis of statistical data. Level of implementation of foreign economic activity is es-

1 Бутенко Дарья Игоревна - бакалавр направления «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141).

Butenko Daria Igorevna - bachelor of Samara State University of Economics (Russia, 443090, Samara, street of the Soviet Army, 141).

timated by two criteria: an amount of a foreign trade turnover and the number of the events held within the external economic cooperation.

Keywords: foreign economic activity, foreign economic relations of the region, management of foreign economic activity of the region, international cooperation.

Внешнеэкономическая деятельность является важнейшим элементом внешней политики страны в силу своей направленности на укрепление и защиту экономического суверенитета, стимулирование национальной экономики и обеспечение условий для привлечения и эффективного использования иностранных ресурсов и опыта путем интеграции в мировую экономику. В последнее время значение регионов как субъектов международной деятельности существенно повысилось, им предоставлена возможность самостоятельного управления развитием внешнеэкономической деятельности.

На уровне Самарской области вопросами реализации и стимулирования внешнеэкономической деятельности занимается Министерство экономического развития, инвестиций и торговли (далее - МЭРИТ) - «орган исполнительной власти, осуществляющий разработку и реализацию региональной социально-экономической политики, определение экономических механизмов и методов государственного воздействия на экономику». [1]

К возлагаемым на министерство задачам относятся [1]:

-обеспечение комплексного и динамичного социально-экономического развития Самарской области, сохранение и преумножение ее потенциала;

- повышение качества и уровня жизни населения;

-развитие инвестиционной деятельности, привлечение инвестиций;

-развитие инновационной экономики и инновационной деятельности в регионе;

-развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей Самарской области с другими странами и субъектами Российской Федерации.

Управление внешнеэкономической деятельности является структурным подразделением департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей МЭРИТ Самарской области.

На управление возлагается решение следующих задач:

-осуществление внешнеэкономических и межрегиональных связей Самарской области с другими странами и субъектами Российской Федерации;

-привлечение иностранных инвестиций в Самарскую область;

-информационно-аналитическое обеспечение и сопровождение внешнеэкономических и межрегиональных связей Самарской области.

К функциям управления относятся [2]:

-координация и анализ деятельности органов исполнительной власти в сфере развития внешнеэкономических и межрегиональных связей, привлечения иностранных инвестиций в Самарскую область;

-разработка и реализация региональных программ развития и поддержки внешнеэкономических и межрегиональных связей;

-подготовка проектов соглашений об осуществлении внешнеэкономических и межрегиональных связей, а также протоколов по их реализации;

-предоставление в Министерство юстиции РФ для регистрации заключенных с иностранными партнерами соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей;

- взаимодействие с российскими и иностранными организациями, финансовыми структурами, торговыми представительствами, рейтинговыми агентствами по вопросам развития внешнеэкономических и межрегиональных связей, привлечения инвестиций в Самарскую область;

-обеспечение информационного и аналитического сопровождения, создание и ведение информационных баз данных по различным аспектам внешнеэкономических и межрегиональных связей;

-участие в подготовке и проведении торгово-экономических миссий, конференций и семинаров;

-разработка проектов государственных контрактов, договоров (соглашений) по вопросам, находящимся в компетенции управления;

-участие в подготовке инициатив по совершенствованию законодательства Самарской области в сфере деятельности управления;

- оказание организационно-методической помощи органам исполнительной власти Самарской области, органам местного самоуправления, организациям (инвесторам) по вопросам, находящимся в компетенции управления и др.

Структура управления представлена на Рисунке 1.

Рисунок 1 - Руководство и структура управления внешнеэкономической деятельности

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями министерства, органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, федераль-

ными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции и по поручению министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, первого заместителя министра, заместителя министра и руководителя Департамента.

Международное сотрудничество Самарской области реализуется на принципах углубленной специализации и последовательного укрепления взаимовыгодных связей.

С целью характеристики направлений и географической диверсификации внешнеэкономических связей региона рассмотрим ее структуру и динамику за 2013-2015 гг. Выбор трехгодичного периода обусловлен сложившейся в последние годы социально-экономической и политической ситуацией и изменением приоритетных направлений сотрудничества.

Уровень взаимодействия Самарской области с другими странами можно оценить по двум критериям: объему внешнеторгового оборота и количеству проводимых в рамках внешнеэкономического сотрудничества мероприятий.

В 2015 году Самарская область поддерживала торговые отношения со 148 странами (в 2013 и 2014 годах - со 117 и 125 странами соответственно). Структура внешнеторгового оборота (далее - ВТО) по макрорегионам за 2013-2015 гг. наглядно отражена на Рисунках 2 и 3. [3]

На основании диаграмм можно сделать вывод о сокращении доли Европы в общем объеме ВТО Самарской области. Причиной этому послужили ограничительные политические и экономические меры, введенные некоторыми странами в отношении Российской Федерации.

Южная Америка 1,12% _

СНГ 17%

Китай 10%

_ Австралия 0,04%

Азия 17%

Южная Америка 0,24%

СНГ 16%

Америка i 5%

\_ Африка 1%

Китай 9%

Австралия 0,05%

Америка Азия 2%

16% Г

Африка 1%

Европа 50%

Европа 56%

2013 г

2014 г

Рисунок 2 - Структура ВТО по макрорегионам за 2013-2014 годы

Южная Америка 1,12%

. Австралия 0,04%

СНГ 19%

Китай 6%

Азия 18%

Америка 4%

Африка 2%

Европа 50%

2015 г

Рисунок 3 - Структура ВТО по макрорегионам за 2015 год

Основные партнеры Самарской области за 2013-2015 гг. с указанием их доли в общем объеме экспорта/импорта представлены в Таблице 1.

Таблица 1 - Основные торговые партнеры Самарской области за 2013-2015 гг.

2013 2014 2015

Экспорт, Мальта (21,6); Латвия (26,4); Латвия (21,6);

в % Украина (17); Украина (15,4); Украина (19,95);

Турция (8,2); Китай (6,8); Монголия (9,6);

Китай (6,7); Турция (5,6); Нидерланды (7,4);

Латвия (6,5); Монголия (5,3); Италия (4,5);

Монголия (5,6); Испания (4,8); Китай (4,05);

Нидерланды (4,3); Нидерланды (4,1); Турция (3,3);

Германия (4); Италия (3,4); США (2,05)

США (3,1); Мальта (3,2); Польша (2,03);

Финляндия (2,3). Бельгия (2,7). Мальта (2).

Импорт, Германия (19); Румыния (19,3); Румыния (18,4);

в % Китай (15,3); Германия (15,3); Германия (16,6);

Румыния (12,3); Китай (13,1); Китай (11,5);

Украина (6,8); Италия (5,8); Южная Корея (8,4);

Южная Корея (5,2); Турция (4,1); Италия (4,9);

Италия (4,3); Франция (4); Япония (4);

Турция (3,7); Южная Корея (4); Турция (3,9);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Япония (3,6); Украина (3,3); Франция (3,8);

Франция (3,4); Япония (2,9); Чехия (2,4);

Нидерланды (2,7). Нидерланды (2,3). США (1,9).

Из таблицы видно, что крупнейшими торговыми партнерами региона по экспорту являются: Латвия (21,6% от общего объёма экспорта), Украина (19,95%), Монголия (9,6%), по импорту - Румыния (18,4%), Германия (16,6%), Китай (11,5%).

Экспорт Самарской области в данные страны характеризуется сырьевой направленностью - в нем доминируют минеральные продукты (нефть, бензин и т.д.), занимая более половины общих поставок. Четверть от общего объема экспорта занимает продукция химической промышленности.

Основные партнеры Самарской области по несырьевому экспорту представлены в Таблице 2.

Таблица 2 - Основные партнёры Самарской области по несырьевому экспорту

2013 г. 2014 г. 2015 г.

Украина Турция Турция

Азербайджан Украина Украина

Французская Гвиана Индия Финляндия

Турция Китай Индия

Узбекистан Узбекистан Азербайджан

Сербия Финляндия Французская Гвиана

Финляндия Азербайджан Финляндия

Наибольшая статья импорта приходится на машины, оборудование и транспортные средства, во многом благодаря тому, что ОАО «АВТОВАЗ» закупает необходимые для производства автокомпоненты из Румынии.

В рамках проводимых мероприятий за последние 2 года велось активное сотрудничество с такими стратегическими партнерами Самарской области, как Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия, Французская Республика, Республика Беларусь, Чешская Республика, Швейцарская Конфедерация, Финляндская республика, Республика Казахстан.

Самарская область стабильно входит в 20-ку ключевых регионов Российской Федерации по объемам внешней торговли. По итогам 2015 года регион занял 12 место по показателям экспорта среди субъектов Российской Федерации и 16 место по показателям импорта, внешнеторговый оборот Самарской области составил 1,03% общероссийского внешнеторгового оборота.

За 2015 год внешнеторговый оборот Самарской области составил 8,2 млрд. долларов США (2014 год - 12,1 млрд. долларов США), объемы импорта и экспорта по отношению к 2014 году сократились на 31% и 36%, составив 6,02 млрд. долларов США (2014 год - 8,8 млрд. долларов США) и 2,2 млрд. долларов США (2014 год - 3,4 млрд. долларов США) соответственно. Основной причиной сокращения внешнеторгового оборота стало падение курса рубля по отношению к доллару. Положительный торговый баланс говорит о спросе на товары региона, и о том, что регион не потребляет всё то, что производит. Динамика ВТО Самарской области за 2013-2015 гг. представлена на Рисунке 4.

Рисунок 4 - Динамика внешнеторгового оборота Самарской области за 2013-2015 (млн. долларов США) [4]

Количество участников внешнеэкономических отношений с Самарской областью также сократилось, что в основном вызвано ограничительными политическими и экономическими мерами, введенными некоторыми странами в отношении Российской Федерации. Наглядно динамика участников ВЭД представлена на Рисунке 5.

1200

1000

800

600

400

200

Всего участников ВЭД

Всего импортеров

Всего экспортеров, в том числе:

экспортеров несырьевого сектора

экспортеров сырьевого сектора

2013

2014

2015

0

Рисунок 5 - Количество участников внешнеэкономической деятельности

а период 2013-2015 гг.

Экспорт продукции ключевых отраслей промышленности региона играет значительную роль в масштабах общероссийского экспорта. Так, например, по итогам 2015 года Самарская область экспортировала 7% общероссийского экспорта продукции химической промышленности.

Наблюдаемая в 2014 г. тенденция роста импорта со значительным преобладанием в структуре машин, оборудования и транспортных средств свидетельствовала об активном перевооружении предприятий Самарской области. В 2015 году объем импорта сократился. Показатели импорта по товарным группам уменьшались пропорционально, за исключением до-

ли металлов и продовольственных товаров, которые в общем объеме возросли. Динамика представлена в Таблице 3.

Таблица 3 - Динамика структуры импорта Самарской области, в % к итогу [3]

Наименование товарных групп Доля показателя Темп прироста

2013 2014 2015 2013/2014 2014/2015 2013/2015

Машины, оборудование и транспортные средства 59,20 63,77 63,71 0,077 -0,001 0,076

Продукция химической промышленности 21,10 17,68 14,67 -0,162 -0,170 -0,305

Металлы, драгоценные камни и изделия из них 7,88 8,46 11,41 0,074 0,349 0,448

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 4,63 4,04 6,24 -0,127 0,545 0,348

Прочие товары 3,84 3,67 2,11 -0,044 -0,425 -0,451

Древесина и изделия из нее 1,23 0,90 0,87 -0,268 -0,033 -0,293

Текстиль, текстильные изделия и обувь 1,23 0,81 0,49 -0,341 -0,395 -0,602

Минеральные продукты 0,80 0,58 0,49 -0,275 -0,155 -0,388

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,09 0,09 0,1 0 0,111 0,111

Итого 100,0 100,0 100,0 - - -

Нарастание негативных тенденций на внешних рынках, в первую очередь политические разногласия, и неуверенность в дальнейшем стабильном положении национальной валюты создает все большие барьеры для нормального развития внешних связей. Углубление интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств, активизация сотрудничества с азиатскими странами и странами Латинской Америки, нарастание кризиса, проблемы в контактах с партнерами в силу негативного отношения к России в странах Запада влекут за собой серьезные и важные последствия для экспортеров региона, затрудняя составление планов дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности.

Осложняют ситуацию и внутренние проблемы. Так, например, более 96% объемов экспорта приходится на четыре экспортно-ориентированные отрасли при значительном преобладании поставок минерального сырья, что влечет за собой значительный набор негативных факторов, связанных с отсутствием диверсификации и монополией крупных ресурсодобывающих и перерабатывающих предприятий (Таблица 4).

Необходимо отметить, что относительно общероссийских показателей, экспорт Самарской области в последние годы растет значительно меньшими темпами. Доля экспорта Самарской области в экспорте Российской Федерации за последние 5 лет сократилась с 1,9 % до 1,4 %.

В то же время, многие региональные товаропроизводители, особенно предприятия малого и среднего бизнеса, не обладают необходимыми финансовыми ресурсами и компетенциями для выхода на новые внешние рынки. Исследование зарубежных рынков, поиск партнеров, дорогостоящий переговорный процесс, необходимость понимания международных стандартов и практики подготовки сделок создают серьезные проблемы для местных производителей. Соответственно, это сдерживает появление в области новых экспортеров и экспортных товарных позиций.

Таблица 4 - Динамика структуры экспорта Самарской области, в % к итогу [3]

Наименование товарных групп Доля показателя Темп прироста

2013 2014 2015 2013/2014 2014/2015 2013/2015

Минеральные продукты 57,80 65,21 61,97 0,128 -0,050 0,072

Продукция химической промышленности 28,17 24,15 25,90 -0,143 0,072 -0,081

Машины, оборудование и транспортные средства 8,19 4,07 4,84 -0,503 0,189 -0,409

Металлы, драгоценные камни и изделия из них 3,56 3,58 4,34 0,006 0,212 0,219

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 1,68 2,37 2,08 0,411 -0,122 0,238

Прочие товары 0,39 0,45 0,64 0,154 0,422 0,641

Текстиль, текстильные изделия и обувь 0,18 0,15 0,19 -0,167 0,267 0,056

Древесина и изделия из нее 0,03 0,02 0,03 -0,333 0,500 0,000

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,0 0,0 0,0 0 0 0

Итого 100,0 100,0 100,0 - - -

По объему инвестиций в основной капитал Самарская область стабильно входит в первую двадцатку субъектов Российской Федерации. На территории области проводится последовательная целенаправленная политика по созданию максимально комфортной региональной инвестиционной среды. Динамика объема инвестиций (за исключением бюджетных средств), поступивших в Самарскую область за последние три года представлена на Рисунке 6.

350,00 300,00 250,00 200,00 150,00 100,00 50,00 0,00

2013

2014

279,60

Т I

2015

Рисунок 6 - Объем инвестиций в основной капитал за 2013-2015 гг. (в млрд. руб.)

Основной объем поступивших инвестиций пришелся на обрабатывающие производства; транспорт и связь; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Отраслевая диверсификация инвестиций, поступивших в 2015 г. показана на Рисунке 7.

_ Обрабатывающие производства

_ Транспорт и связь

_ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

_ Добыча полезных ископаемых

_ Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

_ Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

_ Строительство

_ Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

_ Финансовая деятельность

_ Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

_ Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

_ Образование

_ Здравоохранение и предоставление социальных услуг

_ Гостиницы и рестораны

- Рыболовство, рыбоводство

Рисунок 7 - Отраслевая диверсификация инвестиций, поступивших в Самарскую область в 2015 г. (%)

Принята государственная программа Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области. [5] Региональное инвестиционное законодательство гарантирует равные условия для всех инвесторов, способствует устранению административных барьеров, устанавливает благоприятный налоговый режим и преференции.

Из наиболее крупных инвестиционных проектов, реализуемых с участием иностранного капитала в Самарской области можно отметить следующие:

В 2015 году при участии инвесторов на территории ОЭЗ «Тольятти» были запущены четыре производства, в их числе ООО «СИЕ Аутомотив Рус» (Испания), ООО «Праксайр Самара» (США), «Атсумитек Тойота Цусе Рус» (Япония), «Хай-Лекс Рус» (Япония). Ранее, в 2014 году в ОЭЗ «Тольятти» было запущено производство ООО «Нобель Автомотив Русиа» (Турция). В 2016 году на территории ОЭЗ «Тольятти» запланировано начало строительства завода ООО «Керамогранит КЕДА».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На территории индустриального парка «Преображенка» в 2015 году открыт завод по производству автокомпонентов компании Bosch (Германия). В г.о. Чапаевск начато строительство нового завода по производству сухих гипсовых строительных смесей компании Knauf.

АО «КуйбышевАзот» осуществляет реализацию крупных инвестиционных проектов по строительству производств: аммиака совместно с немецкой компанией Linde Group (Германия), продуктов разделения воздуха - с корпорацией Praxair Inc (США) и компактирования сульфата аммония - с компанией Trammo (США).

Развитие внешнеэкономических связей Самарской области требует формирования эффективной и комплексной системы государственного стимулирования внешнеэкономической деятельности и поддержки экспортно-ориентированных предприятий.

Реализация данной задачи должна осуществляться в соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» [6] и дорожной картой «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» [7] по следующим основным направлениям:

-проведение маркетинговых исследований по различным вопросам внешнеэкономической деятельности;

-организация мониторинга и анализа состояния внешнеэкономической деятельности Самарской области;

-участие представителей Самарской области в работе межправительственных комиссий, деловых советов и рабочих групп, российских союзов, организаций и ассоциаций;

-оказание содействия деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

-создание и поддержка региональных информационных ресурсов для участников внешнеэкономической деятельности;

-оказание информационно-консультационной поддержки участникам внешнеэкономической деятельности Самарской области;

-содействие наращиванию компетенций Самарской области в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе путем организации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере внешнеэкономической деятельности на базе высших учебных заведений и тренинговых центров, расположенных в Самарской области и других субъектах Российской Федерации;

-формирование и исполнение ежегодного плана выставочных и презентационных мероприятий Правительства Самарской области с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития региона;

-планирование и организация целевых мероприятий по освоению внешних рынков (торгово-экономических миссий за рубеж, мероприятий в рамках сотрудничества с иностранными государствами, с зарубежными регионами-партерами Самарской области и потенциальными инвесторами);

-активное вовлечение торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах в работу по продвижению инвестиционного и экспортного потенциала Самарской области.

Развитие внешнеэкономических связей Самарской области требует уточнения понятийного аппарата внешнеэкономической деятельности, разработки интегральных методов

оценки внешнеэкономического потенциала и внедрения программно-целевых методов государственного управления внешнеэкономической деятельностью региона. Такая система будет способствовать решению наиболее актуальных задач, существующих в рамках развития внешнеэкономической деятельности региона.

Список литературы

1. Постановление Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 83 (ред. от 12.02.2016) «Об утверждении Положения о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области» (с изм. и доп., вступившими в силу с 16.02.2016) [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/945016326 (дата обращения 26.05.2016)

2. Положение об управлении внешнеэкономической деятельности департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 27.03.2013 - Официальный сайт Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области [Электронный ресурс] -URL: http://economy.samregion.ru/ (дата обращения: 07.05.2016)

3. Официальный сайт Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области [Электронный ресурс] - URL: http://economy.samregion.ru/ - (Дата обращения: 10.06.2016)

4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс] - URL: http://www.customs.ru/ - (Дата обращения: 05.06.2016)

5. Постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 622 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014-2018 годы» [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/464008199 (дата обращения 20.05.2016)

6. Государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» -Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] -URL: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 17.06.2016)

7. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1128-р (ред. от 26.11.2015) «О плане мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» [Электронный ресурс] - URL: http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132284/ (дата обращения: 15.05.2016)

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva Samarskoj oblasti ot 20.06.2007 № 83 (red. ot 12.02.2016) «Ob utverzhdenii Polozhenija o ministerstve jekonomicheskogo razvitija, investicij i torgovli Samarskoj oblasti» (s izm. i dop., vstupivshimi v silu s 16.02.2016), Available at: http://docs.cntd.ru/document/945016326

2. Polozhenie ob upravlenii vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti departamenta vneshnejekonomicheskih i mezhregional'nyh svjazej Ministerstva jekonomicheskogo razvitija, investicij i torgovli Samarskoj oblasti ot 27.03.2013 - Oficial'nyj sajt Ministerstva jekonomicheskogo razvitija, investicij i torgovli Samarskoj oblasti, Available at: http://economy .samregion.ru/

3. Oficial'nyj sajt Ministerstva jekonomicheskogo razvitija, investicij i torgovli Samarskoj oblasti, Available at: http://economy.samregion.ru/

4. Oficial'nyj sajt Federal'noj tamozhennoj sluzhby, Available at: http://www.customs.ru/

5. Postanovlenie Pravitel'stva Samarskoj oblasti ot 14.11.2013 № 622 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Samarskoj oblasti «Sozdanie blagoprijatnyh uslovij dlja investicionnoj i innovacionnoj dejatel'nosti v Samarskoj oblasti» na 2014-2018 gody», Available at: http://docs.cntd.ru/document/464008199

6. Gosudarstvennaja programma RF «Razvitie vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti» -Oficial'nyj sajt Ministerstva jekonomicheskogo razvitija RF, Available at: http://economy .gov.ru/

7. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.06.2012 № 1128-r (red. ot 26.11.2015) «O plane meroprijatij («dorozhnoj karty») «Podderzhka dostupa na rynki zarubezhnyh stran i podderzhka jeksporta», Available at: http:// http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 132284/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.