pISSN 2073-1477 Регион в национальной экономике
eISSN 2311-8733
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ*
Жанна Анатольевна ЕРМАКОВА3'', Виктория Викторовна БОБРОВАЬ
а доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН,
ректор Оренбургского государственного университета,
Оренбург, Российская Федерация
https://orcid.org/0000-0003-4761-6200
SPIN-код: 7732-9380
ь доктор экономических наук, доцент,
директор Института менеджмента Оренбургского государственного университета,
Оренбург, Российская Федерация
htpps://orcid.org/0000-0003-3558-5662
SPIN-код: 7357-1479
' Ответственный автор
История статьи:
Получена 27.04.2018 Получена в доработанном виде 04.06.2018 Одобрена 18.06.2018 Доступна онлайн 16.07.2018
УДК 339.9 (470.56) 019, R13, R58
Ключевые слова:
внешнеэкономическая деятельность, приграничный регион, Оренбургская область, Евразийский экономический союз
Аннотация
Предмет. Экономические, инвестиционные, организационные и иные отношения, возникающие в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности региона. Основные вопросы интеграционного взаимодействия государств -участников Евразийского экономического союза.
Цели. Выявление направлений улучшения внешнеэкономической деятельности. Разработка предложений по минимизации основных противоречий в интеграционных процессах.
Методология. Статистический анализ с применением рядов динамики и показателей географической и товарной структуры.
Результаты. На основании проведенного анализа внешнеэкономической деятельности приграничного региона выявлены основные причины ее изменения, предложены направления ее улучшения. Авторами проведена оценка развития взаимной торговли, динамики, баланса и товарной структуры на современном этапе. Дается оценка сотрудничества Оренбургской области с ведущими партнерами из числа стран Евразийского экономического союза (Республикой Беларусь, Арменией, Киргизией). Представлены более детальный анализ состояния и развития связей с Республикой Казахстан, а также нормативно-правовое обеспечение приграничного сотрудничества Оренбургской области. Выбор приоритетов развития внешней торговли обусловлен экономической (конкурентоспособность, выгодность, платежеспособность, хозяйственная взаимодополняемость и т.д.), и геополитической составляющими.
Выводы. Главной задачей развития внешнеэкономических связей Оренбургской области является формирование целевой программы по стимулированию деятельности экспортеров и поддержке предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Ермакова Ж.А., Боброва В.В. Приоритеты развития внешнеэкономических связей Оренбургской области // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16, № 7. - С. 1250 - 1266. https://doi.org/10.24891/re. 16. 7.1250
Реализация принципов открытой экономики обусловила резкое возрастание значения внешнеэкономической деятельности для субъектов РФ. Однако российские регионы весьма различны по своей географии, роли экспорта и импорта в структуре экономики.
В настоящее время около половины субъектов РФ из 85 являются приграничными. В СССР приграничными были только 29 субъектов.
Оренбургская область является приграничным регионом, которая, как и ряд регионов (Алтайский край, Астраханская,
Волгоградская, Курганская, Новосибирская, Омская, Саратовская, Тюменская,
Челябинская области), имеет общую границу с Республикой Казахстан. В соответствии с разработанными классификациями
приграничных регионов Оренбургскую область можно отнести к группам:
- регионов, граничащих с бывшими республиками СССР [1];
- регионов, граничащих со странами Таможенного союза СНГ;
- регионов, относящихся к зоне Казахстанского приграничья [2], для которой характерен постсоветский тип приграничного сотрудничества [3-5].
За последние три года в экономике Оренбургской области наблюдается устойчивая тенденция снижения
внешнеторгового оборота. Так, импорт из стран дальнего зарубежья сократился более чем в 6 раз при увеличении из стран ближнего зарубежья на 41,5% (рис. 1).
* Авторы выражают благодарность и признательность Заместителю министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, начальнику управления экономики и макроэкономического прогнозирования, кандидату экономических наук Елене Сергеевне ЗДОРОВОЙ, Заместителю министра культуры и внешних связей, начальнику управления международного сотрудничества, кандидату философских наук Александру Евгеньевичу КАЛИНИНУ, главному инженеру, первому заместителю генерального директора общества «Газпром добыча Оренбург» Александру Николаевичу МОКШАЕВУ за советы и ценные замечания при работе над данной статьей.
По экспорту ситуация отличается. Экспорт в страны дальнего зарубежья сократился на 20%, а в страны ближнего зарубежья - на 45%. К числу основных причин снижения внешнеторгового оборота можно отнести: негативные тенденции на рынках сырьевых товаров (нефть, металлы), очередной виток экономического кризиса, затронувший государства Восточной Европы, нестабильную политическую ситуацию и остановку ряда предприятий на Украине, ранее являвшейся одним из ведущих внешнеторговых партнеров Оренбургской области, введение
экономических санкций в отношении России и ответных антисанкций, выпадение из региональных показателей объемов торговли товарами, прошедшими таможенное оформление на внешних границах Евразийского экономического союза.
Приграничные регионы очень сильно дифференцированы по такому показателю, как внешнеторговый оборот (экспорт, импорт) на душу населения. Тем не менее, в 2014 и 2016 гг. для Оренбургской области внешнеторговый оборот на душу населения составлял 1 415,5 и 921,4 долл. США на 1 чел. соответственно, превышая порог в 600 долл. США, характерный для 70% приграничных регионов. При этом экспорт на душу населения снизился с 1 103,3 долл. США в 2014 г. до 843 долл. США в 2016 г., импорт - с 312,5 до 78,4 долл. США на 1 чел. соответственно. Данные показатели для области в 1,5-2 раза выше, чем в среднем на одного человека в приграничном регионе Российской Федерации.
Несмотря на то, что по всем основным товарным группам область в 2016 г. по сравнению с 2012 г. снижает стоимость экспортных поставок, удельный вес области во внешней торговле Приволжского федерального округа увеличился с 5,3% до 6,8%. Лидером по данным показателям в ПФО является Республика Татарстан, доля которой составляет 29,6%. При этом на долю Саратовской области, которая также является приграничной, приходится 3,6%.
Во внешней торговле Оренбургской области весьма существенную роль играют страны
Евразийского Экономического Союза. Региональный торговый оборот с ними сравним с объемом внешней торговли области со всеми остальными странами. На долю стран Евразийского экономического союза приходится 36% (2016 г.), что составило 990,9 млн долл. США, а в 2015 г. - 42,6%, или 1 487,6 млн долл. США (снижение в 1,5 раза) (табл. 1).
Особое снижение было отмечено в объеме экспорта (почти в 1,6 раза), в то время как объем импорта сократился лишь на 15,6%. Основными причинами снижения объемов торговли Оренбургской области со странами ЕАЭС являются негативные тенденции на мировых рынках углеводородов и металлов, неполный учет статистических данных взаимной торговли региона с этими государствами с момента создания Т ам о же н н о го с о ю з а, а з ат е м ЕАЭС.
Сравнительный анализ динамики торговли Оренбургской области со странами Евразийского экономического союза приводится за период 2014-2016 гг., так как 2013 г. - это год перед кардинальным изменением географической структуры внешней торговли РФ в связи с международными санкциями. Кроме того, единая и достаточно полная система учета отмечена, начиная с 2014 г., в связи с этим и выбраны хронологические рамки
анализируемого периода.
Ведущая роль в региональной торговле со странами ЕАЭС принадлежит Республике Казахстан, на долю которой приходится свыше 74% объема взаимной торговли, что объясняется приграничным положением и историческими связями хозяйствующих субъектов наших регионов.
На долю Беларуси в торговле области со странами ЕАЭС приходится почти 12% (2016 г.), хотя в 2015 г. эта доля составляла 19,3%, Киргизской Республики - 14% (12,9% -2015 г.), Республики Армения - 0,06% (0,02% - 2015 г.). В структуре взаимной торговли со странами Евразийского экономического союза превалирует экспортная
составляющая, что находит отражение в положительном внешнеторговом сальдо.
Основу оренбургского экспорта в страны ЕАЭС составляют поставки продукции ТЭК (66-73% в 2015-2016 гг.), услуги по переработке углеводородного сырья (10-13% в 2015-2016 гг.). На долю продовольственных товаров приходится в региональном экспорте 6,1%, продукции машиностроения - 5% и т.д.
Ведущее место в импорте Оренбургской области из стран ЕАЭС занимает также продукция ТЭК (61-71%) и минеральные продукты (10,3-14,3%), продукция машиностроения (6,6-10,7% за 2015-2016 гг. соответственно). На долю продукции металлургии приходится 7,5-7,7% импорта, а доля продовольственных товаров составила 2,5-2,6% за аналогичный период.
В импорте Оренбургской области из стран Евразийского экономического союза основная доля приходится на республику Казахстан -86,1%, или 234,2 млн долл. США (снижение на 20,4%). Доля Республики Беларусь в объеме импорта области из стран ЕАЭС составляет 10% (27,1 млн долл. США; рост 32,8% к уровню 2015 г.) На долю Киргизской Республики приходится 3,9% импорта (рост в 1,4 раза относительно уровня 2015 г.). Импорт из Армении отмечен только в 2016 г. и составил 0,04%. В 2016 г. стоимостные объемы импорта продукции ЕАЭС в Оренбургскую область выросли по всем основным товарным группам, кроме продовольственных товаров (снижение в 2 раза), продукции ТЭК (снижение на 26,7%) и цветных металлов (снижение 5,5%). В торговле со странами СНГ эти показатели составили 68,2% в 2016 г. и 74,1% - 2015 г.
Внешнеэкономическая деятельность Оренбургской области за последние 15 лет активизировалась, значительно расширилась ее география, возросло число участников внешнеэкономической деятельности. Предприятия и фирмы приобрели определенный опыт внешней торговли, основные экспортеры стали лучше ориентироваться в потребностях мирового рынка, мировых ценах на свою продукцию.
Меняющаяся экономическая ситуация в стране, становление рыночных отношений, возросшая самостоятельность области, а также субъектов хозяйствования,
расположенных на ее территории, вызвали заметную активизацию внешнеэкономической деятельности региона, повысили роль в экономике области.
Реальные поступления от внешнеэкономической деятельности формируют значительную часть финансовых ресурсов предприятий, а также составляют около 15% валового регионального продукта области. Обеспечение активного участия Оренбургской области не должно означать простого наращивания внешнеторгового оборота, оно должно способствовать новому качественному росту и умножению его эффекта. С точки зрения обеспечения экономической безопасности значение имеет товарная структура экспортной и импортной составляющих.
Не вызывает сомнений необходимость более тесного, активного и всестороннего взаимодействия стран СНГ в экономической сфере. Решающее влияние оказывают как фактор территориальной близости (основа создания интеграционных объединений во всем мире), так и неконкурентоспособность в обозримой перспективе продукции большинства отраслей обрабатывающей промышленности наших стран на мировых рынках, обусловленная технико-технологическими и природно-климатическими факторами. И национальные государства, и их региональные союзы (включая ЕС) широко применяют в качестве протекционистских мер различные торговые ограничения, тарифные и нетарифные, что допускается нормами и принципами ВТО. В этой связи рассчитывать на создание наиболее благоприятного взаимного торгового режима страны СНГ могут лишь в пределах своей территории.
В данной ситуации интеграция и развитие экономических связей региона со странами СНГ, в первую очередь ЕАЭС, позволит более эффективно использовать потенциал области.
Недостаточно высокий уровень внешнеэкономического сотрудничества со странами СНГ обусловлен переориентацией экспортной продукции стран этого союза на рынки дальнего зарубежья и возникновением экономических барьеров между бывшими союзными республиками: пограничными таможенными запретами, несогласованностью ценовой политики, отсутствием четкого механизма выполнения принятых обязательств осуществления межреспубликанских соглашений о взаимных поставках продукции, развитием натурального обмена вместо товарно-денежных отношений [6-12].
Необходимо учитывать и такой фактор, как отличие интересов регионов и корпораций. В Оренбургской области осуществляют деятельность ряд вертикально
интегрированных компаний: АО «Уральская сталь», АО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ», АО «Оренбургские минералы» и другие. Их стратегии строятся на собственных интересах, что вынуждает правительство региона идти в фарватере вертикально интегрированных компаний и приводит к недостаточной реализации потенциала региона во внешнеэкономической деятельности.
Приграничное положение того или иного субъекта Российской Федерации в значительной мере отражается на характере внешнеэкономических связей с сопредельным государством, на которое, как правило, приходится основная доля общего товарооборота. Оренбургская область не является исключением: основная доля внешнеторгового оборота, экспорта и импорта приходится на Республику Казахстан (далее - РК) [13, 14].
На долю Оренбургской области приходится более 10% объема внешней торговли России с Казахстаном. Доля Казахстана во внешнеторговом обороте области - около 30%, со странами СНГ - более 50%.
Оренбургская область поставляет в РК природный газ, сырую нефть, нефтепродукты, продукцию машиностроения,
продовольственные товары, черные и цветные
металлы. В свою очередь, из РК область по импорту получает продукцию ТЭК, черные металлы и изделия из них, хромовую руду, продовольственные товары и др.
Основополагающим для приграничного сотрудничества является его правовое обеспечение. С 1996 г. с РК было подписано более пятнадцати соглашений и протоколов, имевших различные сроки действия. На сегодняшний момент закончила действие Программа межрегионального и
приграничного сотрудничества между РФ и РК на 2012-2017 гг. Программой предусматривалось решение общих вопросов межрегионального и приграничного сотрудничества, а также реализация совместных мероприятий и проектов в различных сферах (приоритетными признаны торгово-экономическая сфера; промышленность; гуманитарное сотрудничество).
Особое внимание уделяется реализации совместных проектов в приоритетных сферах сотрудничества с оказанием системной поддержки на государственном, региональном и местном уровнях. Ярким примером развития сотрудничества РК и РФ можно выделить Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и гуманитарном сотрудничестве между правительством Оренбургской области и акиматом Актюбинской области Республики Казахстан на 2017-2019 гг. В соответствии с реализацией данного соглашения намечены мероприятия на 2017-2019 гг. по основным направлениям сотрудничества. Это вопросы межрегионального и приграничного сотрудничества, сфера транспорта,
промышленность и предпринимательство, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, спорт, культура, туризм, санитарно-эпидемиологический надзор.
Однако динамика взаимной торговли за последние пять лет отрицательная. Основные причины снижения объема торгового оборота - негативные тенденции на мировых рынках углеводородов, являющихся основой взаимной торговли Оренбуржья с Казахстаном; неполный учет статистических данных взаимной торговли региона с
Республикой Казахстан с момента создания Таможенного союза (табл. 2).
В структуре взаимной торговли около 70% составляет импорт природного газа и газового конденсата Карачаганакского месторождения Западно-Казахстанской области. Второе место в межрегиональной торговле Оренбургской области и Казахстана стабильно занимает Актюбинская область. Основные направления взаимодействия - импорт хромовой руды на ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений и кварцита» и ООО «Медногорский медно-серный комбинат» и экспорт цемента из АО «Новотроицкий цементный завод» и ООО «Южно-Уральская Горно-перерабатывающая Компания» Оренбургской области.
Предприятиями и организациями
Оренбургской области установлены прямые связи с казахстанскими партнерами. Устойчивые и налаженные производственные связи имеют АО «Уральская сталь», ПАО «Орскнефтеоргсинтез», «МК «Ормето-ЮУМЗ», АО «Новотроицкий цементный завод», ЗАО «Завод синтетического спирта», ООО «Медногорский медносерный комбинат», ОАО «Орский завод металлоконструкций», АО «Оренбургские минералы» и многие другие. В 2016 г. из 380 зарегистрированных в области совместных предприятий 92 (24%) - предприятия с участием казахстанского капитала, развивающие свою деятельность, прежде всего, в сырьевом комплексе, пищевой и обрабатывающей промышленности.
На территории Оренбургской области расположено крупное предприятие газовой отрасли России - ООО «Газпром добыча Оренбург», в составе которого газоперерабатывающий завод и единственный в России гелиевый завод.
Весомый вклад в обеспечение стабильной деятельности Оренбургского газохимического комплекса вносят казахстанские партнеры. Свыше 8 млрд м3 газа (в 2016 г. достигнут рекордно высокий показатель - 8,9 млрд м3) и около 1 млн т газового конденсата в год поступает в регион на переработку с
газоконденсатного месторождения Казахстана. Соглашение о разделе продукции заключено до 2038 г. Перспективы партнерства связаны с созданием на базе Оренбургского газоперерабатывающего комплекса инновационного газохимического кластера. Концепция его развития предусматривает расширение сотрудничества с Казахстаном, увеличение объемов поставки сырья с Карачаганакского месторождения, глубины его переработки за счет реконструкции производственных мощностей, улучшение качества очистки и внедрение инновационных технологий переработки сжиженных газов, получаемых на Оренбургском
газоперерабатывающем заводе.
В 2017 г. наметилась положительная динамика в торговле региона с Республикой Казахстан. По итогам января - сентября 2017 г. внешнеторговый оборот Оренбургской области с Республикой Казахстан составил 657,6 млн долл. США с ростом к уровню аналогичного периода 2016 г. на 19%. В том числе объем оренбургского экспорта увеличился более чем на 20% и достиг 465,6 млн долл. США; импорт из Казахстана составил 192 млн долл. США (рост на 15%).
В структуре торговли Оренбургской области с Республикой Казахстан в последние годы превалирует экспортная составляющая, сальдо складывается положительным (рис. 2): по итогам 2016 г. - 265,3 млн долл. США, в январе - сентябре 2017 г. - 273,6 млн долл. США.
Основу регионального экспорта в Казахстан составляют поставки продукции топливно-энергетического комплекса и оказание услуг по переработке углеводородного сырья (табл. 3).
Положительные тенденции в структуре экспорта Оренбургской области в Республику Казахстан - это увеличение доли групп обрабатывающих производств, а именно продовольственных товаров с 5,8% в 2010 г. до 8,1% в 2016 г., и групп «Металлы и изделия из них» с 2% до 5,5% за аналогичный период. При этом наблюдается тенденция
незначительного снижения экспорта минеральных продуктов и продукции ТЭК.
Структурообразующими товарами в импорте Оренбургской области из Казахстана являются продукция топливно-энергетического комплекса и минеральные продукты (табл. 4, рис. 3).
Позитивный характер в структуре импорта Оренбургской области заключается в снижении доли продукции ТЭК с 91,5% до 71,75% за 2010-2016 гг. Наметилась тенденция снижения доли продовольственных товаров в 2016 г., что связано с запуском новых центров производства пищевой и перерабатывающей промышленности. Так, за последние два года в Оренбургской области построены и введены новые крупные производственные мощности по переработке мяса крупного рогатого скота (ООО «Оренбив») и масла семян подсолнечника («Сорочинский маслоэкстракционный завод»). Запущены новые производственные мощности по развитию свиноводческих хозяйств (ООО «Селекционно-гибридный центр «Вишневский», ООО «Экоферма», ООО «Ферма Луговая»). ООО «А7 Агро» приступило к реализации инвестиционного проекта по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Эти факты позволяют говорить о начале реализации процесса импортозамещения в регионе.
Отрицательная динамика внешней торговли Оренбургской области, включая РК, медленное и нестабильное улучшение товарной структуры импорта и экспорта -зримое проявление проблем во внешнеэкономической деятельности. Как бы скучно это ни прозвучало, необходима обоюдная длительная работа по стабилизации и увеличению экспорта и импорта. Внешнеэкономическая деятельность является достаточно важным фактором социально-экономической ситуации в Оренбургской области. Работа на уровне предприятий, региональных властей, всех заинтересованных организаций должна исходить из понимания важности и значимости внешнеэкономических связей.
Для анализа, оценки и принятия решений по регулированию торговых и производственных связей в российско-казахстанском приграничье требуется релевантная информация. В настоящее время исследователи, изучающие процессы интеграции, сталкиваются с информационными проблемами. В связи с этим требуется повысить качество и объем статистической информации о торговых, производственных, миграционных связях приграничных регионов России и Казахстана.
Развитию сотрудничества способствуют контакты между отделениями торгово-промышленных палат, советами
промышленников и предпринимателей, а также участие в форумах, выставках-ярмарках, бизнес-семинарах, научных конференциях.
Оренбургская область весьма активно развивает гуманитарные контакты с казахстанскими партнерами в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и экологии. В регионе проводится целенаправленная комплексная работа по укреплению приграничного сотрудничества с сопредельными территориями Казахстана, ее нормативно-правовому оформлению.
Следует обратить внимание, что приграничное сотрудничество включает в себя не только внешнеэкономическую деятельность, в частности, внешнюю торговлю и международное движение факторов производства (капитала, трудовых ресурсов, технологий), но и затрагивает такие сферы, как сотрудничество в области транспорта и связи, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, культурных и гуманитарных связей -все это закреплено в «Концепции приграничного сотрудничества Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства РФ № 196-р от 09.02.2001). Основные интересы области и сопредельных территорий РК затрагивают четыре сферы сотрудничества: торгово-экономическую, научно-техническую, культурную и гуманитарную. В большей степени развиты торгово-экономические связи.
Выбор приоритетов развития внешней торговли должен быть осознанным и учитывать как экономическую
(конкурентоспособность, выгодность, платежеспособность, хозяйственную
взаимодополняемость и т.д.), так и геополитическую (потенциал партнера, наличие общих границ, интересов, культуры и т.д.) составляющую. Анализ соответствующих факторов позволяет определить следующие направления развития географической структуры экспортно-импортных потоков Оренбургской области [15-19].
Одним из приоритетных, в связи с его восприимчивостью к экспортной продукции предприятий машиностроительного комплекса Оренбургской области, должен стать рынок стран ближнего зарубежья. Особую значимость здесь приобретает расширение и укрепление внешнеэкономических связей с Казахстаном, Беларусью, Узбекистаном, в совокупности формирующих около 17% экспортного рынка области и около 86% импортного рынка.
Следующее направление развития -концентрация усилий на более емких (с точки зрения экспорта) и более дешевых (в импортном отношении) рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь особую значимость приобретают
внешнеторговые отношения Оренбургской области с Китаем, Турцией, Кореей, Таиландом, арабскими странами.
Перспективным является расширение внешнеэкономических связей с Индией, Сингапуром, Малайзией, Тайванем.
По нашему мнению, в современных условиях политики импортозамещения необходимо привлечь внимание к проблеме повышения конкурентоспособности в перерабатывающей сфере регионального АПК. Проблемы конкурентоспособности должны уже сейчас стать приоритетными для большинства перерабатывающих предприятий АПК, а не только для тех, кто предполагает выйти или уже вышел на мировой рынок.
Главными из этих проблем, по нашему мнению, являются затраты на рабочую силу,
которые в отечественной пищевой промышленности находятся на значительно более низком уровне, чем у многих зарубежных конкурентов. Не менее важной является проблема низкой производительности труда в отраслях пищевой промышленности, связанная, прежде всего, с ограниченным доступом к современной технике и технологиям, к инвестициям в улучшение качества и расширение ассортимента продукции. Следует эффективно использовать внутренние резервы конкурентоспособности перерабатывающей сферы АПК.
Перспективными задачами развития внешнеэкономических связей Оренбургской области является формирование целевой программы по стимулированию деятельности экспортеров, поддержке предприятий, занимающихся внешнеэкономической
деятельностью. Также необходимо создать благоприятные условия для развития внешнеэкономических отношений Оренбургской области, в частности, регулярно проводить межведомственные семинары и конференции по вопросам
внешнеэкономических связей с участием представителей предприятий и организаций, занимающихся внешнеторговой деятельностью.
Как показывает практика, основная проблема в области привлечения иностранных инвестиций заключается не в том, что зарубежные инвесторы не хотят вкладывать свой капитал в Оренбургскую область. Суть проблемы заключается в том, что лишь немногие инвестиционные проекты способны заинтересовать потенциального инвестора. В этом плане действия Корпорации развития Оренбургской области, Торгово-
промышленной палаты Оренбургской области, Оренбургского областного союза
промышленников и предпринимателей, работодателей должны быть более активными. Необходимо создавать базы данных по
инвестиционным проектам и координировать работу по разработке и внедрению инвестиционного проекта для стимулирования притока иностранных инвестиций в регион.
Определенные перспективы развития внешнеэкономических связей Оренбургской области связаны с развитием приграничного сотрудничества области и Республики Казахстан. Необходимо предусмотреть наделение приграничных регионов особым статусом и преференциями, позволяющими оперативно, на месте решать многочисленные проблемы.
Действенным будет являться механизм перечисления части таможенных платежей, взимаемых на территории Оренбургской области, в областной бюджет. Причем это должны быть целевые финансовые ассигнования, направленные на укрепление приграничной инфраструктуры области.
Одним из основных импульсов развития внешнеэкономических связей регионов России со странами Центральной Азии рассматривается реализация крупного инфраструктурного проекта создания международного транспортного коридора «Китай-Казахстан-Россия-Западная Европа», маршрут которого пройдет через Актюбинскую и Оренбургскую области.
Другими формами государственной поддержки социально-экономического
развития приграничных территорий России могли бы стать предоставление льгот в части снижения налогооблагаемой базы для субъектов приграничной торговли; частичное освобождение товаров, произведенных в приграничном регионе, от экспортных пошлин; уменьшение импортного
таможенного тарифа на сырье, технологическое оборудование для нужд хозяйственного комплекса Оренбургской области.
Таблица 1
Динамика торговли Оренбургской области со странами Евразийского экономического союза за 2013-2016 гг. (млн долл. США)
Table 1
Trends in the trade of the Orenburg oblast with the member States of the Eurasian Economic Union for 2013-2016, million USD
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016/2014 гг., % 2016/2015 гг., %
Торговый оборот, всего 3 262,1 2 378,1 1 487,9 990,9 41,6 66,5
В том числе:
- с Республикой Казахстан; 1 667 1 487,2 1 009,7 733,8 49,6 72,6
- с Республикой Беларусь; 1 094,1 542,9 286,7 117,6 21,6 41,1
- с Киргизской Республикой; 502,6 347,7 191,2 138,9 39,9 72,6
- с Республикой Армения 0,42 0,3 0,31 0,61 203,3 196,7
Вывоз (экспорт), всего 2 705,8 1 858,5 1 165,7 719 38,6 61,7
В том числе:
- с Республикой Казахстан; 1 227,7 1 001,7 715,3 499,6 49,8 69,8
- с Республикой Беларусь; 1 059,7 515,4 266,3 90,5 17,5 33,9
- с Киргизской Республикой; 418 341,2 183,8 128,4 37,6 69,8
- с Республикой Армения 0,36 0,24 0,31 0,49 204,1 158,1
Ввоз (импорт), всего 556,4 519,6 322,2 271,9 52,3 84,4
В том числе:
- с Республикой Казахстан; 437,3 485,5 294,4 234,2 48,2 79,5
- с Республикой Беларусь; 34,4 27,5 20,4 27,1 98,5 132,8
- с Киргизской Республикой; 84,6 6,5 7,4 10,5 161,5 141,8
- с Республикой Армения 0,06 0,06 - 0,12 200 -
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. М.: Росстат, 2015. 1266 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf
Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2015: stat. sbornik [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2015: A statistical book. Moscow, Rosstat Publ., 2015, 1266 p. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf
Таблица 2
Динамика взаимной торговли Оренбургской области с Республикой Казахстан за 2012-2016 гг. (млн долл. США)
Table 2
Trends in the mutual trade of the Orenburg oblast with the Republic of Kazakhstan for 2012-2016, million USD
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016/2014 гг., % 2016/2015 гг., %
Внешнеторговый 1 576,5 1 667 1 487,2 1 009,7 733,7 49,3 72,6
оборот
Экспорт 1 102,2 1 227,7 1 001,7 715,3 499,5 49,8 69,8
Импорт 474,3 439,3 485,5 294,4 234,2 48,2 79,5
Внешнеторговое +627,9 +788,4 +516,2 +420,9 +265,3 - -
сальдо
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. М.: Росстат, 2015. 1266 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf
Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2015: stat. sbornik [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2015: A statistical book. Moscow, Rosstat Publ., 2015, 1266 p. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf
Таблица 3
Динамика товарной структуры экспорта Оренбургской области в Республику Казахстан за 2010-2016 гг. (млн долл. США)
Table 3
Trends in the export pattern of the Orenburg oblast to the Republic of Kazakhstan for 2010-2016, million USD
Статьи товарной структуры экспорта 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Продовольственные товары 40,2 67,4 57,9 41,2 45,3 40,7
Минеральные продукты (кроме ТЭК) 20,1 39,7 48,3 40,6 45 19,1
Продукция ТЭК 395,1 695,5 842,6 709,1 423 272,8
Продукция химической 9 12,3 12 10,7 10,7 8
промышленности
Древесина и изделия из нее 1,4 1,4 2,3 2,1 1,2 1,1
Одежда, обувь 0,5 1,1 1,8 2,2 2,8 1,3
Металлы и изделия из них 13,9 55,4 40,1 19,6 27,3 27,6
Машиностроительная продукция 20,8 53,5 47,8 48 34,9 25,7
Услуги по переработке давальческого 187 170,5 168,7 120 120 100
сырья с последующим реэкспортом
Прочие 4,7 5,5 6,2 8,2 5,1 3,3
Итого... 693,2 1102,2 1 227,7 1 001,7 715,3 499,6
Примечание. Приведены оценочные значения, так как с момента создания Таможенного союза (с 1 июля 2010 г.) данные взаимной торговли регионов России с Республикой Казахстан в таможенной статистике отсутствовали. Начиная с 2014 г. подготовка сборников «Экспорт (импорт) услуг во внешнеэкономической деятельности» не предусмотрена производственным планом статистических работ Росстата.
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. М.: Росстат, 2015. 1266 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf
Note. Estimated values are given as no data on mutual trade between Russian regions and the Republic of Kazakhstan have been available in customs statistics since the creation of the Customs Union (from July 1, 2010). Starting from 2014, the preparation of statistical book on Export (Import) of Services in Foreign Economic Activity is not included in the Rosstat work plan.
Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2015: stat. sbornik [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2015: A statistical book. Moscow, Rosstat Publ., 2015, 1266 p. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf
Таблица 4
Динамика товарной структуры импорта Оренбургской области из Республики Казахстан за 2012-2016 гг. (млн долл. США)
Table 4
Trends in the import pattern of the Orenburg oblast from the Republic of Kazakhstan for 2012-2016, million USD
Статьи товарной структуры импорта 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016/2014 гг., %
Продовольственные товары 1,34 10,5 10,2 13,6 6,55 64,2
Минеральные продукты (кроме ТЭК) 42,44 36,5 43,6 33 38,81 89,1
Продукция ТЭК 397,72 376,7 356,4 229,2 168,03 47,1
Продукция химической 0,94 0,08 0,3 0,5 1,08 3,6
промышленности
Черные и цветные металлы 14,01 12,9 22,5 16,8 17,76 78,9
и изделия из них
Машиностроительная продукция 3,17 2,6 52,2 1,2 1,72 3,2
Импорт услуг 14,6 0 - - - -
Прочие 0,08 0,02 0,3 0,1 0,23 76,6
Итого... 474,3 439,3 485,5 294,4 234,18 48,2
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. М.: Росстат, 2015. 1266 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf
Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2015: stat. sbornik [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2015: A statistical book. Moscow, Rosstat Publ., 2015, 1266 p. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf
Рисунок 1
Динамика внешней торговли (экспорт, импорт) Оренбургской области на 2014-2016 гг. Figure 1
Trends in foreign trade (export/import of commodities) in the Orenburg oblast for 2014-2016
б ООО 5 ООО < 3 4 000 и 5 зооо 6 4 х 2 000 1 ООО 0
■
и
И
ш
Всего по области (экспорт) Всего по области (импорт) Ближнее зарубежье (экспорт) Ближнее зарубежье (импорт) Дальнее зарубежье (экспорт) Дальнее зарубежье (импорт)
н 2016 г. 1 601,7 149,1 397,8 64 1 203,9 85,1
"2015 г. 1 777,5 348,4 594,7 50,8 1 182,8 297,6
и 2014 г. 2 220,6 610,4 726,5 45,2 1 494,1 565,2
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. М.: Росстат, 2015. 1266 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf
Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2015: stat. sbornik [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2015: A statistical book. Moscow, Rosstat Publ., 2015, 1266 p. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf
Рисунок 2
Динамика внешнеэкономических связей Оренбургской области с Республикой Казахстан за 2010-2016 гг. (млн долл. США)
Figure 2
Trends in foreign economic relations of the Orenburg oblast with the Republic of Kazakhstan for 2010-2016, million USD
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. М.: Росстат, 2015. 1266 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf
Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2015: stat. sbornik [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2015: A statistical book. Moscow, Rosstat Publ., 2015, 1266 p. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf
Рисунок 3
Динамика товарной структуры импорта Оренбургской области из Республики Казахстан за 2010-2016 гг. Figure 3
Trends in the import pattern of the Orenburg oblast from the Republic of Kazakhstan for 2010-2016
2016
2015
2014
2013
2012
2010
Доля, %
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. М.: Росстат, 2015. 1266 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf
Source: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2015: stat. sbornik [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2015: A statistical book. Moscow, Rosstat Publ., 2015, 1266 p. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf
Список литературы
1. Дружинин П.В. Развитие экономики приграничных регионов в переходный период. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2005. 245 с.
2. Гранберг А.Г., Данилов-Данильян В.И., Циканов М.М. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке: монография. М.: Экономика, 2002. 414 с.
3. Экономическое взаимодействие стран-членов СНГ в контексте Евразийского интеграционного проекта: сборник научных статей. М.: Институт экономики РАН, 2015. 308 c. URL: https://inecon.org/docs/Vardomsky_Pylin_book_IE_2015.pdf
4. Вардомский Л.Б., Пылин А.Г., Шурубович А.В. К вопросу о модернизации экономик стран СНГ // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2017. № 1. С. 22-40. URL: http://inecon.org/images/stories/puWicacii/vesnik-ran/2017/VIE_RAS_1_2017.pdf
5. Вардомский Л.Б., Попкова Л.И., Мадры Ц. Обсуждение проблем приграничных территорий // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: География. Геоэкология. 2017. № 2. С. 121-123.
URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/geograph/2017/02/2017-02-18.pdf
6. Кудаков А.С. Корпоративные структуры и их влияние на экономическое и социальное развитие российских регионов // Проблемы современной экономики. 2004. № 3. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=501
7. Боброва В.В. Новый Таможенный кодекс ЕАЭС как эффективный инструмент государственного регулирования внешней торговли // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. № 1.
URL: https://eee-region.ru/article/4946/
8. Блудова С.Н. К вопросу о методике оценки региональной внешнеэкономической деятельности // Вопросы статистики. 2002. № 11. С. 65-66.
URL: http://b-ok.org/book/3037255/09eeda
9. Боброва В.В. Внешнеэкономические связи Оренбургской области: проблемы, перспективы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 2. С. 103-109.
URL: https://cyberlemnka.ru/arüde/v/vneshneekonomicheskie-svyazi-orenburgskoy-oblasti-problemy-perspektivy
10. Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 15-27.
11. Кругман П., Фуджита М., Венаблс Э. Пространственная экономика: города, регионы и международная торговля. М.: Экономика, 2006. 430 с.
12. Боброва В.В. Импортозамещение в рамках Евразийского экономического Союза: возможности, направления и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2016. Т. 10. № 9. С. 52-55.
13. Архипов А.Ю., Павлов П.В., Татарова А.В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности: монография. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. 294 с.
14. Вардомский Л.Б. Российское порубежье в условиях глобализации. М.: «ЛИБРОКОМ», 2009. 216 с.
15. Родительская Е.В. Особенности развития Российского экспорта в условиях кризиса // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 4. С. 29-36.
16. Мантусов В.Б. Внешнеэкономические отношения стран Евразийского экономического союза и Европейского союза в современных условиях // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 3 . С. 20-26.
17. Глинкина С.П. Геополитический контекст развития Евразийского интеграционного проекта // Мир новой экономики. 2016. № 4. С. 62-75.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/geopoliticheskiy-kontekst-razvitiya-evraziyskogo-integratsionnogo-proekta
18. Погодина Т.В. Прямые иностранные инвестиции и их влияние на социально-экономическое развитие регионов России // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10. № 2. С. 58-64.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/pryamye-inostrannye-investitsii-i-ih-vliyanie-na-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-regionov-rossii
19. Красавина Л.Н., Лукьянович Н.В. Интеграционное взаимодействие государств - участников Евразийского экономического союза как фактор обеспечения их национальной экономической безопасности // Мир новой экономики. 2017. № 4. С. 55-62.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/integratsionnoe-vzaimodeystvie-gosudarstv-uchastnikov-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza-kak-faktor-obespecheniya-ih-natsionalnoy
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-1477 Region in National Economy
eISSN 2311-8733
PRIORITIES FOR FOREIGN ECONOMIC RELATIONS DEVELOPMENT OF THE ORENBURG OBLAST
Zhanna A. ERMAKOVA3^, Viktoriya V. BOBROVAb
a Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation
https://orcid.org/0000-0003-4761-6200
b Institute of Management of Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation [email protected]
https://orcid.org/0000-0003-3558-5662 • Corresponding author
Article history: Abstract
Received 27 April 2018 Subject The article addresses economic, investment, organizational and other relations
Received in revised form arising in the course of foreign economic activity of the region, and covers the main issues 04 June 2018 of integrated cooperation of the member States of the Eurasian Economic Union.
Accepted 18 June 2018 Objectives The paper aims at identifying the areas for foreign economic activity
Available online improvement and developing the proposals to minimize major controversies in integration
16 July 2018 processes.
Methods We employ the method of statistical analysis, using time series and indicators of JEL classification: O19, R13, geography and commodity pattern.
R58 Results The analysis of foreign economic activity of the border region unveils major
reasons for its change. We offer areas for improvement, assess the development of mutual trade, trends, balance and commodity pattern at the present stage. We also review the cooperation of the Orenburg oblast with leading partners from the member States of the Eurasian Economic Union, namely, the Republic of Belarus, Armenia, Kirghizia. The choice of priorities for foreign trade development is driven by economic factors like competitiveness, profitability, solvency, etc. and geopolitical factors. Keywords: foreign economic Conclusions Foreign economic relations development of the Orenburg oblast should be activity, border region, focused on the formation of a special-purpose program for boosting the exporters' activity
Eurasian Economic Union and supporting the enterprises engaged in foreign trade.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Ermakova Zh.A., Bobrova V.V. Priorities for Foreign Economic Relations Development of the Orenburg Oblast. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 7, pp. 1250-1266. https://doi.org/10.24891/re. 16. 7.1250
Acknowledgments
We extend our gratitude and appreciation to Elena S. ZDOROVA, Candidate of Economic Sciences, Deputy Minister of Economic Development, Industrial Policy and Trade of the Orenburg oblast, the Economics and Macroeconomic Forecasting Department head, Aleksandr E. KALININ, Candidate of Philosophical Sciences, Deputy Minister of Culture and External Relations, the International Cooperation Department head, Aleksandr N. MOKSHAEV, Chief Engineer, first Deputy General Director of Gazprom Dobycha Orenburg, for advice and valuable comments on the article.
References
1. Druzhinin P.V. Razvitie ekonomiki prigranichnykh regionov v perekhodnyi period [Development of the economy of border regions during the transition period]. Petrozavodsk, Karelian Research Centre of RAS Publ., 2005, 245 p.
2. Granberg A.G., Danilov-Danil'yan V.I., Tsikanov M.M. Strategiya i problemy ustoichivogo razvitiya Rossii v XXI veke: monografiya [Strategy and problems of sustainable development of Russia in the 21st century: a monograph]. Moscow, Ekonomika Publ., 2002, 414 p.
3. Ekonomicheskoe vzaimodeistvie stran-chlenov SNG v kontekste Evraziiskogo integratsionnogo proekta: sbornik nauchnykh statei [Economic cooperation of the CIS member countries in the context of the Eurasian Integration Project: a collection of scientific articles]. Moscow, IE RAS Publ., 2015, 308 p. URL: https://inecon.org/docs/Vardomsky_Pylin_book_IE_20l5.pdf
4. Vardomskii L.B., Pylin A.G., Shurubovich A.V. [To the question of modernization of economies of the CIS countries]. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk = Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2017, iss. 1, pp. 22-40.
URL: http://inecon.org/images/stories/publicacii/vesnik-ran/2017/VIE_RAS_1_2017.pdf (In Russ.)
5. Vardomskii L.B., Popkova L.I., Madry C. [Discussion of the border territories issues]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Geografiya. Geoekologiya = Proceedings of Voronezh State University. Series: Geography. Geoecology, 2017, no. 2, pp. 121-123.
URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/geograph/2017/02/2017-02-18.pdf (In Russ.)
6. Kudakov A.S. [Corporate structures and their influence on economic and social development
of Russian regions]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2004, iss. 3. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=501 (In Russ.)
7. Bobrova V.V. [The new Customs Code of the EAEU as an effective instrument of State regulation of foreign trade]. Regionalnaya ekonomika i upravlenie: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2017, no. 1. (In Russ.) URL: https://eee-region.ru/article/4946/
8. Bludova S.N. [On the methodology for assessment of regional foreign economic activity]. Voprosy Statistiki, 2002, no. 11, pp. 65-66. URL: http://b-ok.org/book/3037255/09eeda (In Russ.)
9. Bobrova V.V. [Foreign economic relations of the Orenburg oblast: Problems, prospects]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2003, no. 2, pp. 103-109. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vneshneekonomicheskie-svyazi-orenburgskoy-oblasti-problemy-perspektivy (In Russ.)
10. Granberg A. [The strategy of territorial social and economic development of Russia: From idea to implementation. Voprosy Ekonomiki, 2001, no. 9, pp. 15-27. (In Russ.)
11. Krugman P., Fujita M., Venables A. Prostranstvennaya ekonomika: goroda, regiony i mezhdunarodnaya torgovlya [The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade]. Moscow, Ekonomika Publ., 2006, 430 p.
12. Bobrova V.V. [Import substitution within the Euroasian Economic Union: Opportunities, directions and prospects]. Ekonomika i predprinimatelstvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2016, vol. 10, no. 9, pp. 52-55. (In Russ.)
13. Arkhipov A.Yu., Pavlov P.V., Tatarova A.V. Instituty osoboi ekonomicheskoi zony i prigranichnoi torgovli kak struktury effektivnogo razvitiya mezhdunarodnoi investitsionnoi deyatelnosti: monografiya [Institutions of Special Economic Zone and frontier trade as a structure of effective development of international investment activity: a monograph]. Taganrog, TTI SFU Publ., 2011, 294 p.
14. Vardomskii L.B. Rossiiskoe porubezhe v usloviyakh globalizatsii [Russian cross-border areas under globalization]. Moscow, Librokom Publ., 2009, 216 p.
15. Roditel'skaya E.V. [The features of the Russian export development during crisis]. Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii = The Russian Customs Academy Messenger, 2016, iss. 4, pp. 29-36. (In Russ.)
16. Mantusov V.B. [Foreign Economic Relations between the Countries of the Eurasian Economic Union and the European Union in the Present Context]. Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii = The Russian Customs Academy Messenger, 2017, iss. 3, pp. 20-26. (In Russ.)
17. Glinkina S.P. [The Geopolitical Context of the Eurasian Integration Project Development]. Mir novoi ekonomiki = The World of New Economy, 2016, no. 4, pp. 62-75.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/geopoliticheskiy-kontekst-razvitiya-evraziyskogo-integratsionnogo-proekta (In Russ.)
18. Pogodina T.V. [Direct foreign investments and their impact on the socio-economic development of Russian regions]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics. Taxes. Law, 2017, vol. 10, iss. 2, pp. 58-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/pryamye-inostrannye-investitsii-i-ih-vliyanie-na-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-regionov-rossii (In Russ.)
19. Krasavina L.N., Luk'yanovich N.V. [Integration interaction of the States parties of the Eurasian Economic Union as a factor in ensuring their national economic security]. Mir novoi ekonomiki = The World of New Economy, 2017, no. 4, pp. 55-62.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/integratsionnoe-vzaimodeystvie-gosudarstv-uchastnikov-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza-kak-faktor-obespecheniya-ih-natsionalnoy (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.