Научная статья на тему 'Развитие экономического сотрудничества российских регионов с Китаем'

Развитие экономического сотрудничества российских регионов с Китаем Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2152
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНЫ / РОССИЯ / КИТАЙ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INTERNATIONAL COOPERATION / REGIONS / RUSSIA / CHINA / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гулин Константин Анатольевич

Активное формирование регионального направления во внешней политике государств и в международных отношениях обусловливает актуальность изучения международных связей регионов. Целью настоящей статьи является изучение масштабов и форм экономического сотрудничества субъектов РФ с Китаем. В настоящее время российско-китайское сотрудничество охватывает различные сферы, включая взаимодействие на высшем политическом уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, участие в международных организациях и т. д. Одним из значимых элементов сотрудничества являются связи на региональном уровне. В научной литературе российско-китайское сотрудничество в его региональном измерении остается недостаточно изученной темой, акцент в ней делается преимущественно на приграничное взаимодействие. Информационной базой исследования послужили материалы Всемирного банка, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной таможенной службы РФ, официальные интернет-сайты федеральных и региональных органов государственного управления, материалы электронных СМИ. Отмечено, что в последние годы в процессы российско-китайского сотрудничества все более активно вовлекаются регионы России. В целом в различные формы сотрудничества с КНР вовлечено более 70 субъектов РФ. Наиболее интенсивный и многосторонний характер имеют связи между регионами, прилегающими к границе двух стран. Экономические отношения между регионами России и Китаем далеко не исчерпываются взаимной торговлей. Выделены 3 основных направления сотрудничества: вовлечение регионов в реализацию крупных инфраструктурных проектов; сотрудничество групп регионов в рамках крупных межправительственных соглашений; отдельные соглашения и проекты субъектов РФ с китайскими партнерами. Сделан вывод о том, что, несмотря на определенные трудности, обусловленные различными причинами (организационно-правовыми, финансово-экономическими и др.), динамику связей российских регионов с Китаем можно оценить как положительную и имеющую серьезные перспективы. В условиях изменения внешнеполитической ситуации и экономических санкций западных стран в отношении России заинтересованность российских регионов в сотрудничестве с Китаем будет возрастать. Результатом дальнейшей интенсификации сотрудничества будет как завершение уже запущенных или планируемых проектов, так и реализация новых производственных и инфраструктурных проектов, учитывающих взаимные интересы бизнеса, населения и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of economic cooperation between Russian regions and China

Active formation of the regional foreign policy of states and international relations determines the relevance of studying regions’ international relations. The purpose for this article is to examine the extent and forms of economic cooperation of Russian constituent entities and China. Currently, the Russian-Chinese cooperation covers various areas including interaction at the highest political level, trade-economic and humanitarian relations, cooperation in the international arena, participation in international organizations, etc. One of the important elements of cooperation is regional bonds. In scientific literature, the Russian-Chinese cooperation in its regional dimension remains under-researched, the emphasis here is put mainly on cross-border cooperation. The informational framework for the research includes data from the World Bank, Federal State Statistics Service, Federal Customs service of Russia, official web sites of federal and regional state authorities, electronic media. It is noted that in recent years, Russian-Chinese cooperation more actively involves Russian regions. In general, more than 70 Russian constituent entities are involved in various forms of cooperation with China. The most intense and multilateral are ties with regions adjacent to the border of the two countries. Economic relations between Russian regions and China are not only limited to mutual trade. There are 3 main cooperation areas: regions’ participation in the implementation of major infrastructure projects; cooperation of groups of regions in the framework of major intergovernmental agreements; separate agreements and projects of Russian constituent entities with the Chinese partners. It is concluded that despite certain difficulties caused by various reasons (organizational, legal, financial, economic, etc.), the performance of cooperation of Russian regions and China can be assessed as positive with serious prospects. Amid the changing international situation and economic sanctions of Western countries against Russia the interest of Russian regions in cooperation with China will increase. The result of further cooperation intensification will include both completion of ongoing and planned projects and implementation of new production and infrastructure projects taking into account mutual interests of business entities, population and state.

Текст научной работы на тему «Развитие экономического сотрудничества российских регионов с Китаем»

От редакции

УДК 339.92 ББК 65.59

© Гулин К.А,

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ С КИТАЕМ

ГУЛИН КОНСТАНТИН АНАТОЛЬЕВИЧ

Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]

Активное формирование регионального направления во внешней политике государств и в международных отношениях обусловливает актуальность изучения международных связей регионов. Целью настоящей статьи является изучение масштабов и форм экономического сотрудничества субъектов РФ с Китаем. В настоящее время российско-китайское сотрудничество охватывает различные сферы, включая взаимодействие на высшем политическом уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, участие в международных организациях и т. д. Одним из значимых элементов сотрудничества являются связи на региональном уровне. В научной литературе российско-китайское сотрудничество в его региональном измерении остается недостаточно изученной темой, акцент в ней делается преимущественно на приграничное взаимодействие. Информационной базой исследования послужили материалы Всемирного банка, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной таможенной службы РФ, официальные интернет-сайты федеральных и региональных органов государственного управления, материалы электронных СМИ. Отмечено, что в последние годы в процессы российско-китайского сотрудничества все более активно вовлекаются регионы России. В целом в различные формы сотрудничества с КНР вовлечено более 70 субъектов РФ. Наиболее интенсивный и многосторонний характер имеют связи между регионами, прилегающими к границе двух стран. Экономические отношения между регионами России и Китаем далеко не исчерпываются взаимной торговлей. Выделены 3 основных направления сотрудничества: вовлечение регионов в реализацию крупных инфраструктурных проектов; сотрудничество групп регионов в рамках крупных межправительственных соглашений; отдельные соглашения и проекты субъектов РФ с китайскими партнерами. Сделан вывод о том, что, несмотря на определенные трудности, обусловленные различными причинами (организационно-правовыми,

финансово-экономическими и др.), динамику связей российских регионов с Китаем можно оценить как положительную и имеющую серьезные перспективы. В условиях изменения внешнеполитической ситуации и экономических санкций западных стран в отношении России заинтересованность российских регионов в сотрудничестве с Китаем будет возрастать. Результатом дальнейшей интенсификации сотрудничества будет как завершение уже запущенных или планируемых проектов, так и реализация новых производственных и инфраструктурных проектов, учитывающих взаимные интересы бизнеса, населения и государства.

Международное сотрудничество, регионы, Россия, Китай, внешнеэкономическая деятельность, инвестиционные проекты.

В условиях глобализации и повышения степени открытости экономики расширяется число участников международных отношений за счет вовлечения в них новых субъектов. В частности, происходит формирование системы международных связей регионов, что является одной из важнейших характеристик современного этапа развития международных отношений [2]. Развивая экономические связи с зарубежными партнерами, регионы создают условия для выхода предприятий на новые рынки, привлечения инвестиций, доступа к современным технологиям и т. д. Расширение возможностей регионов по поиску ресурсов на международной арене для разрешения стоящих перед ними локальных проблем имеет положительные последствия не только для самих регионов, но и для государства в целом [1].

Активное формирование регионального направления во внешней политике государств и в международных отношениях обусловливает актуальность изучения международных связей регионов. В последние годы внимание исследователей к этой теме возросло. В то же время недостаточно изученной остается проблематика экономических взаимодействий в системе отношений «страна - регион другой страны» [3].

Целью настоящей статьи является изучение масштабов и форм экономического сотрудничества субъектов РФ с Китаем. Значимость постановки данной

цели обусловливается современным положением Китая в мире. Согласно оценкам Всемирного банка, по объему валового внутреннего продукта в 2016 году (11,2 трлн долл. США в текущих ценах, что составило 14,8 мирового ВВП) Китай находился на втором месте в мире после США1. Первую позицию Китай занимал по показателю валового национального дохода с учетом паритета покупательной способности: 21,4 трлн долл. США, или 17,8% мирового значения2. Китай является лидером в мире по величине товарного экспорта (2,1 трлн долл. США, или 13,1% мирового экспорта в 2016 году3) и экспорта высокотехнологичной продукции (558,6 млрд долл. США, или 26% мирового рынка данной категории товаров в 2014 году4). В 2016 году объем прямых нефинансовых инвестиций Китая за рубеж составил порядка 170 млрд долл. США, что на 44% превысило уровень 2015 года5.

Взаимоотношения России и Китая имеют многовековую историю. Начало современного ее этапа связано с периодом становления новой российской го-

1 http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP. MKTP.CD?view=chart&year_high_desc=true

2 http://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP. MKTP.PRCD?view=chart&year_high_desc=true

3 http://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL. MRCH.CD.WT?view=chart&year_high_desc=true

4 http://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL. TECH.CD?view=chart&year_high_desc=true

5 https://ria.ru/economy/20170305/14893-05226.html

сударственности. Правовая база двустороннего сотрудничества была заложена 5 марта 1992 года, когда было подписано Соглашение между правительствами РФ и правительством КНР о торгово-экономических отношениях России и Китая. В соответствии с соглашением в период с 1992 по 1999 год было подписано более ста межправительственных и межведомственных документов, детализировавших различные аспекты экономического взаимодействия двух стран.

В настоящее время российско-китайское сотрудничество охватывает различные сферы, включая взаимодействие на высшем политическом уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др.

Важной составляющей двусторонних экономических связей, а также значимым фактором стимулирования социально-экономического развития территорий является межрегиональное и приграничное сотрудничество. Согласно Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской народной республикой от 18.07.2001 года, стороны «содействуют развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами и в соответствии с национальным законодательством каждой из них создают для этого необходимые благоприятные условия»6.

Освещению теоретических и прикладных проблем развития российско-китайского сотрудничества в экономической сфере (в широком смысле) посвящено значительное количество научных работ. Исследователями затрагиваются вопросы как

6 http://www.mid.rU/ru/maps/cn/-/asset_pub" Hsher/WhKWb5DVBqKA/content/id/576870

общего [4; 5; 6; 7; 8; 9], так и более частного характера, например, торговые отношения между странами [10; 11; 12], взаимодействие в таможенной сфере [13], в области инвестиций [14] и инноваций [15], в топливно-энергетической сфере [16; 17] и др.

Анализируя степень освещения в научной литературе регионального среза российско-китайского сотрудничества, можно отметить, что в настоящее время достаточно активно исследуется проблематика приграничного сотрудничества российских регионов Дальнего Востока и северо-восточных провинций Китая [18; 19; 20; 21]. В то же время работ, посвященных анализу вовлеченности других регионов в процессы сотрудничества с Китаем, сравнительно немного [22; 23; 24]. В целом, тема российско-китайского сотрудничества в его региональном измерении остается, на наш взгляд, недостаточно изученной, акцент в ней делается преимущественно на приграничном взаимодействии. В связи с этим целью настоящей статьи является изучение масштабов и форм экономического сотрудничества субъектов РФ с Китаем. Это позволит посмотреть на обозначенную проблему в более системном ключе.

В период с 2003 по 2014 год объем российского экспорта в Китай возрос в 4,5 раза (с 8,3 до 37,5 млрд долл. США), а в последующий период он несколько сократился. Объем китайского импорта в Россию увеличился с 3,3 млрд долл. США в 2003 году до 38,1 млрд долл. США в 2016 году. Наиболее высокие показатели импорта фиксировались в 2012-2013 гг., превышая отметку в 50 млрд долл. США. Снижение стоимостного объема внешнеторгового оборота было обусловлено снижением мировых цен на нефть и ухудшением курса рубля по отношению к основным валютам. До 2006 года сальдо внешнеторгового оборота с Китаем было положительным для России, затем ситуация изменилась в обратную сторону (рис.).

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 — Экспорт из России в Китай —■— Импорт из Китая в Россию

Рис. Динамика основных показателей внешней торговли между Россией и Китаем (млрд долл. США)

В период с 2003 по 2016 год объем российского экспорта в Китай в расчете на душу населения РФ в стоимостном выражении увеличился с 57 до 191 долл. США (в 3,4 раза). Наиболее высоким данный показатель был в период с 2011 по 2014 год, составляя в среднем 250 долл. США ежегодно. Соответственно, душевой объем китайского импорта в Россию возрос с 23 до 259 долл. США (в 11,3 раза). Пиковое значение этого показателя было отмечено в 2013 году (370 долл. США).

Объем китайского экспорта в Россию в расчете на душу населения Китая в стоимостном выражении возрос с 3 до 28 долл. США (в 9,3 раза). Наиболее высоким данный показатель был в 2013 году (23 долл. США). Соответственно, душевой объем российского импорта в Китай увеличился с 6 до 20 долл. США (в 3,3 раза). В наиболее благоприятные 2011-2014 гг. он составлял 27 долл. США.

Доля Китая в структуре российского экспорта составляет более 8% (табл. 1). При этом заметное увеличение этого показателя произошло в текущем десятилетии. Если в 2010 году Китай делил с Турцией 5-6 позицию среди стран, в которые поставлялись российские товары, то в 2015 году он переместился на вторую строчку в этом рейтинге.

Значимость Китая в качестве поставщика товаров и услуг в Россию с начала нового века устойчиво возрастала. В 2015 году удельный вес китайской продукции составил более 19% от общего объема российского импорта. Китай является однозначным лидером по данному показателю среди всех стран мира. Это объясняется сравнительной ценовой доступностью китайских товаров, что вкупе с повышением их качества обусловливает привлекательность для российских потребителей.

Преобладающую долю в структуре экспорта российской продукции в Китай занимают минеральные продукты, главным образом, топливно-энергетические товары (табл. 2). В связи с падением мировых цен на нефть стоимостные объемы этих поставок сократились. Тем не менее, в 2016 году топливно-энергетическая продукция составляла 2/3 российского экспорта в КНР. В меньшей степени на китайском рынке востребованы древесина, бумага и изделия из них (12% в 2016 году); машины, оборудование и транспортные средства (7%); продовольственные товары и сырье для их производства (6%); продукция химической промышленности (5%).

Если же рассматривать в целом географию поставок России на мировые рынки по основным товарным группам, то можно

Таблица 1. Распределение экспорта и импорта Российской Федерации по основным странам-партнерам, % к итогу

Страна Экспорт Импорт

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.

Всего в том числе: 100 100 100 100 100 100 100 100

Китай 5,1 5,4 5,1 8,3 2,8 7,4 17,0 19,1

Нидерланды 4,2 10,2 13,6 11,9 2,2 2,0 1,9 1,7

Германия 9,0 8,2 6,3 7,4 11,5 13,4 11,7 11,2

Италия 7,0 7,9 6,9 6,5 3,6 4,5 4,4 4,6

Беларусь 5,4 4,2 4,6 4,5 11,0 5,8 4,3 4,9

Турция 3,0 4,5 5,1 5,6 1,0 1,8 2,1 2,2

Япония 2,7 1,5 3,2 4,2 1,7 5,9 4,5 3,7

США 4,5 2,6 3,1 2,8 7,9 4,6 4,9 6,3

Украина 4,9 5,1 5,8 2,7 10,8 7,9 6,1 3,7

Республика Корея 0,9 1,0 2,6 3,9 1,1 4,1 3,2 1,3

Польша 4,3 3,6 3,8 2,8 2,1 2,8 2,5 2,2

Казахстан 2,2 2,7 2,7 3,1 6,5 3,3 1,9 2,6

Великобритания 4,5 3,4 2,9 2,2 2,5 2,8 2,0 2,0

Франция 1,8 2,5 3,1 2,1 3,5 3,7 4,4 1,5

Другие страны 40,4 37,2 31,2 32,0 31,8 30,0 29,1 33,0

Источник: данные Федеральной таможенной службы РФ.

Таблица 2. Товарная структура экспорта России в Китай, млн долл. США

Наименование товарной группы 2014 г. Доля (в %) в общем объеме 2016 г. Доля (в %) в общем объеме

экспорта в КНР экспорта по ТГ экспорта в КНР экспорта по ТГ

Продовольственные товары и сырье для их производства 1095,3 2,9 5,8 1618,6 5,8 9,5

Минеральные продукты, в т. ч. топливно-энергетические товары 28880,8 77,0 8,2 18695,9 66,7 11,1

Продукция химической промышленности 1883,4 5,0 6,4 1436,0 5,1 6,9

Кожевенное сырье, меха, изделия из них 11,3 0,0 2,7 8,4 0,0 3,2

Древесина, бумага и изделия из них 3313,4 8,8 28,6 3403,8 12,2 34,8

Текстиль, текстильные изделия, обувь 6,5 0,0 0,6 12,9 0 1,4

Металлы и изделия из них 340 0,9 0,8 209,3 0,8 0,7

Машины, оборудование, транспортные средства 1582,6 4,2 6,0 1943,5 6,9 8,0

Прочие 375,4 1,0 2,0 685,2 2,5 4,8

Всего 37488,7 100 - 28013,6 100

Источник: данные Федеральной таможенной службы РФ.

увидеть следующее. На Китай приходится более трети российского экспорта древесины, бумаги и изделий из них; 11% минеральных продуктов, в т. ч. топливно-энергетических товаров; 10% продовольственных товаров и сырья для их производства; 8% машин, оборудования и транспортных средств; 7% продукции химической промышленности и т. д. (см. табл. 2).

Основную статью импорта (более половины стоимостного объема) в Россию из Китая составляют машины, оборудо-

вание, транспортные средства (табл. 3). Значительным спросом на российском рынке также пользуются текстиль, текстильные изделия, обувь; продукция химической промышленности; металлы и металлические изделия и т. д.

Продукция китайских производителей занимает существенную долю в поставках на российский рынок по таким товарным группам, как кожевенное сырье, меха, изделия из них (46% в 2016 году); текстиль, текстильные изделия, обувь (40%); маши-

Таблица 3. Товарная структура импорта в Россию из Китая, млн долл. США

Наименование товарной группы 2014 г. Доля (в %) в общем объеме 2016 г. Доля (в %) в общем объеме

импорта из КНР импорта по ТГ импорта из КНР импорта по ТГ

П родовол ьствен н ые това ры и сырье для их производства 1916,6 3,8 4,8 1619,6 4,3 6,5

Минеральные продукты, в т. ч. топливно-энергетические товары 107,2 0,2 1,5 99,1 0,3 3,1

Продукция химической промышленности 4520,9 8,9 9,7 3595,3 9,6 10,6

Кожевенное сырье, меха, изделия из них 709,3 1,4 55,3 374,7 1,0 45,9

Древесина, бумага и изделия из них 741,7 1,5 12,6 390,6 1,0 11,6

Текстиль, текстильные изделия, обувь 7172,5 14,1 44,0 4340,7 11,6 39,6

Металлы и изделия из них 3924,7 7,7 20,3 2552,6 6,8 22,4

Машины, оборудование, транспортные средства 26824,4 52,8 19,6 22339,6 59,6 25,9

Прочие 4845,6 9,6 35,0 2779,4 7,4 37,1

Всего 50762,9 100 - 38091,6 100 -

Источник: данные Федеральной таможенной службы РФ.

ны, оборудование, транспортные средства (26%); металлы и изделия из них (22%); прочие товары (37%).

По оценкам, в настоящее время около 70 субъектов РФ напрямую сотрудничают с провинциями Китая7. Наиболее интенсивный и многосторонний характер, что закономерно, имеют связи между регионами, прилегающими к границе двух стран.

Внешнеэкономические связи с китайскими партнерами, в той или иной степени, имеют все регионы России. В то же время степень интенсивности этих связей различна. Так, анализ данных за период с 2014 по 2016 год показывает, что объем внешнеторгового оборота свыше 1 млрд долл. США (в среднем за год) имели 8 (10%) субъектов РФ; от 500 млн до 1 млрд долл. США - 13 (16%) субъектов РФ; от 100 до 500 млн долл. США - 24 (29%) субъекта РФ; до 100 млн долл. США -37 (45%) субъектов РФ.

Среди субъектов РФ наиболее существенный объем торговых операций с Китаем имеет г. Москва (в совокупности 44% всего российского экспорта-импорта). Это связано с тем, что в столичном регионе зарегистрированы центральные офисы большинства крупных компаний, торгу-

7 http://thewallmagazine.ru/rch-economics

ющих с китайскими контрагентами. Высокие показатели имеют также г. Санкт-Петербург (через петербургский Большой порт также проходит значительная часть внешнеторговых операций), Московская область, Калининградская область, регионы Сибири и Дальнего Востока. Наименее значительные экономические связи с Китаем характерны, в основном, для национальных республик Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, Крымского федерального округа (табл. 4).

В период с 2014 по 2016 год объем экспорта в Китай свыше 1 млрд долл. США (в среднем за год) обеспечивали 5 (6%) субъектов РФ; от 500 млн до 1 млрд долл. США - 5 (6%) субъектов РФ; от 100 до 500 млн долл. США - 17 (21%) субъектов РФ; до 100 млн долл. США - 55 (67%) субъектов РФ. По объему экспорта в Китай с большим отрывом лидирует г. Москва (45% всего объема российского экспорта в Китай). Далее идут г. Санкт-Петербург, регионы Дальнего Востока и Сибири (табл. 5).

В период с 2014 по 2016 год объем импорта из Китая свыше 1 млрд долл. США (в среднем за год) имели 6 (7%) субъектов РФ; от 500 млн до 1 млрд долл. США - 3 (4%) субъекта РФ; от 100 до 500 млн долл. США - 21 (26%) субъект РФ;

Таблица 5. Показатели экспорта из субъектов РФ в Китай (в среднем за период 2014-2016 гг.: млн долл. США)

Таблица 4. Показатели внешнеторгового оборота субъектов РФ с Китаем (в среднем за период 2014-2016 гг.: млн долл. США)

Субъекты с наибольшими показателями Субъекты с наименьшими показателями

г. Москва 30078,2 Республика Адыгея 12.8

г. Санкт-Петербург 5845,2 Республика Алтай 12,3

Приморский край 4020,6 Республика Крым 11,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московская область 3727,0 г. Севастополь 7,9

Тюменская область 3011,8 Кабардино-Балкарская Республика 6,6

Иркутская область 2691,0 Республика Ингушетия 6,5

Калининградская область 1991,0 Республика Северная Осетия 6,1

Сахалинская область 1244,6 Республика Тыва 5,7

Хабаровский край 892,0 Чеченская Республика 2,0

Новосибирская область 872,7 Республика Калмыкия 0,3

Источник: данные Федеральной таможенной службы РФ.

Субъекты с наибольшими показателями Субъекты с наименьшими показателями

г. Москва 12195,4 Республика Северная Осетия 0,5

Иркутская область 2376,8 Орловская область 0,4

Тюменская область 1473,1 Брянская область 0,1

Приморский край 1444,5 Псковская область 0,1

Сахалинская область 1180,1 Карачаево-Черкесская Республика 0,0

г. Санкт-Петербург 886,9 Чеченская Республика 0,0

Хабаровский край 703,1 Кабардино-Балкарская Республика 0,0

Кемеровская область 643,0 Республика Ингушетия -

Пермский край 629,5 Республика Калмыкия -

Красноярский край 563,8 Республика Тыва -

Источник: данные Федеральной таможенной службы РФ.

до 100 млн долл. США - 52 (63%) субъекта РФ. По объему экспорта в Китай с большим отрывом лидирует г. Москва (43% всего объема российского экспорта в Китай). Далее идут г. Санкт-Петербург, Московская область, регионы Дальнего Востока, Сибири, Юга России (табл. 6). Наименьший объем импорта из Китая поступает в национальные республики Юга, Северного Кавказа, Сибири и т. д.

Экономические отношения между регионами России и Китаем далеко не исчерпываются взаимной торговлей. Можно выделить 3 основных направления сотрудничества: вовлечение регионов в реализацию крупных инфраструктурных проектов федерального и межрегионального уровня; сотрудничество групп регионов в рамках крупных межправительственных соглашений; отдельные соглашения и проекты, реализуемые субъектами РФ совместно с китайскими партнерами.

В мае 2014 года между ОАО «Газпром» и китайской компанией CNPC был подписан крупный контракт по поставке российского газа в КНР. Согласно условиям контракта, объем поставок в течение 30 лет должен составить 1,032 трлн куб. м. Поставки газа будут осуществляться по двум маршрутам: восточному (газопровод Якутия - Хабаровск - Владивосток («Сила Сибири») с начальной мощностью в 38 млн куб. м и перспективой наращивания транспорта до 82 млн куб. м.) и западному (газопровод «Алтай» из Западной Сибири, который должен пройти от Уренгоя до Шанхая).

Китай взял на себя обязательства участвовать в финансировании и разработке газовых месторождений в Восточной Сибири - Чаяндинского (Республика Якутия) и Ковыктинского (Иркутская область). В первом запасы газа составляют более 1,2 трлн кубометров, здесь «Газ-

Таблица 6. Показатели импорта в субъекты РФ из Китая (в среднем за период 2014-2016 гг.: млн долл. США)

Субъекты с наибольшими показателями Субъекты с наименьшими показателями

г. Москва 17882,8 Кабардино-Балкарская Республика 6,6

г. Санкт-Петербург 4958,2 Республика Ингушетия 6,5

Московская область 3495,2 Республика Тыва 5,7

Приморский край 2576,2 Республика Северная Осетия 5,6

Калининградская область 1965,1 Республика Карелия 5,5

Тюменская область 1538,7 Республика Крым 5,1

Новосибирская область 645,5 Архангельская область 3,4

Краснодарский край 572,7 Республика Алтай 3,2

Свердловская область 552,7 Чеченская Республика 2,0

Ростовская область 481,0 Республика Калмыкия 0,3

Источник: данные Федеральной таможенной службы РФ.

пром» планирует выйти на проектный уровень добычи в 25 млрд куб. м. в год. Запасы второго месторождения оцениваются в 1,5 трлн куб. м. газа, ожидаемый годовой уровень добычи составляет около 35 млрд куб. м. Поставки также планируется осуществлять с Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина.

Организация поставок российского газа в Китай предполагает не только строительство трубопроводов, но и создание развитой инфраструктуры, включающей нефтехимическое производство, гелиевый завод и другие смежные предприятия. Вследствие реализации условий газового контракта значительные объемы заказов может получить множество компаний из различных субъектов РФ. Согласно контракту, Россия «получит» по проекту 400 млрд долл. 9 октября CNPC получила одобрение от правительства КНР на предварительный проект китайского участка газопровода. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 55 млрд долл.

В 2010 году было подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «Рус-гидро» с китайской компанией Sаnxiа. Активное взаимодействие между ними началось в 2013 году после аномальных наводнений в Приамурье. Стороны планируют создать совместное предприятие, в рамках которого будут построены 4 противопаводковые гидроэлектростан-

ции в бассейне реки Амур: Граматухин-ская и Инжанская ГЭС (общей мощностью 400 МВт), Селемджинская ГЭС (300 МВт), Гилюйская ГЭС (462 МВт) в Амурской области, Нижне-Ниманская ГЭС (600 МВт) в Хабаровском крае. Предварительный объем инвестиций составляет 230 млрд руб. Распределение долей в совместном предприятии составит 51% у «Русги-дро» и 49% у корпорации Sаnxiа. По словам председателя правления «Русгидро» Е. Дода, «реализация этих проектов не только позволит обеспечить защиту от катастрофических наводнений по обе стороны от Амура как на российской, так и на китайской территории, но и внесет существенный вклад в развитие современной энергетической инфраструктуры, способствующей экономическому развитию региона и созданию рабочих мест»8.

В рамках визита в Китай Президента РФ В. Путина в мае 2014 года было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между компаниями «Русгидро» и PowerChina (Power Construction Corporation of China Ltd). Стороны договорились о совместных капиталовложениях в развитие на территории России малых гидроэлектростанций мощностью до 25 МВт. Стороны намерены создать российско-китайское совместное предприятие,

8 http://www.amur.info/news/2014/

11/10/85067

которое будет осуществлять гидроэнергетические проекты на территории России, в виде фонда. В планах совместного предприятия «Русгидро» и PowerChina построить до 2020 года 35 малых ГЭС в России. Планируемый объем инвестиций в проект составляет от 3,5 до 5 млрд долл. США. Генерирующие объекты будут построены в Республике Адыгея, Республике Алтай, Республике Карелия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Кабардино-Балкария Ставропольском и Краснодарском краях, Мурманской и Омской областях. Также в ноябре 2014 года стороны договорились о возобновлении проекта «Русгидро» по строительству Ленинградской ГАЭС, приостановленного в 2012 году в связи с высокой стоимостью и отсутствием схемы возврата инвестиций. Объем инвестиций предварительно оценивается в 138 млрд руб. [25].

В октябре 2014 года между Министерством транспорта РФ, ОАО «РЖД», Государственным комитетом КНР по развитию и реформе и корпорацией «Китайские железные дороги» был подписан меморандум о сотрудничестве в области высокоскоростного движения. Целью соглашения является разработка проекта Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва - Пекин, включающего приоритетный проект высокоскоростной магистрали Москва - Казань. Общая протяженность железной дороги составит более 7 тыс. километров, а время в пути составит - два дня. На российской территории она свяжет центр, Поволжье и Уральский экономический регион9. В мае 2015 года сторонами был подписан меморандум, где определено, что ВСМ будет строиться по китайским технологиям при участии российских компаний. Проектирование, инженерно-изыскательские работы и подготовка документации для заключения соглашений и конкурсов

9 https://vz.rU/economy/2015/1/22/725700.html

были начаты летом 2015 года. Планируется, что на проектирование магистрали уйдет два года, строительство займет пять лет10.

Особое место в двухстороннем взаимодействии России и Китая занимают вопросы приграничного сотрудничества и развития территорий, прилегающих к взаимной границе между странами.

Осенью 2009 года, в рамках визита Президента РФ Д. Медведева в Китай были подписаны пакеты документов, в числе которых соглашения о развитии приграничных территорий двух государств: в России - Забайкальский край, Амурская область, ЕАО, Приморье; в Китае - Внутренняя Монголия, Хэйлунцзян, Цзилинь.

В целях координации усилий по реализации стратегий регионального развития России и Китая и действий по осуществлению федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и «Программы по возрождению районов Северо-Востока Китая», а также в соответствии с пунктом 8 раздела I Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 26 марта 2007 года (г. Москва) и в соответствии с Планом действий по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (на 2009-2012 гг.) разработана Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг.)11.

Программа определила приоритеты российско-китайского сотрудничества, среди которых изменение приграничной

10 http://sdexpert.ru/stats/1688

11 http://www.chinaruslaw.com/RU/CnRuTre а1у/004/201035210624_735729.Мш

инфраструктуры, которое предполагает не только развитие зон сотрудничества и укрепление российско-китайских отношений в сфере трудовой деятельности, но и проекты регионального сотрудничества, которые логически выстраивают политику в сфере транспорта и туризма, межрегиональное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Особо выделяется сотрудничество в гуманитарной сфере, которое предполагает комплекс образовательных, культурных и социально значимых программ. Таким образом, программа открыла для России и Китая новые возможности межрегионального сотрудничества, которые реализуют стратегические интересы двух государств. Это особо значимо в условиях, формирующих новые геополитические центры, интересы, процессы12.

Документом было запланировано 205 ключевых проектов сотрудничества: 94 на российской территории (преимущественно освоение природных ресурсов, небольшое количество несырьевых производств, а также масштабное строительство и реконструкция пунктов пропуска через границу и сопутствующей инфраструктуры), 111 на китайской (создание десятков заводов по переработке, предприятий сферы высоких технологий)13.

Первый российско-китайский железнодорожный мост через реку Амур соединит Нижнеленинское (Еврейская автономная область, РФ) и Тунцзян (провинция Хэйлунцзян, КНР). Сейчас на всем протяжении российско-китайской границы лишь два железнодорожных перехода, расстояние между которыми составляет более 3000 км. С открытием моста плечо перевозки грузов для экспортно ориентированных предприятий Дальнего Востока сократится на 700 км.

12 http://www.rusnauka.com/30_NNM_2012/Pol-ко^а/7_119523^ос.Ыт

13 http://ashpi.asu.ru/ic/?p=3167

Мост общей протяженностью 2,2 км строится в рамках межправительственного соглашения. Сдача объекта в эксплуатацию запланирована на июнь 2018 года. Финансовым оператором проекта с 2014 года выступает Российско-китайский инвестиционный фонд, созданный Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и China Investment Corporation (CIC). Стоимость строительства железнодорожного моста в его российской части составит 9 млрд рублей.

На первом этапе по мосту планируются грузовые перевозки в объеме 5 млн тонн в год, из них более 3 млн тонн - продукция Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината. В перспективе грузооборот будет увеличен до 20 млн тонн, по мосту планируется перевозить различные экспортно-импортные грузы, в их числе: руда, лес, сельскохозяйственная продукция, продукты питания, строительные материалы, оборудование, товары народного потребления и т. д.14.

В декабре 2015 года между Федеральным дорожным агентством России и китайской корпорацией Sinohydro был подписан меморандум о реализации проекта мостового перехода через реку Лену на условиях концессионного соглашения. Мостовой переход на территории республики Саха (Якутия) предполагается построить в 30 километрах от Якутска. Переход будет представлять собой автомобильно-железнодорожный мост с автодорожными подходами, инженерно-техническими, охранными и эксплуатационными сооружениями. Длина моста составит 21 км, предусмотрено безопасное прохождение льда весной. Реализацию проекта ориентировочной стоимостью 126 млрд рублей предполагается осуществить в период с 2017 по 2022 год.

Мостовой переход позволит интегрировать в зону круглогодичного транс-

14 http://www.gudok.ru/news/?ID=1368457

портного обеспечения центральные, восточные и западные территории региона с охватом более 83% населения. Будет обеспечена круглогодичная поставка грузов вместо сезонного завоза, на 30% сократится ее стоимость, ускорится оборачиваемость средств предприятий всех отраслей экономики и социальной сферы. Благодаря вводу мостового перехода ежегодные объемы грузоперевозок в регионе вырастут в три раза и составят 6 млн тонн 15.

В апреле 2016 года было подписано акционерное соглашение между Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона и Азиатско-Тихоокеанским продовольственным фондом о создании Российско-китайского фонда агропромышленного развития на Дальнем Востоке. Капитал фонда составит до 10 млрд долларов, на первом этапе - 13 млрд рублей. Китайские инвесторы будут формировать 90% капитала, российские - 10%. Планируется реализовать более 20 инвестиционных проектов в агропродоволь-ственной сфере16.

Заинтересованность китайской стороны в реализации данных проектов не случайна. Именно регионы Дальнего Востока являются основными поставщиками российских продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на китайский рынок. Так, по сведениям Федеральной таможенной службы РФ, удельный вес Приморского края в объеме российского продовольственного и сельскохозяйственного экспорта в Китай составляет 42%, Сахалинской области - 15%, Камчатского края - 14%, Амурской области и Хабаровского края - по 5% (данные за период с 2014 по 2016 год).

15 http://www.1sn.ru/175032.html; eastrussia.ru/news/interes-k-infrastrukturnym-proektam-v-yakutii-so-storony-kitayskikh-investorov-ne-oslabevaet

16 http://tass.ru/info/1956459

В 2012 году стартовал проект «Волга-Янцзы», направленный на развитие российско-китайского межрегионального сотрудничества в поймах двух рек, имеющих большое значение для каждой из стран. В 2013 году была создана двухсторонняя рабочая группа, заседания которой поочередно проводились в России и в Китае. В

2014 году процесс продолжился и несколько усилился, подключилась молодежь. Проведен международный молодежный форум 1Волга в Самарской области, в г. Ульяновске прошло заседание совместной рабочей группы с подписанием серьезных инвестиционных контрактов и меморандумов. Заметно усилился обмен студентами между регионами ПФО и шестью провинциями Китая, участвующими в сотрудничестве в рамках проекта «Волга-Янцзы». Весной

2015 года была создана Совместная рабочая группа регионов Приволжского федерального округа и верхнего, среднего течения реки Янцзы «Волга-Янцзы».

Реализуется Перечень совместных инвестиционных проектов, который включает 106 проектов в сферах машиностроения и автомобилестроения, авиационной промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры и транспорта, производства и торговли продуктами питания и др. В активной стадии проработки находится 15 проектов. Также создана Дорожная карта по гуманитарному сотрудничеству, охватывающая 64 мероприятия в сфере образования, культуры, туризма и молодежной политики.

В Уфе до 2021 года планируют завершить строительство международного делового центра «Уфа-Янцзы». Предполагается, что местом строительства станет площадка за зданием администрации города. Общая стоимость проектных работ составляет 20 млн. В настоящее время в проработке на уровне ПФО находятся 56 проектов, в апреле 2017 года в Уфе начнет деятельность совместная рабочая российско-китайская группа.

Международный центр в Уфе - это один из проектов, реализуемых в формате «Волга-Янцзы». Планируется, что в 30-этажном здании будут расположены административный центр, город китайских товаров, выставочный комплекс, офисы, гостиница, дворец китайской медицины, а также ряд муниципальных служб. Город получит в будущем комплексе 16% площадей. Объем инвестиций по последним данным составлял 3,5 млрд рублей.

Китайская корпорация «Цзюньхэ» в рамках проекта «Уфа-Янцзы» планирует построить в Сибае новый завод по производству цемента. Объем инвестиций в новый проект составит 205 млн долларов США. Реализуются также проекты по строительству сталепрокатного завода «Ишсталь» в Ишимбае и производству сверхлегких вертолетов в Куюргазин-ском районе Республики Башкортостан.

Серьезный интерес проявляют китайские инвесторы к масштабному проекту «Белкомур» (линия Архангельск - Сыктывкар - Соликамск). Он подразумевает сооружение новой железнодорожной магистрали общей протяженностью 1161 тыс. км, из которых объем нового строительства составит 712 км, а около 450 км будут реконструированы. «Белкомур» будет состоять из двух участков: Северного (будет пролегать по территориям Архангельской области и Республики Коми) и Южного (территории Республики Коми и Пермского края). С этим проектом также связан проект создания глубоководного района Архангельского морского порта, предполагающий создание новой инфраструктуры в 55 км севернее Архангельска с грузооборотом до 45 млн тонн в год. Глубоководный район позволит заходить крупнотоннажным судам дедвейтом до 100 тыс. тонн.

В сентябре 2015 года между ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур» и корпорацией Poly Technologies, Inc было подписано соглашение о строительстве

железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Соликамск. Poly Technologies примет участие в финансировании, проектировании и строительстве новых участков магистрали протяженностью 712 км, а также в модернизации 449 км действующих участков железной дороги. Китайские партнеры также выразили заинтересованность в проекте строительства глубоководного района Архангельского морского порта, реализуемом в рамках проекта «Белкомур»17. На встрече губернатора Архангельской области И. Орлова с делегацией корпорации «Poly Group» было отмечено, что проект «Белко-мур» носит комплексный характер и выходит далеко за рамки собственно строительства железной дороги18.

В июне 2017 года в Ярославской области состоялся запуск Хуадянь-Тенин-ской ТЭЦ. Реализация проекта началась в сентябре 2011 года. Строительством ТЭЦ занималась китайская China Huadian Corporation, а также российская компания ТГК-2. Общий объем финансовых вложений в строительство энергоблока составил 20 миллиардов руб., 75% этой суммы было выделено китайским банком ICBC19. Запуск парогазового энергоблока мощностью 450 мегаватт стал крупнейшим за последние годы инвестиционным проектом в области тепловой генерации электроэнергии на всей европейской части России. Запуск ТЭЦ впервые позволит решить вопрос энергодефицита ярославской энергосистемы. При этом экономия природного газа составит примерно 25%, а выбросы в атмосферу сократятся на 30%. Проект позволит создать более 140 новых рабочих мест20.

17 http://rkomi.ru/services/spissmi/3107

18 http://dvinanews.ru/-3s54sty3

19 https://regnum.ru/news/economy/2288131.html

20 http://glasnarod.ru/rossiya/yaroslavskaya-

oblast/96233-glava-regiona-dmitrij-mironov-lzapusk-xuadyan-teninskoj-tecz-vazhen-i-dlya-yaroslavskoj-oblasti-i-dlya-strany-v-czelomr

Имеется опыт реализации совместных проектов и в других регионах. Так, в мае 2014 года между правительством Тульской области, Корпорацией развития Тульской области и китайским автоконцерном GreatWall было заключено соглашение о строительстве в регионе завода по выпуску автомобилей Haval. Автозавод будет включать в себя цех штамповки, сварки, окраски, сборки, производства запчастей. На предприятии будет создано 2500 рабочих мест. Планируется выпуск до 150 тысяч машин в год. Общий объем инвестиций в проект составляет 500 млн долларов. Первоначально выпуск первых автомобилей был запланирован на 2017 год, однако позднее он был перенесен на 2018 год, что связано с увеличением сроков адаптации проектно-сметной документации к российскому законодательству21.

Таким образом, в последние годы в процессы российско-китайского сотрудничества все более активно вовлекаются регионы России. Несмотря на определенные трудности, обусловленные различными причинами (организационно-правовыми, финансово-экономическими и др.), динамику можно оценить как положительную и имеющую серьезные перспективы. Такой вывод можно сделать по итогам совместного заявления Российской Федерации и Китайской Народной Республики, опубликованного по итогам официального визита Президента РФ В.В. Путина в Пекин в июне 2016 года. Стороны выразили намерение «расширять и углублять сотрудничество между регионами двух стран, активно применяя опыт, накопленный, в частности, в форматах «Дальний Восток России -Северо-Восток Китая» и «Волга - Янцзы», совершенствовать формы и механизмы взаимодействия, нацеленные на реали-

21 http://www.tsn24.ru/zavod-great-wall-v-tulskoj-oblasti-dostroyat-pozzhe-zaplanirovannogo.html

зацию важных проектов и создание новых точек роста сотрудничества»22.

Новые возможности для российских регионов возникают в связи с планируемой реализацией выдвинутой КНР инициативы «Один пояс и один путь», объединяющей проекты «Экономический пояс шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века». Инициатива представляет собой новую модель международного сотрудничества и развития с помощью укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних механизмов и структур взаимодействий на Евразийском континенте с участием Китая.

Масштабный международный форум «Один пояс и один путь», в котором приняли участие лидеры 29 государств и руководители ведущих международных организаций, состоялся в Пекине в мае 2017 года. Особое внимание с российской стороны было уделено вопросам сопряжения Евразийского экономического сотрудничества с мегапроектом «нового шелкового пути». Как отметил в своем выступлении Президент РФ В.В. Путин, «инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕАЭС и инициативы «Один пояс и один путь», в связке с Северным морским путем способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию Евразийского континента, а это ключ к освоению территории, оживлению экономической и инвестиционной активности»23.

В июле 2017 года состоялся официальный визит Председателя КНР Си Цзинь-пиня в Россию. В рамках мероприятия сторонами был принят План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на 2017-2020 годы. Подписано 25 соглашений и иных доку-

22 http://www.kremlin.ru/supplement/5100

23 http://kremlin.ru/events/president/news/54491

ментов, охватывающих, в частности, сферу экономического сотрудничества, в том числе с участием регионов РФ 24.

В условиях изменения внешнеполитической ситуации и экономических санкций западных стран в отношении России заинтересованность российских регио-

24 http://kremlin.ru/supplement/5217

нов в сотрудничестве с Китаем будет возрастать. Результатом дальнейшей интенсификации сотрудничества будет как завершение уже запущенных или планируемых проектов, так и реализация новых производственных и инфраструктурных проектов, учитывающих взаимные интересы бизнеса, населения и государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубровина, О. Ю. Региональное измерение внешней политики: сущность и содержание [Текст] // О. Ю. Дубровина // Власть. - 2013. - № 3. - С. 76-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Плотникова, О. В. Влияние глобализации и регионализации на международное сотрудничество регионов государств [Текст] / О. В. Плотникова // Сибирский международный. - 2014. - № 16. - С. 5-7.

3. Межрегиональное сотрудничество как фактор интеграционных процессов России и Республики Беларусь [Текст] / Т. В. Ускова, С. М. Дедков, Т. Г. Смирнова, Р. Ю. Селименков, В. Я. Асанович. -Вологда : Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2011. - 176 с.

4. Титов, Б. Ю. Состояние и перспективы развития экономических отношений между Россией и Китаем [Текст] / Б. Ю. Титов // Экономика и управление собственностью. - 2006. - № 3. - С. 16-26.

5. Воробьева, Е. В. Сотрудничество в экономической сфере между Россией и Китаем: проблемы и перспективы [Текст] / Е. В. Воробьева // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия : сборник Восточного центра. - 2014. - № 15. - С. 63-69.

6. Сюхуа, Д. Состояние и перспективы экономического сотрудничества между Россией и Китаем [Текст] / Д. Сюхуа // Проблемы Дальнего Востока. - 2013. - № 1. - С. 48-58.

7. Суслов, Д. В. Проблемы и перспективы экономического взаимодействия КНР и России [Текст] / Д. В. Суслов // Власть и управление на Востоке России. - 2016. - № 2 (75). - С. 22-33.

8. Ань Чжао Чжэнь. Эффективный путь к всестороннему развитию экономических связей между Китаем и Россией [Текст] / Ань Чжао Чжэнь, Д. В. Суслов // Власть и управление на Востоке России. - 2013. - № 4 (65). - С. 14-20.

9. Синякин, С. В. К вопросу о новой модели взаимоотношений между Россией и Китаем [Текст] / С.

B. Синякин // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2007. - № 3. - С. 68-70.

10. Королева, С. А. Исследование рисков внешнеторговых сделок между Россией и Китаем [Текст] /

C. А. Королева, А. К. Владыко // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. - 2009. - № 3 (24). - С. 185-187.

11. Андрейчук, Е. Л. Перспективы развития торгового оборота между Россией и Китаем [Текст] / Е. Л. Андрейчук, Н. С. Лизунов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2012. - № 3 (60). - С. 82-92.

12. Суходолов, Я. А. Эволюция и современная специфика российско-китайской торговли [Текст] / Я. А. Суходолов // Известия Байкальского государственного университета. - 2016. - Т. 26. -№ 3. - С. 357-366.

13. Лепа, Т. П. Россия и Китай: таможенное и экономическое взаимодействие [Текст] / Т. П. Лепа // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - Т. 27. - № 1. - С. 64-72.

14. Полозюкова, О. Е. Торговое и инвестиционное сотрудничество между Россией и Китаем [Текст] / О. Е. Полозюкова // Международная экономика. - 2011. - № 6. - С. 63-67.

15. Савостова, Т. Л. Институциональные механизмы стратегического партнерства России и Китая: инновационная интеграция [Текст] / Т. Л. Савостова, А. Л. Бирюков // Экономика в промышленности. - 2016. - № 2. - С. 108-115.

16. Фан, Т. Проблемы и перспективы энергетического сотрудничества между Россией и Китаем [Текст] / Т. Фан // Власть. - 2010. - № 8. - С. 137-138.

17. Чу, Л. Сотрудничество между Китаем и Россией в газовой сфере в современных условиях [Текст] / Л. Чу // Россия и АТР. - 2015. - № 1 (87). - С. 191-197.

18. Изотов, Д. А. Проблемы экономического взаимодействия сопредельных регионов России и Китая [Текст] / Д. А. Изотов // Регионалистика. - 2014. - Т. 1. - № 1. - С. 48-70.

19. Бакланова, В. С. Развитие внешнеэкономического сотрудничества приграничных регионов России и Китая [Текст] / В. С. Бакланова // Сборник научных статей XIII международной научно-практической конференции молодых ученых по региональной экономике. - Екатеринбург, 2015. - С. 153-159.

20. Россия и Китай: социально-экономическое взаимодействие между странами и приграничными регионами [Текст] / Материалы Международной научно-практической конференции, г. Благовещенск, 9-10 декабря 2010 г. - Благовещенск : изд-во АмГУ, 2011. - 400 с.

21. Баева, А. С. Совместное предпринимательство: Дальневосточный регион России и Северо-восточный Китай [Текст] / А. С. Баева, Н. В. Зорникова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 5-8.

22. Александрова, М. В. Экономическое взаимодействие регионов России и Китая в период реформ [Текст] / М. В. Александрова. - М. : ОГНИ, 2005. - 262 с.

23. Цзяньпин, Инь. Региональное сотрудничество между Китаем и Россией: состояние и тенденции развития [Текст] / Инь Цзяньпин // Пространственная экономика. - 2006. - № 1. - С. 87-98.

24. Цвигун, И. В. Инновационное развитие экономики Иркутской области в контексте российско-китайского сотрудничества [Текст] / И. В. Цвигун, Е. Ю. Сизых // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2016. - № 36. - С. 87-94.

25. Развитие российско-китайских отношений на примере глобальных проектов [Электронный ресурс] / Доклад. - М. : Центр политической информации, 2015 г. - Режим доступа : http://www. polit-info.ru/images/data/gallery/0_8803__muhin_na_pechat_.pdf

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гулин Константин Анатольевич - доктор экономических наук, доцент, заместитель директора, заведующий отделом проблем научно-технологического развития и экономики знаний. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-22.

Gulin K.A.

DEVELOPMENT OF ECONOMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIAN REGIONS AND CHINA

Active formation of the regional foreign policy of states and international relations determines the relevance of studying regions' international relations. The purpose for this article is to examine the extent and forms of economic cooperation of Russian constituent entities and China. Currently, the Russian-Chinese cooperation covers various areas including interaction at the highest political level, trade-economic and humanitarian relations, cooperation in the international arena, participation in international organizations, etc. One of the important elements of cooperation is regional bonds. In scientific literature, the Russian-Chinese cooperation in its regional dimension remains under-researched, the emphasis here is put mainly on cross-border cooperation. The informational framework for the research includes data from the World Bank, Federal State Statistics Service, Federal Customs service of Russia, official web sites of federal and regional state authorities, electronic media. It is noted that in recent years, Russian-Chinese cooperation more actively involves Russian regions. In general, more than 70 Russian constituent entities are

involved in various forms of cooperation with China. The most intense and multilateral are ties with regions adjacent to the border of the two countries. Economic relations between Russian regions and China are not only limited to mutual trade. There are 3 main cooperation areas: regions' participation in the implementation of major infrastructure projects; cooperation of groups of regions in the framework of major intergovernmental agreements; separate agreements and projects of Russian constituent entities with the Chinese partners. It is concluded that despite certain difficulties caused by various reasons (organizational, legal, financial, economic, etc.), the performance of cooperation of Russian regions and China can be assessed as positive with serious prospects. Amid the changing international situation and economic sanctions of Western countries against Russia the interest of Russian regions in cooperation with China will increase. The result of further cooperation intensification will include both completion of ongoing and planned projects and implementation of new production and infrastructure projects taking into account mutual interests of business entities, population and state.

International cooperation, regions, Russia, China, foreign economic activity, investment projects.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Gulin Konstantin Anatol'evich - Doctor of Economics, Associate Professor, Deputy Director for Science, Head of the Department of Scientific and Technological Development and Knowledge Economics. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences", (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.