УДК 332.1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ
© 2016
Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры международного бизнеса и финансов, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (600014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются тенденции и возможности российско-китайского экономического сотрудничества в приграничных регионах Дальнего Востока России - Приморском и Хабаровском краях, Амурской области и Еврейской автономной области. Межрегиональное и приграничное сотрудничество между Россией и Китаем является важной неотъемлемой частью двусторонних экономических, политических, культурных и научных связей. Оно стимулирует развитие приграничных районов двух стран. Наиболее перспективные сферы реального и потенциального приграничного сотрудничества - это торговля товарами и услугами, инвестиционные и научно-образовательные проекты, туризм, трудовая миграция, культурное сотрудничество и обмены. Российско-китайское сотрудничество содействует экономическому росту и занятости приграничных регионов, создает дополнительные возможностей для субъектов малого и среднего предпринимательства, создает условия для развития добрососедских гуманитарных отношений сопредельных территорий. Одной из сравнительно новых форм приграничного сотрудничества является создание зон сотрудничества между приграничными районами России и Китая. Направления и конкретные проекты и мероприятия развития приграничного сотрудничества заложены в специальных программных документах. Вопреки программным целям в последние годы во взаимной торговле проявляются скорее негативные тенденции, в частности, значительное сокращение торгового оборота и ухудшение структуры торговли для российской стороны. Значительной активизации инвестиционного сотрудничества пока не состоялось, но такие перспективы намечены. Системообразующими факторами его развития являются создание и развитие на территории приграничных регионов Дальнего Востока России специальных экономических зон и осуществление крупных российско-китайских транспортных и энергетических проектов.
Ключевые слова: Дальний Восток России, приграничные регионы, российско-китайское сотрудничество, приграничное сотрудничество, международная торговля, прямые иностранные инвестиции, проекты, территории опережающего развития
FEATURES OF CROSS BORDER COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA
© 2016
Zhilina Liliya Nikolaevna, associate professor of International Business and Finance department, Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, st.Gogolya, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses the trends and opportunities of the Russian-Chinese economic cooperation in the border regions of the Russian Far East - Primorsky and Khabarovsk territories, Amur region and Jewish Autonomous region. Interregional and cross-border cooperation between Russia and China is an important integral part of bilateral economic, political, cultural and scientific relations. It stimulates the development of the border areas of the two countries. The most promising spheres of the real and potential cross-border cooperation is trade in goods and services, investment and scientific-educational projects, tourism, labor migration, cultural cooperation and exchanges. Russian-Chinese cooperation contributes to economic growth and employment in border regions, creates additional opportunities for small and medium business, creating conditions for the development of good neighbourly humanitarian relations adjacent territories. One of the relatively new forms of cross-border cooperation is the establishment of zones of cooperation between border regions of Russia and China. Directions and specific projects and activities cross-border cooperation incorporated in special policy documents. Contrary to program objectives in recent years the mutual trade appear rather negative trends, in particular the significant reduction in trade and a deterioration in the structure of trade for the Russian side. A significant intensification of investment cooperation has not yet taken place, but such prospects are outlined. System-forming factors of its development are the establishment and the development in the border regions of the Russian Far East special economic zones and the implementation of major Russian-Chinese transport and energy projects.
Keywords: Russian Far East, border regions, Russian-Chinese cooperation, cross border cooperation, international trade, foreign direct investments, projects, territories of priority development
В отечественных научных публикациях, посвященных экономическому сотрудничеству России и Китая, неоднократно подчеркивается факт «перезагрузки» отношений между двумя странами в ходе исторической встречи в верхах в 2013 году, зафиксировавшей новый этап всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия [1]. Особое внимание российская и китайская стороны уделяют взаимной торговле и инвестиционному сотрудничеству.
Начиная с постсоветского 1992 года долгосрочный тренд стоимостного показателя товарооборота обеих стран положителен, несмотря на непродолжительные периоды спадов, пришедшихся на следующие годы: 19941995, 1997-1998, 2009, 2015. Среднегодовой прирост товарооборота за период с 1992 по 2015 гг. составил 14,6 %. Следует отметить, что с 2007 г. китайский экспорт в РФ начал превышать российский экспорт в КНР, то есть установилось отрицательное сальдо торгового баланса для России. В 2015 году произошло снижение торгового оборота РФ и КНР на 28,5 % (в том числе экспорта из РФ в КНР - на 20 %, а из КНР в РФ на 35,2%), что не является рекордом. Так, за 1994-1995 гг. падение соста-
вило около 45% (к показателю 1993 г.), за 1997-1998 гг. - 24,4% (к показателю 1996 г.), в 2009 году - 29,4% [2, 3].
Интересно сопоставить причины указанных спадов в прошлом и настоящем. Так в 1994-1995 гг. товарооборот упал из-за наступления ситуации общего дефицита экспортных ресурсов в России, неразвитости механизмов поддержки российских экспортеров, определенного насыщения к тому времени российского рынка потребительскими товарами, приближением внутренних российских цен к уровню мировых, а также переходом в КНР к более жесткому контролю за импортом и инвестициями [4]. На 1997-1998 и 2009 годы - азиатский и мировой финансово-экономические кризисы, российский дефолт 1998 года. Основными же причинами падения взаимной торговли РФ и КНР в 2015 году считаются: замедление роста экономик обеих стран, падение цен на российские сырьевые товары, снижение спроса в России из-за снижения курса рубля (последствия антироссийских санкций) [5].
Пожалуй, основной проблемой во взаимной торговле для России является узость структуры российского экспорта в Китай: около 75% ее приходится на топливно-энергетические товары, а доля оборудования не пре-
вышает 4%. В структуре российского импорта из Китая более 50% приходится на машины, оборудование, транспортные средства. Вообще же в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая Россия занимает только 16-ю позицию [6].
Что касается российско-китайского инвестиционного сотрудничества, в официальных и научных текстах принято отмечать, что уровень его развития не вполне соответствует заявляемым целям стратегического партнерства. К концу 2015 года объем накопленных прямых китайских инвестиций в России составил 8,94 млрд долл. США при том, что общая стоимость зарубежных прямых инвестиций КНР уже превысила 1 трлн долл. Из 336 млрд долл. российских накопленных прямых зарубежных инвестиций на долю Китая приходится лишь 947 млн долл. [7, 8]. Двустороннее инвестиционное сотрудничество локализовано главным образом на территории России в таких сферах как энергетика, добывающая промышленность, лесное и сельское хозяйство, строительство, торговля, промышленное производство
[9].
Общероссийская динамика показателей экономического сотрудничества между РФ и КНР характеризует в целом и тенденции такого сотрудничества на уровне приграничных регионов. Традиционно к приграничным территориям относят четыре субъекта Российской Федерации на Дальнем Востоке России - Амурскую область, Еврейскую автономную область, Приморский и Хабаровский края, и три китайских провинции на Северо-Востоке страны - Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин.
В более широком смысле термин «приграничное сотрудничество» можно распространить и на территории, соседствующие с названными, имея в виду их роль в китайско-российском диалоге. Это - Автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ) в Китае, а также Красноярский край, Кемеровская и Иркутская области Сибирского федерального округа России [10].
Предпосылки и ориентиры развития сотрудничества между регионами России и Китая заложены в целом ряде российско-китайских программных документов, к которым в частности относятся:
- Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР (16. 07. 2001);
- Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009 - 2018 годы (23.09.2009);
- Соглашение между Правительствами РФ и КНР об облегчении поездок граждан (22.03.2013);
- Меморандум о сотрудничестве между Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Министерством коммерции КНР (22.03.2013);
- Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (28.10.2015).
Программа сотрудничества 2009 г. разработана в целях координации усилий по реализации стратегий регионального развития России и Китая и действий по осуществлению федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и «Программы по возрождению районов Северо-Востока Китая».
Она включает такие разделы как сотрудничество в сферах развития приграничной инфраструктуры, транспорта, научно-технического и гуманитарного сотрудничества, туризма, охраны окружающей среды. По всем позициям были определены конкретные мероприятия и проекты [11].
Есть мнение, что приложенный к Программе список ключевых проектов сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской
Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики закрепил тенденции пассивной интеграции экономики восточных территорий России в экономику КНР, делая упор в основном на ресурсные отрасли. Действительно «сырьевые» проекты на российской территории преобладают, но в нем присутствуют и такие проекты, как например, создание предприятий по глубокой переработке древесины, производству стекольной и керамической продукции, машино-технической продукции, сельско-хозяйственных предприятий и предприятий марикультуры. На территории Северо-восточных провинций Китая список проектов более наукоемок. Но проблема заключается даже не в этом, а в том, что большинство намеченных проектов на российской территории не реализуются.
Концепция развития приграничных территорий 2015 г. нацелена на решение скорее гуманитарных задач. В документе отмечается, что приграничные территории являются важнейшим ресурсом России, развитие которых непосредственно зависит от международных связей приграничного сотрудничества, приоритетами которого являются: установление и расширение кооперационных связей, наращивание объемов приграничной торговли, развитие транспортной сети и логистической инфраструктуры, развитие международного туризма, сотрудничество в сферах образования, науки и культуры, охраны окружающей среды [12].
Торговля как форма трансграничного сотрудничества лучшим образом поддается экономическому анализу. Таможенная статистика торговли четырех приграничных регионов ДФО с Китаем выявляет следующие тенденции последних лет: значительное сокращение торгового оборота (ТО) и его составляющих (42,1% в 2015 г. к уровню 2013 г.), превышение импорта над экспортом и резкое сокращение импорта (на 55,9% в 2015 г. к уровню 2013 г.) (таблица 1). [13]
Таблица 1 - Внешнеторговый оборот трансграничных регионов ДВ России, млн долл. США
Тр ансгр а личные 2013 2014 2015
Восток экспорт импорт ТО экспорт импорт ТО экспорт импорт ТО
Амурская область 401 383 784 321 338 659 371 153 524
номная область 16 65 84 22 66 88 36 40 76
Пример с ели край 1476 4639 6115 1887 3927 5814 1345 2057 3402
Хабаровский край 741 382 1123 677 234 911 531 162 693
Всего 4 региона 2634 5472 8106 2907 4565 7472 2283 2412 4695
Динамика по 4 регионам, 2015/ 2013,% -13,3 -55,9 42,1
Дальний Восток 5448 5629 11077 5419 4721 10140 3882 2503 6385
До.тя4х регионов в показателях ДВ, % 483 97,2 73,2 53,6 96,7 73,7 58,8 96,4 73,5
Данные о стоимостной структуре совокупного экспорта из Приморского и Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской автономной области в Китай за 2013-2015 годы свидетельствуют о том, что по-прежнему основные товары экспорта - это минеральное топливо, древесина и рыбные товары (таблица 2). На эти товарные группы в 2015 г. пришлось 85% всего экспорта. [13] Таблица 2 - Стоимостная структура экспорта в КНР из приграничных регионов ДВ России, млн долл. США
Товарные группы 2013 Удлес, % 2014 Удлес, % 2015 Уд.вес %
Экспорт всего 2634 100 2907 100 2283 100
Топливо минера.тьное, нефть и нефтепродукты 961 36,5 1332 45,82 713 31,2
Древесина и изделия из нее 704 26,7 794 27,31 684 30,0
Рыба, ракообразные, моллюски 592 22,5 556 19,13 543 23,8
Рудные товары 193 7,3 114 3,92 100 4,4
Прочие товары 184 7,0 111 3,82 243 10,6
Анализ стоимостной структуры совокупного импорта из Китая в Приморский и Хабаровский края, Амурскую область и Еврейскую автономную область (таблица 3) показывает явное снижение доли преобладающей товарной группы «машины и оборудование» (с 47,4% в 2013 г. до 34,4% в 2015 г.) и рост товарной группы «продукты питания и напитки» (с 6,5% в 2013 г. до 14,3% в 2015г.), а также абсолютное сокращение группы «продукты химической промышленности». [13]
Таблица 3 - Стоимостная структура импорта из Китая в приграничные регионы ДВ России, млн долл. США
Товарные группы 2013 Уд.вес % 2014 Уд.вес % 2015 Уд.вес %
Импорт всего 5472 100 4565 100 2412 100
Машины, оборудование нмеханизмы, их части 2593 47.4 1654 36,2 829 34,4
Продукты питания и напитки 357 6,5 404 8,8 359 14,3
Черные и цветные металлы 552 10.1 619 13,6 265 10,6
Текстиль, ткани, волокна 383 7,0 387 8,5 168 6=7
Керамика и стекло 175 3=2 181 4,0 105 4=2
Древесина и бумажная продукция 153 2,8 176 3,9 63 2=5
Продукты химической промышленности 510 9,3 631 13,8
Прочие товары 749 13,7 513 11Л 623 13,5
Следует отметить, что приведенные данные по таможенной статистике торговли отражают в значительной мере транзитную роль приграничных регионов Дальнего Востока, а не собственные их предложение и спрос товаров. Вообще же распространенная статистика и аналитика по приграничной внешней торговле помимо указанного имеет еще один существенный изъян - практически отсутствие данных по торговле услугами. Стоимостная оценка объемов экспорта транспортных услуг (характеристика транзитного потенциала рассматриваемых регионов, особенно Приморского края), экспорта и импорта услуг, связанных с туризмом, услуг связи, образовательных, финансовых и прочих услуг просто отсутствует. Хотя это интереснейший аспект трансграничных взаимодействий.
Важнейший показатель международного инвестиционного сотрудничества регионов - это объемы привлеченных прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В таблице 4 представлена статистика о накопленных ПИИ по регионам ДФО. Источник информации - сайт Министерства РФ по развитию Дальнего Востока [14] .
Таблица 4 - ПИИ в ДФО по состоянию на 01.01.2016 и за 2015 г., млн долл. США
Субъект РФ 01.01.2016 2015 г.
доля,% предприятий Б ДОЛГОВЫХ инструментах сальдо поступ- изъя-
Дальневосточный федеральный округ 39 556 100 36 403 3 153 6 760 10 798 4 038
Сахалинская область 35 244 39,10 34 657 587 6 191 7416 1 224
Республика Саха (Якутия) 1 210 3,06 100 1 110 439 965 525
Приморский край 1 175 2,97 553 622 112 699 588
Амурская область 880 2,23 691 190 170 635 465
Ха 6 ар овский кр ай 555 1,40 168 387 -229 65 295
Чукотский автономный 349 0,88 144 205 22 204 181
Еврейская автономная 83 0,21 64 19 48 50 1
Камчатский край 39 0,10 25 13 4 6 2
Магаданская область 21 0,05 1 21 2 758 756
Статистика ПИИ по ДФО выявляет общую для России проблему неравномерности распределения инвестиционных потоков между регионами. Эта ситуация закрепилась достаточно давно. В ДФО 89,1% накопленных ПИИ к 01.01.2016 г. и 91,6 % чистых поступлений ПИИ за 2015 г. приходится на Сахалинскую область. Это связано с реализацией в Сахалинской области с 1996 года по условиям соглашения о разделе продукции проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в состав участников которых входят компании из Японии, Индии, Нидерландов, США и других стран мира. Эти же инвесторы продолжают прямое инвестирование, а также частично выводят капиталы, например в форме переводов чистых доходов [15]. Если исключить Сахалинскую область из общего объема накопленных ПИИ и рассмотреть региональную структуру на этом базисе, то получается следующая картина: 62,5 % оставшихся инвестиций приходится на 4 приграничных субъекта (Приморский и Хабаровский края, Амурскую область и Еврейскую автономную область). При этом на Приморский край приходится 27,3% накопленных ПИИ (второе место после Якутии). Также ситуация выглядит и по поступлению ПИИ в 2015 г. Скорее всего тенденция сохранилась в 2016 г. и будет воспроизводиться в ближайшие годы.
Примечательно, что ПИИ в долговых инструментах по ДФО составляют всего 8% от общего показателя накопленных ПИИ, а изъятия ПИИ в 2015 г. - примерно 37
% от объема их притока в этом же году.
Что касается страновой структуры прямых инвестиций, и непосредственно ПИИ из Китая, то надежная статистика по этому вопросу отсутствует. В приграничных регионах Китай либо лидирует по объему прямых инвестиций, либо делит лидерство с Республикой Корея. В соответствии с общероссийской тенденцией, китайские инвестиции направляются главным образом в розничную торговлю, сельское и лесное хозяйство, строительство и недвижимость, общественное питание, производство товаров народного потребления. Из приграничных территорий Приморский край лидирует по объемам инвестиций из Китая. В частности, их значительный рост произошел в Приморском крае в результате реализации проектов во время подготовки к Саммиту АТЭС и в связи со строительством Интегрированной развлекательной зоны «Приморье», общий объем инвестиций в которую от разных инвесторов составляет 2 679 млн долл. США. Значительная их доля приходится на китайский бизнес
[16]. Потенциальные китайские инвесторы ждут от российских властей финансовых инициатив по поддержке развития крупных транспортных проектов, таких как международные транспортные коридоры Приморье-1, Приморье-2, что заявлено в известных программных документах. Автору статьи известна ситуация, когда крупная китайская компания потратила усилия на сбор всесторонней информации о возможностях участия в данных проектах, но заняла выжидательную позицию, узнав, что у российской стороны пока нет финансовых ресурсов для поддержки частных инвестиционных инициатив в этом направлении.
Перспективы развития международного инвестиционного сотрудничества в ДФО во многом зависят от способности региональной власти создать «конкурентоспособные условия инвестирования и ведения бизнеса для инвесторов, реализовав лучшие мировые практики»
[17]. Системообразующим фактором решения этой задачи в ДФО является создание и развитие территорий опережающего развития (ТОР). Как заявил министр Минвостокразвития России Александр Галушка, «отправной точкой при формировании привлекательных площадок стал анализ условий инвестирования и ведения бизнеса в странах АТР: например, времени получения тех или иных разрешений, стоимости кВт-ч электроэнергии и затрат на подключение к электросетям, затрат на транспортировку стандартного контейнера и т.д. Сравнивались аналогичные условия в разных странах, определялись лучшие значения по каждому из показателей. Мы поставили цель - интегрировать в российских дальневосточных ТОР лучшие предложения на рынке. И этот принцип отражен в законе» [17]. То же самое можно сказать и о таких механизмах развития как режим свободного порта и инфраструктурная поддержка инвестпроектов [18].
По словам замминистра Минвостокразвития А. Ниязметова, в настоящее время создано 13 территорий опережающего развития, одобрено создание еще одной ТОР в Якутии, режим свободного порта получили районы пяти дальневосточных регионов, 13 инвестиционных проектов получили субсидию на создание объектов инфраструктуры [19].
В приграничных регионах созданы или находятся на стадии создания семь ТОР: ТОР «Надеждинская», ТОР «Михайловский», ТОР «Большой Камень» (Приморский край), ТОР «Хабаровск» (Хабаровский край), ТОР «Приамурская», ТОР «Белогорск» (Амурская область), ТОР «Амуро-Хинганская». Перспективными для формирования территорий опережающего социально-экономического развития являются российская часть острова Большой Уссурийский - туристско-рекреационная зона, Хасанский район (Приморский край) - портовая инфраструктура, Свободненский район (Амурская область) - газо- и нефтепереработка, Смидовичский район (Еврейская автономная область) - агропромышленное
производство, включая создание предприятий по переработке сои и производству комбикормов. Как следует из информации на сайте Минвостокразвития китайский бизнес готов вложить свыше 114 млрд рублей в НПЗ в ТОР «Комсомольск» и по 300 млн рублей в металлургический и кирпичный заводы в ТОР "Кангалассы" (Якутия) [20].
Среди неоднократно озвученных перспективных проектов российско-китайского экономического сотрудничества укажем на следующие:
- рамочное соглашение о перспективных направлениях сотрудничества между провинцией Цзилинь и Приморским краем, между Яньбянь-Корейским автономным округом и Владивостоком (апрель 2015);
- развитие регионального сотрудничества в районе реки Тумыньцзян (Туманной), которая дополняет расширенную Туманганскую инициативу с помощью пилотной зоны Чанчунь - Гирин - Тумынь;
- проект строительства современной кольцевой автомагистрали и скоростной железной дороги между Хуньчунем и Владивостоком;
- создание международного транспортного коридора, оканчивающегося на берегу залива Петра Великого как части Большого Владивостока и рассматриваемого в перспективе в качестве артерии, связывающей СевероВосточный Китай и Европу;
- проект строительства комплекса с грузооборотом 60 млн тонн в год на берегу бухты Троицы;
- создание особой экономической зоны промышлен-но-производственного типа во Владивостоке (производство автомобильных двигателей на экспорт, производство аппаратуры связи совместно с китайской компанией Huawei, производство медицинского оборудования, станкостроение) [21].
Оценивая состояние и перспективы трансграничного проекта «Туманган», следует понимать, что для Китая - это многовекторное развитие инфраструктуры Яньбяньского округа. Однако чтобы эта инициатива успешно развивалась, Яньбяню необходимы встречные действия со стороны соседних государств, и прежде всего России и КНДР. В связи с этим правительство Яньбяньского округа возлагает особые надежды на пилотную зону развития Чанцзиту, включающую в себя города Чанчунь, Цзилинь, и в том числе дельту реки Тумэньцзян (Туманная) с городом Тумэнь. В апреле 2012 г. Госсовет учредил «пилотную зону международного сотрудничества в городе Хунчунь», пограничном с Россией. Согласно планам, к 2020 г. объем валового внутреннего продукта, производимого на экспериментальной территории, должен вырасти в 4 раза, что окажет мультипликативный эффект и на экономику Приморского края [10].
Расширяются возможности для развития взаимного туризма в приграничных территориях. Согласно двустороннему меморандуму о развитии военно-исторического туризма (июнь, 2015) в 2015-2017 гг., Россия и Китай совместно разрабатывают новые маршруты и программы военно-исторического туризма. Заключаются соглашения о сотрудничестве между туроператорами по маршрутам «красного туризма». Китайские туристы готовы посещать исторические и памятные места социалистического прошлого в России [22] .
Перечисленные проекты и инициативы внушают надежду на интенсификацию российско-китайского приграничного сотрудничества, по крайней мере, после преодоления кризисных явлений в российской экономике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 22 марта 2013 г. о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499014847.
2. Официальный сайт Федеральной службы госу-162
дарственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/ftrade/#
3. Экспорт из Китая упал до минимума за семь лет [Электронный ресурс] // DP.RU: газета «Деловой Петербург». - Режим доступа: http://www. dp.ru/a/2016/03/08/JEksport_iz_ Kitaja_upal_do/
4. Портяков В.Я. Российско-китайская торговля: политико-экономический дискурс [Электронный ресурс] / В.Я. Портяков // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. .№16. - 2011. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-kitayskaya-torgovlya-politiko-ekonomicheskiy-diskurs
5. Даниловских Т.Е., Кузьмичева И.А., Флик Е.Г., Кузьмичев Д.И. Этапы развития и формы приграничной торговли между Китаем и Россией // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. Т. 8. № 3 (2016). С. 16-22.
6. Аналитическая справка о российско-китайском торговом сотрудничестве в 2015 году [Электронный ресурс] Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ. - Режим доступа: http://www. ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/
7. Country comparison: China, Russia [Electronic resources] /World FactBook CIA. - Режим доступа: https:// www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ ch.html
8. Overseas Direct Investment by Sectors & Countries [Electronic resources] / National Bureau of Statistics of China.- 2015. - Режим доступа: http://data.stats.gov.cn/ english/easyquery.htm?cn=C01.
9. Основные итоги инвестиционного сотрудничества России и Китая /[Электронный ресурс]/ Министерство экономического развития Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/ex-portcountries/cn/cn_ru_relations/ cn_rus_projects/
10. Волынчук А.Б. Китайские подходы к развитию трансграничного сотрудничества в Северо-восточной Азии (на примере Яньбянь-Корейского автономного округа) / А.Б. Волынчук, С.В. Севастьянов // Теория и практика общественного развития. - 2015. № 23. С. 6265.
11. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг. [Электронный ресурс] / Право РФ иКНР. -Режим доступа: http://www.chinaruslaw. com/RU/CnRuTreaty/004/201035210624_735729.htm
12. Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2015 №2193-р [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства РФ - Режим доступа: http://government.ru/docs/20380/
13. Внешняя торговля субъектов Российской Федерации ДФО [Электронный ресурс] / Официальный сайт Дальневосточного таможенного управления ФТС РФ - Режим доступа: http://dvtu.customs.ru/index. php?option=com_content&view=category&id=63&Item id=282
14. Аналитические материалы: Статистика привлечения инвестиций на территорию Дальневосточного федерального округа в 2016 г (по состоянию на 1 января 2016 г.) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минвостокразвития России. - 11.05.2016. - Режим доступа: http://minvr.ru/activities/analitics/index.php
15. Прямые иностранные инвестиции в России: региональный аспект Аналитический обзор, октябрь 2013 года [Электронный ресурс] / Национальное Рейтинговое Агентство, НРА. - 11.05.2016. - Режим доступа:http:// www.ra-national.ru/sites/default/files/other/12.pdf
16. Интегрированная развлекательная зона «Приморье» [Электронный ресурс] // Корпорация развития Приморского края. - Режим доступа: http://www.
cdprim.ru/irz-primorye
17. Галушка А.С. Мы исходим из презумпции невиновности (интервью газете «Ведомости») [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минвостокразвития России. - 19.05.2015. - Режим доступа: http://minvr.ru/press-center/news_mmvostok/?ELEMENT_ГО=3304&sphrase_ id=35289
18. Красова Е.В., Ма И. Свободный порт Владивосток: условия развития, перспективы, риски // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 6 (42). С. 108-122.
19. В Совете Федерации обсудили реализацию ин-вестпроектов на Дальнем Востоке ДФО [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минвостокразвития России. - 30.11.2016. - Режим доступа: http://minvr.ru/ press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=4856
20. Территории опережающего социально-экономического развития [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минвостокразвития России. - Режим доступа: http://minvr.ru/activities/toser.php
21. Россия и Китай начинают десятки совместных проектов [Электронный ресурс] // VZ.RU: газета «Взгляд». -Режим доступа: http://vz.ru/politics/2015/5/8/574698.html
22. Мероприятия по укреплению российско-китайского сотрудничества в области развития военно-исторического туризма [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ - Режим доступа: http://www.russiatourism. ru/news/8283/