Научная статья на тему 'Организация досуга молодёжи на муниципальном уровне: теория и практика'

Организация досуга молодёжи на муниципальном уровне: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2460
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Медведева Н. В., Шишлова А. И.

СТАТЬЯ ПОСВЩЕНА ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ. В РАБОТЕ ПРЕДСТВЛЕНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТЬ ДОСУГА. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА РАССМОТРЕНА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕННОГО ОПРОСА ВЫЯВЛЕНЫ КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЁЖИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНЫ НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация досуга молодёжи на муниципальном уровне: теория и практика»

Н.В. Медведева,

канд. соц. наук, доцент кафедры государственного, муниципального

управленияи и социальной инженерии, Российский государственный социальный университет, Москва.

N.V. Medvedeva,

candidate of sociological Sciences, associate Professor at the state, municipal management and social engineering, Russian state social University, Moscow.

Email: [email protected].

А.И. Шишлова,

студентка направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Российский государственный социальный университет, Москва.

student of the specialty "State and municipal management", Russian State Social

University, Moscow.

ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЁЖИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

The organization of leisure of youth at the municipal level: theory and practice

Аннотация: статья посвщена вопросам организации досуга молодежи на муниципальном уровне. В работе предствлены различные подходы к пониманию сущность досуга. Практика организации досуга рассмотрена на примере города Чебоксары Чувашской Республики. На основе проведенного опроса выявлены ключевые проблемы организации досуга молодёжи в муниципальном образовании и предложены некоторые пути их решения.

Annotation:Article of a posvshchen to questions of the organization of leisure of youth at the municipal level. In work of a predstvlena various approaches to understanding essence of leisure. Practice of the organization of leisure is considered on the example of the city of Cheboksary of the Chuvash Republic. On the basis of the conducted survey key problems of the organization of leisure of youth in municipality are revealed and some ways of their solution are proposed.

Ключевые слова: досуг, свободное время, молодежь, молодежная политика, муниципальное образование.

Key words: leisure, free time, youth, youth policy, municipality.

С древних времен досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения различных потребностей, в том числе культурных. «Досуг представляет собой деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности».

По мнению, И.Ю. Исаевой «досуг - это часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей». В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия

напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д. [2, С.413].

В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства и одновременно существует три ключевые точки зрения:

1. деление временного отрезка на рабочее и внерабочее время, где «досуг» и «внерабочее время» рассматриваются как одно и то же;

2. отождествление понятий «досуг» и «свободное время»;

3. досуг - часть свободного времени, отдых и развлечения не связанные с развитием личности.

Сегодня в энциклопедиях и справочниках понятия «досуг» и «свободное время», как правило, между собой уравнивают.

В «Толковом словаре живого великорусского языка » В.И.Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как «досужий» - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время.

В советском энциклопедическом словаре представлено следующее определение: «Досуг - часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми». [2,С.413].

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. [1,С.7].

Виды деятельности человека в свободное время условно могут быть разделены на три группы:

а) просто отдых: игры, развлечения, восприятие и другие;

б) образование: ассимиляция, потребление культурных ценностей;

в) творчество: техническое, научное, художественное.

Первые элементарные ценности досуга - отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и самообладания.

Вторая группа своего рода деятельности в свободное время - образование (в самом широком смысле: ознакомление с культурой). Эстетическое образование играет важную роль в организации свободного времен и и, в первую очередь молодёжи.

Одна из особенностей определения образа жизни молодёжи - досуговые предпочтения. Самореализация молодёжи в сфере досуга свидетельствует как об относительно личных предпочтениях в способах проведения свободного времени, так и о структуре индивидуальности в целом. Другими словами, как подросток проводит свободное время, говорит о его интересах, ориентации деятельности, отражает уровень ее интеллектуального и духовного развития.

То, как молодёжь реализует себя в досуге, делает ее характерной социальной группой. Поскольку жизнь молодёжи сконцентрирована вокруг отдыха и именно в нем она проявляет себя полностью, изменения в образе ее жизни лучше всего проявляются и прослеживаются в этой сфере.

Следовательно, можно выделить следующие главные особенности досуга молодёжи:

- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность;

- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- стимулирует творческую инициативу;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

- досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;

- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности. [3].

Таким образом, досуг является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодёжи, которая представляет особую социальную группу, восприимчивую к социокультурным инновациям, оказывающим различное влияние на ориентации, формировании личности молодого человека.

У значительной части молодёжи не достаточно свободного времени, обычно им располагают подростки. В подростковом возрасте (14-18 лет) формы отдыха более пассивные и в малой степени интеллектуальные. Они больше времени смотрят телевизор, слушают музыку и встречаются с друзьями. Уже более в старшем возрасте (26-30 лет) интерес к чтению, посещению культурных мест (музеев, театров, выставок и других) возрастает.

Согласно данным Фонда «Общественное мнение» можно выявить, как располагает молодёжь своим свободным временем. По результатам опроса, 25% молодёжи проводят досуг «перед телевизором», 10% дома, а 40% молодёжи признают, что проводят в интернете слишком много времени. Далее можно заметить немало важный факт, что 21% ходят в торговые центры без определенной цели, просто чтобы скоротать свободное время [7].

Рассмотрим развитие досуговой деятельности молодёжи на муниципальном уровне, в частности в городе Чебоксары Чувашской республики.Организацией молодёжной политики (и, соответственно, досуга) занимается в городе Чебоксары Управление по связям со СМИ и молодёжной политики.Кроме того, в целях создания условий для включения молодёжи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь и содействия

формированию осознанной и активной гражданской позиции у молодё жи, проживающей на территории города Чебоксары Чебоксарское городское Собрание депутатов утвердило Положение о Молодёжном парламенте города Чебоксары при Чебоксарском городском Собрании депутатов(от 14.06.2012 № 641).Кроме того, Постановлением администрации города Чебоксары была утверждена концепция основных мероприятий, проводимых в 2009 году в городе Чебоксары в рамках Года молодежи (от 20.02.2009 № 35 ), целью которого было создание условий для всесторонней самореализации молодёжи и максимального использования ее потенциала в процессах развития города Чебоксары [5].

Результаты реализации концепции Года Молодёжи прописаны в отчёте главы города Чебоксары-главы администрации города Чебоксары за 2009 год. Согласно этим даным молодёжь активно проявляла себя во всех сферах жизни: в экономике и политике, в образовании и культуре, и особенно активно - в учебе. Системная работа с молодёжью стала платформой для реализации более 40 проектов и программ, среди которых открытый молодёжный образовательный форум «МолГород», молодёжная интерактивная площадка «Молодежь? Вот она!», первые «Академические игры» - соревнования среди академий города по нестандартным видам спорта, кадровый проект «Городской университет», Международный хип-хоп фестиваль «Кофемолка», собирающий тысячи молодых людей из России и соседних стран.

«МолГород» стал в большей степени ярким мероприятием Года Молодежи. Город, построенный на территории Заволжья, стал площадкой для получения ряда необходимых знаний для дальнейшей самореализации молодёжи и её интеграции в экономическое, политическое и социокультурное пространство города.

В городе Чебоксары проживает приблизительно 140 тысяч представителей молодёжи, что составляет почти 30% от общего числа жителей (данные за 2014 год) [6]. Для молодёжной политики города Чебоксары 2014 год стал годом свершений и побед. С целью обновления кадрового состава молодыми перспективными специалистами муниципальных органов власти в 2014 году был создан Молодёжный кадровый резерв при главе администрации города Чебоксары. В него вошли 35 студентов старших курсов образовательных организаций высшего образования, которые в течение года прошли успешно стажировку в подразделениях администрации города Чебоксары, получили опыт и необходимые навыки административной и управленческой деятельности. Доля молодых людей, вовлеченных в деятельность молодёжных общественных организаций, увеличилась.

Доля молодёжи, вовлеченных в волонтерскую деятельность, в 2014 году в городе Чебоксары возросла. На данный момент в базе волонтеров города более 1000 человек, благодаря которым с успехом проводятся крупнейшие мероприятия в городе Чебоксары: Всероссийский День бега «Кросс Нации», «Лыжня России», День города Чебоксары, массовые акции «Зарядка со Звездой». Традиционно в июне 2014 года прошел Межрегиональный форум

«МолГород», который принял 1500 участников. Особенностью проведения форума стало то, что в рамках его проведения был дан старт подготовки празднования 550-летия города Чебоксары, который состоится в 2019 году.

Достаточно успешно развивается в г.Чебоксары такое направление молодежной политики как поддержка талантливой молодёжи. Впервые в 2014 году администрацией города Чебоксары для поддержки молодёжных инициатив прошел конкурс молодёжных проектов, по результатам которого победителями стали 8 проектов, направленных на социально-экономическое развитие города Чебоксары.

Организационной основой молодёжной политики в городе Чебоксары в настоящее время является подпрограмма «Молодёжь - инвестиции в будущее города Чебоксары» муниципальной программы города Чебоксары «Развитие образования» на 2014-2020, утвержденной постановлением администрации города Чебоксары от 30.12.2013 № 4438. Одним из основных мероприятий в рамках данной подпрограммы была организация Межрегионального молодежного образовательного форума «МолГород-2015» (далее - Форум) в городе Чебоксары. Данный Форум является ежегодным образовательным лагерем, который представляет собой идеальную модель города молодых со своими улицами, скверами и площадями, названными по направлениям деятельности молодёжных общественных организаций, ассоциаций и творческих коллективов. Цель форума - создание условий для профессиональной, творческой, общественной самореализации молодёжи и максимального использования её потенциала в ходе социально-экономического развития территорий. Основные задачи форума «МолГород-2015»:

• развитие моделей и форм вовлечения молодёжи к решению актуальных вопросов территорий через разработку и реализацию социально значимых проектов и волонтерских программ;

• содействие формированию осознанной гражданской позиции, патриотическое воспитание молодёжи;

• развитие различных форм профессионального самоопределения, занятости, предпринимательского мышления молодёжи;

• повышение правовой грамотности и электоральной активности молодёжи;

• формирования стиля на здоровый образ жизни.

Анализ официального сайта города Чебоксары показал, что информации об организации досуга молодежи недостаточно, имеются устаревшие данные (опросы населения) и размещена лишь одна муниципальная программа «Развитие образования» на 2014 - 2016 годы в разделе «образование, молодёжная политика» от 30.12.2013.

Кроме того, отсутствует информация об оценке молодежи проводимой городскими органами власти молодежной политики. Последний подобный опрос молодежи по вопросу организации их досуга (их предпочтений, увлечений и др.) проводился в 2004 году. Все это обусловило необходимость проведения собственного опроса, направленного на выявление мнения

молодежи о досуговых предпочтениях и оценке ими молодежной политики, проводимой в городе Чебоксары. Опрос был проведен методом анкетирования. Респондентами выступили молодые жители города Чебоксары в возрасте от 16 до 27 лет. В результате проведенного опроса были получены следующие данные.

На вопрос «Как вы, предпочитаете проводить свое свободное время?» 62% опрошенных ответили, что сидят за компьютером (или в интернете), 23% смотрят телевизор.

Следующий вопрос был посвящен участию молодежи в общественной жизни. Согласно результатом опроса 44% опрошенных занимаются общественной деятельностью, 37% ответили, что никогда их это не интересовало. При этом активное участие в мероприятиях города (каждый раз) принииают всего 10% респондентов, по возможности большая часть опрошенных (67%) и 23% ответили, что им это не интересно.

Следующий вопрос касался посещения молодежи культурных учреждений и их предпочтений. В результате большинство опрошенных респондентов ответили, что ходят в кино (53%), 32% предпочитают клубы и всего 6% -музеи. Данные свидетельствуют, что интерес молодёжи к культурному развитию невысок.

Последний вопрос был посвящены оценке молодежной политики в городе Чебоксары.На вопрос «Активно ли участвуют органы власти в развитии досуга молодёжи?» большинство молодёжи ответили скорее нет, чем да(67%). В результате можно заметить, что, несмотря на то, что органы власти города Чебоксары создают разнообразные программы, мероприятия, фестивали для развития досуга молодёжи, молодёжь не заинтересована в участии в подобных мероприятиях. В настоящее время практически не учитываются реальные потребности молодёжи в организации и проведении своего свободного времени и досуга. Очевидно, уделяемое молодёжи в этой сфере внимание является недостаточным, а применяемые меры по решению существующих проблем не всегда эффективны.

На основании проведенного анализа, можно выделить следующие пути решения проблем организации досуга молодёжи. В рамках проведения молодежной политики необходимо регулярно обновлять все информационные городские ресурсы, содержащие мероприятия по организации досуга молодёжи. В связи с низкой посещаемостью молодежью музеев и иных культурно-образовательных учреждений необходимо в подобных организациях предоставлять более широкие возможности для организации проведения культурного досуга, что будет способствовать творческой самореализации молодежи, повышению ее духовного развития. Кроме этого, требуется проведение мониторингов общественного мнения по выявлению интересов и предпочтений молодежи, что позволит более грамотно выстраивать молодежную политику в городе, а также повысит эффективность реализации ключевых программ, проектов и мероприятий по данному направлению. Таким образом, муниципальные органы власти должны видеть в молодежном

сообществе партнеров и более активно с ними взаимодействовать по вопросам организации досуга.

Список литературы:

1. Аванесова Г.А. Культурно - досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. М.: Аспект Пресс, 2006.

2. Бондалетов В.В. Факторы, определяющие широкое применение местного самоуправления Материалы Ивановских чтений. 2013. № 3. С. 186194.

3. Бондалетов В.В. Территориальное общественное самоуправление как основа демократии, Материалы Ивановских чтений. 2013. № 3. С. 23-27.

4. Лескова И.В. Маргинального и культурная идентификация молодежи // Социальная политика и социология. 2008. № 2. С. 252-259.

5. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно - досуговая деятельность. М.: МГУК, 1998.

6. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб., 1997.

7. Мазаев Ю.Н. Жизненные стратегии молодежи - разнообразие выбора // Материалы Афанасьевских чтений. -2015. Т. 1. № 13. С. 290-297.

8. О ходе выполнения целевой программы «Молодёжь г.Чебоксары: 2003 - 2005 годы»: Постановление главы администрации города Чебоксары от 14.08.2003 N 126. URL: http://chuvashia.news-city.info/docs/sistemst/dok_oertio.htm

9. Официальный сайт города Чебоксары. URL:http://gov.cap.ru/Default.aspx?gov_id=81

10. Фомичева Т.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук 22.00.04. на тему «Образовательные ценности молодежи в российском трансформирующемся обществе (социологический анализ)». М.: МГСУ, 2001. 27с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.