Эти системы создают и хранят информацию о параметрах потребляемых ресурсов и их объемах. Количество параметров, поддающихся обработке, непосредственно зависит от характеристик самих приборов учета. Мониторинг текущего состояния энергопотребления необходим. Именно он обеспечивает данными все остальные уровни комплексной системы управления энергоэффективностью.
Литература
1. Дельман О.А. Управление региональными рынками нефтепродуктов: теория и методология. М.: Палеотип, 2006. 100 с.
2. Яковлев А.Е. Основы региональной экономики. М.: Палеолит, 2010. 380 с.
ДЕЛЬМАН ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (kreg@chuvsu.ru).
DELMAN OLEG ALEKSANDROVICH - doctor of economic sciences, professor of Regional Economics and Business Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 332.146.2 ББК 65.05
Е.Г. ЕГОРОВА, Т.В. МУЖЖАВЛЕВА
НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Ключевые слова: экономическая безопасность, нефтеперерабатывающий комплекс, экономика региона.
Экономическая безопасность - часть общей системы безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики.
К наиболее вероятным угрозам развития экономической безопасности России относятся угрозы возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов России. Нефтяная отрасль хозяйства страны играет важную роль в формировании экономической безопасности страны.
E.G. EGOROVA, T.V. MUZHZHAVLEVA THE REFINERY COMPLEX AS THE BASIS OF ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY
Key words: economic security, the refinery complex, the region's economy.
Economic security is a part of the overall security of the country. It covers virtually all the sides of life of the state, society, economy. The most likely threats of the development of Russia's economic security threats are increasing uneven socio-economic development of the regions of Russia. The oil sector of the economy of the country plays an important role in shaping the economic security of the country.
В современном социально-экономическом положении России особое значение имеет направленность государственной деятельности на обеспечение экономической безопасности регионов страны. Также особую актуальность получает возможность отдельного региона формировать безопасность страны в целом, оставаясь развивающейся территорией, способной противостоять возникающим экономическим угрозам.
Экономическая безопасность региона - это комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, включающих механизм противодействия внешним и внутренним угрозам [1. C. 76].
Комплекс мер, направленных на поддержание экономической безопасности региона, должен содержать механизмы развития народного хозяйства, а также проводить реализацию национально-государственных интересов, оценивать и прогнозировать возможность возникновения угроз. Угрозы экономической безопасности региона представлены на рисунке.
Структура угроз экономической безопасности региона [2]
Региональная экономическая безопасность должна быть реализована по следующим направлениям:
1. Поддержание экономического развития и независимости государства.
2. Повышение эффективности функционирования народного хозяйства.
3. Повышение самостоятельности и экономической эффективности региона.
4. Увеличение объема инноваций.
5. Расширение производства товаров и услуг.
6. Поддержание конкурентоспособности региона на внутреннем и внешнем рынках.
Исторически сложилось так, что нефтегазовый комплекс (НГК) является основой энергетики страны и входит в состав главнейших народнохозяйственных комплексов. В настоящее время НГК обеспечивает 4/5 производства энергоресурсов России, выполняет функцию главного источника налоговых поступлений. На долю комплекса приходится свыше 40% доходов федерального бюджета, 15% консолидированного бюджета, более 45% валютных поступлений государства, 14% промышленного производства России при 4% занятого в нем работоспособного населения страны.
Именно поэтому на современном этапе остро стоит проблема по формированию эффективной работы внутреннего рынка нефтепродуктов как основного элемента становления экономической безопасности региона и устойчивой и стабильной экономики страны в целом.
В соответствии с принятой стратегией экономического развития России до 2020 г. нефтегазодобывающая отрасль может сыграть роль локомотива экономического роста страны. Планируется, что российские компании увеличат добычу нефти на 65% (до 430-450 млн т в год), а природного газа - на 20% (до 730 млрд куб. м в год) [3].
Нефтяной комплекс в настоящее время обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вклад значительно выше доли комплекса в промышленном производстве.
В отрасли действуют 832 предприятия, из них 42 крупных нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), мини-НПЗ и заводы по производству масел.
Протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс. км и нефтепроводов - 19,5 тыс. км. Структуру отрасли составляют 9 крупных вертикально интегрированных компаний. Наиболее мощными из них являются нефтяные компании «Роснефть», «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР Холдинг» и «Газпромнефть». Транспортировка нефти и нефтепродуктов осуществляется предприятиями акционерных компаний «Транснефть» и «Транснефтепродукт».
Таблица 1
Исполнение федерального бюджета*
Показатель Год
2012 2013** 2014**
Доходы млрд руб. 11 779,8 12 705,8 14 091,8
% ВВП 20,9 21,8 21,6
В том числе нефтегазовые млрд руб. 5641,9 6383,0 6729,6
% ВВП 10,4 10,9 11,3
Примечание. * - Федеральный закон РФ от 30.11.2011 г. № З71-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». ** - Прогнозируемые данные.
Несмотря на огромную роль нефтяной промышленности в экономике страны, в последнее время усиливаются негативные явления, связанные с нарушением пропорций между приростом промышленных запасов нефти и объемами ее добычи. За 2010 - 2012 гг. добыча нефти выросла с 493,7 до 511,4 млн т, или на 17,7 млн т при среднегодовом приросте более 1,8%.
Среднегодовые темпы прироста переработки нефти составили всего 1,4%, увеличившись с 236,2 до 257,9 млн т. Такой разрыв в объемах добычи и переработки нефти фактически ограничивает возможность использования нефти на внутренних рынках страны и все большие ее объемы будут направлены на экспорт [4].
Российские НПЗ расположены в 6 федеральных округах из 7 (кроме Уральского), в 10 из 12 экономических (за исключением Центрально-Чернозёмного и Калининградского) (табл. 2).
Данные табл. 2 позволяют определить, с одной стороны, регионы, где сосредоточены постоянные интересы одной или нескольких вертикально интегрированных нефтяных компаний, а с другой - экономические районы и области, где конкурентная борьба между нефтяными компаниями будет постоянно обостряться. К таким районам, бесспорно, относятся Центральный, Поволжский и Уральский.
Еще одной проблемой является дефицит инноваций в нефтепереработке. В мировой нефтегазовой отрасли в последние годы происходит научнотехнический прорыв. При этом российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) находится на обочине этого инновационного процесса. Сегодня доля России в производстве высокотехнологичной продукции в нефтяной отрасли составляет только 2%. Российские компании вынуждены покупать иностранные патенты для проведения бурения на своей территории.
Укреплению экономической безопасности регионов должны способствовать совершенствование государственного регулирования экономического рос-
та путем разработки органами власти документов межрегионального планирования, целевых программ по обеспечению экономической безопасности регионов; создание стабильности экономической территории и определенной независимости и взаимодействие с экономикой страны.
Таблица 2
Мощность заводов нефтеперерабатывающих компаний и их размещение по экономическим районам России
Экономический район Нефтяная компания Нефтеперерабатывающий завод Первичная переработка, млн т
Северный НК «ЛУКойл» Ухтинский НПЗ 5,8
Северо-Западный НК «Сургутнефтегаз» «Киришинефтеоргсинтез» 22,5
Центральный НГК «Славнефть» «Ярославнефтеоргсинтез» 15,2
«Ярославский НПЗ им. Менделеева» 0,5
НК «ТНК-ВР» Рязанский НПЗ 17,2
НК «Центральная ТК» Московский НПЗ 12,0
Волго-Вятский НК «ЛУКойл» ОАО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» 22,0
Поволжский НК «ЛУКойл» Волгоградский НПЗ 9,0
НК «Роснефть» Куйбышевский НПЗ 7,4
Новокуйбышевский НПЗ 17,0
Сызранский НПЗ 10,8
НК «ТНК-ВР» Саратовская НПЗ 10,1
Нижнекамский НПЗ 7,0
Северо-Кавказский НК «Роснефть» Краснодарнефтеоргсинтез 2,7
Туапсинский НПЗ 2,2
Грознеский НПО*
Уральский НК «ЛУКойл» Пермнефтеоргсинтез 13,5
НК «Газпром» Салаватнефтеоргсинтез 11,5
НГК «РуссНефть» Орскнефтеоргсинтез 7,2
Уфимский НПЗ 11,5
Новоуфимский НПЗ 17,4
Уфанефтехим 12,0
Западно-Сибирский НК «Газпром» Омский НПЗ 26,8
Восточно-Сибирский НК «Роснефть» Ачинский НПЗ 7,0
Ангарский НПЗ 23,1
Дальневосточный НК «Роснефть» Комсомольский НПЗ 5,5
НК «Альянс» Хабаровский НПЗ 4,3
Примечание. * - В настоящее время в связи с боевыми действиями 1990-х гг. нефть на этих НПЗ не перерабатывается.
Нефтяной сектор экономики, как ячейка экономической безопасности страны, нуждается в проведении активной государственной антиинфляционной, курсовой, валютной, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, стимулировании и поддержке развития рынка инноваций и наукоемкой продукции.
Литература
1. Быков В.П., Дембовская О.А., Лебедько Е.М. Экономическая безопасность регионов и преодоление угроз в современных условиях. Брянск: БГИТА, 2012. 248 с.
2. Криворотов В.В., Калинина А.В., Эриашвили Н.Д. Экономическая безопасность государства и регионов. М.: Юнити-Дана, 2011. 352 с.
3. Росстат: Федеральная служба государственной статистики: сайт. 1^1.: www.gsk.ru.
4. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 г.: сайт. 1^1.:
www.2020strategy.ru.
ЕГОРОВА ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА - аспирантка кафедры мировой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (katerinadolgova@bk.ru).
EGOROVA EKATERINA GRIGORIEVNA - post-graduate student of World Economics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
МУЖЖАВЛЕВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (csaprd@mail.ru).
MUZHZHAVLEVA TATYANA VIKTOROVNA - doctor of economics sciences, professor of World Economics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 331.582 ББК У240-01
Л.Г. ЕФРЕМОВ, В.В. ПЧЁЛКИНА
ИННОВАЦИОННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Ключевые слова: рабочая сила, воспроизводство, модернизация, инновация, инновационные технологии, инновационная деятельность.
Проанализировано современное состояние обеспеченности сельского хозяйства Чувашской Республики квалифицированными кадрами специалистов и кадрами массовых профессий, указаны факторы, препятствующие инновационному развитию экономики и их устранению.
L.G. EFREMOV, V.V. PCHELKINA INNOVATIVE REPODUCTION OF LABOR AT THE PRESENT STAGE Key words: labor power, reproduction, modernization, innovation, innovation technologies, innovation activities.
The article covers the present day condition of providing the agriculture of the Chuvash Republic with qualified specialists and skilled workers, the factors preventing from the innova-tional developmentof economics and the ways of elimination of these factors are identified.
Проблемы воспроизводства рабочей силы отечественными и зарубежными учёными исследовались достаточно широко. Особая активность учёных в этой области проявлялась по вопросам использования трудовых ресурсов. Сложилась определённая система теоретико-методологических взглядов на сущность и содержание воспроизводства рабочей силы, формирование работников в зависимости от характера общественно-экономического строя. Многие теоретические положения по проблемам воспроизводства рабочей силы и использованию трудовых ресурсов не устарели. Это объясняется тем, что в научных трудах исследовались экономические закономерности и категории, характерные тенденции развития современной цивилизации, обосновывались выводы и предложения по подготовке квалифицированной рабочей силы, оптимальному её распределению и эффективному использованию.
Дальнейшее исследование характера воспроизводства рабочей силы в современных условиях является объективной необходимостью. Как известно, Россия встала на путь модернизации. В модернизации страны ведущее место занимают инновации. Здесь речь идёт о технологической модернизации, базирующейся на новой технике и технологии, выпуске наукоёмкой продукции, совершенствовании системы организации и управления всеми отраслями жизнедеятельности в обществе.
Важными факторами инновационности предприятий и организаций, а также учебных заведений является уровень образования, культуры и творческого мышления работников. Только человек с присущими ему уровнем знаний, интеллекта, навыков и квалификации становится движущим механизмом инновационного воспроизводственного процесса.
Таким образом, на современном этапе стоит задача формирования работников нового типа и развития у них таких способностей, чтобы они могли успешно выполнять возложенные на них функции и стратегические планы предприятий, организаций и учебных заведений. На реализацию такой задачи и направлены в настоящее время усилия органов власти, предприятий, организаций и учебных заведений России, в том числе и Чувашской Республики.