Взаимообусловленная система «конкурентоспособность - экономическая безопасность» является сложной системой, поведение которой зависит от большого числа факторов различной природы. Изменение факторов может привести как к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности, так и к усилению экономического потенциала субъекта. Главным методом обеспечения и совершенствования экономической безопасности должен стать стратегический процесс, целевым образом ориентирующийся на позитивные изменения стратегической позиции национальной экономики в мировом экономическом пространстве, где напряженность конкурентных отношений постоянно возрастает.
Литература
1. Гельвановский М.И., Рожков К.Л., Скрябина Н.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения. Поиск методологической адекватности / под общ. ред. М.И. Гельвановского. М., 2009.
2. Ежегодная научно-практическая межвузовская конференция по проблемам конкурентоспособности России в мировой экономике // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 3.
3. Мингалёва Ж.А., Гершанок Г.А. Устойчивое развитие региона: инновации, экономическая безопасность, конкурентоспособность // Экономика региона. 2012. № 3.
4. Сафиуллин М.Р., Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Анализ конкурентоспособности России за 2010 - 2011 гг. (по материалам Всемирного экономического форума) [Электронный ресурс]. иР1_: http://cpei.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/88661 .Мт.
5. Экономическая безопасность России / под. ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005.
ДАНИЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
DANILOV IVAN PETROVICH - doctor of economics sciences, professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
КРАВЧЕНКО ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, г. Чебоксары ([email protected]).
KRAVCHENKO TATYANA VAYCHESLAVOVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Quality Management and Competitiveness Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 620.9:502.17 ББК У049(2Рос)-538.1
О.А. ДЕЛЬМАН
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, энергополитика, программа.
Рассмотрены основные методические аспекты формирования и развития региональной системы энергоэффективности и энергосбережения.
O^. DELMAN
METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF ENERGY AND ENERGY EFFICIENCY IN HOUSING AND UTILITIES SECTOR
Key words: energy conservation, energy efficiency, energy policy, program.
This article discusses the main methodological aspects of the formation and development of a regional system of energy efficiency and conservation.
Энергоемкость отечественной продукции и услуг существенно выше, чем в странах Евросоюза и Северной Америки, которые стали нашими конкурентами после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это означает, что отечественная продукция и услуги становятся
неконкурентоспособными в условиях открытого рынка, поскольку сразу проигрывают в цене. Разрыв в энергоемкости продукции объясняется не столько климатическими условиями (страны Скандинавии и Канады близки по климату), сколько качеством используемых материалов и оборудования, промышленных и организационных технологий.
Жесткая конкуренция на мировом рынке, непрерывный рост цен на энергоресурсы, перманентный мировой экономический кризис обусловливают переход всей экономики страны, в том числе жилищно-коммунального хозяйства как энергоемкого сектора экономики, на энергосберегающие технологии и материалы.
В настоящее время недостаточно исследований, посвященных проблемам внедрения ресурсоэнергосберегающих технологий, оборудования и материалов в процессы производства и потребления.
Под энергетической политикой понимается комплексное системное проведение программы мер, направленных на создание необходимых условий организационного, финансового, материального и другого характера для рационального использования и экономного расходования топливно-энергетических ресурсов. Эта политика определяет алгоритм действий по достижению поставленных в ней целей и задач и является движущей силой по внедрению и совершенствованию системы энергетического менеджмента и показателей ее энергоэффективности.
Кроме государственной политики в области энергосбережения существуют объективные возможности экономии энергоресурсов. Предпосылки развития энергосбережения в стране существуют как за счет сокращения сжигания попутного газа, так за счет полного использования технического потенциала, сокращения потребления в ТЭК, сокращения конечного потребления энергии, использования альтернативных источников энергии.
Другой негативной тенденцией следует признать ежегодное уменьшение в процентном отношении объемов капитального ремонта жилых домов, что, естественно, ведет к увеличению энергоемкости жилого фонда.
Выявленные в исследовании системные противоречия в развитии энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ можно свести к следующим: между системой организации и функционирования сферы ЖКХ и рыночными отношениями, на которые перешли остальные отрасли экономики; между моральным и физическим износом энергетического оборудования и сетей и требованиями потребителей к качеству оказываемых услуг, между актуальной потребностью внедрения технологий энергосбережения в сфере ЖКХ и отсутствием эффективного механизма стимулирования производителей и потребителей ресурсов к их внедрению, между требованиями стабилизации тарифов на используемые энергоресурсы со стороны потребителей и стремлением естественных монополий -производителей ресурсов - к постоянному повышению цен; между постепенным переходом сферы ЖКХ на рельсы энергосбережения и пассивностью собственников жилья, не желающих брать на себя ответственность за экономию ресурсов; между ростом цен и значительными потерями при транспортировке тепло-энергоресурсов. Эти системные противоречия, в основном, определяют проблемы развития энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ.
Проблемы внедрения технологий энергосбережения в сферу ЖКХ непосредственно связаны как с общими проблемами, сдерживающими развитие топливно-энергетического комплекса, так и с проблемами развития жилищнокоммунальной отрасли. К проблемам эффективного развития энергетики следует отнести:
- отставание научно-технического потенциала энергетики от мирового уровня;
- недостаточное использование возобновляемых источников энергии;
- отсутствие необходимого объема инвестиций в энергетику (95% инвестиций в ТЭК приходится на нефтяную отрасль);
- высокую степень износа основных фондов (более 50%), что определяет высокую аварийность оборудования;
- недостаточно эффективное регулирование государством деятельности естественных монополий в сфере энергетики;
- отсутствие цивилизованного рынка в энергетическом секторе экономики при отсутствии соответствующего законодательства;
- высокую техногенную нагрузку на окружающую среду от деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса;
- неэффективную тарификацию товаров и услуг естественных монополий.
Безусловно, все перечисленные проблемы оказывают определяющее
влияние на внедрение технологий энергосбережения в сфере ЖКХ. Однако существуют и специфические проблемы, которые сдерживают внедрение энергосберегающих технологий в эту сферу:
- управляющие организации не заинтересованы в проведении энергосберегающих мероприятий;
- энергоснабжающие организации в качестве естественных монополий навязывают свою тарифную политику, которая не предусматривает инвестирование в энергосбережение;
- государственное регулирование не создает условий для внедрения энергосберегающих технологий на законодательном уровне на основе продуманной экономической политики по отношению к управляющим, энергоснабжающим организациям и населению как главному потребителю жилищно-коммунальных услуг;
- отсутствие финансовых ресурсов и долгосрочных инвестиций;
- поведение населения, которое должно быть активным участником энергоресурсосбережения и которое на фоне постоянного и безосновательного роста коммунальных платежей полностью потеряло доверие к управляющим, энергоснабжающим организациям и к исполнительной власти, - голосует неплатежами за услуги энергоснабжающих организаций. Долги потребителей энергоресурсов в России достигают астрономических цифр: задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) стремительно растет, долг граждан и организаций к июлю 2012 г. достиг 312,8 млрд руб., увеличившись за июнь на 4% (с 300,6 млрд руб.). К лету 2013 г. эта величина приблизится к 400 млрд руб., что сопоставимо с бюджетом Санкт-Петербурга.
Приведенные положения необходимо дополнить следующими положениями, предложенными автором исследования:
- последовательность и открытость действий государства по реализации важнейших стратегических программ энергосбережения развития энергетики;
- защищенность населения - обеспечение социальной защищенности населения: регулирование тарифов на энергоресурсы должно основываться на дифференцированности их оплаты населением;
- защищенность бизнеса - обеспечение защищенности бизнеса в период создания эффективного рынка производства и потребления энергоресурсов;
- соблюдение баланса экономических интересов государства, потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
- минимизация экономических и социальных рисков для бизнеса и населения от реализации государственных программ энергосбережения;
- использование таких возобновляемых источников энергии, как твердые бытовые отходы и природные энергетические ресурсы: солнечное излучение,
геотермальные источники, сила ветра, энергетический потенциал приливов и отливов, низкие температуры воздуха в зимние месяцы для охлаждения и т. д.;
- государственная поддержка предприятий и населения, внедряющих энергосберегающие технологии.
Системы энергетического менеджмента применяются в тех отраслях, где необходима большая энергоэффективность, в частности, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Построение системы энергоменеджмента (СЭнМ) начинается с разработки энергетической политики организации, которая является официальным утверждением обязательств организации в области энергоменеджмента. Энергополитика должна содержать, как минимум, четыре обязательства: по непрерывному улучшению, доступности информации, выделению ресурсов, необходимых для достижения энергоцелей и показателей, установленных самой организацией, выполнению законодательных и других требований, которые адресованы к организации.
Энергополитика может включать также дополнительные обязательства, например, по применению возобновляемых или альтернативных источников энергии, сокращению воздействия на окружающую среду, связанного с использованием энергии (эмиссия парниковых газов).
После внедрения системы необходимо проводить постоянный контроль ее функционирования с целью выявления возможных недостатков и проведения корректирующих мероприятий. Оценка эффективности - периодический процесс оценки использования энергии для всех основных объектов и функций в организации и создании основы для измерения будущих результатов усилий по повышению эффективности. Ее необходимо проводить в определенные интервалы времени и в ответ на значительные изменения в производстве, оборудовании, системах и/или процессах. Таким образом, система энергоменеджмента предусматривает формирование политики в области энергосбережения, определяет цели, задачи, функции и принципы энергосбережения, базируясь на федеральных законах, министерских и региональных правовых актах, определяет договорные отношения между поставщиками и потребителями с учетом требования экономии энергии, организует энергоаудит, доводя его до оформления энергопаспорта предприятия, выполняет менеджмент ресурсов и обеспечивающих процессов, выполняет образовательные функции в контексте подготовки кадров для эффективного внедрения энергосберегающих технологий и материалов, формирует мероприятия по мотивации персонала к использованию технологий энергосбережения.
Одним из механизмов повышения энергоэффективности сферы ЖКХ является использование возобновляемых источников энергии (вИэ), таких как твердые бытовые отходы (ТБО) и природные энергетические ресурсы: солнечное излучение, геотермальные источники, сила ветра, энергетический потенциал приливов и отливов, низкие температуры воздуха в зимние месяцы для охлаждения и т.д.
В качестве основы построения комплексной системы управления энергоэффективностью и реализации вышеперечисленных задач в практике ЖКХ может быть использована, после соответствующей адаптации, автоматизированная система учета электроэнергии (АСУЭ). Пирамида автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии имеет четыре уровня управления. Системы контроля потребления (сбора данных о потреблении) -нижний уровень пирамиды - работают непосредственно с приборами учета ресурсов. Разнообразные средства коммуникаций позволяют проектировать и строить компактные и надежные системы централизованного сбора данных показаний с приборов учета.
Эти системы создают и хранят информацию о параметрах потребляемых ресурсов и их объемах. Количество параметров, поддающихся обработке, непосредственно зависит от характеристик самих приборов учета. Мониторинг текущего состояния энергопотребления необходим. Именно он обеспечивает данными все остальные уровни комплексной системы управления энергоэффективностью.
Литература
1. Дельман О.А. Управление региональными рынками нефтепродуктов: теория и методология. М.: Палеотип, 2006. 100 с.
2. Яковлев А.Е. Основы региональной экономики. М.: Палеолит, 2010. 380 с.
ДЕЛЬМАН ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
DELMAN OLEG ALEKSANDROVICH - doctor of economic sciences, professor of Regional Economics and Business Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 332.146.2 ББК 65.05
Е.Г. ЕГОРОВА, Т.В. МУЖЖАВЛЕВА
НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Ключевые слова: экономическая безопасность, нефтеперерабатывающий комплекс, экономика региона.
Экономическая безопасность - часть общей системы безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики.
К наиболее вероятным угрозам развития экономической безопасности России относятся угрозы возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов России. Нефтяная отрасль хозяйства страны играет важную роль в формировании экономической безопасности страны.
E.G. EGOROVA, T.V. MUZHZHAVLEVA THE REFINERY COMPLEX AS THE BASIS OF ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY
Key words: economic security, the refinery complex, the region's economy.
Economic security is a part of the overall security of the country. It covers virtually all the sides of life of the state, society, economy. The most likely threats of the development of Russia's economic security threats are increasing uneven socio-economic development of the regions of Russia. The oil sector of the economy of the country plays an important role in shaping the economic security of the country.
В современном социально-экономическом положении России особое значение имеет направленность государственной деятельности на обеспечение экономической безопасности регионов страны. Также особую актуальность получает возможность отдельного региона формировать безопасность страны в целом, оставаясь развивающейся территорией, способной противостоять возникающим экономическим угрозам.
Экономическая безопасность региона - это комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, включающих механизм противодействия внешним и внутренним угрозам [1. C. 76].
Комплекс мер, направленных на поддержание экономической безопасности региона, должен содержать механизмы развития народного хозяйства, а также проводить реализацию национально-государственных интересов, оценивать и прогнозировать возможность возникновения угроз. Угрозы экономической безопасности региона представлены на рисунке.