Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 2(24)
4
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.124.4
О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ ПРОГРАММ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ (на примере предприятий Чувашской Республики)
В.А. Аврелькин, А.Н. Рыбаков, Д-C. Чершов
Выявлены проблемы и рассмотрены механизмы защиты интересов отечественных компаний, реализующих программы импортозамещения, и ведущих свою деятельность преимущественно на внутреннем рынке Таможенного союза. Оценены проблемные ситуации при реализации компаниями планов по реинвестиции денежных средств в новые инвестиционные проекты, направленные на реиндустриализацию и активное расширение действующих мощностей. На примере предприятий Чувашской Республики даны практические предложения по изменению действующего законодательства с целью обеспечения реновации производств, активного участия в реализации государственного и муниципального заказа в стране.
Ключевые слова: импортозамещение; государственный заказ; реинвестиция; реновация; закупки; реальный сектор экономики.
V.A. Avrelkin, A.N. Rybakov, D.S. Chershov. PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF IMPORT SUBSTITUTION PROGRAMS BY THE DOMESTIC COMPANIES IN VARIOUS SPHERES OF REAL SECTOR OF NATIONAL ECONOMY (THROUGH THE EXAMPLE OF THE ENTERPRISES OF THE CHUVASH REPUBLIC)
In this article problems are revealed and mechanisms of protection of interests of the domestic companies inplementing the import substitution programs and conducting the activity mainly in domestic market of the Customs union are considered. Рroblem situations at implementation by the companies of plans for reinvesting money in the new investment projects directed to reindustrialization and active expansion of the operating capacities are assessed. Through the example of the enterprises of the Chuvash Republic practical offers for changing the current legislation for the purpose of ensuring renovation of production, active participation in implementation of the state and municipal order in the country are given.
Keywords: import substitution; state order; reinvestment; renovation; purchases; real sector of economy.
В связи с нарастанием негативных тенденций в экономике, сохраняющимися проблемами в различных секторах промышленности возникает необходимость скорейшего поиска механизмов, которые бы смогли эффективно решать проблемы обеспечения экономического роста в стране.
В апреле 2014 г в рамках объявленного руководством страны курса на импортозамещение Кабинет Министров утвердил новую
редакцию государственной программы России «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [6]. Одной из главных задач госпрограммы, рассчитанной до 2020 г, заявлено снижение доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями, в нашу страну. По оценке главы Правительства РФ Дмитрия Медведева, ситуация с импортом в некоторых областях промышленности
крайне тяжелая: доля импорта в станкостроении оценивается приблизительно в 90 %, в тяжелом машиностроении - порядка 70 %, в нефтегазовом оборудовании - 60 %, в энергетическом оборудовании - около 50 %, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции - от 50 до 90 % и т.д. В гражданском самолетостроении импорт также пока носит подавляющий характер - более 80 % [7].
Таким образом, можно констатировать, что реализация региональных программ импор-тозамещения является одним из важнейших механизмов активизации промышленного производства, драйвером в старте в стране реальной реиндустриализации различных сфер экономики. Рассмотрим на примере деятельности отдельных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики, проблемные вопросы, возникающие при их участии в программах импортозамеще-ния, а также предложения по совершенствованию законодательства с целью обеспечения их динамичного развития.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина, по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. в Чувашской Республике:
1) реализуются План мероприятий «Дорожная карта» по содействию импортозамещению, План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Чувашской Республике до 2017 года и подпрограмма «Развитие импортозамещения в отдельных отраслях экономики Чувашской Республики»;
2) в 5 из 20 отраслевых Планов мероприятий по импортозамещению в гражданских отраслях промышленности Российской Федерации принимают участие 12 промышленных предприятий Чувашии по 19 позициям (проектам/продуктам) в отраслях:
- производства строительно-дорожной, коммунальной и наземной аэродромной техники: машины и оборудование для добычи полезных ископаемых и строительства - экскаваторы, самосвалы, бульдозеры, погрузчики (ОАО «Промтрактор»);
- сельскохозяйственного и лесного машиностроения: тракторы 3 и 4 класса, гусеничные сельскохозяйственные тракторы 3-6 класса, трансмиссии (ОАО «Промтрактор», ООО «МИКОНТ»);
- гражданского авиастроения: кабельная сеть (ОАО «Завод «Чувашкабель»), концевые выключатели (ОАО «Электроавтомат»), реле
электромагнитные (ЗАО «Завод высоковольтного оборудования»);
- энергетического машиностроения, кабельной и электротехнической промышленности: системы релейных защиты и автоматики (РЗА), автоматизированные системы управления (АСУ), устройства для коммутации, управления и защиты электрических цепей (автоматические выключатели и низковольтные частотные преобразователи (ООО «НПП «Экра», ОАО «ВНИИР», ООО «ИЦ «Бреслер», ОАО «ЧЭАЗ», ООО «АББ Силовые и Автоматизированные Системы», ООО «НПП «Динамика»);
- химической промышленности: пероксид водорода и глифосат (ПАО «Химпром»).
Также в Чувашии в 2015 г. реализовывалось около 150 социально-значимых инвестиционных проектов стоимостью свыше 30 млн руб., на общую сумму около 222 млрд руб. Особо значимые и перспективные проекты:
- в промышленном производстве: ПАО «Химпром» - проекты по производству перок-сида водорода и глифосата, ООО «Хе-вел» - по выпуску солнечных модулей, ЗАО «ЧП «Сеспель» - по криогенным танк-контейнерам и специальному станкостроению (инновационные технологии предприятия не имеют аналогов в России);
- в сельском хозяйстве: ООО «Агрохол-динг» Юрма», ОАО «АККОНД» - по модернизации и расширению действующих производств и приобретению технологических линий по выпуску кондитерской продукции; ООО «Девелей» - строительство завода по розливу соусов;
- в производстве строительных материалов: ООО «ГАЛЕН» - по производству инновационной базальтопластиковой арматуры, ООО «Экоклинкер» и «Стройкерамика» - по производству клинкерной брусчатки и кирпича, керамических стройматериалов;
- в сфере туризма и сервиса: ЗАО «ТРИгрупп» - создание туристско-рекреацион-ного кластера «Этническая Чувашия», автотуристского кластера «Чувашия - сердце Волги».
В настоящее время ведущие предприятия Чувашии включены в перечень системообразующих организаций Российской Федерации («АККОНД» и «ККУ «Концерн «Тракторные заводы») и в Перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышлености (ООО «Яхтинг», ПАО «Химпром», ОАО «Лента», ЗАО «ЧПО «Сеспель», ОАО «Промтрактор», ЗАО «Промтрактор-Ва-гон», ООО «Промтрактор-Промлит», ОАО «Элара», ООО «ХСН», ЗАО Фирма «Август», ЗАО «ЧЭАЗ», ОАО «ЧАЗ», ООО «ЧТФ»).
В целях нивелирования последствий разразившегося в стране экономического кризиса организована поддержка проектов импортозамеще-ния в республике по нескольким направлениям.
Малый и средний бизнес в рамках госпрограммы (поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства) финансово поддерживается преимущественно, если проект ориентирован на выпуск нового продукта или замещение импортных аналогов. Объем средств в 2015 г составил около 100 млн руб. Среди наиболее важных и инновационных можно отметить проекты АО «НПО «Каскад», ООО «НПП Бреслер», ЗАО «Строймаш», ООО «Канмаш ДСО».
Проекты крупного бизнеса стимулируются в рамках подпрограммы поддержки инновационной деятельности на сумму 6,2 млн руб. По данным Минэкономразвития Чувашии, в 2015 г было поддержано 6 предприятий, осуществляющих выпуск импортозамещающей продукции: ОАО «Комбинат автомобильных фургонов», АО «ЧПО им. В.И. Чапаева», ЗАО «ЧЭАЗ», ЗАО НПП «Спектр», ОАО «Чува-шторгтехника», ООО «ЭЛИНОКС».
Участие в федеральных целевых программах («Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы», «Индустрия детских товаров», «Развитие гражданской и морской техники»), подпрограмме «Развитие композитных материалов (композитов) и изделий из них» позволило получить государственную поддержку таким предприятиям, как АО «ЧПО им. В.И. Чапаева», ОАО «ВНИИР-Про-гресс» (в рамках программы поддержки Оборонно-промышленного комплекса - 227,0 млн руб., в рамках НИОКР - 340,0 млн руб.), ОАО «Лента» (10,2 млн руб.), ООО «МИКОНТ» (50,0 млн руб.). По данным Кабинета Министров Чувашской Республики, в 2015 г. на реализацию проектов было привлечено свыше 627 млн руб. [5].
Предприятия республики участвуют в реализации ряда постановлений Правительства Российской Федерации:
- № 1432 - предоставление производителям сельскохозяйственной техники субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники;
- № 1312 - на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности;
- № 993 - на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 20142016 гг.;
- №2 214 - предоставление субсидий из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015 г. на уплату процентов по кредитам;
- № 687 - предоставление субсидий организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013-2015 гг. на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению.
Так, по состоянию на 1 октября 2015 г промышленные организации Чувашской Республики получили господдержку на сумму 375 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму около 330 млн руб., за счет средств республиканского бюджета на сумму свыше 45 млн руб. (в 2014 г. - 794,5 млн руб. (658,0/136,5 млн руб.) [5].
В федеральном Фонде развития промышленности России сегодня на рассмотрении находится 23 заявки от 15 организаций республики (ЗАО «ЧП «Сеспель», предприятия ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы», ОАО «Лента», ПАО «Химпром», ООО «Хевел», ООО «Русский ветер», ОАО «Электроприбор», ООО «Яхтинг», АО «НПО «Каскад», ООО «Гален», ИП Кайсаров С.С., ООО «Литейные технологии»). Из них одна заявка (проект ПАО «Химпром» «Строительство первого в СНГ производства глифосата мощностью 30 тыс. т/ год») одобрена Наблюдательным советом Фонда, и по ней готовится договор займа на сумму 500 млн руб. Остальные заявки находятся на разных стадиях рассмотрения и экспертизы документов.
Рассмотрим на примере различных предприятий Чувашской Республики конкретные проблемы и возможные варианты их решения, в том числе меры по совершенствованию действующего законодательства с целью решения первоочередных задач предприятий по реинвестиции средств в развитие новых производств.
В настоящее время чувашские электротехнические предприятия занимают одно из ведущих мест на мировом рынке электротехнической продукции и активно замещают своей высокотехнологичной продукцией импортные аналоги таких известных мировых брендов, как SIEMENS, Schneider Electric, ABB и др., применяемые ранее в стратегических отраслях российской экономики.
Проведенный нами анализ их деятельности показал, что серьезным сдерживающим фактором в их развитии является проблема длительных постоплат за поставленную ими продукцию в адрес государственных компаний (ФСК,
МРСК, Россети). Так, учитывая неурегулированность данного вопроса в законодательстве, госмонополии позволяют себе отсрочивать полную оплату от 30 до 120 дней с момента ее поставки или приемки заказчиком. Ситуация усугубляется для отечественных производителей не только значительно выросшей ставкой банковского фондирования при существующей практике выплаты небольших авансов, но и необходимостью полной уплаты НДС в момент отгрузки. Таким образом, предприятие попадает в трудное финансовое положение дважды. При этом необходимо отметить, что у частных компаний (к примеру отдельных компаний, принадлежащих Лукойл, Уралкалий) проблем с постоплатой практически нет.
Еще одна проблема, с которой не могут справиться предприятия, это «нестабильность» принятия и исполнения инвестиционных программ, исполнение которых, как правило, начинается только в середине года при не до конца подтвержденных объемах финансирования, что, видимо, и вызывает частую и длительную проблему постоплат.
После проведения «Дней Чувашии в Государственной Думе РФ» в конце 2015 г. на федеральном уровне, в частности в Минэкономразвития России, были услышаны предложения Кабинета Министров Чувашской Республики по изменениям в Федеральный закон о контрактной системе № 44-ФЗ в части установления сроков оплаты за поставленную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги не более 30 календарных дней [2].
Однако вышеназванный федеральный орган исполнительной власти не учел, что основная доля закупок для государственных и муниципальных нужд осуществляется субъектами естественных монополий и госкомпаниями через Федеральный закон о закупках отдельными видами юридических лиц № 223-ФЗ [1].
По-нашему мнению, системным решением данной проблемы является внесение изменений не только в данные федеральные законы, но и Гражданский кодекс РФ с целью установления одинаковых сроков постоплат для государственных и частных заказчиков и предотвращения впредь ситуаций вынужденного простоя у предприятия в связи с фактическим получением оплат сроком до полугода.
Различные инструменты защиты интересов некоторых чувашских предприятий реализо-вывались Кабинетом Министров Чувашской Республики через участие в заседаниях Межведомственных рабоч групп Минпромторга России. В частности, на заседании была представлена информация, что совместное пред-
приятие ООО «Силовые машины» и компании «Сименс» - ООО «Сименс технологии газовых турбин» при производстве газовых турбин для нужд ГРЭС России используют электротехническую продукцию компании «Сименс». При этом аналогичную продукцию также производит одна из крупных электротехнических компаний Чувашии. В течение 2015 г. Кабинету Министров Чувашской Республики совместно с предприятиями, входящими в электротехнический кластер республики, удалось внести в постановление Правительства РФ от 14.07.2014 г. № 656 соответствующие коды ТН ВЭД ТС, обеспечивающие защиту отечественного производителя при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в котором установлен запрет на допуск товаров машиностроения из иностранных государств, аналоги которого производятся на территории республики.
Аналогично внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 г. № 791 по продукции легкой промышленности, которым утверждены критерии отнесения промышленной продукции к продукции, не имеющей аналогов в России [4].
Важность вмешательства Кабинета Министров Чувашской Республики в решение вышеназванных вопросов заключается в том, что отсутствие законодательных актов, определяющих степень локализации в случае размещения производства в России иностранными производителями и четких критериев определения отечественного продукта приводит к тому, что на конкурсах выигрывают компании, представляющие китайских, украинских и иных производителей, доказывающие локализацию своего производства в России зачастую недобросовестным использованием чужих товарных знаков.
Данная информация нашла свое подтверждение также из опроса одного из руководителей ведущего электротехнического предприятия республики. Так, некоторые поволжские предприятия в целях обеспечения заключения государственных контрактов закрепляют на вакуумные выключатели, произведенные в Корее, товарные знаки и фирменные наименования своего завода и затем успешно реализуют данную продукцию субъектам естественных монополий России.
Также нами в ходе проведения анализа законодательства установлено, что в настоящее время не принят нормативный правовой акт, регламентирующий запрет на допуск товаров, обеспечивающих безопасность, в частности системы энергообеспечения России. В результате доля импортного оборудования в энергети-
ке страны остается на высоком уровне. Таким образом, в целях обеспечения энергетической и национальной безопасности страны необходимо подготовить и утвердить список оборудования, применяемого в энергетике, аналогично утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3]. При этом полагаем важным определить систему критериев, ограничений и условий допуска товаров иностранного происхождения для возможности их поставок в рамках государственного заказа, а также установить в данном нормативном акте обязанность для госкомпаний получать заключение на закупку импортных комплектующих у уполномоченного органа в области промышленности при отсутствии производства таких аналогов в России.
Предлагаемые в данной статье меры позволят отечественному производителю путем участия в различных программах импортозамеще-ния обеспечить рост производства и наращивание выпуска новых видов продукции.
Список литературы
1. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федер. закон
от 18.07.2011 г. № 223-Ф3. URL: http://base.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=183233.
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016 г.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_144624.
3. Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: постановление Правительства РФ от 14.07.2014 г. № 656 (ред. от 31.01.2015 г.). URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=174798.
4. Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд: постановление Правительства РФ от 11.08.2014 г. № 791. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_167363.
5. Официальный портал органов власти Чувашской Республики. URL: http://gov.cap.ru/De-fault.aspx?gov_id=24.
6. URL: http://base.garant.ru/70643464.
7. URL: http://ria.ru/spravka/20151125.
АВРЕЛЬКИН Владимир Александрович - доктор технических наук, профессор. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
РЫБАКОВ Александр Николаевич — кандидат экономических наук. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: molniay@mail. ru.
ЧЕРШОВ Дмитрий Сергеевич - соискатель. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
AVRELKIN, Vladimir Alexandrovich - Doctor of Engineering, Professor. Chuvash State University of the name of I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
RYBAKOV, Alexander Nikolaevich - Candidate of Economics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
CHERSHOV, Dmitry Sergeyevich - Applicant. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].