государственное финансирование сопровождения при выходе высокотехнологичных предприятий на зарубежные рынки;
- изменение таможенных тарифов, приоритетной задачей при этом должен стать протекционизм в отношении отечественных производителей.
Данные мероприятия будут способствовать укреплению научно-технического потенциала России и обеспечению ее экономической безопасности.
Литература
1. Росстат: Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru.
2. Статистика конференции ООН по торговле и развитию: сайт. URL: htpp://unctad.orglen/ PagStatistics.aspx.
МУЖЖАВЛЁВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и международных отношений, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MUZHZHAVLEVA TATYANA - doctor of economics sciences, professor of Economic Theory and International Relations Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 339.92 ББК 65.5
А.Ю. МУНШИ, Ш.Мд. МУНШИ, Л.Ю. АЛЕКСАНДРОВА
ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Ключевые слова: малые и средние предприятия, глобализация, либерализация торговли, экспорт, импорт, маркетинговые проблемы, риски, маркетинговые исследования.
Рассмотрены направления внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса Чувашской Республики; отражены результаты маркетинговых исследований по выявлению проблем чувашских компаний на зарубежных рынках; представлены направления их решения.
A. MUNSHI, S.Md. MUNSHI, L. ALEXANDROVA PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED REGIONAL ENTERPRISES ON FOREIGN MARKETS AND THEIR SOLUTIONS
Key words: small and medium enterprises, globalization, trade liberalization, export, import, marketing issues, risks, market research.
In this publication addressed the topical questions of the direction of foreign economic activity of small and medium-sized businesses of the Chuvash Republic, reflects the results of market research to identify problems Chuvash companies on foreign markets; presented directions to solve them.
Процессы глобализации и интернационализации все в большей степени воздействуют на предприятия, в том числе малого и среднего бизнеса. При этом активному влиянию подвергаются и компании, не принимающие участия во внешнеэкономической деятельности. Постепенная либерализация торговли (снятие ограничительных барьеров, упрощение процесса осуществления экспортно-импортных операций и др.) способствует дальнейшему развитию внешнеэкономических связей малых и средних предприятий регионов России.
Участие малого и среднего бизнеса во внешнеэкономической деятельности обеспечивает улучшение как макроэкономического положения регионов страны, так и финансово-экономических показателей отдельно взятых предприятий. Данное обстоятельно обусловливается тем, что внешняя торговля предоставляет предприятиям возможности реализации новых идей, роста производительности труда, увеличения объёмов продаж и прибыли посредством использования инновационных подходов в управлении производственной, сбытовой и маркетинговой деятельностью.
Несмотря на очевидную привлекательность зарубежных рынков, вклад региональных малых и средних предприятий в международную торговлю существенно меньше их вклада в формирование валового регионального продукта. Это является свидетельством существующих барьеров на пути их интернационализации.
В декабре 2012 г. нами были проведены исследования проблем, препятствующих активному развитию внешнеэкономических связей предприятий малого и среднего бизнеса Чувашской Республики в форме письменного анкетного опроса руководителей и ведущих специалистов. Общая характеристика изученных компаний представлена ниже в таблице.
Как видно из данных таблицы, среди исследованных предприятий малого и среднего бизнеса преобладают наиболее опытные. В практике внешнеэкономической деятельности они используют наиболее простые формы: экспорт и импорт. При этом более распространен прямой экспорт (на это указали 73% респондентов), нежели косвенный (27%). В структуре экспортируемой продукции наибольший удельный вес приходится на товары производственного назначения (64%), наименьший - на услуги (9%).
Характеристика исследованных малых и средних предприятий Чувашской Республики, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность
Направления анализа Удельный вес, %
1. Опыт внешнеэкономической деятельности:
до 1 года; 0
1-3 года; 18
3-5 лет; 9
свыше 5 лет 73
2. Используемые формы внешнеэкономической деятельности:
импорт; 36
прямой экспорт; 73
косвенный экспорт; 27
совместное предприятие; 0
прямое инвестирование; 0
прочие 0
3. Вид экспортируемых товаров:
потребительские товары; 27
товары производственного назначения; 64
услуги 9
Товары малых и средних предприятий Чувашской Республики экспортируются в различные страны: СНГ (Беларусь, Украину, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан), Европы, США, Объединенные Арабские Эмираты, Монголию (рис. 1).
По мнению респондентов, при принятии решения о выходе на зарубежные рынки чувашские предприятия принимали во внимание следующие факторы: наличие деловых связей (на это указали 78% опрошенных); низкий уровень конкуренции, налоговые льготы (22%); привлекательная экономическая ситуация (11%).
5,8% 5,9% щя
вСтраны СНГ в Европейские страны
■ США □ ОАЭ
вМонголия
Рис. 1. География экспорта товаров предприятий малого и среднего бизнеса Чувашской Республики (уд. вес, %)
Вместе с тем на зарубежных рынках предприятия малого и среднего бизнеса Чувашской Республики сталкиваются с рядом существенных проблем, основной из которых является недостаток информации (об этом свидетельствуют 32% респондентов). Далее по мере убывания следуют недостаток финансовых средств и квалифицированных кадров - 18%, незнание законов за рубежом - 14%, недостаток собственного опыта и государственной поддержки - 9% (рис. 2).
Таким образом, недостаток информации является главной проблемой (32+14%), сдерживающей эффективную работу предприятий Чувашской Республики на внешних рынках. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от грамотного использования инструментов международного маркетинга, в частности проведения международных маркетинговых исследований. Данное обстоятельство обусловлено тем, что работа на внешних рынках характеризуется более высоким уровнем: рисков и конкуренции; требований к качеству экспортируемой продукции, упаковке, маркировке. Поэтому без детального исследования зарубежных рынков, их хорошего знания практически невозможно обеспечить долгосрочную конкурентоспособность предприятий.
Изучение зарубежных рынков должно проводиться систематически, с применением в первую очередь кабинетных методов. Результатом исследований должно стать получение информации, касающейся размера и роста рынка, его доступности, экономической стабильности и политической ситуации зарубежных стран, их культурной, эколого-географической и иной среды. Источниками информации могут служить публикации ООН (World statistics porket book), Всемирной торговой организации, Всемирного банка, различных консалтинговых фирм (в частности, специализирующихся на оценках страновых рисков - «Frost and Sullivan Inc», «Business International Corporation», «BERI») и др.
Данная информация может быть получена как специалистами предприятий, так и с помощью независимых экспертов (Центра экспортной поддержки Чувашской Республики, Торгово-промышленной палаты ЧР и др.). Ее применение позволит принимать обоснованные решения, связанные с выбором зарубежных рынков, стратегий поведения на них; разработкой товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики на зарубежных рынках.
Литература
1. Елагин В.И., Мунши А.Ю. Маркетинговая деятельность экспортно-ориентированных малых и средних предприятий. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2013.
2. Жаринов А.А. О поддержке экспорта малых и средних предприятий // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 1.
3. Петросян Н.Э. Основные риски внешнеэкономической деятельности российских компаний // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 24.
4. Центр поддержки экспорта и привлечения инвестиций Чувашской Республики: сайт. URL: www.ved21.ru.
■ Незнание законов за рубежом И Недостаток информации
□ Недостаток опыта
□ Недостаток финансовых средств
и Недостаток квалифицированных кадров
□ Недостаток поддержки со стороны государства
Рис. 2. Проблемы малых и средних предприятий Чувашской Республики на зарубежных рынках (уд. вес, %)
МУНШИ АЛЕВТИНА ЮРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MUNSHI ALEVTINA - candidate of economics sciences, assistant professor of Trade and Commodity Management Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
МУНШИ ШАХИН МД. - доктор философии по экономическим наукам, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MUNsHl SHAHIN MD. - doctor of philosophy in economics, assistant professor of World Economy and Tax Systems Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
АЛЕКСАНДРОВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
aLeXANDROVA LYUDMILA - candidate of pedagogical sciences, assistant professor of Trade and Commodity Management Chair, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
УДК 502.5:379ю83 (470.344) ББК Ч 507 (2Рос.Чув)
З.А. ТРИФОНОВА, М.М. РОСТОВЦЕВА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕКРЕАЦИОННЫХ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ РЕСУРСОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ключевые слова: историко-культурный ресурс, туристский потенциал, территориальный анализ.
Проведена оценка историко-культурных ресурсов в разрезе 21 муниципального района и 5 городов Чувашии. Оценка составляющих историко-культурных ресурсов проводилась индексным методом. На основе полученных данных была проведена типология районов и городов, составлена карта, отражающая 5 типов территорий, отличающихся комплексной величиной обеспеченности историко-культурными ресурсами. Предложено развитие туристического кластера на основе высокой ресурсной обеспеченности историко-культурных объектов территории чебоксарской агломерации.
Z.TRIFONOVA, M. ROSTOVSEVA TERRITORIAL ASSESSMENT OF HISTORIC AND CULTURAL RECREATIONAL RESOURCES
OF THE CHUVASH REPUBLIC
Key words: historical and cultural resources, tourist potential, territorial analysis.
In this paper we evaluated the historical and cultural resources in section 21 of the municipal district and 5 cities Chuvashia. Score components of historical and cultural resources held by the index method. Based on the data, was conducted typology of districts and cities, made a map, showing the 5 types of areas with different security complex value of historical and cultural resources. We have proposed the development of the tourism cluster based on high resource provision of historical and cultural sites territory Cheboksary agglomeration.
Формирование культуры отдыха - составная часть реализации приоритетных направлений туризма Российской Федерации. Необходимо отметить тот факт, что историко-культурные ресурсы занимают особое место в туристском потенциале, поскольку культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Историко-культурные ресурсы представляют собой наследие прошлых эпох общественного развития. Культурное наследие - это объекты и явления материальной и духовной культуры народов, имеющие особую историческую, художественную, эстетическую и научную ценность [14].
Феномены культуры все чаще рассматриваются как факторы аттрактив-ности территории и ресурс ее развития. Образуемые историко-культурными объектами пространства, они во многом определяют локализацию туристско-рекреационных потоков и направления туристских маршрутов. Минимальный набор ресурсов есть практически в любой местности, но для массового развития туризма необходима концентрация объектов культурного туризма.