Научная статья на тему 'Роль государственной информационной политики в процессе формирования социально-культурных компетенций обучающихся'

Роль государственной информационной политики в процессе формирования социально-культурных компетенций обучающихся Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
123
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИИ / СФЕРА ТУРИЗМА / STATE COMMUNICATIONS POLICY / SOCIOCULTURAL COMPETENCES / TOURISM SPHERE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юдин Михаил Вячеславович, Абрамов Андрей Вячеславович

Статья отражает результаты авторского исследования роли государственной информационной политики в процессе формирования социально-культурных компетенций студентов (на примере вузов, осуществляющих подготовку кадров для индустрии туризма). Основная причина прове­ дения исследования заключается в факте неконтролируемого и зачастую деструктивного вли­яния средств массовой информации и, прежде всего, Интернета, на формирование личностных качеств молодежи, в частности на развитие ценностных установок и социальных компетенций будущих профессионалов сферы туризма. Эмпирическую базу статьи составили первичные дан­ные: контент медийных изданий, интервью участников образовательного процесса; анализ дан­ных позволил сделать вывод о несбалансированной представленности содержательно значимых для формирования положительных морально-нравственных качеств обучаемых доминант, таких как: этика и культура общения; этика межкультурных коммуникаций; особенности межкуль­турных коммуникаций; толерантность в современном мире; «экология человека»; «развитие че­ловеческого капитала». На основании полученных результатов делается вывод о необходимости проведения инициированной государственными структурами профессиональной экспертизы кон­тента интернет-пространства, особенно медийных публикаций, касающихся фактов, связанных с историей России и стратегическими задачами развития современного российского общества. Авторами предлагается современная модель реализации государственной информационной поли­тики в целях формирования социально-культурных компетенций обучающихся, в структуре ко­торой выделяются содержательный, инструментальный и справочно-консультационный уровни. На содержательном уровне предлагается целенаправленное формирование контента; на инстру­ментальном - проведение качественной экспертизы медийных публикаций; на справочно-консуль- тационном - разработка механизмов консультирования участников интернет-сообществ, блог- геров профессионалами по областям с целью формирования фактически корректного контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Юдин Михаил Вячеславович, Абрамов Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF STATE COMMUNICATIONS POLICY IN THE PROCESSOF LEARNER SOCIOCULTURAL COMPETENCE DEVELOPMENT

The article presents the results ofthe authors'' research into the role of state communications policy in theprocess of learner sociocultural competence development (case study: higher education institutions offering 72 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2 the tourism industry personnel training programmes). The driving force behind the research was the authors'' belief in the unmonitored and frequently destructive influence of the media in general and the Internet in particular on the personality development ofthe youth, especially on the development ofthe system of values and social competences of those majoring in tourism-related disciplines. The research was empirically based of the starting data obtained from media publications content and interviews with educational process participants. The analysis of the data shows the disbalanced representation such dominants as ethics and communication standards, the ethics of cross-cultural communication, specifics of cross-cultural communication, tolerance, human ecology, human capital development, all of which are significant in terms of their positive contribution to the students'' moral development. The results of the research bring the authors to the conclusion that it is imperative that the state should initiate a professional inspection of the Internet content, especially the media publications concerning Russian history and the strategic objectives of modern Russian social development. The authors also propose a revised model of the state communications policy implementation as applied to the development of sociocultural competences of students majoring in tourism-related disciplines. The three levels of the model structure are the content level, the index level, and the reference level. The content level presupposes a targeted development of content; the index level involves quality inspections of media publications; the reference level concerns the creation of expert consultation mechanisms available for web communities and blogger to ensure high quality consistency and data soundness ofthe content produced.

Текст научной работы на тему «Роль государственной информационной политики в процессе формирования социально-культурных компетенций обучающихся»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ

formation and promotion of the city of Belgorod’s tourist brand incorporating a variety of tourism types. Special attention is paid to identifying innovative approaches to an integration of educational and research activities at HE institutions offering professional training in tourism. The authors suggest revising the content of the «educational quality» concept, and claim that its tasks, objectives, technologies, forms and educational strategies be differently interpreted in the light of educational transformations. With the view to improving the quality of professional training in tourism and educational process optimization, the authors insist that innovative teaching strategies, on-site learning, academic exchange and students’ apprenticeship in Russia and abroad should be recognized as the major contributors. The authors conclude that among the most valuable in the context oftourist activity andemployability-enhancing competences are design and destination management skills. In this regard, the authors demonstrate the process of industry-specific education content formation in general and concerning skills in tourist destination management in particular. The rationale for developing the content of a training module connected with territorial tourist brand formation is based on the conceptual definition of the specifics oftourist activity types and a consideration of the existing and potential major target tourist flows. The authors emphasise the role of excursion-and-education programmes in the implementation of the educational evolution as outlined in the article.

Keywords: territorial brand, training programme, scientific and educational tourism, tourist attractiveness, education in tourism

References

1. Rozdolskaya, I., Kuz’minova Yu. Issledovanie problem marketingovykh kommunikatsii v proektirovanii ustoichivogo imidzha khoziaistvuiushchikh sub’’ektov [On research into the problem of marketing communications in designing a sustainable image of a business entity]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava [Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economy and Law]. 2012. № 4. pp. 67—72.

2. Sakharchuk, E.S. Klientoorientirovannie kompetenstii professionala turizma [Customer-oriented competences of a professional tourism industry employee]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2012. № 1. pp. 62—66.

3. Khandazhapova,L.M.,Maksanova,L.B.-Zh.,andLubsanova,N.B. Ob otsenke vliianiia razvitiia turizma na ekonomiku regiona [Assessing the impact of tourism on regional economy]. Problemy prognozirovaniia [Issues of forecasting]. 2011. № 5. pp. 133-138.

4. Rozdolskaya, I. Innovation Consulting Services Within the Context of the Formation of a New Model of Marketing Innovation [Text]/ I. Rozdolskaya, M. Ledovskaya, I. Afanasiev // World Applied Science Journal. 2013. Volume 25. Number 6. pp. 956-960.

УДК 32.019.51 DOI: 10.12737/3878

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Юдин Михаил Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент, проректор, yudinm@yandex.ru,

ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация,

Абрамов Андрей Вячеславович, кандидат политических наук, доцент,

ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», Москва,

Российская Федерация

Статья отражает результаты авторского исследования роли государственной информационной политики в процессе формирования социально-культурных компетенций студентов (на примере вузов, осуществляющих подготовку кадров для индустрии туризма). Основная причина прове-

68 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

Роль государственной информационной политики в формировании социально-культурных компетенций...

дения исследования заключается в факте неконтролируемого и зачастую деструктивного влияния средств массовой информации и, прежде всего, Интернета, на формирование личностных качеств молодежи, в частности на развитие ценностных установок и социальных компетенций будущих профессионалов сферы туризма. Эмпирическую базу статьи составили первичные данные: контент медийных изданий, интервью участников образовательного процесса; анализ данных позволил сделать вывод о несбалансированной представленности содержательно значимых для формирования положительных морально-нравственных качеств обучаемых доминант, таких как: этика и культура общения; этика межкультурных коммуникаций; особенности межкультурных коммуникаций; толерантность в современном мире; «экология человека»; «развитие человеческого капитала». На основании полученных результатов делается вывод о необходимости проведения инициированной государственными структурами профессиональной экспертизы контента интернет-пространства, особенно медийных публикаций, касающихся фактов, связанных с историей России и стратегическими задачами развития современного российского общества. Авторами предлагается современная модель реализации государственной информационной политики в целях формирования социально-культурных компетенций обучающихся, в структуре которой выделяются содержательный, инструментальный и справочно-консультационный уровни. На содержательном уровне предлагается целенаправленное формирование контента; на инструментальном — проведение качественной экспертизы медийных публикаций; на справочно-консультационном —разработка механизмов консультирования участников интернет-сообществ, блоггеров профессионалами по областям с целью формирования фактически корректного контента.

Ключевые слова: государственная информационная политика, социально-культурные компетенции, сфера туризма

Введение

Государственная информационная политика — это одно из направлений государственной политики, затрагивающее особую сферу жизнедеятельности людей, связанную с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества и направленной на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями [1, c. 38].

Суть информационной политики отразил в одной из своих работ И. Н. Панарин — крупнейший исследователь в области информационной политики и политтехнологий. В частности, он отметил, что «человек ежедневно получает большой объем информации и самостоятельно или с чьей-то помощью формирует свое отношение к событиям... Для формирования общественного мнения очень важен соответствующий комментарий, который будет дан информационному сообщению. До сведения населения может доводиться информация не только о реальных, но также и о не существующих и не существовавших событиях. Этот процесс можно назвать моделированием сознания населения в рамках создания опре-

деленной дезинформационной картины» [2, с. 19-21].

В силу своего возраста, отсутствия жизненного опыта молодому поколению очень трудно ориентироваться в многообразии информации. Проблема, называемая «вызовом времени», встала перед российской молодежью в связи с многократным увеличением информационного потока. Логическим продолжением стало не только расширение кругозора, но и возникновение ложных представлений о современном мире и обществе. Из целостного знания «выхватываются» отдельные положения, однобокие трактовки тех или иных событий, используются случайные исторические факты, которые не позволяют видеть в целом картину исторического процесса. Это напрямую влияет на молодежь, позволяет ей делать неверные, с точки зрения науки, выводы и умозаключения. Например, современная ситуация с патриотизмом в молодежной среде напрямую связана с недостаточно продуманной и мощной государственной информационной политикой.

Как показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенный в июне 2013 г., 42% россиян не испытывают чув-

69

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ

ства гордости за события в жизни страны, произошедшие за последние 10—15 лет [5]. Столько же респондентов считает, что за этот же период в России и не было никаких значимых достижений. При этом опрос, состоявшийся месяцем позже, показал, что 85% россиян гордятся историей своей страны [6]. Сентябрьские данные ВЦИОМ за этот же год показали, что 80% считают себя патриотами [4]. Анализируя данные ВЦИОМ, можно с уверенностью сказать, что основой для патриотических чувств всех россиян, и молодежи в частности, является несовременная действительность.

Современное профессиональное образование, основанное на компетентностном подходе, наряду с профессиональными компетенциями, призвано формировать у будущих специалистов также общекультурные, в частности социально-культурные компетенции. К таким компетенциям можно отнести:

• способность анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности;

• способностью работать в команде, толе-рантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

• способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства и др.

Однако для формирования всех вышеперечисленных компетенций у современных студентов только традиционных подходов, основанных на чтении литературы, просмотре фильмов и телепередач, посещении выставок и культурно-массовых мероприятий, явно не достаточно. Связано это, в первую очередь, с изменением качественной характеристики жизни молодого поколения, влияющей на формирование морально-нравственных качеств молодежи. Современная молодежь — люди, живущие в он-лайн режиме получения информации и доступа к ней. Интернет и беспроводные сети позволяют это делать достаточно легко. Чтобы оценить степень влияния контента интернет-пространства на формирование социально-культурных компетенций будущих специалистов в сфере туризма, нами было проведено специальное исследование.

Методика

Кратко остановимся на характеристике методов сбора и обработки информации.

В качестве объектов исследования рассматривались непосредственно контент медийных публикаций, а также мнения студентов и экс-пертов-педагогов по поводу их содержания. В качестве отраслевой направленности была выбрана сфера туризма. И такой выбор не случаен. По нашему мнению, специалист, работающий в сфере культурно-исторического туризма и имеющий непосредственное взаимодействие с клиентами, по сути, становится для них одним из источников информации и пропаганды, особенно для более молодого поколения. Поэтому очень важно, в какой социально-культурной среде он сам был «сформирован как человек и специалист».

Проведению анализа контента предшествовала разработка методик, базирующихся на следующих общенаучных методах:

• общая теория систем;

• системный анализ и синтез;

• моделирование сложных систем;

• структурно-функциональное моделирование;

• методы описания функциональных требований;

• методы выбора и принятия решений.

Сбор информации осуществлялся по двум

основным направлениям: 1) исследование

мнений (опрос) студентов; 2) исследование мнений (опрос) педагогов-экспертов.

С целью выявления мнений студентов применялся метод сплошного опроса в web-пространстве для генеральной совокупности сообщества студентов профильных туристских вузов, а также глубинное личное интервью для выборочной совокупности сообщества выпускников вузов. В данном случае под опросом понимается выяснение позиций выпускников или получение от них справки по вопросам их самореализации и самоидентификации в пространстве профессионального развития.

Для изучения мнений педагогов-экспертов был использован метод экспертиз. Следует отметить, что экспертиза или экспертная оценка — это средняя, или модальная, характеристика из высказанных группой компетентных специалистов мнений о степени соответствия компетентностной системы образования

70 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

Роль государственной информационной политики в формировании социально-культурных компетенций...

в сфере туризма современным социально-экономическим требованиям, при условии согласованности или близости взглядов.

В качестве инструментария исследования использовались анкеты (опросные листы).

В результате проведенного исследования были выявлены следующие тенденции:

• контент медийных публикаций в сфере туризма практически не содержит таких содержательных доминант, как этика и культура общения; этика межкультурных коммуникаций; особенности межкультурных коммуникаций; толерантность в современном мире; «экология человека»; «развитие человеческого капитала» (только 5% публикаций содержат содержательные доминанты подобного рода);

• контент медийных публикаций часто содержит деструктивную, направленную на искажение исторической и актуальной действительности России информацию, оказывающую негативное влияние на формирование таких важных личностных качеств, как патриотизм, уважение к профессионализму и т. п. (из рассмотренных более чем 470 публикаций 31% содержали негативный контент);

• студенты вузов туристского профиля в большинстве (до 80%) согласились, что им трудно ориентироваться в политической информации, и они не понимают цели публикуемых материалов, не могут дать нравственную оценку и толкование фактам;

• выпускники вузов туристского профиля уверенно (67% опрошенных) подтвердили важность позитивных установок при осуществлении профессиональной деятельности в туризме: в осуществлении межкультурной коммуникации, в работе в коллективе, в развитии человеческого капитала и т. п.;

• педагоги-эксперты в большинстве своем (94%) поддерживают идею проведения профессиональной экспертизы медийных публикаций.

Основная часть

Научная ценность проведенного исследования заключается в том, что была выявлена потребность в государственной поддержке и экспертизе информационных ресурсов с целью развития профессионального образования и подготовки квалифицированных кадров

для туризма. Туризм как социономическая сфера деятельности требует особых компетенций сотрудников. Ведущими компетенциями, без которых работа невозможна, являются социальные компетенции. Исследовав мнения выпускников туристских вузов, исследователи пришли к заключению, что такие важные составляющие социальных компенций, как толерантность, межкультурные коммуникации, развитие человеческого потенциала, нравственная установка на патриотизм, самоотдачу, профессионализм, являются необходимыми при профессиональной реализации в туризме.

Опросы студентов туристских вузов показали, что в силу возраста и недостатка жизненного опыта студентам трудно ориентироваться в потоке информации массмедиа, что контент медийных публикаций в большей степени оказывает деструктивное влияние на их личностное развитие.

Профессиональные педагоги-эксперты подтвердили наличие проблемы, указали на необходимость государственной экспертизы контента медийных публикаций, что также выявило настоящее исследование.

Исходя из полученных результатов, стоило бы подумать о формировании отдельных социальных сетей культурной и исторической направленности. Конечно, это затратные проекты, поскольку предлагают консультирование участников интернет-сообщества профессиональными учеными, видными и авторитетными отечественными историками, социологами, филологами и т. д. Оценка событий истории России и современного этапа ее развития со стороны научного сообщества позволила бы не только избежать фальсификаций, но и привлечь профессионалов к консультированию художественных фильмов, печатной продукции и т. п. на предмет соответствия исторической правде. Говоря современным языком, нужны ученые-блоггеры, способные в интересной форме вести живой диалог с молодежью.

Что для этого необходимо сделать? Прежде всего, скорректировать государственную информационную политику в плане популяризации знаний.

В ходе исследования были охарактеризованы удачные опыты информационной государственной политики, такие проекты как «10 чудес России» и «Имя России». Это проекты

71

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ

публичного рейтингования туристских аттракций РФ, в которых приняли участие несколько миллионов человек. Они всколыхнули общественное мнение, открыли ряд дискуссионных площадок по спорным вопросам, привлекли к обсуждению широкие слои общественности.

Учитывая особенности самореализации современной молодежи, живущей в медийном пространстве, фактически в он-лайн режиме, вполне обоснованной представляется следующая модель реализации государственной информационной политики как условия формирования социально-культурных компетенций студентов туристских вузов:

1) государственная информационная политика базируется на принципах гуманизма, развития человеческого капитала, в духе уважения к конституционным правам и нравственноэтическим ценностям России;

2) государственная информационная политика строится на содержательном, инструментальном и справочно-консультационном уровнях;

3) содержательный уровень представляет собой целенаправленное формирование контента социальных интернет-проектов нрав-

ственно-патриотической направленности, таких как, например: «История России» и т. п.;

4) инструментальный (или методический) уровень означает проведение качественной экспертизы медийных публикаций уполномоченными экспертами-профессионалами на предмет соответствия контента нравственно-этическим установкам, принципам толерантности и т. п.

5) справочно-консультационный уровень означает разработку механизма консультирования участников интернет-сообществ, блоггеров профессиональными учеными, видными и авторитетными отечественными историками, социологами, филологами и т. д.

Выводы

Таким образом, итогом проведенного исследования стало не только фактическое подтверждение необходимости осуществления государственной информационной политики в целях формирования социальных компетенций студентов, обучающихся туризму, но также была разработана модель реализации государственной информационной политики, являющейся условием формирования социально-культур-ных компетенций студентов туристских вузов.

Литература

1. Информационная политика: Учебник / Под общ. ред. В.Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003.

2. Панарин И. Первая мировая информационная война. Развал СССР. СПб.: Питер, 2010.

3. Abramov A.V. 2013. Modem Russian patriotism: What is it? // Bulletin ofMoscow State Regional University (Electronic scientific journal), № 4. URL: http://evestmk-mgou.ru/Articles/View/508. (Дата обращения: 12.04.2014).

4. Sakharchuk E.S., Khanbabaeva Z.M., Daitov V. V. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Programs in the Sphere of Tourism and Hospitality. World Applied Science Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 305—308, 2013.

5. http://ria.ru/valdaiclub_tenth_anniversary/20130910/962212968.html (Дата обращения: 12.04.2014).

6. http://www.mn.ru/blog_reference/20120507/317328193.html (дата обращения: 12.04.2014).

7. http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114195 (Дата обращения: 12.04.2014).

8. http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114310 (Дата обращения: 12.04.2014).

ROLE OF STATE COMMUNICATIONS POLICY IN THE PROCESS OF LEARNER SOCIOCULTURAL COMPETENCE DEVELOPMENT

Iudin Mikhail Viacheslavovich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Pro-Rector, yudinm@yandex.ru,

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation,

Abramov Andrei Viacheslavovich, Candidate ofPolitical Sciences, Associate Professor,

Moscow Region State University, Moscow, RussianFederation

The article presents the results of the authors’ research into the role of state communications policy in the process of learner sociocultural competence development (case study: higher education institutions offering

72 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

Роль государственной информационной политики в формировании социально-культурных компетенций...

the tourism industry personnel training programmes). The driving force behind the research was the authors’ belief in the unmonitored and frequently destructive influence of the media in general and the Internet in particular on the personality development of the youth, especially on the development of the system of values and social competences of those majoring in tourism-related disciplines. The research was empirically based of the starting data obtained from media publications content and interviews with educational process participants. The analysis of the data shows the disbalanced representation such dominants as ethics and communication standards, the ethics of cross-cultural communication, specifics of cross-cultural communication, tolerance, human ecology, human capital development, all of which are significant in terms of their positive contribution to the students’ moral development.

The results of the research bring the authors to the conclusion that it is imperative that the state should initiate a professional inspection of the Internet content, especially the media publications concerning Russian history and the strategic objectives of modern Russian social development. The authors also propose a revised model of the state communications policy implementation as applied to the development of sociocultural competences of students majoring in tourism-related disciplines. The three levels of the model structure are the content level, the index level, and the reference level. The content level presupposes a targeted development of content; the index level involves quality inspections of media publications; the reference level concerns the creation of expert consultation mechanisms available for web communities and blogger to ensure high quality consistency and data soundness of the content produced.

Keywords: state communications policy, sociocultural competences, tourism sphere

References

1. Popov, V.D. Infoimatsionnaia politika: uchebnik [Communications policy: textbook]. Moscow: RAGS Publ., 2003. p. 38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Panarin, I. Pervaia mirovaia informatsionnaia voina. Razval SSSR [The first world information war: Societ collapse]. St.-Peteisbuig: Piter Publ., 2010. Pp. 19—21.

3. Abramov, A.V. 2013. Modern Russian patriotism: What is it? // Bulletin of Moscow State Regional University (Electronic scientific journal), № 4. URL: http://evestnik-mgou.m/Articles/View/508.

4. Sakharchuk, E.S., Khanbabaeva, Z.M., Daitov, V.V. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Programs in the Sphere ofTourism and Hospitality. World Applied Science Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 305—308, 2013.

5. http://ria.m/valdaiclub_tenth_anniversary/20130910/962212968.html (Accessed on November 11, 2013).

6. http://www.mn.ru/blog_reference/20120507/317328193.html (Accessed on November 11, 2013).

7. http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114195 (Accessed on November 11, 2013).

8. http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114310 (Accessed on November 11, 2013).

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.