УДК 378.14:070.449.8
DOI: 10.12737/14584
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТУРИСТСКОЙ ИНФОГРАФИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Афанасьев Олег Евгеньевич, доктор географических наук, доцент, [email protected], ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Статья посвящена проблеме использования туристской инфографики в учебном процессе подготовки специалистов сферы туристских услуг. Объектом исследования является особая форма визуализации информации — туристская инфографика. Предмет исследования — классификация и обоснование возможностей использования туристкой инфографики как особого формата визуализации учебной информации в процессе подготовки специалистов сферы туризма. Под туристской инфографикой понимается особое тематическое направление в теории и практике визуализации информационного массива, касающегося проблематики туристских ресурсов, использования дестинаций, сервиса в туризме и гостеприимстве. В современной науке понятие туристской инфографики не разработано, комплексные обобщающие публикации о педагогических функциях инфографики отсутствуют. Инфографика как современный жанр и формат представления информации является продуктом глобального информационного пространства — «инфосферы». Главная ее функция — передача значительных объемов информации посредством ее визуализации на едином, специально организованном компактном изображении с использованием дизайнерских приемов. В сфере подготовки специалистов по направлению «Туризм» инфографика должна стать одним из важнейших методов информационного воздействия на обучающихся. Инфографика обладает целым набором важнейших дидактических качеств, позволяющих формировать особую — визуальную — компетенцию. В статье приведена классификация туристской инфографики по различным форматам ее представления (медийные, информационные, сюжетные форматы), охарактеризованы важнейшие Интернет-ресурсы, предоставляющие возможность вовлечения в учебный процесс готовых визуализаций туристской тематики. Приводится перечень и описываются возможности использования в практической деятельности студентов важнейших инструментов для проектирования и построения туристской инфографики. В статье констатируется педагогический эффект использования материалов инфографики в учебном процессе подготовки специалистов сферы сервиса и туризма. Сделан вывод о формах положительного воздействия методов визуализации туристской информации средствами инфографики на усвоение учебного материала обучающимися.
Ключевые слова: инфографика, туристская инфографика, визуализация туристской информации, классификация туристской инфографики, использование инфографики в учебном процессе
Современные тенденции формирования глобального информационного пространства — «инфосферы» [1] — основаны на информационных сетях, ядро которых составляет Интернет. Развитие этой мировой сети открывает перспективы совершенствования образовательных систем, что отражается как на техническом оснащении образовательных учреждений, расширении доступа к глобальным информационно-образовательным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся [2]. Одна из таких технических форм обучения уже стала традиционной — это метод наглядных средств обучения. Но форма их
представления существенно эволюционировала в плане способов и методов передачи значительных объемов информационных массивов.
Множество выполняемых «по старинке» иллюстраций в учебных пособиях, методических изданиях, презентационных материалах лекторов и т.п. имеют явно старомодный и непривлекательный характер графики, не позволяющий адекватно передать огромный массив информации [8]. Современные технологии визуализации информации могут быть значительно более эффективными в учебно-воспитательном процессе, привлекательными, информативными, интересными в представлении комплексной информации.
Особой формой источников информации сегодня стали медиа-информационные ресурсы, в частности, такая замечательная форма сочетания дизайнерского искусства, трехмерной графики и информационного потока, как инфо-графика. Обычно под этим термином понимается визуальное представление информации, данных и знаний. Инфографикой можно назвать любое сочетание текста и графики, созданное с целью наглядно изложить ту или иную историю, донести тот или иной факт. Инфографика особенно хорошо работает там, где необходимо показать устройство или алгоритм работы чего-либо, соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, продемонстрировать тенденцию, показать, как что-то выглядит и из чего оно состоит, реконструировать событие, организовать большие объемы информации. Простейшие широко и давно известные ин-фографические приемы — это представление информации в специально организованном виде посредством таблиц, диаграмм, графиков, картосхем, структурно-логических схем, а так-
же «стратегических» карт (roadmaps), лучевых схем-пауков (spiders) и каузальных цепей (causal chains) и многие другие — всего более сотни методов визуального структурирования [5]. Более сложно организованной является информация, визуализированная посредством комбинирования текстовых блоков, фотографий, карт, таблиц, диаграмм, реконструкции событий, и даже комиксы, — все, что может помочь создать полномерный графический рассказ. Именно такая форма представления информации и является сегодня классическим содержанием инфографических моделей.
Инфографику активно используют в совершенно разных областях, начиная от науки и статистики и заканчивая журналистикой и образованием. В общем, это достаточно универсальное средство для распространения концептуальной информации. Но главное при ее создании — это информация, обработанная дизайнером. Главная «формула» построения инфографики — «качественная визуализация данных — включение эмоций — легкое и яркое восприятие инфор-
Рис. 1. «Инфографика об инфографике»: способ представления информационного массива посредством его визуализации (Источник: http://www.infographicsdesigners.co.uk/)
мации». Сегодня практически каждый представитель средств массовой информации имеет собственный интернет-сайт. И одна из самых современных форм представления информации в них именно инфографика. Значительная часть такой информации посвящена экономической, политической, исторической проблематике. Также отличным дизайном и восприятием отличаются географические карты, разработанные методами инфографики. Их используют телевизионные каналы для передач новостей. К тому же инфографика может быть исполнена в статическом или динамическом видах. На рисунке 1 с помощью простейших приемов инфографики обоснована роль и функция данного направления.
Главная функция любой инфографики — это передача значительных объемов информации посредством ее визуализации на едином, специально организованном компактном изображении с использованием дизайнерских приемов. В этой ее функции содержится огромный педагогический потенциал, образовательный и воспитательный эффекты, целый ряд дидактических функций.
Проблематика научного обоснования использования методов и приемов инфографики, организации и представлении учебной информации в формате инфографики на сегодняшний день раскрыты относительно слабо как в отечественной, так и в зарубежной литературе, не взирая на всю очевидность важности данного вопроса. Концептуальные положения инфографики как информационного ресурса, технологий ее выполнения, принципов организации информации и контентных форм очень хорошо раскрыты рядом зарубежных авторов (Р. Крам [11], Дж. Ланкоу, Дж. Ритч, Р. Крукс [12], М. Смикиклас [14], С. и М. Тоузленд [15] и др.), публикации которых могут оцениваться как фундаментальные для современного этапа развития данного направления. Примеры тематического применения приемов инфографики прекрасно иллюстрируют книги В. Д'Эфилиппо и Д. Болла [10], Д. Маккэндлесса [13] и др. Об образовательной функции и возможностях использования инфографики в учебно-воспитательном процессе идет речь в отдельных публикациях отечественных авторов (Грушевская В.Ю. [3], Ермолаева Ж.Е. и соавт. [4], Климова ТВ. [5], Кондратенко О.А. [6], Селеменев С.В. [7] и др.). Об инфографике как способе формирования особой визуальной компетенции в ходе учебно-
го процесса идет речь в статье О.А. Кондратенко [6]. К сожалению, обобщающее исследование данной проблематики на сегодня в российском научном пространстве отсутствует. Проблематика особенностей и функции инфографики в учебно-образовательном процессе подготовки кадров для сферы сервиса и туризма вообще не освещается ни в отечественных, ни в зарубежных публикациях. При этом именно сфера сервиса и туризма предоставляет практически неограниченные возможности для визуализации объемных страноведческих, статистических, пространственных, образно-знаковых и многих иных информационных массивов, с которыми она имеет непосредственное отношение.
Туристская инфографика — особое тематическое направление в теории и практике визуализации информационного массива, касающегося проблематики туристских ресурсов, использования дестинаций, сервиса в туризме и гостеприимстве. В сети Интернет, в ряде научных, научно-популярных изданий представлен достаточный объем инфографики туристской проблематики. Для иллюстрации изложенного в табл. 1 приведем ссылки на лучшие, с нашей точки зрения, источники туристской информации, исполняемой в инфографическом виде.
Массив туристской инфографики, несмотря на отсутствие до сих пор такого понятия в научном и профессиональном обиходе, на сегодняшний день уже довольно значителен. И он может быть классифицирован по различным признакам (табл. 2).
Перечисленные выше классификационные категории туристской инфографики далеко не исчерпывают всего ее видового, содержательного, категорийного многообразия. В целях образовательного процесса по подготовке специалистов сферы туризма и сервиса важно дать студентам общее представление о туристской инфографике, ее целях и задачах. Также полезным будет на практических занятиях таких дисциплин, как «Основы туризма», «Туристско-рекреационное проектирование», «Инновации в сервисе и туризме», «Информационное обеспечение профессиональной деятельности», «География и страноведение» и др. обучить студентов базовым принципам проектирования туринфо-графики. Данные знания, умения и навыки потенциально могут стать эффективным инструментом в их дальнейшей работе с различной целевой аудиторией — при поиске клиентов для продажи туристских продуктов и услуг, оформле-
Таблица 1
Важнейшие интернет-ресурсы, содержащие тематическую туристскую инфографику, доступную для использования в учебном процессе подготовки специалистов по направлению «Туризм»
Интернет-ресурс Краткая характеристика Ссылка на ресурсы
Портал культурного наследия России «Культура.рф» Раздел «Образы России» содержит информацию по отдельным дестинациям России, к большинству из которых приводятся инфогра-фические плакаты, исполненные в едином стилевом решении www.culture.ru
Туристическая Ассоциация «Мир без границ» Раздел «Инфографика» содержит большое количество туристской инфографики, отражающей тенденции и процессы развития туризма в России и в мире http://visit-russia.ru/tags/ infografika
Газета «Аргументы и факты» Инфографика на актуальную проблематику экономики, политики, культуры, науки, событий и др. Большинство материалов могут использоваться в сфере туристского образования www.aif.ru/infographic
Деловая газета «Взгляд» www.vz.ru/infographics
РИА Новости http://ria.ru/infografika
ТАСС Инфографика http://tass.ru/infographics http://tassgraphics.ru/
Журнал «ИНФОГРАФИКА вместо слов» Тематическое издание, в котором все статьи публикуются исключительно в виде инфографики. В каждом номере журнала имеется туристская инфографика http://infographicsmag.ru/journal
Mercator Group Передовые дизайнерские и визуализаторские компании, создающие профессиональную статическую и динамическую инфографику для ведущих телеканалов и издательств России. В портфолио компаний -множество образцов туристской инфографики, советы и рекомендации по ее созданию http://www.mercator.ru/portfolio
Infographer http://infographer.ru/
Infogra http://infogra.ru/infographics
Pinterest В результатах поиска по ключевому слову «Инфографика» содержится множество работ, посвященных проблематике туризма и путешествий https://www.pinterest.com/ search/pins/?q=инфографика
Flicker Тематические группы на всемирном фотохостинге, в которых содержатся материалы инфографики по отдельным дестинациям, странам, статистике, видам транспорта и способам туристских путешествий https://www.flickr.com/ search/?text=инфографика https://www.flickr.com/ groups/16135094@N00
нии отчетов и документации, подготовке квалификационных работ в вузе и др.
Основными инструментами для проектирования и построения туристской инфографики могут являться следующие программные продукты:
1) Infogr.am — инструмент для создания интерактивных схем, графиков и карт с возможностью загрузки видео и фотографий для создания интерактивной инфографики. Все данные вносятся в таблицу, напоминающую форму Excel, а встроенный генератор автоматически обновляет готовую инфографику;
2) Easel.ly — стартап, предлагающий базовые шаблоны и библиотеку различных графических форм, цветовых палитр и шрифтов для организации и создания инфографики. Ресурс идеален для создания инфографических диаграмм, блок-схем и картограмм;
3) Visual.ly — платформа для публикации инфографики. Позволяет генерировать ряд инфо-
графических визуализаций. Сервис основывается на социальных метриках;
4) Venngage.com — инструмент для создания и публикации инфографики с достаточно простым в использовании набором возможностей. Доступны готовые схемы, темы оформления, графики и иконки, а также поддерживается загрузка авторских изображений и фонов для готовых схем, также поддерживаются анимации;
5) Dipity.com — сервис для создания, настройки и публикации интерактивной инфо-графики-хроники. Возможно загрузить схемы, фотографии, прикрепить видеоролики, аудиозаписи, интернет-ссылки, геолокации и календарные отметки;
6) Piktochart.com — инструмент для трансформации информации в визуальные истории, создания презентационной автоматически настраиваемой инфографики и схем на основе введенных данных. Имеются как интегрированные
Таблица 2
Классификационные категории и виды инфографики
Виды инфографики Краткая характеристика вида инфографики Ссылки на примеры туристской инфографики
1 2 3
1. Медийный формат (уровень сложности) (по [11 )
Статическая Простейшая и наиболее распространенная разновидность инфографики, представляющая собой растровый рисунок. Чаще всего распространяется он-лайн, в периодических изданиях, соцсетях Серия инфографики по дестинаци-ям России http://www.mercator.ru/ works/?catID=36&workID=683
Масштабируемая Инфографика с масштабируемым интерфейсом (встроена масштабная шкала или инструмент-лупа). Характерна для больших по размеру, широкоформатных инфографических изображений. Применяется при необходимости отобразить сложные взаимосвязи между последовательными, разноуровневыми, разномасштабными, сложноподчиненными объектами и явлениями. Особенно полезна при отображении картографических произведений, зачастую требующих увеличения масштаба для территориальной детализации показателей «Карта Интернета» http://internet-map.net/ «Проектирование системы навигации туристского пространства» http://prezi.com/j9mdis0dy1kr/Putm_ campaign=share&utm_ medium=copy&rc=ex0share
Кликабельная Имеется возможность щелкать указателем мыши на отдельных элементах инфографики как на гиперссылках (либо всплывают отдельные инфоблоки при наведении указателя мыши), выводя на экран дополнительную или второстепенную информацию. Такой формат позволяет не перегрузить детализированными сведениями основную, наиболее важную информацию, переданную средствами инфо-графики «Московская подземка» http://ria.ru/ infografika/20150515/1064252156.html «Мастер, Маргарита и булгаковская Москва» http://ria.ru/ infografika/20150213/1047587528.html
Анимированная Изображение или его часть движется или изменяется тем или иным образом, пока зритель с ней знакомится. В отличие от видеоинфографики, не содержит в себе видеофайлов. Динамика изображения обеспечивается форматом файла .gif - последовательностью статических картинок в непрекращающемся цикле их сменяемости («гифографика») «Анатомия игры в гольф» http://visual.ly/golf-swing- anatomy?utm_source=visually_embed
Видеоинфо-графика Используется видеоформат представления информации, позволяющий знакомить пользовательскую аудиторию с цифрами и данными в нужном контексте при просмотре видеоряда «ВВС. Мировой туризм в цифрах: куда и зачем мы любим ездить» https://www.youtube.com/ watch?v=thVgy8-LZGA
Интерактивная Образцы инфографики, при работе с которыми зритель может в той или иной степени контролировать изучаемую информацию или визуализации данных. При этом пользователь имеет возможность настроить необходимый формат представления данных при помощи визуализационных модулей «Земля: визуализация глобальных погодных условий» http://earth.nullschool.net/ «Куда поехать отдыхать» http://ria.ru/ infografika/20131108/975507835.html
2. Информационный формат (формат представления информации)
Статья с визуализацией Достаточно объемный текст, переведенный в визуальную форму, что делает его более понятным и запоминающимся. Необходимым условием является «цепляющий» заголовок. Широко распространяется в соцсетях «Творцы отдыха» http://www.hotline.travel/upload/ medialibrary/99c/24_3000.jpg
Блок-схема Визуализация в виде блок-схемы, позволяющая найти решение проблемы путем ответов на мини-вопросы. Также популярный формат инфографики в соцсетях «Где встретить новый год?» https://aeroexpress.ru/docroot/ infographica/newyear2015/index.htm
Хроника Инфографика, оформленная в виде хронологической «линии времени», которая как бы отправляет пользователя в путешествие во времени «Легендарная Историческая сцена Большого театра» http://tassgraphics.ru/ file?Images&71906&Preview
«Шпаргалка» Своеобразная инструкция по решению определенной проблемы, достижению той ли иной цели, каждое действие которой оформлено в виде картинки «Первое путешествие с детьми» https://aeroexpress.ru/docroot/ infographica/kids/
Продолжение таблицы 2
«Друг против друга» Наглядное сравнение двух объектов, понятий, явлений. Хорошо подходит для представления результатов социологических исследований двух категорий респондентов, изучения полярных явлений, процессов и т.п. Позволяет отразить в концентрированном и визуально понятном виде достаточно большой объем «сухих» данных. Сравниваемые объекты должны быть релевантными «Идеальная гостиница глазами мужчин и женщин» http://hotelier.pro/images/articles/ideal-hotel-g.jpg
«Числовые извращения» Инфографика, призванная заменить собой значительные массивы статистических данных, представить их в наглядном и удобовоспри-нимаемом виде. Может состоять из графиков, диаграмм, цифр, но оформленных в стилизованном дизайне «Где и как планируют отдыхать россияне» http://old.rian.ru/ infografika/20100527/239115318.html
Фотоинфо-графика Главным элементом инфографического изображения является фотография того объекта, которому она посвящена. Тем самым обеспечивается визуальная связь объекта и информационного поля о нем, что позволяет ускорить запоминаемость данной информации и облегчить ее восприятие («энциклопедическая статья в одном изображении») «Бессмертная русалочка» http:// visualrian.ru/ru/site/gallery/#331102
«Красивая картинка» Главное назначение инфографики в стиле «красивой картинки» - подать информацию красиво, необычно, интересно и сделать ее запоминающейся. Хорошо подходит для больших объемов данных, очень важно выбрать подходящий и эффектный дизайн «Сколько китайских туристов приезжает в Россию по безвизовым спискам?» http://visit-russia.ru/sites/default/files/ pictures/6.jpg
3. Сюжетный формат (формат информативной содержательности)
Туристские дестинации Инфографика, сюжет которой посвящен описанию объектов, событий, явлений и пр., привлекающих внимание туристов «Пивные реки Октобрфеста» http://cdn15.img22.ria.ru/ images/74513/51/745135186.jpg
Виды туризма Инфографика об особенностях организации туристского отдыха определенного вида, формы, категории. Выделяется в соответствии с классификационными категориями видов туризма, целевыми направлениями отдыха, формами организации видов туристской деятельности и т.п. «Регионы РФ, где больше всего объектов агротуризма» http://www.aif.ru/dontknows/ infographics/chem_horosh_otpusk_v_ derevne
Туристская картография В основе инфографики лежит географическая карта, картосхема или план, к которым привязываются сюжетные составляющие визуализируемой информации «Гастрономическая карта Италии» http://b1.culture.rU/c/20458.jpg
Туристские страны и регионы Инфографика, раскрывающая ресурсный потенциал, особенности посещения, специфику организации туринфраструктуры и пр. отдельных туристских стран мира, их регионов, отдельных локальных территорий «Прекрасная Сена» http://www.nat-geo.ru/upload/iblock/ 4с0/4с0с3Ь2ае2Ь5ЬЬ8594225Ь5004 5f0910.jpg
Советы туристам Визуализированные советы туристам относительно норм и правил поведения в тех или иных странах, транспортных средствах, особенностях оформления документов, сбора багажа, экипировки, покупок, пользования теми или иными услугами и т.п. «Как оставаться красивой в самолете» http://teztour-chelny.ru/wp-content/ uploads/2014/04/RXvjzoLbl-Y.jpg
Статистика туризма Инфографика, отображающая самые разнообразные статистические показатели развития туристской сферы, динамики турпоездок, популярности направлений, собирательные образы туриста и пр. «Рейтинг городов мира по стоимости для туристов» http://cdn12.img22.ria.ru/ images/40912/40/409124058.jpg
Практика туристской деятельности Инфографика, раскрывающая специфику деятельности участников рынка туристских услуг - туроператоров, турагентств, отелей, транспортных компаний и пр. «14 трендов маркетинговых стратегий гостиниц» https://www.pinterest.com/ pin/487514728385727990/
Туристская инфраструктура Инфографика, раскрывающая особенности, классификационные категории, признаки и характеристики объектов туристской инфра- и супраструктуры «Что означают звезды отелей?» http://manjuna.com/wp-content/ uploads/2013/12/hotels4.jpg
в программу редактор схем и цветовой палитры, набор шрифтов, так и возможность загрузки собственных фонов, форм и картинок, например, растровых картографических изображений, фотографий и др.;
7) Prezi.com — продукт для создания интерактивных презентаций, сочетающий в себе все возможности для организации и проектирования инфографики любого медийного формата. Получаемая на выходе онлайновая презентация в формате Prezi представляет собой не что иное, как масштабируемую, интерактивную и/или анимированную инфографику, объединенную единой сюжетно-дизайнерской линией (предустановленной в программе или самостоятельно организованной автором).
Все перечисленные инструменты онлайн проектирования туристской инфографики являются полностью или условно-бесплатными. Объем возможностей, предоставляемых данными программными инструментами, вполне достаточен для построения качественной и содержательной туринфографики в учебном процессе.
Главный педагогический эффект использования материалов инфографики в учебном процессе подготовки специалистов сферы сервиса и туризма заключается в том, что подобный способ представления информации обучающимся:
1) способствует повышению их заинтересованности в предмете;
2) обеспечивает их повышенную вовлеченность в образовательный процесс;
3) стимулирует их познавательную деятельность;
4) активизирует их критическое и аналитическое мышление;
5) увеличивает способность генерирования и развития собственных идей и проектов;
6) улучшает уровень запоминаемости и воспроизведения информации.
При этом у студентов развиваются четыре группы навыков — зрительные, аудиальные, вербальные и кинестетические. Занятие, проведенное с использованием инфографики, запомнится обучающимися больше, чем даже то, которое проведено с использованием традиционных
приемов презентации по технологии PowerPoint. Аналогично значительно больше запомнится и усвоится учебный материал того фрагмента занятия, который сопровождался иллюстрацией и разбором визуализированного методами и приемами инфографики контента. Данная особенность инфографики основана на природных свойствах избирательности внимания человека, которое особенно обостряется в условиях современного «информационного шквала». Приемы визуализации части этого потока приводят к его избирательному запоминанию и концентрации внимания на нем.
Исходя из проведенного исследования, можно констатировать, что на сегодняшний день комплексного исследования возможностей применения ресурсов инфографики в образовательном процессе подготовки специалистов в сфере туризма и сервиса не проведено. Малоизученными, с научной точки зрения, являются педагогические функции инфографики, ее учебное и воспитательное значение, методические приемы работы с данным видом образовательных ресурсов. К сожалению, за редким исключением в виде отдельных педагогов-новаторов, не задействованными в учебном процессе остаются и безграничные ресурсы программных продуктов сети Интернет, позволяющих оперативно и качественно создавать информационный продукт нового типа. Их использование позволило бы получить студентам направления подготовки «Туризм» принципиально новый вид компетенций, получивших в новейшей педагогической литературе название визуальной. Приведенные в статье источники, классификационные категории и программные ресурсы туристской инфографики позволят преподавателям организовать ее поиск в сети Интернет, систематизировать и интегрировать в собственные методические материалы, используемые в учебном процессе. Охарактеризованные онлайновые ресурсы для проектирования и создания туристской инфо-графики будут полезны студентам для получения новых знаний, умений и навыков, расширения кругозора, обучения способам обработки, систематизации и представления информации в новом, популярном и востребованном формате.
Литература
1. Афанасьев О.Е. Возможности для создания учебных презентаций в программной среде prezi.com и применения в целях географического образования ресурсов инфографики // География, геоэкология, геология: опыт научных исследований: Материалы VII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2010. С. 294-296.
2. Афанасьев О.Е. Особенности применения проблемного обучения в магистерском курсе студентов-географов // Проблемы непрерывного географического образования и картографии. Киев: ИПТ, 2009. С. 7—13.
3. Грушевская В.Ю. Изучение семантических возможностей визуализации на теоретических и практических занятиях // Педагогическое образование в России. 2013. № 6. С. 183—187.
4. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 11. С. 26—30.
5. Климова Т.В. Когнитивная инфографика в профессиональной подготовке студента вуза: сущность, возможности, технологии реализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7—4 (14). С. 117—119.
6. Кондратенко О.А. Инфографика в вузе: формируем визуальную компетенцию // Перспективы науки и образования. 2014. № 2 (8). С. 109-115.
7. Селеменев С.В. Школьная инфографика // Образование в современной школе. 2010. № 2. С. 34-42.
8. Arslan D., Toy E. The visual problems of infographics // Global Journal on Humanites & Social Sciences. [Online]. Vol.1, Iss. 1, 2015. pp. 409-414. http://www.world-education-center.org/index.php/pntsbs [Accessed on October 5, 2015].
9. Cairo A. The Functional Art: An introduction to information graphics and visualization. Berkeley: New Riders, 2012. 384 p.
10. D'Efilippo V., Ball J. The Infographic History of the World. London: Harper Collins Pub., 2013. 217 p.
11. Krum R. Cool Infographics. Effective Communication with Data Visualization and Design. Indianapolis: John Wiley &Sons Inc., 2014. 384 p.
12. Lankow J., Ritchie J., Crooks R. Infographics: The Power of Visual Storytelling. New Jersey: John Wiley&Sons Inc., 2012. 264 p.
13. McCandless D. Information is Beautiful. London: William Collins, 2012. 256 p.
14. Smiciklas M. The Power of Infographics: Using Pictures to Communicate and Connect with Your Audiences. Indianapolis: Pearson Education Inc., Que Pub, 2012. 224 p.
15. ToselandM., ToselandS. Infographica: The World As You Have Never Seen It Before. New York: Quercus Publishing Plc., 2014. 224 p.
TOURISM INFOGRAPHICS: POTENTIAL FOR EDUCATIONAL PROCESS
Oleg E. Afanasiev, PhD (Dr. Sc.) in Geography, Associate Professor, [email protected], Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The article is devoted to the problem of using tourism infographic in the educational process of training specialists in the sphere of tourist services. The object of study is a special form of information visualization — infographics tourist. Subject of research is the classification and study of possibilities of using tourism as a special infographic of the format of visualization of the educational information in the process of training specialists in the sphere of tourism. Tourism infographic refers to a special thematic course in theory and practice visualizing the information related to tourism resources, destinations, service in tourism and hospitality. In modern science the concept of tourism infographic, a comprehensive synthesis publication about the pedagogical functions of the infographics are absent. Infographics as a modern genre and the format for reporting is the product of a global information space of the «InfoSphere». Its main function is the transfer of large volumes of information through its visualization on a single, specially organized a compact image with the use of design techniques. In the field of training of specialists on direction «Tourism» infographics have become one of the most important methods of information influence on the students. The infographic has a bunch of important didactic qualities, allowing to form a special visual expertise. The article describes the classification of tourism infographic in various formats (media, information, narrative formats) described critical Internet resources, providing the opportunity to engage in the learning process of the finished renderings of tourist subjects. The article lists and describes the possibility of using in practical activity of students the most important tools for the design and construction of tourist infographic. The article States the pedagogical effect of the use of the materials infographic in the educational process of training specialists in the sphere of service and tourism. The conclusion forms the positive impact of visualization techniques of tourist information by means of infographics on the academic learning of students.
Keywords: infographics, travel infographics, visualization of tourism information, classification of tourist infographic, usage of infographic in the education
References
1. Afanasiev O.E. Vozmozhnosti dlja sozdanija uchebnyh prezentacij v programmnoj srede prezi.com i primenenija v celjah geograficheskogo obrazovanija resursov infografiki [Opportunities to creating educational presentations with Prezi.com software environment and using resources of infographics for geographical education] / V sb.: Geografija, geojekologija, geologija: opyt nauchnyh issledovanij [Geography, geoecology, geology: the experience in the scientific research]: Mate-rialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. 2010. P. 294—296.
2. Afanasiev O.E. Osobennosti primenenija problemnogo obuchenija v magisterskom kurse studentov-geografov [The features of problem studying in teaching of students of master's degrees of geography] / V sb.: Problemy nepreryvnogo geograficheskogo obrazovanija i kartografii [Continuing education problems on geographical and cartography]. Kiev: IPT, 2009. P. 7-13.
3. Grushevskaja V.Ju. Izuchenie semanticheskih vozmozhnostej vizualizacii na teoreticheskih i prakticheskih zanjatijah [Studying semantic opprtunities of visualization at theoretical and practical training] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher Education in Russia]. 2013. Iss. 6. P. 183-187.
4. Ermolaeva Zh.E., Lapuhova O.V., Gerasimova I.N. Infografika kak sposob vizualizacii uchebnoj informacii [Infographics as a way of educational information rendering] // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal Koncept [Concept: Scientific-methodical electronic journal]. 2014. Iss. 11. P. 26-30.
5. KlimovaT.V. Kognitivnaja infografika v professional'noj podgotovke studenta vuza: sushhnost', vozmozhnosti, tehnolo-gii realizacii [Cognitive infographics in the training of high school students: the nature, features, technology implementation] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. 2013. Iss. 7-4 (14). P. 117-119.
6. Kondratenko O.A. Infografika v vuze: formiruem vizual'nuju kompetenciju [Infographics in the University: generated visual competence] // Perspektivy nauki i obrazovanija [Perspectives of science and education]. 2014. Iss. 2 (8). P. 109-115.
7. Selemenev S.V. Shkol'naja infografika [School infographics] // Obrazovanie v sovremennoj shkole [Education in the modern school]. 2010. Iss. 2. P. 34-42.
8. ArslanD., ToyE. The visual problems of infographics // Global Journal on Humanites & Social Sciences. [Online]. Vol. 1, Iss. 1, 2015. pp. 409-414. http://www.world-education-center.org/index.php/pntsbs [Accessed on October 5, 2015].
9. Cairo A. The Functional Art: An introduction to information graphics and visualization. Berkeley: New Riders, 2012. 384 p.
10. D'Efilippo V., Ball J. The Infographic History of the World. London: Harper Collins Pub., 2013. 217 p.
11. Krum R. Cool Infographics. Effective Communication with Data Visualization and Design. Indianapolis: John Wiley &Sons Inc., 2014. 384 p.
12. Lankow J., Ritchie J., Crooks R. Infographics: The Power of Visual Storytelling. New Jersey: John Wiley&Sons Inc., 2012. 264 p.
13. McCandless D. Information is Beautiful. London: William Collins, 2012. 256 p.
14. Smiciklas M. The Power of Infographics: Using Pictures to Communicate and Connect with Your Audiences. Indianapolis: Pearson Education Inc., Que Pub, 2012. 224 p.
15. ToselandM., ToselandS. Infographica: The World As You Have Never Seen It Before. New York: Quercus Publishing Plc., 2014. 224 p.