21. Юзик Ю. Невесты Аллаха: лица и судьбы всех женщин - шахидок, взорвавшихся в России. М.: Ультра, 2003. 216 с.
22. Юнусов А.М. Современный терроризм как социально-политическое явление // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» [Электронный ресурс], 2020. № 2. С. 15-20. Режим доступа: http://inter-legal.ru/wp-content/uploads/2020/09/07-web.pdf/ (дата обращения: 09.06.2021).
23. Яхьяев М.Я. Фанатизм: проблема понятийного определения // Голос разума: Респ. философ. журн., 2005. № 2 C. 78-82.
24. Gonzalez-Perez М Women and Terrorism: Female Activity in Domestic and International Terror Groups. Routledge. Taylor and Francis Group. London & New York, 2008. 160 p.
25. Nnam M.U., Arua M.C., Out M.S. The use of women and children in suicide bombing by the Boko Haram terrorist Group in Nigeria // Aggression and Violent Behavior, 2018. Vol. 42. P. 35-42.
26. Zedalis D. Female Suicide Bombers, 2004. 153 р.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА
1 2 Шабанова Л.Б. , Сорокин Н.В.
Email: [email protected]
1Шабанова Людмила Борисовна - доктор экономических наук, профессор; 2Сорокин Никита Валерьевич - магистрант, кафедра менеджмента, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, г. Казань
Аннотация: в статье анализируется роль государственного и муниципального управления в развитии физической культуры и спорта. Рассматриваются основные направления государственной политики Российской Федерации в области физической культуры и спорта, а также её цель и методы реализации. Выделяются содержание и направления муниципальной политики России в области физической культуры и спорта на примере Республики Татарстан, приводятся статистические данные, отражающие успешность проведения муниципальной спортивной политики. Ключевые слова: государственное управление, муниципальное управление, физическая культура и спорт, физкультурно-спортивный сектор, Республика Татарстан.
ROLE OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT Shabanova L.B.1, Sorokin N.V.2
1Shabanova Ludmila Borisovna - Doctor of Economic Sciences, Full Professor; 2Sorokin Nikita Valeryevych - Undergraduate, MANAGEMENT DEPARTMENT, KAZAN INNOVATIVE UNIVERSITY NAMED AFTER V.G. TMIRYASOV
KAZAN
Abstract: the article analyzes the role of state and municipal government in the development of physical culture and sports. The main directions of the state policy of the Russian
Federation in the field of physical culture and sports, as well as its goal and methods of implementation are considered. The content and directions of the municipal policy of Russia in the field ofphysical culture and sports are highlighted on the example of the Republic of Tatarstan, statistical data are presented that reflect the success of the municipal sports policy.
Keywords: public administration, municipal administration, physical culture and sports, physical culture and sports sector, the Republic of Tatarstan.
УДК 796.06
Введение
Физкультурно-спортивный сектор, являющийся одной из наиболее активно развивающихся областей современной жизни России, длительное время подвергается государственному воздействию [1]. Сфера физической культуры и спорта (ФКиС) обладает относительной самостоятельностью в регионах, однако по ряду вопросов государство может воздействовать на её участников. При этом ряд субъектов федерации при проведении политики в сфере ФКиС ориентируется на международные стандарты и требования, что приводит к перестройке сложившихся традиционных подходов и делает важным изменение взаимоотношений физкультурно-спортивного сектора с различными уровнями власти.
Цель работы заключается в изучении роли государственного и муниципального управления в развитии физической культуры и спорта. Для её достижения были использованы методы анализа и синтеза правительственных отчётов и научных публикаций по теме.
Основные направления государственной политики Российской Федерации в области физической культуры и спорта
Государственное управление в сфере ФКиС представляет собой деятельность государства по установлению и реализации общественных интересов и потребностей в становлении системы норм и ценностей, ориентированных на повышение уровня умственных и физических способностей человека и его двигательной активности, формирование социальной адаптированности и здорового образа жизни посредством направленного физического воспитания, а также развитие общественных отношений, которые складываются при организации и воплощении соревнований. Госструктуры задействуют потенциал ФКиС в целях укрепления здоровья населения, приобщая к активным занятиям двигательной деятельностью разные категории населения [2].
Роль госуправления в развитии ФКиС состоит в разработке и применении комплекса экономических, правовых, организационных и иных мер, ориентированных на достижение определённых целей, сформулированных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [3]. Её основная цель состоит в разработке ключевых механизмов и направлений, способствующих формированию условий, которые обеспечивают равные для всех граждан возможности ведения здорового образа жизни и регулярного занятия ФКиС и способствуют увеличению конкурентоспособности отечественного спорта. Для достижения указанной цели выделяется ряд задач, воплощение которых обеспечивается мерами общего и специального характера. К первой категории мер, реализуемых в профессионально-спортивной среде и применительно к объектам инфраструктуры, относится разработка национальных стандартов, технических регламентов, свода правил касательно проектирования и возведения спортивных объектов и правил сертификации продукции и услуг [4]. Меры специального характера ориентированы на различные целевые аудитории населения и подразделяются на две группы:
1. Меры, призванные определить реальные потребности граждан в занятии ФКиС, в том числе в развитии профессиональных услуг. Эти меры имеют информационный характер и обеспечивают мероприятия по созданию спортивной инфраструктуры и
актуальные действия по поддержанию надлежащего состояния существующих объектов ФКиС.
2. Меры, нацеленные на обеспечение доступности спортивной инфраструктуры. Сопряжены с созданием и применением объектов ФКиС.
Данные меры являются частью программно-целевого метода госполитики по развитию ФКиС и дают возможность рационально использовать существующие ресурсы и комплексно решать имеющиеся проблемы.
Содержание и направления муниципальной политики России в области физической культуры и спорта
Одной из ключевых задач в организации здорового времяпрепровождения граждан и развитии спорта массовой направленности является обеспечение общей доступности спортивно-досуговых учреждений [5]. Значительная роль в развитии ФКиС отводится муниципальным органам власти, представляющим собой наиболее приближенный к гражданам уровень управления. Регулированием вопросов развития ФКиС занимается Комитет по физической культуре и спорту, базовыми задачами которого являются:
• проведение официально организуемых мероприятий спортивной и оздоровительной направленности;
• обеспечение условий, необходимых для развития ФКиС.
Местное самоуправление представляет собой специфический уровень власти, отличающийся характерными организационными формами, вырабатываемыми населением. При этом, в отличие от прочих институтов гражданского общества, местное самоуправление имеет тесное взаимодействие с государством, органы которого передают ему часть собственных функций.
Такой подход к организации управления развития ФКиС обеспечивает высокие показатели на уровне субъектов федерации. Так, в Республике Татарстан за 2020 год доля граждан разных категорий, систематически занимающихся ФКиС, возросла по сравнению с показателями за 2019 год, что отражено в табл. 1.
Таблица 1. Доля граждан разных категорий, систематически занимающихся ФКиС [6]
Категория населения Показатели за 2020 год, % Показатели за 2019 год, %
Граждане от 3 до 79 лет 51,3 49,5
Дети и молодёжь (от 3 до 29 лет) 87,8 86,1
Граждане среднего возраста (женщины 30-54 лет, мужчины 30-59 лет) 40,6 38,4
Граждане старшего возраста (женщины 55-79 лет, мужчины 60-79 лет) 17,6 14,0
Лица с ОВЗ и инвалиды 28,5 28,0
Увеличение доли физически активного населения достигается в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни», реализующегося на муниципальном уровне и предполагающего формирование условий для занятий ФКиС для всех категорий граждан [7]. Целевым показателем проекта Республики Татарстан является увеличение процента граждан, систематически занимающихся ФКиС, до 60,2 к 2024 году, что достигается посредством активизации массовой спортивной работы, разработки системы мотивации граждан, развития инфраструктуры спорта и подготовки спортивного резерва.
Помимо этого, в Республике в 2020 году было введено в эксплуатацию 406 спортивных объектов и оказана адресная поддержка спортивным организациям, ориентированным на базовые олимпийские, сурдлимпийские и паралимпийские виды
спорта. Также Татарстан стал площадкой для проведения 24 крупных соревнований, восемь из которых международного уровня [6].
Важным направлением развития ФКиС на муниципальном уровне является организация физкультурно-массовой работы. В 2020 году в Республике Татарстан были проведены следующие массовые мероприятия [8]:
• XXXVIII Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России - 2020» и лыжные соревнования «Лыжня Татарстана - 2020», собравшие 173 300 участников;
• соревнования «Кросс Татарстана - 2020», на которых присутствовало 184 220;
• соревнования Всероссийского клуба юных хоккеистов «Золотая шайба» им. А.В. Тарасова, участие в которых принято порядка 8000 человек;
• Всероссийские соревнования по футболу «Кожаный мяч».
Другим значимым направлением муниципальной политики в области ФКиС является развитие любительского спорта. В Республике начиная с 2018 года реализуется инициатива объединённой программы спортивных мероприятий «TIMERMAN», включающей соревнования по семи видам спорта. В 2020 году в ней приняло участие порядка 16 тыс. человек, что свидетельствует о высоком уровне организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. Заключение
Современная государственная и муниципальная политика Российской Федерации находится на стадии углублённой трансформации. Её основные цели состоят в увеличении конкурентоспособности российского спорта, обеспечении доступа граждан к спортивной инфраструктуре и сохранении высокого показателя здоровья населения. Реализация физкультурно-спортивной государственной политики осуществляется посредством комплекса мер, воплощающегося в конкретной деятельности регионов, направленной на формирование научно обоснованной, непротиворечивой и единой спортивной системы, и проводится на основе принципов социально-экономической политики. Такой подход имеет реальные практические результаты на муниципальном уровне, что свидетельствует об эффективности государственного участия в развитии сферы физической культуры и спорта.
Список литературы /References
1. Якубов Ю.Д. Российская региональная политика в области физической культуры и спорта: дис. ... д-ра полит. наук: 23.00.02 / Юсуп Диганшеевич Якубов; Казан. фед. ун-т. Казань, 2015. 442 с.
2. Бикмухаметов Р.К. Механизмы привлечения молодёжи к занятиям физической культурой и спортом в Республике Татарстан / Р.К. Бикмухаметов, А.Р. Бикмуллина, О.Р. Бикмуллина, Н.Б. Сергеева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2020. № 10. С. 3-16.
3. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс.
4. Хайруллин Р.К. Развитие инновационного потенциала региональных кластеров физической культуры и спорта на базе спортивных объектов федерального значения: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Рамиль Камилевич Хайруллин; Поволж. гос. техн. ун-т. Йошкар-Ола, 2019. 356 с.
5. Манукол Г.А. Государственная и муниципальная политика в области физической культуры и спорта: курс. работа: 38.03.04 / Г.А. Манукол; Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 2018. 41 с.
6. Отчёт о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан за 2020 год / Правительство Республики Татарстан. Казань, 2021. 248 с.
7. Материалы коллегии. Основные итоги развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан в 2020 году. Малый сборник / Министерство спорта республики Татарстан. Казань, 2021. 41 с.
8. Материалы коллегии. Основные итоги развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан в 2020 году. Большой сборник / Министерство спорта Республики Татарстан. Казань, 2021. 93 с.
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Шабанова Л.Б.1, Сорокин Н.В.2 Email: [email protected]
1Шабанова Людмила Борисовна - доктор экономических наук, профессор; 2Сорокин Никита Валерьевич - магистрант, кафедра менеджмента, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, г. Казань
Аннотация: в статье анализируются цифровые технологии в государственном управлении в сфере физической культуры. Рассматриваются особенности цифрового государственного управления в сфере физической культуры и спорта и механизмы цифровизации, внедрение которых возможно при решении ключевых задач сферы. Приводится практика применения цифровых программ в области физической культуры и спорта в Республике Татарстан и оценивается эффективность отдельных цифровых решений.
Ключевые слова: цифровые технологии, государственное управление, сфера физической культуры, физическая культура и спорт, Республика Татарстан.
DIGITAL TECHNOLOGIES IN PUBLIC ADMINISTRATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE Shabanova L.B.1, Sorokin N.V.2
1Shabanova Ludmila Borisovna - Doctor of Economic Sciences, Full Professor; 2Sorokin Nikita Valeryevych - Undergraduate, MANAGEMENT DEPARTMENT, KAZAN INNOVATIVE UNIVERSITY NAMED AFTER V.G. TMIRYASOV
KAZAN
Abstract: the article analyzes digital technologies in public administration in the field of physical culture. The features of digital public administration in the field ofphysical culture and sports and the mechanisms of digitalization, the implementation of which is possible when solving the key tasks of the sphere, are considered. The practice of using digital programs in the field of physical culture and sports in the Republic of Tatarstan is given and the effectiveness of individual digital solutions is assessed.
Keywords: digital technologies, public administration, the sphere of physical culture, physical culture and sports, the Republic of Tatarstan.
УДК 796.06
Введение
На современном этапе развития общества цифровые технологии занимают особое место в системе государственного управления в области физической культуры и