7. Материалы коллегии. Основные итоги развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан в 2020 году. Малый сборник / Министерство спорта республики Татарстан. Казань, 2021. 41 с.
8. Материалы коллегии. Основные итоги развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан в 2020 году. Большой сборник / Министерство спорта Республики Татарстан. Казань, 2021. 93 с.
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Шабанова Л.Б.1, Сорокин Н.В.2 Email: [email protected]
1Шабанова Людмила Борисовна - доктор экономических наук, профессор; 2Сорокин Никита Валерьевич - магистрант, кафедра менеджмента, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, г. Казань
Аннотация: в статье анализируются цифровые технологии в государственном управлении в сфере физической культуры. Рассматриваются особенности цифрового государственного управления в сфере физической культуры и спорта и механизмы цифровизации, внедрение которых возможно при решении ключевых задач сферы. Приводится практика применения цифровых программ в области физической культуры и спорта в Республике Татарстан и оценивается эффективность отдельных цифровых решений.
Ключевые слова: цифровые технологии, государственное управление, сфера физической культуры, физическая культура и спорт, Республика Татарстан.
DIGITAL TECHNOLOGIES IN PUBLIC ADMINISTRATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE Shabanova L.B.1, Sorokin N.V.2
1Shabanova Ludmila Borisovna - Doctor of Economic Sciences, Full Professor; 2Sorokin Nikita Valeryevych - Undergraduate, MANAGEMENT DEPARTMENT, KAZAN INNOVATIVE UNIVERSITY NAMED AFTER V.G. TMIRYASOV
KAZAN
Abstract: the article analyzes digital technologies in public administration in the field of physical culture. The features of digital public administration in the field ofphysical culture and sports and the mechanisms of digitalization, the implementation of which is possible when solving the key tasks of the sphere, are considered. The practice of using digital programs in the field of physical culture and sports in the Republic of Tatarstan is given and the effectiveness of individual digital solutions is assessed.
Keywords: digital technologies, public administration, the sphere of physical culture, physical culture and sports, the Republic of Tatarstan.
УДК 796.06
Введение
На современном этапе развития общества цифровые технологии занимают особое место в системе государственного управления в области физической культуры и
спорта (ФКиС) [1]. Осуществляемая цифровизация государственного управления ориентирована на увеличение качества госуправления, заключающегося в уменьшении необоснованного государственного вмешательства и повышения результативности управления в сфере ФКиС [2]. Цифровые технологии внедряются как в отдельные управленческие процедуры, так и в стадии цикла управления, госфункции и их типы. Изменения, сопряжённые с цифровизацией сферы ФКиС, должны быть ориентированы в первую очередь на увеличение качества государственной деятельности, направленной на сохранение здоровья населения.
Целью работы является рассмотрение цифровых технологий в государственном управлении в сфере физической культуры. Для её достижения были использованы методы анализа и синтеза научных публикаций и литературы по изучаемой теме.
Особенности цифрового государственного управления в сфере физической культуры и спорта
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственную управленческую деятельность изменило характер управления в сфере ФКиС [3]. Традиционно в основе принятия управленческих решений лежали контроль и исполнение команд, при этом госуправление, осуществляемое правительствами и парламентами, уделяло значительное внимание регламентам и праву. В электронном госуправлении ключевыми параметрами выступают договор и согласие, а основное внимание управления, включающего в публичную власть форумы, комиссии и иные формы, уделяется коллективным рекомендациям, непринудительным нормам и моральным соглашениям.
Цифровые технологии вносят существенные коррективы в традиционные подходы к планированию и исполнению управления и оценке результатов деятельности госорганов [2]. На этапе целеполагания наиболее востребованной технологией является анализ больших данных с предиктивной аналитикой и применением ИКТ. При планировании контрольно-надзорной работы могут задействоваться технологии искусственного интеллекта. Для оценивания результативности деятельности органов госвласти используются цифровые платформы. Группировка сведений, поступающих из разных источников, работа с источниками информации, полностью либо частично лишёнными структуры, апробация различных инициатив в пределах контролируемых испытаний, включение непрерывного сбора обратной связи в работы по разработке, наблюдению и оценке государственного регулирования дают государству возможность качественнее и своевременнее выявлять и решать актуальные проблемы в сфере ФКиС, прогнозировать и оперативно реагировать на возможные ожидающие трудности.
Цифровизация даёт возможность решить ряд ключевых задач в сфере ФКиС посредством следующих механизмов [4]:
• создание единого информационного портала, содержащего полные сведения о возможностях занятий ФКиС во всех субъектах и муниципальных образованиях РФ;
• повышение доступности занятий ФКиС благодаря онлайн-услугам и инструментам информирования;
• предоставление открытых данных о всех российских спортивных объектах, проводимых физкультурно-спортивных мероприятиях, организациях спортивной направленности, присвоении спортивных званий и разрядов;
• создание личного «Национального Спортивного Рейтинга», учитывающего активность в занятиях физкультурой и участие в спортивных мероприятиях начиная с дошкольного возраста;
• отображение реальных показателей реализации задач и достижения целей государственной политики в сфере ФКиС по регионам;
• оптимизация трудовых, финансовых и материальных ресурсов;
• организация оперативного и удобного процесса взаимодействия между субъектами;
• разработка мобильных приложений и устройств, обеспечивающих отслеживание состояния уровня физической подготовки человека в режиме реального времени.
Цифровые технологии дают возможность эффективно и оперативно собирать, обрабатывать и передавать данные, формировать новые возможности при подготовке спортсменов, судей и тренеров и проводить физкультурно-оздоровительные работы с гражданами в форматах, отличных от традиционных.
Практическое внедрение цифровых программ в области физической культуры и спорта
Внедрение цифровизации в управление сферой ФКиС осуществляется не только на государственном, но и на региональном уровне. Так, в Республике Татарстан была разработана долгосрочная Стратегия социально-экономического развития до 2030 г. [5], в рамках которой была создана Концепция цифровой трансформации [6]. Данные документы ориентированы на полноценное применение возможностей современных информационных технологий и прошедших цифровой реинжиниринг управленческих процессов в различных сферах общественной жизни, в том числе в области ФКиС.
Цифровизация в Татарстане затронула почти все отрасли экономики и общества и вывела Республику в тройку лидеров среди российских регионов по формированию комфортной цифровой экономической среды [7]. Эффективно и проводимое в Татарстане цифровое управление в сфере ФКиС, что подтверждается Индексом цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта регионов России, который рассчитывается Министерством спорта РФ по следующим показателям [8]:
• кадры для цифровизации ФКиС;
• автоматизация основных процессов ФКиС;
• единые цифровые реестры;
• информационная инфраструктура и программное обеспечение;
• управление информацией и аналитика;
• цифровые сервисы для населения.
В 2020 году Индекс Республики составил 33,3 %, что соответствует шестому месту в рейтинге российских субъектов и помещает Татарстан в категорию регионов, обладающих передовым опытом цифровизации. При этом Республика Татарстан занимает лидерские позиции по пунктам «Кадры для цифровизации ФКиС» (36,8 %) и «Цифровые сервисы для населения» (27,8 %). Значения данных компонентов индекса указывает на высокий потенциал Республики для последующего развития внутренней цифровой спортивной инфраструктуры.
В рамках внедрения цифровых технологий в сферу ФКиС в Татарстане в 2017 году был запущен Спортивный портал, позволяющий осуществлять поиск спортивных учреждений и объектов по ряду параметров, изучать данные об объектах, расписания занятий и секций, просматривать мероприятия и новости касательно спортивной жизни Республики [9]. В ближайшей перспективе Спортпортал планируется дополнить следующими сервисами и функциональными возможностями:
• единый тренерский и судейский реестр;
• оказание различных платных услуг;
• единый календарный план спортивных событий;
• индикаторы развития физической активности и видов спорта;
• рейтинг организаций спортивной направленности на основе электронного ресурса;
• электронные паспорта спортсменов, тренеров и судей;
• интеграция с существующей базой данных членов ВФСК ГТО.
Республика Татарстан вошла в перечень пилотных регионов, в которых планируется внедрение Единой цифровой платформы ГИС «Физическая культура и
спорт», создаваемой Министерством спорта РФ. Проектируемые сервисы предполагается интегрировать со Спортпорталом, что указывает на эффективность последнего. Заключение
Применение цифровых технологий в государственном управлении в области ФКиС не ограничивается оптимизацией и автоматизированием отдельных процессов при реализации госфункций и внедрением современных ИКТ для обеспечения деятельности госорганов, а даёт возможность качественно изменить сущность госуправления, его отдельные процедуры, функции и стадии управленческого цикла. Цифровизация способствует повышению качества госуправления за счёт обеспечения большей обоснованности любого вмешательства государства и увеличения результативности деятельности органов госвласти. Благодаря внедрению цифровых технологий возможно обеспечение всех стадий управленческого цикла достоверными и актуальными сведениями, требуемыми для принятия ориентированных на общественно значимые результаты управленческих решений. Повышение степени цифровизации госуправления в сфере физической культуры и спорта даёт возможность эффективно обеспечивать реализацию целей государственной политики в отношении развития ФКиС, заключающихся в формировании условий равных для всех граждан возможностей ведения здорового образа жизни и регулярного занятия ФКиС и увеличении конкурентоспособности отечественного спорта.
Список литературы /References
1. Зейналов Т.И., Попов Д.С., Лисовская А.О. К вопросу о сущности цифровых технологий обеспечения деятельности органов государственной власти // Цифровые технологии в государственном и муниципальном управлении. Сборник трудов Восьмого межвузовского дня научного творчества. Химки, 2020. С. 123130.
2. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков, А.А. Ефремов, Е.Н. Клочкова, Э.В. Талапина, Я.Ю. Старцев. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 114 с.
3. Батракова Л.Г. Развитие цифрового управления в регионах // Социально-политические исследования, 2019. № 2 (3). С. 45-60.
4. Хабибрахманова Р.Р., Зобнина Ю.А. Роль цифровизации в реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта // Школа Науки, 2021. № 3 (40). С. 15-18.
5. Закон Республики Татарстан от 17.06.2015 N 40-ЗРТ (ред. от 25.12.2019) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» // Электронный портал «Кодекс».
6. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении Концепции цифровой трансформации Республики Татарстан на 2021-2024 годы» // Официальный портал правовой информации Республики Татарстан.
7. Соболева И.А., Сартаков И.В. Региональный концепт поиска цифровых преобразований // Теоретическая экономика, 2020. № 4 (64). С. 33-43.
8. Индекс цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта регионов РФ в 2020 году / Министерство спорта РФ, 2020. 16 с.
9. Материалы коллегии. Основные итоги развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан в 2020 году. Большой сборник / Министерство спорта Республики Татарстан. Казань, 2021. 93 с.