(187), pp. 430-433.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2020
УДК 378.046.4
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ, ПРИМЕНЯЯ ТЕХНОЛОГИИ
БЛОКЧЕЙН
Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Николаевна Антонова, старший преподаватель, Разамбек Русланович Пихаев, старший преподаватель, Далгат Муратович Гаджиев, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
В повышении квалификации специалистов по физической культуре и спорту внедрены новые знания и умения цифрового формата, начиная с блокчейн образовательной платформы, заканчивая знаниями по созданию онлайн-курса, изучению цифровых сервисов и инструментов в профессиональной деятельности, составлению google тестов и получений QR-для них, совершенствованию работы в электронной библиотеке «Elibrary». В рамках исследования изучена динамика цифровой компетентности преподавателей по ФКиС в вузе, которая подразделена нами на четыре уровня: «начальный», «базовый», «продвинутый», «профи».
Ключевые слова: цифровизация, физическая культура и спорт, вуз, компьютерная грамотность, повышение квалификации, блокчейн.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p581-584
EFFICIENCY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS USING BLOCKCHAIN TECHNOLOGIES
Tatiana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Ni-kolaevna Antonova, the senior teacher, Razambek Ruslanovih Pichaev, the senior teacher, Dalgat Muratovich Hajiyev, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics,
Moscow
Abstract
New knowledge and skills of digital format have been introduced in the professional development of specialists in physical culture and sports, starting with the blockchain educational platform, ending with knowledge on creating an online course, studying digital services and tools in professional activities, compiling google tests and getting QR-codes for them, and improving work in the electronic library "Elibrary". As part of the study, we studied the dynamics of digital competence of teachers in physical culture and sports in higher education, which is divided into four levels: "beginner", "basic", "advanced", "рго".
Keywords: digitalization, physical culture and sports, University, computer literacy, professional development, blockchain.
Следует отметить, что в настоящее время роль преподавателя в условиях использования новых цифровых, информационных технологий остается не только ведущей, но и все более усложняется. Содержание труда меняется - работа приобретает характер наставничества, что требует не только постоянного обновления знаний (в том числе знаний по информационным технологиям), но и широкой цифровой компетентности [3, 4].
Анкетирование учителей физической культуры городов и районов Республики Башкортостан в 2020 году (184 педагога в возрасте от 25 до 62 лет) показало, что недостаточный общий уровень компьютерной грамотности имеют 38% учителей, 46% испы-
тывают сложности при работе с компьютерными программами для организации и проведения учебного процесса. Глобальной компьютерной сетью интернет для поиска информации при подготовке к занятиям пользуется 78% респондентов. В области работы с документацией и информационно-коммуникационными технологиями повысить свой уровень желают 68% учителей [1]. Безусловно, недостаточный уровень базовой компьютерной грамотности учителей ФК будет являться преградой для продвижения знаний цифрового формата, для взаимодействия преподавателей и студентов онлайн и создания новых образовательных продуктов, отвечающих социокультурным требованиям и целевой студенческой аудитории.
Технологии блокчейн в образовании позволяет создать базу данных с дипломами студентов, реестр данных о студентах. Технологии блокчейн могут примениться в 1) образовательно-методическом формате (электронная база данных, модулей образовательных программ); 2) организационном формате (реестр портфолио студентов и выпускников); 3) финансовом формате; 4) управленческо-статистическом формате (автоматизация отчетов, работа со статистическими данными) [2]. Блокчейн позволяет решить вопросы доступности, мобильности, креативности, инновационности повышения квалификации специалистов по ФКиС.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава РЭУ им. Г.В. Плеханова (кафедра физического воспитания, 77 человек, 2019-2020 год), тема «Информационные технологии в физической культуре и спорте» - 72 часа. Впервые нами внедрена блокчейн образовательная платформа, которая позволила произвести онлайн и офлайн обучение; представила маркет-плейс программ, структурированных по современной матрице технологических инициатив. Наряду с этим платформа решила организационно-управленческие, учебно-методические, коммуникационные вопросы, а также вопросы онлайн регистрации на курсы и качественного дистанционного обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ результатов опроса показал, что в начале исследования наблюдается достаточно низкий уровень знаний преподавателей ФК по вопросам касающихся знаний цифровых технологий. В частности, в начале исследования респонденты затруднялись в выборе ответа на вопросы идентификации областей, которые являются единицами административной автономии в сети Internet (edu., com., net.), также не знали, что такое домен вообще - 85,2% преподавателей, верно на вопрос в начале исследования ответили всего 14,8%, в конце исследования процент правильных ответов увеличился до 63,9%. На вопрос «обучающий онлайн курс это?» в начале исследования правильно ответили 63,9% опрошенных, в конце все 100% выбрали верный ответ.
Анализируя ответы респондентов на вопрос «Какая наука изучает информационные технологии?», выяснили, что большинство респондентов (88,5%) выбрало такой ответ как «Криптология», что является неверным, правильный ответ «Итология» в начале нашего исследования выбрали лишь 11,5% преподавателей, в конце - 88,5%. Большие затруднения с ответом возникли у респондентов на вопрос «В какой информационной технологии используются базы данных?», верно ответили лишь 4,9% преподавателей, после проведенных курсов повышения квалификации на данный вопрос 91,8% ответили верно.
В завершении обучения компьютерная грамотность преподавателей значительно улучшилась, что подтверждают полученные результаты, продемонстрированные на рисунке 1.
Что означает имя домена оканчивающееся на «com»? Что означает имя домена оканчивающееся на «edu»? Что означает имя домена оканчивающееся на «net»?
Что такое интерфейс? Что такое домен?
В какой информационной технологии используются базы данных?
Обучающий онлайн-курс это? Какая наука изучает информационные технологии?
~1 75,4%
95,0%
37,7%
80,3%
~| 23,0%
87,0% 87,0%
100,0%
14,8%
63,9%
4,9%
63,9%
91,8% 98,4%
11,5%
88,5%
□ до □ после
Рисунок 1 - Результаты обучения по программе «Информационные технологии в физической культуре и спорте»
Преподаватели освоили систему работы в Elibrary, усовершенствовали знания в электронном документообороте, смогли составлять google тесты и опросы, получили навык работы Excel документами, узнали новые цифровые платформы и электронные библиотеки, смогли рекомендовать цифровые сервисы, мобильные приложения по ФКиС студентам в учебном процессе и при подготовке научных статей. На практических занятиях получены навыки подготовки онлайн-курса по физической культуре, включая видеолекции, видео уроки, конспекты занятий, методические рекомендации по правильному питанию с фото и видео материалом, составление самостоятельных тренировок в домашних условиях и др.
Разработанные нами уровни цифровой компетентности преподавателей по ФКиС в вузе («начальный», «базовый», «продвинутый», «профи») позволили определить искомую компетентность в начале исследования и по его завершению. Так начальный уровень цифровой компетентности отличается способностью общаться со студентами с помощью электронной почты; выполнять электронный документооборот; работать с электронными журналами по физической культуре; владеть базовым уровнем компьютерной грамотности, пользоваться поисковыми системами в сети интернет; обрабатывать результаты контрольных испытаний и соревнований в Excel документе; анализировать публикационную активность в национальной библиографической базе данных научного цитирования; владеть структурой сайта вуза, заполнять электронные ведомости для зачета по дисциплине.
Базовый уровень характеризуется умениями создавать презентации по ФКиС; строить графики, таблицы по результатам контрольных испытаний и соревнований; пользоваться файловым хранилищем вуза, рекомендовать студентам мобильные приложения по ФК, фитнесу и здоровью; создавать индивидуально типологические комплексы упражнений для онлайн-ресурсов; общаться со студентами в онлайн-вебинаре, системе Moodle, Lms, Zoom; рекомендовать студентам электронные ресурсы по ФКиС; знать 4-5 изданий, рецензируемых ВАК и 2-3 международных издания, входящих в Scopus и WOS в сфере ФКиС; рекомендовать обучающимся группы и блоги в социальных сетях кафедры физической культуры, студенческого спортивного клуба, волонтерского движения, социальных проектов; умения работать в системе электронного деканата.
Продвинутый уровень имеет следующие отличительные особенности: ведение блога или влога в социальных сетях по ФКиС; создание онлайн-курса на образовательных платформах; создание электронных учебников и пособий, включающих презентации, «цифровую» литературу, GIF-упражнения, электронные тесты; владение инструментами google для тестирования обучающихся, заявки на соревнования и опросов; знание свыше 10 изданий, рецензируемых ВАК и 5 международных изданий, входящих в Scopus и WOS
в сфере ФКиС; чтение видео лекций на образовательных платформах.
«Профи» уровень цифровой компетентности преподавателей по физической культуре и спорту в вузе отличается способностью создавать анимационные комплексы упражнений и элементы анимации в презентациях; делать проморолики кафедры ФК, он-лайн-курсов и других; быть модератором онлайн-платформы; осуществлять онлайн-консультирование обучающихся; владеть навыками построения мобильных приложений; знать 5-10 международных изданий, входящих в Scopus и WOS в сфере ФКиС, иметь индекс Хирша в Scopus и/или WOS свыше 4; создать в соавторстве свыше трех онлайн-курсов на ведущих российских образовательных платформах.
Результаты цифровой компетентности преподавателей по ФКиС в вузе: 2019 год: лица, не достигшие «начального» уровня - 12% (чаще старше 55 лет); «начальный» уровень - 55%; «базовый» - 20%; «продвинутый» - 13%; «профи» - 0%. В завершении обучения 2020 год: лица, не достигшие «начального» уровня - 5%; «начальный» уровень -36%; «базовый» - 34%; «продвинутый» - 25%; «профи» - 0%.
ВЫВОДЫ
Исследование выявило необходимость регулярного повышения квалификации компьютерной грамотности преподавателей по физической культуре в вузе, это действие (шаг) находится в числе первых в становлении информационно-цифровой образовательной среды по ФКиС в вузе. Обоснованы «начальный», «базовый», «продвинутый» и «профи» уровни цифровой компетентности, которые позволили стандартизировать, систематизировать новые требования к профессиональной деятельности преподавателя по физической культуре в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Потребности учителей физической культуры как показатель необходимости в повышении квалификации / А.В. Данилов, Р.М. Ямилева, Г.М. Юламанова, М.Ю. Данилова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2020. - №5. -С. 31-37.
2. Никитин, М. В. Технология блокчейн как инновационный формат партнерства колледжа
- образовательного комплекса / М. В. Никитин // Профессиональное Образование. Столица. - 2017.
- № 2. - С. 26-29.
3. Татарова С.Ю. Морфогенез физического здоровья и социализации студенческой молодежи / С.Ю. Татарова, А.Н. Сафонов, В.Б. Татаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 417-421.
4. Шутова Т.Н. Информатизация и цифровизация образовательного процесса по физической культуре / Т.Н. Шутова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 501-505.
REFERENCES
1. Danilov, A.V., Yamileva, R.M., Yulamanova, G.M. and Danilova, M.Yu. (2020), "Needs of physical culture teachers as an indicator of the need for professional development", Proceedings of the Tula state university. Physical culture and sport, No.5. pp. 31-37.
2. Nikitin, M.V. (2017), "Вlockchain technology as an innovative format of partnership between a College and an educational complex", Professional education. Capital, No. 2, pp. 26-29.
3. Tatarova, S.Yu., Safonov, A.N. and Tatarov, VB. (2019), "Morphogenesis of physical health and socialization of student youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177). pp. 417-421.
4. Shutova, T.N. (2020), "Informatization and digitalization of the educational process in physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181). pp. 501-505.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.11.2020