References
1. SHCHepinov A.O. Politicheskij potencial sporta v sovremennoj Rossii // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2010. № 3. P. 121-126.
2. Baranov V.V. Sportivnaya pechat' Rossijskoj Federacii. Formirovanie novoj sistemy (1990-e gody): dis. ... kand. filol. nauk. - M., 2001. 200 p.
3. Grachev S.I., Aksyanov A.S. Sport kak faktor politicheskoj deyatel'nosti // Gumanitarnye, so-cial'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2015. № 8. P. 76-80.
4. Nuzhdenkov K.EH. Mezhdunarodnye sportivnye sorevnovaniya kak instrument vozdejstviya na sovremennyj politicheskij process // EHlektronnyj zhurnal «Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo oblastnogo universiteta». 2012. № 2. P. 70-77.
5. Iglin A.V. Rol' mezhdunarodnyh principov v razvitii sportivnogo prava // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. 2015. № 4. P. 150-154.
6. Ponkina A.I. Avtonomnost' sporta kak teoretiko-pravovaya problema // Pravo i sovremennye gosudarstva. 2013. № 1. P. 24-38.
УДК 351 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-227-235
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СО В ЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Келарев доктор экономических наук, профессор кафедры экономической
Владимир теории и предпринимательства, Южно-Российский институт Викторович управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: vkelarev@yandex.ru Лесникова кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физвоспитания, Галина Южно-Российский институт управления - филиал Российской
Николаевна академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: fizvos@uriu.ranepa.ru Сеин магистрант, Южно-Российский институт управления - филиал
Сергей Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Геннадьевич при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: sergeisein@yandex.ru Аннотация
Развитие физической культуры и спорта (ФКиС) в нашей стране имеет особое значение. Эта значимость определена тем, что они определяют качество жизни россиян и служат основным социальным ресурсом социально-экономического развития общества. Для этого необходима вымеренная и эффективная государственная политика по развитию сферы ФКиС. Существующий механизм реализации этой политики, хотя и решает основные задачи развития этой сферы, но нуждается в корректировке, особенно по активизации массовых и регулярных занятий физической культурой и спортом среди населения. Даны рекомендации по корректировке механизма реализации государственной политики в сфере развития ФКиС.
Ключевые слова: сфера физической культуры и спорта, механизм реализации государственной политики по развитию ФКиС, субъекты и объекты сферы ФКиС, инновационное направление развития массовой физической культуры и спорта, социально-экономический ресурс, социальная деятельность, общественная жизнь, окружающая среда, физическая активность.
Физическая культура и спорт (ФКиС) занимают особое место в сфере жизнедеятельности человека, общества и организации. Эта особенность проявляется в том, что в первую очередь физическая культура и спорт воздействуют на улучшение здоровья и качества жизни населения. Этому свидетельствуют факты и статистика о воздействии данных категорий на продолжительность жизни и здоровье человека.
С другой стороны, воздействие физической культуры и спорта на деятельность человека позволяет значительно повысить его социально-экономический ресурс, в котором нуждается наше общество. Это проявляется в таких сферах, как экономика, социальная деятельность, здравоохранение, демография, образование и др. Институт физической культуры и спорта служит своего рода стержнем, основным звеном в реализации целей развития данных и других сфер общества.
Отметим еще одну особенность физической культуры и спорта. Этот институт активно влияет на становление самой личности человека. Что значительно повышает его ценность. Воспитываются качества целеустремленности, волевые свойства, трудолюбия и добросовестности и т.д. В целом же можно сказать, что занятия физической культурой и спортом, помимо воздействия на здоровье человека, способствуют приспособлению нашего организма к изменениям в окружающей среде, делают его устойчивым по отношению к возникающим факторам, которые создают стрессовые ситуации и в целом психологически подготавливают личность к полному и эффективному участию в общественной жизни общества.
За последние годы потребность в регулярных занятий ФКиС в общественном сознании наших граждан значительно увеличилось. Можно согласиться с тем, что «стимулом для этого является значение физической культуры как фактора совершенствования природы человека, как элемента компенсации развивающегося дисбаланса требуемого объема и качества двигательной активности с одной стороны, и реальной физической активности в повседневной жизни - с другой стороны» [1, с. 31].
Вместе с тем, статистика показывает, что наша страна еще достаточно значительно отстает от ведущих стран по показателям, характеризующим массовость занятия населения физической культурой. В данных странах показатели активного занятия массовой физкультурой и спортом оцениваются на уровне 40 - 50 % населения. В тоже время как у нас, эта цифра на уровне 30 - 35. А в ряде регионов эти показатели значительно ниже среднероссийских цифр.
Кроме этого, заслуживает внимание и политика государства в сфере развития ФКиС. Существующие проблемы, такие как: наличие большого количества молодежи с вредными привычками, среди которых наркомания, постоянная тяга к спиртному и табаку; слабое состояние здоровье допризывной молодежи и другие подобные асоциальные явления, требуют вмешательства государства. Кроме этого, например, по данным международных организаций, мы находимся на уровне 80 - 90 места по среднестатистическим критериям жизни человека в нашей стране. На данный момент этот критерий определяется 63 - 67 годами жизни. Тогда как в ведущих странах этот показатель около 80 лет.
Современная политика государства в сфере ФКиС является важным звеном в общем направлении решения главных социальных задач общества. Данная значимость определена особым статусом физической культуры и спорта, который заключен в том, что данная сфера служит как источником повышения качества жизни россиян, так и социальным ресурсом развития общества.
Сам государственный механизм развития сферы ФКиС состоит из определенных структурных элементов. На рис. 1, составленном авторами, представлены такие элементы.
Рис. 1. Основные элементы механизма реализации государственной политики в сфере ФКиС
Рассмотрим более подробно каждый элемент данной системы. В первую очередь речь идет о правовой основе реализации политики развития ФКиС. В табл. 1, составленной авторами, приведены основные документы на федеральном уровне, определяющие характер деятельности такой системы.
Таблица 1
Характеристика основных правовых документов в сфере развития ФКиС
Год Название документа Краткая характеристика
2001 Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Постановление Правительства РФ Основная цель: увеличение средней продолжительности жизни, как ее здоровой части, так и общей жизни. Кроме этого предполагается создать условия для снижения количества больных и инвалидов в обществе, расширения их возможности активного участия в общественной жизни. Расширение возможности для молодежи в части инструментов их самореализации и социальной поддержки.
2003 Концепция охраны здоровья населения на период до 2005 г. Постановление Правительства РФ. Министерство здравоохранения РФ Основная цель: здоровье - это главнейшая цель и направление деятельности государства. Здоровье рассматривается как социальный ресурс в части экономики, экологии и в развитии личности человека.
2007 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Принят Государственной думой. Основное содержание закона: • Раскрыл основные принципы законодательства о физической культуре и спорте. • Определил кто является субъектом ФКиС в РФ. Охарактеризовал полномочия субъектов Российской Федерации в области ФКиС • Выделил полномочия органов местного самоуправления в области ФКиС • Показал значимость и инструменты развития ФКиС в системе образования, в системе федеральных органов власти, по месту жительства граждан с целью адаптации ФКиС в повсеместную практику. • Охарактеризовал виды спортивных организаций и др.
2009 Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Правительство РФ Цель. На период до 2020 года определить роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России. Охарактеризованы российские проблемы. Поставлены задачи: • создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения; • разработка и реализация комплекса мер по пропаганде ФКиС и создания условий для всех групп населения по активному привлечению к массовым занятиям ФКиС
2015 Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 -2020 годы Основными целями Программы являются: • Создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься ФКиС. • Повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений. Задачами Программы являются: • развитие инфраструктуры сферы ФКиС; • развитие материально-технической базы для занятий ФКиС, в том числе и развитие спортивной инфраструктуры СевероКавказского федерального округа и других важных регионов
2015 Положения об управлении реализацией федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" Приказ Минспорта Положение определяет: - порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы; - систему контроля и коррекции форм и методов реализации ФЦП, воздействие на финансовое обеспечение Программы; - создание институтов гласности и доступности к информации о самой Программе и результатов ее реализации через доступ к критериям и индикаторам степени ее реализации.
Как видно из представленных документов, правовая база по управлению развитием сферы ФКиС носит системный характер, последовательна, охватывает сопряженные с ФКиС сферы (здравоохранение, демография и др.), создает и представляет конкретные инструменты и механизмы реализации задач развития и создает с помощью оценочных действий в лице органов Росстата механизм обратной связи, позволяющему корректировать деятельность субъектов, отвечающих за развитие ФКиС в нашей стране.
Организационные основы исследуемого механизма в первую очередь состоят из субъектов, которые реализуют поставленные задачи Стратегии, опираясь на Федеральный закон «О физической культуре и спорта в РФ». Их следует разделить на два вида.
Первый, это субъекты общей компетенции. К ним относятся - в первую очередь Президент РФ, Правительство РФ, руководители субъектов РФ и региональные правительства. Их функции сводятся к разработке и принятию документов, определяющих развитие отрасли ФКиС, внедрение инструментов и механизмов реализации целей сферы ФКиС.
Также, к органам общей компетенции относятся законодательные органы федерального и регионального уровней. Данные субъекты определяют годовые расходы в бюджете страны на отрасль ФКиС, согласовывают вопросы взаимодействия межотраслевого характера по реализации программы развития сферы ФКиС и т.д. [2, с. 181-182].
Что же касается субъектов специальной компетенции, то к ним стоит отнести разнообразные органы структуры Министерства спорта, соответствующие структурные подразделения в регионах, общественные организации федерального и регионального уровня, которые специализируются на вопросах практической реализации юридических документов по созданию и развитию в нашей стране ФКиС.
Кроме этого, опираясь на особенности федеративного устройства нашей страны, региональные органы власти и их исполнительные структуры наделены рядом специальных компетенций, которые позволяют им проводить политику развития ФКиС и спорта, опираясь на специфические особенности регионов. Речь идет как о принятии региональных законов, так и о проведении региональных мероприятий, связанных с реализацией целей региональных программ в сфере ФКиС.
Помимо субъектов разработки и реализации политики в сфере ФКиС, составным элементом организационной основы механизма можно назвать наличие спортивной инфраструктуры, для реализации замысла Стратегии. Данная задача решается за счет разных финансовых источников. В первую очередь это федеральный бюджет. Во вторую очередь это бюджеты субъектов РФ, и те внебюджетные источники, которые находятся и привлекаются на территории. Третьим источником финансирования могут быть средства крупнейших российских транснациональных компаний, их расходы на социальные проекты. Например, программа «Газпром - детям» являлась всероссийской программой и в 2015 г. за ее счет было профинансировано содержание, строительство и обслуживание большое количество спортивных объектов.
Строительству объектов спортивной инфраструктуры уделяется и большое внимание в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Так, в ней предусмотрено и делается акцент на опережающее развитие приоритетных территорий по направлениям, касающихся совершенствованию условий для развития массового спорта. Речь, к примеру, идет о выделении самостоятельных мероприятий по развитию спортивной инфраструктуры Дальневосточного, СевероКавказского федеральных округов, Республики Крым и г. Севастополя, Арктической зоны, Байкальского региона и Калининградской области, обеспеченных финансированием.
Другим элементом организационной основы является наличие в стране спортивных организаций, осуществляющих деятельность в сфере ФКиС и наличие специальных кадров их руководителей и тренеров, врачей и других специалистов для подготовки не только спортсменов для международных соревнований, но и для массовой подготовки к регулярным занятиям ФКиС. На рис. 2, составленном авторами, показана структура таких организаций.
Отметим, что организационным началом в каждом виде спорта, которые культивируются в нашей стране, служит наличие и деятельность федераций данных видов. Их тоже можно отнести к организационным основам механизма развития ФКиС.
Организации, учреждения, в которых проводится физкультурно-спортивная деятельность
Физкультурно-спортивные организации специализированного и массового предназначения
Образовательные учреждения всех уровней образования
Восстанавливающие и вспомогательные медицинские центры, кабинеты ЛФК
Специализированные клубы, центры по различным видам
спорта при различных предприятиях и организациях
Рис. 2. Основные организации, оказывающие услуги для занятий массовой ФКиС
Тренерский состав - важнейший субъект в деятельности сферы ФКиС. Существующая система подготовки тренерского состава далеко не совершенна. Например, в таком виде спорта как футбол. В настоящее время в нашей стране всего лишь 7 центров, где подготавливают тренеров и специалистов по данному виду спорта. В то же время, в таких странах которые имеют значительные результаты в этом виде спорта: Германии, Франции, Испании и Италии и др. - десятки таких центров. Для сравнения можно привести следующие цифры: в нашей стране менее половины тренеров из 11 тысячного состава имеют лицензии Российского футбольного союза и УЕФА, в тоже время в Германии их число в 40 раз больше. Таким образом, отсутствие профессионального тренерского потенциала в стране одна из причин как недостаточного массового привлечения молодежи к занятиям футболом, так и низкий уровень игры сборной России на международных соревнованиях1.
На недостаточное положение дел указано и в ответах при опросе руководителей муниципальных образований о сфере ФКиС. Они отмечают, что необходимо: решить вопросы кадрового потенциала для мероприятий в сфере ФКиС, особенно в муниципальных и сельских районах; создать систему подготовки тренерского состава, который мог бы значительно усилить свое воздействие на развитие массового привлечения к регулярным занятиям ФКиС; воспитывать и мотивировать к работе в органах местного самоуправления специально подготовленных кадров с юридическим и менеджерским образованием2.
К субъектам и организациям также можно отнести специализированные СМИ, интернет-издания, журналы, их редакции, которые предусматривают регулярные передачи с образовательными и стимулирующими целями в сфере ФКиС.
К социальным основам следует отнести воздействие на массовое развитие и участие в ФКиС граждан, с помощью специальных институтов, программ, реализуемых государством или другими организациями.
Примером служит программа ГТО. Институт ГТО «Готов к труду и обороне» принят Высшим советом физической культуры (ВСФК) ещё в 30-х годах XX века, и ориентировалась данная программа на развитие физической формы граждан. Данная программа позволила миллионам граждан воспитать в себе принципы физической культуры, что дали положительные результаты в укреплении здоровья. Заново возрождение системы ГТО произошло в 2013 году, и акцент в первую очередь был направлен на молодежь.
Примером других массовых мероприятий могут служить действующая система постоянной производственной гимнастики, ежегодные традиционные соревнования: «Кросс
1 Статистические данные Российского футбольного союза. Электронные средства информации. Официальный сайт российского футбольного союза. https://www.sports.ru/tribuna/blogs/todaytomorrowforever/166
2 Обобщенные материалы мнения органов исполнительной власти субъектов РФ о проблемах в развитии физической культуры и спорта в стране. Электронные средства информации. Официальный сайт Минспорта РФ. www.minsport.gov.ru
наций», «Дни здоровья», празднование «Дня физкультурника», лыжные и беговые марафоны («Лыжня России») и многие другие.
Несомненно, что все названные мероприятия и отмеченные структуры и организации нуждаются в экономической, или финансовой составляющей. На это и нацелено финансовое обеспечение развитие сферы ФКиС, которое является основой экономического блока развития ФКиС. На настоящий момент финансирование сферы ФКиС осуществляется из трех источников:
• Федерального бюджета.
• Бюджетов субъектов РФ.
• Из бюджетов муниципальных (местных) органов власти.
На рис. 3 раскрыты основные формы финансирования деятельности организаций, занимающихся развитием сферы ФКиС. Как видно из данного рисунка, представленные формы и методы финансирования имеют разное происхождение и источники, и такой подход наиболее подходит к финансированию этой сложной сферы, так как предполагает гибкость в поиске финансовых средств. Добавим к этому возможность зарабатывать на рекламе, рекламной продукции, на трансляции спортивных соревнований международного уровня и другие возможности.
Финансирование за Финансирование за счет
счет международных благотворительности
спортивных структур
Рис. 3. Основные источники и формы финансирования спортивных организаций и предприятий в РФ
Рассмотрим, к примеру, систему финансирование ключевого субъекта реализации задач развития сферы ФКиС - Министерства спорта РФ. В табл. 2 показаны основные расходы Минспорта РФ за период с 2014 по 2016 годы.
Таблица 2
Динамика некоторых основных расходов Министерства спорта за 2014, 2015 и 2016 годы1
Наименование расходов (тыс. руб.) 2014 2015 2016
Всего расходов Минспорта 68 195 832,6 69 814 835,2 69 562 420,0
В том числе:
Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" 1 050 000,0 900 000,0
Физическая культура и спорт, всего 61 901 494,8 64 091 647,2 64 776 433,1
Массовый спорт 9 242 340,5 12 832 073,8 3 910 781,9
Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака 27 075,0 27 075,0
1 Таблица составлена авторами на основе: Бюджет Минспорта 2014-2016 годы. Электронные средства информации. Официальный сайт Министерства спорта РФ. https://www.minsport.gov.ru/
Как видно из данной таблицы, наблюдается устойчивое финансирование данной сферы и ее стабильность за три года на уровне 69 млрд руб. К тому же выделяется тенденция увеличение средств на развитие физической культуры и спорта в целом с 61.9 млрд. рублей до 64,7 млрд руб. Стабильно финансирование мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Хотя в 2016 году таких средств запланировано не было. В целом можно сделать вывод, что государство понимает, что финансирование сферы ФКиС необходимое условие для ее развития, и реализует эту задачу достаточно стабильно.
Вместе с тем, есть в сфере финансового обеспечения и проблемы. В первую очередь отмечается, что «сложившийся объем финансирования государством не позволяет в полной мере реализовать социально-экономические функции физической культуры и спорта. Принято считать, что государственное финансирование в сфере физкультурно-спортивных услуг должно осуществляться там, где присутствие государства необходимо: детский спорт, массовый спорт, адаптивные программы. Другие виды деятельности физической культуры и спорта должны предоставляется на коммерческой основе и находится под воздействием косвенного государственного регулирования (корпоративный спорт, спорт высших достижений и др.)» [3, с 82-84].
К этому добавим, что «проблема в том, основная нагрузка приходится на бюджеты субъектов Федерации, что свидетельствует о низкой степени вовлеченности федеральных органов исполнительной власти в финансирование спорта и физической культуры в стране, при том, что они определяют основные направления государственной политики в данной сфере, обязательные, в том числе для субъектов Федерации» [4, с. 110]. Данная проблема требует обсуждения и своего решения, так как она не способствует эффективной работе механизма по реализации задач государственной политики.
Отметим и другие проблемы в этом направлении. Это и асимметричность финансовых средств на развитие сферы ФКиС в регионах; низкий уровень финансирования организаций, занимающихся с детьми и юношами; низкая эффективность контроля за государственными финансами в сфере ФКиС, что зачастую способствует коррупции, особенно в спорте высших достижений. Необходимо развитие государственно-частного партнерства в сфере строительства объектов ФКиС [5; 6, с 48].
Одними из мероприятий, которые могут частично решить данные проблемы могут
быть:
• «установление механизма подушевого финансирования в сфере физической культуры и спорта;
• направление определённой доли расходов при подготовке мероприятий (спортивных и физкультурных) на их освещение в СМИ и т.д»1.
Вдобавок к анализируемым формам и методам управления сферой ФКиС со стороны федеральных властей, выделим то, что механизмом развития данной сферы, служит Всероссийский смотр-конкурс на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы в субъектах Российской Федерации, который проводится регулярно. Данный смотр конкурс позволяет увидеть лучшие регионы и основной его целью является распространение данного положительного опыта на другие регионы. Это своего рода инструмент оценки деятельности региональных органов власти по распространению и развитию лучших практик в сфере ФКиС.
В целом же, рассмотрев содержание механизма развития сферы ФКиС в нашей стране, можно сделать определенные выводы. В конечном итоге он позволяет реализовать задачи и цели, поставленные в основных правовых документах по развитию данной сферы.
Вместе с тем, существующие проблемы и трудности не позволяют в полной мере обеспечивать развитие сферы ФКиС из-за проблем организационного и финансового характера. В связи, с чем необходимо его переориентировать на использование инновационных форм и методов в расширении возможностей ФКиС.
1 Обобщенные материалы мнения органов исполнительной власти субъектов РФ о проблемах в развитии физической культуры и спорта в стране. Электронные средства информации. Официальный сайт Минспорта РФ. www.minsport.gov.ru
Что для этого необходимо сделать:
• В первую очередь создать институты с помощью средств массовой информации, других форм, для воздействования на массовое сознание граждан в пользу того, что ФКиС это социальный институт, главной целью которого - решение социальных, экономических и гуманитарно-нравственных задач общества.
• Обеспечить повсеместную доступность к спортивным услугам. Эта доступность определяется следующими факторами: половозрастными, физиологическими, информационными, инфраструктурными, транспортными и стоимостными особенностями наших граждан.
Данные факторы исходят из того, что доступ к спортивным услугам зависит от социальных ценностей населения и его потребностью к занятиям ФКиС, от доступностью к инфраструктурным объектам ФКиС, а также экономическими возможностями, обусловливающие платежеспособный спрос населения, от которого также зависит эта доступность.
Инновационное развитие в сфере деятельности физической культуры и спорта должно стать приоритетным направление в деятельности субъектов сферы ФКиС. Данное направление должно включать в себя все прогрессивные технологии, позволяющие не только воздействовать на достижения в спорте высокого уровня, но и в первую очередь на повышение эффективности функционирования спортивных объектов, всей инфраструктуры сферы ФКиС по оказанию спортивно-физкультурных услуг населению. Речь идет, к примеру, не только о доступе к простейшим спортивным площадкам и объектам, но создание на их территориях современной инфраструктуры с площадками и тренажерами, диагностическими центрами и лабораториями, способных удовлетворять все предпочтения граждан страны.
Следует активнее внедрять в политику субъектов ФКиС инструменты изучения спроса населения, мониторинга интересов граждан, их сегментирования, расширения объема и качества предоставляемых услуг. Стоит использовать опыт по стандартизации подобного вида услуг в нашей стране.
Важно проводить политику популяризации различных видов спорта, в том числе и национальных; выделения опорных центров по развитию отдельных видов спорта; расширять возможности финансирования в сфере ФКиС как за счет собственного банковского потенциала, так и за счет грантов и международных организаций; использовать весь существующий опыт в нашей стране.
Таким образом, данные технологии позволят значительно повысить эффективность механизма развития сферы ФКиС в нашей стране.
Литература
1. Ветков Н.Е. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества // Наука-2020. 2016. № 2 (8). С. 30-43.
2. Козырев М.С., Куприщенкова А.С. Современное состояние системы публичного управления сферой физической культуры и спорта в Российской Федерации // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 1-2 (11). С. 181-194.
3. Зиядуллаев К.Ш., Абдиев Н.А., Курбанбаев И.Р. Обеспечение адекватности финансового меха-
низма в управлении физической культуры и спортом // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № 5. С. 82-84.
4. Валиев Р.Н. Эффективность государственно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта в современной России // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2. № 4. С. 105-112.
5. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. Часть 1. Под ред. Т.В. Игнатовой. - Ростов н/д.: Изд-во СКАГС, 2006. 200 с.
6. Джуха В.М., Погосян Р.Р., Казаренко К.О. Этапы разработки проекта по использованию госу-
дарственно-частного партнерства при строительстве объектов спортивно-оздоровительной инфраструктуры // Учет и статистика. 2012. № 4 (28). С. 47-53.
Kelarev Vladimir Viktorovich, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economic Theory and Entrepreneurship, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: vkelarev@yandex.ru
Lesnikova Galina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Science, Docent, Head of Cathedra of Physical Training, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: fizvos@uriu.ranepa.ru
Sein Sergey Gennadievich, Postgraduate, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: sergeisein@yandex.ru
MAIN DIRECTIONS FOR IMPROVING GOVERNMENT MANAGEMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS DEVELOPMENT
Abstract
The development of physical culture and sports (PCK&S) in our country is of particular importance. This significance is determined by the fact that they determine the quality of life of Russians and serve as the main social resource of economic and social development of society. This requires a measured and effective state policy for the development of the sphere of PC&S. The existing mechanism for the implementation of this policy, although it solves the main tasks of the development of this sphere, needs to be adjusted, especially to enhance the mass and regular physical education and sports among the population. Recommendations on the adjustment of the mechanism for the implementation of the state policy in the sphere of development of PC&S are given.
Keywords: the sphere of physical culture and sport; the mechanism for the implementation of state policy for the development of FKiS; subjects and objects of the sphere PC&S; the innovative direction of development of mass physical culture and sports, social and economic resource, social activity, public life, environment, physical activity.
References
1. Vetkov N.E. Fizicheskaya kul'tura i sport kak social'nye fenomeny obshchestva // Nauka-2020. 2016. № 2 (8). P. 30-43.
2. Kozyrev M.S., Kuprishchenkova A.S. Sovremennoe sostoyanie sistemy publichnogo upravleniya sferoj fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii // Materialy Ivanovskih chtenij. 2017. № 1-2 (11). P. 181-194.
3. Ziyadullaev K.SH., Abdiev N.A., Kurbanbaev I.R. Obespechenie adekvatnosti finansovogo mekhanizma v
upravlenii fizicheskoj kul'tury i sportom // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-ehkonomicheskih nauk. 2017. T. 11. № 5. P. 82-84.
4. Valiev R.N. EHffektivnost' gosudarstvenno-pravovogo regulirovaniya v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta v sovremennoj Rossii // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya. 2017. T. 2. № 4. P. 105-112.
5. Gosudarstvennoe regulirovanie ehkonomiki. Uchebnoe posobie. CHast' 1. Pod red. T.V. Ignatovoj. -Rostov n/D.: Izd-vo SKAGS, 2006. 200 p.
6. Dzhuha V.M., Pogosyan R.R., Kazarenko K.O. EHtapy razrabotki proekta po ispol'zovaniyu gosudar-stvenno-chastnogo partnerstva pri stroitel'stve ob"ektov sportivno-ozdorovitel'noj infrastruktury // Uchet i statistika. 2012. № 4 (28). P. 47-53.