Научная статья на тему 'Взаимодействие органов государственной власти и некоммерческих общественных организаций для реализации потенциала вовлечения молодежи в спортивную деятельность'

Взаимодействие органов государственной власти и некоммерческих общественных организаций для реализации потенциала вовлечения молодежи в спортивную деятельность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
639
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / YOUNG PEOPLE / SPORT / PHYSICAL CULTURE / VALUES / PHYSICAL TRAINING / STATE / SPORTS PREPARATION / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ольховский Роман Михайлович

В настоящей статье раскрывается механизм взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций, а также основные направления реализации государственной политики по вовлечению молодежи в спортивную деятельность. Проведенный анализ специальной литературы показывает, что в настоящее время разрушена необходимая инфраструктура для занятий спортом и физической культурой, что неизбежно сказывается на девальвации соответствующих ценностей молодежи, в числе которых спорт и физическая культура занимают незначительное место. Сейчас со стороны государства предпринимаются определенные попытки для исправления ситуации, однако их следует оценивать лишь как начальную стадию действий по изменению сложившегося положения. В работе анализируется ряд основополагающих документов, реализация которых позволит активизировать процесс включения молодежи в систему спорта и физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of public authorities and non-profit public organizations for implementation of young people involvement potential in sports activity

The present paper describes the mechanism of interaction of authorities and non-profit organizations, as well as the main directions of realization of state policy on young people involvement in sports activity. The carried-out analysis of special literature shows that for today necessary infrastructure for sports and physical culture activities has been destroyed that inevitably affects devaluation of the corresponding values of youth among which the sport and physical culture take the insignificant place. Now certain attempts are made by the state to correct situation. However these attempts should be estimated only as an initial stage of actions. In this paper the author analyzes a number of fundamental documents, implementation of which will make it possible to intensify process of youth inclusion in the system of sport and physical culture.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов государственной власти и некоммерческих общественных организаций для реализации потенциала вовлечения молодежи в спортивную деятельность»

УДК 316.346.3:796 ББК 60.564.03 О 56

P.M. Ольховский,

соискатель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79250511022, e-mail: Russia-sport@ mail.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СПОРТИВНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

( Рецензирована )

Аннотация. В настоящей статье раскрывается механизм взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций, а также основные направления реализации государственной политики по вовлечению молодежи в спортивную деятельность. Проведенный анализ специальной литературы показывает, что в настоящее время разрушена необходимая инфраструктура для занятий спортом и физической культурой, что неизбежно сказывается на девальвации соответствующих ценностей молодежи, в числе которых спорт и физическая культура занимают незначительное место. Сейчас со стороны государства предпринимаются определенные попытки для исправления ситуации, однако их следует оценивать лишь как начальную стадию действий по изменению сложившегося положения. В работе анализируется ряд основополагающих документов, реализация которых позволит активизировать процесс включения молодежи в систему спорта и физической культуры.

Ключевые слова: молодежь, спорт, физическая культура, ценности, физическое воспитание, государство, спортивная подготовка, социальное партнерство.

R.M. Olkhovsky,

Degree-Seeker Applicant of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop, ph.: +79250511022, e-mail: [email protected]

INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES AND NON-PROFIT PUBLIC ORGANIZATIONS FOR IMPLEMENTATION OF YOUNG PEOPLE INVOLVEMENT POTENTIAL IN SPORTS ACTIVITY

Abstract. The present paper describes the mechanism of interaction of authorities and non-profit organizations, as well as the main directions of realization of state policy on young people involvement in sports activity. The carried-out analysis of special literature shows that for today necessary infrastructure for sports and physical culture activities has been destroyed that inevitably affects devaluation of the corresponding values of youth among which the sport and physical culture take the insignificant place. Now certain attempts are made by the state to correct situation. However these attempts should be estimated only as an initial stage of actions. In this paper the author analyzes a number of fundamental documents,

implementation of which will make it possible to intensify process of youth inclusion in the system of sport and physical culture.

Keywords: Young people, sport, physical culture, values, physical training, state, sports preparation, social partnership.

Социально-политические преобразования последних десятилетий в России привели к существенным изменениям в подходах к организации физкультурно-спортивной работы с населением. Рассматривая историю физкультурно-спортивных преобразований в России на протяжении XX в., можно выявить различие приоритетов в системе государственного управления к организации этой сферы. В течение XX в. эволюционно изменялись цели, задачи, принципы управления, круг заинтересованных организаций, модели государственного регулирования в организации физкультурно-спортивной работы. Эти преобразования определялись изменениями внутренней политики, потребностями населения, геополитической обстановкой, развитием международного сотрудничества и т.д. При этом эволюционные преобразования касались не только самой системы подготовки спортсменов, но и методических, научных и организационных подходов в управлении сферой физической культуры и спорта.

Переход России на принципы рыночной экономики внес существенные коррективы в организацию функционирования спорта и физической культуры, поскольку изменился принцип финансирования данной сферы деятельности. Это отразилось и на инструментах государственного регулирования, и на физкультурно-спортивной работе в образовательных организациях высшего образования, в частности, потребовало привлечения дополнительных ресурсов, создания партнерства государства, бизнеса и некоммерческих организаций.

На протяжении всего периода развития физкультурной и спортивной работы в нашей стране

взаимоотношения органов государственной власти и населения в сфере физической культуры и спорта сопровождались участием в процессе ее управления негосударственных, общественных и различных некоммерческих организаций. В каждый из периодов в истории их роль и назначение были различными, они выполняли широкий либо узкоспециализированный объем задач, были сформированы по инициативе населения либо за счет принятых государственных решений органами власти, были заимствованы из опыта зарубежных стран либо были национальным продуктом. Исключением не стали и организации профессионального образования - процесс организации физкультурно-спортивного процесса в них также происходил за счет плотного взаимодействия с общественными институтами физкультурно-спортивной направленности.

В последнее время проблемам физического воспитания и студенческого спорта уделяется много внимания и со стороны государственной власти. В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. важнейшее место отводится развитию детского, юношеского и студенческого спорта. Однако успешность реализации поставленных в федеральных программах задач затруднена недостаточной развитостью и доступностью спортивной инфраструктуры, децентрализацией спортивных организаций, незавершенностью процессов социально-экономической трансформации в стране, диверсификацией прежней системы спортивного воспитания и несформи-рованностью новой эффективной модели.

Важным направлением, помогающим оптимизировать управление сферой физического воспитания и спорта, является развитие социального партнерства органов государственной власти и общественных институтов.

Настоящее исследование

проведено в опоре на общенаучные принципы историзма, сравнительно-исторический анализ, компаративистский анализ, метод типологизации. В области применения конкретно-прикладных эмпирических методов осуществлялось изучение материалов федеральных статистических наблюдений Министерства спорта РФ, Министерства образования и науки РФ, материалов Общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз» (РССС) и региональных отделений РССС, данных всероссийских и региональных исследований, проведенных коллективами авторов Донского государственного технического университета, Московского физико-технического института, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и др.

Реализация задачи по развитию социального партнерства органов государственной власти и общественных институтов в спортивных отношениях предусматривает вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, создание условий для участия молодежи в деятельности физкультурно-спортивных объединений, совершенствование системы студенческих соревнований и развитие студенческого спорта, реализацию молодежных и иных проектов в области физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, связанных с популяризацией здорового образа жизни, спорта; организацией спортивно-массовых мероприятий; пропагандой ответственного отношения к собственному здоровью; созданием

положительных образов молодежи, ведущей здоровый образ жизни [1].

Так, в 2015 году в План реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (далее - Основы ГМП) по направлениям нормативно-правового регулирования, общесистемных мероприятий, формированию системы ценностей, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, развитию просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также формированию ценностей здорового образа жизни, созданию условий для физического развития молодежи был включен ряд предложений сферы физической культуры и спорта:

- разработка методических рекомендаций по развитию студенческого спорта, впоследствии исполненных во 2 квартале 2016 г.;

- разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»» (в части определения механизмов развития студенческого спорта), впоследствии исполненное в 3 квартале 2016 г.;

- разработка проекта концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г., впоследствии реализованная в 4 квартале 2016 г.;

- организация и проведение международных и всероссийских физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий для молодежи, а также мероприятий, направленных на популяризацию здорового образа жизни, создание положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни, в том числе смотр-конкурсов, видеофильмов, использование мультимедийных технологий;

- организация и проведение всероссийских спортивных

мероприятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- разработка комплекса мер по развитию инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования на период до 2020 г. со сроком исполнения;

- организация и проведение мероприятий по развитию и популяризации студенческого спорта, в том числе в рамках Всероссийского молодежного проекта «Кадровый резерв студенческого спорта» и Всероссийского проекта «Студенты ГТО»;

2015 г. также стал важной вехой в развитии социального партнерства между некоммерческими организациями и органами власти в сфере физической культуры и студенческого спорта в рамках совместной подготовки и проведения площадки «Студенческий спорт» Всероссийского студенческого форума в Южном федеральном университете и Донском государственном техническом университете в Ростове-на-Дону.

На площадках форума были проведены совместные дискуссионные, обучающие и стратегические мероприятия, в которых приняли участие более 200 представителей студенческих спортивных объединений и студенческих спортивных клубов образовательных организаций высшего образования, спортивные волонтеры, представители РССС, спортивных федераций, проректоры и ректоры.

В форуме приняли участие сотрудники Министерства образования и науки Российской Федерации и председатель Совета ректоров России В.А. Садовничий. 4 сентября 2015 г. был рассмотрен вопрос «О развитии студенческого спорта и физкультурно-массовой работы со студентами в образовательных организациях высшего

образования» в рамках заседания Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодежи с участием членов Президиума Российского Союза ректоров, что было подкреплено Приказом Минобрнауки России от 4 сентября 2015 г. № ДЛ-34/09пр, в рамках которого участники заседания отметили приоритетность:

- проведения мероприятий, приуроченных к празднованию Международного дня студенческого спорта;

- участия в международном фестивале студенческого спорта «Moscow Games» и Всероссийском фестивале студенческого спорта;

- проведения ежегодного смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурной, спортивной и оздоровительной работы среди профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

- разработки Концепции развития студенческого спорта до 2025 г., методических рекомендаций по организации спортивно-массовой работы и комплекса мер по развитию спортивной инфраструктуры в образовательных организациях высшего образования; подготовки к XXIX Всемирной зимней Универсиаде 2019 г. в г. Красноярске;

- реализации программы развития международных молодежных обменов в сфере студенческого спорта в образовательных организациях высшего образования;

- развития физкультурно-спор-тивной деятельности со студентами с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования.

По официальным данным, наиболее эффективно физическая культура и массовый спорт развиваются в системе образования [2]. Так, около 55% учащихся и студентов систематически занимались спортом. Как показывает практика, молодежь является наиболее активной в сфере физической культуры и

спорта: по данным на 2013 г., в возрастной категории до 14 лет в стране физической культурой и спортом занимаются 55,2%; 15-29 лет - 42,1%; 30-59 лет - 9,7%; 60 лет и старше - 2,2% (доля от всего населения данной возрастной группы) [3]. На тот момент в стране функционировало около 172 тыс. учреждений и организаций, в которых велась физкультурно-оздоровительная работа, с 13,4 млн детей в возрасте до 14 лет, примерно с 6 млн подростков в возрасте от 15 до 17 лет и около 8,5 млн молодежи в возрасте от 18 до 29 лет.

По информации Министерства спорта, для поддержки организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва по базовым видам спорта, во все субъекты РФ ежегодно перечисляются субсидии из федерального бюджета в размере 560 млн рублей. До 2018 г. планируется направлять в Фонд поддержки олимпийцев еще около 500 млн рублей. По сути, это государственный заказ на подготовку членов сборных команд страны. В этой системе заняты около 4 млн детей, а с 2008 г. число воспитанников в детско-юношеских спортивных школах возросло на 800 тысяч человек [4]. Подобные шаги привели к видимому результату, когда российская команда на Олимпиаде 2014 г. в Сочи завоевала 33 медали в 10 из 15 видов спорта. Это лучший результат в истории отечественного спорта.

Студенческий спорт не может развиваться без соответствующей материально-технической инфраструктуры, равно как и без полноценного кадрового обеспечения. По всем регионам России фиксируется недостаток квалифицированных тренеров, учителей физкультуры и других работников учреждений этой сферы. В 2012-2014 гг. оплата труда специалистов сферы физической культуры и спорта составляла чуть более 65% от средней зарплаты по экономике регионов. А также

уровень заработной платы работников, задействованных в системе дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, ниже, чем в системе основного образования [5].

Как отмечают специалисты, поиск и включение талантов в спортивную подготовку - это важнейший фактор развития спорта в стране. Г. Дигель и М. Фарнер указывают, что «подготовка на базе этих талантов деятелей большого спорта - самая непростая задача. Прежде всего, нужно исключить утечку спортивных талантов в другие сферы. Затем нужно подумать о социальных гарантиях атлетов большого спорта, дабы атлеты всегда были готовы к выступлению и, освобожденные от всех забот, они могли бы совершать свою тяжелую и рискованную карьеру» [6].

Особую важность в решении кадрового вопроса в студенческом спорте приобретает инициатива РССС от 2015 г. по формированию резерва специалистов из числа студентов и действующих молодых работников сферы физической культуры и студенческого спорта через просветительские Всероссийские молодежные проекты «Кадровый резерв студенческого спорта» и «Студенты ГТО», рекомендованные образовательным организациям для реализации в ранее упомянутом Приказе Минобрнауки России от 4 сентября 2015 г. № ДЛ-34/09пр (п. 4, раздел III) [7].

Современный уровень развития спорта предъявляет к спортсменам высокие требования. Как пишет К. Айзенберг, выездов на соревнования стало намного больше, они стали более дорогими и требуют все больше времени. «За несколько десятилетий между Второй мировой войной и 1980 г. время, затрачиваемое на тренировки средним спортсменом-разрядником, по оценке К.Г. Бете и Ф. Нейдхардта, возросло примерно в четыре раза, так что в конце этого периода оно

составляло около 20 часов в неделю. В плавании уже в начале 70-х гг. XX века спортсмен высшего международного класса посвящал спортивным занятиям от 34 до 42 часов в неделю. Затраты времени и энергии, которые еще 10 или 20 лет назад могли бы вывести в мировые рекордсмены, сегодня могут обеспечить лишь квалификацию для национального чемпионата» [8].

В выступлении в Государственной Думе экс-министр спорта РФ Виталий Мутко обозначил задачи развития спорта в молодежной среде России. В частности, планируется увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов с 57% в 2013 г. до 68% в 2018 г., а также увеличение доли образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, имеющих студенческие спортивные клубы, с 25% в 2013 г. до 45% в 2018 г. [4].

В Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г. акцент сделан на важности организации и проведении массовых физкультурно-спортивных мероприятий, прежде всего, для детей и молодежи, создании условий для занятий спортом по месту жительства, учебы и работы, пропаганде ценностей спорта и здорового образа жизни [9].

Сегодня очевидно, что для увеличения доли студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 80% в рамках целевого ориентира Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г., существующие государственные программы до 2020 г. - «Развитие физической культуры и спорта» и «Развитие образования» - не способны в полной мере обеспечить необходимый результат и как следствие гарантированное выполнение со стороны Минобрнауки России поставленных перед ведомством задач. Для их

гарантированного достижения необходимы: профессиональный рост физкультурно-спортивных кадров, работающих в образовательных организациях высшего образования; системное научно-методическое обоснование процессов развития физической культуры и студенческого спорта; развитие централизованных механизмов поддержки деятельности официальных студенческих спортивных организаций и студенческих спортивных лиг по видам спорта в образовательных организациях высшего образования; формирование единых подходов к развитию сети спортивных клубов и студенческих спортивных клубов в образовательных организациях высшего образования; усиление информационного освещения студенческого спорта; эффективное распределение существующего бюджетного финансирования на физкультурную, спортивную и оздоровительную работу со студентами, а также развитие спортивной инфраструктуры образовательных организаций.

Запланированный в рамках Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г. мониторинг и контроль реализации Стратегии со стороны Мин-спорта России с привлечением к этой работе всероссийских физкультурно-спортивных организаций, в том числе общероссийских физкультурно-спортивных обществ, имеют возможность быть с положительными показателями в случае объединения со стороны Минобрнауки России усилий всех заинтересованных в развитии студенческого спорта сторон в рамках плана реализации Основ ГМП, в том числе РССС и федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные организации.

Сегодня имеются все предпосылки для того, чтобы в краткосрочной и среднесрочной перспективах межведомственными стратегическими задачами стали:

- внедрение инновационных образовательных методик для подготовки физкультурно-спортивных кадров и формирования кадрового резерва для повышения эффективности управления процессом развития физической культуры и спорта в образовательных организациях высшего образования в современных условиях;

- систематизация и координация научно-методической деятельности и студенческих конференций образовательных организаций высшего образования по вопросам студенческого спорта и оздоровления молодежи;

- систематизация и координация развития официальных студенческих соревнований и деятельности официальных студенческих спортивных лиг по видам спорта в образовательных организациях высшего образования;

- мониторинг сети спортивных клубов и студенческих спортивных клубов в образовательных организациях высшего образования и их организационно-методическое обеспечение;

- совершенствование всероссийских смотров-конкурсов Министерства образования и науки Российской Федерации и РССС среди образовательных организаций высшего образования;

- содействие образовательным организациям высшего образования в вопросах развития студенческого самоуправления и финансирования студенческого спорта и оздоровления молодежи посредством стипендиального обеспечения и программ развития деятельности студенческих объединений;

- совершенствование методической работы по развитию студенческого спорта и организации спортивно-массовой работы в образовательных организациях;

- совершенствование Ф3-329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части вопросов студенческого спорта;

- разработка стратегических документов по развитию студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г.;

- развитие спортивной инфраструктуры в образовательных организациях высшего образования;

- совершенствование аккреди-тационных показателей деятельности вуза в части эффективности системы физического воспитания студентов и организации спортивно-массовой работы;

- разработка предложений по студенческому спорту в проект новой Стратегии развития физической культуры и спорта на период после 2020 г.

Данные мероприятия возможно реализовать на основе социального партнерства между государством и некоммерческими организациями, задача которых будет состоять в том, чтобы использовать потенциальные ресурс общества для вовлечения молодежи в спортивную деятельность.

В последнее десятилетие в научной литературе вопросам социального партнерства уделяется большое внимание, что обусловлено, с одной стороны, нерешенностью ряда теоретико-методологических проблем, с другой - востребованностью практикой разработанных форм, методов и механизмов партнерства. Сложилось несколько подходов к анализу этой сферы. Так, В.А. Михеев [10] рассматривает социальное партнерство как сферу цивилизаци-онного взаимодействия различных сторон по урегулированию проблем разнопланового характера, например, социально-трудовых отношений. A.A. Нещадин [11] изучает социальное партнерство государства и бизнеса в качестве инструмента регулирования рынка. Указанные исследователи сходятся на том, что основными субъектами социального партнерства выступают власть, бизнес и некоммерческие общественные организации. Первоначально социальное партнерство

рассматривалось в контексте регулирования трудовых отношений, а также рынка [12]. Позже, по мере включения в систему рыночных отношений образовательных организаций, культурных учреждений, спортивных организаций, сфера социального партнерства получила развитие и в этих сферах [13]. В этом контексте социальное партнерство трактуется как сотрудничество между государственными органами, предпринимателями и общественными организациями в сфере устойчивого функционирования той или иной отрасли социального развития.

Изучение социального партнерства некоммерческих организаций и государственных органов в вопросах физической культуры и спорта в условиях трансформирующегося общества имеет комплексную природу. Развитие массового спорта в России сталкивается с проблемой высокой капиталоемкости услуг массового спорта. Это проявляется в высоких ценах на услуги в сфере спорта, дорогой цене земельных участков, выделяемых под спортивные сооружения, необходимости привлечения квалифицированных кадров для предоставления этих услуг. Сохранившаяся же инфраструктура спортивных сооружений характеризуется высокой степенью изношенности, требует капитальных вложений в ремонт. В этом контексте актуальной проблемой становится привлечение к развитию этого направления деятельности бизнеса и общественных организаций. Однако отсутствие широких практик в этой сфере объясняет слабую исследовательскую проработанность данной темы.

В рамках нашей проблематики по определению перспективной модели социального партнерства

некоммерческих организаций и государственных органов в реализации политики популяризации физической культуры в организациях высшего образования и развитии студенческого спорта удалось определить сферы партнерства некоммерческих организаций и государственных организаций в сфере физической культуры и спорта в образовательных организациях высшего образования в современной России, а также проанализировать эффективность сотрудничества некоммерческих организаций и государственных организаций в сфере реализации государственной Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г.

Подводя итоги, следует отметить, что на основе проведенного исследования выявлено влияние современного этапа развития системы образования в Российской Федерации, многообразия форм некоммерческих организаций, специфики федеральных и региональных ведомственных подходов на процесс физического воспитания в образовательных организациях высшего образования и развития студенческого спорта. Отмечено отсутствие, особенно на региональном уровне, достаточного количества концептуальных, стратегических, нормативных и методических документов, регулирующих студенческий спорт. Также выявлено противоречие между декларируемым высоким уровнем вовлеченности студенческой молодежи в процесс регулярных занятий физической культурой и спортом и невыраженной степенью его подтверждения в показателях в рамках практического поля деятельности некоммерческих организаций в сфере физической культуры и студенческого спорта.

Примечания:

1. Феклистова И.С. Тенденции и приоритетные направления региональной молодежной политики // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. Т. 4, № 2. С. 43-54.

2. Назарчук В.А. Спортивно-оздоровительная деятельность как средство реализации муниципальной молодежной политики // Вестник магистратуры. 2016. № 8-1. С. 52-55.

3. Мутко B.JI. Выступление на расширенном заседании Коллегии Минспорта России, посвященном 90-летию со дня образования федерального (государственного) и территориальных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта в России. 8 ноября 2013 // Официальный сайт Министерства спорта РФ. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/6628/.

4. Мутко B.JI. Выступление министра спорта Российской Федерации Виталия Мутко на «парламентском часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. 23 апреля 2014 // Официальный сайт Министерства спорта РФ. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/6377/.

5. Мутко B.JI. Доклад заместителя министра спорта Российской Федерации Ю.Д. Нагорных на совместном заседании коллегий Минобрнауки России, Минспорта России и Минкультуры России. 13 мая 2014 // Официальный сайт Министерства спорта РФ. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/ speeches/6448/.

6. Дигель Г., Фарнер М. Большой соревновательный спорт: сравнение опыта разных стран // Логос. 2009. № 6. С. 38-43.

7. Кожевников М.Н. Политический капитал молодежных спортивных организаций // Youth world politic. 2016. № 2. С. 84-88.

8. Айзенберг К. Спортсмен // Логос. 2006. № 3. С. 16-18.

9. Мутко В.Л. Виталий Мутко принял участие в заседании совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. 25 марта 2014 // Официальный сайт Министерства спорта РФ. URL: http://www. minsport.gov.ru/press-centre/news/6145/?sphrase_id=126908.

10. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. М.: Экзамен, 2001. 245 с.

11. Нещадин А.А. Бизнес и общество: выгодное партнерство. М.: Вершина, 2006. 311 с.

12. Киселев В.Н. Социальное партнерство в России. М.: Луч, 1998. 278 с.

13. Якимец В.Н., Никовская Л.И., Коновалова Л.Н. Теория и практика межсекторного социального партнерства в России. М.: Гос. ун-т упр., 2004. 211 с.

References:

1. Feklistova I.S. Tendencies and priority directions of the regional youth policy // Bulletin of state and municipal management. 2015. Vol. 4. No. 2. P. 43-54.

2. Nazarchuk V.A. Sports and recreational activities as a means of implementation of the municipal youth policy // Bulletin of the Master program. 2016. No. 8-1. P. 52-55.

3. Mutko V.L. Speech at the enlarged meeting of the Board of the Ministry of Sport of Russia dedicated to the 90th anniversary of the formation of the federal (state) and territorial executive bodies in the field of physical culture and sports in Russia. November 8, 2013. [Electronic document] // Official website of the Ministry of Sport of the Russian Federation. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/ speeches/6628/

4. Mutko V.L. Speech of the Minister of Sports of the Russian Federation of Vi-taly Mutko at the "parliamentary hour" in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. April 23, 2014. [Electronic document] // Official website of the Ministry of Sport of the Russian Federation. URL: http://www.minsport.gov. ru/press-centre/speeches/6377/

5. Mutko V.L. Report of the Deputy Minister of Sport of the Russian Federation of Yu.D. Nagornykh at the joint meeting of the collegia of the Ministry of Education and Science of Russia, the Ministry of Sport of Russia and the Ministry of

Culture of Russia. May 13, 2014. [Electronic document] // Official website of the Ministry of Sport of the Russian Federation. URL: http://www.minsport.gov.ru/ press-centre/speeches/6448/

6. Digel G., Farner M. Big competitive sport: comparison of the experience of different countries // Logos. 2009. No. 6. P. 38-43.

7. Kozhevnikov M.N. Political capital of youth sports organizations // Youth world politic. 2016. No.2. P. 84-88.

8. Eisenberg K. A sportsman // Logos. 2006. No.3. P. 16-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Mutko V.L. Vitaly Mutko took part in the meeting of the Council under the President of the Russian Federation for the Development of Physical Culture and Sports. March 25, 2014. [Electronic document] // Official website of the Ministry of Sport of the Russian Federation. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/ news/6145/?sphrase_id=126908

10. Mikheev V.A. Fundamentals of social partnership: theory and politics. M.: Exam. 2001. 245 pp.

11. Neshchadin A.A. Business and society: a profitable partnership / general ed. by A.A. Neshchadin. M.: Vershina, 2006. 311 pp.

12. Kiselyov V.N. Social partnership in Russia. M.: Luch, 1998. 278 pp.

13. Yakimets V.N. Theory and practice of intersectoral social partnership in Russia / V.N. Yakimets, L.I. Nikovskaya, L.N. Konovalova. M.: State University of Management. 2004. 211 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.