УДК 316
Ольховский Роман Михайлович
Взаимодействие органов государственной власти и некоммерческих общественных организаций для реализации потенциала вовлечения молодежи в спортивную деятельность
Interaction of public authorities and non-profit public organizations for realization of potential of involvement of youth in sports activity
Аннотация. В настоящей статье раскрываются механизм взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций, а также основные направления реализации государственной политики по вовлечению молодежи в спортивную деятельность. Проведенный анализ специальной литературы показывает, что в настоящее время разрушена необходимая инфраструктура для занятий спортом и физической культурой, что неизбежно сказывается на девальвации соответствующих ценностей молодежи, в числе которых спорт и физическая культура занимают крайнее малосущественное место. Сейчас предпринимаются со стороны государства определенные попытки для исправления ситуации, однако их следует оценивать лишь как начальную стадию действий по исправлению сложившегося положения. В работе анализируется ряд основополагающих документов, реализация которых позволит активизировать процесс включения молодежи в систему спорта и физической культуры.
Ключевые слова: молодежь, спорт, физическая культура, ценности, физическое воспитание, государство, спортивная подготовка, социальное партнерство.
Summary. In the present article the mechanism of interaction of authorities and non-profit organizations and also the main directions of realization of state policy on involvement of youth in sports activity reveal. The carried-out analysis of special literature shows that now necessary infrastructure for sports activities and physical culture is destroyed that inevitably affects devaluation of the corresponding values of youth among which the sport and physical culture take the extreme unimportant place. Are now made from the state certain attempts for correction of a situation, however they should be estimated only as an initial stage of actions for correction of the situation. In work a number of fundamental documents which implementation will allow to intensify process of inclusion of youth in the system of sport and physical culture is analyzed.
Keywords: youth, sport, physical culture, values, physical training, state, sports preparation, social partnership.
Введение. Социально-политические преобразования последних десятилетий в России привели к существенным изменениям в подходах к
организации физкультурно-спортивной работы с населением. Рассматривая историю физкультурно-спортивных преобразований в России на протяжении XX в., можно выявить различие приоритетов в системе государственного управления к организации этой сферы. В течении ХХ в. эволюционно изменялись цели, задачи, принципы управления, круг заинтересованных организаций, модели государственного регулирования в организации физкультурно-спортивной работы. Эти преобразования определялись изменениями внутренней политики, потребностями населения, геополитической обстановкой, развитием международного сотрудничества и т.д. При этом эволюционные преобразования касались не только самой системы подготовки спортсменов, но методических, научных и организационных подходов в управлении сферой физической культуры и спорта.
Переход России к рыночной экономике внесли существенные коррективы в организацию функционирования спорта и физической культуры, поскольку изменился принцип финансирования этой сферы деятельности. Это отразилось и на инструментах государственного регулирования, и на физкультурно -спортивной работе в образовательных организациях высшего образования, в частности. Потребовало привлечения дополнительных ресурсов, создания партнерства государства, бизнеса и некоммерческих общественных организаций.
На протяжении всего периода развития физкультурной и спортивной работы в нашей стране взаимоотношения органов государственной власти и населения в сфере физической культуры и спорта сопровождались участием в процессе ее управления негосударственных, общественных и различных некоммерческих организаций. В каждый из периодов в истории их роль и назначение были различными, они выполняли широкий либо узкоспециализированный объем задач, были сформированы по инициативе населения либо за счет принятых государственных решений органами власти, были заимствованы из опыта зарубежных стран либо были национальным продуктом. Исключением не стали и образовательные организации профессионального образования - процесс организации физкультурно-спортивного процесса в них так же происходил за счет плотного взаимодействия с общественными институтами физкультурно-спортивной направленности.
В последнее время проблемам физического воспитания и студенческого спорта уделяется много внимания и со стороны государственной власти. В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года важнейшее место отводится развитию детского, юношеского и студенческого спорта. Однако успешность реализации поставленных в федеральных программах задач затруднена недостаточной развитостью и доступностью спортивной инфраструктуры, децентрализацией спортивных организаций, незавершенностью процессов социально-экономической трансформации в стране, диверсификацией прежней системы спортивного воспитания и несформированностью новой эффективной модели.
Важным направлением, помогающим оптимизировать управление сферу физического воспитания и спорта, является развитие социального партнерства органов государственно власти и общественных институтов.
Методика. Настоящее исследование проведено в опоре на общенаучные принципы историзма, сравнительно-исторический анализ, компаративистский анализ, метод типологизации. В области применения конкретно-прикладных эмпирических методов осуществлялось изучение материалов федеральных статистических наблюдений Министерства спорта РФ, Министерства образования и науки РФ, материалов Общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз» (РССС) и региональных отделений РССС, данных всероссийских и региональных исследований проведенных коллективами авторов Донского государственного технического университета, Московского физико-технического института, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и др.
Результаты исследования. Реализация задачи по развитии социального партнерства органов государственной власти и общественных институтов в спортивных отношениях предусматривает вовлечение молодёжи в регулярные занятия физической культурой и спортом, создание условий для участия молодежи в деятельности физкультурно-спортивных объединений, совершенствование системы студенческих соревнований и развитие студенческого спорта, реализацию молодёжных и иных проектов в области физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, связанных с популяризацией здорового образа жизни, спорта; организацией спортивно-массовых мероприятий; пропагандой ответственного отношения к собственному здоровью; созданием положительных образов молодежи, ведущей здоровый образ жизни [12].
25 марта 2015 года исходящим письмом Российского студенческого спортивного союза (далее - РССС) (исх.№103) в адрес Минобрнауки России были направлены предложения в формировавшийся межведомственный План реализации Основ государственной молодежной политики (далее - ГМП), включившие в себя предложения физкультурно-спортивной направленности по:
- нормативно-правовому регулированию;
- общесистемным мероприятиям;
- формированию системы ценностей, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи;
- развитию просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий;
- формированию ценностей здорового образа жизни, созданию условий для физического развития молодежи.
В последствии План реализации Основ ГМП был утвержден 12 декабря 2015 года Распоряжением Правительства № 2570-р, а предложения РССС нашли в нем свое закрепление в рамках межведомственных поручений Минспорта России и Минобрнауки России:
- п. 1.3. Разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»» (в части определения механизмов развития студенческого спорта) со сроком исполнения 2 квартал 2016 года;
- п. 1.4. Разработка проекта концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года со сроком исполнения до 4 квартала 2016 года;
- п. 2.4. Разработка методических рекомендаций по развитию студенческого спорта со сроком исполнения до 2 квартала 2016 года;
- п. 5.2. Организация и проведение начиная с 1 квартала 2016 года и далее международных и всероссийских физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий для молодежи, а также мероприятий, направленных на популяризацию здорового образа жизни, в том числе смотр-конкурсов, видеофильмов и мультимедийных технологий, направленных на создание положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни;
- п. 5.3. Организация и проведение начиная с 1 квартала 2016 года и далее всероссийских спортивных мероприятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- п. 5.5. Разработка комплекса мер по развитию инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования на период до 2020 года со сроком исполнения до 2 квартала 2017 года;
- п. 6.7. Организация и проведение мероприятий по развитию и популяризации студенческого спорта в том числе в рамках Всероссийского молодежного проекта «Кадровый резерв студенческого спорта» и Всероссийского проекта «Студенты ГТО»;
2015 год так же стал важной вехой в развитии социального партнерства между некоммерческими организациями и органами власти в сфере физической культуры и студенческого спорта в рамках совместной подготовки и проведения площадки «Студенческий спорт» Всероссийского студенческого форума в Южном федеральном университете и Донском государственном техническом университете в Ростове-на-Дону.
В рамках площадки Форума совместные дискуссионные, обучающие и стратегические мероприятия провели более 200 представителей студенческих спортивных объединений и студенческих спортивных клубов образовательных организаций высшего образования, спортивные волонтеры, представители РССС, спортивных федераций, проректоры и ректоры.
В площадке Форума приняли участие Министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов и председатель Совета ректоров России В.А. Садовничий, было подписано соглашение между РССС и АССК, а так же 4 сентября 2015 года был рассмотрен вопрос «О развитии студенческого спорта и физкультурно -массовой работы со студентами в образовательных организациях высшего образования» в рамках заседания Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодежи с участием членов
Президиума Российского Союза ректоров, что было подкреплено Приказом Минобрнауки России от 4 сентября 2015 года № ДЛ-34/09пр, в III разделе которого участники заседания решили:
- п. 1 «В связи с принятием ЮНЭСКО Международного дня студенческого спорта поддержать инициативу РССС и Российского союза ректоров о проведении единого дня студенческого спорта; образовательным организациям высшего образования проводить мероприятия, приуроченные к его празднованию, а также принимать участие в ежегодном Всероссийском студенческом легкоатлетическом кроссе, международном фестивале студенческого спорта «Moscow Games» и Всероссийском фестивале студенческого спорта»;
- п. 2 Минобрнауки России совместно с РССС организовать проведение, начиная с 2016 года, смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурной, спортивной и оздоровительной работы среди профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
- п. 3 Минобрнауки России совместно с РССС по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации в целях совершенствования действующего нормативного регулирования в области студенческого спорта до 31 марта 2017 года разработать необходимые нормативные документы: проект Концепции развития студенческого спорта до 2025 года, методические рекомендации по организации спортивно-массовой работы и комплекс мер по развитию спортивной инфраструктуры в образовательных организациях высшего образования, а также внести изменения в Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов.
п. 4. Признать успешной реализацию в 2015 году Всероссийских проектов «Кадровый резерв студенческого спорта» и «Студенты ГТО», рекомендовать образовательным организациям высшего образования принимать участие в реализации проектов.
п. 5. В целях оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в образовательных организациях высшего образования Минобрнауки России совместно с РССС проработать вопрос создания на базе ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» Студенческого спортивного центра.
п. 6. В целях подготовки к XXIX Всемирной зимней Универсиаде 2019 года в г. Красноярске Минобрнауки России совместно с РССС и Дирекцией XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года обеспечить реализацию Всероссийского проекта «Навстречу Универсиаде».
п. 7. Минобрнауки России совместно с РССС определить базовые центры по реализации программы развития международных молодежных обменов в сфере студенческого спорта в образовательных организациях высшего образования.
п. 8. Минобрнауки России совместно с РССС определить базовые центры по развитию физкультурно-спортивной деятельности со студентами с
ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования.
И хотя по официальным данным наиболее эффективно физическая культура и массовый спорт развиваются в системе образования [10]. Так, около 55% учащихся и студентов систематически занимаются спортом. В сравнении по возрастным подгруппам молодежь является наиболее активной в сфере физической культуры и спорта: по данным на 2013 г. в возрастной категории до 14 лет в стране занимаются 55,2%; 15-29 лет - 42,1%; 30-59 лет - 9,7%; 60 лет и старше - 2,2% (доля от всего населения данной возрастной группы) [6]. В настоящее время в стране функционирует около 172 тыс. учреждений и организаций, в которых ведется физкультурно-оздоровительная работа с 13,4 млн. детей в возрасте до 14 лет, примерно с 6 млн. подростков в возрасте от 15 до 17 лет и около 8,5 млн. молодежи в возрасте от 18 до 29 лет.
По информации Министерства спорта для поддержки организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва по базовым видам спорта, во все субъекты РФ ежегодно перечисляются субсидии из федерального бюджета размере 560 млн. рублей. А также до 2018 года планируется направлять в Фонд поддержки олимпийцев еще около 500 млн. рублей. По сути, это государственный заказ на подготовку членов сборных команд страны. В этой системе заняты около 4 млн. детей, а 2008 года в детско-юношеских спортивных школах возросло на 800 тысяч человек число детей [7]. Подобные шаги привели к видимому результату, когда российская команда на олимпиаде 2014 г. в Сочи завоевала 33 медали в 10 из 15 видов спорта. Это лучший результат в истории отечественного спорта.
Не может студенческий спорт развиваться не только без соответствующей материально-технической инфраструктуры, то также и без полноценного кадрового обеспечения. По всем регионам России фиксируется недостаток квалифицированных тренеров, учителей физкультуры и других работников учреждений этой сферы. В 2012-2014 гг. году оплата труда специалистов сферы физической культуры и спорта составляла чуть более 65% от средней зарплаты по экономике регионов. А также уровень заработной платы работников, задействованных в системе дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта ниже, чем в системе основного образования [8].
Как отмечают специалисты, поиск и включение талантов в спортивную подготовку - это важнейший фактор развития спорта в стране. Г.Дигель и М.Фарнер указывают, что «подготовка на базе этих талантов деятелей большого спорта - самая непростая задача. Прежде всего, нужно исключить утечку спортивных талантов в другие сферы. Затем нужно подумать о социальных гарантиях атлетов большого спорта, дабы атлеты всегда были готовы к выступлению и, освобожденные от всех забот, они могли бы совершать свою тяжелую и рискованную карьеру» [2].
Особенно актуальным в решении кадрового вопроса в студенческом спорте становится инициатива РССС 2015 года по формированию резерва специалистов из числа студентов и действующих молодых работников сферы
физической культуры и студенческого спорта через просветительские Всероссийские молодежные проекты «Кадровый резерв студенческого спорта» и «Студенты ГТО», рекомендованные образовательным организациям для реализации в ранее упомянутом Приказе Минобрнауки России от 4 сентября 2015 года № ДЛ-34/09пр (п. 4, раздел III) [4].
Современный уровень развития спорта предъявляет к спортсменам высокие требования. Как пишет К. Айзенберг, выездов на соревнования стало намного больше, они стали более дорогими и требуют все больше времени. «За несколько десятилетий между Второй мировой войной и 1980 годом время, затрачиваемое на тренировки средним спортсменом-разрядником, по оценке К.Г. Бете и Ф. Нейдхардта, возросло примерно в четыре раза, так что в конце этого периода оно составляло около 20 часов в неделю. В плавании уже в начале 70-х годов XX века спортсмен высшего международного класса посвящал спортивным занятиям от 34 до 42 часов в неделю. Затраты времени и энергии, которые еще 10 или 20 лет назад могли бы вывести в мировые рекордсмены, сегодня могут обеспечить лишь квалификацию для национального чемпионата» [1].
В выступлении в Государственной Думе министр спорта РФ Виталий Мутко обозначил задачи развития спорта в молодежной среде в стране. В частности планируется увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов с 57% в 2013 году до 68% в 2018 году. А также увеличение доли образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, имеющих студенческие спортивные клубы с 25% в 2013 году до 45% в 2018 году [7]. Кроме того планируется введение в действие комплекса ГТО в 12 субъектах Российской Федерации. В Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года акцент сделан на важности организации и проведении массовых физкультурно-спортивных мероприятий, прежде всего, для детей и молодежи, создании условий для занятий спортом по месту жительства, учебы и работы, пропаганде ценностей спорта и здорового образа жизни [9].
Сегодня очевидно, что для увеличения доли студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 80 % в рамках целевого ориентира Стратегии ФКиС существующие государственные программы до 2020 года «Развития физической культуры и спорта» и «Развития образования» имеют малочисленные предпосылки в полной мере обеспечить необходимый результат и как следствие гарантированное выполнение со стороны Минобрнауки России поставленных перед ведомством задач, для гарантированного достижения которых необходимы: профессиональный рост физкультурно-спортивных кадров работающих в образовательных организациях высшего образования, системное научно-методическое обоснование процессов развития физической культуры и студенческого спорта, развитие централизованных механизмов поддержки деятельности официальных студенческих спортивных организаций и студенческих спортивных лиг по видам спорта в образовательных организациях высшего образования,
формирование единых подходов к развитию сети спортивных клубов и студенческих спортивных клубов в образовательных организациях высшего образования, усиление информационного освещения студенческого спорта, эффективное распределение существующего бюджетного финансирования на физкультурную, спортивную и оздоровительную работу со студентами, а так же развитие спортивной инфраструктуры образовательных организаций.
Запланированный в рамках Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года мониторинг и контроль реализации Стратегии со стороны Минспорта России с привлечением к этой работе всероссийских физкультурно-спортивных организаций, в том числе общероссийских физкультурно-спортивных обществ имеет возможность быть с положительными показателями, в случае объединения со стороны Минобрнауки России усилий всех заинтересованных в развитии студенческого спорта сторон в рамках плана реализации Основ ГМП, в том числе РССС и федеральных органов исполнительной власти имеющих в своем ведении образовательные организации.
Сегодня имеются все предпосылки для того, чтобы в краткосрочной и среднесрочной перспективах межведомственными стратегическими задачами стали:
- внедрение инновационных образовательных методик для подготовки физкультурно-спортивных кадров и формирования кадрового резерва для повышения эффективности управления процессом развития физической культуры и спорта в образовательных организациях высшего образования в современных условиях;
- систематизация и координация научно-методической деятельности и студенческих конференций образовательных организаций высшего образования по вопросам студенческого спорта и оздоровления молодежи;
- систематизация и координация развития официальных студенческих соревнований и деятельности официальных студенческих спортивных лиг по видам спорта в образовательных организациях высшего образования;
- мониторинг сети спортивных клубов и студенческих спортивных клубов в образовательных организациях высшего образования и их организационно-методическое обеспечение;
- совершенствование Всероссийских Смотров-конкурсов Министерства образования и науки Российской Федерации и РССС среди образовательных организаций высшего образования;
- содействие образовательным организациям высшего образования в вопросах развития студенческого самоуправления и финансирования студенческого спорта и оздоровления молодежи посредством стипендиального обеспечения и программ развития деятельности студенческих объединений.
- разработка методических рекомендаций по развитию студенческого спорта и организации спортивно-массовой работы в образовательных организациях;
- совершенствование ФЗ-329 «О физической культуре и спорте» в части вопросов студенческого спорта;
- разработка стратегических документов по развитию студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года;
- развитию спортивной инфраструктуры в образовательных организациях высшего образования;
- совершенствование аккредитационных показателей деятельности вуза в части эффективности системы физического воспитания студентов и организации спортивно-массовой работы;
- разработка предложений по студенческому спорту в проект новой Стратегии развития физической культуры и спорта на период после 2020 года.
Данные мероприятия возможно реализовать на основе социального партнерства между государством и некоммерческими организациями, задача которых будет состоять в том, чтобы использовать потенциальные ресурс общества для вовлечения молодежь в спортивную деятельность.
Дискуссии. В последнее десятилетие в научной литературе вопросам социального партнерства уделяется большое внимание, что обусловлено, с одной стороны, нерешенностью ряда теоретико-методологических проблем, с другой - востребованностью практикой разработанных форм, методов и механизмов партнерства. Сложилось несколько подходов к анализу этой сферы. Так, В.А. Михеев [5] рассматривает социальное партнерство как сферу цивилизационного взаимодействия различных сторон по урегулированию проблем разнопланового характера, например, социально-трудовых отношений. А.А. Нещадин [11] изучает социальное партнерство государства и бизнеса в качестве инструмента регулирования рынка. Указанные сследователи сходятся на том, что основными субъектами социального партнерства выступает власть, бизнес и некоммерческие общественные организации. Первоначально, социальное партнерство рассматривалось в контексте регулирования трудовых отношений, а также рынка [3]. Позже, по мере включения в систему рыночных отношений образовательных организаций, культурных учреждений, спортивных организаций сфера социального партнерства получила развитие и в этих сферах [13]. В этом контексте социальное партнерство трактуется как сотрудничество между государственными органами, предпринимателями и общественными организациями в сфере устойчивого функционирования той или иной отрасли социального развития.
Изучение социального партнерства некоммерческих организаций и государственных органов в вопросах физической культуры и спорта в условиях трансформирующегося общества имеет комплексную природу. Развитие массового спорта в России сталкивается с проблемой высокой капиталоемкости услуг массового спорта. Это проявляется в высоких ценах на услуги в сфере спорта, дорогой цене земельных участков, выделяемых под спортивные сооружения, необходимостью привлечения квалифицированных кадров для предоставления этих услуг. Сохранившаяся же инфраструктура спортивных сооружений характеризуется высокой степенью изношенности, требует капитальных вложений в ремонт. В этом контексте актуальной проблемой становится привлечение к развитию этого направления деятельности бизнеса и
общественных организаций. Однако отсутствие широких практик в этой сфере объясняет слабую исследовательскую проработанность данной темы.
Заключение. В рамках нашей проблематики по определению перспективной модели социального партнерства некоммерческих организаций и государственных органов в реализации физической культуры в образовательных организациях высшего образования и развитии студенческого спорта удалось определить сферы партнерства некоммерческих организаций и государственных организаций в сфере физической культуры и спорта в образовательных организациях высшего образования в современной России, а так же проанализировать эффективность сотрудничества некоммерческих организаций и государственных организаций в сфере реализации государственной Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г. Были рассмотрены материалы федеральных статистических наблюдений Министерства спорта РФ, Министерства образования и науки РФ, материалы предоставленные Общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз» (РССС), данные всероссийских и региональных исследований проведенных коллективами авторов Донского государственного технического университета, Московского физико-технического института, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова по ключевым направлениям сферы физической культуры в образовательных организациях и студенческого спорта.
Отмечено влияние современного этапа развития системы образования в Российской Федерации, многообразия форм некоммерческих организаций, специфики федеральных и региональных ведомственных подходов на процесс физического воспитания в образовательных организациях высшего образования и развития студенческого спорта, отмечено отсутствие, особенно на региональном уровне, достаточного количества концептуальных, стратегических, нормативных и методических документов регулирующих студенческий спорт, а так же выявлено противоречие между декларируемым высоким уровнем вовлеченности студенческой молодежи в процесс регулярных занятий физической культурой и спортом и не выраженной степенью его подтверждения в показателях в рамках практического поля деятельности некоммерческих организаций сферы физической культуры и студенческого спорта.
Благодарности. В завершении нашей работы мы хотим высказать благодарность всем, кто оказывал нам помощь в организации и проведении данного исследования.
Литература
1. Айзенберг К. Спортсмен //Логос. - 2006. - №3. - С. 16-18.
2. Дигелъ Г., Фарнер М. Большой соревновательный спорт: сравнение опыта разных стран // Логос. - 2009. - № 6. - С. 38-43.
3. Киселев В.Н. Социальное партнерство в России. - М.: Луч, 1998. -
278 с.
4. Кожевников М.Н. Политический капитал молодежных спортивных организаций // Youth world politic. - 2016. - №2. - С. 84-88.
5. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика.-. М.: Экзамен. 2001. - 245 с.
6. Мутко В.Л. Выступление на расширенном заседании Коллегии Минспорта России, посвященном 90-летию со дня образования федерального (государственного) и территориальных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта в России. 8 ноября 2013. [Электронный документ] // Официальный сайт Министерства спорта РФ. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/6628/
7. Мутко В.Л. Выступление министра спорта Российской Федерации Виталия Мутко на «парламентском часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. 23 апреля 2014. [Электронный документ] // Официальный сайт Министерства спорта РФ. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/6377/
8. Мутко В.Л. Доклад заместителя министра спорта Российской Федерации Ю.Д. Нагорных на совместном заседании коллегий Минобрнауки России, Минспорта России и Минкультуры России. 13 мая 2014. [Электронный документ] // Официальный сайт Министерства спорта РФ. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/6448/
9. Мутко В.Л. Виталий Мутко принял участие в заседании совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. 25 марта 2014. [Электронный документ] // Официальный сайт Министерства спорта РФ. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/6145/?sphrase_id=126908
10. Назарчук В.А. Спортивно-оздоровительная деятельность как средство реализации муниципальной молодежной политики // Вестник магистратуры. 2016. №8-1. С. 52-55.
11. Нещадин А.А. Бизнес и общество: выгодное партнерство/ Под общ. ред. А.А. Нещадина. М.: Вершина, 2006. - 311 с.
12. Феклистова И.С. Тенденции и приоритетные направления региональной молодежной политики // Вестник государственного и муниципального управления. - 2015. - Т. 4. - №2. - С. 43-54.
13. Якимец В.Н. Теория и практика межсекторного социального партнерства в России / В.Н. Якимец, Л.И. Никовская, Л.Н. Коновалова. - М.: Гос.уни-т упр. 2004. - 211 с.
Literature
1. Ayzenberg K. is an athlete//Logos. - 2006. - No. 3. - Page 16-18.
2. Digel G., Farner M. Big-time competitive sports: comparison of experience of the different countries/Logos. - 2009. - No. 6. - Page 38-43.
3. Kiselyov V.N. Social partnership in Russia. - M.: Beam, 1998. - 278 pages.
4. Kozhevnikov M.N. Political capital of the youth sports organizations//Youth world politic. - 2016. - No. 2. - Page 84-88.
5. Mikheyev V. A. Bases of a social parnerstvo: theory and policy. -. M.: Examination. 2001. - 245 pages.
6. Mutko V.L. A performance at the enlarged meeting of Board of the Ministry of Sport of the Russian Federation devoted to the 90 anniversary from the date of education federal (state) and territorial authorities of executive power in the sphere of physical culture and sport in Russia. November 8, 2013. □ Электронный doKyMenmU//Official site of the Ministry of Sport of the Russian Federation. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/6628/
7. Mutko V.L. A speech of the Minister of Sport of the Russian Federation Vitaly Mutko on "parliamentary hour" in the State Duma of Federal Assembly of Russia. April 23, 2014. Электронный документ Official site of the Ministry of Sport of the Russian Federation. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/63 77/
8. Mutko V.L. The report of the Deputy Minister of Sport of the Russian Federation of Yu.D. Nagorny at a joint meeting of boards of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Ministry of Sport of the Russian Federation and Ministry of Culture of the Russian Federation. May 13, 2014. U Электронный документ Official site of the Ministry of Sport of the Russian Federation. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/6448/
9. Mutko V.L. Vitaly Mutko has participated in a meeting of council under the President of the Russian Federation for development of physical culture and sport. March 25, 2014. □ Электронный документ Off icial site of the Ministry of Sport of the Russian Federation. URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/6145/?sphrase_id=126908
10. Nazarchuk V. A. Sports activity as implementer of municipal youth policy//Messenger of a magistracy. 2016. No. 8-1. Page 52-55.
11. Neshchadin A.A. Business and society: favorable partnership / Under a general edition of A.A. Neshchadin. M.: Top, 2006. - 311 pages.
12. Feklistova I.S. Tendencies and priority directions of regional youth policy//Messenger of the public and municipal administration. - 2015. - T. 4. - No. 2. - Page 43-54.
13. Yakimets V.N. Theory and practice of intersectoral social partnership in Russia / V.N. Yakimets, L.I. Nikovskaya, L.N. Konovalova. - M.: State. uni-t of ex. 2004. - 211 pages.