Научная статья на тему 'Спорт в вузе как открытая физкультурнообразовательная среда подготовки творческого педагога физической культуры'

Спорт в вузе как открытая физкультурнообразовательная среда подготовки творческого педагога физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1219
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / PHYSICAL TRAINING AND SPORT / WEIGHT / LIFTING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL / ACTIVITY / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифоров Ю.Б., Гришин Ю.Ю.

В статье освещаются вопросы, касающиеся спортивной и спортивнооздоровительной работы в вузах как единой концепции. Анализ развития студенческого спорта в России позволяет констатировать, что его становление проходило несколько этапов. Современный этап характеризуется появлением новых задач физического воспитания в высшей школе, направленных не только на развитие физических способностей студентов, но и стимулирование их интереса к занятиям физической культурой и спортом, формирование ценностей здорового образа жизни, в которых двигательная активность является необходимым условием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифоров Ю.Б., Гришин Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport in a university as an open physicaleducational environment for preparing a creative PE teacher

The article covers issues related to sport and its recreational work in universities as a single concept. The analysis of development of student sports in Russia allows us to state that its formation went through several stages. The modern stage is characterized by the emergence of new tasks set for the physical education in higher education institution. These tasks are aimed not only at the development of students' physical abilities, but also their inspirations for physical training and sport, shaping the values of healthy way of life, where the physical activity is a necessary condition.

Текст научной работы на тему «Спорт в вузе как открытая физкультурнообразовательная среда подготовки творческого педагога физической культуры»

УДК 796.011.3 ББК 74.48

СПОРТ В ВУЗЕ КАК ОТКРЫТАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПОДГОТОВКИ ТВОРЧЕСКОГО ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

SPORT IN A UNIVERSITY AS AN OPEN PHYSICAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR PREPARING A CREATIVE PE TEACHER

Никифоров Юрий Борисович

Доцент кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: nfagu@yandex.ru

Гришин Юрий Юрьевич

Магистрант 2-го курса кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», направление подготовки «Педагогическое образование» E-mail: matevosyan-mariya@ya.ru

Аннотация. В статье освещаются вопросы, касающиеся спортивной и спортивно-оздоровительной работы в вузах как единой концепции. Анализ развития студенческого спорта в России позволяет констатировать, что его становление проходило несколько этапов. Современный этап характеризуется появлением новых задач физического воспитания в высшей

Nikiforov Yuriy B.

Assistant Professor at the Department of Physical Culture and Biomedical Disciplines, Armavir State Pedagogical University, PhD in Education, Associate Professor E-mail: nfagu@yandex.ru

Grishin Yuriy Yu.

2nd year student in the Pedagogical education master's program at the Department of Physical Culture and Biomedical Disciplines, Armavir State Pedagogical University E-mail: matevosyan-mariya@ya.ru

Abstract. The article covers issues related to sport and its recreational work in universities as a single concept. The analysis of development of student sports in Russia allows us to state that its formation went through several stages. The modern stage is characterized by the emergence of new tasks set for the physical education in higher education institution. These

школе, направленных не только на развитие физических способностей студентов, но и стимулирование их интереса к занятиям физической культурой и спортом, формирование ценностей здорового образа жизни, в которых двигательная активность является необходимым условием.

tasks are aimed not only at the development of students' physical abilities, but also their inspirations for physical training and sport, shaping the values of healthy way of life, where the physical activity is a necessary condition.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, тяжелая атлетика, образовательное пространство, профессиональная деятельность, молодежь.

Keywords: physical training and sport, weight-lifting, educational environment, professional activity, youth.

Важнейшим компонентом открытого физкультурно-образовательного пространства педагогического вуза является система студенческого спорта. Оценка состояния, проблемы развития спорта в педагогическом вузе на основе системного подхода, через призму функционирования системы открытого физкультурно-образовательного пространства позволяет определить его значение для подготовки будущих тренеров, педагогов, специалистов для сферы адаптивной физической культуры.

В настоящее время развитию системы спортивной и спортивно-оздоровительной работы в вузах уделяется большое внимание. В России по-прежнему ситуация со здоровьем населения не может быть признана даже удовлетворительной. Статистические данные свидетельствуют о том, что по состоянию здоровья 70% призывников признаются как непригодные к службе в армии. В Российской Федерации показатель лиц, регулярно занимающихся физической культурой и спортом (11%), ниже, чем в развитых странах мира (около 50%).

Развитие студенческого спорта связано с необходимостью решения ряда проблем [1]:

• развитием инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в вузах;

• студенческий спорт финансируется по остаточному принципу;

• в лицензионных требованиях к вузам отсутствуют показатели, характеризующие наличие необходимых и достаточных условий для занятий студентами физической культурой и спортом;

• в образовательных программах выделено недостаточно часов, отводимых для занятий физической культурой и спортом;

• нет должного внимания для занятий спортом студентов с ограниченными возможностями здоровья;

• недостаточная проработанность механизмов по выявлению лучших образовательных учреждений по организации спортивной работы;

• слабая степень участия органов студенческого самоуправления в сфере развития спорта в вузах;

• низкая эффективность работы студенческих спортивных ассоциаций.

Значимая роль в развитии студенческого спорта придается органам самоуправления студентов в вузе, деятельности Российского студенческого спортивного союза [2].

Российский студенческий спортивный союз и его деятельность

В 1987 г. было упразднено Всесоюзное добровольное спортивное общество «Буревестник», а в октябре 1993 г. образован Российский студенческий спортивный союз (РССС). Деятельность РССС направлена на содействие государству в реализации стратегии молодежной политики посредством эффективной организации системы студенческого спорта в РФ и развития международного спортивного сотрудничества.

В сферу деятельности РССС входит и решение проблемы вовлечения широких масс населения в сферу физической культуры и спорта. При этом в последнее десятилетие из-за недостаточного финансирования и слабого внимания со стороны государственных органов мощный потенциал студенческого спорта как флагмана в сфере формирования здорового поколения во многом был утерян.

Студенческий спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях [3].

Студенческая спортивная лига - некоммерческая организация, которая создана на основе членства и целями которой являются содействие в популяризации студенческого спорта и развитии одного или нескольких видов спорта, организация и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий со студентами. Членами студенческой спортивной лиги могут быть физические лица, юридические лица, осуществляющие деятельность в области студенческого спорта.

В настоящее время планируется создание волейбольной, гандбольной и регбийной лиг. Руководство лигами возлагается на Ассоциацию спортивных студенческих клубов (АССК).

Определение роли студенческого спорта как социально-педагогического явления в педагогическом вузе имеет огромное значение для подготовки будущих педагогических кадров для данной сферы. Роль спорта в развитии личности студентов и других участников образовательного пространства имеет непреходящее значение [4].

Учитывая то, что спортивная культура понимается как особого рода социально-педагогические процессы и отношения, в том числе по передаче от поколения к поколению накопленных в обществе ценностей спорта, представляется необходимым включение в систему профессиональной подготовки студентов и других субъектов образовательной деятельности, а именно детей дошкольного возраста, школьников и взрослых. В полной мере может быть эффективно реализовано через систему физкультурно-оздоровительной, спортивно-ориентированной, профессиональной деятельности педагогов вуза, студентов-спортсменов, учителей ФК, тренеров, детей разного возраста, взрослых.

Развитие студенческого спорта в вузе тесно связано с системой физического воспитания. Традиционно в системе физического воспитания студентов принято выделять следующие направления физкультурно-массовой работы: гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное

и лечебное. В аспекте рассмотрения спорта в педагогическом вузе как открытой физкуль-турно-образовательной системы для детей и учащейся молодежи данные направления могут быть расширены и дополнены в силу задач и целей, стоящих перед ОФОП.

Организацию и проведение всех форм физкультурно-спортивных и оздоровительно-массовых мероприятий в вузе осуществляет спортивный клуб совместно с кафедрами факультета физической культуры.

Несмотря на имеющиеся рекомендации и нормативные документы, которые определяют приоритетность развития студенческого спорта, эффективность развития системы спортивного направления в вузах России пока недостаточна. Отсутствие в нормативно-правовой базе четких основ административно-правового и экономического регулирования процессов развития именно спорта в студенческой среде вузов не позволят концентрированно выстраивать тренировочный процесс и подготовку высококвалифицированных спортсменов-студентов - будущих педагогов и тренеров.

Предлагаемая в настоящее время система самоуправления студенческим спортом в вузах недостаточно развита, отсутствует научно-методическое обоснование сопровождения деятельности студенческих организаций, занимающихся развитием спорта. Достижение желаемой интегративной системы взаимодействия администрации вузов и органов самоуправления, представляемых студенческим сообществом, не представляется возможным в настоящее время по многим причинам [5]. К ним могут быть отнесены как внешние и не зависящие от администрации (нормативные документы Министерства науки и высшего образования РФ, Приказы), регламентирующие деятельность вуза, так и внутренние, которые обусловлены миссией и политикой вуза, позицией руководства и в целом администрации, а также степени активности органов самоуправления студентов. Среди факторов (причин), негативно отражающихся на развитии системы студенческого спорта, можно выделить:

• смешение в нормативных документах понятий, регламентирующих расходование средств на «культурно-массовую», «физкультурную», «оздоровительную» работу со студентами и отсутствие понятия «студенческий спорт»;

• отсутствие в нормативных документах, регламентирующих финансово-экономическую деятельность вузов, отдельной статьи расходов для развития и функционирования системы студенческого спорта в вузе;

• в настоящее время констатируется низкий уровень финансирования развития системы спорта в вузе, в том числе поддержки ведущих спортсменов и отсутствие четкой сметы расходов на развитие спорта, в том числе для участия в соревнованиях;

• недостаточная степень участия студентов-спортсменов и принятия ими решений как компетентными представителями органов самоуправления и развития спорта в вузе, в административных и общественных структурах управления вузом (ректорат, совет факультета, ученый совет вуза).

• отсутствие в штатном расписании вузов ставки проректора по спорту (либо заместителя директора филиала по спорту), наделенных должностным функционалом по развитию и научно-методическому сопровождению студенческого спорта в вузе.

Учитывая то, что в Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г. указывается на необходимость создания условий, обеспечивающих возможность для граждан страны, в первую очередь для детей и молодежи, вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, в данном письме рекомендовано всем органам исполнительной власти субъектов РФ, в том числе и органам местного самоуправления муниципальных образований, предусмотреть использование физкультурно-оздоровительных комплексов в качестве межшкольных центров по проведению уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.

Естественно, высшие учебные заведения, в том числе педагогические вузы, школы, дошкольные учреждения, не все имеют спортивные сооружения, отвечающие требованиям времени, актуальность данного документа очевидна в аспекте развития их сетевого взаимодействия. По отношению к педагогическим вузам, готовящим будущих специалистов для сферы физической культуры и спорта, очевидным становятся преимущества профессиональной подготовки студентов при организации совместных занятий с различными группами лиц в открытом физкультурно-образовательном пространстве (например, студентов и школьников и т. д.) по подготовке спортсменов-разрядников [6].

Для организации данной работы рекомендуется наряду с комплексом мероприятий разработать регламент использования спортивных объектов, расположенных в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений, определяющий порядок предоставления на безвозмездной основе времени для проведения уроков физической культуры, физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг для обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Обучение в университете - это период значительных перемен, который может оказаться сложным для многих студентов и их родителей. Наука в университетах развивается с необычайной скоростью. Студентам предоставляется доступ к современным крупным лабораториям и исследовательским центрам, а также к инновационным технологиям. Но единственным источником отдыха во время занятий в университете является спорт.

Российские спортсмены никогда не опускаются ниже третьего места по общему количеству медалей среди всех стран мира на Олимпийских играх. Российские спортсмены являются лидерами в мире легкой и тяжелой атлетики, хоккея, фигурного катания, художественной гимнастики, синхронного плавания, шахмат и многих других видов спорта.

Высшие учебные заведения проводят работу со студентами для укрепления их здоровья и физического развития. Молодежное спортивное движение берет свое начало в российских вузах. В университетах создаются хоккейные, футбольные, волейбольные, баскетбольные команды, а также секции по легкой атлетике. Студенты участвуют в соревнованиях по легкой атлетике, лыжных гонках, гребле на каноэ. Будущие чемпионы воспитываются в университетах.

Таким образом, развитие спорта в педагогическом вузе является важнейшим инструментом формирования у студентов комплекса необходимых компетенций для их будущей профессиональной деятельности. Система открытого физкультурно-образовательно-го пространства педагогического вуза обладает значительным потенциалом для решения задач развития студенческого спорта, в том числе подготовки сборных команд по видам

спорта, подготовки спортивного резерва из числа перспективных профессионально-ориентированных к педагогической деятельности выпускников школ, пропаганде здорового образа жизни среди детей и молодежи.

Список литературы

1. Андрюшенко Л. Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 2. - С. 47-54.

2. Виноградов П. А. Социокультурные аспекты пропаганды ЗОЖ, физической культуры, олимпизма // Социокультурные аспекты физической культуры и ЗОЖ. - М.: Советский спорт, 1996. - C. 21-31.

3. Ермак Н. Р., Пилоян Р. А, Суханов А. Д. Кому нужны чемпионы... - М., 1999. - 235 с.

4. Замогильнов А. И., Правдов М. А., Шмелева Е. А. Учитель физической культуры как субъект инновационной образовательной среды // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 3. - С. 30-35.

5. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. -С. 11-13.

6. Никифоров Ю. Б., Мацко А. И., Масленников А. В. Функциональная экономизация бегунов на выносливость // Легкая атлетика: сб. науч.-метод. тр. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2018. - С. 72-76.

7. Никифоров Ю. Б., Матевосян Ю. Ю. Взаимосвязь физического и духовного совершенства человека в профессиональном спорте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 6. - С. 23-30.

8. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Развитие конкурентоспособной системы высшего образования России: анализ проблемных факторов // Проблемы современного образования. - 2017. - № 2. - С. 45-56. - URL: http://pmedu.ru/images/ pso2017-2/45-56.pdf (дата обращения: 20.11.2018).

9. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2014. - № 9. - С. 229-232.

References

1. Andryushenko L. B. Sportivno-orientirovannaya tekhnologiya obucheniya studen-tov po predmetu "Fizicheskaya kultura". Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2002, No. 2, pp. 47-54.

2. Vinogradov P. A. Sotsiokulturnye aspekty propagandy ZOZH, fizicheskoy kultury, olimpizma. Sotsiokulturnye aspekty fizicheskoy kultury i ZOZh. Moscow: Sovetskiy sport, 1996. Pp. 21-31.

3. Ermak N. R., Piloyan R. A., Sukhanov A. D. Komu nuzhny chempiony... Moscow, 1999. 235 p.

4. Zamogilnov A. I., Pravdov M. A., SHmeleva Е. A. Uchitel fizicheskoy kultury kak subyekt innovatsionnoy obrazovatelnoy sredy. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2013, No. 3, pp. 30-35.

5. Lubysheva L. I. Sotsialnaya rol sporta v razvitii obshchestva i sotsializatsii lichnosti. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2001, No. 4, pp. 11-13.

6. Nikiforov Yu. B., Matsko A. I., Maslennikov A. V. Funktsionalnaya ekonomizatsiya begunov na vynoslivost. Legkaya atletika: sb. nauch.-metod. tr. Natsionalnyy gosudarstven-nyy universitet fizicheskoy kultury, sporta i zdorovya im. P. F. Lesgafta. St. Petersburg, 2018, pp. 72-76.

7. Nikiforov Yu. B., Matevosyan Yu. Yu. Vzaimosvyaz fizicheskogo i dukhovnogo sover-shenstva cheloveka v professionalnom sporte. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhur-nal "Kontsept". 2018, No. 6, pp. 23-30.

8. Boguslavskiy M. V., Neborskiy Е. V. Razvitie konkurentosposobnoy sistemy vysshego obrazovaniya Rossii: analiz problemnykh faktorov. Problemy sovremennogo obrazovani-ya. 2017, No. 2, pp. 45-56. Available at: http://pmedu.ru/images/pso2017-2/45-56.pdf (accessed: 20.11.2018).

9. Boguslavskiy M. V., Neborskiy Е. V. Vysshee obrazovanie v rossiyskoy traditsii: opyt i sovremennost. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Krasnodar, 2014, No. 9, pp. 229-232.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3

Статья поступила в редакцию 25.12.2018 The article was received on 25.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.