УДК 796.034.2 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10817
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧЕТОМ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ МАССОВОГО СПОРТА
М.А. Соломченко, А.А. Музалевский
Рассмотрены основные показатели развития массового спорта в регионах с учетом экономических, политических, социальных факторов. Представлены характеристики подпрограммы развития физической культуры и массового спорта государственной программы «Развитие физической культуры и спорта». Выявлены основные аспекты, которые Правительство РФ планирует учесть при разработке «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года».
Ключевые слова: массовый спорт, физическая культура, управление физической культурой и спортом, проблемы физкультурно-спортивного и массового спорта.
В настоящее время основная задача в приоритетном развитии спорта связана с возрастающей ролью физической культуры и спорта в развитии общества, обеспечении духовного и физического здоровья насе -ления и повышении уровня развития массового спорта Российской Федерации. Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития является физическое воспитание граждан в социально -культурной деятельности с учетом положительной динамики и преобразо -ваний в России. Согласно данным статистики в России значительно увеличились показатели регулярных занятий массовым спортом во всех возрастных категориях.
Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 №329-Ф3 одной из сфер социально-культурной деятельности является спорт, представляющий собой совокуп -ность видов спорта, сложившихся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним [1].
Массовый спорт - это массовая и общедоступная часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий населения отдельными видами спорта или физическими упражнениями с целью физического самосовершенствования.
Для реализации направления социально-экономического развития посредством физического воспитания граждан в социально-культурной деятельности ежегодно разрабатывается и утверждается ряд программных документов и нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы улучшения здоровья населения.
В конце 2019 года закончили свое действие такие основополагающие документы, как: «Стратегия физической культуры и спорта Россий-
ской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации №1101 -р от 7 августа 2009 года, федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 30 от 21 января 2015 года.
Однако данными документами реализация направления социально-экономического развития в рамках физической культуры и спорта не ограничивается. Так, Президент России В.В. Путин дал поручение Правительству до октября 2020 года разработать и утвердить «Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года».
В рамках государственных программ и стратегий осуществлялась реализация восьми подпрограмм, одной из которых является подпрограмма развития физической культуры и массового спорта. Данная подпрограмма была нацелена на повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни. Для достижения целей определены задачи:
- совершенствования системы физического воспитания и создания спортивной инфраструктуры для массового спорта, различных категорий и групп населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- поэтапного развития Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
- развития студенческого спорта на базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- повышения эффективности участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации мероприятий в области физической культуры и спорта.
Для ориентирования в реализации основных целей подпрограммы развития физической культуры и массового спорта были разработаны целевые индикаторы. Из представленных в подпрограмме целевых индикаторов как для развития массового спорта, так и для социально-экономического развития страны наиболее значимым является доля населения Российской Федерации, занятого в экономике, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, занятого в экономике.
Годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы, утвержденные министром спорта РФ, содержат сведения о показателях (индикаторах) за период 2015-2019 гг. Так, за период действия программы «Развитие физической культуры и спорта» доля населения Российской Федерации, занятого в экономике, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, занятого в экономике в Центральном федеральном округе
(ЦФО) увеличилась на 11 % (табл. 1), а в целом по стране в 2018 г. составила 28,2 % (в годовом отчете за 2019 г. сведения о данном показателе отсутствуют).
Таблица 1
Доля населения РФ, занятого в экономике, занимающегося ФКиС, в общей численности населения за период 2015-2018 гг.
Области Доля населения РФ, занятого в экономике, занимающегося ФКиС, в общей численности населения, занятого в экономике, % Рост показателя за период 2016-2018 гг., %
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Белгородская 27,3 31,2 26,7 29,5 2,2
Брянская 3,7 6,3 6,4 17,6 13,9
Владимирская 18,3 20,7 24,8 36,1 17,8
Воронежская 23,8 29,7 32,0 32,5 8,7
Ивановская 3,3 8,9 12,4 15,8 12,5
Калужская 16,4 23,8 26,2 29,4 13,0
Костромская 11,9 18,1 30,7 36,7 24,8
Курская 32,6 32,5 38,8 37,9 5,3
Липецкая 38,3 45,2 46,1 49,0 10,7
Московская 15,5 18,4 26,7 29,7 14,2
Орловская 12,8 12,2 18,3 26,2 13,4
Рязанская 26,6 34,5 30,8 31,3 4,7
Смоленская 22,0 22,1 24,6 31,1 9,1
Тамбовская 26,3 30,6 43,7 53,1 26,8
Тверская 24,3 28,8 21,7 23,2 -1,1
Тульская 17,2 22,5 28,0 31,6 14,4
Ярославская 23,8 25,5 25,9 28,9 5,1
г. Москва 20,7 23,4 21,9 23,0 2,3
Среднее по ЦФО 20,3 24,1 27,0 31,3 11,0
Одним из важных ключевых показателей эффективности выполне -ния программы «Развитие физической культуры и спорта» является увеличение доли населения, систематически занимающегося спортом, которое установилось по стране в 2019 году на уровне 42,2 %. За период 20152019 гг. увеличение данного показателя в ЦФО составило 10,8 % (табл. 2).
Результатом программы стало проведение физкультурных мероприятий, включенных в единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий. Организованы такие крупные пропагандистские мероприятия спортивной направ -ленности, как «Декада спорта и здоровья», «День физкультурника», всероссийские акции «Я выбираю спорт!», «Зарядка с чемпионом» и др. Также проведены самые массовые, многим уже известные ежегодные всероссийские массовые соревнования «Лыжня России», «Кросс нации», «Оранжевый мяч», «Российский Азимут» и др.
Таблица 2
Доля населения РФ, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения РФ
за период 2015-2018 гг.
Доля граждан РФ, систематически занимающихся Рост
физической культурой и спортом, в общей показателя
Области численности населения Р РФ, % за период
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. План Факт 2015-2019 гг.,
2019 г. 2019 г. %
Белгородская 39,8 42,1 43,5 44,6 46,2 49,1 9,3
Брянская 19,0 21,2 21,3 29,8 30,2 33,3 14,3
Владимирская 34,5 36,3 39,0 41,7 43,4 43,9 9,4
Воронежская 37,9 39,7 42,3 44,6 43,8 46,8 8,9
Ивановская 25,8 26,7 30,2 34,1 40,7 36,7 10,9
Калужская 33,9 34,7 36,5 40,4 43,0 42,9 9,0
Костромская 32,7 36,8 39,1 42,5 44,4 44,9 12,2
Курская 33,5 38,8 41,2 44,5 45,9 47,1 13,6
Липецкая 34,0 36,6 38,0 40,2 40,5 43,2 9,2
Московская 32,3 34,4 38,0 41,2 41,4 43,1 10,8
Орловская 19,2 20,4 24,6 30,4 35,6 37,3 18,1
Рязанская 33,1 36,7 40,3 41,3 41,3 43,5 10,4
Смоленская 28,7 30,0 31,8 34,2 38,1 38,0 9,3
Тамбовская 35,8 37,7 41,1 45,9 44,2 49,6 13,8
Тверская 30,1 32,3 33,5 35,0 36,1 36,5 6,4
Тульская 28,1 32,9 35,4 41,4 40,9 47,1 19,0
Ярославская 30,9 31,5 35,5 39,1 41,0 41,4 10,5
г. Москва 35,6 34,5 36,6 38,7 40,5 34,5 -1,1
Среднее по ЦФО 31,4 33,5 36,0 39,4 41,0 42,2 10,8
В большинстве регионов страны созданы центры для тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», проводятся зимние и летние фестивали. Все это позитивно влияет на физическое воспитание, вовлечение населения в занятия физической культурой и массовым спортом.
Безусловно, в рамках действия программы «Развитие физической культуры и спорта» были достигнуты хорошие результаты в развитии как массового спорта, так и физической культуры и спорта в целом. Однако, несмотря на положительные показатели целевых индикаторов, имеются и недостатки целевых программ, отмечаемые рядом авторов [2-4]:
- отсутствие в государственных программах подробной детализа -ции форм и видов спортивно-массовой работы и детализации проведения необходимых спортивно-массовых мероприятий. Данное обстоятельство приводит в основном к тому, что проводятся узконаправленные спортивные соревнования, ориентированные, чаще всего, на детей младшего воз-
раста и подростков, тем самым снижается массовость данных мероприятий;
- в целевых программах практически отсутствуют рекомендации по реализации интеллектуальных и социально -психологических задач в виде комплекса соответствующих программных мероприятий;
- отсутствие как таковых требований к учету технических аспектов, влияющих на физкультурно-спортивное воспитание населения, таких как материально-техническая база, состояние спортивного оборудования и инвентаря или климатические условия среды проживания;
- уделяется недостаточное внимание вопросам коммуникативных детерминант развития массовой физкультурно-спортивной работы, ограничивается эта работа, как правило, только проблемами агитации и пропаганды;
- показатели выделяемых бюджетных средств по годам не дают реального представления об эффективности финансирования физической культуры и спорта, так как ежегодно наблюдаются высокие колебания значений данных показателей;
- в программах предложен ряд целевых индикаторов, однако отсутствуют сведения о затрачиваемых ресурсах для достижения тех или иных целей. Таким образом, невозможно определить эффективность достижения показателей в сравнении затрачиваемых ресурсов.
Анализ научных публикаций позволил выявить состояние массового спорта и тенденции его развития, определены основные факторы, препятствующие и способствующие развитию массового спорта, которые систематизированы в табл. 3.
К основному фактору, препятствующему развитию массового спорта, большинство авторов относит неравномерность распределения средств, выделяемых государством в разных регионах ЦФО. К тому же местный бюджет распределяется дифференцированно с приоритетными направлениями на развитие здравоохранения, образования, физическая культура и спорт финансируется по остаточному принципу.
Таким же образом происходит неравномерная обеспеченность спортивными сооружениями в разных областях ЦФО. При этом существует проблема дифференциации распределения и территориальной диспропорции в темпах роста числа спортивных объектов по территории. Диспропорции в обеспеченности спортивными сооружениями регионов зачастую обусловлены экономическим развитием региона. Так, подавляющее количество спортивных сооружений находится в крупных городах и региональных центрах, таких как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Казань, Красноярск [5, 6].
Таблица 3
Факторы, препятствующие и способствующие развитию
массового спорта
Группа факторов Факторы, препятствующие развитию массового спорта Факторы, способствующие развитию массового спорта
Экономические, технологические Дифференциация в объемах финансирования по регионам, слабость материально-технической базы, строящиеся объекты в основном предназначены для спорта высших достижений, низкие заработные платы работников в сфере ФКС. Ухудшение экономической ситуации в субъектах РФ Потенциал расширения и развития инфраструктурных возможностей для занятий населения физической культурой и спортом. Планомерное увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта
Политические, правовые Нормативно-правовые документы в основном носят декларативный характер. Непрофессионализм некоторых спортивных чиновников. Ограничения в использовании государственно-частного партнерства Разработка и внедрение нормативно-правового обеспечения, использование программно-целевого метода в управлении с координацией деятельности общественных организаций, органов государственной власти, местного самоуправления для выработки новых перспективных программ и подходов
Социальные Недостаток свободного времени для занятий физической культурой и спортом. Отсутствие личной мотивации и (или) заинтересованности населения в своем физическом и духовном благополучии. Разновозрастная структура населения. Дороговизна платных услуг коммерческих организаций, отсутствие альтернативы Личная мотивация, заинтересованность населения в своем физическом и духовном благополучии
Организационно-управленческие Отсутствие четкой системы управления как в масштабах государства, так и на региональном уровне. Не определена компетенция органов различных иерархических уровней власти. Организация массового спорта нуждается в новых подходах и хорошо проработанных стандартах. Отсутствие в сельской местности квалифицированных тренеров и тренеров преподавателей физкуль-турно-спортивных организаций, работающих по специальности Поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», организация и проведение физкультурных массовых мероприятий на региональном, всероссийском и международном уровнях, организация крупных пропагандистских мероприятий спортивной направленности
Существует дифференциация и в объемах финансирования по ре -гионам, распределение средств на новые спортивные объекты происходит по принципу: где изначально было больше спортивных объектов, те федеральные округа и получили наибольшее финансирование [7].
Отмечается и то, что развитию массового спорта и спорту высших достижений уделяется большое внимание, однако в сфере массового спорта отсутствует четкая система управления как в масштабах государства, так и на региональном уровне.
Остается актуальным вопрос о кадровом обеспечении занятий массовым спортом. Деятельность спортивных организаторов массового спорта, которая носит сегодня разрозненный характер, должна быть переведена на системную основу, при этом эффективность подготовки специалистов в области массового спорта во многом будет зависеть от уровня программно-методической базы.
Необходимо развивать механизм государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта, экономически стимулировать организации, осуществляющие деятельность в данной сфере и тем самым способствовать увеличению предложения физкультурно-оздоровительных услуг.
Под председательством В.В. Путина в Нижнем Новгороде 10 октября 2019 года состоялось заседание Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта [8]. Главной темой обсуждения стала роль регионов и муниципальных образований в развитии физической культуры и спорта, увеличении доли населения страны, систематически занимающегося спортом. В ходе проведения данного заседания были озвучены актуальные аспекты и проблемы в сфере физической культуры и массового спорта, которые, как и понимает сам Совет, стоит учитывать при разработке новой «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года», детализируя все зоны ответственности на всех уровнях. Касательно развития физической культуры и спорта в регионах страны было акцентировано внимание на следующие аспекты.
Первым аспектом является включение граждан в спортивные мероприятия посредством создания системы физкультурно-спортивных клубов, расположенных по месту учебы, работы и жительства, то есть создание опорной сети организаций. Возможность создания таких органи -заций представляется на базе школ, вузов, крупных предприятий или других объектов. Стимулирование участия населения в данных клубах планируется за счет системы членства, проведения спортивных соревнований и мероприятий как внутри клуба, так и между ними, а также выдачи грантов из региональных и муниципальных бюджетов.
Второй аспект, имеющий особую важность для региональных вла -стей, заключается в приоритетном выделении бюджетных средств на строительство новых и приведение в нормативный вид имеющихся зданий и сооружений спортивной отросли, имеющихся в распоряжении региональных властей. Кроме того, нужно ввести обязательство субъектов РФ на формирование комплексных спортивных общественных пространств при благоустройстве территорий и строительстве новых микрорайонов.
Третий аспект - государственная помощь в ресурсной обеспеченности для организаций, чья деятельность связана с развитием физической культуры и спорта на местном уровне за счет снижения или установления нулевой налоговой ставки, уменьшения или исключения из оплаты расходов за уплату коммунальных услуг.
Четвертый аспект связан с развитием физической культуры и спорта среди населения любого возраста и любого вида спорта, посредством совершенствования системы проведения соревнований, охватывая набирающие популярность виды спортивной активности: велосипед, роликовые коньки, самокат и т. п. Нада внимательно продумывать места проведения таких соревнований, использовать не только городское пространство, но и парковые и рекреационные зоны, лесные массивы, соз -давая велосипедные, беговые и лыжные трассы, простейшие спортивные площадки.
Пятый аспект - развитие школьного спорта с учетом региональных особенностей в ходе уроков физической культуры и работы спортивных клубов на базе школ. Кроме того, нужно развить региональные детские спортивные центры и восстановить систему детских летних оздоровительно-спортивных лагерей.
Шестой аспект - необходимость создания эффективного методического обеспечения спортивно-физкультурной работы. Для этого требуется провести актуализацию существующего обеспечения, а также внедрить опыт региональных и мировых практик.
Данные аспекты представляют основную часть инициатив, поступивших в адрес рабочей группы Министерства спорта РФ от российских регионов.
Программы и стратегии по развитию физической культуры и спорта, разрабатываемые и утверждаемые постановлениями Правитель -ства РФ, безусловно, ориентируясь на годовые отчеты, публикуемые Министерством спорта РФ, позволили достичь хороших показателей увеличения доли населения страны, систематически занимающихся физической культурой и спортом за период 2015-2019 гг. Помимо успешных результатов, имеются и недостатки как присущие самим программам, так и в целом в тенденциях развития физической культуры и спорта, в частно -сти, массового спорта. Важно, что региональные и муниципальные власти здраво оценивают ситуацию и понимают существование недостатков и
проблем или основной их части, решение некоторых из которых возможно будет урегулировано в разрабатываемой на данный момент Правительством РФ «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года».
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-Ф3 // Российская газета. 08.12.2007. № 276.
2. Перькова Е.Ю. О результативности финансирования развития массового спорта в центральном черноземном регионе // Карельский научный журнал. 2017. Т.6. №3(20). С. 153-156.
3. Зеленков Ю.А., Цветков В.А., Солнцев И.В. Сравнительная оценка эффективности развития спорта на региональном уровне на основе метода DEA // Экономика региона. 2017. Т.13. № 4. С. 1184-1198.
4. Орлов А.Б., Епифанцев А.А. Организационно-правовые детерминанты проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства // Физическая культура, спорт -наука и практика. 2013. № 1. С. 6-9.
5. Соломахина Т.Р., Бобровский Е.А. Оценка влияния обеспеченности спортивной инфраструктурой на возможности населения заниматься спортом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3. С. 133-137.
6. Юманова У.В., Викторова А.В. Географическая оценка обеспеченности регионов россии спортивными сооружениями // Науки о Земле: от теории к практике (Арчиковские чтения-2017): сб. материалов Всерос. молодеж. школы-конф., посвящ. 25-летию каф. физ. географии и геоморфологии им. Е.И. Арчикова и 50-летию ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Чебоксары: Издат. дом «Среда», 2017. С. 211-215.
7. Бобровский Е.А. Развитие спортивной инфраструктуры для активизации массового спорта // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 101-104.
8. Заседание Совета по развитию физической культуры и спорта // Kremlin.Ru: Президент России [Электронный ресурс]. URL: http:// krem-lin.ru/events/president/news/61771 (дата обращения: 17.02.2020).
Соломченко Марина Александровна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,
Музалевский Александр Александрович, аспирант, mailamyzamail. ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
DYNAMICS OF PHYSICAL CULTURE DEVELOPMENT TAKING INTO ACCOUNT THE MAININDICA TORS FOR MASS SPORTS
M.A. Solomchenko, А.А. Muzalevskiy
The main indicators of the development of mass sports in the regions are considered, taking into account economic, political, social factors. The characteristics of the subprogram for the development of physical culture and mass sports of the state program "Development of physical culture and sports" are presented. The main aspects that the government plans to take into account when developing the "Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030"
Key words: mass sports, physical culture, management of physical culture and sports, problems of physical culture and sports and mass sports.
Solomchenko Marina Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, marin69@yandex. ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev,
Muzalevskiy Aleksandr Aleksandrovich, graduate student, mailamyz@,mail.ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev
References
1. Zakon Rossijskoj Federacii «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» ot 04.12.2007 № 329-FZ [Law of the Russian Federation "On physical culture and sports in the Russian Federation" dated 04.12.2007 № 329-FZ] // Rossijskaya gazeta [Russian newspaper]. 08.12.2007. No. 276.
2. Per'kova E.Yu. O rezul'tativnosti finansirovaniya razvitiya massovogo sporta v central'nom chernozemnom regione [On the effectiveness of financing the development of mass sports in the central black earth region] // Karel'skij nauchnyj zhurnal [Karelian scientific journal]. 2017.V.6. No. 3(20). P. 153-156.
3. Zelenkov Yu.A., Cvetkov V.A., Solncev I.V. Sravnitel'naya ocenka effektivnosti razvitiya sporta na regional'nom urovne na osnove metoda DEA [Comparative assessment of the effectiveness of sports development at the regional level based on the DEA method] // Ekonomika regiona [Economy of the region]. 2017. T.13. No. 4. P. 1184-1198.
4. Orlov A.B., Epifancev A.A. Organizacionno-pravovye determinanty provedeniya fizkul'turno-ozdorovitel'noj i sportivno-massovoj raboty na ploshchadkah po mestu zhitel'stva [Organizational and legal determinants of physical culture and recreation and sports mass work on the sites at the place of residence] // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport - science and practice]. 2013. No. 1. P. 6-9.
5. Solomahina T.R., Bobrovskij E.A. Ocenka vliyaniya obespechennosti sportivnoj infrastrukturoj na vozmozhnosti naseleniya zanimat'sya sportom [Assessment of the impact of the provision of sports infrastructure on the population's ability to go in for sports] // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research]. 2017. No. 3. P. 133-137.
6. Yumanova U.V., Viktorova A.V. Geograficheskaya ocenka obespechennosti regionov rossii sportivnymi sooruzheniyami [Geographic assessment of the provision of Russian regions with sports facilities] // Earth Sciences: from theory to practice (Archikovskie readings - 2017): collection of articles. materials Vseros. youth. schools-conf., dedicated.
25th anniversary of the department. physical geography and geomorphology them. E.I. Archikov and the 50th anniversary of the Chuvash State University named after I.N. Ulyanov ". Cheboksary: Publishing house. house "Wednesday", 2017. P. 211-215.
7. Bobrovskij E.A. Razvitie sportivnoj infrastruktury dlya aktivizacii massovogo sporta [Development of sports infrastructure for the activation of mass sports] // Karel'skij nauchnyj zhurnal [Karelian scientific journal]. 2018. Vol. 7. No. 1(22). P. 101-104.
8. Zasedanie Soveta po razvitiyu fizicheskoj kul'tury i sporta [Meeting of the Council for the Development of Physical Culture and Sports] // Kremlin.Ru: President of Russia [Electronic resource]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/61771 (date of access: 17.02.2020).