Научная статья на тему 'Роль государства в урегулировании социальных конфликтов'

Роль государства в урегулировании социальных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1565
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грибанов С. В.

В статье рассматриваются философские аспекты понятия «социальный конфликт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE STATE IN SETTLEMENT OF SOCIAL CONFLICTS

The philosophical aspects of the social conflict notion are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Роль государства в урегулировании социальных конфликтов»

Дальнейшее развитие отечественного образованного класса видится нам в постепенном переходе от интеллигентности российского типа к интеллектуализму в его западном понимании. В самом общем виде можно указать на три основные функции интеллектуализма в современном обществе: систематическая инновация, понимаемая как выработка, синтезирование новых идей, создание новых моделей действия, ценностей, политических программ, имеющих чисто индивидуальный и неповторимый характер; критика и отбор наиболее важного и ценного в современной культуре; хранение и ретрансляция всего того, что составляет интеллектуальный ресурс общества.

Вывод, который мы делаем из всего вышесказанного, таков - интеллигенция и бесконтрольная власть - две стороны одной медали, одного способа организации общества. Элиту, равно как и интеллектуала, невозможно целенаправленно вырастить, они появляются в ответ на соответствующий спрос общества. Такой спрос есть и сейчас, пусть и небольшой. Важно знать - только в условиях гражданского общества, которое сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, интеллигенция сможет занять своё место, стать арбитром в разрешении гражданских споров. Ведь исторически её роль - это снятие остроты противоречий между субъектами гражданского общества, создание такой ситуации, при которой не только государство, но и сами граждане будут играть активную роль в своей собственной судьбе.

POWER AND INTELLIGENTSIA: SPECIAL FEATURES OF RELATIONS IN THE SOCIAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

I. N. Borisov

In this article was considered the processes power and intelligentsia relations in Russia. Special attention was spared the role of intelligentsia in the social and political life in the modern history of the Russian society.

УДК 1

С. В. Грибанов, к. ф. н., доцент, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5 а.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УРЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

В статье рассматриваются философские аспекты понятия «социальный конфликт».

Социальные конфликты присутствуют в любом современном государстве и преследуют человечество с момента возникновения его социальной организации. Термин «конфликт» буквально означает «столкновение» - столкновение интересов, действий, взглядов, позиций тех или иных субъектов конфликтной ситуации, к которым можно отнести отдельных личностей, этнические группы, государства, военно-политические блоки, экономические союзы. Постоянным источником социальных конфликтов является неустранимый дефицит ресурсов, власти, ценностей, престижа, всегда существующий в любом обществе. Поэтому пока существует общество, будет существовать в нем и определенная напряженность, время от времени перерастающая в конфликты.

Проблемы государственной и общественной жизни порождают противоборство политических партий, забастовки, межнациональные и региональные распри, распад семей, самоубийства, убийства, «разборки» преступных групп. Всё это реальности

нашей жизни, в которой происходит постоянно нарастающая борьба. Реорганизация экономических, политических, правовых институтов, демократизация общества также обостряют конфликты в современном обществе.1

Как известно, общество ведёт своё начало с установления запретов (табу) на те потребности человека, которые ставят под угрозу само человеческое существование (в частности, на промискуитет), государство - с юридического оформления этих запретов. Запреты (нормы) призваны предотвращать столкновение интересов отдельных индивидов, стремящихся, во что бы то ни стало удовлетворить свои потребности, и интересов общества (сообщества), в котором они находятся. «Нормирование» фундаментальных человеческих потребностей (в безопасности и социальном порядке; в добывании средств к существованию; в воспроизводстве рода; в решении духовных проблем; в передаче знаний подрастающим поколениям) есть не что иное, как складывание социальных институтов - совокупности норм, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений. В зависимости от этих потребностей выделяют пять фундаментальных социальных институтов: политические; экономические; семья и брак; образование и наука; религия и церковь. Важнейшими среди них являются экономические и политические. Главный из политических институтов - государство -выступает гарантом соблюдения всех норм (и недопущения конфликтов) существующих в обществе. Без государства не смогли бы функционировать экономические институты, создающие материальную базу существования всех сфер общественной жизни. Но парадокс государственной власти (и власти вообще) состоит в том, что она, как и «социальный конфликт», основывается на неравенстве, проявлением которого выступают, с одной стороны, неудовлетворённые потребности одних, а с другой стороны: а) возможность их удовлетворения со стороны других (государство); б) невозможность их удовлетворения со стороны других (конфликт). Тем самым, государство через важнейшие социальные институты предоставляет обществу возможность удовлетворения неудовлетворённых потребностей и, в то же время, само является «постоянно действующим конфликтом» в сфере отношений «господства-подчинения». Это означает, что политические отношения и процессы, нацеленные, в том числе, и на недопущение социальных конфликтов, сами неразрывно связаны с «политическим конфликтом». При попытке его устранения неизбежно должно исчезнуть и государство (мечта анархистов). Но этого никогда не произойдёт, т.к. основание социального конфликта - в самой природе человека, в «возрастании» его потребностей.

В этой связи возникает целый ряд вопросов. А именно, способен ли человек без помощи государства регулировать свои потребности, в целях недопущения социальных конфликтов? Если да, то каковы должны быть условия существования человека, которые позволят ему добровольно ограничить свои потребности? Если нет, то, каким должно быть государство, которое сможет эффективно и своевременно устранять социальные конфликты?

Что касается роли государства в урегулировании социальных конфликтов, то даже в марксизме-ленинизме, с его «советским человеком», государство играет ведущую роль в общественной жизни. Представление о том, что в коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности, исчезнут антагонистические противоречия, конфликты, оказалось иллюзией. С сохранением государства, пусть далее пролетарского, в обществе неизбежно возникают политические противоречия. Классовые антагонизмы устраняются с уничтожением частной собственности, но сохраняются противоречия между социальными группами по поводу власти. Если экономические противоречия можно устранить, изменив форму собственности, то с политическими противоречиями дело обстоит труднее. Говоря словами Ницше, воля к

' Цой Л. Н. Конфликтология // Социальный конфликт. - 1997. -№ 4. - С. 55.

власти целиком природна, поэтому у существ, живущих в мире, может быть только одна реальная цель - стать господами сущего.

В отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф полагает, что главным источником конфликта являются не экономические, а политические противоречия между социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием у других. Он утверждает, что основной конфликт в рамках всех социальных институтов касается распределения скорее власти и авторитета, а не капитала, и что именно отношения господства и подчинения приводят к возникновению антагонистических интересов. Поэтому конфликты нужно не подавлять, а «рационально регулировать» на уровне конкуренции между индивидами, группами, классами1. Исходя из этого, можно утверждать, соглашаясь с М. Вебером и Г. Зиммелем, что конфликты являются неустранимой частью социальной жизни.

ROLE OF THE STATE IN SETTLEMENT OF SOCIAL CONFLICTS

S. V, Gribanov

The philosophical aspects of the social conflict notion are presented in the article.

УДК 32

А. В. Тиховодова, аспирант, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5a.

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья раскрывает роль общественных организаций в гражданском обществе, историю законодательства об общественных организациях. Также в ней рассмотрены различные виды некоммерческих организаций, их цели и направления деятельности.

Настоящее развитие России в значительной степени характеризуется активным и часто противоречивым процессом формирования трех секторов, свойственных любому обществу с развитой институциональной структурой: государственного, коммерческого и некоммерческого. Под некоммерческим сектором понимается совокупность организаций, не ставящих своей целей увеличения личного дохода граждан непосредственно через участие в их работе или через владение ими; в рамках этой концепцрга говорят также о «неприбыльном», «неправительственном» секторе, секторе «добровольной активности», о «сообществе некоммерческих организаций» (НКО) и т. п. Для всех подобных организаций характерна деятельность ради общественного благополучия.

Гражданское общество включает в себя два типа институтов: политические партии и группы интересов. Отличие данных институтов заключается в том, что если политические партии образуются вокруг широких социальных интересов с целью их реализации посредством выдвижения своих кандидатов на выборах и возложения на себя ответственности за деятельность правительства, то группы интересов формируются вокруг партикулярных интересов с целью из реализации либо путем самостоятельных действий группы, либо посредством обращения к органам государственной власти.

' Якимова О. А. Теория конфликта: Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. - М.: 1998,-С. 914.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.