Научная статья на тему 'Власть и бизнес в системе гражданского общества в России'

Власть и бизнес в системе гражданского общества в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борисов И. Н., Иванова Д. Б.

В статье рассматриваются отношения между бизнесом и властью в современной России, функционирование крупного капитала и его влияние на развитие государства. Показаны возможные модели взаимодействия государства и бизнеса в рамках гражданского общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND BUSINESS IN THE CIVIL SOCIETY SYSTEM IN RUSSIA

In this article considered state-business treatments in the modern Russia, functions of the big business and his influence on state development. In the article demonstrated the possible patterns of state-business interaction in the civil society.

Текст научной работы на тему «Власть и бизнес в системе гражданского общества в России»

Некоммерческий сектор в силу ряда специфических черт механизма хозяйствования соединяет рыночные и нерыночные черты - ориентированность не на максимизацию прибыли, а на дифференцированный спрос, целевая ориентация на конкретные группы потребителей, множественность финансовых источников, адресность при предоставлении услуг, гибкость управления и др.

Созданные для достижения благотворительных, научных, образовательных целей, удовлетворения духовных потребностей граждан культурные фонды, ассоциации, благотворительные организации, некоммерческие учреждения во всем мире являются важнейшими субъектами культурной деятельности. Эффективность их работы в России зависит от решения важнейшей задачи - создания необходимого правового поля, в котором они могут функционировать и получать необходимое финансирование.

Опыт показывает, что по отношению к социальной сфере в целом развитие социального партнерства оказывает значительное влияние на трансформацию прежней системы, выработку новых принципов и конкретных мер деятельности государства. Специалисты считают, что концепция социального партнерства является способом повысить роль государства, не прибегая к чрезмерному увеличению административного аппарата, когда при реализации социальных программ оно берет на себя функции управления, а партнерам предоставляет значительную степень свободы действия. Такого рода модель обеспечения социальными услугами позволяет легче адаптироваться к конкретным условиям, избежать ограничений централизованного управления, снизить издержки.

Чем масштабнее развивается культура, проявляя свою значительную роль в развитии общества, и чем более дифференцированными становятся ее различные сферы, тем эффективнее действует социальная система. Наступившее столетие выдвинуло на авансцену истории Культуру. Социальное бытие современного общества требует серьезного и глубокого научного анализа стратегических тенденций социокультурного движения и его будущего.

SOCIAL CULTURAL INSTITUTIONS A. S. Balakshin

Social cultural institutions function in the development of modern society is described in this article.

УДК 1 + 87.6

И. Н. Борисов, к. ф. н., доцент.

Д. Б. Иванова, студент, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова. 5а.

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

В статье рассматриваются отношения между бизнесом и властью в современной России, функционирование крупного капитала и его влияние на развитие государства Показаны возможные модели взаимодействия государства и бизнеса в рамках гражданского общества

Общим местом в мыслях о политической жизни в России стало утверждение о том, что в России нет гражданского общества в том смысле, как его привыкли видеть

на Западе. В России до последнего времени не было таких ситуаций, которые могли бы обусловить вмешательство общества в политику с перспективой собственно становления гражданского общества.

Нужно ли власти сильное гражданское общество? Если власть хочет разделить с обществом ответственность за будущее страны - то гражданское общество необходимо. Авторитаризм - монополия на принятие решений - притягателен и очень удобен при определённых условиях: когда рейтинг власти высок и общество консолидировано. В случае, если страна - по объективным или субъективным обстоятельствам оказывается в кризисе, когда власти необходимо принимать непопулярные решения, то власть, ради её же устойчивости, должна быть рациональным образом перераспределена между уровнями - и большая её часть - особенно в каждодневном варианте -передана вниз, на уровень местного самоуправления - к гражданскому обществу.

Эксперты прогнозируют на следующее четырёхлетие целую череду кризисов - от обвала рынка недвижимости и банковского кризиса, до падения цен на нефть и обострения терроризма. На кого опираться власти в преодолении кризисов? Малый и средний бизнес не развит и не консолидирован. Крупный бизнес отстаивает свои интересы и помощь оказывать, скорее всего, не станет. Можно было бы опереться на народ - но механизмов взаимодействия с ним не создано. Остаётся опора на бюрократию. История учит, что это не лучшая опора - безликая, безответственная и беспринципная.

Выгодно ли бнзнесу развитое гражданское общество? Бизнесу выгодно сильное, образованное гражданское общество, отстаивающее демократические принципы. Это гарант стабильности бизнеса, экономическая и политическая уверенность в завтрашнем дне, фактор прогресса и движения по демократическому пути. Объективно в борьбе бюрократии и бизнеса общество должно стать на сторону последнего. Неприкосновенность частной собственности, публичность, законность и прозрачность капитализируют не только корпорации - они выгодны и обществу, ибо делают бюрократию и бизнес понятными и подконтрольными ему. Народ должен быть не свидетелем, а регулятором отношений между властью и бизнесом, между властью и политическими партиями, между бизнесом и политическими партиями.

В настоящее время можно говорить о том, что в России гражданское общество (в своих первых очертаниях), реализовав скачок в собственном формировании в начале 90-х, в новом веке самоликвидируется и удаляется от решения каких-либо политико-экономических вопросов.

То есть, на наш взгляд, складывается ситуация, когда бизнес уже осознанно нуждается в гражданском обществе, власть ещё неосознанно, но нуждается в гражданском обществе, а гражданское общество, не оформившись, уже гибнет. Первые его ростки загублены поочерёдно усиливавшейся активностью то бизнеса, то бюрократии. Наше слабое гражданское общество неконкурентоспособно, оно не осознаёт своих интересов и не проявляет их публично.

Хотя в последнее время можно констатировать, что в общественную жизнь втягивается новая интеллектуальная элита (не нашедшая пока массового понимания и отклика). Возникают интеллектуальные клуоы, и не только в Москве, где обсуждаются актуальные проблемы развития страны. Складывается общество ответственных экспертов, делающих оценки и дающих рекомендации, основываясь при этом не только на импортных рецептах, но и на собственном опыте прошлых лет. Также создан новый институт - Общественная палата.

В новейшей российской истории впервые реально появились две противостоящие силы, которые могут быть относительно независимыми. Одна - это государственная власть, власть, опирающаяся на право узаконенного насилия, и другая власть - власть денег, Они не могут найти мирного разрешения конфликтов между собой по той причине, что нет принятых правил игры. Есть некоторые понятия, о которых когда-то договаривались, но сейчас они не действуют. Единственная возможность рассудить

эти конфликты - создать механизм их разрешения, задать правила игры. На протяжении последних десяти лет непрерывно идёт борьба за власть между бизнес-элитой и бюрократией. В 90-х годах победу одерживал бизнес - так называемые «олигархи». С установлением «принципа равноудалёниости» (или «равноприближенности») ситуация стала меняться в пользу бюрократии.

Существует несколько позиций по вопросу взаимодействия бизнеса и власти.

Первая позиция. Главное препятствие на пути модернизации России - это крупный бизнес, так как этот бизнес, сырьевой, который не заинтересован в высокотехнологичном развитии. Демодернизация Россия - это реальность. Бизнес или большая часть этого бизнеса заинтересована в сохранении статуса-кво, в обслуживании «трубы». Собственно говоря, когда общество столь негативно реагирует на «Большой бизнес» (поддержка антиолигархической кампании администрации Президента), это является сигналом того, что оно до сих пор не воспринимает крупный российский капитал как мотор развития всей российской экономики, а не отдельных её частей.

Существует и другая позиция. Во многом в своём текущем проигрыше бюрократам виновата сама бизнес-элита. К концу 90-.ч оформилось сращивание крупного бизнеса и власти в центре и на местах, особенно её исполнительной составляющей - бюрократии. Власть стала предметом корыстных устремлений и ресурсом капитализации интересов отдельных групп. Между тем у бизнеса - и крупного в том числе - есть своя миссия в построении новой России. Бизнес является локомотивом российской экономики, ои задаёт модель эффективного хозяйствования и формирует сообщество независимых, деятельных и ответственных людей. Социальная же ответственность бизнеса, о которой сейчас так много говорят, - это, прежде всего, вовремя и полностью выплаченные налоги. Его основная задача - получение прибыли. Принимать участие в политической борьбе - это не дело бизнеса. И главным образом потому, что это связано с риском для бизнеса. Есть политические институты, которые необходимо ставить на ноги.

Первый вопрос, возникающий при попытке определить место и роль крупного бизнеса в системе политической власти, - это вопрос о том, каким политическим ресурсом она располагает. На первое место здесь следует поставить экономический вес и экономическую роль крупного бизнеса и корпоративного сектора, то место, которое они занимают в национальной экономике. Ибо чем весомее это место и роль, чем выше зависимость народного хозяйства, отрасли или экономики страны или региона от результатов деятельности крупного бизнеса, тем больше у них возможностей влиять на политическую власть и принимаемые ею решения. В случае с Россией и отечественными корпорациями данный момент имеет особое значение, поскольку экономическая отсталость и кризисное состояние целого ряда отраслей неизбежно усиливают сё зависимость от сравнительно узких секторов экономики, позволяющих удерживать страну «на плаву».

К числу непременных и далеко не второстепенных составляющих политического потенциала крупного бизнеса в российских условиях, следует отнести так называемый административный ресурс. Под административным ресурсом обычно понимаются личностные, неформальные связи высшего менеджмента и полномочных представителей государственной власти на самых различных уровнях. В ряде случаев этот ресурс настолько велик, что оставляет в геяи все другие источники политического влияния крупного бизнеса. Уже сам характер административного ресурса крупного бизнеса (да и бизнеса вообще), его персонифицированный характер (причём с обеих сторон) делает его наименее постоянным и одновременно неравномерно распределённым среди множества корпоративных игроков. Исключительно велика его зависимость от состояния политических институтов и тех правил игры (а скорее всего -«понятий»), которые в данный момент в них господствуют.

К настоящему, времени многим представителям бизнеса надоела политика «улаживания дел» и доставки конвертов с «откатами» в кабинеты бюрократов. Жить по-

честному сегодня становится выгоднее - слишком велики издержки у политики «договорённостей и откатов», настолько велики, что влияют на капитализацию и эффективность бизнеса. Началась борьба, нацеленная на слом существующей политической системы и сложившегося типа принятия политических решений. Но для решения задачи построения взаимодействия бизнеса и зласти нужна некая степень консолидации бизнеса, необходимо формирование культуры горизонтальных связей, более сильных, чем взаимное противостояние.

Сегодня ставка на государство бесперспективна. В то время как объектом государственного внимания являются по-прежнему сырьевые отрасли, новые, компании обслуживающие прежде всего внутренний рынок, обеспечивают уже больше половины экономического роста. Этих компаний много, они присутствуют в самых разных отраслях, и им нужна демократичная система управления экономикой, а не госкапитализм.

В экономике мы видим, как абсолютно самостоятельные, не зависящие от государства усилия представителей нового бизнеса изменили хозяйство страны. До сих пор предприниматели так мало интересовались политикой, поскольку их зависимость от этой сферы была чрезвычайно мала. Полигика не могла всерьез помешать реализации их планов. Теперь, когда ситуация изменилась, когда возникла необходимость разработки долгосрочных стратегий развития компаний, а государство начало укреплять свою силу и степень контролирования ситуации, предприниматели уже не смогут оставаться равнодушными к политике. Им теперь небезразлично, какую стратегию выберет страна и какую роль в реализации этой стратегии государство отведёт бизнесу.

Власть также в настоящее время заинтересована в модернизации и трансформации сложившихся в последнее время взаимоотношений. Если сегодня власть ставит перед собой задачу модернизировать страну, вывести её на путь эффективной экономики и стабильной демократии, то главный её союзник в этом продвижении и есть крупнейший бизнес, который самой логикой бизнеса заинтересован в прозрачном не-коррумпированом государстве и политической стабильности.

Логикой бизнеса, потому что на сегодняшний день от того, будет государство прозрачным и стабильным или нет, зависит капитализация крупного бизнеса. Ответственная политика власти, если она видит стратегию нормального развития, заключается в том, что она должна беречь очаги роста, должна объяснять обществу, как и что делать, должна договариваться с этими очагами роста по поводу того, как вести страну к желаемому результату. Представляется, что государство, будучи легитимно активным началом, должно поставить те вопросы, те проекты и программы, которые надо реализовывать в обозримой перспективе. Стратегической концепции перевода отношений «бизнес-власть» на новый уровень до сих пор, к сожалению, нет. Это экзамен на способность говорить про задачи трёх-, пяти-, десятилетней перспективы. Власти потребуется набор позитивных и притом повторяемых, до формирования «привычки», действий, чтобы восстановить диалог с бизнесом. И когда он восстановится, обе стороны должны, обмениваясь встречными претензиями, выбрать с двух сторон представителей соответствующих институтов, которые будут разговаривать друг с другом на одном языке, вырабатывая взаимоприемлемые правила игры. Прежде всего, необходимо выразить и осознать такие интересы и ценности сторон, которые обе стороны признают здравыми и разумными. Возможный вариант взаимодействия -заключение пакта между государством, бизнесом и обществом.

В пакте обществом должны быть очерчены ясные и чёткие обязательства власти. Власть действительно не стремится к тотальному контролю ни над информационными ресурсами, ни над природными ресурсами, ни над частным бизнесом. Частный бизнес берёт на себя обязательства перед обществом, что определённые сверхдоходы выше некоего уровня он передает в соответствующие фонды, контролируемые обществом (гражданским обществом в идеале). Таким образом, солидарную ответственность берут на себя и власть, и бизнес. В России в действительности идёт некий процесс институ-

ционального оформления определённого политического курса, но этот политический курс должен быть закреплён в определённых документах и договорённостях.

Если бы государство пошло на публичное обсуждение с бизнесом долгосрочного проекта - и политического, и экономического, это был бы наилучший выход. Но пока государство на это не идёт, Олигархи, со своей стороны, не предложили пока общест ву ни через государство, ни через партии, ни через парламент, ни через свои экспертные группы хотя бы проект, которым бы они заинтересовали общество. Пока крупный бизнес не сделает проект выгодным для общества и не предложи]' его на подпись государству, оно будет на своих условиях заставлять крупный бизнес делать то, что считает нужным. Потому что, во-первых, общество между плохим государством и плохим бизнесом всегда выберет государство, и, во-вторых, государство нельзя уничтожить или посадить в тюрьму, а олигархов - можно.

STATE AND BUSINESS IN THE CIVIL SOCIETY SYSTEM IN RUSSIA I. N. Burisov, D. B. Ivanova

In this article considered state-business treatments in the modern Russia, functions of the big business and Iiis influence on state development in the article demonstrated the possible patterns of state-business interaction in the civil society

УДК 323

С. В. Грибанов, к. ф. п., доцент, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматриваются философские аспекты понятия «социальный конфликти

Название данной статьи отсылает нас к одному из двух значений понятия «гражданское общество». В первом значении «гражданское общество» может пониматься как некий идеал, к установлению которого призывали еще со времён Античности. В современном понимании - это общество свободных, суверенных личностей, наделённых самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном - идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания'. Подобное общество-идеал по определению бесконфликтно.

Термин «конфликт» буквально означает «столкновение» - столкновение интересов, действий, взглядов, позиций тех или иных субъектов конфликтной ситуации, к которым можно отнести отдельных личностей, социальные объединения (этнические группы, государства, военно-политические блоки, экономические союзы). Конфликты существенно отличаются по субъектам конфликтного отношения, по их месту (уровню) в общей системе общественных отношений, по их масштабу". Авторство терми-

' Всблен Т. Теория праздного класса. - М., 1984 С. 23

1 Савин A.B. Конфликтные и кризисные политические ситуации, их динамика и пути их преодоления // Культура и цивилизация: реальность и перспективы развития. Материалы научно-методологического семинара кафедры гуманитарных и социальных наук. Н. Новгород 1998 С 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.