Научная статья на тему 'Взаимосвязь государства и общественных организаций в процессе инновационной деятельности'

Взаимосвязь государства и общественных организаций в процессе инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тиховодова А. В.

В статье раскрывается сущность понятий новация и инновация, обозначены сферы социально-инновационной активности общества и условия перехода страны к инновационному развитию. Обосновывается значение гражданского общества, его эффективных механизмов связи с государством для вывода России на путь модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of the state and public organizations in the course of innovative activity

In article the essence of concepts an innovation and an innovation reveals, spheres of social and innovative activity of society and a condition of transition of the country to innovative development are designated. Value of civil society, its effective mechanisms of communication with the state for a conclusion of Russia to a modernization way locates.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь государства и общественных организаций в процессе инновационной деятельности»

УДК 32

А.В. Тиховодова, ст. преподаватель ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается сущность понятий новация и инновация, обозначены сферы социально-инновационной активности общества и условия перехода страны к инновационному развитию. Обосновывается значение гражданского общества, его эффективных механизмов связи с государством для вывода России на путь модернизации.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. утверждается, что «в быстроизменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития». В широком смысле инновации рассматриваются как явления культуры, которых не было на предыдущих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили признание (социализировались). Ряд исследователей разделяют понятия инновации и новации (как несоциализированное, не закрепленное «новое»). Исходя из этого, инновацию определяют как результат креативно-теоретической (новые идеи, теории и т.д.) и предметно-практической деятельности.

В настоящее время наиболее распространенным является подход к инновациям, связывающий их прежде всего с научно-техническим прогрессом, с экономической сферой и рыночной значимостью. Однако более обоснованным и актуальным является подход, рассматривающий инновации не в рамках технико-экономического контекста, а с широких социокультурных позиций. Тем более, что в реальной практике это понятие используется применительно к разным сферам общественной жизни. Инновационное развитие является сегодня необходимым для самого выживания общества.

«В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами, «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности» («Россия, вперед!», Д.А. Медведев). Для успешной реализации достижений научно-технического прогресса необходимо открыть дорогу, в первую очередь, социальным инновациям, направленным на модернизацию государственных институтов и создание устойчивой институциональной основы гражданского общества.

Одним из главных механизмов социально-инновационной активности служит налаживание работы, с одной стороны, новых типов организаций - банков, бирж, консорциумов, фирм, политических партий, движений и клубов, органов самоуправления, учебных заведений, а с другой, неформальных социальных сетей. Можно назвать четыре сферы преимущественной реализации такой активности. Первой служит хозяйственное предпринимательство - от индивидуального бизнеса до деятельности гигантских корпораций, второй - преобразование институтов социальной сферы: здравоохранения, образования, науки, культуры, социальной защиты населения. Третья сфера - обновление идеологии и культуры, т.е. деятельность ученых, журналистов, деятелей культуры и искусства, поддерживающая и пропагандирующая новые социальные ценности; содействующая социально-политическому просвещению, фор-

мированию компетентного общественного мнения по важнейшим проблемам развития общества.

Четвертой сферой является апробация новых форм самоорганизации, или формирование структур гражданского общества. Речь идет, прежде всего, о создании и налаживании работы некоммерческих негосударственных организаций (НГО), выражающих и реализующих интересы локальных, профессиональных, этнических, тендерных, поколенческих и других общностей. Важным направлением развития гражданского общества является создание независимых информационных центров, различных клубов по интересам, в том числе компьютерных и связанных с Интернет. На более высоком этапе развития формируются сетевые структуры, объединяющие и координирующие деятельность первичных организаций. В результате первоначально рыхлая и инертная ткань общества как бы прошивается во многих направлениях независимыми от государства горизонтальными связями, становясь более «упругой» и способной к действенному отклику на воздействия извне.

Решение стратегической задачи перехода России к инновационному развитию тесно связано с углублением в стране либеральных реформ, с формированием гражданского общества. Государство должно быть заинтересовано в наличии мощного института гражданского общества, так как это необходимый источник информации, с помощью которого осуществляется коррекция политических и социально-экономических процессов, протекающих в государстве. Анализируя процесс построения гражданского общества в России, следует учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, различия социального, экономического, культурного уровней развития субъектов РФ отрицательно влияют на динамику российских реформ. Во-вторых, отсутствует национальная идея, которая могла бы выступить государственной философией стратегического развития страны. Это углубляется наличием антагонизма внутри российского общества, которое не способно выступать двигателем общего национального проекта. В-третьих, гражданское общество формируется в России «сверху», т. е. государство играет ведущую роль в этом процессе.

Связь между инновационным потенциалом страны и развитием гражданского общества носит обоюдный, двусторонний характер. Чем выше инновационный потенциал общества, чем шире, свободнее, благополучнее и, следовательно, активнее средние и базовые слои, тем успешнее развиваются структуры гражданского общества. Развитие же этих структур, в свою очередь, позволяет индивидуальным силам новаторов сливаться в коллективную силу и волю, что делает их активность более эффективной. Гражданское общество призвано способствовать развертыванию творческой энергии общественной самодеятельности, столь необходимой для достижения инновационного прорыва.

Однако для большинства населения характерна политическая апатия. Когда индивиды разобщены и погружены в частную жизнь, наблюдается государственно-бюрократическая узурпация гражданских прав. Кризис общества, который еще острее и глубже проявляется в связи с мировым финансовым кризисом, приводит все больше к отчуждению значительной массы населения от совершающихся в стране изменений и от власти. Социологи объясняют такой массовый скепсис тем, что люди считают себя исключенными из процессов принятия решения, не могут повлиять на происходящее в стране.

Переход к инновационному социально ориентированному развитию невозможен без институтов демократии, эффективных механизмов гражданского общества, участия его представителей в принятии ключевых решений общественного контроля над органами власти. Гражданский Форум, прошедший в Москве в 2001 г., выявил огромный инновационный потенциал гражданского общества: общественные активисты, принявшие в нем участие, продемонстрировали целый спектр социальных инноваций, способных двинуть общество далеко вперед. Одним из результатов Форума явилось создание в 2005 г. Общественной палаты РФ. Она избирается из представителей рос-

сийской общественности и бизнеса. До сих пор идут дискуссии о смысле существования этого органа, о реальном влиянии его на ход государственных дел и месте в системе отечественной демократии. Одни считают Общественную палату декоративным органом, другие - нужно пользоваться любой возможностью воздействовать на власть, вести диалог с властью, какой бы она ни была. Очевидно, что если демократические импульсы сверху не сомкнутся с низовым независимым движением, серьезных перемен скорее всего не будет.

Общественные объединения позволяют значительной части граждан удовлетворить свой творческий голод, свои интеллектуальные амбиции, тратить накопившуюся социальную энергию без ущерба для национальной безопасности. Объединяя радикально настроенную активную часть общества, общественные организации позволяют избегать открытых конфликтов между социальными и государственными институтами. Это особенно актуально в условиях перевода страны на инновационный путь развития. В июле 2008 г. был создан Институт Инновационного Развития (ИИР) - российская неправительственная организация, занимающаяся разработкой инновационных технологий в важнейших отраслях жизни общества и государства. Также существует Союз некоммерческих организаций «Национальная инновационная система». Эта организация ведёт системную работу как площадка для обсуждения проблем инновационного развития, вариантов их решений, для реализации проектов. СНО НИС сотрудничает с партией «Единая Россия», с госкорпорациями Роснано и Ростехноло-гии, с Российской венчурной компанией и академическими фондами, с Администрацией президента, с региональными администрациями, с учеными и экспертами.

Таким образом, для вывода страны на путь модернизации необходимо выстраивать новую модель развития, основанную на инновациях и не ждать, пока наладится ситуация в мировой экономике. Важнейшим условием модернизации экономики и общества в целом является разрушение возникшего противоречия между призывом федеральной власти к модернизации и непониманием бизнеса и общества их роли и места в этой модернизации. Пассивность крупного бизнеса к модернизации объясняется отсутствием мощных стимулов со стороны государства, и не только финансовых. Что касается общества, то здесь причина пассивного отношения к модернизации кроется в недостаточном развитии обратной связи между государством и гражданским обществом. Необходимо выстраивать равноправный, неимитационный, а поэтому часто неприятный диалог власти с самыми разнообразными партнерами. Побудить людей к более активному гражданскому участию может укрепление уверенности в том, что эта деятельность будет результативной.

Для формирования «умной», инновационной экономики необходимо сформировать инновационный класс - класс инноваторов, а это очень сложная задача. Отсутствие инновационной культуры общества - одна из главных причин инновационной стагнации. Инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовать новшества во всех сферах жизни. Формирование инновационной культуры связано, прежде всего, с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека - её субъекта.

Движение и инновации должно быть совместным движением общества и государ -ства, общественных организаций и государственных органов. Должен быть баланс и заинтересованность с обеих сторон. Инновационный поворот невозможен без существенного возрастания роли институтов, реализующих совокупный интерес общества, без четкого определения набора поставленных целей и способов их реализации.

Список литературы:

[1] Глазьев С. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ / С. Глазьев // Агентство политических новостей. - 2008. 03.06. -Режим доступа: http://www.apn.ru/publications/article19384.htm

[2] Горшков М.К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки / М.К. Горшков // Социс. - 2010. - № 12. - С. 28-41.

[3] Инновационно-реформаторский потенциал России и проблемы гражданского общества. -Режим доступа: http://www.jourclub.ru

[4] Никовская Л.И. Гражданское общество как ресурс модернизации в России / Л.И. Никовская. - Режим доступа: http://www.frgp.ru/news/2011-09-01-403

[5] Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура / А. Николаев / Проблемы теории и практики управления. - Режим доступа: http://stra.teg.ru

[6] Теория и политика инновационного развития и инновации в политике. Круглый стол журнала «Полис» и Института социологии РАН // Полис. - 2010. - № 2. - С. 128-146.

INTERRELATION OF THE STATE AND PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE COURSE OF INNOVATIVE ACTIVITY

A.V. Tikhovodova

In article the essence of concepts an innovation and an innovation reveals, spheres of social and innovative activity of society and a condition of transition of the country to innovative development are designated. Value of civil society, its effective mechanisms of communication with the state for a conclusion of Russia to a modernization way locates.

УДК 32

А.В. Тиховодова, ст. преподаватель ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

СПЕЦИФИКА ИНСТИТУТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье раскрывается сущность понятия делиберативной политики, рассматриваются различные виды институтов-посредников между государством и гражданским обществом. А также характеризуются особенности их функционирования в современной России.

Современное гражданское общество определяется как система общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества, активно взаимодействующая с государством, корпоративными элитами и дающая возможность человеку реализовывать его гражданские права. При таком подходе гражданское общество в рамках отдельных стран не представляет собой некое независимое, изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и демократическое государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей охватывают все общественные отношения. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого социального организма. Без демократического государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нем могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.