- всех типов мировоззрения общества без односторонней ориентации на православно-религиозное, квази-научное («рыночная экономика»), постмодернизм в искусстве и народно-ментальном мировоззрении;
- всех видов инвестиционных вложений без примитивного сведения их только к финансово-денежной помощи;
- всех «ветвей власти» государственного и внегосударственного характера, не уповая на «могущество» исполнительной власти (правительство);
- всех актуально и потенциально дружественных стран мира по отношению к России (Китай, Индия, Бразилия, Куба, Венесуэла, Вьетнам, Монголия, Иран, Чехия, Белоруссия, Казахстан, Армения...) без односторонне-традиционной ориентации на страны Запада.
Именно таким системно-диалектическим подходом руководствовались авторы, когда типологически рассматривали актуальные проблемы современной России:
а) глобализации - «Современная глобализация состояние и перспективы» [3];
б) модернизации - «Современная модернизация России с позиций социальной философии и конфликтологии» [4];
в) науки - «Многомерная типология науки» [5];
г) культуры - «Философия культуры» [6];
д) социального государства - «Атрибутивная теория социального государства»
[7];
е) импортозамещения - «Философия возрождения России: проблемы импортоза-мещения» [8];
е) диалога мировоззрений - «Система диалога типов мировоззрения» [9].
Пока в России с 1993 года («Конституция РФ») рассуждают о том нужна ли стране идеология, не будет лишним конструктивно опереться на методологию диалектического материализма, научная состоятельность которого доказана как развитием естественных (строгих) наук, так и оптимальными результатами общественной практики (космонавтика, педагогика, оборонка, медицина, искусство, экология...).
Что касается импортозамещения, то ориентация на этот «курс» не должна быть конъюнктурной, сиюминутной, оперативной, а должна составить содержание стратегических (долгосрочных) программ развития России по направлению всех сфер общественной жизни с опорой на оригинальный отечественный потенциал в каждой из них, который накоплен в предыдущие десятилетия:
1) экономика:
а) опыт стратегического общенационального планирования,
б) развитие позитивного соревнования, а не убийственной конкуренции,
в) опора на универсальный природно-сырьевой отечественный потенциал,
г) использование нереализованного потенциала научно-технических идей, проектов и разработок,
д) реализация огромного финансового потенциала страны для развития реальной экономики.
2) экология:
а) пионерские разработки отечественных ученых в области экологии и «ноосфе-ризма»,
б) мощный и перспективный потенциал природной среды России со всей «таблицей Менделеева»,
в) энтузиазм граждан России с экологически-гуманным народным менталитетом и опытом,
г) заинтересованность стран-соседей в оптимальном освоении природной среды России.
3) наука:
а) фундаментальные научные открытия во всех междисциплинарных комплексах: естествознании, технознании, обществоведении, человековедении,
А.А. Владимиров, Л.А. Зеленое
Импортозамещение как антикризисная мера
б) прикладные научно-технические разработки (в более чем 20 тыс. отраслевых НИИ), не использованные до сих пор,
в) сложившиеся Научные школы с мировым авторитетом, выдающимися лидерами и кадрами энтузиастов.
4) искусство:
а) всемирно признанные художественные системы, концепции и школы во всех видах искусства,
б) всемирно известная школа и система отечественного дизайна, развиваемая со времен ВХУТЕМАС (1920 г.),
в) колоссальный потенциал отечественных художественных промыслов (244 вида!) и прикладного искусства,
г) мощный стратегический потенциал самодеятельного народного искусства.
5) педагогика:
а) выдающиеся и всемирно известные педагоги России с оригинальными системами и опытом,
6) сложившаяся система разнообразных институтов социальной педагогики,
в) исторически проверенная надежная общеобразовательная система России,
г) признание педагогической сферы общества в качестве приоритетной для страны и государства.
б) управление:
а) огромный позитивный опыт общенационального государственного управления,
б) возникновение Советов как органов единства всех ветвей государственной власти,
в) накопленный опыт народного самоуправления во всех сферах общественной жизни,
г) доминирование социального управления как универсальной практики в отличие от узко-прагматического менеджмента.
7) медицина:
а) сложившиеся и всемирно признанные научно-практические школы в диагностике, профилактике и лечении,
б) использование позитивного опыта народной медицины всех стран планеты,
в) уникальный опыт диспансеризации, профилактики и страхования.
8) физкультура:
а) позитивное всеобщее отношение к массовой физической культуре и доминирующее негативное отношение к профессиональному спорту,
б) накопленный опыт системного развития массовой физической культуры в стране,
в) мировой авторитет во многих видах спорта высших достижений и организации Олимпиад.
Так или иначе, но в России имеется исторически накопленный позитивный опыт во всех сферах общественной жизни, что дает основания говорить о возможности универсального импортозамещения при условии формирования Стратегических Целевых Программ, к разработке которых Государственную Думу призывает общественное мнение страны.
Список литературы:
[1] Зеленов Л.А. Атрибутивная теория социального государства / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. - Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2014.
[2] Государство как общенациональный орган управления обществом // Вестник НПА. - 2014. -№ 2 (2).
[3] Зеленов Л.А. Современная глобализация: состояние и перспективы / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, Е.И. Степанов. - М.: УРСС, 2009.
[4] Владимиров А.А. Современная модернизация России с позиций социальной философии и конфликтологии / А.А. Владимиров, Л.А. Зеленов, Е.И. Степанов. - М.: ЛОБРОКОМ, 2013.
[5] Зеленов Л.А. Многомерная типология науки / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. -Н.Новгород: ВГАВТ, 2011.
[6] Зеленов Л.А. Философия культуры / Л.А. Зеленов, А.С. Балакшин, А.А. Владимиров. -Н.Новгород: ВГАВТ, 2013.
[7] Зеленов Л.А. Атрибутивная теория социального государства / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. - Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2014.
[8] Зеленов Л.А. Философия возрождения России: проблемы импортозамещения / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. - Н.Новгород: ОАЧ, ВГАВТ, 2015.
[9] Зеленов Л.А. Система диалога типов мировоззрения / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. -Н.Новгород: ОАЧ, ВГАВТ, 2014.
IMPORT SUBSTITUTION AS ANTI-RECESSIONARY MEASURE
A.A. Vladimirov, L.A. Zelenov
Key words: import substitution, state, crisis, society spheres.
The universal essence of orientation to import substitution as strategy of updating of Russia locates in article.
УДК 316.3
А.А. Владимиров, профессор, ФГБОУВО «ВГУВТ» А.В. Тиховодова, доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
РЕФОРМА РАН И ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ
Ключевые слова: Российская академия наук, реформа РАН, инновации, фундаментальная наука, прикладные исследования.
Статья посвящена предпосылкам, содержанию и последствиям реформы Российской академии наук. Дается характеристика состоянию фундаментальной и прикладной науки в России. Предлагаются пути повышения эффективности деятельности РАН, обозначается ее роль в переводе российской экономики на инновационный путь развития.
В настоящее время государственное руководство нашей страны настойчиво ставит масштабную стратегическую задачу построения в России передовой инновационной экономики, основанной на высоких технологиях, наукоемких производственных секторах и самых современных научно-технических достижениях. Наиболее очевидной проблемой является нарастающее расхождение между желаемой и действительной траекторией роста экономики, его замедление. Фактически развитие экономики скатывается на инерционный сценарий с падением темпов роста до 2-3% в год (согласно, инерционному сценарию, динамика ВВП в 2014 г. - 2,7%, в 2015 г. - 2,2%)'. Это касается не только фактических, но и прогнозируемых правительственных показателей. Подобное расхождение между целевыми ориентациями, прогнозами и фак-
1 Глазьев С. Политика развития / С. Глазьев // Наш современник. - 2013. - № 7. - С. 169185.
А.А. Владимиров, А.В. Тиховодова
Реформа РАН и задачи модернизации России
тическими показателями не может считаться приемлемым, так как удерживает экономику в ловушке инерционного развития. Траектория инерционного развития характеризуется деградацией сохраняющегося научно-производственного потенциала на фоне формирующихся новых направлений роста мировой экономики.
Несоответствие между официально декларируемыми целями и достигнутыми результатами является типичным недостатком сложившейся системы управления. Этот недостаток приобрел черты катастрофы в 90-е годы, когда все официально продекларируемте цели радикального реформирования экономики обернулись резким падением ее эффективности и криминализацией отношений собственности, глубоким разрушением научно-производственного потенциала и обнищанием населения. Это говорит об отсутствии механизма ответственности в системе государственной власти, следствием чего становятся коррупция и некомпетентность, доминирование частных и корпоративных интересов при подготовке многих важных решений. Следование интересам экспортеров сырья усиливает сырьевую ориентацию экономики, ее офшори-зацию и переориентацию на иностранную технологическую базу, провоцирует утечку капитала, влечет за собой деградацию научно-производственного потенциала. Хотя имеющийся в стране производственный, научно-технический, человеческий, природный, оборонный и валютно-финансовый потенциал позволяет производить самостоятельную политику и обеспечить успешное развитие экономики. Однако неэффективное управление этим потенциалом приводит к его недоиспользованию - около 100 млрд. $ вывезенного за год капитала свидетельствует о крайне низком коэффициенте полезного действия сложившейся системы регулирования экономики, допускающей потери трети инвестиционного, большей части инновационного и значительной части человеческого потенциала. По подсчетам исследователей, эмиграция ученых начала 90-х годов по своим масштабам и численности значительно превосходит все предшествующие волны эмиграции. По некоторым данным за последнее двадцатилетие Россию покинули от 500 до 800 тыс. ученых, другие источники называют и более внушительные цифры (3 млн. научных работников)1. Эмиграция ученых из современной России имеет серьезные негативные последствия не только для отечественной науки, но и страны в целом. Прежде всего, она приносит огромные России огромные материальные убытки, ведет к утрате интеллектуального ресурса, что является тормозом развития тех направлений в науке, которые соответствуют мировым стандартам. И как следствие усиливается научно-техническое отставание России от стран Запада. Политика модернизации и развития российской экономики должна исходить из четкого понимания структурных изменений и перспектив глобального социально-экономического развития и выявления национальных конкурентных преимуществ, активизация которых может обеспечить устойчивый и быстрый рост производства на формирующейся сегодня новой волне экономического подъема.
Для перевода экономики на новый технологический уклад государству необходимо стимулировать спрос и инвестиционную активность. Действенным инструментом новой индустриализации страны и соответствующих социально-экономических преобразований, способствующих научно-техническому прогрессу России на базисе наукоемкой экономики, может и должна стать Российская Академия Наук. РАН -высшее научное учреждение РФ, системно объединяющее сеть научных организаций. В составе академии 550 научных учреждений, в которых работает 95 тыс. человек (13% занятых в науке), из них 55 тыс. человек - научные работники, в том числе 489 академиков и 734 члена-корреспондента. Это наиболее квалифицированная и активная часть научных кадров России в области естественных, технических, гуманитарных и общественных наук. Базовая функция академии - выполнение фундаментальных и прикладных исследований как основы гражданских и военных технологий, со-
1 Дашичев В.И. Что будет с российской наукой? / В.И. Дашичев // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 5. - С. 205-209. 118
циального и культурного развития, современного образования и бизнеса, подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, независимая экспертиза принимаемых решений и проектов государственного масштаба, определения приоритетных направлений развития научно-технического потенциала страны. Ключевая роль РАН как системы генерации и передачи новых знаний в структуре российской инновационной системы определяется тем, что академические институты широко представлены в субъектах РФ, напрямую взаимодействуют с учреждениями высшей школы и организациями реального сектора экономики регионов. Это позволяет хозяйственным субъектам правильно выбрать стратегические приоритеты инновационного развития, обеспечивает кратчайшие пути передачи полученных знаний в сферу образования и производства, отработку на местах механизмов их реализации, а также создания конкурентоспособных технологий.
Однако руководство Министерства образования и науки публично критикует академию и не видит перспектив для ее существования. В 2013 г. Минобрнауки инициировало процесс реформы РАН, вызвавший ожесточённое сопротивление со стороны научного сообщества. 3 июля законопроект о реформе РАН был принят Государственной думой в первом чтении, а 5 июля - во втором чтении (с незначительными поправками). Для обсуждения мер реформирования РАН в конце августа была созвана Конференция научных работников РАН «Настоящее и будущее науки в России. Место и роль Российской академии наук», в которой приняли участие более 2000 человек, среди которых академики, сотрудники научных учреждений РАН и вузов. Конференция выразила несогласие с законопроектом и предложила свои поправки к нему. Поправки к законопроекту были также предложены Президиумом РАН. 18 сентября закон о реформе был принят Государственной Думой сразу во втором и третьем чтениях. 25 сентября закон был одобрен Советом Федерации. 27 сентября Президент России подписал закон № 253 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно закону данный акт разработан в целях оптимизации организационно-правового механизма управления фундаментальной наукой, повышения эффективности фундаментальных и поисковых научных исследований, обеспечивающих получение научных результатов мирового уровня. В качестве решения поставленной задачи приняты следующие новации: реорганизация государственных академий наук и создание на их основе общественно-государственного объединения; передача научных учреждений РАН, прежде всего институтов, в ведение нового федерального государственного бюджетного учреждения, которое фактически и будет ими управлять, назначать их руководителей. Согласно финальному тексту закона все действующие академии - медицинских наук (РАМН), сельскохозяйственных наук (РАСХН), образования (РАО), архитектуры и строительных наук (РААСН) и художеств (РАХ) сделают отделениями РАН (ст. 18)'. Звание член-корреспондента РАН не упраздняется, о чем говорилось в предшествующих редакциях закона. Деятельность РАН, как хозяйственная, так и научная, переходит под внешнее управление правительственного Агентства научных институтов РАН. Директоров институтов после реформы будет назначать правительство. Закон предусматривает также введение новой процедуры оценки деятельности организаций РАН по критериям, которые законодательно не регламентированы. Следовательно, создается ситуация, когда организации РАН будут оцениваться в соответствии с субъективным порядком, который предложит Правительство РФ. Что же касается вопросов финансирования фундаментальных и поисковых исследований в России, то, как и прежде, финансирование науки будет осуществляться за счет средств федерального бюджета (ст. 4) в рамках утвержденной Правительством РФ по согласованию с РАН программы фундамен-
1 ФЗ № 253 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/09/27/ran-site-dok.html