УДК 1
Л.А. Зеленое, профессор, доктор философских наук, ФГБОУ ВО «ННГАСУ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65
А.А. Владимиров, профессор, доктор философских наук, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ -МНОГОЭТАПНЫЙ ВАРИАНТ
Ключевые слова: управление, программирование, стратегия, тактика, цель, алгоритм управления, государство.
В статье рассматривается научно-организационная возможность диалектической интеграции оперативного, тактического и стратегического уровней управления на основе принципа многоэтапности в современной России.
Авторами неоднократно исследовались актуальные проблемы обновления современной России с точки зрения разработки научно обоснованных моделей и программ [1]. Сегодня все более актуализируется проблема стратегии развития России, проблема ее долгосрочных программ и стратегических моделей. Народ хочет знать какое общество мы строим, какова перспективная цель современных оперативных, краткосрочных мероприятий: приватизация, модернизация, импортозамещение, реформы всех типов и видов.
Со всей определенностью и обоснованностью необходимость разработки стратегии развития страны возникает в связи с решением кардинальных, судьбоносных проблем, определяющих будущий международный статус России как мировой державы. В частности, ведущие деятели космонавтики России уже давно требуют определения перспектив развития этой отрасли, которая снискала славу России как великой космической державе. Об этом шел основательный и серьезный разговор, например, 25 мая 2015 года на телепрограмме «Право голоса» Романа Бабаяна, посвященной проблемам российской космонавтики. В высказываниях ученых, инженеров, руководителей отрасли настойчиво звучали призывы к Правительству о необходимости разработки стратегических программ развития отечественной космонавтики со ссылками на такой долгосрочный подход и К.Э. Циолковского, и С.П. Королева. Именно такой долгосрочный, стратегический, а не оперативный подход способен обеспечить гарантированное развитие оптимальных научных, технических и кадровых средств космонавтики. В ходе обсуждения этой проблемы была высказана идея разработки стратегических программ с поэтапным, многоуровневым их реализации.
Такая идея представляется рациональной с точки зрения как преодоления опасности формирования прожектерских, утопических программ при всей их психологической привлекательности, так и преодоления примитивной, осторожной заземленности оперативной, сиюминутной склонности к краткосрочным проектам.
В общей теории социального управления сложилось подразделение управленческих программ на стратегические, тактические и оперативные. В основе этого подразделения лежит хронологический принцип учета фактора времени, поэтому оперативные программы определяются временем от 1 года до 5 лет, тактические - от 5 до 15 лет и стратегические от 15 до 50 лет. При всей условности такого хронологического подхода он позволяет в то же время интуитивно или осознанно учесть два важных принципа социального управления:
1) принцип системности, предполагающий учет не только и не столько фактора времени, сколько обеспечение реализации программ всем комплексом компонентов человеческой деятельности: субъектом, объектом, средствами, процессом, условиями,
результатом, системой, средой. Анализ состава этих компонентов деятельности дан нами в ряде работ [2]. В системе алгоритма человеческой деятельности («идея - концепция - программа - механизм реализации - деятельность») принцип системности реализуется при анализе блока «Механизм реализации программы».;
2) принцип ретроспекции, предполагающий программирование, планирование от будущего к настоящему. Иначе говоря, перспективная, стратегическая, долгосрочная цель, реализуемая программой, определяет и тактические и оперативные шаги-цели ее реализации. Когда ошибочно говорят: «цель оправдывает средства», то скорее всего подчеркивают необходимость корректировки целью используемых для ее достижения средств: средства должны быть адекватны цели. С точки зрения принципа ретроспекции в качестве «средств» по отношению к стратегической цели-программе выступают тактические и оперативные цели-программы: они должны быть адекватны перспективной цели, они должны соответствовать стратегической цели-программе.
Если говорить о принципах разработки стратегической программы деятельности, то в нашем понимании таких принципов четыре, и они могут рассматриваться как методологический инструмент разработки программы с диалектическим преодолением соблазнительных метафизических крайностей:
а) принцип гуманизма с преодолением крайностей мизантропии (унижение человека ПРЕзрением) и филантропии (унижение человека ПРИзрением);
б) принцип патриотизма с преодолением крайностей национализма и космополитизма;
в) принцип научности с преодолением крайностей командно-директивного и стохастического подхода («метод проб и ошибок»);
г) принцип демократии (народовластия) с преодолением крайностей автократии и охлократии.
Все названные методологические принципы имеют отношение ко всем сферам общественной жизни, являясь универсальными. Анализ же сфер общественной жизни в качестве социальных констант, осуществленный Общероссийской академией человековедения [3], позволяет выделить восемь таких сфер, которые и должны стать, прежде всего, объектами стратегического управления: экономика экология, наука и искусство, управление и педагогика, медицина и физкультура.
В каждой из сфер выделяются 5 системных социальных образований: потребности, способности, деятельность, отношения, институты. Эти блоки могут стать разделами программирования стратегического развития каждой сферы. Такой подход представлен гипотетически в работе A.M. Пищика «Методология социального проектирования устойчивого развития России в XXI веке» [4] и Л.А. Зеленова «Методология разработки стратегических программ развития России» [5].
Говорить о необходимости разработки стратегических программ развития России приходится в связи с доминированием только оперативных, краткосрочных «программ» в форме незавершенных реформ («курс реформ» 90-х годов продолжается). Россия живет без образа стратегически прогнозируемого будущего в экономике, в управлении, в науке, в искусстве, в медицине... во всех сферах общества. В работе «Макропортрет общества и микропортрет личности: современная Россия» [6] мы старались показать это аморфное состояние страны. Скажем, в СССР тактические программы-директивы пятилеток отражали в себе разные грани, аспекты интегрального, стратегического образа будущего коммунистического общества, примерная модель которого была представлена в Программах КПСС как руководящей партии. Если сегодня «руководящей» партией в стране является «Единая Россия», то она обязана представить обществу интегральный портрет будущего России, стратегический портрет, а не отделываться сиюминутными текущими мероприятиями по выполнению «майских указов Президента». Если «Единая Россия» не компетентна такие стратегические программы разработать, то она вполне может обратиться к помощи мощного интеллектуального потенциала страны - Российской Академии Наук с ее 2 тысячами
академиков и членов-корреспондентов по всем отраслям науки. Но складывается впечатление по опыту 90-х годов, что «единороссы» намерены искать подсказок у иностранных экспертов. Об этом говорит факт постоянного цитирования зарубежных «классиков».
Понимая высокую научную и нравственную ответственность за разработку именно стратегических, долгосрочных программ, вполне можно использовать поэтапный принцип их реализации, представленный в системе стратегических программ тактическими проектами и оперативными задачами, которые хороши тем, что их можно хронологически корректировать, не отступая от отдаленной стратегической цели. Это мы и имеем в виду, говоря о методологии поэтапного стратегического управления.
Разумеется, сразу же возникает проблема стратегической цели, которая будет определять долгосрочную (30-50 лет) программу развития той или иной сферы общественной жизни. Наиболее успешно и определенно это можно сделать по отношению к сферам общества, которые минимально идеологизированы, например, экологическая, медицинская, физкультурная сферы. По отношению к экологической сфере общества нами даже неоднократно представлены конспективно долгосрочные программы:
1. Н.Н. Храменков. Философский анализ экологической сферы общества. -Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 1994.
2. Законы экологической сферы общества. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2005.
3. Л.А. Зеленов, А.Н. Смирнов, В.Л. Лысяк. Система социальной экологии. -Н.Новгород: Дятловы горы, 2010.
4. Система экологической сферы общества. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.
Программные предложения по экологическому развитию России, Нижегородской
области и города Нижнего Новгорода предоставлялись в Госдуму РФ (проф. Яблоко-ву), Областное Законодательное собрание (председателю Крестьянинову), Городскую думу (Косарикову), но нарастающее хищническое отношение к природной среде со стороны частных собственников, пришедших к власти в России, даже эти нейтрально-идеологические программы не интересуют.
Конечно, приходится осознавать универсальность идеологического аспекта общественной жизни, обусловленного классовым делением общества (В.А. Ядов), и это осознание привело, например, академика А.И. Субетто после исследования проблем экологии и ноосферизма в более чем 20 монографиях к закономерному выводу о единстве концепции ноосферизма и концепции социализма, что и выражено им в целевой программе ноосферно-социалистической ориентации [7].
Аналогичные оценки и соображения приходится высказывать и по отношению к медицине (проблемы геноцида, клонирования, однополых браков, платности «детородных услуг» и всего медицинского обслуживания), и по отношению к физкультуре и спорту (политические спекуляции на Олимпиадах, допингах, местах проведения соревнований, «договорных матчей» и пр.).
Нет, господа либералы и диссиденты, в классовом обществе без идеологии обойтись нельзя, и это начинают понимать такие «абстрактные гуманисты» как Патриарх Кирилл, Н.С. Михалков, С.С. Говорухин...
Это лишний раз подчеркивает кардинальное значение стратегических программ стратегического управления, ибо в них выражены отдаленные, перспективные цели.
Диалектическую проблему противоречий долгосрочных и краткосрочных программ, проектов, задач необходимо решать диалектическим способом, опираясь на диалектику отношений общего, особенного и отдельного, констант и модусов. Никакой эклектический постмодернизм метафизического характера здесь не поможет.
Список литературы:
[1] См.: Зеленов Л.А. Философия возрождения России: проблемы импортозамещения / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. - Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2015; Владимиров, А.А. Современная модернизация России с позиций социальной философии и конфликтологии / А.А. Владимиров, Л.А. Зеленов, Е.И. Степанов. - М.: Либроком, 2013; Атрибутивная теория социального государства. - Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2014; Зеленов, Л.А. Макропортрет общества и микропортрет личности: современная Россия / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. - Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2015.
[2] См.: Антропономия. Общая теория человека. - Н.Новгород: НАСА, 1991; Зеленов, Л.А. Матричная теория социальной сферы / Л.А. Зеленов. - Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2014.
[3] См.: Зеленов Л.А. Матричная теория социальной сферы / Л.А. Зеленов. - Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2014.
[4] Пищик А.М. Методология социального проектирования устойчивого развития России в XXI веке / А.М. Пищик. - Н.Новгород: ВГАСУ, 2005.
[5] Зеленов Л.А. Методология разработки стратегических программ развития России / Л.А. Зеленов. - Н.Новгород: НПА, 2007.
[6] Зеленов Л.А. Макропортрет общества и микропортрет личности: современная Россия / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. - Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2015.
[7] Субетто А.И. Манифест ноосферного социализма / А.И. Субетто. - СПб.: Астерион, 2011.
MANAGEMENT STRATEGY -A MULTI-STAGE VERSION
L.A. Zelenov, A.A. Vladimirov
Key words: management, programming, strategy, tactics, target, control algorithm, the state.
The article examines the scientific and organizational capabilities dialectical integration of operational, tactical and strategic levels of management on the basis of multi-stage in today's Russia.