УДК 1
А.А. Владимиров, профессор, доктор философских наук, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
Л.А. Зеленое, профессор, доктор философских наук, ФГБОУ ВО «ННГАСУ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Ключевые слова: наука, номология, методология, концептуализация, диалектика, мировоззрение, систематизация.
В статье демонстрируется номологическая природа науки, состоящая в реализации в ее историческом развитии закономерностей концептуализации, методологизации, номологизации научного знания.
Наука в системе шести типов мировоззрения [1] является номологическим образованием, то есть таким типом мировоззрения, который ориентирован на открытие и исследование объективных законов реального мира.
Номологическая природа науки реализуется, прежде всего, в системе частно-научного знания, в открытии объективных законов в таких науках как механика, физика, химия, биология, геология, экономика, социология и т.д. Именно этот процесс номологизации научного знания характеризовал становление наук в эпоху Возрождения, связывая этот процесс с именами выдающихся ученых как открывателей и исследователей законов: Галилей, Ньютон, Коперник, Кеплер, Бруно, Ломоносов, Лейбниц и др. И сегодня открытие законов в той или иной науке встречается с энтузиазмом и отмечается Нобелевскими премиями.
Но не менее важно констатировать общенаучную, интегральную тенденцию развития науки как типа мировоззрения, состоящую в реализации ею в своей истории таких общих для всех наук (а их более 1600) закономерности как концептуализация, методологизация и номологизация.
Значение этой общей, интегральной закономерности состоит в том, что научное знание является не только достоверным, системным и проверяемым, но и на основе этого концептуальным, методологичным и номологичным. Названные шесть критериев научного знания рассмотрены нами в ряде работ [2].
В конечном счете эта интегральная закономерность науки позволяет ей преодолевать соблазнительную опасность ограничения повседневным, обыденным, эмпирическим иррационализмом, который свойственен, например, такому нестрогому аналогу науки как «народная наука» в системе народного типа мировоззрения. Там функцию рационализации, упорядочения, систематизации выполняют традиции, ибо само народное мировоззрение является традиционалистским, а не номологическим как научное мировоззрение.
Названная интегральная закономерность науки осознается исторически позднее, чем она реально объективно складывается. И осознать эту закономерность призвана метанаука или метатеория данной науки. 20-летний период (1960-70 гг.) развития метанаучных исследований в нашей стране, к сожалению, прекратился, а он демонстрировал великое значение концептуализации и методологизации научных знаний (группа ученых Института теории и истории естествознания под руководством академика Б.М. Кедрова).
Нам пришлось убедиться в эвристической значимости данной закономерности на примере многолетнего исследования научной сферы в целом и проблем номологиза-ции, в частности, что отражено в ряде публикаций [3].
Концептуализация и методологизация научного знания исследованы нами на примере анализа антропономии как общей теории человека, системы социальной экологии, системы сфер общества, системы культурологи, системы дизайна, истории и философии науки и т.д. [4]
Концептуализация - это системная закономерность, состоящая в интеграции, обобщении частных теорий в комплексные, междисциплинарные концепции: концепция атомистики, концепция эволюции живых организмов, концепция генетики, концепция единой теории поля, концепция социума, концепция техники...
Концептуализация теоретического содержания научных знаний выражает их историческую, родовую производность от философии как концептуального типа мировоззрения (философия - совокупность концепций), ибо все науки, в конечном счете, вырастали на единой почве философского мировоззрения, а наука через концептуализацию и методологизацию доводит знание до уровня, до состояния как номологиче-ского знания, знания - закона.
Игнорирование науками в угоду позитивизму философии с ее концептуальностью все равно не могло привести к утрате концептуальности теорий в самой науке. Это выразилось, например, в конце Х1Х-начале XX вв. в формировании множества концепций интегрального характера: электромагнитная концепция света Майкельсона, релятивистская концепция Эйнштейна, концепция химических элементов Менделеева, эволюционная концепция Дарвина, астрономическая концепция Большого взрыва, концепция циклов развития Кондратьева, концепция космонавтики Циолковского, концепция единства растительных видов Вавилова, концепция ноосферы Вернадского и т.д. Это в естествознании.
В технознании концептуализация проявляет себя в самых разных формах: в формировании дизайна как единой концепции конструирования техники, в разработке системы единых концепций качества промышленной продукции, в становлении концепции системы «человек - техника», в возникновении кибернетики как единой концепции функционирования сложных систем, в разработке эргономики как концепции функций работающего человека, в концепции типологии технических систем, в необходимости концептуальной разработке единой теории техники (технономии)...
В обществоведении стали разрабатываться единые концепции экономики, деятельности, сфер общества, социальной коммуникации, ценностей, образования, конфликтов, социальной психологии, рекламы, брендов, этносов, рынка, права, политики, языка, миграции...
В человековедении назрела потребность в создании единой теории-концепции человека, и мы уже начали процесс построения Антропономии как общей теории человека (6 монографий и серия статей и симпозиумов). В области гуманитарных наук активно разрабатываются концепции ювенологии, геронтологии, иммортологии, ак-меологии, эвристики, экстрасенсорики.
Иначе говоря, концептуализация как интегральная закономерность проявляет себя во всех 4-х междисциплинарных научных комплексах: в естественных, технических, общественных и гуманитарных науках. Более того, встала проблема выделения в каждом из комплексов таких наук, которые как науки или интегральные теории среднего уровня, выполняли бы функции обобщения частно-научных учений:
а) о природе - экология,
б) о технике - технономия,
в) об обществе - социология,
г) о человеке - антропономия.
По аналогии с этими интегральными науками нами в соответствии с принципом концептуальности выделяются четыре универсальных науки, обращенных на каждую науку своим теоретическим содержанием: история, логика, философия, математика. Они не попадают по предметному основанию ни в один из 4-х комплексов, являясь
обращенными на природу, технику, общество и человека, а значит как бы «метатеоре-тично» проникая в каждую науку без исключения.
Методологизация - это системная закономерность, состоящая в превращении научного знания как гносеологического (познавательного, когнитивного, эпистемологического) образования, обращенного к объекту познания, в знание инструментальное, операциональное, в метод, как знание, обращенное к субъекту познания, субъекту деятельности.
Данная закономерность впервые фиксирована К. Марксом в его идее «оборачивания теории в метод», превращении знания «в силу» (Ф. Бэкон), когда «и идея становится материальной силой, когда она овладевает массами», то есть субъектами деятельности.
Отсюда, между прочим, у К. Маркса и множество производных эвристически значимых выводов:
- «техника - это овеществленная сила знания»,
- «наука становится непосредственной производительной силой»...
Теоретическое знание становится силой, когда оно трансформируется в метод,
становится инструментальной силой.
Эта мысль К. Маркса получила развитие в интерпретации П.В. Копнина, который рассматривал знание как родовое понятие для теории и метода, диалектически преодолевая схоластические разговоры о сходстве и различии теории и метода, «материалистической теории» и «диалектического метода». Согласно П.В. Копнину и теория, и метод - это виды знания, а знание - это медаль с двумя сторонами: обращенная к объекту - теорию, а обращенная к субъекту - метод.
Исторически теория как гносеологическое образование созревает до состояния, когда она как знание превращается в методологическое образование, становится методом как системой принципов духовной и практической деятельности. Знание тогда становится действенным, эффективным методом, когда оно адекватно отражает свойства объекта, поэтому методологическая эффективность производна от гносеологической истинности. Поэтому в научном знании мы и выделяем признак достоверности истинности, так как он определяет оптимальность, эффективность метода, основанного на данном теоретическом знании: концептуализация знания подготавливает его методологизацию.
Нам на протяжении ряда лет приходится обращать внимание на две проблемы ме-тодологизации научного знания:
1) на учение о системе принципов диалектического метода (поляризация, объективность, развитие, системность, атрибутивность, деятельность, мерность, относительность, константность, модификация...), что отражено в серии публикаций [5];
2) на учение о методологической трансформации ряда научных теорий (теории деятельности, теории систем, теории сфер общества, теории новаций, теории модернизации, теории эвристики, теории ценностей...), что также отражено в ряде опубликованных работ [6].
Номологизация - это системная интеграция научного знания, состоящая в презентации его сущности как объективного закона. Открытие законов - цель науки, а трансформация содержания теорий данной науки в систему законов этой науки - идеальная перспектива науки. При этом происходит и минимизация содержания науки, брикетирование ее теорий по аналогии с разработкой алгоритмов теоретических построений. Нами даже введено понятие АРТов - «алгоритмов теорий» и на эту тему опубликована монография «Банк артов: методология теорий» [7].
Нами осуществлены номологические исследования содержания ряда наук: антро-пономии, эстетики, экологии, культурологии, педагогики, социологии, управления, дизайна, а также восьми константных сфер общества (1972-2015 гг.).
Следует признать, что хаотическая, волюнтаристская, охлократическая суета общественной жизни является следствием отсутствия опоры на объективные законы,
что в духе метафизических учений либерализма и постмодернизма, а также охлократии толпы.
Список литературы:
[1] Зеленов Л.А. Система диалога типов мировоззрения / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. -Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2014.
[2] Зеленов Л.А. Многомерная типология науки / Л.А. Зеленов, П.Л. Зеленов, А.А. Владимиров.
- Н.Новгород: ВГАВТ, 2011; Законы научной сферы общества. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2007; Зеленов, Л.А. Прикладная философия / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. - Н.Новгород: ВГАВТ, 2013.
[3] Законы эстетики. - Н.Новгород: ГИСИ, 1972; Материалы 8 симпозиумов по анализу законов сфер общественной жизни. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2002-2010.
[4] Зеленов Л.А. Антропономия - интегральная наука о человеке / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. - Н.Новгород: Новация, 2010; Зеленов, Л.А. Философия культуры / Л.А. Зеленов, А.С. Ба-лакшин, А.А. Владимиров. - Н.Новгород: ВГАВТ, 2013; Зеленов, Л.А. История и философия науки / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. - М.: Наука, Флинта, 2008.
[5] Зеленов Л.А. Методология человековедения / Л.А. Зеленов. - Н.Новгород: НШЭУ, 1991; Зеленов, Л.А. Диалектика / Л.А. Зеленов. - Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2014; Зеленов, Л.А. Введение в общую методологию / Л.А. Зеленов. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2002; Зеленов, Л.А. Сумма методологии / Л.А. Зеленов. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2007; Зеленов, Л.А. Забытый Маркс и проблемы системологии / Л.А. Зеленов. - Н.Новгород: НПА, 2009.
[6] Зеленов Л.А. Банк артов / Л.А. Зеленов. - Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2015; Зеленов, Л.А. Атрибутивная теория социального государства / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. - Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2014; Зеленов, Л.А. Матричная теория социальной сферы / Л.А. Зеленов. -Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2014; Владимиров, А.А. Современная модернизация в России с позиций социальной философии и конфликтологии / А.А. Владимиров, Л.А. Зеленов, Е.И. Степанов.
- М.: Либроком, 2013; Владимиров, А.А. Современная глобализация / А.А. Владимиров, Л.А. Зеленов, Е.И. Степанов. - М.: УРСС, 2009; Зеленов, Л.А. Философия возрождения России: проблемы импортозамещения. Состояние и перспективы / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров. -Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2015.
[7] Банк артов: методология теорий. - Н.Новгород: ОАЧ, НФК, 2015.
INTEGRAL PATTERNS OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE
A.A. Vladimirov, L.A. Zelenov
Key words: science, nomology, methodology, conceptualisation, dialectic, philosophy, sys-tematization.
This article demonstrates the nature of nomological science, consisting in the implementation of its historical development patterns of conceptualization, metodologizatsii, nomologi-zatsii scientific knowledge.