Научная статья на тему 'Типология общественных организаций'

Типология общественных организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1541
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тиховодова А. В.

Статья раскрывает роль общественных организаций в гражданском обществе, историю законодательства об общественных организациях. Также в ней рассмотрены различные виды некоммерческих организаций, их цели и направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF PUBLIC ORGANISATIONS

The article in covers the role of public organisations in civil society, the history of legislation about public organisations. Different types of non-commercial organisations, their aims purposes and activities are also examined in it.

Текст научной работы на тему «Типология общественных организаций»

власти целиком природна, поэтому у существ, живущих в мире, может быть только одна реальная цель - стать господами сущего.

В отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф полагает, что главным источником конфликта являются не экономические, а политические противоречия между социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием у других. Он утверждает, что основной конфликт в рамках всех социальных институтов касается распределения скорее власти и авторитета, а не капитала, и что именно отношения господства и подчинения приводят к возникновению антагонистических интересов. Поэтому конфликты нужно не подавлять, а «рационально регулировать» на уровне конкуренции между индивидами, группами, классами1. Исходя из этого, можно утверждать, соглашаясь с М. Вебером и Г. Зиммелем, что конфликты являются неустранимой частью социальной жизни.

ROLE OF THE STATE IN SETTLEMENT OF SOCIAL CONFLICTS

S. V, Gribanov

The philosophical aspects of the social conflict notion are presented in the article.

УДК 32

А. В. Тиховодова, аспирант, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5a.

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья раскрывает роль общественных организаций в гражданском обществе, историю законодательства об общественных организациях. Также в ней рассмотрены различные виды некоммерческих организаций, их цели и направления деятельности.

Настоящее развитие России в значительной степени характеризуется активным и часто противоречивым процессом формирования трех секторов, свойственных любому обществу с развитой институциональной структурой: государственного, коммерческого и некоммерческого. Под некоммерческим сектором понимается совокупность организаций, не ставящих своей целей увеличения личного дохода граждан непосредственно через участие в их работе или через владение ими; в рамках этой концепцрга говорят также о «неприбыльном», «неправительственном» секторе, секторе «добровольной активности», о «сообществе некоммерческих организаций» (НКО) и т. п. Для всех подобных организаций характерна деятельность ради общественного благополучия.

Гражданское общество включает в себя два типа институтов: политические партии и группы интересов. Отличие данных институтов заключается в том, что если политические партии образуются вокруг широких социальных интересов с целью их реализации посредством выдвижения своих кандидатов на выборах и возложения на себя ответственности за деятельность правительства, то группы интересов формируются вокруг партикулярных интересов с целью из реализации либо путем самостоятельных действий группы, либо посредством обращения к органам государственной власти.

' Якимова О. А. Теория конфликта: Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. - М.: 1998,-С. 914.

Одной из заметных тенденций развития современного мира является возрастающая роль неправительственных организаций в экономике, социальном развитии, политике и культуре. Рост третьего (некоммерческого) сектора можно охарактеризовать как глобальный феномен. Если в 1981 году количество международных неправительственных организаций не превышало 13 тысяч, то к 2001 году их число превысило 47 тысяч. Современные исследования подтверждают возникновение за последние 20 лет такого явления, как глобальное гражданское общество. Свидетельством этому является, в частности, появление гигантских транснациональных НКО со сложными организационными структурами, распространяющих свою деятельность на большинство стран мира (Международная амнистия, Федерация друзей Земли и т. п.). Третий сектор является важным элементом трансформации обществ в направлении от индустриальной к постиндустриальной стадии развития; от мира, в котором господствовали национальные государства, к транснациональным и глобальным структурам. Некоммерческий сектор в настоящее время анализируются учеными как важнейшая составная часть гражданского общества, с одной стороны, и как система создания и доставки потребителю общественных благ - с другой. Особо отмечается демократический, добровольный характер некоммерческого сектора, основанного на непринудительном характере осознанной гражданской инициативы. Именно это отличает третий сектор от государства и сближает его со структурами рыночной экономики. В отношении НКО появилось такое определение: «бизнес, имеющий общественную миссию»1.

В настоящее время в России действуют и создаются различные общественные организации, удовлетворяющие разнообразные интересы и потребности граждан: материальные, политические, социальные, культурные, творческие, научные, спортивные и т. д. Значение общественных организаций очень велико. По их количеству, многообразию и эффективности деятельности судят о степени цивилизованности гражданского общества. Создание различных объединений, в том числе партий, отмена разрешительного порядка их образования является одним из показателей развития демократии. В результате происходит расширение влияния граждан на формирование политического курса страны.

Деятельность НКО должна осуществляться во взаимодействии с двумя другими партнерами - государством и бизнесом. Представители каждого сектора имеют разные возможности и ресурсы для участия в решении проблем социальной сферы, но, несмотря на все различия и связанные с ними противоречия, сотрудничество секторов необходимо. Успешное развитие каждого из них невозможно без взаимодействия с другими секторами. В этой связи принято говорить о межсекторном взаимодействии как необходимом элементе общегосударственной управленческой эффективности.

Когда же возникло российское законодательство в отношении институтов гражданского общества? Оно берет свое начало от манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», провозгласившего «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»2.

4 марта 1906 года император подписал «Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату о Временных правилах, об обществах и союзах», вводивший временные правила регулирования их деятельности. В «Правилах» были даны официальные понятия общества, профессионального общества и союза, оговаривался некоммерческий характер

1 Лившин, А. Я. Некоммерческий сектор в России и мире: современные проблемы экономики и управления// А. Я. Лившин.- Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). -2005,-№4.-С. 24.

2 Квашонкин, A.B. Юридические основы деятельности НКО в Российской Федерации: история и проблемы законодательства/А.В. Квашонкин//Вестник МГУ. Серия 21. Управление (государство и общество) - 2005. -№4. -С. 43.

их деятельности, устанавливался порядок создания, ликвидации и использования имущества организаций, были определены требования к учредительным документам, прописывались особенности образования и функционирования организаций в зависимости от их участия в гражданско-правовых отношениях. 23 апреля 1906 г. «Правша» были подтверждены «Высочайше утвержденными основными государственными законами».

В Декларации от 3 марта и постановлении от 12 апреля 1917 г. пришедшее в результате Февральской революции к власти Временное правительство подтвердило свободу союзов, а постановлением 21 июня 1917 г. «О регистрации товариществ, обществ и союзов» установило судебный порядок их регистрации и ликвидации.

В годы советской власти большевики сначала запретили деятельность всех оппозиционных политических партий и течений, а затем поставили под жесткий партийный контроль деятельность практически всех общественных организаций. Этот процесс завершился ликвидацией всех существовавших в годы НЭПа творческих объединений интеллигенции и созданием, начиная с 1932 г. подконтрольных государству единых «отраслевых» организаций республиканского и всесоюзного масштаба: Союза советских архитекторов, Союза советских писателей, республиканских союзов советских композиторов и художников и т. д.

Возникновение в СССР групп интересов относится к середине 50-х - сер. 60-х годов и связано с либерализацией тотального механизма управления, в результате внутри властно-управленческого аппарата, вокруг различных его элементов начали формироваться многочисленные партикулярные группы интересов.

Таким образом, традиция деятельности независимых от государства общественных и политических организаций была прервана вплоть до марта 1990 года, когда III Съезд народных депутатов СССР изменил статью 67 Конституции СССР 1977 г. и положил начало возрождению многопартийности и оживлению общественной жизни. 9 октября 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», в котором устанавливался регистрационный порядок образования общественных объединений, а не разрешительный. Закон касался более широкого круга общественных объединений.

Законодательство в РФ начало складываться как система в 1990-х годах. Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г. гарантирована свобода деятельности общественных объединений и право граждан на объединения (ст. 30). С принятием первой части Гражданского Кодекса РФ, вступившего в силу 1 января 1995 года, нормы о НКО были сведены в единый раздел «Некоммерческие организации» (гл. 4, ст. 116-123), где представлен перечень видов некоммерческих организаций, в том числе тех, которые могут заниматься благотворительностью; включены основные характеристики гражданско-правового статуса разных видов НКО и прочие нормы. Основополагающие в этой сфере - федеральные законы «Об общественных объединениях» от 25 мая 1995 г. и «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.

Отражая развитие некоммерческого сектора, за 1996-2004 гг. был принят целый ряд дополнительных федеральных законов, развивающих базовое законодательство и регламентирующих деятельность различных видов НКО, такие, как законы «О благотворительных организациях и благотворительной деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» и др. Активно идет развитие законодательства, регулирующего взаимодействие НКО и государственных органов. В 2000 г. были приняты поправки к законам, регулирующим деятельность НКО и общественных объединений. В январе 2006 г. Президент В. В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», включающий поправки к законам, регулирующие деятельность НКО и общественных объединений (№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях», и № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», закону № 3297 - 1-ФЗ «О закрытом административно-территориальном образовании» и 61 ст. Гражданского Кодекса РФ».).

Итак, что такое «общественное объединение»? Общественное объединение - «добровольное формирование граждан, возникающее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов», то есть для удовлетворения какого-либо материального, социального, политического, культурного (духовного) и иного интереса. Понятие «общественное объединение» собирательное, так как оно охватывает самые различные их виды, которые .отличаются друг от друга целями и задачами, порядком деятельности, формами деятельности, правовым положением и т. д.

Каковы же виды общественных объединений?

Орлова и Шутько выделяют следующие виды общественных объединений:

1) общественные организации (официально оформленное членство, участие в создании материальной базы организации, участие в самоуправлении организации (политические партии, профсоюзы, молодежные организации, добровольные общества, творческие союзы и кооперативы));

2) общественные движения (нет фиксированного членства, цели выходят за рамки движения (экологическое, рабочее, крестьянское));

3) общественные фонды (имеют черты как организации, так и движения);

4) органы общественной самодеятельности (домовые комитеты);

5) органы общественного самоуправления по месту жительства;

6) любительские объединения (клубы по интересам)1.

По действующему российскому законодательству некоммерческими считается организация, деятельность направлена не на извлечение прибыли, а на решение социально значимых вопросов путем привлечения и целевого использования ресурсов, в том числе благотворительных пожертвований. Средства, полученные НКО, не могут быть разделены между учредителями или членами этой организации, а расходуются на уставные цели. От других социальных институтов их отличает, во-первых, проникновение в те сферы жизни, которые не затрагиваются или слабо затрагиваются существующими государственными структурами, во-вторых, максимально активный характер деятельности и поведения их членов. Общественные организации способствуют вовлечению индивида в социальную деятельность, результатом этого процесса является превращение нуждающихся из пассивных объектов, которые ждут помощи, в активных субъектов социальной деятельности.

Цели, которые должна реализовывать любая общественная организация в своей деятельности: осуществление социальных программ; защита интересов определенных социальных и профессиональных групп; влияние на социальную политику государства; адаптация незащищенных людей в обществе; развитие у людей навыков самостоятельного решения проблем; создание учреждений и служб помощи; выявление нуждающихся в каких-либо видах помощи и их материальная поддержка; правовая поддержка в сфере социальной защиты; улучшение межличностных отношений и развитие в обществе гуманизма; развитие и сохранение культуры; предотвращение появления незащищенных групп населения. Каждая организация, кроме общезначимых социальных целей, ставит перед собой конкретные задачи, определяет тот сектор социального поля, который будет охвачен ее деятельностью, а именно: оказание помощи; защита прав и интересов; воспитательная работа; интеграция инвалидов в общество; социальная защита определенных групп (инвалидов, ветеранов и других групп нуждающихся); объединение для решения общих проблем и оказание помощи в трудоустройстве; моральная помощь и поддержка. В первую очередь в поле зрения общественных организаций попадают: инвалиды, дети, молодежь, родители детей - инвалидов, ветераны и инвалиды Афганистана, Чечни и других военных конфликтов, одинокие матери, многодетные семьи и военнослужащие, беженцы, неблагополучные семьи.

1 Орлова, О. В., Шутько, Д. В. Общественные объединения в СССР / О. В. Орлова, Д. В. Шутько. - М.: Знание, 1991. - С. Ъ-А.

Сунгуров А. Ю. предлагает подразделить НКО на «классы» по признаку их «фокусных групп» (т. е. с учетом того, на какие контингенты и, соответственно, на какого рода проблемы нацелена их деятельность), а также выявить формы взаимодействия с властью, наиболее естественные и органичные для выделенных «классов»:

1. Класс тех НКО, чьи фокусные группы составляют сами их члены. Такие организации, в свою очередь, можно разбить на два подкласса:

А) «НКО взаимопомощи», объединяющие людей по принципу общей беды или проблемы: организации инвалидов, родителей больных детей и т. д. Также объединения людей по демографическому, в том числе и по гендерному признаку.

Б) «НКО клубного типа», включающие разнообразные группы самосовершенствования, клубы по интересам и пр. Эти два подкласса не отделены друг от друга какой-либо четкой разграничительной линией. Однако их разделяет степень остроты и болезненности проблем, что неизбежно должно влиять и на характер их взаимоотношений с властными структурами.

2. Организации, нацеленные на решение проблем, непосредственно не связанных с жизненными интересами самих их членов. Два подкласса:

А) «НКО социальной направленности», или благотворительные, ориентированные на решение человеческих, гуманитарно-социальных проблем, при этом одна их часть занимается комплексом проблем определенной категории населения (например, престарелых, многосемейных), другая - конкретными типами проблем (например, бездомности или СПИДа) - различие, порой также оказывается условным.

Б) НКО «экологической» направленности, если под «экологической деятельностью» понимать защиту окружающей среды в широком смысле, т. е. деятельность по охране не только природы, но и памятников культуры й т. д.

3. Правозащитные организации, как традиционного типа, так и группы гражданского контроля, осуществляющие надзор за деятельностью исполнительной власти, в частности ее карательных структур, за соблюдением предписанной законом процедуры в ходе избирательных кампаний и самих выборов и т. д.

4. «Инфраструктурные» НКО. Их миссия - содействие деятельности других НКО в самом широком смысле: организации, специализирующиеся на правовом обеспечении деятельности НКО; ассоциации, совмещающие исследовательскую и образовательную деятельность; центры поддержки НКО, создаваемые на основе целевых грантов иностранных фондов; организации гражданских инициатив, которые ставят своей целью содействие становлению гражданского общества в регионе или партнерским отношениям общества и власти.

Типы организаций-посредников:

А) «группы защиты» «зонтичного» типа, которые имеют оформленный в законном порядке статус представителей широкого круга НКО (ориентирующихся на проблемы определенных социальных групп), уполномочивающих эти «группы защиты» представлять их интересы при взаимодействии с государственными организациями или частными структурами.

Б) отдельные самостоятельные НКО, предлагающие другим НКО тот или иной вид услуг (образовательные, методические и т. п.). Это «сервисные» НКО, предоставляющие свои услуги либо на безвозмездной основе, либо за весьма умеренную плату. Эти группы различаются по профилю оказываемых услуг .

1 Сунгуров, А.Ю. Организации-посредники в структуре гражданского общества Некоторые проблемы политической модернизации России // А. Ю. Сунгуров. - Полис. - 1999.- №6. - С. 37-39.

Первые два класса НКО можно отнести к организациям относительно массовым и непосредственно отражающим насущные жизненные интересы и потребности самих их членов либо более широких контингентов населения. Ассоциации же третьего и четвертого классов - это группы граждански ориентированных членов общества, действующих в направлении формирования и реализации тех или иных программ действий в какой-либо сфере активности общества и государства, либо в направлении отстаивания интересов каких-либо групп общества. Организации третьего класса ориентированы в основном на реализацию функции гражданского контроля, а объединения четвертого класса более нацелены на социальное конструирование, на оказание образовательных и посреднических услуг, а также на аналитическую и законотворческую деятельность. Выделенные четыре класса НКО различаются между собой, в частности, по степени «профессионализации» их деятельности.

Для первого класса НКО властные структуры - источник финансовых и других средств решения проблем членов этих организаций. «НКО взаимопомощи» предстают перед властью чаще всего в роли просителей. Для организаций клубного характера и групп по интересам характерно более спокойное отношение к властям, главное, чтобы власть им не мешала. Для второго класса НКО взаимодействие с властными структурами - часть самого содержания их деятельности, переход от отношений проситель -даритель к равноправному взаимодействию. Сотрудничество с властью для третьего класса НКО весьма проблематично, так как большинство чиновников воспринимают эти организации лишь как помеху в работе. Деятельность четвертого класса НКО носит посреднический характер между сообществом НКО и властными структурами.

Широко многообразие, численность и рост общественных организаций исследуются Общественной палатой РФ. В результате анализа базы данных НКО ею выявлены следующие основные формы НКО: общественные и религиозные организации (объединения), потребительские кооперативы, фонды, некоммерческие партнерства, автономные НКО. Так же Общественной палатой РФ обозначены основные виды деятельности НКО. Причем 12 видов деятельности распространены особенно широко -они характерны для 13 % и более организаций РФ. Преимущественно это деятельность социальной направленности.

Основные виды деятельности НКО:

1. Образовательная и научно - исследовательская деятельность.

2. Содействие развитию гралсданского общества, демократии и местного самоуправления.

3. Отстаивание прав людей в сфере труда (профсоюзы).

4. Правовое обеспечение новых видов деятельности, создание благоприятного общественного климата вокруг частнопредпринимательской активности.

5. Общественные организации специалистов и ученых.

6. Общественные организации в сфере здравоохранения (ассоциации педиатров, пульмонологов и др.).

7. Союзы деятелей культуры и искусства.

8. Организации ветеранов, инвалидов, чернобыльцев.

9. Организации пенсионеров.

10. Организации инвалидов.

11. Женские организации (помощь пожилым женщинам, профессиональные женские объединения, организации вдов военнослужащих, матерей, чьи сыновья погибли в Афганистане, в локальных конфликтах, многодетных матерей, матерей наркоманов, детей-инвалидов, союзы помощи семьям, центры по изучению гендерных проблем).

12. Молодежные организации (зарегистрированные организации и движения для проведения массовых акций, молодежное парламентское движение).

13. Этнокультурные объединения по поддержке языка и традиций.

14. Миротворческие организации, организации, работающие с мигрантами и переселениями.

15. Туристско-краеведческие объединения.

16. Религиозные объединения.

17. Экологические организации.

18. Спортивные, досуговые объединения.

19. Бизнес - ассоциации, занимающиеся выработкой позиции бизнес - сообщества по ключевым вопросам развития экономики и социальной политики страны.

20. Саморегулируемые организации (СРО), обеспечивающие эффективное взаимодействие хозяйственных объектов с государственными органами и объединениями потребителей и пр.

21. Медийные союзы и содружества по отстаиванию свободы слова.

22. Благотворительные организации.

23. Организации общественной дипломатии (объединения дипломатов в отставке, специалистов, заинтересованных в развитии международных контактов, организации в поддержку соотечественников за рубежом).

24. Организации общественного контроля за выборами.

Самый большой некоммерческий сектор в мире - американский. Некоммерческий сектор России и по количественным, и по качественным показателям трудно сравнить с американским. Однако по некоторым показателям (количество людей, динамичность, творческий потенциал, социальные инновации) НКО России выделяется в лучшую сторону среди многих стран с переходной экономикой и развивающимся рынком.

На 1 октября-2006 года в России было зарегистрировано 665623 НКО, из которых 306603 представляли собой учреждения, включая органы государственной и муниципальной власти. Остальные 359020 единиц - это структуры гражданского общества, оформленные в качестве зарегистрированных организаций.

В настоящее время увеличилась экономическая и политическая роль НКО, так как:

1) Государство далеко не всегда является наиболее эффективным механизмом оказания социальных услуг, помощи нуждающимся и малоимущим. НКО способны эффективнее тратить деньги как частных доноров, так и государственного бюджета.

2) Современная экономика во все возрастающей степени трансформируется в экономику услуг. НКО приходят в те самые сегменты сектора услуг, в которых существует значительный спрос, но отсутствует адекватное предложение в силу их невысокой прибыльности (образование, культура, искусство, здравоохранение).

3) В современном обществе наблюдается подъем благотворительности. НКО реализуют свои проекты на деньги доноров - частных лиц и компаний.

4) Колоссальный рост интереса к корпоративной социальной ответственности диктует усиление внимания к взаимодействию бизнеса и НКО.

5) Усиление внимания к проблемам экологии и защиты окружающей среды. Огромную роль в экологическом движении играют именно НКО.

Постановка стратегической задачи создания благоприятных условий для развития гражданского общества в России неотделима от обсуждения вопросов финансирования гражданских инициатив. Вопрос развития механизмов поддержки НКО остается исключительно важным. Учитывая специфику гражданского общества, одним из условий деятельности в направлении укрепления материально-технической базы НКО должно стать разнообразие источников финансирования, необходимо существенно повысить уровень ресурсного обеспечения НКО. Главным источником бюджетов гражданских и благотворительных организаций должны выступать частные средства (бизнеса), при этом необходимо обеспечение сохранения независимости гражданских движений и инициатив.

Система государственной поддержки НКО должна быть построена на установившихся в мировой практике принципах. Бюджетные деньги должны перечисляться специально созданным общественно-государственным фондам. Эти фонды проводят

открытые конкурсы на поддержку проектов или инфраструктуры НКО. Также для совершенствования работы НКО необходимо: развивать законодательство о гражданском обществе и некоммерческих организациях; обеспечивать информационную открытость работы НКО; развивать гражданское образование.

Важной тенденцией в развитии гражданского общества становится все большая потребность в развитии механизмов всестороннего учета интересов и мнений гражданских структур. Движение в сторону дальнейшего совершенствования российской демократической системы придает все большее значение голосу граждан, обсуждению в публичном пространстве тех предложений по решению проблем, с которыми самоорганизованные группы и институты обращаются к властям и обществу.

Начало XXI века характеризуется расширением поля гражданских организаций и инициатив, развитием сотрудничества и позитивной конкуренции среди НКО. Как следствие этих процессов - возрастание интереса к изучению, осмыслению и обмену опытом социальных изменений между участниками гражданского общества. Это расширяет возможности для диалога, создает условия для распространения технологий работы и их эффективного использования.

Должно расти «свободное предпринимательство» в сфере общественной деятельности, когда творческая энергия граждан, направленная на благо общества, будет органическим образом аккумулироваться из нужд и интересов локальных сообществ. Именно на этом уровне находится наиболее перспективная линия для прирастания гражданской активности в России.

Список литературы

[1] Квашонкин, А.В. Юридические основы деятельности НКО в Российской Федерации: история и проблемы законодательства / А. В. Квашонкин // Вестник МГУ. - Серия 21. Управление (государство и общество). - 2005. -№ 4. - С. 43. .

[2] Лившин, А.Я. Некоммерческий сектор в России и мире: современные проблемы экономики и управления // А. Я. Лившин,- Вестник Московского университета. - Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2005.-№ 4. - С. 24.

[3] Орлова, О.В., Шутько, Д.В. Общественные объединения в СССР / О. В. Орлова, Д. В. Шуть-ко. - М.: Знание, 1991. - С. 3-4.

[4] Осипов, Е.М. Социальные технологии в межсекторном взаимодействии / Е. М. Осипов // Вестник МГУ. - Серия 21. Управление (государство и общество). - 2005. - №4. - С. 94—110.

[5] Пшеницына, О.В. Общественные организации как субъект социальной работы / О. В. Пше-ницына//Социс. - 2000.-№ 6.-С. 135-137.

[6] Сунгуров, А.Ю. Организации-посредники в структуре гражданского общества. Некоторые проблемы политической модернизации России // А. Ю. Сунгуров. - Полис: - 1999. - № 6. - С. 37-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TYPES OF PUBLIC ORGANISATIONS

А. V. Tihovodova

The article in covers the rôle of public organisations in civil society, the history of législation about public organisations. Différent types of non-commercial organisations, their airns pur-poses and activities are also examined in it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.