РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ ГРУЗИИ Шарабидзе Н.Р. Email: [email protected]
Шарабидзе Нана Ревазовна - кандидат сельскохозяйственных наук, ассоциированный профессор, Департамент туризма и ландшафтной архитектуры, Государственный университет им. А. Церетели, г. Кутаиси, Грузия
Аннотация: в статье анализируется статистика внутреннего туризма в Грузии за 2016 год. Отмечено, что популярность обрели кулинарные туры с целью ознакомления с традиционной местной кухней и дегустации вин, а также посещение религиозных и исторических объектов, заповедников. Наметилось повышение интереса к агротуризму - участию в сельскохозяйственной работе. Высказано мнение, что эта тенденция дает возможность для развития туризма в регионах. При этом необходима серьезная государственная поддержка: разработка государственной политики и целевых программ, создание и улучшение необходимой инфраструктуры, разработка форм финансовой поддержки, организация обучения как представителей местных властей, так самих жителей регионов. Ключевые слова: внутренний туризм, государственная поддержка, образовательные программы.
ROLE OF THE STATE FOR TOURISM DEVELOPMENT IN REGIONS OF GEORGIA Sharabidze N.R.
Sharabidze Nana Revazovna - Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF TOURISM AND LANDSCAPE ARCHITECTURE, A. TSERETELISTATE UNIVERSITY, KUTAISI, GEORGIA
Abstract: the article analyzes the statistics of internal tourism in Georgia for 2016. It is noted that the culinary tours for the purpose of acquaintance with traditional local cuisine and wine tastings, and also visit at religious and historical objects, reserves was found popularity. Increase in interest in agro tourism - to participation in agricultural work was outlined. The opinion is expressed that this tendency gives the chance for development of tourism in regions. At the same time serious state support is necessary: development of state policy and target programs, creation and improvement of necessary infrastructure, development of forms of financial support, organization of training as local authorities, so inhabitants of regions.
Keywords: internal tourism, state support, educational programs.
УДК 338
Роль туризма в развитии мировой экономики с каждым годом растет. Особое значение имеет туризм в постсоветских странах, так как структура экономики этих стран кардинально изменилась. В частности, произошла переориентация от производства к сфере обслуживания и услуг. Для Грузии туризм является стратегическим направлением развития экономики. Однако его развитие по территориальному признаку неравномерное, и оно все еще не способствует развитию всех регионов страны. Считаем, что развитие туризма в регионах должно осуществиться, в первую очередь, за счет развития внутреннего туризма. По данным 2016 года, путешествий из-за рубежа в Грузию выросло на 7,8%, так как внутри страны - на 5%. По данным всемирной организации по туризму, в мировом туристическом продукте доля внутреннего туризма составляет 72,3%, а внешнего -
23,7% [1]. Для достижения такого соотношения в туристическом продукте Грузии необходима разработка новых туристических продуктов с привлечением региональных ресурсов.
Анализ внутренних путешествий по Грузии за 2016 год показал, что путешествия осуществляются, в основном, с целью коммерции (поездки на оптовые рынки) -64,8% и повидать родственников и друзей - 40,3% [1]. Данные по непосредственно популярным туристическим активностям показаны на рис. 1.
35 30 25 20 15 10 5 0
5,6
4,2 4,1 2,9 26 Г
FI 1 П В :
и Ознакомление с местной кухней и дегустация вин
□ Посещение религиозных объектов
□ Посещение исторических объектов в Плаванье на море, реке, озере
□ Посещение заповедников
■Участие в сельскохозяйственной работе □Другое
Рис. 1. Популярные туристические активности
Из рис. 1 видно, что в 2016 году большую популярность обрели кулинарные туры с целью ознакомления с традиционной местной кухней и дегустаций вин, а так же посещение религиозных и исторических объектов, заповедников. Наметилось повышение интереса к агротуризму - участию в сельскохозяйственной работе [1]. Проявление такой активности способствовало тому, что наиболее посещаемыми туристами стали регионы, а не столица (рис. 2).
20
15
10
2 1 18
14
9 7 8 7 7
3 5
1
5
0
□ Тбилиси ИИмерети ЮАджария вКахети ЕЖартли иМенгрелия-Сванетия
□ Мцхета ОДжавахети в Гурия п Рача-Лечхуми
Рис. 2. Посещение туристами регионов
Такая тенденция дает возможность для развития туризма в регионах. Проведенные нами исследования показали, что абсолютное большинство местных жителей (более 90%), вместе со своей сельскохозяйственной работой, хотели бы заняться туризмом и предложить им различные туры: агро, эко, сельский (работа в семейных хозяйствах), познавательный, развлекательный, оздоровительный и т.п. [2].
Мировая практика показывает, что для развития регионального туризма, наряду с желанием местного населения, необходима серьезная государственная поддержка по важным вопросам, без которых ни местные власти, ни население не смогут развивать туристический бизнес. Это:
• создание необходимой законодательной базы,
• разработка государственной политики и целевых программ развития туризма в регионах,
• создание и улучшение необходимой инфраструктуры,
• разработка форм финансовой поддержки начинающих и мелких предпринимателей,
• организация обучения как представителей местных властей, так самых жителей регионов.
Опыт многих стран Европы показывает, что развитие туризма в регионах положительно влияет на социально-экономическое и этнокультурное состояние населения, так как способствует получению дополнительных доходов, улучшению жилищных условий и уровня жизни в целом, реабилитации и активации этнических и традиционных материальных и нематериальных ресурсов [3].
Важной особенностью развития туризма в регионах является возможность личностного развития жителей регионов. В частности, у них появляется возможность приобретения новых знаний и навыков, повышения квалификации для организации и
занятия бизнесом, приема гостей и организации туров и т.д. Все это способствует повышению самооценки личности: сознанию самостоятельности, опоры на собственные силы, ресурсы собственного хозяйства, развитию креативного мышления [4]. Исследования показали, что жители регионов готовы к обучению и участию в тренингах и семинарах. Ведущая роль и ответственность для организации этих мероприятий и осуществления такой работы отводится государству. С этой целью нами были разработаны краткосрочные курсы: «Формирование и продвижение туристического продукта» и «Поддержка развития туризма». Совместно с «Центром системы эффективного управления и реформы территориального устройства» и «Учебным центром Грузинской юстиции» мы проводим тренинги, в которых принимают участие сотрудники различных муниципалитетов. На примере собственных регионов они получают теоретические и практические знания по вопросам создания новых туристических продуктов, о необходимых мероприятиях для их реализации и продвижения, роли муниципальных органов в этом деле. Однако обучение жителей регионов пока еще не организовано. Считаем, что необходима разработка эффективного плана мероприятий с участием, представителей, как высших органов власти, так и местного самоуправления с целью обучения жителей регионов предпринимательской деятельности в туристическом бизнесе и привлечения для этого академических кругов.
Таким образом, для развития туризма в регионах Грузии необходима существенная государственная поддержка, активное участие местных властей в организационной работе и наличие образованного населения, заинтересованного туристическим бизнесом.
Список литературы /References
1. Статистическая информация: Обзор внутреннего туризма. [Электронный ресурс]: Национальная администрация туризма Грузии. Режим доступа: Шр8:/^п1а^е^е/статистика/ (дата обращения: 04.01.2018).
2. Шарабидзе Н.Р. Исследование перспективы развития сельского туризма в семейных хозяйствах Имерети. // Наука, техника и образование, 2017. № 11 (41). С. 41-45.
3. Камянчук А.В., Басков В.Н. Сельское сообщество 21 века. Устойчивость развития. [Электронный ресурс]: Научная литература. Режим доступа: http://www.redov.ru/nauchnaja_literatura_prochee/selskoe_soobshestvo_21_veka_ustoic hivost_razvitija/index.php/ (дата обращения: 04.01.2018).
4. Лащенко Н.С. К вопросу о разработке концепции развития сельского и агротуризма в российской провинции: экономический, социальный и социокультурный аспекты. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/laschenko.htm/_(дата обращения: 04.01.2018).