Научная статья на тему 'Разработка региональных программ развития агротуризма'

Разработка региональных программ развития агротуризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1623
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / АГРОТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ АГРОТУРИЗМА / TOURISM / AGRITOURISM / REGIONAL DEVELOPMENT PROGRAMMES / DIRECTIONS / DEVELOPMENT OF AGRITOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Корольков Дмитрий Александрович, Смирнова Галина Александровна

Популяризация агротуризма как организованного вида отдыха – одна из задач, которую необходимо решить для становления и развития агротуризма как перспективного сектора туристской индустрии. Требуется тщательная разработка правовых документов, а также всесторонняя поддержка муниципальных и региональных органов власти. Данная статья посвящена концепции развития индустрии туризма и агротуристического сектора, важнейшим элементом роста которого должны являться государственные программы его развития — либо специальные, либо в рамках других, комплексных программ. Проведен анализ туристского потенциала Смоленской области, выявлены проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в регионе; рассмотрены возможности развития агротуризма для стимулирования и инновационного развития внутреннего туризма; обоснована необходимость государственной поддержки этого направления внутреннего туризма. Смоленщина является в настоящее время одним из перспективных регионов России для вложения инвестиций в развитие туристского бизнеса, в особенности агротуризма. Чтобы развивать этот вид бизнеса, одной только поддержки на уровне муниципалитетов в регионе явно недостаточно. На уровне муниципалитетов задачу развития муниципального туризма как сектора муниципальной экономики в целом и агротуризма в частности решить нельзя. Следовательно, решение проблемы развития агротуризма лежит на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Regional Agritourism Programs

Popularization of agritourism as an organized recreational activity is one of the problems to be solved for the establishment and development of agritourism as an independent sector of tourism industry. It requires careful development of legal instruments, as well as the full support of the municipal and regional authorities. This particular article is devoted to the concept of development of the tourism industry and the agro sector, in the growth of which the most important element should be government development programs – specifically concerning the agrotourism development and more comprehensive ones. The practical significance of the research lies in the fact that the analysis of the tourism potential of the Smolensk region was carried out; the problems and prospects of development of domestic tourism in the region were identified; the possibilities of the development of agro-tourism were examined to stimulate innovation and the development of domestic tourism, the necessity of state support of the domestic tourism was proved. Smolensk region is one of the most promising regions in Russia to invest in the development of the tourism business, especially agritourism. It's obvious that the local government’s support won’t be sufficient for developing this type of business in the region. The task of developing tourism in general and agricultural tourism in particular as a sector of the municipal economy cannot be solved at the municipal level. Consequently the solution is the development of agritourism at the regional level.

Текст научной работы на тему «Разработка региональных программ развития агротуризма»

Корольков Д.А., Смирнова Г.А.* Разработка региональных программ развития агротуризма

Популяризация агротуризма как организованного вида отдыха - одна из задач, которую необходимо решить для становления и развития агротуризма как перспективного сектора туристской индустрии. Требуется тщательная разработка правовых документов, а также всесторонняя поддержка муниципальных и региональных органов власти.

Данная статья посвящена концепции развития индустрии туризма и агротуристического сектора, важнейшим элементом роста которого должны являться государственные программы его развития — либо специальные, либо в рамках других, комплексных программ.

Проведен анализ туристского потенциала Смоленской области, выявлены проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в регионе; рассмотрены возможности развития агротуризма для стимулирования и инновационного развития внутреннего туризма; обоснована необходимость государственной поддержки этого направления внутреннего туризма.

Смоленщина является в настоящее время одним из перспективных регионов России для вложения инвестиций в развитие туристского бизнеса, в особенности агротуризма. Чтобы развивать этот вид бизнеса, одной только поддержки на уровне муниципалитетов в регионе явно недостаточно. На уровне муниципалитетов задачу развития муниципального туризма как сектора муниципальной экономики в целом и агротуризма в частности решить нельзя. Следовательно, решение проблемы развития агротуризма лежит на региональном уровне.

Popularization of agritourism as an organized recreational activity is one of the problems to be solved for the establishment and development of agritourism as an independent sector of tourism industry. It requires careful development of legal instruments, as well as the full support of the municipal and regional authorities.

This particular article is devoted to the concept of development of the tourism industry and the agro sector, in the growth of which the most important element should be government development programs - specifically concerning the agrotourism development and more comprehensive ones.

The practical significance of the research lies in the fact that the analysis of the tourism potential of the Smolensk region was carried out; the problems and prospects of development of domestic tourism in the region were identified; the possibilities of the development of agro-tourism were examined to stimulate innovation and the development of domestic tourism, the necessity of state support of the domestic tourism was proved.

Smolensk region is one of the most promising regions in Russia to invest in the development of the tourism business, especially agritourism. It's obvious that the local government’s support won’t be sufficient for developing this type of business in the region. The task of developing tourism in general and agricultural tourism in particular as a sector of the municipal economy cannot be solved at the municipal level. Consequently the solution is the development of agritourism at the regional level.

* Корольков Дмитрий Александрович — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета факультета экономики и управления Смоленского института экономики — филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

E-mail: korolkovd@mail.ru

Смирнова Галина Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета факультета экономики и управления Смоленского института экономики — филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

E-mail: drokinairina@mail.ru

Ключевые слова: Туризм, агротуризм, региональные программы развития,

направления, развитие агротуризма.

Key words: Tourism, agritourism, regional development programmes, directions, development of agritourism.

Туризм XXI века вошел в новую стадию развития. Он занял важное место в развитии мировой экономики и различных сфер деятельности, все существеннее его роль во всемирном процессе развития. Таким образом, изменились и переопределились его основные цели.

Сейчас в первую очередь к ним можно отнести: новые модели развития, управления и хозяйствования; эффективное использование человеческих ресурсов; повышение роли человека, региональных органов и туристских организаций; преодоление финансовых, экономических и социальных затруднений; организация новых форм проведения досуга; разработка современных моделей экономического управления и тому подобное1.

Туризм имеет большое значение в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения и государства в целом.

Кроме этого, туризм существенно влияет на рост экономики: на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских агентств, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговлю, производство сувенирной и сопутствующей продукции, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, и тем самым является катализатором социального и экономического развития регионов Российской Федерации2.

Реализация новых целей туризма делает необходимым не только структурную перестройку социально-политического и экономического характера, но и поиск новых, более эффективных форм работы.

Туризм сегодня — это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию.

На сегодняшний день почти каждое седьмое рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. Коснулась эта тенденция и России. Об этом свидетельствует большое количество вновь образованных туристических агентств, фирм, предлагающих на рынке

1 Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские. Коммуникативное поведение. М., 2011. С. 35.

2 Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/1996/12/03/osnovy-turizma-dok.html (24.12.2013).

свои услуги. И в сложившихся условиях Смоленщина — один из самых перспективных регионов России для вложения инвестиций в развитие туристского бизнеса.

Экономика Смоленского региона не может рассчитывать на большие прибыли от добычи и переработки полезных ископаемых (в отличие от сибирских регионов). Неперспективна в ближайшем будущем отрасль сельского хозяйства, которая приоритетна в экономике южных районов России.

Администрация Смоленской области разработала концепцию развития индустрии туризма. Она определит стратегию и основные направления деятельности для совершенствования и модернизации индустрии туризма Смоленской области. Предусматривается создание конкурентоспособного туристского комплекса с применением современных технологий. Практическая реализация данной концепции обеспечит закрепление туризма в качестве приоритетной отрасли экономики региона3.

Руководство области определило главную цель концепции — создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. Он предоставляет широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, повысит занятость и уровень доходов населения, что будет способствовать эффективному экономическому развитию экономики в Смоленской области.

Политика Администрации Смоленской области в сфере развития регионального туризма направлена на создание условий для удовлетворения потребностей населения и гостей области в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. Особое внимание уделяется решению проблем отдыха и туризма для наименее социально защищенных слоев населения области4. На сегодняшний день в сельской местности образовался широкий спектр социальных и экономических проблем. Для их решения требуется масштабное ресурсное обеспечение сельскохозяйственного производства и нестандартные идеи — новые подходы, способные значительно дополнить и расширить направления, определенные известным национальным приоритетным проектом «Развитие АПК (агропромышленного комплекса)».

И в этой связи будет полезным обратить внимание на одно из перспективных альтернативных направлений — аграрный туризм, положительно зарекомендовавший

3 Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме. М., 2006. С. 14.

4 Долгосрочная областная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области» на 2013-2015 годы. иЯЬ: http://www.admin-smolensk.ru/~turizm/images/stories/_13-15.doc (24.12.2013).

себя в зарубежных странах.

Агротуризм — это вид деятельности, организуемый в сельской местности. Он включает в себя проведение различных мероприятий (спортивных, оздоровительных, культурно-развлекательных), нацеленных на создание благоприятных социальных условий в сельской местности, повышение эффективности сельскохозяйственного производства (за счет «перелива» капитала), и обеспечение оптимальной конкурентной среды на туристском рынке.

В широком смысле аграрный туризм определяется в территориальном разрезе как преобладающая центральная отрасль, то есть другие отрасли (дорожное хозяйство и транспорт, снабжение продовольствием и торговля, народные ремесла) подстраиваются технологически под соответствующую природно-рекреационную зону.

Агротуризм ориентирован на использование сельскохозяйственных,

природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта5.

Для приезжающих туристов формируются и предоставляются комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию; организуется досуг: различные спортивные мероприятия, занятия активными видами туризма, рыбалка, охота, приобретение определенных знаний и навыков по ведению сельского хозяйства.

Агротуризм улучшает экономическое состояние отдаленных территорий, при этом обеспечивает сохранение уникальной многообразной природы России

посредством финансовой помощи и природоохранительной деятельности. Вовлекает в туризм местное население, способствуя подъему его уровня жизни. Имеет воспитательную направленность на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Таким образом, агротуризм может рассматриваться как одна из разновидностей экологического туризма.

Важнейшим элементом роста агротуристического сектора становятся

государственные программы его развития — либо специальные, либо в рамках других, комплексных программ. Существенным фактором в развитии российского агротуристического рынка является то, что он строится «снизу», — практически без участия центральных структур власти. Отсутствует четко озвученное политическое

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». иКЬ: http://www.rg.ru/2011/08/23/turizm-site-dok.html (24.12.2013).

решение о поддержке агротуризма, нет общегосударственной программы и финансового обеспечения (системы льготного кредитования, налоговых и других льгот и т. д.).

В настоящее время в России инициаторами и пропагандистами агротуризма выступают высшие учебные заведения, руководство музеев-заповедников и национальных парков, общественные организации и тому подобные учреждения.

Агротуризм также считают социально-ориентированным туризмом. Для него характерны следующие признаки:

- путешественник познает новую культуру;

- покупки — это памятные подарки для друзей;

- после поездки остаются знания, эмоции и воспоминания;

- путешественник рисует с натуры или фотографирует сам;

- активность и разнообразие;

- большая длительность пребывания в туре;

- впечатления;

- индивидуальность;

- мотивация изнутри;

- поездки с друзьями;

- применение медленных и умеренно быстрых средств передвижения;

- семейность;

- спонтанные решения по элементам программы;

- стиль жизни в соответствии с культурой посещаемой территории;

- тактичность;

- территория;

- цель путешествия изучается заранее;

- язык территории изучается заранее — хотя бы на простейшем уровне.

Классическая модель агротуризма предполагает, что его организацией на селе

занимаются исключительно фермеры или члены их семей, извлекающие из этого дополнительный доход, но не меняющие при этом свой производственный профиль. Главная особенность заключается в том, что клиенту-туристу предлагают проживание в сельской местности и знакомство с жизнью и обиходом фермеров.

Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни среди природы, знакомятся с особенностями народной культуры: с национальными песнями и танцами, местными обычаями, прикладным искусством. Туристы могут принимать участие в

традиционном сельском труде, народных праздниках6. Есть такие примеры, когда погибающие деревни смогли выжить именно с помощью развития агротуризма — через возрождение народных промыслов, традиций производства натуральных продуктов. Все это может быть интересно современному туристу.

Такие возможности имеются и в Смоленской области. Но для того, чтобы агротуризм развивался в регионе, требуется тщательная разработка ряда правовых документов, а также всесторонняя поддержка муниципальных органов.

Европейский опыт говорит о том, что создание структуры, которая бы сплачивала единомышленников, ускоряет развитие сельского туризма. Поэтому фермерские хозяйства должны объединяться в ассоциации сельского туризма. Их задача состоит в том, чтобы классифицировать сельские туристические объекты в зависимости от уровня предоставляемых услуг и контролировать их соответствие требованиям ассоциаций. Эти организации консультируют фермеров, которые хотят заниматься сельским туризмом, разрабатывать фирменный стиль и заниматься организацией связей с общественностью.

Как показывает зарубежная практика, законодательная поддержка на ранней стадии увеличивает как количество официально зарегистрированных поставщиков сельского туризма, так и качество обслуживания и формирует здоровую и честную конкурентную среду. Проведение семинаров по правовым, финансовым вопросам ведения агротурбизнеса, составление рекламных агротуров, создание фирменного стиля и дизайна агротурбазы, оформление и ведение ее сайта заметно повысят шансы на успешное развитие агротуристического бизнеса.

Агротуризм ориентирован на ознакомление с особенностями местного сельскохозяйственного природопользования, традиционной деревенской жизнью и создает экономические предпосылки для развития естественных для природы методов ведения сельского хозяйства.

Мотивацией к отдыху в сельской местности является:

• желание быть ближе к природе, возможность дышать свежим воздухом;

• возможность познакомиться с иной культурой и традициями;

• участие в разных праздниках, общение;

• семейные традиции;

• отсутствие средств отдыха в других местах;

• возможность практиковать различные виды спорта во время отдыха и т. д.

6 Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М., 2007. С. 99.

Несмотря на то, что природно-климатические условия Смоленского региона не являются курортными, у него есть значительный потенциал для развития агротуризма. Уникальные национальные парки, лирические, часто пасторальные пейзажи, традиционные ремесла и промыслы, экологически чистые продукты и, главное, гостеприимство и щедрость русской души. Самым ценным туристским ресурсом Смоленщины является прекрасная природа, дефицит общения с которой чувствует большинство горожан. Смоленщина — край живописных лесов. По территории можно проложить множество разнообразных туристских маршрутов: автомобильных, водных, пеших, конных, велосипедных7.

Городским жителям предложат отдохнуть от надоевших стандартных номеров гостиниц и типовых санаторных комнат. Выгоден такой отдых и для сельской семьи, которая за определенную плату с удовольствием примет туристов, удобно их разместит, накормит, предоставит разные виды услуг. Проживание, питание и обслуживание туристов будет обеспечивать сельская семья.

Агротуризм, зарождающийся в России, заинтересовал клиентов. Не только россияне, но и зарубежные гости с удовольствием проводят как мероприятия «банношашлычного» типа, так и культурно-познавательного.

Плавание на плотах, поездки на велосипедах, рыбалка, охота, ознакомление с местной жизнью, ремеслами и традициями — вот неполный список того, что можно делать, помимо удачного празднования дня рождения своего друга. Хозяева усадеб стараются придумать что-то свое, особенное, что будет интересно туристу: от активных занятий до экскурсий к культурным достопримечательностям. Знакомиться с жизнью местного населения, общаться с ним, как правило, желают иностранцы.

Для российских граждан более характерно гедонистическое стремление прочувствовать жизнь в деревне. Участие в повседневной жизни деревенской семьи (кормление птицы и кроликов, доение коров, чистка лошадей, походы на пасеку, сенокос) вызывает у городских жителей неподдельное удовольствие. Гостям сельских домов с радостью покажут грибные, ягодные, рыбные места и помогут заготовить дары природы по старинным рецептам. Агротуристы из отпуска будут возвращаться с запасами на зиму собственного приготовления. Можно создавать целые агродеревни и агропоселки, в которых необходимо будет предусмотреть оборудование постоялого двора с русской кухней, банным комплексом и досуговой программой.

7 Долгосрочная областная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области» на 2013-2015 годы.

Агротуризм по своей сути уникален. Он объединяет природу, современную инфраструктуру с уникальными историческими и культурными аспектами. Бережное отношение к природе, любовь к ней, грамотное поведение человека стали важным условием для выживания человечества на нашей планете. Приобщение к природе дает возможность человеку стать более гуманным, соответствуя здравому смыслу, красоте, созвучию с природой и с самим собой8.

Сельский туризм для жителей деревень — это дополнительный заработок и возможность улучшить свое жилье. Для местных властей и региона в целом — приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест, возможность развития туризма за пределами города, где полностью отсутствуют гостиницы, снятие противоречий между городом и деревней. Для самих туристов — возможность недорогого отдыха в экологически чистой среде.

Развитие агро- и экотуризма необходимо осуществлять по следующим направлениям:

- ускорение процесса использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах;

- создание агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных и производственных кооперативов;

- основание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений, расположенных в живописной местности;

- формирование условий для ознакомления с природным потенциалом Смоленской области, активного отдыха на природе.

Анализ сильных и слабых сторон развития агротуризма в Смоленской области представлен наглядно в Табл. 1. Российский рынок внутреннего сельского туризма развит слабо, спрос россиян малоизучен, у зарубежных туроператоров отсутствует заинтересованность в продвижении российского агротуристского продукта.

Популяризация агротуризма как организованного вида отдыха — одна из задач, которую необходимо решить для становления агротуризма как перспективного сектора российского туристского рынка9.

В Смоленском регионе не только уникальные природные возможности, но и чрезвычайно богатое культурно-историческое наследие. Агротуризм по своей сути уникален еще и тем, что он объединяет природу с редкими историческими и

8 УшаковД.С. Технологии выездного туризма. Ростов-на-Дону, 2007. С. 99.

9 Сутягин А.В., Феоктистов И.А. Новые правила оказания туристических услуг. М., 2008.

культурными особенностями. Смоленская область располагает огромными ресурсами для агротуризма, но они практически не востребованы и крайне не эффективны, не рентабельны. Чтобы развивался этот вид туристического бизнеса, поддержки только на уровне муниципалитетов явно недостаточно.

Таблица 1. SWOT-анализ условий развития агротуризма в Смоленской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сильные стороны Слабые стороны

• Высокий сельскохозяйственный потенциал региона • Высокий удельный вес сельского населения в регионе • Многоотраслевая направленность крестьянских и личных подсобных хозяйств • Наличие природных ресурсов • Незащищенность от угроз природы, связанных с отдыхом туристов • Отсутствие специальных программ кредитования для жителей сельской местности, желающих начать предпринимательскую деятельность в сфере туризма • Слабое продвижение турпродукта на рынке

Возможности (перспективы) Угрозы

• Благоприятный инвестиционный климат для реализации проектов развития туристской инфраструктуры • Дополнительные рабочие места • Оживление объектов социальной инфраструктуры села • Привлечение иностранных туристов • Развитие малого и среднего бизнеса на селе • Рост доходов местного населения и региона присутствия • Застой туристского рынка из-за низкого уровня туристского сервиса • Конкуренция со стороны туристских центров других регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья • Нарастание проблем, связанных с ухудшением экологической обстановки • Рост цен на туристские услуги и, как следствие, сокращение потока въездных туристов • Социально-экономическая дестабилизация в России

Цели, которые необходимо поставить отделу по туризму региона, работая с сельскими гостевыми домами, — это обеспечить работой деревенских жителей, вернуть сельскую молодежь на село.

Развитие сельского туризма имеет огромное социальное значение:

1) возвращение уехавших ранее местных жителей;

2) оживление старых заброшенных сел;

3) возрождение российских традиционных народных промыслов;

4) оздоровление населения10.

Пока главная проблема развития агротуризма — плохая информированность сельского населения и его низкая деловая активность.

Очень важно решить проблему отсутствия нормативно-правовых актов, которые наделили бы фермеров, желающих заниматься агротуризмом, определенным статусом. Кроме того, завлекая роскошными пейзажами иностранных гостей в Россию, необходимо подумать о качестве предлагаемого им сервиса и жилья.

Тем не менее от этого перспективного направления в туризме специалисты ожидают и экономический, и социальный эффект уже в скором времени. Но без государственной поддержки и разработки действенных региональных программ развития агротуризма эти ожидания могут не оправдаться.

Для того чтобы развить агротуризм, обеспечивающий решение важнейших вопросов развития туристической отрасли региона, а также пополнения регионального бюджета, Смоленская область обладает всеми необходимыми ресурсами.

Географическое положение Смоленска обусловило его особый статус — мост, соединяющий мировые цивилизации. В древние времена купцы, воины балтийских государств с северо-запада, древних славянских земель севера и северо-востока открыли для себя путь к Черному морю, к южным богатым странам. Путь этот проходил через Смоленск. Область имеет особое значение в истории славянских народов. Это место тесного взаимодействия славян должно стать центром славяноведения, изучения славянской этнографии. Археологические, исторические, культурологические исследования могут дать полезные сведения, сблизить народы западной России, Белоруссии, Украины, Польши, Чехии, Болгарии и Сербии и стать фундаментом для налаживания туристских связей.

Смоленская область имеет сложную по составу фауну. Экологами наиболее полно изучены охотничье-промысловые группы животных. Есть данные о численности, размещении промысловой фауны области, которые могут стать основой установления лимита их использования и сроков охоты. В сотрудничестве с охотничьими хозяйствами экологи должны вносить коррективы в программу по предоставлению туристских услуг любителям охоты, рыбалки, сбора ягод, лекарственных растений и грибов. К сожалению, организация отрасли биологического природопользования все

10 Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 г.». иКЬ: http://www.programs-gov.ru/razvitie_sela (24.12.2013).

еще имеет крайне низкий уровень11.

Культурно-исторический и художественный потенциал тоже уникален. На территории Смоленщины располагается ряд старинных дворянских усадеб, родовые места выдающихся представителей истории и культуры: композитора М.И. Глинки (Новоспасское), основателя научного почвоведения В.В. Докучаева (д. Милюково Новодугинского района), путешественника Н.М. Пржевальского (пос. Пржевальское), орнитолога с мировым именем В. В. Станчинского, этнографа В. Н. Добровольского, автора знаменитых «Писем из деревни» А.Н. Энгельгардта, скульпторов М.О. Микешина и С.Т. Коненкова, государственных деятелей Г.А. Потемкина и

Н.И. Панина, адмирала П.С. Нахимова и маршала М.Н. Тухачевского, декабристов П.И. Пестеля, П.Г. Каховского, Ф.Н. Глинки, В.К. Кюхельбекера, поэтов А.Т. Твардовского, М.В. Исаковского, Н.И. Рыленкова, космонавта Ю.А. Гагарина.

Перспективным направлением развития туризма является агротуризм в форме малого семейного гостиничного бизнеса. Его предполагается развивать на территории сельских поселений. Агротуризм, включающий посещение туристами сельской местности, отдых и оздоровление в экологически чистой сельской местности. Примером может стать создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Пржевальском городском поселении. С учетом того, что в летний сезон численность населения района увеличивается на 10-12 тысяч человек за счет отдыхающих из Смоленска, Москвы, Санкт-Петербурга, это будет иметь значительные перспективы развития Демидовского района.

Ресурсы для этого есть у всех поселений района, так как они располагают значительным объемом пустующего жилого фонда. Туристы смогут отдохнуть на свежем воздухе, наслаждаясь не только красотами природы, но и экологически чистой продукцией местных аграриев.

Так, например, в Баклановском сельском поселении за счет частных инвесторов будет построена база отдыха «Петровское», в поселке Пржевальское — две гостиницы на 120 мест, также за счет частных инвестиций. В состав курорта планируется включить центры оздоровительного отдыха и развлечений: поле для гольфа, «клуб-бань» со всего мира, конноспортивную базу, охотничий и рыболовный клубы, многочисленные кафе и рестораны.

На данный момент одной из популярнейших действующих

11 Долгосрочная областная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области» на 2013-2015 годы.

агротуристических точек Смоленской области является гостевой дом семьи Хохряковых — деревянный двухэтажный дом на территории национального парка «Смоленское Поозерье», предлагающий помимо обычных туров, бани и экскурсий круглогодичное размещение 4-5 человек.

Сельский туризм выходит сегодня на новую ступень развития. Поэтому прежде всего необходимо законодательного закрепить его статус. Формально такого вида деятельности, как сельский туризм, сегодня в России не существует. С одной стороны, это создает массу возможностей для туристической вольницы. С другой стороны, препятствует формированию цивилизованного рынка соответствующих услуг: у владельцев усадеб просто нет стимула выходить из тени, констатируют эксперты.

Разработка государственной сертификации объектов сельского туризма в свою очередь поможет избежать ситуации, когда человек собирается в комфортабельный терем «а ля рус» со всеми удобствами, баней и озером под окнами, а оказывается в итоге в дачной времянке с удобствами на участке и цветущим болотом за забором. Введение категориальности по типу классических гостиниц — с количеством звезд в зависимости от уровня комфорта — должно дать важный имиджевый стимул отрасли: клиенты будут знать, что едут не просто «на деревню к дедушке», а в респектабельный отель — «трехзвездный», «четырехзвездный», класса «люкс», только в деревне.

Долгое время отсутствовало четко политическое решение на правительственном уровне о поддержке агротуризма. В федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 г.» сформулирована задача организации агротуризма.

Предусматривается формирование территориальной сети информационноконсультационных центров, пропаганда агротуризма, обучение сельского населения по организации несельскохозяйственных видов деятельности в целях развития альтернативной занятости в сельской местности.

Вместе с тем пока не разработана концепция развития агротуризма в России, не решен вопрос о правовом (не разработаны соответствующие законы и положения) и финансовом обеспечении процесса (система льготного кредитования, налоговых и др. льгот и т. д.). Соответственно, отсутствуют четкие инструкции по организации агротуристических объектов.

Не разработана классификация агротуристических хозяйств, а также не проработана процедура лицензирования этого вида деятельности и многое другое, что

требуется для функционирования агротуризма как сектора современной туриндустрии.

При этом российский бизнес уже обратил внимание на наличие пока не разработанного направления, которое в перспективе может вырасти в прибыльный и результативный сектор. Первые компании, функционирующие с агротуристическими хозяйствами, которые пока действуют в этом секторе, фактически являются монополистами. Появился первый опыт создания агротуристических порталов с базами данных по агротуристическим хозяйствам. Они образуются, как правило, при прямой поддержке региональной администрации или по инициативе соответствующих интернациональных проектов на базе действующих ИТ-компаний. Однако слабым местом ИТ-центров является то, что они не являются естественным проявлением объединений агротуристических субъектов. Поэтому не выполняют необходимых функций:

а) продвижение агротуристического продукта на рынок;

б) координация индивидуального маркетинга;

в) и, главное, создание централизованных интерактивных баз данных по агротуристическим хозяйствам, напрямую продающих туристический продукт в информационной форме (в том числе и турагентствам).

В Смоленской области отмечены попытки создания сетей частных сельских гостевых домов — как плод межмуниципальных ассоциаций производителей турпродукта (например, в Гагаринском и Вяземском районах Смоленской области, в селах национального парка «Смоленское Поозерье»).

Но больших масштабов эта деятельность еще не получила, так как для такого развития рынка при инициативе «низов» обязательна еще и помощь «сверху» — как минимум от региона. Но лучше в виде специальной программы из центра.

На Смоленщине ведут свою деятельность туристские фирмы, готовые переориентировать свою деятельность с выездного туризма на въездной при условии поддержки администрации города и области в создании туристской инфраструктуры и обеспечении правовой базы. С турбизнесом нужно как минимум взаимодействовать, и это может быть интересно обеим сторонам. С одной стороны, хозяева усадьбы могут предложить своим постояльцам услуги, например, экскурсионного бюро и получить за это небольшой процент — и туристам будет интереснее, и другие участники рынка смогут заработать. С другой стороны, это общение могут инициировать и туроператоры по внутреннему туризму, включая самые интересные усадьбы в свои маршруты по региону.

В ходе реализации целевых программ развития туризма в туристской отрасли Смоленской области наметилась положительная динамика внутреннего и въездного туристского потока (в 2010 году — 203,6 тыс. человек, в 2011 году — 221 тыс. человек, в 2012 году (плановый) — 225 тыс. человек).

По продолжительности пребывания: в Смоленской области 88% туристов находятся в регионе от 1 до 3 дней, 10% — от 4 до 7 дней.

Количество коллективных средств размещения (гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные средства размещения) на территории Смоленской области составляет 75 единиц.

На туристском рынке региона туроператорскую и турагентскую деятельность осуществляют 65 компаний, включая 5 туроператоров. На 1 января 2012 года в регионе действовало 1 232 предприятия общественного питания (в том числе 3 развлекательных комплекса, 56 ресторанов, 436 кафе, 126 баров, 443 закусочных).

В области существуют высшие специализированные учебные заведения туристского профиля (Смоленский филиал Московского университета сервиса, Вяземский филиал Российской международной академии туризма), а также высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов по этому профилю, такие как Смоленский гуманитарный университет, Смоленский институт экономики (филиал Санкт-Петербургского университета управления и экономики).

К сожалению, Смоленская область, как и многочисленный ряд других регионов России, практически не изучена с точки зрения привлекательности региональных туристских ресурсов. Имеющиеся в области турагентства ориентированы в основном, на выездные виды туризма. Тем не менее потенциал туристской инфраструктуры постоянно растет.

Несмотря на многосторонность туристского потенциала Смоленской области, следует определиться с наиболее приоритетным направлением в нем. Администрацией Смоленской области в соответствии с областной программой развития туризма и законом «О туристической деятельности» на территории Смоленской области признан приоритетным агроэкологический туризм.

В ближайшие годы туристическая отрасль Смоленщины получит новое развитие — на туристско-рекреационный комплекс региона, повышение качества предоставляемых в нем услуг, продвижение продукта этой отрасли на внутреннем и международном туристских рынках за счет всех источников финансирования будет направлено свыше 640 млн рублей. Соответствующую долгосрочную областную

целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области» на 2013-2015 годы утвердил губернатор А.В. Островский.

Касаясь предмета выявления потенциальных перспективных туристских ресурсов регионов России, нельзя забывать об экономической стороне вопроса. Туризм имеет прямой экономический эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается.

Прежде всего, это доходы, которые может получить город от инвестиций, направленных на развитие туристской инфрастуктуры, от продажи продукции промыслов и ремесел, сувенирной продукции. Кроме того, развитие туризма частично решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места.

Сельский туризм существует на стыке сельского хозяйства и туризма, но категориями только лишь этих сфер руководствоваться не может. Нужно, чтобы люди понимали, что этим делом можно заниматься просто, технологично и понятно; что это может приносить дополнительный доход, удерживать людей на селе за счет создания рабочих мест и привлекать реальных туристов. Сельский туризм на самом деле может стать толчком к развитию отдельных деревень и даже целых районов.

Следовательно, решение проблемы развития агротуризма лежит на региональном уровне. На уровне отдельных фирм или муниципалитетов задачу развития муниципального туризма как сектора муниципальной экономики в целом и агротуризма в частности решить нельзя.

В плане развития агротуристического сектора необходимо решить следующие задачи:

• создание координационных центров по организации агротуристических хозяйств;

• создание региональных и межрегиональных баз данных, предназначенных для клиентов и турагентств.

Подходы к решению проблемы могут быть разные. Исходя из международного опыта, это могут быть:

• общественные ассоциации агротуристических хозяйств (региональная кооперация);

• сознательно созданные при поддержке властей региона агротуристические центры — регистрация агротуристических хозяйств, основание и ведение баз данных, информационное обеспечение, сертификация, микрокредитование и т. д. В перспективе они должны быть коммерческими (продажа информации клиентам и турагентствам);

• государственные агентства — объединения сельского туризма.

В наших условиях на первом этапе возможно создание региональных, в

дальнейшем — и более крупных (межобластных или на уровне федерального округа) координационных центров с филиалами. Они необходимы на этапе становления агротуристического бизнеса (информационная поддержка и консалтинговые услуги). В этом случае агротуризм получит «зеленый свет» и будет развиваться как сектор современной туриндустрии.

Смоленская область благодаря своему культурному, историческому наследию и географическому положению обладает значительным туристским потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Кроме этого, в ходе реализации целевых программ развития туризма, в данной отрасли наметилась позитивная динамика.

В то же время туристская деятельность в регионе развита мало, что вызвано:

• неэффективными маркетинговыми мероприятиями по продвижению продукта отрасли на российский и международный рынки;

• его низкой конкурентоспособностью по цене и качеству;

• незначительным количеством рекламных и информационных материалов о туристском потенциале Смоленской области;

• низким уровнем соответствующей инфраструктуры и другими причинами.

Долгосрочная областная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области» призвана преодолеть указанные проблемы в развитии данной отрасли. Ее целью является повышение конкурентоспособности экскурсионного и рекреационного продукта региона, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных услугах сферы туризма. При этом большое значение в реализации целей программы отдано кластерному подходу в сочетании с проектами, направленными на эффективное использование межрегиональных туристских возможностей и повышение качества услуг. Также планируется создание и развитие инфраструктуры туристско-рекреационных и автотуристского кластеров.

Список литературы:

1. Балабанов И.Г. Инновационный менеджмент. Краткий курс. СПб., 2010.

2. Викулова О.Н. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Постатейный комментарий к Федеральному закону. М., 2008.

3. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области» на 2013-2015 годы. ЦКЬ: http://www.admm-smolensk.ru/~turizm/images/stories/_13-15.doc (24.12.2013).

4. ИзотоваМ.А., МатюхинаЮ.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме. М., 2006.

5. ИльинаЕ.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М., 2007.

6. Общероссийский классификатор услуг населению. Утвержден постановлением

Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163. ЦКЬ:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=143067;fld=134;dst=429 4967295^=0.24970362870953977 (24.12.2013).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». ЦКЪ: http://www.rg.ru/2011/08/23/turizm-site-dok.html (24.12.2013).

8. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские. Коммуникативное поведение. М., 2011.

9. СоколоваН.А. Туризм в Российской Федерации. Правовое регулирование. М., 2010.

10. Сутягин А.В., Феоктистов И.А. Новые правила оказания туристических услуг. М., 2008.

11. УшаковД.С. Технологии выездного туризма. Ростов-на-Дону, 2007.

12. Ушаков Д.С. Технологии продаж в туристическом бизнесе. Ростов-на-Дону, 2006.

13. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2014 г.».

14. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ. Ц^: http://www.rg.ru/1996/12/03/osnovy-turizma-dok.html (24.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.