Научная статья на тему 'Исследование перспективы развития сельского туризма в семейных хозяйствах Имерети'

Исследование перспективы развития сельского туризма в семейных хозяйствах Имерети Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / RURAL TOURISM / СЕМЕЙНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / FAMILY FARMS / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / TOURIST SERVICES / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TOURIST INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шарабидзе Нана Ревазовна

В статье анализируется предрасположенность семейных хозяйств Имерети к развитию сельского туризма. Показано, что сельские семьи хотят и готовы заниматься туризмом и предложить туристам сельский, агрои экотуры, а также дополнительные услуги (экскурсия, прогулка, ознакомление с местными традициями и т.д.). Показано, что для развития туризма в регионах необходима существенная государственная поддержка в сфере финансового обеспечения и обучения жителей с целью приобретения ими необходимых новых знаний и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование перспективы развития сельского туризма в семейных хозяйствах Имерети»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В СЕМЕЙНЫХ ХОЗЯЙСТВАХ ИМЕРЕТИ Шарабидзе Н.Р. Email: Sharabidze1141@scientifictext.ru

Шарабидзе Нана Ревазовна - кандидат сельскохозяйственных наук, ассоциированный профессор, департамент туризма и ландшафтной архитектуры, Государственный университет им. А. Церетели, г. Кутаиси, Грузия

Аннотация: в статье анализируется предрасположенность семейных хозяйств Имерети к развитию сельского туризма. Показано, что сельские семьи хотят и готовы заниматься туризмом и предложить туристам сельский, агро- и экотуры, а также дополнительные услуги (экскурсия, прогулка, ознакомление с местными традициями и т.д.). Показано, что для развития туризма в регионах необходима существенная государственная поддержка в сфере финансового обеспечения и обучения жителей с целью приобретения ими необходимых новых знаний и навыков.

Ключевые слова: сельский туризм, семейные хозяйства, туристические услуги, туристическая инфраструктура.

RESEARCH OF PROSPECT OF DEVELOPMENT OF RURAL TOURISM IN FAMILY FARMS OF IMERETI Sharabidze N.R.

Sharabidze Nana Revazovna - Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF TOURISM AND LANDSCAPE ARCHITECTURE, AKAKITSERETELI STATE UNIVERSITY, KUTAISI, GEORGIA

Abstract: the article analyzes the predisposition offamily farms of Imereti to development of rural tourism. It is shown that rural families want and are ready to be engaged in tourism and to offer tourists rural, agro and eco tours, and also additional services (excursion, walk, acquaintance with local traditions, etc.). It is shown that state support in the sphere of financial security and training of inhabitants for acquisition of necessary new knowledge and skills by them is for this purpose necessary for development of tourism in regions.

Keywords: rural tourism, family farms, tourist services, tourist infrastructure.

УДК 574. (497-22)

Исторически Грузия является сельскохозяйственной страной. Отсюда и её название -Georgia (земледелие по - гречески). В настоящее время 42,8% населения страны проживает в селе. Всего в стране 640302 семейных хозяйства, из них 19% - в Имеретинском регионе. Их основная деятельность натуральное хозяйство - обеспечение собственных семей. По роду занятости основными направлениями деятельности семейных хозяйств являются: бахчеводство (выращивание арбуза, дыни, кукурузы), посадка ореховых плантаций, скотоводство и производство молочной продукции (в основном сыра), пчеловодство [1]. За последние десятилетия в стране произошла деиндустриализация экономики, предприятия переработки сельскохозяйственной продукции и пищевой промышленности упразднены. Вследствие этого, спрос на продукцию сельского хозяйства пропал и остро встал вопрос сохранения сельского населения и стабильности их сообществ. Основной проблемой является то, что доходы и прибыль семейных хозяйств небольшая, т. к. они по объему все еще не достигли фермерского уровня. Поэтому, молодые члены семей вынуждены ехать на заработки в большие города или за границу. В регионах живут пожилые люди и дети. Поэтому экономическая деятельность и инициатива низки.

Считаем, что для повышения эффективности семейных хозяйств в регионах целесообразно развитие нового дополнительного вида экономической деятельности -сельского туризма. Для этого необходимы готовность самых сельчан к новизне и их поддержка со стороны государства. Мы полагаем, что развитие туризма в регионах будет способствовать улучшению качества жизни жителей регионов, сохранению традиции и положительного преобразования стабильности сельских общин. Для развития туризма в деревне необходимо наличие туристических объектов, подготовленных и мотивированных человеческих ресурсов, финансов и инфраструктуры [2].

С целью изучения готовности сельских семей заняться туризмом, в нескольких селах Ванского района, было проведено исследование. В опросе приняли участие представители 48 семей. Область деятельности респондентов - культивирование дыни и арбуза, зерна кукурузы, плантаций орехов, животноводство. Распределение респондентов по характеру занятости показано на схеме 1.

Из схемы 1 видимо, что практически все жители деревень заняты культивированием зерна кукурузы. Однако, в силу того, что домашние хозяйства маленькие, весь урожай используется для нужд самих семьей. Зерно не производится для продажи.

Кукуруза (плоские пироги и каша) является одним из видов традиционной еды жителей западной Грузии. Другая часть урожая используется для фуража птиц, свиней и рогатого скота. Основные доходы семьи получают от выращивания бахчевых.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

□ Арбуз, дыня □ Кукуруза □ Орехи в Животноводство

Рис. 1. Схема. Распределение респондентов по занятости

В качестве туристического продукта жителям региона мы предложили сельский, агро- и экологические туры. Результаты исследования показали, что 75% опрошенных имеет определенное представление о сельском туризме и его видах. Приблизительно 83,3% ответчиков хотели бы заняться агротуризмом, принимать туристов для работы на их собственных участках. Оценка перспектив предлагаемых туров и интерес ответчиков к ним показан на схеме 2.

Как видно из схемы 2 абсолютное большинство респондентов считают, что сельский туризм (91,7%) и агротуризм (83,3%) в регионе имеют перспективу развития, и они готовы заняться туристической деятельностью.

4 1

26

1 5

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ Сельский ИАгро ШЭко

Рис. 2. Схема. Оценка перспектив предлагаемых туров и интерес ответчиков к ним

На схеме 3 показано кого хотят видеть в качестве туристов в деревенских семьях. 25% ответчиков хотели бы принять туристов - подростков, 39,6% - молодых людей и студентов, 41,7% - туристов среднего возраста, 14,7% - пожилых (рис. 3). Эта хорошая база для разработки молодежных трудовых туров: для школьников и студентов - «Трудовой семестр», сотрудников фирм - «Выходные в поле» и т.д.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

□ Подростки ИМолодеж, студенты □ Средний возраст □ Пожилые

Рис. 3. Схема. Распределение туристов по возрасту

Примечательно, что интерес и готовность сельского населения к новой деятельности велик. 91,7 % респондентов отвечают, что примут туристов для отдыха в селе и все готовы предоставить им дополнительные услуги (экскурсия, прогулка, ознакомление с местными традициями и т.д.). На схеме 4 показано распределение предлагаемых сельчанами туров. Опрос показал, что 87,5% ответчиков хочет предложить трудовой тур, 35,4% - познавательно-информативный тур, 27,1% - развлекательный тур, 50% - оздоровительный тур.

91, 7 83,3

н

■ 66,7

и

н

ИИ

ш

^

И

39,6 41 ,7

- 1

и щ

25 1

и щ

1 = 14,7

И

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ Трудовой □ Информативный □ Развлекательный в Оздоровительный

Рис. 4. Схема. Распределение предлагаемых сельчанами туров

Примечательно, что в регионе Вани имеются множество достопримечательностей для осуществления различных туров. Это этнографический музей и дом-музей поэтов 20-го века Галактиона и Тициан Табидзе, несколько исторических и религиозных объектов, развлекательный центр, лечебные и термальные воды в деревнях Сулори и Амаглеба, фольклорный ансамбль, футбольный клуб. 66,7% респондентов считают привлекательным экотуризм. В регионе имеются места для походов в горы, рыбалки и охоты, родниковые, минеральные и медицинские источники.

Все опрошенные ответили, что для обслуживания туристов задействуют членов своей семьи, 16,7% - готовы дополнительно нанять работников. Примечательно, что они готовы быть обученными по вопросам туризма и организации туристического бизнеса.

Общеизвестно, что для развития туризма, одним из значимых факторов является состояние инфраструктуры. Домашняя инфраструктура (доступность воды, канализации и средств коммуникации) в регионах плохо оборудована. В 58,3% семей необходимо улучшение инфраструктуры (водоснабжения, канализации, санузлов, обеспечение интернетом и т.д.), при этом 25% не имеют соответствующих финансовых ресурсов. Однако, никто не желает получить банковский кредит и только 16,7% респондентов готовы пользоваться государственной программой софинансирования. Такое недоверие к финансовым учреждениям вызвано высокими ставками кредита, и маленьким и не стабильным доходом жителей сел.

На основе изложенного мы полагаем, что для устойчивого развития сельского туризма будет эффективным создание ассоциаций или коллективных организаций. Члены таких ассоциаций могут создать необходимую инфраструктуру, таких как объекты питания, спальные блоки с ванной (с горячей водой и туалетом) вместе. Для проведения походов и туров они могут приобрести соответствующие принадлежности (транспорт, палатки, посуду и т.д.). Считаем, что можно будет организовать кафе, бар или салон, где можно будет отдыхать вечером: послушать музыку, потанцевать, побеседовать. В таких учреждениях могут выступать, к примеру, фольклорная группа с участием местных жителей или молодежный коллектив и т.д. Как в гостинице, так и в развлекательных учреждениях могут быть заняты местные жители, в объектах питания использованы продукты, выращенные и изготовленные сельчанами, в походах и турах гидами и инструкторами могут быть задействованы преподаватели местной школы. Для обеспечения современного обслуживания и коммуникации (предоставление Интернета), они могут организовать компьютерно-информационный центр, который так же будет активно участвовать в

87,5

50

35,4 £-

27,1 Я

-

55

маркетинговой и рекламной работе. Можно организовать ларек или магазин сувениров, где будут продаваться рукодельные товары, изготовленные местными жителями, так же различные традиционные пряности [3].

Исследования показали, что сельские семьи Имеретинского региона хотят и готовы заниматься туризмом. Для этого необходима существенная государственная поддержка в сфере финансового обеспечения и обучения жителей с целью приобретения ими необходимых новых знаний и навыков.

Список литературы /References

1. Статистическая информация: Занятость. Сельское хозяйство. Региональная статистика. [Электронный ресурс]: Национальное статистическое управление Грузии. /Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geostat.ge/?action=page&p_id=142&lang=geo/ (дата обращения: 24.03.2017).

2. Шарабидзе Н.Р. Роль туризма в перспективе развития региональной экономики. // Сборник статьей международной научно-практической конференции: «Проблемы социально-экономического развития предпринимательства ».. Днепропетровск, 2013. С. 143-146.

3. Шарабидзе Н.Р. Новые подходы по вопросам инновационного развития агротуризма. // Периодический научный журнал «Новация» (Кутаисский научный центр), 2011. № 8. С. 140-143. (на грузинском яз.).

МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ИННОВАЦИЙ

НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ Ашимбаев Т.А. Email: Ashimbayev1141@scientifictext.ru

Ашимбаев Толенди Арипбаевич - магистр экономических наук, докторант PhD,

кафедра экономики,

Бишкекская финансово-экономическая академия, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: целью исследования является определение понятия инновация и его развитие в современных условиях на финансовом рынке. Результаты исследования отражают особенности функционирования финансового рынка в эпоху инноваций, которые расширяют возможности финансовых институтов в рыночных условиях. Нынешний этап развития мировых финансовых рынков связан с возникновением новых производных финансовых инструментов, предоставляющих возможности, ранее недоступные на рынке наличных активов, позволяющих эффективно регулировать рыночные риски, создавать желаемый профиль риска, осуществлять операции по диверсификации и страхованию портфельных рисков.

Ключевые слова: экономика, финансовый рынок, инновация, инновационная деятельность, информационные технологии, конкуренция, диффузия.

THE GLOBAL EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF INNOVATION THEORY IN FINANCIAL MARKET Ashimbayev T.A.

Ashimbayev Tolendi Aripbaevich - Master of Economics, Doctoral PhD, DEPARTMENT OF ECONOMICS, BISHKEK ACADEMY OF FINANCE AND ECONOMICS, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.