ECONOMICS
STUDYING OF PROSPECT OF DEVELOPMENT OF ETHNOTOURISM IN REGIONS OF GEORGIA Sharabidze N.R. (Georgia) Email: [email protected]
Sharabidze Nana Revazovna - Candidate of agricultural sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF TOURISM AND LANDSCAPE ARCHITECTURE, AKAKITSERETELI STATE UNIVERSITY, KUTAISI, GEORGIA
Abstract: the article analyzes the prospects of development of ethnographic tours in regions of Georgia. The opinion is expressed that for this purpose there are objective prerequisites: a historical variety of life, folklore, national pro-thought and crafts, architecture, culinary traditions in various corners of the country. The population of regions is ready to join in travel business and to offer various ethno tours. However, for realization of such tours of one desire, experience, knowledge and skills of inhabitants of regions it is not enough, competently planned support of the state and regional authorities for the purpose of the material, financial and intellectual support of small enterprises is necessary. Keywords: regional tourism, ethno tour, tourist services, support of the tourist enterprises.
ИЗУЧЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОТУРИЗМА В РЕГИОНАХ ГРУЗИИ Шарабидзе Н.Р. (Грузия)
Шарабидзе Нана Ревазовна - кандидат сельскохозяйственных наук, ассоциированный профессор, департамент туризма и ландшафтной архитектуры, Государственный университет им. А. Церетели, г. Кутаиси, Грузия
Аннотация: в статье анализируются перспективы развития этнографических туров в регионах Грузии. Высказано мнение, что для этого имеются объективные предпосылки: историческое разнообразие быта, фольклора, народных промыслов и ремесел, архитектуры, кулинарных традиций в различных уголках страны. Население регионов готово включиться в туристический бизнес и предложить разнообразные этнотуры. Однако, для реализации таких туров только желания, опыта, знаний и навыков жителей регионов недостаточно, необходима грамотно спланированная поддержка государственной и региональной властей с целью материальной, финансовой и интеллектуальной помощи малым предприятиям.
Ключевые слова: региональный туризм, этнотур, туристические услуги, поддержка туристических предприятий.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция повышения значимости роли туризма в структуре экономики развивающихся стран. С каждым годом туризм вносит все более весомый вклад в экономику Грузии. В период по 2009 -2015 гг. рост темпа количества визитеров в Грузию был одним из самых высоких во всем мире: общее количество международных путешественников выросло на 293% и превысило 5,9 человека [1]. Примечательно, что такая тенденция сохраняется по сей день. Доказательством этого является награждение Батуми т.н. туристическим Оскаром на 26th World Travel Awards 2019 в номинации стремительно растущего туристического направления.
Анализ статистических данных показывает, что в состав топ стран по количеству международных визитёров в Грузию входят: Азербайджан, Россия, Армения и Турция. Среди путешественников большинство мужчин (62,5%). Возрастной профиль визитеров показывает, что возраст 48,5% путешественников составляет 31-50 лет, а
28,9% визитеров - 15-30 лет [2]. Наряду с внешним туризмом стремительно развивается внутренний туризм. Внутри страны путешествуют 55,9% женщин и 44,1% мужчин. Из них 55,1% является в возрасте 25-55 лет. Данные по популярным туристическим активностям показаны на рис. 1.
¡¡¡¡¡¡¡Н °'4 1 1 1 1 1 | 10,1 = ч 1,3 3 16,9 67,5
.\\\\1 5,
0 10 20 30 40 50 60 70 80
□ Ознакомление с местной кухней и дегустация вин
□ Посещение религиозных объектов
□ Посещение исторических объектов
в Плаванье на море, реке, озере
□ Посещение заповедников
■■Посещение горнолыжных туристических объектов
□Другое
Рис. 1. Популярные туристические активности
Из рис.1 видно, что наиболее популярными среди внешних и внутренних визитеров являются кулинарные туры с целью ознакомления с традиционной местной кухней и дегустаций вин, а также посещение религиозных и исторических объектов, заповедников, горнолыжных объектов [3]. Проявление такой активности способствует развитию туризма в регионах.
Стратегией развития туризма в Грузии 2025 предусмотрено повышение доли туризма в ВВП до 7,9%. Одним из инструментов достижения этой цели считается развитие туристических продуктов преимущественно в регионах. Считаем, что одним из перспективных туров для регионов Грузии является этнографические туры. Для этого имеются объективные предпосылки. В частности, историческое разнообразие быта, фольклора, народной промысли и ремесел, архитектуры, кулинарных традиций в различных уголках страны. Несмотря на небольшую площадь всей страны, уголки западной и восточной Грузии, горной и долинных областей существенно отличаются архитектурой жилищ, кухней, фольклором (песни, танцы, инструменты), одеждой (традиционные костюмы), местными ремеслами. Так, например, в горах Грузии традиционное историческое жилище имеет форму каменных башен. При этом, башни горцев западной Грузии значительно отличаются от башен восточных горцев не только формой и строительными материалами, но и планировкой и структурой, организацией и утварью. Совершенно другие традиционные деревянные дома и избы жителей предгорий и долин.
Исследования развития туризма в регионах Грузии показывают, что местное население готово включиться в туристический бизнес. Опрос показал, что жители регионов готовы предложить туристам разнообразные сервисы: экскурсии по местным историческим и природным достопримечательностям, изысканные кулинарные изделия и местные традиционные вина, а также обучение и мастер-классы по разнообразным
21 ■ Еигореап Баепсе № 4 (46)
народным промыслам и ремеслам, участие в изготовлении сувениров, декоративных изделий и традиционных предметов [3]. Так, например в Сванети можно увидеть и при желании освоить изготовление традиционного войлочного мужского головного убора или бурки, в Рача-Лечхуми - искусство художественной резьбы по дереву, изготовление посуды для вина или музыкального инструмента из надутой кожи - Тики, в Имерети -гончарное дело, изготовление глиняных предметов, посуды, кувшинов для вина - Квеври, в Гурия - плетение ореховых волокон и изготовление корзин, подносов и ящиков, в горах восточной Грузии - прядение шерстяного волокна, его крашение природными красителями, изготовление ковров и вязанных изделий. Считаем, что для реализации этнографических туров одного желания, опыта, знаний и навыков жителей регионов недостаточно. Необходима грамотно спланированная поддержка государственной и региональных властей с целью материальной, финансовой и интеллектуальной (информационной) помощи малых предприятий [4]. В области материальной помощи подразумеваем создание и совершенствование инфраструктуры (дорог, коммуникаций, помещений для проживания), краеведческих и этнографических музеев под открытым небом; финансовой помощи - доступность финансовых ресурсов для малых предпринимателей на приемлемых условиях; интеллектуальной и информационной помощи - ознакомление предпринимателей с передовым мировым опытом, разработка рекомендаций по осуществлению и рекламированию этнотуров с учетом реальных условий и местных особенностей.
Таким образом, можно отметить, что этнотуризм для регионов Грузии является перспективным и может способствовать повышению благосостояния населения и развитию региональной экономики.
Список литературы /References
1. Стратегия туризма Грузии 2025. [Электронный ресурс]: Национальная администрация туризма Грузии. Режим доступа: https: //gnta.ge/ge/ (дата обращения: 4.06.2019).
2. Статистическая информация. [Электронный ресурс]: Национальная администрация туризма Грузии. URL: https://gnta.ge/ge/статистика/ (дата обращения: 4.06.2019).
3. Шарабидзе Н.Р. Исследование перспективы развития сельского туризма в семейных хозяйствах Имерети. // Наука, техника и образование, 2017. № 11 (41). Ст. 41-45.
4. Шарабидзе Н.Р. Роль государства в развитии туризма. // Вестник науки и образования, 2018. № 1(37). Ст. 31-35.
Список литературы на английском языке /References in English
1. Stratgia turizma Gruzii 2025. Strategia turizma v Gruzii 2025.[Strategy of tourism of Georgia 2025]. [Electronic resource]: National administration of tourism of Georgia. URL: httpsV/gnta.ge/ge/статистика/ (date of aœess: 04.06.2019).
2. Statistical information. [Electronic resource]: National administration of tourism of Georgia. URL: httpsV/gnta.ge/ge/статистика/ (date of aœess: 04.06.2019).
3. Sharabidze N.R. Issledovanie perspektivi razvitia selskogo turizma s semeinikh khoziaistvakh Imereti. [Research of prospect of development of rural tourism in family farms of Imeretia.] // Nauka, technika i obrazovanie [Science, technology and education], 2017. № 11 (41). P. 41-45 [in Russian].
4. Sharabidze N.R. Rol gosudarstva v razvitii turizma. [Role of the state in tourism development.] // Vestnik nauki i obrazovania [Messenger of science and education], 2018. № 1 (37). Ст. 31-35.