Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 135-140
Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 135-140
Научная статья УДК 330.341.42
https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-2-135-140
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83
Попов Савва Омариевич, аспирант кафедры экономической теории и национальной экономики, savvapopov@yahoo.com, https://orcid. org/0000-0001 -5897-149X
Аннотация. Введение. Современный этап развития экономики характеризуется повсеместной цифровизацией всех сфер хозяйствования. Одним из ключевых направлений, обозначенных Российской Федерацией для развития цифровой экономики, являются инвестиции и инвестиционные отношения. Государство вносит свой вклад в поддержку и развитие инвестиций в условиях становления цифровой составляющей экономики. В статье рассматривается влияние страны на механизмы расширения инвестиционной сферы с учетом специфики локального развития. Теоретический анализ. Основанием рассмотрения целого ряда направлений влияния государства на инвестиции в цифровой экономике являются две категории - инвестиционный климат и инвестиционная политика страны. Ключевым звеном процесса исследования являются наборы экономических, социологических и статистических методов, а также прикладные научные работы в области цифровизации общественных институтов, институциональных инвестиций и инвестиционных отношений как части экономической системы. Эмпирический анализ. Рассмотрены актуальные аспекты роли государства в развитии инвестиций в быстроменяющихся условиях и разделены на шесть основополагающих категорий. Процесс представлен в виде активизации законодательного процесса и тестирования регулятивных «песочниц». Охарактеризованы осторожность Российской Федерации в выборе поддерживаемой отрасли инвестиций, ее вид и сопутствующие нормативно-правовые акты. Результаты. Дана подробная характеристика аспектов развития, выбранных государством для поддержки инвестиций в условиях цифровой экономики. Проведен фактологический анализ системы методов влияния государства на инвестиционные отношений в условиях глобальной и страновой цифровизации экономической сферы.
Ключевые слова: цифровая экономика, инвестиции, государственная поддержка, информационные технологии, инвестиционный климат
Для цитирования: Попов С. О. Роль государства в развитии инвестиций в цифровой экономике России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 135-140. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-2-135-140
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0) Article
https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-2-135-140
The state role in the investments development in Russia's digital economy S. O. Popov
Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Savva O. Popov, savvapopov@yahoo.com, https://orcid.org/0000-0001-5897-149X
Abstract. Introduction. The current stage of development is characterized by widespread digitalization of almost all economy spheres. One of the key areas for the developing digital economy in the Russian Federation is investments and investment relations. The state supports and develops the investments in data-driven formation of the digital economy. The article examines some of the subjects of the country's influence on the mechanisms for expanding the innovation investment sphere, regarding local development specifics. Theoretical analysis. There are two categories for considering government influence on investments in the digital economy - the investment climate and the country's investment policy. The key part of the research process is a set of economic, sociological and statistical methods, as well as applied scientific analysis in digitalization field of public institutions, institutional investment and investment relations as part of the economic system. Empirical analysis. Analyzed topical aspects of state role on the investments development in a rapidly changing environment, divided them into six fundamental categories. The process is presented in the forms of activating the legislative process and the testing of regulatory "sandboxes". The article describes the caution of the Russian Federation in choosing a supported investment
С. О. Попов
Роль государства в развитии инвестиций в цифровой экономике России
industry, its type and accompanying regulatory legal acts. Results. The research shows the development aspects description chosen by the state to support investment in digital economy conditions and a fact analysis of the state methods of influence on investment relations in the context of global and country economy digitalization.
Keywords: digital economy, investments, government support, information technology, investment climate
For citation: Popov S. O. The state role in the investments development in Russia's digital economy. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 135-140 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-2-135-140
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)
Введение
Современная цифровая экономика - всеобъемлющая сеть экономической деятельности, основанная, прежде всего, на цифровых технологиях и являющаяся неотъемлемой частью развития передовых государств XXI в. [1, с. 12]. Другими названиями данного феномена в разные времена были «вэб-экономика», «API экономика» и «интернет-экономика» в зависимости от стандартизации и степени погружения в ту или иную экономическую сферу.
Однако некоторые исследователи и эксперты считают, что цифровая экономика в текущем своем виде все же отличается от уже устаревших определений и понятий, связанных с интернет-развитием отрасли, экономическая ценность заключается в цифровизации задач, уже по умолчанию ставших решаемыми с помощью Интернета. В широком смысле цифровая экономика представляет собой как локальные, страновые, так и международные сетевые структуры экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов на кардинально новом качественном уровне, связанном с информационными технологиями.
Развитие цифровых технологий неразрывно связано с инвестиционной средой внутри страны. Ключевую роль в данном аспекте играет государство, которое определяет инвестиционную политику, задает рамочные положения для регулирования отрасли, обозначает «узкие места» в развитии, определяет точки роста и поддерживает инновационное развитие всей системы цифровизации государства.
Устойчивое развитие стран с развитой цифровой экономикой становится все более видимым в ближайшем будущем. Россия же только становится на этот путь, активизируясь в увеличении доли присутствия в данном сегменте. Цифровая экономика, в свою очередь, зачастую выходит за рамки обыкновенной автоматизации процессов производства или предоставления услуг, это полноценный иной пользовательский опыт, особенно в сфере инвестиционных отношений. Государство, обладая ресурсами, может своими действиями влиять на данный экономический сегмент как положительно, так
и отрицательно, жертвуя долгосрочным развитием в пользу краткосрочных моментных благ.
Современные международные экономические условия диктуют свои правила - конкурентоспособность страновой экономической системы зависит от ряда факторов, среди которых одним из ключевых является степень развития инвестиционной среды вместе с технологиями цифровой экономики.
В Российской Федерации действует программа «Цифровая экономика», определяющая четыре основополагающих цели:
- создание целостной и стабильной экосистемы цифровой экономики страны;
- создание необходимых достаточных условий институционального и инфраструктурного характера;
- создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития;
- выявление и устранение характерных ограничений для создания и сопутствующего развития высокотехнологичных бизнесов.
В действительности цифровизация экономической системы в целом является одним из стратегических приоритетов России. Согласно программе «Цифровая экономика Российской Федерации» эффективным результатом ее завершения должно стать повышение в ВВП государства уровня новых секторов российской экономики, связанных с информационными технологиями до 10% от общего числа [2].
По нашему мнению, именно инвестиционным отношениям отводится ключевая роль в становлении и развитии цифровизации российской экономики.
Теоретический анализ
Анализируя основы инвестиционной деятельности в какой-либо стране, необходимо учитывать два ключевых направления в данной сфере - инвестиционный климат и инвестиционную политику государства.
Инвестиционный климат в своем общем понятии обусловливается наличием необходимых условий инвестирования, действующих в
разной степени на инвесторов, задумывающих вложение средств в тот или иной объект. Данное направление основано на совокупности факторов: законодательства, политического курса, инвестиционной политики, социальной и экономической среды. Возможности инвестиционного климата сильно влияют на рейтинги странового риска, определяющего степень надежности своих вложений иностранных инвесторов [3, с. 312].
Правительство Российской Федерации определяет инвестиционную политику страны, опираясь, главным образом, на отраслевое законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты. С помощью данных документов происходит регулирование большинства инвестиционных процессов внутри экономической системы, которые протекают в государстве.
К целям инвестиционной политики РФ можно отнести:
- формирование благоприятного делового климата;
- стимулирование предпринимательской деятельности;
- совершенствование социальной сферы;
- обеспечение приоритетной реализации программ и проектов, имеющих первостепенное значение для государства;
- минимизацию рисков частных инвесторов и компаний;
- формирование благоприятных условий с целью повышения инвестиционной привлекательности страны [4].
Роль государства в развитии инвестиций в условиях современной цифровой экономики при этом возрастает с каждым годом. Необходимо выделить ключевые направления деятельности России в данной сфере:
- улучшение инвестиционного климата;
- совершенствование законодательной базы в области цифровизации экономики и использования инвестиций;
- развитие новых видов цифровых активов;
- поддержка коллективного цифрового финансирования проектов;
- трансформация страховых финансовых услуг в цифровой среде;
- применение искусственного интеллекта в финансовой и инвестиционной среде.
Эмпирический анализ
Основным и крупным блоком деятельности России в сфере развития инвестиций является улучшение инвестиционного климата, который направлен, в первую очередь, на достижение 25%-ной доли инвестиций в основной капитал от ВВП (включая частные источники финан-
сирования). Сферами применения выступают: нефтегазовая отрасль, геология и недропользование, электроэнергетика, промышленность, транспорт, сельское хозяйство, энергетическая инфраструктура, тепло-, водоснабжение и водо-отведение, информация и связь, образование, здравоохранение и социальные услуги, культура, спорт, досуг, развлечения. Если в 2010 г. инвестиции в основной капитал составляли 9,15 трлн руб., то уже к 2018 г. они выросли более чем на 52% и достигли отметки в 17,59 трлн руб. [5].
Важным фактором повышения значения государства в развитии цифровых инвестиций является формирование определенных направлений в федеральном бюджете на 2021 г. и плановые 2022 и 2023 гг. [6]. Показательным примером является распределение субсидий на обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды и на создание центров цифрового образования детей. Согласно бюджету на первое направление будет выделено в 2021 г. - 7,89 млрд руб., в 2022 г. - 6,04 млрд руб., в 2023 г. - 9,13 млрд руб.; на второе направление: в 2021 г. - 585,86 млн руб., в 2022 г. -1,16 млрд руб., в 2023 г. - 1,14 млрд руб. Помимо этого, государство заинтересовано в кластерном развитии цифровой среды, выполняя задачи программы «Цифровая экономика» [7]. Так, к 2024 г. планируется достижение следующих ключевых показателей в сфере информационной инфраструктуры:
- 97% домохозяйств будут иметь широкополосный доступ к сети Интернет;
- более пяти ключевых отраслей экономики будут использовать сети связи 50;
- 5% мирового объема услуг по хранению и обработке данных будет предоставляться российскими центрами обработки данных.
Совершенствование законодательной базы в области цифровизации экономики и использования инвестиций связано, прежде всего, с двумя направлениями: модернизацией нормативно-правовых актов до уровня ведущих мировых стран по объему инвестиций и обеспечением конкурентоспособности российской юрисдикции, в том числе для ведения высокотехнологичного ИТ-бизнеса.
Показательным примером создания новых, прежде сложно применимых, условий для инвесторов с помощью законотворчества является законопроект о конвертируемом займе, который был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ 15 июня и принят в первом чтении 9 декабря 2020 г. Подобный вид займа широко используется за рубежом при венчурном фи-
нансировании, многие инвестиционные фонды, фокусирующиеся на pre-seed и seed стадиях проектов и стартапов, используют конвертируемый займ как основной инструмент вложения средств. Данный тип соглашения предполагает инвестирование средств без текущей оценки капитализации бизнеса, предполагая вариативность условий: возвращение займа через определенный срок с процентами или конвертация в процентный капитал компании, как правило, в виде обыкновенных акций. На текущий момент для оформления конвертируемого займа необходимо заключать несколько договоров, в том числе и корпоративный, что существенно усложняет процесс привлечения инвестиций для высокотехнологичных проектов на ранних стадиях развития.
Обеспечение конкурентоспособности российской юрисдикции предполагает создание льготных условий для регистрации и ведения бизнеса, а также формирования регуляторных «песочниц». К примеру, Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"» [8] в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» определил возможность применения особого специального налогового режима для самозанятых граждан. Льготная ставка по налогу в размере 4% от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) для физических лиц позволяет упростить взаимоотношения инвесторов с объектами инвестиций.
Самую важную роль в развитии новых видов цифровых активов государства играет регулирование криптовалют на территории Российской Федерации. 1 января 2020 г. вступил в действие Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который призван регулировать отношения, связанные с выпуском и оборотом двух ключевых объектов - цифровой валюты и цифровых финансовых активов. В законе четко определяется понятие цифровой валюты, отличное от нормативно-правовых актов других стран: «... совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной
единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам» [9]. Фактически никакой привязки к криптовалюте данные характеристики не осуществляют.
Цифровые активы же закрепляются в законодательстве как цифровые права, которые удостоверяют одно из списка прав:
- денежное требование;
- возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
- право участия в капитале непубличного акционерного общества;
- право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов.
Желание государства контролировать рынок цифровых активов оправданно, логично и предсказуемо. Само по себе появление «теневой» зоны в данной сфере подталкивает власти на установку правил в сегменте, к которым, однако, Российская Федерация подходит осторожно и со скептицизмом.
Поддержка коллективного цифрового финансирования проектов представляет собой рамочное регулирование рынка краудфандинга и крауд-инвестиций в целом. Относительно новое направление цифровых инвестиций играет большую роль в сложившихся условиях кратного увеличения числа инвесторов-физических лиц. Данная ситуация указывает на необходимость государственного законодательного регулирования сферы. Решение данной задачи осуществляет так называемый «закон о краудфандинге» [10]. Федеральный закон определяет отношения между операторами крауд-платформ и их участниками, как инвесторами, так и проектами, характер взаиморасчетов, размеры собственных средств операторов и необходимость прохождения процедуры КУС. Само принятие данного закона указывает на пристальный взгляд государства на сферу краудфандинга, признание значимости сферы цифровых инвестиций. Принятие подобного федерального закона предполагает становление прозрачности крауд-рынка в целом.
Трансформация страховых финансовых услуг в цифровой среде тесно перекликается с совершенствованием финансовой цифровой системы страны. Государство осторожно подходит
к цифровым изменениям такой консервативной отрасли, как страхование. Одним из наиболее значимых случаев трансформации является возможность использования финансовых мар-кетплейсов в качестве канала для продвижения и продажи страховых продуктов. Принятый в июле 2020 г. Федеральный закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» допускает такую возможность [11]. Платформа предполагает процедуру совершения гражданско-правовых сделок, схожую со стандартной, путем активного посредничества при заключении договоров страхования.
Применение искусственного интеллекта в финансовой и инвестиционной среде находится на самом раннем этапе воздействия государства на данную сферу. Некоторые страны мира уже включают ряд направлений искусственного интеллекта в свои программы и стратегии развития на десятилетия, а также разрабатывают и активно принимают нормативно-правовые акты в данной сфере [12]. Некоторые исследователи отмечают, что государство имеет возможность более быстрого реагирования на изменение цифровой среды в данной области, однако при этом необходимо создавать специфические инструменты быстрого реагирования на возникающие риски [13, с. 57]. Инвестиционная сторона данной сферы определяется высокочастотной алгоритмической торговлей на финансовых рынках. Крупным достижением является создание в апреле 2018 г. Банком России регулятивной « песочницы», среди задач которой были закреплены [14]:
- пилотирование инновационных финансовых сервисов без рисков нарушения законодательства РФ;
- анализ рисков инновационных финансовых сервисов и выработка подходов к их снижению;
- определение целесообразности внедрения инновационных финансовых сервисов и создание соответствующего правового поля.
Результаты
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль государства в сфере инвестиционных отношений в современной цифровой экономике России растет с каждым годом, набирая обороты. Власти понимают необходимость развития данной отрасли, координируя со смежными сферами - финансовой и социальной. Главный инструмент влияния государства в сложившейся ситуации - законотворчество, которое присуще становлению рынка инновационных технологий в какой бы то ни было сфере.
Специфика заключается в том, что в данных процессах преобладает очень осторожный под-
ход, характеризующийся широкими определениями понятий в законах и предпочтением не регулировать сферы, которые еще не сформированы окончательно. Особенная активность в законотворческом процессе приходится на текущий период и последние два года, что определенно говорит о возросшем интересе государства к поддержке новых технологий в сфере инвестиций.
На сегодняшний день в России только формируется представление государства о регулировании сферы цифровых инвестиций. Однако немало инновационных инвестиционных сфер, где роль государства пока невелика. Несмотря на увеличение влияния страны в данной сфере, будущие инициативы Российской Федерации должны быть постепенными и упорядоченными, носить системный характер и социальную значимость, а также стать драйвером развития, но никак не барьером.
Список литературы
1. Введение в «Цифровую» экономику / А. В. Кешелава, В. Г. Буданов, В. Ю. Румянцев [и др.] ; под общ. ред. А. В. Кешелава ; гл. «цифр.» конс. И. А. Зимненко. М. : ВНИИГеосистем, 2017. 28 с.
2. Путин назвал цифровизацию одним из приоритетов экономической политики. URL: https://ria. ru/20180726/1525382352.html (дата обращения: 10.01.2021).
3. Бард В. С. Инвестиционные проблемы российской экономики. М. : Экзамен, 2006. 384 с.
4. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Инвестиционно-инновационный потенциал российских регионов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8, № 4 (s). С. 667-681. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2017.8.4.667-681
5. Инвестиции в России. 2019 : стат. сб. М. : Росстат,
2019. 228 с.
6. О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов : федер. закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.
2020. № 50 (ч.1, 2, 3), ст. 8030.
7. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http://government.ru/docs/28653 (дата обращения: 13.01.2021).
8. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» : федер. закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 49 (ч. 1), ст. 7494.
9. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 31 (ч. 1), ст. 5018
10. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 02.08.2019 №259-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации.
2019. № 31, ст. 4418.
11. О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы : федер. закон от 20.07.2020 № 211-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.
2020. № 30, ст. 4737.
12. Регулирование робототехники : введение в «робо-право». Правовые аспекты развития робототехники и технологий искусственного интеллекта / под ред. А. В. Незнамова. М. : Инфотропик-Медиа, 2018. 232 с.
13. Писаренко А. П., Игнатенко В. В. К вопросу о «нечеловеческом» законе : тенденции и перспективы // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2018. № 1 (27). С. 55-58.
14. Регулятивная песочница Банка России. 2021. URL: https://cbr.ru/fintech/regulatory_sandbox/ (дата обращения: 10.01.2021).
References
1. A. V. Keshelava, ed. Vvedenie v "Tsifrovuyu" ekonomiku [Introduction to the Digital Economy]. Moscow, VNII Geosistem Publ., 2017. 28 p. (in Russian).
2. Putin nazval tsifrovizatsiyu odnim iz prioritetov eko-nomicheskoi politiki (Putin called digitalization one of the priorities of economic policy). Available at: https:// ria.ru/20180726/1525382352.html (accessed 10 January 2020) (in Russian).
3. Bard V. S. Investitsionnyeproblemy rossiyskoi ekonomiki [Investment Problems of the Russian Economy]. Moscow, Ekzamen Publ., 2006. 384 p. (in Russian).
4. Lenchuk E. B., Vlaskin G. A. Russian regions investment and innovation potential. MIR (Modernization. Innovation. Research), 2017, vol. 8, no. 4 (s), pp. 667-681 (in Russian). https://doi.org/10.18184/2079-4665.2017.8.4.667-681
5. Investitsii v Rossii. 2019 [Investments in Russia. 2019: Statistical compilation]. Moscow, Rosstat Publ., 2019. 228 p. (in Russian).
6. About the federal budget for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023. Federal Law 385-FZ of
08.12.2020. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2020, no. 50 (pt. 1, 2, 3), art. 8030 (in Russian).
7. On approval of the program "Digital Economy of the Russian Federation ". Decree of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 no. 1632-r. Available at: http://government.ru/docs/28653 (accessed 13 January 2021) (in Russian).
8. On conducting an experiment to establish a special tax regime "Tax on professional income". Federal Law 422-FZ of 27.11.2018 (an edition of 08.06.2020). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2018, no. 49 (pt. 1), art. 7494 (in Russian).
9. On digital financial assets, digital currency and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation. Federal Law 259-FZ of 31.07.2020. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2020, no. 31 (pt. 1), art. 5018 (in Russian).
10. On attracting investments using investment platforms and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation. Federal Law 259-FZ of 02.08.2020 (an edition of 31.07.2020). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2019, no. 31, art. 4418 (in Russian).
11. About making financial transactions using the financial platform. Federal Law 211-FZ of 20.07.2020. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2020, no. 30, art. 4737 (in Russian).
12. A. V. Neznamov, ed. Regulirovanie robototekhniki: vvedenie v "robopravo". Pravovye aspekty razvitiya robototekhniki i tekhnologiy iskusstvennogo intellekta [Regulation of robotics: An introduction to "robo-law". Legal aspects of the development of robotics and artificial intelligence technologies]. Moscow, Infotropik-Media, 2018. 232 p. (in Russian).
13. Pisarenko A. P., Ignatenko V. V. To the question of the "non human" law: Trends and perspectives. Vest-nik Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki [Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economy], 2018, no. 1 (27), pp. 55-58 (in Russian).
14. Reguliativnaia pesochnitsa Banka Rossii. 2021 (Regulatory sanbox of The Central Bank of The Russian Federation. 2021). Available at: https://cbr.ru/fintech/ regulatory_sandbox/ (accessed 10 January 2021) (in Russian).
Поступила в редакцию 01.02.2021, после рецензирования 05.02.2021, принята к публикации 25.02.2021 Received 01.02.2021, revised 05.02.2021, accepted 25.02.2021