DOI 10.32417/article_5daf4305e77416.50295829
УДК 338.2:004.9
Цифровая экономика
как драйвер развития моногородов Свердловской области
А. Ю. Масленникова^, Ю. С. Катвицкая1
Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Екатеринбург, Россия
иE-mail: [email protected]
Аннотация. Развитие моногородов в современных условиях играет важную роль, так как они обеспечивают развитие промышленности страны и задают ее темп развития. Инвестиционная и инновационная деятельность служит залогом обновления основных производственных фондов, создания новых рабочих мест и роста конкурентоспособности отечественных предприятий. В статье рассмотрено текущее положение Свердловской области по объему валового регионального продукта, проведен анализ ведущих отраслей промышленности региона. Исследованы проекты федеральной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Показан объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности по Свердловской области. Представлена методика по применению проекта «Цифровые технологии» для улучшения инвестиционной привлекательности рассматриваемого субъекта страны. Цель исследования - анализ развития цифровой экономики и ее влияние на моногорода Свердловской области. Методы. В качестве основного был использован системный подход, применялись методы сравнительного анализа, сопоставления, аналогии и обобщения. Результаты исследования. Основным результатом данного теоретико-методического исследования является анализ программ по цифровизации регионов на примере Свердловской области. Авторы предлагают конкретные мероприятия по внедрению цифровых проектов на территории моногородов, обосновывая их необходимость. Потребность предложенных мероприятий обусловлена важностью повышения инвестиционной привлекательности территорий. Выводы. Авторами проанализированы основные экономические показатели Свердловской области, в т. ч. объем инвестиций в основной капитал, определены ключевые возможности реализации программ цифровой трансформации на территории моногородов, предложены основные мероприятия по улучшению инвестиционного климата в регионе, которые могут быть использованы и в других регионах как модель для тиражирования. Ключевые слова: промышленный комплекс, валовый региональный продукт, моногорода, цифровая экономика, циф-ровизация, цифровые технологии, инвестиции, инновации.
Для цитирования: Масленникова А. Ю., Катвицкая Ю. С. Цифровая экономика как драйвер развития моногородов Свердловской области // Аграрный вестник Урала. 2019. № 9 (188). С. 81-90. DOI: 10.32417/article_5daf430 5e77416.50295829.
Дата поступления статьи: 27.06.2019.
Постановка проблемы (Introduction)
Свердловская область вносит огромный вклад в развитие экономики страны, поскольку обладает диверсифицированным промышленным комплексом, научным и кадровым потенциалом, а также богата природными ресурсами. Стабильно данный регион сохраняет лидерское положение по макропоказателям социально-экономического развития среди других регионов РФ. Основной объем валового регионального продукта Свердловской области традиционно формируется в промышленном секторе экономики - 30,5 %, на втором месте оптовая и розничная торговля - 18,8 %. В секторе операции с недвижимым имуществом формируется 11,6 % общего объема ВРП, в секторе транспорта и связи - 8,7 % [1].
Область устойчиво входит в первую десятку регионов (6 место), на долю которых приходится 53 % суммарного объема отгруженной промышленной продукции Российской Федерации (доля Свердловской области - 3 %). Объ-
ем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций Свердловской области в 2018 году составил 2 331,5 млрд рублей (113,4 % к уровню 2017 года в @ действующих ценах), в том числе по видам деятельности: >
1) обрабатывающие производства - 1 956,7 млрд ру- ^ блей (114,8 % к уровню 2017 года); '
2) обеспечение электрической энергией, газом и па- а ром - 232,9 млрд рублей (106,7 % к уровню 2017 года); е
3) добыча полезных ископаемых - 76,2 млрд рублей § (114,9 % к уровню 2017 года) [1]. О
Значительный рост физических объемов производства ,
отмечен в отдельных подотраслях машиностроительно- к;
го комплекса: в производстве машин и оборудования - ^
в 1,4 раза к уровню 2017 года; автотранспортных средств, ^
прицепов и полуприцепов - в 1,3 раза; транспортных £
средств и оборудования - на 11,6 % [1]. £
Кроме того, высокие темпы роста производственных а
показателей наблюдаются в производстве прочей неме- а
81 9
et «
S S
О
к
о «
со
таллической минеральной продукции - 105,5 % к уровню 2017 года, пищевых продуктов - 105,3 %, деревообработке - 103,8 %, производстве напитков - 103,1 % [1].
В металлургическом производстве объемы производства продукции выросли на 2,5 % к уровню января - ноября 2017 года [1].
На основании приведенных выше статистических данных можно сделать вывод о развитии Свердловской области [6]. В основном это обеспечивается за счет показателей в отрасли обрабатывающего производства, к которой относятся машиностроительная, металлургическая, деревообрабатывающая промышленности.
Методология и методы исследования (Methods) Цель исследования - анализ развития цифровой экономики и ее влияние на моногорода Свердловской области.
В качестве основного был использован системный подход, применялись методы сравнительного анализа, сопоставления, аналогии и обобщения.
Результаты (Results) При изучении темпов развития рассматриваемого региона Российской Федерации необходимо учитывать большую концентрацию в нем моногородов. Они образовались по причине создания промышленных предприятий, от которых зависят благополучие и занятость населения, поскольку они являются градообразующими. Прослеживается неразрывность населенного пункта и градообразую-
щего предприятия, которое не только осуществляет предпринимательскую деятельность, но и зачастую выполняет социальные функции, обеспечивает жизнедеятельность моногородов [2].
В настоящее время в Свердловской области насчитывается 17 моногородов [3]. В них проживает треть населения региона.
Моногорода имеют большое значение для области в целом, так как они обеспечивают ее экономический рост, развитие промышленности, также на территории Свердловской области расположены предприятия-монополисты, которые обеспечивают для страны мировое имя в цветной металлургии [10].
Для социально-экономического развития страны в целом утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Ее выполнение станет продвижением для страны по уровню информационных технологий, использованию искусственного интеллекта, накоплению информации во многих сферах деятельности.
В настоящее время эта программа успешно реализуется в ряде социально значимых сфер. Так, например, в медицине, образовании, в предоставлении государственных услуг и т. д.
Как правило, населенные пункты с градообразующими предприятиями в Свердловской области основаны в XVII-XVIII веках. Политика государства по отношению к этим промышленным организациям и действия их руководства
Таблица 1
Финансирование реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [4
№ Наименование федерального проекта Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн руб.) Всего 2019-2024
2019 2020 2021 2022 2023 2024 (млн руб.)
1 Нормативное регулирование цифровой среды 297 297 307 265 265 266 1 697
2 Информационная инфраструктура 94 696 322 270 89 799 105 859 89 531 70 246 772 401
3 Кадры для цифровой экономики 10 864 14 886 24 956 30 420 31 853 30 109 143 088
4 Информационная безопасность 7 647 9 674 10 080 1 051 979 773 30 204
5 Цифровые технологии 41 663 77 162 139 313 67 342 65 991 60 338 451 809
6 Цифровое государственное управление 29 284 30 916 40 814 53 078 44 775 36 838 235 705
Всего по национальной программе 184 451 455 205 305 269 258 015 233 394 198 570 1 634 904
о
(N «
И
S «
н
сз «
Ü
2
ci «
О И
s и и
tu «
и ей
Table 1
Financing of the national program "Digital economy of the Russian Federation" [4]
No. Name of the federal project The amount of financial support for the years of implementation (mln rub.) 2019-2024 total (mln rub.)
2019 2020 2021 2022 2023 2024
1 Regulation of the digital environment 297 297 307 265 265 266 1 697
2 Information infrastructure 94 696 322 270 89 799 105 859 89 531 70 246 772 401
3 Human resources for the digital economy 10 864 14 886 24 956 30 420 31 853 30 109 143 088
4 Information security 7 647 9 674 10 080 1 051 979 773 30 204
5 Digital technology 41 663 77 162 139 313 67 342 65 991 60 338 451 809
6 Digital governance 29 284 30 916 40 814 53 078 44 775 36 838 235 705
Total national programme 184 451 455 205 305 269 258 015 233 394 198 570 1 634 904
И о о ¡3
0
1
Рис. 1. Распределение финансирования на федеральные программы в 2019-2024 гг.
Fig. 1. Allocation of funding to Federal programs in 2019-2024
определяют жизнеспособность городов и их социально-культурное развитие. Цифровизация может стать инструментом развития моногородов.
Согласно одобренному Государственной Думой бюджету на реализацию государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» расходы составят 1 634 904 млн руб. Данные представлены в таблице 1. Большая часть средств будет направлена на федеральные
проекты «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление», что показано на рис. 1.
Инвестиции занимают важное место в развитии экономики страны, поскольку они служат для обновления основных производственных фондов предприятий, модернизации и автоматизации технологических процессов, а также для создания инноваций.
ct
S S о к
о «
СО
Рис. 2. Инвестиции в основной капитал по субъектам РФ за период 2014-2017 гг.
Fig. 2. Investments in fixed capital by subjects of the Russian Federation for the period 2014-2017
На рис. 2 представлены инвестиции в основной капитал по субъектам РФ. В тройку лидеров входят следующие федеральные округа: Центральный, Уральский и Приволжский [5].
Уральский федеральный округ является одним из лидеров по инвестициям в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения, что представлено на рис. 3 [5].
При этом прирост инвестиций в основной капитал по стране нестабилен, что отмечено на рис. 4 [5]. Явное снижение прослеживается в 2015 году по всем округам, за исключением Дальневосточного. В 2016 году положение улучшилось практически на всей территории РФ, за исключением Южного федерального округа. При этом лидерами в приросте инвестиций стали Северо-Западный и
Уральский федеральные округа. К 2017 году положение изменилось, и лидером стал Дальневосточный федеральный округ, в рассматриваемом Уральском федеральном округе прирост значительно снизился по сравнению с 2016 годом, что может быть связано с риском инвестиционных вложений и ухудшении инвестиционного климата региона.
Также активно осуществляется процесс инвестирования по различным видам экономической деятельности в Свердловской области, что показано на рис. 5. На период 2014-2017 гг. наибольший объем приходится на инвестирование в обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществам, деятельность в области информации и связи [5, 6].
И о о ¡3
0
1
Рис. 3. Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения за период 2014-2017 гг. [5]
Fig. 3. Investments in fixed assets (without budget funds) per capita for the period 2014-2017 [5]
Таким образом, на основании рис. 5 можно сделать вывод о том, что большая часть средств при инвестировании идет на развитие промышленности в Свердловской области.
Посредством использования цифровизации развитие промышленности и моногородов в рассматриваемом субъекте РФ может протекать гораздо эффективнее для экономики государства.
Поскольку Свердловская область относится к регионам с высокой инвестиционной привлекательностью, но уровень риска оценивается экспертами как средний, необходимо создать условия для инвестиционного и инновационного развития региона. Инструментом этого может стать государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», проект «Цифровые технологии». Средства, направляемые на его реализацию в пределах страны, составляют 451 809 млн руб.
Методика применения проекта «Цифровые технологии» для улучшения инвестиционной привлекательности региона основана на использовании материалов промышленных предприятий отрасли.
На территории Свердловской области располагаются крупные предприятия обрабатывающей промышленности. Многие из них нуждаются в инвестициях для дальнейшего развития, а также для обеспечения инновационной деятельности [9]. В целях привлечения отечественных и иностранных инвесторов необходимо оцифровать продукцию и цели возможных инновационных разработок. Также целесообразно для развития промышленного комплекса моногородов создать обзорные экскурсии по предприятиям в электронном виде.
Меры, перечисленные в таблице 2, позволят привлечь внимание инвесторов и ученых, обеспечат почву для научных разработок в области машиностроения, металлургии, деревообрабатывающей промышленности.
ct
S S о к о w СО
-30,0 -20,0 -10,0 0,0 10,0 20,0 30,0
Рис. 4. Прирост инвестиций в основной капитал (без учета бюджетных средств) за период 2014-2017гг.
-30,0 -20,0 -10,0 0,0 10,0 20,0 30,0
Fig. 4. Growth of investments in fixed assets (excluding budget funds) for the period 2014-2017
И о о ¡3
0
1
Рис. 5. Объем инвестиций в основной капитал в Свердловской области 2014-2017гг.
Fig. 5. Volume of investments in fixed capital in Sverdlovsk region 2014-2017
Таблица 2
Методика привлечения инвесторов в промышленные предприятия моногородов
Свердловской области и ее ожидаемый результат
№ Мероприятие Результат
1 Создание единого сайта по крупным промышленным предприятиям Свердловской области Единый информационный реестр для инвесторов и государства
2 Создание оцифрованных обзорных экскурсий по промышленным предприятиям Широкий круг информации для инвесторов по деятельности каждого предприятия
3 Создание оцифрованной номенклатуры продукции промышленных предприятий Привлечение заказчиков и ученых с целью создания инноваций и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
4 Создание информационного раздела на едином для крупных промышленных предприятий сайте по инвестиционной деятельности и опубликование запатентованных разработок Привлечение инвесторов и заказчиков
5 Разработка программ государственно-частного партнерства в области подготовки кадров и образовательной деятельности Высокая квалификация персонала на промышленных предприятиях, что обеспечит рост эффективности производственного процесса
6 Взаимодействие промышленных предприятий и вузов в целях разработки инновационных продуктов и их внедрения, а также подготовки кадров по востребованным специальностям Разработка и внедрение инноваций, высокая квалификация персонала, обеспечение занятости населения моногородов
Table 2
Methods of attracting investors to industrial enterprises of single-industry towns of Sverdlovsk region and its expected result
No. Event Result
1 Creation of a single site for large industrial enterprises of the Sverdlovsk region Unified information register for investors and the state
2 Creating the digitized the excursions on industrial enterprises A wide range of information for investors on the activities of each enterprise
3 Creation of a digitized product range of industrial enterprises Attraction of customers and scientists for the purpose of creation of innovations and research and development works.
4 Creation of an information section on a single site for large industrial enterprises on investment activities and publication of patented developments Attracting investors and customers
5 Development of public-private partnership programs in the field of training and educational activities Highly qualified personnel at industrial enterprises, which will ensure the growth of the efficiency of the production process
6 Interaction of industrial enterprises and universities in order to develop innovative products and their implementation, as well as training in popular specialties Development and implementation of innovations, highly qualified personnel, employment of single-industry towns
Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)
Перечисленные выше мероприятия позволят улучшить инвестиционный климат в регионе, что положительно отразится на занятости населения, развитии моногородов, росте макроэкономических показателей экономики страны.
Также для населенных пунктов с градообразующими предприятиями наиболее остро стоит проблема обеспечения культурного развития [7, 8, 11, 12, 13, 14, 15]. Данная проблема может быть решена с помощью цифровой экономики. Оцифровывание произведений искусства и культуры ведущих музеев страны позволит обеспечить удаленный доступ к ним населения, проживающего в моногородах.
Таким образом, Свердловская область является одним из регионов-лидеров и входит в первую десятку субъектов по общему объему отгруженной промышленной продукции страны. Помимо высокой инвестиционной привлекательности, имеются проблемы, связанные со средним риском инвестиционных вложений. Поскольку в рассматриваемом регионе сконцентрировано 17 моногородов, которые составляют почти шестую часть от моногородов страны, необходимо совместить меры по реализации государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и развитию этих населенных пунктов, а также обеспечить улучшение инвестиционного климата Свердловской области, что станет своеобразным вектором для инновационного развития территории.
Библиографический список
1. Информационный паспорт Свердловской области за 2018 год [Электронный ресурс]: Портал внешнеэкономической деятельности Свердловской области. URL: https://made-in-ural.ru/analitika/informatsionnyy-pasport-sverdlovskoy-oblasti-za-2018-god (дата обращения: 14.06.19).
2. Князева Г. А. Устойчивое развитие моногородов: ключевые проблемы и механизмы развития // Устойчивое развитие регионов: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов международной научно-практической конференции. Казань, 2017. С. 49-52.
3. О перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) (с изменениями на 18 марта 2019 года): распоряжение Правительства РФ [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/420210942 (дата обращения: 14.06.19).
4. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://digi-tal.ac.gov.ru (дата обращения: 15.06.19).
5. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской и Курганской области [Электронный ресурс]. URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect^rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/sverdlStat/enterprises/investment (дата обращения: 15.06.19).
6. Инвестиционная стратегия по Свердловской области на период до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: http:// fondbogd.ru/upload/iblock/58b/58b8e0aa3d78c13e0c24b190ce058461.pdf (дата обращения: 18.06.19).
7. Масленникова А. Ю. Развитие инновационного предпринимательства в Свердловской области // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 7. С. 47-51.
8. Масленникова А. Ю. Культурная среда города как фактор повышения инвестиционной привлекательности территории // Вопросы управления. 2016. № 4 (41). С. 196-199.
9. Лапаева М. Г. Кадровое обеспечение научно-инновационной деятельности в условиях импортозамещения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 8. С. 86-90.
10. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы [Электронный ресурс]: Министерство экономики Свердловской области. URL: http://zsso.ru/upload/site1/document_file/POIuqtTKRT.pdf (дата обращения: 15.06.2019).
11. Стрековцова Е. А. Занятость молодежи как условие развития моногорода: социально-философский аспект // Исследования молодых ученых: экономическая теория, социология, отраслевая и региональная экономика: сборник статей. Новосибирск, 2017. С. 124-131.
12. Бердников В. А., Вахтина М. А. Моногорода: за и против // Вестник Кемеровского государственного университета. ° Серия: политические, социологические и экономические науки. 2017. № 4. С. 23-28. П
13. Языкова А. Е. Моногорода как направление стратегического развития России // Студенчество - инновации - эконо- О мика современной России: сборник материалов межрегиональной студенческой научной конференции по итогам НИР за 2016 год. Йошкар-Ола, 2017. С. 176-179.
14. Меерович М. Г. Советские моногорода: история возникновения и специфика // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 1 (73). С. 53-65.
15. Прусова В. И., Коваленко Н. В., Безновская В. В., Кириллова В. О. Моногорода России: проблемы и перспективы развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 11. С. 187-193.
Об авторах:
Анастасия Юрьевна Масленникова1, кандидат экономических наук, доцент, +7 (343) 251-76-64, [email protected]
Юлия Сергеевна Катвицкая1, аспирант, [email protected]
'Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Екатеринбург, Россия
Digital economy as a driver of development of single-industry towns in the Sverdlovsk region
A. Yu. MaslennikovalE1, Yu. S. Katvitskaya1
1Ural Institute of Management of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russia
631E-mail: [email protected]
Abstract. The development of single-industry towns in modern conditions plays an important role, as they ensure the development of the country's industry and set its pace of development. Investment and innovation activities are the key to the renewal of fixed assets, the creation of new jobs and the growth of the competitiveness of domestic enterprises. The article deals with the current situation of the Sverdlovsk region in terms of gross regional product, the analysis of the leading industries of the region. The projects of the Federal program "Digital economy of the Russian Federation" are investigated. The volume of investments in fixed capital by types of economic activity in the Sverdlovsk region is shown. The technique of application of the project "Digital technologies" for improvement of investment attractiveness of the considered subject of the country is presented. The purpose of the research is the analysis of the development of the digital economy and its impact on the single-industry city of the Sverdlovsk region. Methods. The system approach was used as the main one; the methods of comparative analysis, comparison, analogy and generalization were used. Research result. The main result of this theoretical and methodical research is the analysis of programs for the digitalization of regions on the example of the Sverdlovsk region. The authors propose specific measures for the introduction of digital projects in the territory of single-industry towns, justifying their need. The need for the proposed measures is due to the importance of increasing the investment attractiveness of the territories. Summary. The authors analyzed the main economic indicators of the Sverdlovsk region, incl. the volume of investments in fixed assets, identified key opportunities for the implementation of digital transformation programs in single-industry towns, proposed major measures to improve the investment climate in the region, which can be used in other regions as a model for replication. Keywords: industrial complex, gross regional product, single-industry towns, digital economy, digitalization, digital technologies, investments, innovations.
For citation: Maslennikova A. Yu., Katvitskaya Yu. S. Tsifrovaya ekonomika kak drayver razvitiya monogorodov Sverdlovs-koy oblasti [Digital economy as a driver of development of single-industry towns in the Sverdlovsk region] // Agrarian Bulletin of the Urals. 2019. No. 9. Pp. 81-90. DOI: 10.32417/article_5daf4305e77416.50295829. (In Russian.)
References
1. Informatsionnyy pasport Sverdlovskoy oblasti za 2018 god [Information passport of the Sverdlovsk region for 2018]. URL: https://made-in-ural.ru/analitika/informatsionnyy-pasport-sverdlovskoy-oblasti-za-2018- god (appeal date: 14.06.19).
Аграрный вестник Урала № 9 (188), 2019 г.
2. Knyazev G. A. Ustoychivoe razvitie monogorodov: klyuchevye problemy i mekhanizmy razvitiya [Sustainable development of company towns: key problems and development mechanisms] // Ustoychivoe razvitie regionov: opyt, problemy, pers-pektivy: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Kazan, 2017. Pp. 49-52.
3. O perechne monoprofil'nykh munitsipal'nykh obrazovaniy Rossiyskoy Federatsii (monogorodov) (s izmeneniyami na 18 marta 2019 goda): rasporyazheniye Pravitel'stva RF [About the list of single-industry municipalities of the Russian Federation
^ (single-industry towns) (as amended on March 18, 2019): Order of the Government of the Russian Federation] [e-resource] // ^ Electronic fund of legal and regulatory and technical documentation. URL: http://docs.cntd.ru/document/420210942 (appeal I date: 14.06.19).
О 4. Natsional'naya programma Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii [National Program "Digital Economy of the RusO sian Federation"] [e-resource]. URL: https://digital.ac.gov.ru (appeal date: 15.06.19).
ij^ 5. Upravlenie Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Sverdlovskoy i Kurganskoy oblasti [Office of the Federal State Statistics Service for the Sverdlovsk and Kurgan regions] [e-resource]. URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_ts/sverdl/ru/statistics/sverdlStat/enterprises/investment (appeal date: 15.06.19).
6. Investitsionnaya strategiya po Sverdlovskoy oblasti na period do 2035 goda [Investment strategy for the Sverdlovsk region for the period up to 2035] [e-resource]. URL: http://fondbogd.ru/upload/iblock/58b/58b8e0aa3d78c13e0c24b190ce058461.pdf (appeal date: 18.06.19).
7. Maslennikova A. Yu. Razvitie innovatsionnogo predprinimatel'stva v Sverdlovskoy oblasti [The development of innovative entrepreneurship in the Sverdlovsk region] // Intellekt. Innovatsii. Investitsii. 2016. No. 7. Pp. 47-51.
8. Maslennikova A. Yu. Kul'turnaya sreda goroda kak faktor povysheniya investitsionnoy privlekatel'nosti territorii [Cultural environment of the city as a factor in increasing the investment attractiveness of the territory] // Management issues. 2016. No. 4 (41). Pp. 196-199.
9. Lapaeva M. G. Kadrovoe obespechenie nauno-innovatsionnoy deyatel'nosti v usloviyakh importozameshcheniya [Staffing of science and innovation in the context of import substitution] // Vestnik of Orenburg State University. 2015. No. 8. Pp. 86-90.
10. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti na 2016-2030 gody [Strategy of socio-economic development of the Sverdlovsk region for 2016-2030] [e-resource]: Ministry of Economy of the Sverdlovsk region. URL: http://zsso.ru/upload/site1/document_file/POIuqtTKRT.pdf (appeal date: 15.06 .2019).
11. Strekovtsova E. A. Zanyatost' molodezhi kak uslovie razvitiya monogoroda: sotsial'no-filosofskiy aspekt [Youth employment as a condition for the development of a mono-city: a socio-philosophical aspect] // Issledovaniya molodykh uchenykh: ekonomicheskaya teoriya, sotsiologiya, otraslevaya i regional'naya ekonomika: sbornik statey. Novosibirsk, 2017. Pp. 124-131.
12. Berdnikov V A., Vakhtin M. A. Monogoroda: za i protiv [Single-industry towns: Pros and Cons] // Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, sociological and economic sciences. 2017. No. 4. Pp. 23-28.
13. Yazykova A. E. Monogoroda kak napravlenie strategicheskogo razvitiya Rossii [Single-industry town as a direction of strategic development of Russia] // Students - Innovations - Economics of modern Russia. 2017. Pp. 176-179.
14. Meerovich M. G. Sovetskie monogoroda: istoriya vozniknoveniya i spetsifika [Soviet single-industry towns: history and specificity] // Bulletin of Kemerovo State University. 2018. No. 1 (73). Pp. 53-65.
15. Prusova V. I., Kovalenko N. V, Beznovskaya V V., Kirillova V. O. Monogoroda Rossii: problemy i perspektivy razvitiya [Single-industry towns of Russia: problems and prospects of development] // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2017. No. 11. Pp. 187-193.
Authors' information:
Anastasiya Yu. Maslennikova1, candidate of economic sciences, associate professor, +7 (343) 251-76-64, [email protected]
Yuliya S. Katvitskaya1, postgraduate student, [email protected]
'Ural Institute of Management of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Ekaterinburg, Russia