Роль механизмов ГЧП в инновационном развитии «цифровой экономики»
Луганский Дмитрий Николаевич
аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), [email protected]
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов государственно-частного партнерства в области инновационного развития «цифровой экономики». Актуальность темы исследования обусловлена важностью частных инвестиций в проекты для развития на всех уровнях цифровой экономики. Главный акцент сделан на выработке конценсуной стратегии инвестиционной политики с учетом интересов бизнеса и социальной сферы, которая нуждается в серьезном обновлении способов цифрового контроля и регулирования. Бизнес непосредственно заинтересован в развитии цифровой экономики и всех ее аспектов, однако частных инвестиций недостаточно, поскольку инвестиционный климат все еще нестабилен. Это ставит под угрозу возможность полной реализации программы цифрови-зации, что увеличит разрыв между Россией и другими экономически развитыми странами. Автором анализируются ключевые характеристики, тенденции и зарубежные практики использования «цифровой экономики» в сфере государственно-частного партнерства на примере ведущих компании на рынке технологий умного города.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, цифровая экономика, циф-ровизация, инновационное развитие.
Цифровая экономика является приоритетным направлением развития Российской Федерации в ближайшие годы, что предполагает ускоренное внедрение цифровых технологий во все сферы государства и общества.
Цифровая экономика - это экономический режим, в котором данные представляют собой независимую экономическую единицу. Цифровая экономика - о том, как мы создаем, передаем, собираем, храним данные, защищаем их и, самое главное, - анализируем и принимаем решения на основе этих данных, которые делают нашу экономику более эффективной, управляют более эффективной и, следовательно, улучшают качество жизни.
Для такой крупномасштабной работы с цифровыми данными, которая пронизывает все сферы жизни и все процессы в бизнесе, нам нужны современные комплексные технологии.
В дополнение к традиционным технологиям, таким как беспроводная связь, мобильные устройства, микроэлектроника, это принципиально новые объекты: технологии больших данных, так называемые распределенные реестры, которые также называют «блокчейнами», это машинное обучение, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, квантовые технологии и т.д.
Цифровая экономика связана с тем, как традиционные отрасли национальной экономики в нашем понимании изменились под влиянием цифровой трансформации, насколько они стали другими. Во всех без исключения странах мира эти изменения происходят во всех секторах: транспорт, финансы, здравоохранение, торговля и государственное управление. Все эти отрасли испытывают огромное давление под влиянием цифровых изменений.
На данный момент Россия находится в списке стран с лучшими показателями роста показателя цифровизации, но, согласно исследованиям различных специалистов, вклад высоких технологий в экономику страны составляет не более 5% ВВП, что ниже. чем другие развитые страны. Более того, отмечается, что в ближайшие годы этот показатель не превысит 10% из-за отсутствия достаточных инвестиций в высокие технологии.1
Тенденции и модели развития мировой экономики делают цифровизацию объектом повышенного внимания, как среди практиков, так и среди научных кругов. Однако исследования отечественных специалистов в этой области в основном направлены на изучение опыта других стран, а также его адаптации к реалиям внутреннего рынка, и не учитывают специфику и проблемы российской экономики в данный момент.2
Таким образом, изучение вопроса привлечения частных инвестиций в государственную программу цифровизации российской экономики имеет важное значение.
Программа развития цифровой экономики устанавливает необходимость полноценного взаимодействия государства и бизнеса. Основным критерием этого процесса является систематизация оцифровки всех аспектов экономики, одинаково понимающих как бизнес, так и государство.4
Для успешного внедрения механизма ГЧП в инновационной сфере важно понимать, что ГЧП - это особая «институционализированная система взаимоотношений государства и бизнеса, в рамках которой могут быть реализованы социально значимые проекты с использованием государственной собственности, которая основана на распределении рисков, полномочий, финансовых затрат и ответственности сторон.5
В настоящее время в инновационной сфере ГЧП проекты развиваются в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки в приоритетных направлениях развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы»6, которая предусматривала финансирование научных исследований и развитие только на до-коммерческой стадии.
Цифровизация различных отраслей промышленности является катализатором резкого роста показателей экономической эффективности. Основными задачами в цифровой экономике являются развитие искусственного интеллекта, перевод государственных услуг в цифровой формат, консолидация базы данных малого и среднего бизнеса, оцифровка логистики и транспортных операций, формирование цифровой городской среды.7
О £
ю
5
г
ы
сч со £
Б
а
2 о
На данный момент внутренний рынок характеризуется практически полным отсутствием инструментов для массовых венчурных инвестиций. Каждый год этот рынок сокращается из-за общего спада бизнеса, неопределенности в прогнозах ключевых экономических показателей, обесценения рубля и, как следствие, отсутствия долгосрочных инвестиций.8
Все аспекты рассматриваемого процесса свидетельствуют о том, что формирование долгосрочных инвестиционных проектов на основе цифровой экономики является более перспективным, чем это возможно.
Содействие цифровизации как наиболее перспективному проекту является формальной технократией, которая не позволяет анализировать социальные эффекты, раскрывающие потенциал общества и формирующие социальный капитал, оценка которых необходима инвестору высшего уровня в качестве обязательного индикатора рентабельность.
Следовательно, цифровизация будет иметь положительное влияние на экономическое развитие только в том случае, если ее рассматривать в сочетании со структурой знаний.
Технологии, основанные на знаниях в контексте рассмотрения инвестиционных процессов, предполагают не только цифровизацию, но и создание социально-цифровых институтов. Переходу к основе использования цифровизации экономики в ГЧП, в этом случае предшествует целостное видение основы, структуры и связи которые определяются путем объединения разных практик и позиций участников.
Чтобы повысить рентабельность, необходимо заполнять различные отрасли промышленности цифровыми решениями, бесконечно расширяя их. Однако на этом фоне необходимо разработать новый способ формирования общественного богатства, отсутствие которого превращает цифровизацию в большее число формально работающих бизнес-моделей.
Правительство планирует увеличить частные инвестиции за счет улучшения бизнес-среды, сокращения государственного сектора и упрощения доступа к финансам. Запланированные государством показатели при росте инвестиционной активности на 21-25% означают не только улучшение делового климата, но и качественное изменение структуры расходов экономики в целом.
В целях улучшения инвестиционного климата планируется сформулировать
Рис. 1. Вклад сектора ИКТ в развитие экономики: 2017 (% от ВВП)
Рис. 2. Основные показатели инновационной деятельности организаций сектора ИКТ9
общие правила создания, финансирования и оценки эффективности специальных инвестиционных режимов. Осенью 2019 года будут представлены новые подходы к получению налоговых и страховых взносов для частных инвесторов, компаний, реализующих инвестиционные проекты.
Таким образом, поскольку частные инвестиции чрезвычайно важны для успеха цифровой экономики в Российской Федерации, государство уже работает над улучшением инвестиционного климата с целью привлечения долгосрочных денег в экономику страны. В то же время оче-
видно, что это длительный сложный процесс, который был необходим в качестве одного из подготовительных этапов для курса экономического развития, объявленного государством.
Следовательно, способность привлекать частные инвестиции сводится к тому, будет ли это поверхностная цифровизация по аналогии с западными практиками, которые плохо сопоставимы с внутренними условиями, или будет возможность полностью модернизировать экономику с перспективой создания бизнеса с высоким уровнем рентабельности на основе российских технологий и знаний
с новыми возможностями и процессами управления.
Поскольку по большей части речь идет о новых технологических решениях, крайне важно определить нормативную базу и, конечно же, стандарты для развивающихся рынков. С этой целью следует продолжать реализовывать отдельную программу по разработке межсекторальных стандартов.
На рис. 2. показаны основные показатели инновационной деятельности организаций сектора ИКТ.
Взяв за пример ведущие компании на рынке технологий умного города, которые, как правило, имеют более ста реализованных проектов умных городов по всему миру. Существует два типа проектов умного города, предлагаемых компаниями:
- комплексные решения - это поддержание всего жизненного цикла строительства города, включая инфраструктуру, промышленные и частичные решения;
- частичные решения - это технологические решения в рамках любой узкой специализации (ИКТ, телекоммуникации, энергетика, безопасность, системы автоматизации и управления зданиями и т. д.).
Транснациональные компании часто реализуют проекты в сотрудничестве с властями отдельных городов, а затем расширяют масштаб пилотных проектов для городов по всему миру для коммерциализации решений. В США пилотные города всегда сотрудничают с частными партнерами. Китай и Индия привлекают корпоративных партнеров, включая иностранные корпорации, для реализации национальных стратегий «умных городов», создания пилотных городов и регионов (например, Уси и Гуанчжоу в Китае), поддержки совместных международных бизнес-проектов.
Помимо крупных корпораций, малые и средние предприятия активно участвуют в развитии «умных городов». В рамках национальных стратегий «умных городов» и корпоративных проектов проводятся конкурсы идей и решений, предоставляется грантовая поддержка для малого и среднего бизнеса, организуются бизнес-инкубаторы, центры открытых инноваций и парки, а «чемпионы» работают в сегменте развития умного города.
В некоторых крупных городах (например, в Берлине в Германии) существует несколько сотен исследовательских групп, изучающих возможности и последствия использования ИКТ в различных сферах жизни. Это исследовательские группы в университетах, крупные компа-
нии и архитектурне бюро, а также научно-исследовательские институты, которые изучают сложные проблемы городов и отдельных районов в их развитии, международные консалтинговые и экспертные структуры по городским вопросам, международные консорциумы.
Роль общественных, экспертных и исследовательских организаций, а также компаний заключается в создании различных рейтингов и партнерских отношений для развития умных городов и регионов. Эффективным механизмом открытых инноваций являются «живые лаборатории», которые позволяют компаниям, стартапам и инициативным гражданам тестировать различные решения для умных городов на практике в реальной городской среде. Для привлечения широкого круга граждан используются краудсорсинговые проекты и хакатоны.
Для стимулирования активного внедрения указанных решений в производственные процессы необходимо считать целесообразным модифицировать существующие меры поддержки. Следует работать над механизмом реконфигурации инструмента субсидирования выпуска пилотных партий оборудования с точки зрения смещения акцента на задачи по цифровизации.
Важными условиями устойчивого развития ГЧП в инновационной сфере являются: внедрение инновационной продукции на внутренний и зарубежный рынки; передача созданной научно-технической продукции для погашения долгов предпринимателей государству; сбалансировать результаты исследований на основе реализации инновационных и инвестиционных проектов; предоставление госгарантий предприятиям для привлечения кредитов для внедрения высоких технологий; субсидирование за счет бюджетов всех уровней части затрат на НИОКР.
Формирование технологической и нормативной базы позволит полностью развить процесс создания сети будущих иновационных предприятий в стране.
Полное внедрение «цифровой экономики» возможно только при условии привлечения частных инвестиций в эту государственную программу. Исследование показало, что государство в настоящее время находится на стадии разработки эффективных механизмов государственно-частного партнерства и улучшения инвестиционного климата.
Литература
1. Логинов Е.Л., Шкута А.А.Цифровая суперсистема как инструмент управления
мировой экономикой. - Финансовый университет при Правительстве Россйиской Федерации. Москва, 2019.
2. Выводы Российского инвестиционного форума 2018. [Электронный источник]. URL: https://tass.ru/ forumsochi2018/articles/5102936 (дата обращения 24.03.2019).
3. Цифровая экономика: 2019 : краткий статистический сборник / Г. И. Абд-рахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гох-берг и др. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 96 с.
4. Воронин В. Г. Финансы инвестиционного и инновационного процессов: учебное пособие / В.Г. Воронин, Е.А. Штеле. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 206 с.
5. Бабаев А.Б., Егорушкина Т.Н. «Цифровая» экономика как ключевой фактор нового технологического уклада: перспективы перехода // European Scientific Conference сборник статей XIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2019. С. 77-81.
6. Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 N 426 (ред. от 22.10.2018) «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014
- 2020 годы» / СПС «КонсультантПлюс».
7. Ивардава Л.И. Изменение сферы и пределов правового регулирования в условиях цифровой экономики //Безопасность бизнеса. 2019. № 1. С. 39-47.
8. Аксаков А.Г. [Вопросы законодательного обеспечения реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: выступление на заседании Государственной Думы 12 января 2018 г.] / А.Г. Аксаков // Государственная Дума. Стенограмма заседаний. - 2018.
- Бюл. № 91 (1639).
9. Официальный сайтпрограммы «Цифровая экономика Россия 2024» / «Data economy Russia 2024» https://data-economy.ru/.
10. Подольская Н.М. Комментарии о Государстве и Бизнесе. // ВШЭ. - 2015.
- № 101. - С. 12-14.
Ссылки:
1 Логинов Е.Л., Шкута А.А.Цифровая суперсистема как инструмент управления мировой экономикой. - Финансовый университет при Правительстве Россйиской Федерации. Москва, 2019.
2 Выводы Российского инвестиционного форума 2018. [Электронный источник]. URL: https://tass.ru/ forumsochi2018/articles/5102936 (дата обращения 24.03.2019).
О
3
ю
S
г
3
3 Цифровая экономика: 2019 : краткий статистический сборник / Г. И. Абд-рахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гох-берг и др. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 96 с.
4 Цифровая экономика: 2019 : краткий статистический сборник / Г. И. Абд-рахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гох-берг и др. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 96 с.
5 Бабаев А.Б., Егорушкина Т.Н. «Цифровая» экономика как ключевой фактор нового технологического уклада: перспективы перехода // European Scientific Conference сборник статей XIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2019. С. 77-81.
6 Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 N 426 (ред. от 22.10.2018) «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» / СПС «КонсультантПлюс».
7 Ивардава Л.И. Изменение сферы и пределов правового регулирования в условиях цифровой экономики //Безопасность бизнеса. 2019. № 1. С. 39-47.
8 Аксаков А.Г. [Вопросы законодательного обеспечения реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: выступление на заседании Государственной Думы 12 января 2018 г.] / А.Г. Аксаков // Государственная
Дума. Стенограмма заседаний. - 2018. - Бюл. № 91 (1639).
9Цифровая экономика: 2019 : краткий статистический сборник / Г. И. Абд-рахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гох-берг и др. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 96 с.
The role of PPP mechanisms in the
innovative development of the "digital economy" Lugansky D.N.
RANEPA
The article is devoted to the consideration of topical issues of public-private partnership in the field of innovative development of the «digital economy». The relevance of the research topic is due to the importance of private investment in projects for development at all levels of the digital economy. The main emphasis is placed on the development of a consensual strategy of investment policy, taking into account the interests of business and social sphere, which needs a serious update of digital control and regulation. Business is directly interested in the development of the digital economy and all its aspects, but private investment is not enough, because the investment climate is still unstable. This threatens the possibility of full implementation of the digitalization program, which will increase the gap between Russia and other economically developed countries.
The author analyzes the key characteristics, trends and foreign practices of using the «digital economy» in the field of public-private partnership on the example of leading companies in the market of smart city technologies. Keywords: public-private partnership, investment, digital economy, data economy, digitalization, innovative development.
References
1. Loginov EL, ShkuA A. Tsifrovaya supersystem as
a tool for managing the global economy. -Financial University under the Government of the Russian Federation. Moscow, 2019.
2. Conclusions of the Russian Investment Forum
2018. [Electronic source]. URL: https://tass.ru/ forumsochi2018/articles/5102936 (application date 03/24/2019).
3. Digital economy: 2019: a brief statistical
compilation / G. I. Abdrakhmanova, K. O. Vishnevsky, L. M. Gokhberg, and others. -Moscow: HSE, 2019. - 96 p.
4. Voronin V. G. Finance investment and innovation
processes: a tutorial / VG Voronin, E.A. Shtela. - M .: Direct Media, 2015. - 206 p.
5. Babaev AB, Egorushkina T.N. "Digital" economy
as a key factor of a new technological order: transition prospects // European Scientific Conference collection of articles of the XIII International Scientific and Practical Conference: at 2 pm. 2019. p. 77-81.
6. Resolution of the Government of the Russian
Federation of 21.05.2013 N 426 (as amended on 10.22.2018) «On the federal target program» Research and development in priority areas for the development of the scientific and technological complex of Russia for 20142020 «/ ATP ConsultantPlus.
7. Ivardava L.I. Changes in the scope and limits of
legal regulation in the digital economy // Security of business. 2019. № 1. S. 39-47.
8. Aksakov A.G. [Issues of legislative support for
the implementation of the Digital Economy of the Russian Federation program: speech at a meeting of the State Duma on January 12, 2018] / A.G. Aksakov // State Duma. Transcript of the meeting. - 2018. - Bull. No. 91 (1639).
9. Official site program «Digital Economy Russia
2024» / «Data economy Russia 2024» https:/ /data-economy.ru/.
10. Podolskaya N.M. Comments on the State and Business. // HSE. - 2015. - № 101. - p. 1214.
см
CO £
6 a
2 ©