Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ'

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL CULTURE / EDUCATION / VALUE / PHYSICAL CULTURE OF THE PERSON / SELF-REALIZATION / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Геннадий Михайлович, Кашин Сергей Николаевич

В статье рассматривается проблема функционирования физической культуры в образовательной организации МВД России ее воспитательная, образовательная и профессионально-личностная ценность. Показан алгоритм педагогического направления перевода процесса физического воспитания в состояние самовоспитания, самообразования и творческой самоактуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьев Геннадий Михайлович, Кашин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL-PERSONAL VALUES OF CURSORS OF THE RUSSIAN MIA

The article deals with the problem of functioning of physical culture in the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia, its educational, professional and personal value. The algorithm of pedagogical direction of transfer of process of physical education in a state of self-education, self-education and creative self-actualization is shown.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ»

преподаваемого материала; расширению общего кругозора; совершенствованию способности к анализу и синтезу информации; личностному росту через решение типовых и нестандартных проблем; закладыванию перспектив успешной деятельности в контексте демократии и гуманизации; развитию навыков эффективного функционирования в условиях рыночной экономики; раскрытию своего профессионального потенциала через использование современных технических средств. Например, интенсивная ПТ ориентированного целевого обучения специалистов реализуется на основе связи образовательного учреждения с производством посредством интеграции в учебно-воспитательный процесс ряда важных принципов, в соответствии с которыми индивид должен без посторонней помощи выполнять задачи, которые связаны с поиском и созданием высококачественной продукции, способной конкурировать с зарубежными образцами; разрабатывать, применять и обновлять автоматизированные базы данных; интегрировать в себе личностные и профессиональные свойства, позволяющие освоить весь производственный цикл от проектирования продукта до разработки технологии его воспроизводства и реализации благодаря переводу всех сопутствующих действий и операций в автоматический режим.

Выводы. Реализация процесса ориентированного обучения специалистов посредством интенсивной ПТ предполагает: 1) комплексный характер подготовки: совмещение учебы с различными практиками (учебными, производственными и т.д.); ответственное отношение к руководству студентами, пишущими курсовые и выпускные квалификационные работы или задействованными в осуществлении исследовательских проектов (курсовых и проведение сквозных практик (учебных, технологических и др.); распределение групп учащихся в соответствии с модулями; сотрудничество педагогов и лиц, являющихся специалистами в сфере, выбранной студентом для исследовательской работы; формирование таких сценариев подготовки, которые позволяли бы оперативно адаптировать формы и методы обучения к изменению социально-экономических условий, к нововведениям в рамках профильной отрасли. Каждый год, перед каждым новым набором, уточняется список дисциплин, входящих в учебный план, и содержание программ. В период всего обучения реализуется масштабное сквозное применение обучающих автоматизированного систем и вычислительной аппаратуры, которая одновременно выступает и объектом анализа, и инструментом индивидуализации образовательного процесса. Интеграция данной технологии в педагогическую практику делает преподавание более разнообразным, креативным и продуктивным благодаря интенсификации личностной и профессиональной составляющих данной деятельности.

Литература:

1. Ильина Н.Ф. Научные идеи профессора В.А. Адольфа в области педагогических наук // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 210-213.

2. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66

3. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

4. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

5. Мухин М.И. Вектор развития образования в XXI столетии // Международная научно-практическая конференция «Образовательное пространство в информационную эпоху»: Сборник научных трудов. М., 2018. С. 32-43.

6. Новиков А.М. Постиндустриальное общество - общество знаний / Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 108-118.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Проект как цикл инновационной деятельности и организация практической образовательной деятельности / Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 5. С. 3-11.

8. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

9. Шкерина Л.В. Формирование математической компетентности студентов: монография / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 253 с.

10. Янова М.Г., Адольф В.А. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 182-187.

Педагогика

УДК 159

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической подготовки и спорта Соловьев Геннадий Михайлович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта Кашин Сергей Николаевич

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема функционирования физической культуры в образовательной организации МВД России ее воспитательная, образовательная и профессионально-личностная ценность. Показан алгоритм педагогического направления перевода процесса физического воспитания в состояние самовоспитания, самообразования и творческой самоактуализации.

Ключевые слова: физическая культура, воспитание, образование, ценность, физическая культура личности, самореализация, физическая подготовка.

Annotation. The article deals with the problem of functioning of physical culture in the educational Organization of the Ministry of internal Affairs of Russia, its educational, professional and personal value. The algorithm of pedagogical direction of transfer of process of physical education in a state of self-education, self-education and creative self-actualization is shown.

Keywords: physical culture, education, education, value, physical culture of the person, self-realization, physical training.

Введение. На расширенном заседании коллегии МВД России в 2019 году Министр внутренних дел России генерал полиции Колокольцев В.А. обратил внимание на необходимость укрепления кадрового потенциала министерства, развитие ведомственных образовательных организаций [5]. В основе кадровой политики лежит современная и эффективная система профессиональной подготовки. Сегодня учебные заведения МВД России представляют современную систему подготовки кадров, общая численность обучающихся в них превышает 42 тысячи человек. Эффективность решения задач, стоящих перед МВД России на современном этапе, напрямую зависит от знаний, полученных за годы обучения в вузе, компетентности, организаторских способностей выпускников. Как отметил В.А.Колокольцев: «Вместе с тем в любой профессии нужно постоянно развиваться, чтобы отвечать требованиям, которые предъявляет сама жизнь. И, конечно, всегда внимательно относиться к людям, быть справедливым, честно и добросовестно исполнять свой долг» [6]. Крайне важен уровень знаний сотрудников, которые придут на работу уже в ближайшие годы [3, 4].

Изложение основного материала статьи. В рамках нашей статьи хотелось бы остановиться на взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности между духовно-нравственным здоровьем сотрудника и его уровнем психофизической готовности к выполнению оперативно-служебных задач. Данный профессионально значимый показатель включает в себя не только физическую подготовленность, выраженную в развитых физических качествах и служебно-прикладных двигательных навыках, но и прежде всего, в степени развития профессионально-личностной физической культуры. Наши многолетние наблюдения показывают, что рядовой, младший и средний начальствующий состав, поступающий в Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России на первоначальную подготовку, не обладает необходимым качественным уровнем для профессии полицейского в проявлении силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости, что естественно затрудняет обучение их боевым приемам борьбы, направленным на задержание правонарушителей и обезвреживания преступников. Все вышеизложенное, в определенной степени обусловливает актуальность проблемы воспитания сотрудников полиции и, в частности, содержание деятельности руководителя по организации индивидуально-воспитательной работы, ведущие направления которой основательно разработаны кафедрой педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России [2]. Однако, к большому сожалению, в совокупности обозначенных направлений не нашло свое место физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовое физическое воспитание, а также воспитание культуры здорового образа жизни, как много аспектного социального и профессионально-личностного феномена сотрудника ОВД [1].

Воспитательной работе МВД России уделяет огромное внимание, чему свидетельствуют официальные документы (приказы, распоряжения, наставления и т.д.), семинары, научно-практические конференции, научные публикации и в, частности, данная проблема систематически рассматривается с позиции общих и частных вопросов в профессионально специализированных журналах. Таких как «Профессионал», «Полиция» и «Полиция России».

В образовательных организациях МВД России исторически велась и в настоящее время систематически ведется разноплановая воспитательная работа. Осуществляется гражданско-патриотическое и историко-патриотическое воспитание, а также в плане, этического и эстетического воспитания (художественно-творческой деятельности) и многое другое. При этом особое место занимает физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовое воспитание, а также приобщение курсантов к культуре здорового образа жизни и спорту. Данную работу осуществляют кафедры физической подготовки и спорта. При этом в рамках интегральной междисциплинарной сути физической культуры преподаватели реализуют и патриотическое, и эстетическое, и эстетическое, и духовно-нравственное воспитание.

Формирование профессионально-личностной физической культуры курсанта образовательной организации МВД России является для нас ведущей и стратегической целью как в плане его образования, так и в плане воспитания, а «цементирующей» ее ценностно-значимой основой, в отношении профессии полицейского выступает физическая подготовка, а точнее профессионально-прикладная физическая подготовка.

Компоненты качеств и критериальные признаки знаний, а также интеллектуальных способностей, как образовательно-когнитивной составляющей физической культуры личности курсанта определяются нами следующими показателями: объемом (количество дидактических единиц информации, эрудиция); научностью (ступень абстракции мышления и обоснованность); осознанностью (ее степенью, исходя из количества междисциплинарной связи, способности к переносу и объяснению); умением (уровень усвоения: репродуктивный - ученический - типовой; продуктивный - эвристический, творческий).

В соответствии с данной позиции мотивационно-ценностные ориентации характеризуются нами следующими компонентами качеств и их критериями: мотивами (социально значимыми, профессионально значимыми и личностно-значимыми); интересами (профессиональные, физкультурно-оздоровительные, спортивные); убеждения (степень осознанности); потребностями (физические, безопасности, в социальных связях, самоуважения и самоактуализации в профессиональном и личностном статусе). А в социально-духовные ценности (культурологические) включены следующие компоненты качеств и их критериальные признаки: нравственные (дисциплина, физкультурно-спортивная этика, культура поведения); эстетические (чувство прекрасного и красоты в поступках и технике движений); мировоззренческие (степень научности взглядов и убеждений, гражданственность, гуманизм и патриотизм); культуры здорового образа жизни (отказ от вредных привычек, системность, научная основа, творческая продуктивность деятельности). Физкультурная же деятельность характеризуется нами следующим ее содержанием и направленностью компонентов качеств: оздоровительная, прикладная (профессия, природа, условия жизни), спортивная, образовательная, самосовершенствование (общая, профессионально-прикладная, оздоровительная, спортивная, образовательная), инструкторская, пропагандистская, судейская и т.д.

При этом критериальными признаками качеств всех направлений физкультурной деятельности выступают следующие: частота использования (в течение недели, месяца, года и т.д.); затраты времени в одном занятии, в микроцикле или макроцикле (неделя или две, месяц, полугодие, год и т.д.), компетентность (образовательно-теоретическая и методическая, технологическая процессуально-деятельностная, алгоритмированная и логически упорядоченная в своей последовательности); конструктивная программно-ориентировочная и организаторская; результат как итог уровня достижений и оценки деятельности.

Волевые и эмоциональные проявления активности в структуре основных составляющих физической культуры личности курсанта являются психической энергосозидающей ее основой. Их компонентами качеств и критериальными признаками определяются: целевые установки (целенаправленность и уровень достижения цели); отношение к физкультурной деятельности (трудолюбие и системность); настойчивость и выдержка (решительность, сила воли, смелость, постоянство, уровень активности и ее устойчивость, самостоятельность); чувства (удовлетворенность, уверенность, радость, желание действовать и самосовершенствоваться) [12; 13].

Физическое совершенство как комплексный результат всей совокупности основных составляющих физической культуры личности курсанта детерминирует наличие следующих его компонентов качеств и их критериальных признаков: физическое развитие, сообразное возрасту и профессии (морфологические и функциональные показатели, психомоторика, как тонкая различительная чувствительность в движениях); физические способности в проявлении качественных характеристик силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости); двигательные умения (репродуктивный уровень усвоения - ученический или типовой, произвольное управление основными звеньями техники двигательного действия, контроль их сознанием, усиленное внимание, допускаются несущественные ошибки); двигательные навыки (продуктивный уровень усвоения - эвристический и творческий, точность и относительно непроизвольный автоматизм и надежность в исполнении основных звеньев техники двигательного действия); физическая подготовленность (эталон, требования, нормы, результат, динамика и ее уровень в достижении поставленной цели).

В данной технологической структуре физическая культура личности курсанта образовательной организации МВД России представляется нами как сложное системное образование. Все ее основные составляющие, их компоненты качеств и критериальные признаки этих качеств как элементы целостной системы имеют тесную взаимодополняющую взаимообусловленную причинно-следственную зависимость.

Знания и интеллектуальные способности в области теории и методики физической культуры, физического совершенства, и, в частности, профессионально-прикладной физической подготовки открывают двери в суть мира физической культуры и обеспечивают курсанту полиции креативность в ней - творческое отношение к физкультурно-оздоровительной, спортивной и профессионально-ориентированной деятельности. Переводят его сознание от внешних воздействий, ситуаций и явлений во внутренние импульсы собственных проектов деятельности. А далее на самоактуализацию - высший уровень проявления творчества, стремление к самостоятельности, автономности и полному выявлению собственных способностей в избранном направлении физкультурной деятельности, касающейся и профессии сотрудника ОВД. В этом ключе, как раз, и осуществляется переход от состояния возможностей в состояние действительности и самореализации, как стремление к познанию своего физкультурно-личностного «Я», самостоятельного создания условий для его полного проявления. Данное перевоплощение не может произойти изолированно от остальных составляющих физической культуры личности: мотивационно-ценностной ориентации, социально-духовных ценностей, волевых и эмоциональных проявлений активности курсанта.

В наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, включая образовательные организации МВД России, ведущей целью физической подготовки выступает обеспечение готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. Абсолютно верно, но, тем не менее, физическая подготовка не может быть достаточно эффективной без интегративной целостности ее в структуре физической культуры личности сотрудника ОВД и, особенно выпускника образовательной организации МВД России.

Как правило выпускник сдал блестяще все экзамены, включая и физическую подготовку, получил первое офицерское звание и распределился к месту прохождения дальнейшей службы в территориальные органы внутренних дел. Дальше что? Готов ли он компетентно на уровне научно обоснованных знаний, умений, навыков, специальных интеллектуальных способностей и личностных качеств к самореализации в физической самоподготовки, на протяжении длительного времени всей своей службы? В крайнем случае будет действовать на ученическом или типовом уровне (как учили, что делали на занятиях и как показывал преподаватель).

И на этом все, но без соответствующих знаний теории и методики физической самоподготовки, технологии ее организации, психолого-педагогических и физиологических закономерностей физического воспитания, методов самоконтроля реакции на физическую нагрузку и разновидностью сочетания ее с отдыхом и многого другого. В педагогическом плане всему этому, не настолько сложно и трудоемко, но можно научить будущего офицера МВД России, сформировать в нем профессионально ориентированную физическую культуру личности со всеми ее основными составляющими, а в целом его культуру здорового образа жизни, индивидуализированную и креативную.

Необходимость решения данной проблемы актуализируется еще и тем, что в органах внутренних дел ответственными за физическую подготовку назначают, как правило, не специалистов в области физической культуры, в лучшем случае бывших спортсменов. Образовательные организации МВД России, к сожалению, не готовят данных специалистов.

В силу указанных причин мы в своей научно-исследовательской работе поставили следующую цель: формирование профессионально-личностной физической культуры курсанта образовательной организации МВД России, специфическую основу которой составляет физическая подготовка и образование в ней, ведущая его к самореализации.

С данной целевой позиции осуществлялись следующие психолого-педагогические условия и организационно-технологические действия:

1. В контексте профессии, социальной и личностной значимости проводилась мотивационная поддержка каждой дидактической единицы, на основе физиологических закономерностей физического воспитания, формировалась в сознании курсантов ценностная основа физической самоподготовки и образования в ней.

2. В лекционный и семинарский материал включались отдельные аспекты научной организации физической самоподготовки.

3. Не в ущерб физическому совершенствованию курсантов, практические (обязательные) занятия носили практико-методическую направленность. В вводной части, по ходу выполнения задания, во время отдыха между подходами, а также в заключительной части постоянно у курсантов формировались методические компетенции. Преподаватель отвечал не только на вопрос: что? Но и как? Почему? Что это дает? Почему так, а не иначе? Какой метод или методика? Какой их физиологический механизм и разновидность? И так далее. То есть занятия для курсантов носили открытый характер, были понятны, а не закрыты для их сознания. На каждом из них на методические беседы отводилось от 10-15 минут учебного времени. Проводились они в форме вопросов и ответов, носили также и проблемный характер.

4. Во время самостоятельных занятий во второй половине дня были организованы консультации и ряд методических семинаров (от 15-20 минут каждое) по методике развития физических способностей в проявлении силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости, а также отработки боевых приемов борьбы.

5. Анализ научных представлений на сущность деятельности и практический опыт приводят к выводу о том, что мотивированного побуждения к деятельности и желания действовать и что-либо совершать не достаточно. Необходимо помимо этого владеть способами деятельности данного процесса. На наш взгляд, процесс деятельности есть логически последовательно и функционально-технологически выстроенная техника - рационального, экономичного, оптимального планирования и эффективного выполнения действий, операций и процедур, обеспечивающих успешную реализацию поставленной диагностируемой и проверяемой по качественным признакам цели и задач ее решения [10].

С этой позиции был разработан и доведен до сведения курсантов алгоритм планирования и организации профессионально-прикладной и оздоровительной физкультурной деятельности, который представляется в следующем содержании:

- постановка цели - критериально проверяемой нормативами, тестами или образом желаемого будущего результата, того, что надо сформировать или развить и то, что поддается количественному и качественному измерению;

- определение места и количества занятий физическими упражнениями в режиме дня, недели, месяца, года (по мезо и макроциклам деятельности);

- выбор средств или видов физических упражнений (аэробных, анаэробных, силовых или скоростно-силовых и т.д.), инвентаря, технического оборудования и соответствующей одежды;

- определение форм и методов физического самовоспитания (индивидуальных, групповых, общефизической, спортивной или профессиональной подготовки);

- определение объема и интенсивности нагрузки в плане её доступности и дозирования в недельном, месячном, полугодичном или годичном периоде по восходящей, ступенчатой или волнообразной траектории;

- определение вида отдыха после каждого воздействия психофизической нагрузки (пассивный, активный, смешанный, ординарный, жесткий, экстремальный);

- выбор методов и средств самоконтроля, реакции организма на нагрузку (ЧСС, АД, функциональная проба, ортостатическая проба, время восстановления и т.д.);

- составление дневника физкультурно-оздоровительной тренировки или профессионально-прикладной физической самоподготовки, в котором по каждому дню занятия ведется запись, включающая вид упражнения, метод, методику, объем и интенсивность нагрузки, время занятий, отдыха, а также реакции организма на физическое воздействие (ЧСС, АД, сон, аппетит, нервно-психическое напряжение, боли в мышцах, бодрость, желание или его отсутствие желания заниматься физическими упражнениями, тренировкой, физической подготовкой, причины) [10].

6. С целью успешного самообразования курсантов, в помощь преподавательскому составу были подготовлены и изданы для массового пользования три учебных пособия: Физическая культура личности: теория и технология формирования, 2014; Теория и методика оздоровительной физической культуры в структуре физической самоподготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, 2016; Формирование морально-волевых качеств в контексте культуры здорового образа жизни личности курсанта вуза МВД России, 2017 [9, 10, 11].

7. Для системной организации физического самосовершенствования, самоконтроля и педагогического контроля курсантам было рекомендовано завести дневник учета индивидуальной профессионально-физкультурной деятельности. В дневнике фиксировался день занятия, вид физического упражнения и его направленность, объем и интенсивность физической нагрузки, реакция организма на нагрузку (по ЧСС и признакам утомления), а также самооценка работоспособности.

Выводы. В результате четырёхлетнего эксперимента по всем исследуемым составляющим профессионально-личностную физическую культуру курсанта были зафиксированы достоверные изменения. Значительно вырос не только уровень физической подготовленности, но и градиент творческой образованности, а также профессионально-личностной мотивации ценностей физической культуры и самореализации в ней, включая волевые и эмоциональные проявления в достижении поставленных целей. Не менее важно и то, что более 70 процентов опрошенных курсантов заявили, что после окончания образовательной организации, по месту службы, могли бы взять на себя функции внештатного инструктора по физической подготовке.

Литература:

1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД России, 2009.

2. Деятельность руководителя по организации индивидуально-воспитательной работы с личным составом ОВД в современных условиях // Профессионал. - 2014. - №5. - с. 14-19.

3. Колокольцев В.А. Безусловный приоритет - обеспечение безопасности граждан, защита их прав и законных интересов // Профессионал. - 2014. - №2. - с. 5-8.

4. Колокольцев В.А. Требуется нестандартное мышление / /Полиция России. - 2014. - №8. - с. 6-7.

5. Колокольцев В.А. Наращивать усилия и закреплять результаты // Профессионал. - 2019. - №2. - с. 4-9.

6. Кулич И. В зоне повышенного внимания // Полиция России. - 2019. - №6. - с. 3-6.

7. Москалькова Т.Н. От пробелов и противоречий - к решению проблем // Щит и Меч. - 2019. -№25(1665). - с. 4.

8. Ориентир - самые жесткие стандарты и требования // Полиция России. - 2019. - №4. - с. 3-5.

9. Соловьев Г.М., Кашин С.Н. Формирование морально-волевых качеств в контексте культуры здорового образа жизни личности курсанта вуза МВД России: учебное пособие / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. -Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2017. - 176 с.

10. Соловьев Г.М., Кашин С.Н. Теория и методика оздоровительной физической культуры в структуре физической самоподготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: учебное пособие - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2016. - 224 с.

11. Соловьев Г.М., Кашин С.Н. Физическая культура личности: теория и технология формирования): учебное пособие / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. - Москва: Илекса, 2014. - 212 с.

12. Сорокопуд Ю.В. Профессионально важные качества личности как фактор конкурентоспособности современных специалистов сферы "Человек - человек" // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 245-246.

13. Сорокопуд Ю.В. Психолого-педагогический анализ профессионально-значимых личностных качеств, определяющих успешность профессиональной педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 330-331

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления Старовойтова Жанна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ

Аннотация. В статье раскрывается проблема снижения результативности и эффективности научно-исследовательской деятельности магистрантов. Проведена диагностика успешности научно-исследовательской деятельности магистрантов в соответствие с выделенными критериями. Обоснованы организационно-педагогические условия повышения успешности научно-исследовательской деятельности обучающихся в магистратуре.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, успешность научно-исследовательской деятельности, стиль научно-исследовательской деятельности, магистратура.

Annotation. The article reveals the problem of reducing the effectiveness and efficiency of the research activities of undergraduates. Diagnostics of the success of research activities of undergraduates in accordance with the selected criteria. Organizational and pedagogical conditions for increasing the success of research activities of students in the magistracy are substantiated.

Keywords: research activity, success of research activity, style of research activity, master's degree.

Введение. Магистратура в многоуровневой системе высшего образования ориентирована на подготовку специалистов, готовых к научно-исследовательской деятельности. В ФГОС высшего образования сохраняется тенденция - до 50% объема программы подготовки магистров отводится научно-исследовательской части, увеличивается количество недель для подготовки магистерской диссертации, выполнения научно-исследовательской работы. Цель профессиональной подготовки в современной магистратуре - это магистр-исследователь, способный решать проблемы науки, задачи практики в конкретной профессиональной деятельности. Никулина Е.Г., анализируя законодательную и нормативно-правовую документацию по организации магистерского образования, отмечает «специфика требований к подготовке магистра образования состоит в усложнении аналитико-диагностического (исследовательского), преобразовательного (инновационного, творческого) и организационного (управленческого) компонентов профессиональной деятельности» [4, с. 46].

В практике реализации магистерских программ в Омском государственном педагогическом университете по направлению 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», направленность «Менеджмент в образовании», «Управление человеческими ресурсами в образовании», «Педагогика и психология профессионального обучения», в период обучения на втором курсе отмечается тенденция к снижению результативности научно-исследовательской деятельности магистрантов. В частности снижается публикационная активность, качество исследовательских проектов по изучаемым дисциплинам (в проектах отмечается низкий уровень научного обоснования исследования, качественного анализа полученных результатов, недостаточно выражена связь проектов с содержанием магистерской диссертации), повышается процент задолженностей в представлении отчетов по научно-исследовательской работе и практикам, что в свою очередь, приводит к проблемам в оформлении результатов формирующего и итогового этапов опытно-экспериментальной работы в рамках выполнения магистерской диссертации. Одну из причин возникновения данной проблемы отмечают сами магистранты - ощущение неуспешности. Исходя из этого, актуально изучение психологических характеристик успешности научно-исследовательской деятельности магистрантов, чтобы обосновать организационно-педагогические условия ее повышения.

Изложение основного материала статьи. Успешность научно-исследовательской деятельности детерминирована такими психологическими характеристиками личности как субъектность, мотивация к данному виду деятельности, способность к планированию и организации научно-исследовательской деятельности, исследовательское поведение. Субъектность проявляется в целеустремленности, потребности к исследовательской активности, направленности личности на научно-исследовательскую деятельность. Мотивационная составляющая научно-исследовательской деятельности проявляется в таких качествах личности как «любознательность, воля, увлеченность, удовольствие от научного поиска, стремление к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.