Научная статья на тему 'Обоснование необходимости диалектического единства в теории и практике профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России'

Обоснование необходимости диалектического единства в теории и практике профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / физическая подготовка / образование / ценность / личность. / physical culture / physical training / education / value / personality.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. М. Соловьев, С. Н. Кашин, Д. А. Петренков Статье Рассматривается Причинно-Следственная Обусловленность Состояния Функционирования Учебной Дисциплины «Физическая Культура» Иобра- Зования Вней Учащейся Молодежи. Обоснована Объективная Необходимость Единства Значимости Физической Подготовленности Курсантов Ислушателей Образовательной Организации Мвд России Иих Знаниевых Компетенций Вобеспечении Физического Самосовершенствования. Обозначены Основные Орга- Низационно-Педагогические Направления Врешении Данной Проблемы. Авторы Делают Вывод Отом, Что Отсутствие Впреподавании Физической Культуры Диалектического Единства Теории Ипрактики Лишает Учащихся Таких Личностных Качеств, Как Осознанная Активность, Мотивирование, Рефлексивность, Колезивность, Креативность, Опосредование, Автономность, Смыслотворчество, Самоактуализация Исамореализация. Данные Качества Крайне Необходимы Для Того, Чтобы Продолжать Дальнейшее Обучение Ввузах, Втом Числе Системы Мвд.

В статье рассматривается причинно-следственная обусловленность состояния функционирования учебной дисциплины «Физическая культура» и образования в ней учащейся молодежи. Обоснована объективная необходимость единства значимости физической подготовленности курсантов и слушателей образовательной организации МВД России и их знаниевых компетенций в обеспечении физического самосовершенствования. Обозначены основные организационно-педагогические направления в решении данной проблемы. Авторы делают вывод о том, что отсутствие в преподавании физической культуры диалектического единства теории и практики лишает учащихся таких личностных качеств, как осознанная активность, мотивирование, рефлексивность, колезивность, креативность, опосредование, автономность, смыслотворчество, самоактуализация и самореализация. Данные качества крайне необходимы для того, чтобы продолжать дальнейшее обучение в вузах, в том числе системы МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г. М. Соловьев, С. Н. Кашин, Д. А. Петренков Статье Рассматривается Причинно-Следственная Обусловленность Состояния Функционирования Учебной Дисциплины «Физическая Культура» Иобра- Зования Вней Учащейся Молодежи. Обоснована Объективная Необходимость Единства Значимости Физической Подготовленности Курсантов Ислушателей Образовательной Организации Мвд России Иих Знаниевых Компетенций Вобеспечении Физического Самосовершенствования. Обозначены Основные Орга- Низационно-Педагогические Направления Врешении Данной Проблемы. Авторы Делают Вывод Отом, Что Отсутствие Впреподавании Физической Культуры Диалектического Единства Теории Ипрактики Лишает Учащихся Таких Личностных Качеств, Как Осознанная Активность, Мотивирование, Рефлексивность, Колезивность, Креативность, Опосредование, Автономность, Смыслотворчество, Самоактуализация Исамореализация. Данные Качества Крайне Необходимы Для Того, Чтобы Продолжать Дальнейшее Обучение Ввузах, Втом Числе Системы Мвд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIONALE OF DIALECTICAL UNITY IN THEORY AND PRACTICE OF PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The article considers the cause-and-effect condition of the functioning of the discipline “Physical Culture” and the education of students in it. The objective necessity of unity of importance of physical readiness of cadets and students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia and their knowledge competence in ensuring physical self-perfection is proved. The main organizational and pedagogical directions in solving this problem are outlined. The authors conclude that the lack of dialectical unity of theory and practice in teaching physical culture deprives students of such personal qualities as: conscious activity, motivation, reflexivity, colesivity, creativity, mediation, autonomy, meaning-making, self-actualization and self-realization. These qualities are extremely necessary in order to continue further education in higher education institutions, including the Ministry of Internal Affairs, as well as in order to consciously approach the problem of physical activity and further improve the individual in the field of physical culture. This is especially important for employees of the Ministry of Internal Affairs

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости диалектического единства в теории и практике профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России»

ориентироваться в проблемах конструирования, при необходимости находить нужное решение, а также обладать актуальной информацией в области строительных и инженерных проблем и приемов их решения. Таким образом, сама система знаний и навыков архитектора представляет собой интегративную компоненту его развития и определяет ход изучения освещенной ранее проблемы.

Те же исследователи в рамках изучения рассматриваемой нами темы выделяют комплекс, по их мнению, наиболее важных требований к архитекторам относительно как фундаментальных и прикладных знаний, так и исполнительской грамотности, которая возможна лишь при усвоении специалистом системы конструктивно-графических умений. К таким требованиям относятся: совершенное владение методами и технологиями объемно-планировочного и конструкторского проектирования, а также правилами оформления технической документации, что составляет технологическую базу знаний, связанную не только проектированием, но и с технической документацией, частично - с нормативно-правовой стороной профессиональной деятельности; знание геометрических основ архитектурного формообразования, которое формируется на основе понимания сущности таких понятий, как каркас и очерк, а также классификация поверхностей по способу образования. Подобные основы формообразования составляют костяк конструктивно-графических умений и особенно тщательно рассматриваются в процессе изучения геометро-графического курса формирования криволинейных и многогранных поверхностей; овладения знаниями и навыками работы в компьютерных программах профильного типа по проектированию, моделированию и т.д.; навыками в области выполнения геометрических построений как вручную, так и с применением цифровых технологий (компьютера, графического планшета и т.д.), с помощью профильных программ и специальных ПО; формирования умения в сфере создания графических эскизов, знаний перспективы, основ рисунка и т.д.; умения правильно и гармонично компоновать в интересах проектирования рисунок от руки и точные науки (подобно инженерии или техническому конструированию); владение академическим рисунком, что лежит в основе вообще всей системы изобразительных (графических) навыков специалиста; овладения передовыми информационными технологиями, применяемыми в процессе выполнения и оформления строительной документации и визуализации проектных решений и конструктивных моделей; базового и углубленного изучения архитектурных конструкций, принципа работы и формирования умения их компоновать и применять в процессе активного проектирования и т.д. [1].

Здесь исследователи обращают внимание на сущностную компоненту понятия «конструктивно-графические умения архитектора» и определяют тот фун-

Библиографический список

дамент, на основе которого осуществляется большинство исследований сегодня. В связи с этим справедливым было бы отметить значение фундаментальных знаний и навыков в области общенаучных основ развития и устойчивого становления интеллектуального и профессионального потенциала будущего специалиста. Также важным является обозначение не только технических (конструктивных) характеристик системы рассматриваемых умений, но и художественных (графических), поскольку именно это является главным «камнем преткновения» в вопросе определения направленности архитектурной подготовки.

Н.Д. Калина также обращается к изучению рассматриваемой нами проблемы. Согласно ее позиции, профессиональные конструктивно-графические умения будущего специалиста представляют собой совокупность прежде всего интеллектуальных, а потом уже обобщенных и творческих умений. Посредством такого достаточно лаконичного определения мы можем сделать вывод о присущей данной специальности традиционности в образовательно-воспитательном подходе. Именно традиционная педагогика ставит во главу всего процесса профессиональной подготовки интеллектуальную составляющую, обязательную для развития и эффективного становления социально полезной и состоявшейся личности. Исследователь считает, что архитектор нацелен на осуществление предметно-проектной деятельности в сфере преобразования «предметно-пространственной среды с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами» и духовно-нравственной - в сфере создания и использования социальных и эстетических ценностей [2].

Рассмотрев с различных сторон основные тенденции изучения проблемы развития конструктивно-графических умений будущих архитекторов на основе интегративного подхода, нам представляется необходимым сделать комплексный вывод. Основной тенденцией изучения такого сложного комплекса умений является принятие его не просто как совокупности знаний и навыков, а, скорее, как особой структуры, содержащей в себе противоположные стороны - техническую и гуманитарно-художественную. В связи с этим нужно понимать, что такая специфика крайне логична с точки зрения интегративного подхода, через призму которого и проводятся исследования в данной области, поскольку он, как было указано ранее, рассматривает не просто систему профессиональной подготовки будущих архитекторов, но и обращается к рассмотрению каждого ее элемента, каждой подсистемы и структуры, в связи с чем справедливым было бы отметить значение построения комплекса конструктивно-графических умений в качестве фундамента всей профессиональной деятельности и культуры будущего архитектора.

1. Данченко Л.В., Туктамышов Н.К. Интегрирование практической и учебной деятельности будущих архитекторов. Современные наукоемкие технологии. 2017; № 9: 98 - 102.

2. Калина Н.Д. Система формирования профессиональных конструктивно-графических умений у будущих специалистов архитекторов-дизайнеров. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владивосток, 2005.

3. Качуровская Н.М. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов в образовательном процессе вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2005.

4. Левин И.Л. Парадигмальный анализ развития школ высшего архитектурно-художественного образования. Вестник евразийской науки. 2015; № 4 (29).

5. Никонова Е.Р, Михалчева С.Г Педагогические подходы к поэтапному развитию проектно-творческих способностей студентов в высшей архитектурной школе. Педагогика искусства. 2019; № Э: 108 - 115.

6. Панферов В.Н. Интегративный подход в образовании. Известия РГПУ имени А.И. Герцена. 200Э; № 6.

References

1. Danchenko L.V., Tuktamyshov N.K. Integrirovanie prakticheskoj i uchebnoj deyatel'nosti buduschih arhitektorov. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2017; № 9: 98 - 102.

2. Kalina N.D. Sistema formirovaniya professional'nyh konstruktivno-graficheskih umenij u buduschih specialistov arhitekiorov-dizajnerov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladivostok, 2005.

3. Kachurovskaya N.M. Formirovanie professional'noj kul'tury buduschih specialistov-arhitektorov v obrazovatel'nom processe vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2005.

4. Levin I.L. Paradigmal'nyj analiz razvitiya shkol vysshego arhitekturno-hudozhestvennogo obrazovaniya. Vestnikevrazijskojnauki. 2015; № 4 (29).

5. Nikonova E.R., Mihalcheva S.G. Pedagogicheskie podhody k po'etapnomu razvitiyu proektno-tvorcheskih sposobnostej studentov v vysshej arhitekturnoj shkole. Pedagogika iskusstva. 2019; № Э: 108 - 115.

6. Panferov V.N. Integrativnyj podhod v obrazovanii. Izvestiya RGPU imeni A.I. Gercena. 200Э; № 6.

Статья поступила в редакцию 30.04.20

УДК 378

Solovyov G.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physical Training and Sports, Stavropol branch of Krasnodar University of the Russian Interior Ministry (Stavropol, Russia), E-mail: irbis-2004@yandex.ru

Kashin S.N., police colonel, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Physical Training and Sports, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: irbis-2004@yandex.ru

Petrenko D.A., police colonel, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training and Sports, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: petrenkodmitr@yandex.ru

THE RATIONALE OF DIALECTICAL UNITY IN THEORY AND PRACTICE OF PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA. The article considers the cause-and-effect condition of the functioning of the discipline "Physical Culture" and the education of students in it. The objective necessity of unity of importance of physical readiness of cadets and students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia and their knowledge competence in ensuring physical self-perfection is proved. The main organizational and pedagogical directions in solving this problem are outlined. The authors conclude that the lack of dialectical unity of theory and practice in teaching physical culture deprives students of such personal qualities as: conscious activity, motivation, reflexivity, colesivity, creativity, mediation, autonomy, meaning-making, self-actualization

and self-realization. These qualities are extremely necessary in order to continue further education in higher education institutions, including the Ministry of Internal Affairs, as well as in order to consciously approach the problem of physical activity and further improve the individual in the field of physical culture. This is especially important for employees of the Ministry of Internal Affairs.

Key words: physical culture, physical training, education, value, personality.

Г.М. Соловьев, д-р пед. наук, проф., Ставропольский филиал ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД Российской Федерации»,

г. Ставрополь, Е-mail: irbis-2004@yandex.ru

С.Н. Кашин, канд. пед. наук, доц., нач. каф. физической подготовки и спорта, полковник полиции, Ставропольский филиал ФГКОУ ВО

«Краснодарский университет МВД Российской Федерации», Е-mail: irbis-2004@yandex.ru

Д.А. Петренко, канд. пед. наук, доц., полковник полиции Ставропольский филиал ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД

Российской Федерации», г. Ставрополь, Е-mail: petrenkodmitr@yandex.ru

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

В статье рассматривается причинно-следственная обусловленность состояния функционирования учебной дисциплины «Физическая культура» и образования в ней учащейся молодежи. Обоснована объективная необходимость единства значимости физической подготовленности курсантов и слушателей образовательной организации МВД России и их знаниевых компетенций в обеспечении физического самосовершенствования. Обозначены основные организационно-педагогические направления в решении данной проблемы. Авторы делают вывод о том, что отсутствие в преподавании физической культуры диалектического единства теории и практики лишает учащихся таких личностных качеств, как осознанная активность, мотивирование, рефлексивность, колезивность, креативность, опосредование, автономность, смыслотворчество, самоактуализация и самореализация. Данные качества крайне необходимы для того, чтобы продолжать дальнейшее обучение в вузах, в том числе системы МВД.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовка, образование, ценность, личность.

Физическая культура как область общей культуры и истории человечества является уникальным социально-государственным феноменом и основополагающим фундаментом в формировании культуры здорового образа жизни, которая обеспечивает субъектам общества не только физическое, но и психическое, ментальное и интеллектуальное здоровье. Функции физической культуры, как в социальном, так и в личностном плане многоаспектны и многогранны. Они включают не только решение оздоровительных, адаптивных, рекреационных, коррекционных и спортивных задач, но и психофизических (связанных с проявлением воли и всех видов и свойств внимания), а также развитие основных физических способностей в проявлении выносливости, силы, быстроты, гибкости и ловкости. Без них невозможно достигнуть успешности в формировании любых двигательных умений и навыков, связанных с определенной профессией, а в целом и с полноценной здоровьесберегаю-щей жизнедеятельностью. Между тем при всей значимости перечисленных функций физическая культура утрачивает свою культурологическую основу без этических, духовно-нравственных и эстетических функций. Без них, согласно высказыванию И.М. Быховской, физическая культура «животна» [1]. А без интеллектуально-образовательной функции (в широком смысле этого понятия) и функции становления и развития физической культуры личности она не обеспечивает обучаемым реализацию самой важной смысло-логи-ческой задачи предметной дисциплины - экстраполяции процесса общего физкультурного образования, физического воспитания и психофизического развития в процессы самообразования, физического самовоспитания и саморазвития [2 - 12].

Данная проблема актуализировалась многие годы в научных публикациях профессора М.Я. Виленского [2], профессора С.И. Филимоновой [12], профессора В.С. Макеевой [7] и многих других, включая и авторов данной статьи. Однако до сегодняшнего дня ничего существенного не происходит в когнитивно-познавательном плане преподавания физической культуры как учебной дисциплины ни в средней общеобразовательной школе, ни в учебных заведениях высшего профессионального образования.

При отсутствии должных компетенций в теоретических знаниях и методических умениях организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности в лучшем случае молодежь действует на ученическом или типовом уровне, копируя учителя или преподавателя, перенося то, что слышали и видели, но далеко недостаточно понимая ввиду теоретико-методической закрытости обучения сути того, что делает В определенной степени такая ситуация типична и для тех, кто заканчивает обучение в образовательных организациях МВД России, физическая самоподготовка для которых является необходимой и профессионально-ответственной, причем обязательной деятельностью. Их физическое совершенство независимо от специфики службы, должности и профиля должно поддерживаться на протяжении всей службы в органах полиции. А для этого надо быть грамотно-компетентным. Ибо, к сожалению, на практике фиксируется то, что зачастую правонарушители превосходят сотрудников полиции по уровню физической подготовленности, которые проявляют, ко всему прочему, неуверенность в свои силы, растерянность, порой трусость и недостаточные умения владеть табельным оружием, что в итоге приводит их к травмам, ранениям и гибели [3, 4].

Многолетние исследования состояния физкультурной образованности молодежи, поступающей в Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, выявляют далеко не утешительную картину: практически сто процентов отсутствия в ответах курсантами первого курса казалось бы таких расхожих понятий, как «физическая культура», «спорт», «физическое развитие», «физическое совершенство», «выносливость», «сила», «быстрота», «ловкость», «гибкость». Более того, они абсолютно не имеют представления хотя бы о краткой истории физической культуры и спорта, о ценностях и функциях физической культуры и ее направлениях (оздоровительных, адаптивных, спортивных, рекреационных и коррекционных), принципах физической культуры (общих и методических), методах развития физических качеств и целевой установки государственного образовательного стандарта по дисциплине «Физическая культура» - формирование физической культуры личности и т.д. Особенно не блещет уровень физической подготовленности у молодежи, претендующей на службу в органах полиции.

Фактологическое изложение создавшейся ситуации, естественно, требует ее рассмотрения и с позиции аналитико-синтетического подхода, иначе - выявления причинно-следственных связей и закономерностей, из них исходящих. К основным причинам мы относим следующие:

1. Недооценка Министерством образования РФ ценности уникальной универсальности социальных функций физической культуры, ее значимости в воспитании, образовании, в интеллектуальном и духовном развитии детей и учащейся молодежи, в обеспечении их здоровья во всех его проявлениях и функционировании здорового образа жизни и компетентной деятельности. Сегодня лишь в начальной школе оставлено три урока по физической культуре, а было, и совсем недавно, с первого по одиннадцатый класс. Убран из системы общего образования и выпускной экзамен по теории физической культуры.

Идентичное отношение к физической культуре как обязательной дисциплине и в высшей профессиональной школе. Вместо четырех часов в неделю на первом курсе (набор 2019 года) два часа убрали. Со следующего учебного года планируется лишь по одному занятию в неделю на трех курсах. А это ни что иное, как имитация, а точнее, профанация дисциплины. Ибо для поддержания психофизического состояния, хотя бы на оптимальном уровне, организму человека требуется не менее трех занятий в неделю. Физиологами давно экспериментально доказано, что через 48 часов после физической нагрузки начинает стираться ее следовой эффект, а через неделю вообще угасает тот уровень физической подготовленности, который был достигнут на предыдущем занятии. В этой связи речи о качестве здоровья, психофизическом развитии и физическом совершенствовании учащейся молодежи в условиях современной системы образования быть не может.

Более того, в вузах вводится и интерактивная дистанционная форма лекционных занятий, лишающая субъектов образования «живого», прямого общения и мотивирования у студентов действительной активности в физкультурном образовании на уровне высшей школы, а также осознанные потребности к познанию. А на практике выходит то, что «интер» есть, а особой активности нет С целью «экономизации» системы образования, сокращением количества штатных единиц профессорско-преподавательского состава введена и элективная форма ор-

ганизации занятий по физкультурно-оздоровительным и спортивным интересам студентов. Но при этом фактически ни в одном гражданском вузе РФ, и особенно коммерческих, нет соответствующей этой форме инфраструктурной и инструментальной составляющих, эффектно обеспечивающих данную форму организации занятий. Например, в Ставропольском Северо-Кавказском федеральном университете при введении элективной формы по дисциплине «Физическая культура» около 500 студентов изъявили желание заниматься шахматами. И в основном это были студенты юридических специальностей. Как выяснилось, мотивирующей причиной такого выбора являлось нежелание носить с собой спортивную одежду и обувь, переодеваться на занятия и прочие неубедительные основания своих «физкультурных» желаний.

2. Обусловленность удручающей ситуации связана с тем, что из структуры Министерства образования убрали отдел по физической культуре, ранее контролирующий качество образования по данной дисциплине, а также развитие массового и большого спорта в учебных заведениях страны. Он обеспечивал объективность статистических данных по физической подготовленности учащейся молодежи, а также привлекал ведущих ученых к составлению примерных программ по дисциплине «Физическая культура» и инструкций по функциональной деятельности кафедр, отвечающих за данный предмет. Под эгидой отдела активно работал и научно-методический Совет по физической культуре Министерства образования России, в рамках которого организовывались семинары и научно-практические конференции, издательство журналов, по сути, обмен научным и практическим опытом. Именно отдел по физической культуре, научно-методический Совет и ведущие ученые, такие как М.Я. Виленский, А.В. Лотоненко, Ю.И. Евсеев, С.И. Филимонова и другие защищали необходимый для системы образования детей и учащейся молодежи ценностный статус физической культуры как учебной дисциплины.

3. Уровень профессионализма, определяющийся недопониманием учителями физической культуры стратегической и долгосрочной, на протяжении всей жизни значимости единства и взаимосвязи основных составляющих физической культуры личности (мотивационно-потребностных, физического совершенства, социально-духовных, эмоционально-волевых, образовательно-когнетивных и конструктивно-процессуально деятельностных). Именно соответствующая теоретико-методическая образованность (на уровне всех степеней абстракции знания) и продуктивные самообеспечивающие конструктивные умения использования знаний, а также различных средств и форм физкультурной самодеятельности как раз и определяют методологическую смысловую базовую культурологичность физической культуры как гуманитарной и в то же время естественно-научной дисциплины.

Многолетние авторские наблюдения свидетельствуют о том, что практическая педагогическая деятельность учителей физической культуры, как правило, направлена, в основном, на двигательное образование, определенное возрастной и гендерной особенностями, уровнем физической подготовленности учащихся, и сдачу ими норм комплекса ГТО. Отчасти и на реализацию оздоровительных, рекреационных и спортивно-массовых функций, что в целом и качественно в условиях двух занятий в неделю осуществить практически невозможно. А именно в силу того научно доказано, что два урока по физической культуре обеспечивают всего лишь 11 процентов естественной физиологической двигательной потребности детей и учащейся молодежи.

Рассмотрение сути проблемы приводит к заключению о том, что причинно-следственные связи и противоречия, их определяющие, реально (объективно) неадекватны декларируемым положениям Конституции РФ, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «Физической культуре и спорте в Российской Федерации», в которых определены права граждан РФ на обеспечение здоровья и функционирование физической культуры и спорта в учебных заведениях и создание условий, их обеспечивающих. Тем не менее, исходя из тенденций современного состояния физической культуры как дисциплины в системе образования России, напрашивается прогностический вывод о том, что в итоге по примеру вузов и школ Америки и большинства стран Западной Европы она как обязательный предмет и фундаментальная область общей культуры россиян вскоре будет ликвидирована. А именно по принципу того, что им хорошо, то и для России должно быть хорошо. В отрицании истины о том, что физическая культура в общеобразовательной и высшей профессиональной школе является основой здоровья, продуктивного и репродуктивного долголетия, а также фундаментом массового и большого спорта, а в итоге готовности молодежи к службе в армии и защите Родины.

Естественно, данная учебная дисциплина будет сохранена лишь в вузах Вооруженных Сил РФ, ФСБ, МВД и других силовых структурах, но в виде физической подготовки. При этом актуальность ее теоретико-методического образования не утратится никогда в качестве базовой основы физического самосовершенствования и во время учебы, и после окончания молодежью специальных учебных заведений. Тем более еще и по причине того, что система образования МВД России пока не готовит квалифицированных специалистов для службы ОВД в данной деятельности. Ответственные за физическую подготовку назначается, но они, как правило, в большинстве своем не имеют необходимых для этого образовательных компетенций. Без особых финансовых затрат их можно было бы готовить в форме дополнительного образования по примеру гражданских вузов.

В этом плане кафедра физической подготовки и спорта Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России реализует несколько педагогических направлений:

1. По ходу трансляции содержания программно-определенной тематики лекционных и семинарских занятий формируются в сознании курсантов и слушателей следующий перечень компетенций:

Предметно-содержательный, раскрывающий сущность физической культуры, спорта и физической подготовки сотрудника ОВД в образовательной системе МВД России.

Понятийный, вскрывающий современную смысловую суть основных определений, понятий в теории и методике физической культуры, спорте и физической подготовке сотрудников полиции.

Когнитивно-познавательный, определяющий содержательно-ценностные характеристики физического, психического, социального духовно-нравственного, ментального и интеллектуального здоровья сотрудника ОВД и его культуры здорового образа жизни, основанный на междисциплинарной научной связи гуманитарных и естественно-научных дисциплин.

Практико-ориентированный, рассматривающий научно-теоретические и методические основы деятельности в физической самоподготовке сотрудника полиции, обеспечивающие профессиональную психофизическую самодостаточность, активную работоспособность и креативность в самообразовании, самовоспитании, а также уверенность в свои силы и проявлении воли и смелости.

2. Учебная деятельность обучаемых курсантов и слушателей, как правило, имеет практико-методическую направленность, включающую общефизическую и профессионально-прикладную физическую подготовку. В подготовительной (вводной), основной и заключительной части занятия раскрываются не только цели и задачи занятия, но и содержание используемых методов, ищутся на вопросы почему, зачем, что это дает, на что влияет, почему так, а не иначе. На практике обеспечивается уточнение и понятийного аппарата (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости, воли и внимания), их проявления в различных профессионально-обусловленных ситуациях. То есть осуществляется реализация педагогического принципа осознанности того, что делаем и как делаем, сознательности, активности и мотивации с учетом перспективы компетентной грамотности в самоподготовке.

3. Для устранения искусственно созданной системы общего образования тотальной безграмотности учащихся в области физической культуры и повышения уровня образованности в ней курсантов и слушателей вуза МВД России кафедрой физической подготовки и спорта Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России был разработан учебно-методической комплекс в составе трех учебных пособий:

1. «Физическая культура личности (теория и технология формирования)» [9]. В данном пособии рассматриваются современные научные представления на содержание физической культуры личности (как ведущей целевой установки государственного образовательного стандарта по дисциплине «Физическая культура» для всех вузов РФ независимо от ведомственной принадлежности) и технологии ее формирования в образовательном процессе высшего профессионального учебного заведения, основу которого составляют концептуальные положения о качестве образования и компетентностном подходе, его обеспечивающим.

2. «Теория и методика оздоровительной физической культуры в структуре физической самоподготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России» [10]. На основе компетентностного и креативно-деятельностно-го подходов в учебном пособии раскрывается содержание научно-теоретических и методических основ оздоровительной физической культуры в личностно-дея-тельностных составляющих физического самосовершенствования обучаемых в образовательной организации МВД России.

3. «Формирование морально-волевых качеств в контексте культуры здорового образа жизни личности курсанта вуза МВД России» [11]. В учебном пособии с методологических и мировоззренческих позиций раскрываются теоретические, философские, социально-духовные, психофизические, социально-психологические и практические процессуально-деятельностные аспекты культуры здорового образа жизни, а также содержание волевых качеств, их обеспечивающих, в структурно-личностных составляющих курсанта полиции.

4. С целью разработки технологической модели формирования профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для органов внутренних дел было проведено исследование. В рамках научной работы осуществлен ретроспективный анализ имеющегося научного и практического опыта и определены ведущие теоретико-методологические и мо-дельно-конструктивные подходы решения данной проблемы. На основе положительных результатов был сделан вывод о том, что подготовка инструкторско-пе-дагогических кадров для ОВД России вполне приемлема, доступна, полезна и необходимо потребностна [8].

5. На сегодня рассматривается идея о введении в экзаменационные билеты по практическим заданиям двух вопросов по теории и методике физической самоподготовки сотрудника полиции.

6. Необходимость систематического проведения семинаров, круглых столов, консультаций и конференций, посвященных проблемам физической подго-

товки, самоподготовки и методическому образованию в них, объективна как одна из форм физкультурного образования сотрудника ОВД.

На основании всего изложенного выше нами представляются следующие выводы.

1. Рассматриваемая проблема условий функционирования физической культуры как в общеобразовательной, так и высшей профессиональной школе имеет и объективные и субъективные причины. Она актуализируется в течение многих десятилетий ведущими учеными и специалистами, но в итоге никаких положительных сдвигов не наблюдается, а происходит все наоборот. Например, на какой юридической основе можно объяснить тот факт, что сокращение количества уроков и занятий по дисциплине «Физическая культура» в школе и вузе происходили по причине того, что определенного министерствами объема учебных часов не хватает для других предметов. И это при том, что Президент РФ постоянно акцентирует внимание общественности на неоспоримую ценность физической культуры и спорта в воспитании молодежи и готовности их к труду и защите Родины. А если нет необходимой инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, то ее надо создавать, строить залы, площадки и стадионы при учебных заведениях всех уровней и профилей.

2. Образование по теории и методике физической самоподготовки курсантов и слушателей вуза МВД РФ должно иметь равноценную значимость, как и их уровень физической подготовленности, а в целом уровень физической культуры личности сотрудника полиции. При этом образование становится реально-действенным и эффективным, если оно экстраполируется в трансформацию самоБиблиографический список

образования личности, ее стиль образа мышления, а в итоге мировоззрение, убежденность, необходимость и потребность.

3. Именно личность всегда и во всем поднимается над обстоятельствами, диктуемыми социумом и условиями функционирования профессиональной деятельности. Только личность в самой глубокой психологической сути разрабатывает свою стратегию отношения к обстоятельствам жизни - быть или не быть, иметь или не иметь.

4. Системы американского и европейско-западного образования вообще не свойственны российскому менталитету сознания и практики. Их насаждение даже в условиях активной и агрессивной информационной войны приводит в итоге к разрушению российской системы образования, того лучшего, что считалось передовым во всем мире, а в итоге - к духовно-нравственной и психофизической деградации.

Тем самым отсутствие в преподавании физической культуры диалектического единства теории и практики лишает учащихся таких личностных качеств, как осознанная активность, мотивирование, рефлексивность, колезивность, креативность, опосредование, автономность, смыслотворчество, самоактуализация и самореализация.

Между тем данные качества крайне необходимы для них и для того, чтобы продолжать дальнейшее обучение в вузах, в том числе системы МВД, а также для того, чтобы осознанно подходить к проблеме физической активности и дальнейшего совершенствования личности в области физической культуры. Особенно это важно для работников системы МВД.

1. Быховская И.М. «Быть телом» - «иметьтело» - «творить тело»: три уровня бытия. HOMO SOMATUS и проблемы физической культуры. Теория и практика физической культуры. 199Э; № 7: 2 - 5.

2. Виленский М.Я., Масалова О.Ю., Горшков AX. Педагогическое использование потенциала комплекса ГТО в ценностях профессионального образования и саморазвития личности. Культура физическая и здоровье. 2015; № Э (54): 29 - Э8.

3. Доттуев Т.И. Концепция обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД России. Культура физическая и здоровье. 2019; № 2 (70): 142 - 14Э.

4. Карданов A.K Значение физической подготовки в профессиональной деятельности современного полицейского. Теория и практика общественного развития. 2014; № 11: 118 - 120.

5. Лотоненко A.A., Лотоненко АВ., Молодых AE., Бабайцев С.В., Буганов Н.И. Всероссийский физкультурный комплекс ГТО в пространстве педагогической системы формирования физической культуры личности. Культура физическая и здоровье. 2017; № 2 (62): 12 - 15.

6. Лукяненко В.П. Сущность понятия и главное предназначение образования по физической культуре. Постановка проблемы. Физическая культура в школе. 2016; № 2: 2 - 8.

7. Макеева В.С. Физическая подготовка в обеспечении личной безопасности курсантов обучающихся по профилю ГИБДД. Культура физическая и здоровье. 2015; № Э (54): 48 - 50.

8. Петренко ДА Формирование профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров МВД по физической подготовке: монография. Владикавказ, 2015.

9. Соловьев Г.М. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учебное пособие. Москва: Илекса, 2014.

10. Соловьев ГМ. Теория и методика оздоровительной физической культуры в структуре физической самоподготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: учебное пособие. Ставрополь, 2016.

11. Соловьев Г.М. Формирование морально-волевых качеств в контексте культуры здорового образа жизни личности курсанта вуза МВД России: учебное пособие. Ставрополь, 2017.

12. Филимонова С.И. Физическая культура и спорт - пространство, формирующее самореализацию личности: монография. Москва, 2004.

References

1. Byhovskaya I.M. «Byt telom» - «imet' telo» - «tvorit telo»: tri urovnya bytiya. HOMO SOMATUS i problemy fizicheskoj kul'tury. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 199Э; № 7: 2 - 5.

2. Vilenskij M.Ya., Masalova O.Yu., Gorshkov A.G. Pedagogicheskoe ispol'zovanie potenciala kompleksa GTO v cennostyah professional'nogo obrazovaniya i samorazvitiya lichnosti. Kul'tura fizicheskaya izdorov'e. 2015; № Э (54): 29 - Э8.

3. Dottuev T.I. Koncepciya obucheniya boevym priemam bor'by sotrudnikov OVD Rossii. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2019; № 2 (70): 142 - 14Э.

4. Kardanov A.K. Znachenie fizicheskoj podgotovki v professional'noj deyatel'nosti sovremennogo policejskogo. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 11: 118 - 120.

5. Lotonenko A.A., Lotonenko A.V., Molodyh A.V., Babajcev S.V., Buganov N.I. Vserossijskij fizkul'turnyj kompleks GTO v prostranstve pedagogicheskoj sistemy formirovaniya fizicheskoj kul'tury lichnosti. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2017; № 2 (62): 12 - 15.

6. Lukyanenko V.P. Suschnost' ponyatiya i glavnoe prednaznachenie obrazovaniya po fizicheskoj kul'ture. Postanovka problemy. Fizicheskaya kul'tura v shkole. 2016; № 2: 2 - 8.

7. Makeeva V.S. Fizicheskaya podgotovka v obespechenii lichnoj bezopasnosti kursantov obuchayuschihsya po profilyu GIBDD. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2015; № Э (54): 48 - 50.

8. Petrenko D.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov MVD po fizicheskoj podgotovke: monografiya. Vladikavkaz, 2015.

9. Solov'ev G.M. Fizicheskaya kul'tura lichnosti (teoriya i tehnologiya formirovaniya): uchebnoe posobie. Moskva: Ileksa, 2014.

10. Solov'ev G.M. Teoriya i metodika ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'tury v strukture fizicheskoj samopodgotovki kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii: uchebnoe posobie. Stavropol', 2016.

11. Solov'ev G.M. Formirovanie moral'no-volevyh kachestv v kontekste kul'tury zdorovogo obraza zhiznilichnostikursanta vuza MVD Rossii: uchebnoe posobie. Stavropol', 2017.

12. Filimonova S.I. Fizicheskaya kul'tura i sport - prostranstvo, formiruyuschee samorealizaciyu lichnosti: monografiya. Moskva, 2004.

Статья поступила в редакцию 15.05.20

УДК 371

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Telenskaya D.Yu., Humanities and Education Science Academy, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

LEADING FACTORS IN THE FORMATION OF ARTISTIC TASTE AMONG STUDENTS BY MEANS OF THEATER AND POP ART. The article discusses the essence and specificity of the process of the formation of artistic taste among students by applying various means, including theatrical and variety art. The specific characteristics and factors of these types of arts, as well as their structural features, are distinguished. Related essential elements are considered (for example, such definitions as "musical taste" and "artistic and aesthetic worldview"). The author notes the importance of timely identification, formation and development of the system of artistic and aesthetic taste of a young person, which should be recognized and perceived as the key goal of aesthetic education in the pedagogical reality of the sociocultural space of the modern university. It is necessary to take into account the influence on student youth of all kinds of arts and, above all, theatrical and variety. These types are the most attractive and interesting for student youth, due to which they can be used as active motivators for the process of pedagogical education of artistic taste and the formation of a system of spiritual and moral values among students of the university.

Key words: artistic and aesthetic taste, aesthetic education, artistic and aesthetic worldview, factors in the formation of artistic taste, theater and pop art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.