Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗИЧЕСКОГО ФОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗИЧЕСКОГО ФОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PHYSICAL EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLE / TASKS OF PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моськин Сергей Александрович, Алдошина Евгения Александровна

В статье определяется роль и значение физического воспитания личности, в том числе сотрудников ОВД, как основополагающая составляющая здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моськин Сергей Александрович, Алдошина Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE AND PHYSICAL EDUCATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article defines the role and importance of physical education of a person, including police officers, as a fundamental component of a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗИЧЕСКОГО ФОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗИЧЕСКОГО ФОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE AND PHYSICAL EDUCATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Моськин Сергей Александрович

старший преподаватель кафедра «Физической подготовки и спорта» Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова г. Орел, Россия Moskin Sergey Alexandrovich Senior Lecturer

Department of «Physical Training and Sports»

Oryol Law Institute

Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova

Oryol, Russia

Алдошина Евгения Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина г. Орел, Россия Aldoshina Evgeniya Aleksandrovna candidate of pedagogics associate Professor of physical education chair Orel state agrarian University name N. In. Parakhina

Orel, Russia

Аннотация. В статье определяется роль и значение физического воспитания личности, в том числе сотрудников ОВД, как основополагающая составляющая здорового образа жизни.

Abstract. The article defines the role and importance of physical education of a person, including police officers, as a fundamental component of a healthy lifestyle.

Ключевые слова. Физическое воспитание, здоровый образ жизни, задачи физического воспитания.

Keywords. Physical education, a healthy lifestyle, the tasks of physical education.

Культура общества и культура образования - взаимозависимые, взаимообусловленные явления. Культура общества, как понятие более широкое, включает в себя и культуру образования. Можно говорить о том, что культура общества определяет содержание культуры образования. В свою очередь культура образования выводит культуру общества на высокий уровень посредством накопления

знаний из различных отраслей. Следовательно, данные явления оказывают положительное воздействие на развитие друг друга.

Глобальные изменения мировой культуры, которые наблюдаются в настоящее время, стали следствием технического прогресса. Данные изменения выражаются в появлении нового направления культуры - постиндустриальной, которая характеризуется следующим образом:

1) преобладание автономно-гуманистического типа сознания людей;

2) гражданская направленность общества;

3) преобладание креативных моделей образования и т.д.

В свою очередь, изменение культуры общества привели к изменению культуры образования и появлению образовательной парадигмы, которая обусловлена переходом от репродуктивно-педагогической цивилизации к цивилизации креативно-педагогической.

Изменение образовательных программ привели к значительному повышению требований, предъявляемых к выпускникам высших учебных заведений, в том числе и к курсантам ВУЗов МВД РФ. Современные программы обучения высших учебных заведений не только должны отвечать Государственным образовательным стандартам, но так же должны быть направлены на развитие коммуникативной, творческой личности, с высоким уровнем профессиональной подготовки.

Важнейшим компонентом культуры общества и культуры образования выступает физическая культура. В связи с чем, модернизация системы образования обуславливает необходимость внесения изменений в сферу физической культуры.

В свою очередь на протяжении веков функцию физического совершенствования человека выполняло физическое воспитание. Развитие теории физического воспитания и ее дополнение научными знаниями привели к возникновению теории воспитания физической культуры, которая в полной мере соответствовала идеям постиндустриального общества.

Положения новой теории гласили, что целью физической культуры студентов и курсантов является воспитание физической культуры личности.

При этом, в теории выделяют два уровня ценностей физической культуры. В первую группу относятся общественные ценности: общий уровень знаний о методах и средствах физического совершенствования человека, о престижности физической культуры и ее популярности в обществе. Что же касается второй группы, то в нее входят личные физкультурные ценности, которые, в свою очередь, включают знания отдельной личности в области физической культуры, уровень развития физических качеств отдельной личности, ее двигательные умения и навыки, а также мотивация физической активности[1,77].

Итак, физическое совершенствование курсантов образовательных организаций системы МВД РФ должно быть направлено на совершенствование его двигательных навыков и умений, а в целом и уровня физической подготовки.

В образовательных организациях системы МВД РФ для решения вышеназванных задач по учебному плану проводятся занятия по физической подготовке курсантов и слушателей.

Под физической подготовкой, в самом широком смысле, понимается процесс воспитания физических качеств и навыков, которые имеют прикладную направленность в трудовой, военной или иной деятельности.

Физическая подготовка, как дисциплина, имеет большую прикладную направленность, в связи с наличием высоких требований, предъявляемых к физической подготовке сотрудников Органов внутренних дел, которые обусловлены опасными условиями их практической деятельности. Иначе говоря, процесс физического воспитания курсанта направлен в большей мере на реализацию государственных нужд: защиту правопорядка и законности, а также общества и государства от преступных посягательств.

Уровень физической подготовки, преподаваемой в образовательных организациях системы МВД РФ, способен обеспечивать полноценную готовность сотрудников к выполнению своих профессиональных задач. Нагрузки по физической подготовке являются достаточно высокими и по своей направленности имеют прогрессивный характер. Кроме того, требования, предъявляемые при сдаче нормативов, изменяются ежегодно в соответствии с различным этапом обучения.

Правоохранительная деятельность по своему содержанию включает в себя деятельность по применению физической силы, в том числе и боевых приемов борьбы, а также специальных средств и огнестрельного оружия. С учетом вышесказанного, программы физической подготовки курсантов МВД РФ строятся с учетом направленности на совершенствование физических качеств будущих сотрудников полиции. Программы физической подготовки и физического воспитания курсантов должны способствовать достижению жизненных и профессиональных целей.

В целях совершенствования профессиональной подготовки курсантов в учебную дисциплину «физическая подготовка» были внедрены принципы теории и практики спорта[2,47]:

1) принцип отражения цели как основы построения тренировочной деятельности;

2) принцип программно-целевой организации тренировочного процесса;

3) принцип применения сопряжено-последовательной системы организации нагрузки.

Как было рассмотрено ранее, процесс физического воспитания курсантов образовательных организаций системы МВД РФ имеет свою специфику, в связи с чем данный вид воспитания будет корректно именовать профессионально-прикладное физическое воспитание.

Как и любой вид воспитания, профессионально-прикладное физическое воспитание в образовательных организациях системы МВД РФ имеет свою систему, которая включает в себя следующие элементы.

Во-первых, это неспециальное физкультурное образование, реализация которого, в частности, происходит на занятиях по физической подготовке. Данный элемент системы направлен на решение двух основных задач. Первая задача заключается в необходимости овладения курсантами базовым уровнем физической культуры. Вторая задача заключается в необходимой подготовке курсантов к реше-

нию оперативно-служебных задач путем формирования его физической подготовленности.

Во-вторых, это прикладные виды спорта. Данный элемент направлен на повышение уровня физической и психологической подготовленности курсанта, а также на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями.

В-третьих, это физическая рекреация. Данный элемент направлен на удовлетворение биологических потребностей человека в активности и движении, укрепление здоровья, повышение физической работоспособности. Кроме того, физическая рекреация помогает курсантам организовать свой досуг.

В-четвертых, это двигательная реабилитация - элемент, основная функция которого заключается в быстром восстановлении своей физической формы после различных травм и заболеваний.

Вместе с тем, в теории существуют и иные взгляды на строение профессионально-прикладного физического воспитания курсантов образовательных организаций системы МВД РФ. Так, выделяют следующие компоненты профессио-нально-прикладного физического воспитания:

1) образовательный компонент, сущность которого заключается в накоплении знаний о средства и методах физической культуры, ее принципах, а также знаний о способах повышения уровня физической выносливости и работоспособности;

2) мотивационно-ценностный компонент, который подразумевает ориентацию личности на активное отношение к освоению ценностей физической культуры, устойчивую потребность в занятиях по физической культуре;

3) практико-деятельностный компонент, сущность которого заключается в участии курсанта вразличного рода физкультурно-спортивных мероприятиях;

4) компонент физической подготовленности, которые включает в себя как физическую, так и умственную готовность к выполнению различных нормативов, а также совершенное владение умениями и навыками профессионально-прикладного характера.

Кроме того, физическое воспитание, как и любой другой вид воспитания, имеет свой комплекс конкретных задач. Все задачи отражают многогранность процесса физического воспитания, этапы развития воспитуемых.

Изучая данный вопрос, В.С. Кшевина выделила две группы задач физического воспитания: специфические и общепедагогические [3,139].

К специфическим задачам относятся:

1) задачи по оптимизации физического развития человека;

2) образовательные задачи.

Задачи по оптимизации развития человека направлены на оптимальное развитие физических качеств конкретного человека, в нашем случае курсанта, укрепление состояния его здоровья, работоспособности, закаливание организма, совершенствование телосложения, многолетнее поддержание своей профессиональной трудоспособности.

Образовательные задачи имеют свою направленность на формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков, а также приобретение базовых, основополагающих знаний научно-практического характера.

Общепедагогические задачи ориентированы в больше степени на формирование личности человека. В частности, они содействуют развитию моральных и нравственных качеств личности, поведению человека в рамках общепринятых норм, развитию психомоторной функции.

Поведение курсанта, основанное на нормах морали и нравственности, воспитанное преподавателем, а также их трудолюбие, смелость, стойкость духа, выработанные курсантами на занятиях по физической подготовке, непосредственно в полной мере отражаются в повседневной жизни и государственной службе.

В связи с этим, нельзя не согласиться с высказыванием И. В. Прохоровой и Г. А. Дзержинского, а том, что физическое воспитание является ядром, центром, физической культуры, так как выступает в роли организационного процесса передачи, использования и преумножения ценностей физической культуры. Именно благодаря физической культуре и физическому воспитанию курсант становится физически и психологически устойчивым, а их личностные качества развиваются благодаря их индивидуальным особенностям.

Преподаватели физической подготовки образовательных учреждений МВД РФ на своих занятиях своей задачей предусматривают воспитание курсантов и слушателей. Для достижения поставленной задачи предлагается решение следующих воспитательных задач:

1) понимание обучающимися роли и значения физической подготовки в разви-тии личности и формировании моральных качеств;

2) освоение научно-теоретическими, организационно-методическими, педагогическими и практическими аспектами физической подготовки, в дальнейшем служебной деятельности применения на практике в ходе оказания противодействия и задержания правонарушителя;

3) формирование привычки по соблюдению личной и общественной гигиены;

4) формирование психических, психологический и физических качеств для решения специфических задач, стоящих перед сотрудниками ОВД;

5) создание условий, которые способствуют оптимальному освоению знаний, умений и навыков по физическому развитию курсанта;

6) поддержание и укрепление состояния здоровья посредством проведения спортивно-массовых мероприятий.

Помимо вышеперечисленных можно выделить еще одну задачу, решаемую посредством физической подготовки - это формирование гуманистического отношения к людям, патриотизма, моральных, нравственных и волевых способностей.

Здоровый курсант и слушатель (в дальнейшем практический работник ОВД) -это государственный служащий, который может постоянно с уверенностью выполнять свои служебный обязанности. Чему способствует двигательная активность как фактор, непосредственно влияющий на результат их профессиональной деятельности. Поэтому одним из наиболее эффективных средств улучшения двигательной активности обучающихся в образовательных организациях системы МВД России является грамотное использование широкого спектра средств

физической подготовки и спорта, а также использование индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Таким образом, физическая культура и физическое воспитание явления взаимообусловленные и взаимосвязанные. Физическое воспитание составляет ядро физической культуры. Физическое воспитание курсантов образовательных организаций системы МВД РФ имеет свои особенности, обусловленные кругом специфических задач, решаемых сотрудниками ОВД в своей практической деятельности. Вместе с тем, физическое воспитание курсантов, как профессио-нально-прикладной вид воспитания, также имеет свою структуру и задачи, направленные на всестороннее развитие личности курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД РФ.

Литература

1. Зягинцев М. В. Физическое воспитание курсантов как часть процесса воспитания // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56. С. 7581.

2. Лавриенкова Д. И. Структура и направления физического воспитания. // Физическое воспитание студентов. 2016. № 5. С. 39-49.

3. Малин Е. Г. Физическая подготовка как важнейший фактор воспитания личности курсанта ВУЗа МВД России // Педагогические технологии в современном высшем профессиональном образовании. 2017. № 4. С. 138-140.

References

1. Zyagintsev M. V. Fizicheskoe vospitanie kursantov kak chast' protsessa vospitaniya [Physical education of cadets as part of the education process]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern teacher education, 2017, no. 56, pp. 7581.

2. Lavrienkova D. I. Struktura i napravleniya fizicheskogo vospitaniya [The structure and directions of physical education]. Fizicheskoe vospitanie studentov - Physical education of students, 2016, no. 5, pp. 39-49.

3. Malin E. G. Fizicheskaya podgotovka kak vazhneyshiy faktor vospitaniya lichnosti kursanta VUZa MVD Rossii [Physical training as the most important factor in the education of the personality of a cadet of a university of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Pedagogicheskie tekhnologii v sovremennom vysshem professional'nom obrazovanii -Pedagogical technologies in modern higher professional education, 2017, no. 4, pp. 138-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.