Научная статья на тему 'Медико-биологические вопросы безопасности личности и здорового образа жизни'

Медико-биологические вопросы безопасности личности и здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PHYSICAL EDUCATION / A HEALTHY LIFESTYLE / THE TASKS OF PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моськин Сергей Александрович

В статье определяется роль и значение физического воспитания личности, в том числе сотрудников ОВД, как основополагающая составляющая здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моськин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND BIOLOGICAL ISSUES OF PERSONAL SAFETY AND HEALTHY LIFESTYLE

The article defines the role and importance of physical education of a person, including police officers, as a fundamental component of a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Медико-биологические вопросы безопасности личности и здорового образа жизни»

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

MEDICAL AND BIOLOGICAL ISSUES OF PERSONAL SAFETY AND HEALTHY LIFESTYLE

Моськин Сергей Александрович

старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Moskin Sergey Alexandrovich senior lecturer

Department of "Physical Training and Sports" Orel Law Institute Ministry ofInternal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova

Orel, Russia

Аннотация. В статье определяется роль и значение физического воспитания личности, в том числе сотрудников ОВД, как основополагающая составляющая здорового образа жизни.

Abstract. The article defines the role and importance of physical education of a person, including police officers, as a fundamental component of a healthy lifestyle.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровый образ жизни, задачи физического воспитания.

Keywords: physical education, a healthy lifestyle, the tasks of physical education.

Медико-биологические вопросы безопасности личности, в том числе и сотрудников ОВД, непосредственно связаны с поддержанием личностью здорового образа жизни. На протяжении веков функцию физического совершенствования человека выполняло физическое воспитание. Развитие теории физического воспитания и ее дополнение научными знаниями привели к возникновению теории воспитания физической культуры, которая в полной мере соответствовала идеям постиндустриального общества.

Положения новой теории гласили, что целью физической культуры студентов и курсантов является воспитание физической культуры личности.

Физическое воспитание, как и любой другой вид воспитания, имеет свой комплекс конкретных задач. Все задачи отражают многогранность процесса физического воспитания, этапы развития воспитуемых.

Изучая данный вопрос, В. С. Кшевина выделила две группы задач физического воспитания: специфические и общепедагогические [1, с. 77].

К специфическим задачам относятся:

1) задачи по оптимизации физического развития человека;

2) образовательные задачи.

Задачи по оптимизации развития человека направлены на оптимальное развитие физических качеств конкретного человека, в нашем случае курсанта, укрепление состояния его здоровья, работоспособности, закаливание организма, совершенствование телосложения, многолетнее поддержание своей профес-сиональной трудоспособности.

Образовательные задачи имеют свою направленность на формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков, а также приобретение базовых, основополагающих знаний научно-практического характера.

Общепедагогические задачи ориентированы в больше степени на формирование личности человека. В частности, они содействуют развитию моральных и нравственных качеств личности, поведению человека в рамках общепринятых норм, развитию психомоторной функции.

Поведение курсанта, основанное на нормах морали и нравственности, воспитанное преподавателем, а также их трудолюбие, смелость, стойкость духа, выработанные курсантами на занятиях по физической подготовке, непосредственно в полной мере отражаются в повседневной жизни и государственной службе.

В связи с этим, нельзя не согласиться с высказыванием И. В. Прохоровой и Г. А. Дзержинского, а том, что физическое воспитание является ядром, центром, физической культуры, так как выступает в роли организационного процесса передачи, использования и преумножения ценностей физической культуры. Именно благодаря физической культуре и физическому воспитанию курсант становится физически и психологически устойчивым, а их личностные качества развиваются благодаря их индивидуальным особенностям.

Преподаватели физической подготовки образовательных учреждений МВД РФ на своих занятиях своей задачей предусматривают воспитание курсантов и слушателей. Для достижения поставленной задачи предлагается решение следующих воспитательных задач:

1) понимание обучающимися роли и значения физической подготовки в развитии личности и формировании моральных качеств;

2) освоение научно-теоретическими, организационно-методическими, педагогическими и практическими аспектами физической подготовки, в дальнейшем служебной деятельности применения на практике в ходе оказания противодействия и задержания правонарушителя;

3) формирование привычки по соблюдению личной и общественной гигиены;

4) формирование психических, психологический и физических качеств для решения специфических задач, стоящих перед сотрудниками ОВД;

5) создание условий, которые способствуют оптимальному освоению знаний, умений и навыков по физическому развитию курсанта;

6) поддержание и укрепление состояния здоровья посредством проведения спортивно-массовых мероприятий.

Помимо вышеперечисленных можно выделить еще одну задачу, решаемую посредством физической подготовки - это формирование гуманистического отношения к людям, патриотизма, моральных, нравственных и волевых способностей.

Занятия по физической подготовке в образовательных системах МВД оставляют свой отпечаток на курсантах не только как на индивиде, но и как на личности. В частности, особенностями проявления общих закономерностей развития человека в спорте являются[2, с. 44]:

1) гетерохронность развития спортсмена как человека проявляется в избирательности акселерации, что не является общей и касается прежде всего именно тех психологических проявлений, развитие которых необходимо для спортивной деятельности в целом и для конкретного вида спорта в частности. Например, исследования свидетельствуют о том, что уровень самооценки у игроков высокого уровня (футбол, волейбол) всегда немного выше, чем это предусмотрено нормами у обычных людей, поскольку уровень их мастерства не позволяет им низко оценивать свои личностные качества;

2) перенос психологических качеств, сформированных в процессе занятий спортом, на другие виды деятельности, когда проявляется феномен «само-детерми-нации развития». Так, развитые в процессе занятий спортом черты личности (характер, мотивация, целеполагание) спортсмена становятся превалирующими и "заставляют" его строить свое поведение и проявлять имеющиеся психологические личностные черты в различных сферах жизнедеятельности. Наиболее важен данный компонент физического развития для будущих сотрудников органов внутренних дел, так как качества, приобретенные в процессе занятий по физической подготовке, будут способствовать повышению не только уровня физического развития сотрудника, но и психологическому преодолению ситуаций, возникающих в сложной оперативной обстановке;

3) интегративность развития путем воздействий на процессы структурообра-зования человека, когда спортивная деятельность вызывает изменения в развитии не только отдельных психических качеств, свойств и тому подобное, но и разнообразные их взаимосвязи, которые так или иначе возникают в разных подструктурах (эмоционально-волевой, интеллектуальной, мотива-ционной и т. п);

4) воздействие на основные звенья развития человека через коррективы онтогенетического развития, что определяет в некоторой степени жизненное становление личности. То есть спорт влияет на онтогенетическое развитие преимущественно корректирующим образом, а на жизнедеятельность человека — формирующим. Спортивная деятельность сказывается на физическом развитии спортсмена, и чем больший стаж занятия конкретным видом спорта, тем больше специфического характера он приобретает [3, с. 140].

Таким образом, здоровый курсант и слушатель (в дальнейшем практический работник ОВД) - это государственный служащий, который может постоянно с уверенностью выполнять свои служебный обязанности. Чему способствует двигательная активность как фактор, непосредственно влияющий на результат их профессиональной деятельности. Поэтому одним из наиболее эффективных средств улучшения двигательной активности обучающихся в образовательных организациях системы МВД России является грамотное использование широкого спектра средств физической подготовки и спорта, а также использование индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Литература

1. Зягинцев М. В. Физическое воспитание курсантов как часть процесса воспитания // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56. С. 75 -81.

2. Лавриенкова Д. И. Структура и направления физического воспитания. // Физическое воспитание студентов. 2016. № 5. С. 39 - 49.

3. Малин Е. Г. Физическая подготовка как важнейший фактор воспитания личности курсанта ВУЗа МВД России // Педагогические технологии в современном высшем профессиональном образовании. 2017. С. 138 -140.

References

1. Zyagintsev M. V. Fizicheskoe vospitanie kursantov kak chast' protsessa vospitaniya [Physical education of cadets as part of the education process]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern teacher education, 2017, no. 56, pp. 75 -81.

2. Lavrienkova D. I. Struktura i napravleniya fizicheskogo vospitaniya [The structure and directions of physical education]. Fizicheskoe vospitanie studentov - Physical education of students, 2016, no. 5, pp. 39 - 49.

3. Malin E. G. Fizicheskaya podgotovka kak vazhneyshiy faktor vospitaniya lichnosti kursanta VUZa MVD Rossii [Physical training as the most important factor in the education of the personality of a cadet of a university of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Pedagogicheskie tekhnologii v sovremennom vysshem professional'nom obrazovanii -Pedagogical technologies in modern higher professional education, 2017, pp. 138 -140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.