Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительная деятельность в жизни студентов'

Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительная деятельность в жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТ / ЗАНЯТИЕ / ЗНАНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / HEALTH / STUDENT / OCCUPATION / KNOWLEDGE / MOTOR ACTIVITY / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикьянова Фатима Рафаизовна

Представлены примеры из практической деятельности, доказывающие, что формирование здорового образа жизни и физической культуры личности будущего специалиста обеспечивается вследствие влияния организации физкультурнооздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении и самостоятельной внеучебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY LIFESTYLE AND FITNESS ACTIVITIES IN THE LIFE OF STUDENTS

Examples from practical activities are presented, proving that the formation of a healthy lifestyle and physical culture of the personality of the future specialist is provided due to the influence of the organization of physical culture and sports and mass work in an educational institution and independent extracurricular activities of students.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительная деятельность в жизни студентов»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.01

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Ф.Р. Бикьянова

Представлены примеры из практической деятельности, доказывающие, что формирование здорового образа жизни и физической культуры личности будущего специалиста обеспечивается вследствие влияния организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении и самостоятельной внеучебной деятельности студентов.

Ключевые слова: здоровье, студент, занятие, знания, двигательная активность, физическая культура, физическое воспитание.

Физическая культура и спорт в системе высшего образования являются неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры современного специалиста как эффективное средство социального становления будущих специалистов, всестороннего и гармоничного развития личности, сохранения и укрепления здоровья студентов [1].

Ежегодно среди молодых людей, поступающих на учебу, увеличивается процент студентов с хроническими заболеваниями и все более низким уровнем физического развития. Студенты понимают, что их здоровье на 70 % зависит от них самих, но большинство опрошенных смогут изменить свое отношение к собственному здоровью только тогда, когда появятся первые признаки болезни. Каждый третий опрошенный считает, что хорошее здоровье необходимо для благополучной жизни, а каждый десятый - что быть здоровым сегодня престижно и модно. Мода на здоровый образ жизни сначала появляется среди наиболее обеспеченной молодежи, а затем экстраполируется на другие слои.

Актуальность проблемы существенно усугубляется тем, что много -численные статистические данные последних лет свидетельствуют о резком ухудшении состояния здоровья молодого поколения страны. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, уровень здоровья учащейся и студенческой молодежи имеет отклонения: 50 % страдают хроническими заболеваниями, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью и неудовлетворительной физической подготовкой, около 10 % молодых людей имеют уровень

физического состояния и здоровья близкий к норме. Здоровье человека зависит от следующих факторов: окружающей среды на 20-25 %, состояния системы здравоохранения на 8-10 %, генетического фактора на 15-20 %, образа жизни на 50-55 %. Приведенное процентное соотношение свидетельствует о важности формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди студентов. Это должно стать основой для педагогической работы [2].

Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью решать задачи повышения уровня здоровья населения и формирования морально -психологического климата в коллективах и в обществе в целом.

В развитии физической культуры личности большое значение имеет жизненный цикл от 18 до 25 лет. В этот период молодые люди заканчивают среднее специальное или высшее образование. По большей части, это возраст выбора профессиональной деятельности, семейной жизни. Выпускники являются интеллектуальным потенциалом и ведущей силой общества [3].

Корни физической неграмотности молодежи и ее безразличия к своему здоровью определяются отсутствием непрерывности, преемственности программ и мероприятий в общей системе физического воспитания, неудовлетворительной ее формулировкой в вузах. Современные представления о физической культуре личности не ограничиваются понятиями здоровья, развития физических качеств, морфофункциональных возможностей организма и двигательных способностей. Наряду с ними важнейшими компонентами формирования физической культуры студента становятся мировоззрение, потребностно-мотивационная сфера личности, широта и глубина знаний в области физической культуры и спорта.

Приоритетной задачей совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях высшего образования является формирование физической культуры личности студента с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации. Цель состоит в том, чтобы приобщить студентов к регулярной спортивной практике, сформировать знания, двигательные умения и спортивные навыки в выбранном виде спорта. Использовать ценностный потенциал спорта как средство для формирования спортивной культуры личности. Сформировать у студентов мотивацию, интерес и потребность в занятиях спортивной деятельностью и восприятие спортивного стиля жизни как неотъемлемой части своей жизнедеятельности, использовать возможности спорта для формирования здоровья студентов. В университете развитие спортивной культуры личности студента возможно в широком спектре деятельности: можно заниматься в спортивных секциях, изучать теоретический раздел дисциплины «Физическая культура», быть

организатором и участником внутригрупповых и курсовых соревнований, судьей, инструктором, спортивным организатором, участвовать в факультетских, вузовских, городских, областных, республиканских соревнованиях. Развитие спортивной культуры должно быть ориентировано на любого студента, независимо от уровня его спортивной подготовленности.

Современная система физического воспитания в вузе как дисциплина предполагает в качестве стимулов для успешной учебы обычные традиционные критерии: обязательное посещение практических занятий, выполнение ряда контрольных двигательных тестов, предусмотренных программой, и сдачу традиционного для вуза зачета. В процессе обучения студенты приобретают знания и умения об использовании физических упражнений, которые несут оздоровительную и профессионально-прикладную направленность. Далеко не все студенты приходят в вуз с развитыми физическими качествами. Задачей данного проекта является развитие всех пяти физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости. Все эти факторы для студента имеют внешнее значение, как в любой учебной дисциплине, обеспечивая своевременную и успешную аттестацию. При этом за пределами внимания и личной мотивации остается важнейшая сторона жизни - его здоровье [4].

Основными составляющими здорового образа жизни являются сбалансированное питание, физическая активность, восстановительные мероприятия, отдых и др. В последние годы тема «здоровье» находит все большее признание в воспитательной работе. Воздействие на человека должно быть направлено на формирование физкультурно-оздоровительной деятельности в рамках сохранения здоровья. Физическая культура и отдых являются неотъемлемой частью физкультурно-массовой работы и играют важную роль в формировании личности, ее духовном, интеллектуальном и физическом развитии.

Анализ результатов опроса студентов показал, что большинство студентов понимают здоровый образ жизни в определенных ограничительных мерах «не пить», «не курить», «не переедать», 18 % респондентов отмечают зависимость здоровья от «правильного питания», а 22 % - от занятий спортом и физической культурой. Уровень функционального состояния собственного организма респондентов: 40 % считают наличие хронических заболеваний, 30 % отмечают нарушение зрения, 30 % - нарушение осанки, 20 % относят себя к часто болеющим простудными заболеваниями. Ни один из опрошенных не выразил здоровый образ жизни как систему жизни в условиях взаимодействия человека с природой, что обусловливает необходимость управления здоровьем, в частности, методами неспецифической профилактики в конкретных экологических и социальных условиях, исходя из функционального состояния собственного организма [5, 6].

Здоровье студентов в процессе обучения в вузе зависит от многих факторов, которые накладываются на функциональные и органические нарушения, возникающие в течение учебных лет. Одним из путей решения проблемы является развитие физкультурно -массовой работы в общежитиях студенческого городка.

Вовлечение студентов Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова (МГТУ), проживающих в общежитиях, в физкультурно-массовую работу, в занятия физкультурно-оздоровительной деятельностью является приоритетной задачей для руководства университета. Благодаря коллективному усилию профкома студентов и аспирантов, студенческого городка, преподавателей кафедры физической культуры проводится Спартакиада общежитий МГТУ в тече -ние учебного года. В программу входят: у юношей - гири, перетягивание каната, подтягивание на перекладине, прыжки в длину с места, эстафета, баскетбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон; у девушек -стритбол, прыжки на скакалке, эстафета и др. Проводятся «конкурс болельщиков», «конкурс группы поддержки», которые активно, азартно с дудками, трещалками, кричалками сопровождают спортивное мероприятие.

Такая организация физкультурно-оздоровительной деятельности имеет цели преодоления отчуждённости между человеком и его собственным телом, эффективного формирования здорового образа жизни, что отмечается в большом количестве желающих принять участие в соревнованиях. Учащиеся-спортсмены, проживающие в студгородке, в разные годы занимают призовые места в общем зачёте Спартакиады, а также входят в сборные команды вуза. В общежитиях работают залы атлетической подготовки, во внеучебное время студенты играют в волейбол, футбол, баскетбол на площадках спортивной базы МГТУ. На базе студенческого спортивно-оздоровительного центра «Юность» проводятся летние спортивные сборы, все желающие студенты оздоравливаются и получают необходимое медицинское обследование и реабилитацию, участвуют в различных спортивных и физкультурно-массовых мероприятиях, культурных праздниках. Около 60 % студентов МГТУ, проживающих в общежитиях, вовлечены в систему физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Из чего следует: основная составляющая здоровой жизни студентов также достигается через физкультурно-массовую работу-укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию учащихся, овладение физкультурными знаниями, выработку двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств. Происходит психолого -педагогическая подготовка участников, обучение их технологии физического воспитания и управления своим физическим совершенствованием [7, 8].

Для формирования здорового образа жизни используются методы физического самовоспитания, самоанализ, самооценка, самоконтроль, самонаблюдение, самоограничение, личные правила и программы, самоконтроль, самовнушение, самовосприятие, самокритика.

Таким образом, процесс формирования здорового образа жизни должен обеспечиваться не только влиянием физического воспитания, организованного в рамках обязательных учебных занятий, но и вследствие физкультурно-массовой работы за счёт ориентации образовательного процесса по физическому воспитанию и самостоятельной внеучебной деятельности на формирование физической культуры личности будущего специалиста. Реализуется интеграция теоретического, методического и практического разделов образовательной программы.

Список литературы

1. Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. Физическая культура студента: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2018. 170 с.

2. Кабирова О.Р. Лешер О.В. Физкультурное образование студентов технического вуза: социально-культурный аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61(3). С. 132-134.

3. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Феникс, 2014. 252 с.

4. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура: учебник. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2016. 214 с.

5. Барчуков И.С. Физическая культура: учебник. М.: Academia, 2017. 304 c.

6. Усцелемова Н.А., Усцелемов С.В. Актуальность исследования состояния и устойчивости физиологических систем организма студентов вуза // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тезисы докл. 76-й Междунар. науч.-техн. конф. Т. 2. Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2018. С. 436-437.

7. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь : учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2016. 249 с.

8. Алонцева О.А., Алонцева Е.В. Спортивно-ориентированное физическое воспитание в работе со студентами технического вуза // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докл. 77-й Междунар. науч-техн. конф. Т. 2. Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2019. С. 396.

Бикьянова Фатима Рафаизовна, старший преподаватель, slamiumpa yandex.ru, Россия, Магнитогорск, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

HEALTHY LIFESTYLE AND FITNESS ACTIVITIES IN THE LIFE OF STUDENTS

F.R. Bikyanova

Examples from practical activities are presented, proving that the formation of a healthy lifestyle and physical culture of the personality of the future specialist is provided due to the influence of the organization of physical culture and sports and mass work in an educational institution and independent extracurricular activities of students.

Key words: health, student, occupation, knowledge, motor activity, physical culture, physical education.

Bikyanova Fatima Rafaizovna, senior teacher, slamjump@yandex. ru, Russia, Magnitogorsk, Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosova

References

1. Muller A.B., Dyadichkina N.S., Bogashchenko Yu.A. Fizicheskaya kul'tura studenta [Student physical education]: textbook. allowance. M.: Infra-M, 2018. 170 p.

2. Kabirova O.R. Lesher O.V. Fizkul'turnoe obrazovanie studentov tekhnicheskogo vuza: social'no-kul'turnyj aspekt [Physical education of students of a technical university: socio-cultural aspect] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher education]. 2018. No. 61(3). P. 132-134.

3. Kobyakov Yu.P. Fizicheskaya kul'tura. Osnovy zdorovogo obraza zhizni [Physical Culture. The basics of a healthy lifestyle]: textbook. allowance. 2nd ed. M.: Phoenix, 2014. 252 p.

4. Vilenskij M.Ya., Gorshkov A.G. Fizicheskaya kul'tura [Physical education]: a textbook. 2nd ed., Erased. M.: KNORUS, 2016. 214 p.

5. Barchukov I.S. Fizicheskaya kul'tura [Physical education]: a textbook. M.: Academia, 2017. 304 p.

6. Uscelemova N.A., Uscelemov S.V. Aktual'nost' issledovaniya sostoyaniya i ustojchivosti fiziologicheskih sistem organizma studentov vuza [The relevance of the study of the state and stability of the physiological systems of the body of university students] // Actual problems of modern science, technology and education: abstracts dokl. 76th International scientific and technical conf. T. 2. Magnitogorsk: Publishing house of MSTU, 2018. P. 436-437.

7. Grishina Yu.I. Obshchaya fizicheskaya podgotovka. Znat' i umet' [General physical preparation. To know and be able to]: study. allowance. Rostov-on-Don: Phoenix, 2016. 249 p.

8. Alonceva O.A., Alonceva E.V. Sportivno-orientirovannoe fizicheskoe vospitanie v rabote so studentami tekhnicheskogo vuza [Sports-oriented physical education in work with students of a technical university] // Actual problems of modern science, technology and education: theses dokl. 77th International scientific and technical conf. T. 2. Magnitogorsk: Publishing house of MSTU, 2019. P. 396.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.