УДК 796.01 ББК 75.1
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Н. Б. Пястолова, М. О. Певень
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Рассмотрена проблема здоровьесбережения в высших учебных заведениях на примере Челябинского государственного университета. Предлагается решение данной проблемы через улучшение качества здоровьесберегающих образовательных технологий.
Ключевые слова: здоровьесбережение студента, здоровьесберегающие образовательные технологии, физическое воспитание студентов.
Актуальность темы исследования. Здоровье человека — актуальная тема для разговора во все времена, а для XXI в. является первостепенной проблемой. Здоровье студента, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для студента 18-25 лет этой средой является система образования, поскольку с пребыванием в учреждениях образования связано более 70 % его времени. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь [1; 4; 5; 7; 10; 11].
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) — используемые в образовательном процессе технологии, идущие на пользу здоровья обучающихся. В узком смысле ЗОТ — педагогические приёмы, методы, технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе [8-11].
Цель и задачи исследования. Рассмотреть структуру здоровьесбережения в ЧелГУ. В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать степень разработанности программы здоровьесбережения в высшем учебном заведении;
- раскрыть структуру и содержание понятия «здоровьесбережение»;
- разработать рекомендации для улучшения качества структуры здоровьесбережения.
Главной целью программы «Здоровьесбережение» является сохранение и укрепление здоровья студентов и сотрудников ЧелГУ путём создания условий для физического, психологического, социального и духовного комфорта [2; 3; 12; 13].
Задачами программы «Здоровьесбережение» являются:
- формирование в вузе здоровьесберегающей атмосферы, которая способствует поддержанию и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса;
- разработка и внедрение оздоровительно-информационных программ и мероприятий, которые направлены на организацию здорового образа жизни и формирование осознанного и ответственного отношения к здоровью;
- организация активного использования учебно-спортивной базы университета;
- формирование системы ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности у обучающихся и сотрудников;
- разработка и реализация комплекса мероприятий по психологической поддержке;
- создание и поддержание традиций массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с учётом потребностей и состояния здоровья всех участников образовательного пространства и т. д.
В Челябинском государственном университете существует кафедра физического воспитания и спорта, которая обеспечивает учебный процесс по физическому воспитанию студентов всех форм обучения [2; 3; 12; 13].
Кафедра физического воспитания ведёт работу со студентами по четырём направлениям: научному, учебному, спортивно-массовому и оздоровительному. Курс физического воспитания включён в учебные программы всех факультетов и институтов.
Основным приоритетом педагогической деятельности кафедры является проведение аудиторных занятий по дисциплине «Физическая культура». Главное внимание уделяется практическим за-
14
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, 2
нятиям, которые позволяют осваивать базовые и общеразвивающие упражнения, а также заниматься специальными упражнениями, которые направлены на укрепление здоровья. Педагогический состав кафедры уделяет пристальное внимание мотивации студентов, ведущей к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
Постоянно проводятся мониторинг и экспресс-тестирования физической формы учащихся, что позволяет определить физическую и функциональную подготовленность студентов, распределить их по соответствующим группам здоровья, изучить их интересы к физкультурно-спортивной деятельности, а также определить дальнейшую работу по физическому воспитанию и организации здорового образа жизни.
В ЧелГУ существуют дополнительные курсы, которые проводятся в форме секционных занятий. Эти тренировки дают студентам возможность более полно овладеть тем или иным видом спорта, проявить себя и добиться успеха. Самые востребованные виды спортивной деятельности, которые выбирают студенты, — лёгкая атлетика, спортивные игры (волейбол, баскетбол, мини-футбол, настольный теннис, бадминтон), атлетическая гимнастика, гиревой спорт, лыжная подготовка, шахматы, шашки, шейпинг, аэробика, различные виды борьбы и восточных единоборств.
Подготовка сборных команд университета проводится ежегодно по видам спорта для выступлений на городских, областных и республиканских соревнованиях. Самые активные студенты, которые имеют особые заслуги в спорте, могут стать членами сборных команд ЧелГУ и выступать на различных соревнованиях.
В ЧелГУ функционируют индивидуальные психологические консультации, которые проводят психологи управления воспитательной работы.
Ежегодно все студенты ЧелГУ проходят медосмотр, для этого специально организуется свободный от учёбы день.
На всём протяжении обучения, совместно с ГКБ № 2 г. Челябинска, в ЧелГУ проводится мониторинг и анализ заболевших студентов и преподавателей.
Студенты вуза участвуют в различных программах оздоровления. Это прежде всего оздоровление в профилактории, где можно полностью расслабиться, почувствовать заботу и внимание со стороны персонала и улучшить состояние своего здоровья. В летний период студенты и преподаватели ежегодно посещают спортивно-оздоровительный
лагерь «Парус», где могут отдохнуть и улучшить своё здоровье.
На протяжении девяти лет в ЧелГУ проводится День донора — организованная сдача крови, в которой каждый раз участие принимают до 200 студентов и преподавателей.
Выводы. Рассмотрев структуру здоровьесбе-режения в Челябинском государственном университете, можно сделать выводы, что структура нуждается в улучшении качества работы. В связи с этим можно предложить ряд рекомендаций:
- создание информационно-тематических стендов по профилактике зависимости от вредных привычек. Это повысит уровень выбора в пользу здорового образа жизни;
- проведение медицинских осмотров, тестирования на наркотическую зависимость;
- организация конкурсов информационных материалов, фотографий, плакатов, рисунков, стенгазет, которые будут способствовать формированию культуры здорового образа жизни;
- встречи с участниками чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр в рамках акций, агитирующих за здоровый образ жизни;
- проведение кураторами академических групп лекционных и семинарских занятий, по-свящённых режиму сна и отдыха, вредным привычкам, здоровому питанию, распределению свободного времени с пользой для здоровья и т. д.;
- работа службы психологической помощи студентам и сотрудникам вуза. Необходимо увеличить количество оказанных услуг по отношению к 2016 г.;
- профилактические мероприятия сезонных инфекционных заболеваний (вакцинация);
- мониторинг отдыха студентов вуза в летний период.
Предложенные рекомендации позволят систематизировать и улучшить работу структуры здо-ровьесбережения в университете.
Список литературы
1. Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни / Г. П. Артюнина. — М. : Акад. проект, 2005. — 560 с.
2. Иванов, В. Д. Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физическому воспитанию в вузе / В. Д. Иванов, Е. Г. Кокорева, З. И. Матина, Г. Г. Худяков // Paradigmata poznani. — 2014. — № 2. — С. 122-130.
3. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесбере-гающей компетентности студентов высших учеб-
Physlcal Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 2
15
Н. Б. Пястолова, М. О. Певень
ных образовательных учреждений / В. Д. Иванов, А. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. — С. 31-34.
4. Коваленко, В. А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов / В. А. Коваленко // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт) : сб. науч. ст. — М. : Полиграф-сервис, 2002. — С. 43-66.
5. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4-е кл. / В. И. Ковалько. — М. : ВАКО, 2004. — 296 с.
6. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. — Ростов н/Д. : Феникс, 2005. — 474 с.
7. Кучма, В. Р. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков / В. Р. Кучма // Вестн. образования России. — 2004. — № 18. — С. 34-43.
8. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физ. культура: воспитание, образо-
Поступила в редакцию 10 декабря 2016 г.
вание, тренировка. — 1996. — № 1. — С. 5-10.
9. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А. М. Митяева. — М. : Академия, 2012. — 208 с.
10. Науменко, Ю. В. Концепция здоровьеформи-рующего образования / Ю. В. Науменко // Инновации в образовании. — 2004. — № 2. — С. 90-103.
11. Петрова, М. В. Внедрение здоровьесбере-гающих технологий в образовательный процесс / М. В. Петрова [Электронный ресурс] // Образовательный портал : электрон. журн. «Экстернат.РФ», социал. сеть для учителей, путеводитель по обра-зоват. учреждениям, новости образования. — URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/98-hls-education/1268-qq.html
12. Ярушин, С. А. Здоровьеобеспечивающая компетенция в структуре профессиональной компетентности студентов вузов / С. А. Ярушин // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Челябинск, 2014. — С. 260-266.
13. Ярушин, С. А. Педагогическое обеспечение формирования здоровья студентов / С. А. Ярушин // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигател. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 1. — С. 7-14.
Для цитирования: Пястолова, Н. Б. Здоровьесбережение в высшем учебном заведении / Н. Б. Пястолова, М. О. Певень // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 14-17.
Сведения об авторах
Пястолова Нелли Борисовна — кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Певень Мария Олеговна — студентка, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия.
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 2, pp. 14-17.
Health Preservation in Higher Education Institution
N.B. Pyastolova1, M.O. Peven2
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia 1 nbp174@yandex. ru, [email protected]
The problem of health preservation in higher education institutions on the example Chelyabinsk State University. The solution of that problem through improving the quality of health-saving educational technologies.
Keywords: student health, health-saving educational technology, physical education students.
16
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, N№ 2
References
1. Artyunina G.P. Osnovy meditsinskih znaniy: zdorov'ye, bolezn' i obraz zhizni [Fundamentals of medical Knowledge: Health, Disease and Lifestyle]. Moscow, 2005. 560 p. (In Russ.).
2. Ivanov V.D., Kokoreva E.G., Matina Z.I., Hudya-kov G.G. Zdorov'yesberegayushchiye tehnologii na za-nyatiyah po fizicheskomu vospitaniyu v vuze [Health-saving Technologies in the Classroom for Physical Education in Higher Education]. Paradigmatapoznani, 2014, no. 2, pp. 122-130. (In Russ.).
3. Ivanov V.D., Trapeznikova A.E. Formirovaniye zdorov'yesberegayushchey kompetentnosti studentov vysshih uchebnyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniy [Formation of Health-competence of Students of Higher Educational Institutions]. Aktual'nye problemy i pers-pektivy teorii i praktiki fizicheskoy kul'tury, sporta, tu-rizma i dvigatel'noy rekreatsii v sovremennom mire [Actual Problems and Prospects of Theory and Practice of Physical Culture, Sport, Tourism and Motor Recreation in the Modern World Materials of all-Russian Scientific-Practical Conference. In 2 parts]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 31-34. (In Russ.).
4. Kovalenko V.A. Fizicheskaya kul'tura v obespeche-nii zdorov'ya i professional'noy psihofizicheskoy go-tovnosti studentov [Physical Culture as Provision with Health and Professional Psychophysical Readiness of Students]. Fizicheskaya kul'tura i sport v Rossiyskoy Federatsii (studencheskiy sport) [Physical Culture and Sport in Russian Federation (Sport Universitaire)]. Moscow, Poligraf-servis Publ., 2002. Pp. 43-66. (In Russ.).
5. Koval'ko V.I. Zdorov'yesberegayushchiye tekh-nologii v nachal'noy shkole. 1-4-ye klassy [Health-saving Technologies in the Primary School. Classes 1-4]. Moscow, 2004. 296 p. (In Russ.).
6. Kukushin V.S. Teoriya i metodika obucheniya [Theory and Methods of Teaching]. Rostov-on-Don, 2005. 474 p. (In Russ.).
7. Kuchma V.R. Prioritetnyye napravleniya formi-rovaniya tsennosti zdorov'ya i zdorovogo obraza zhizni sovremennyh podrostkov [Priority Directions of Forma-
tion of Value of Health and Healthy Lifestyle of Modern Teenagers]. Vestnik obrazovaniya Rossii [Bulletin of education of Russia], 2004, no. 18, pp. 34-43. (In Russ.).
8. Lyah V.I., Meykson G.B., Kofman L.B. Kont-septsiya fizicheskogo vospitaniya detey i podrostkov [The Conception of a Sports Education of Children and Youth]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovani-ye, trenirovka [Physical Culture: Training, Education, Coaching], 1996, no. 1, pp. 5-10. (In Russ.).
9. Mityayeva A.M. Zdorov'yesberegayushchiye pe-dagogicheskiye tekhnologii [Health-saving Pedagogical Technologies]. Moscow, 2012. 208 p. (In Russ.).
10. Naumenko Yu.V. Kontseptsiya zdorov'yeformi-ruyushchego obrazovaniya [The Concept of Health-education]. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in Education], 2004, no. 2, pp. 90-103. (In Russ.).
11. Petrova M.V. Vnedreniye zdorov'yesberegayush-chikh tekhnologiy v obrazovatel'nyy protsess [The Introduction of Health-saving Technologies in Educational Process]. Obrazovatel'nyy portal. Elektronnyy zhurnal "Eksternat.RF» [Educational Portal. Electronic Journal External.RF, the social network for teachers, a guide for educational institutions, education news]. Available at: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/98-hls-education/1268-qq.html (In Russ.).
12. Yarushin S.A. Zdorov'yeobespechivayushchaya kompetentsiya v strukture professional'noy kompetent-nosti studentov vuzov [Health-saving Competence in the Structure of Professional Competence of University Students]. Bezopasnost' i adaptatsiya cheloveka k ekstremal'nym usloviyam sredy i deyatel'nosti [Security and Human Adaptation to Extreme Environmental Conditions and Activities]. Chelyabinsk, 2014. Pp. 260-266. (In Russ.).
13. Yarushin S.A. Pedagogicheskoye obespecheniye formirovaniya zdorov'ya studentov [Pedagogical Support of the Formation of Students' Health]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2016, vol. 1, no. 1, pp. 7-14. (In Russ.).
Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 2
17