Научная статья на тему 'Здоровьесбережение в высшем учебном заведении'

Здоровьесбережение в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНТА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / STUDENT HEALTH / HEALTH-SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пястолова Нелли Борисовна, Певень Мария Олеговна

Рассмотрена проблема здоровьесбережения в высших учебных заведениях на примере Челябинского государственного университета. Предлагается решение данной проблемы через улучшение качества здоровьесберегающих образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health Preservation in Higher Education Institution

The problem of health preservation in higher education institutions on the example Chelyabinsk State University. The solution of that problem through improving the quality of health-saving educational technologies.

Текст научной работы на тему «Здоровьесбережение в высшем учебном заведении»

УДК 796.01 ББК 75.1

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Н. Б. Пястолова, М. О. Певень

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Рассмотрена проблема здоровьесбережения в высших учебных заведениях на примере Челябинского государственного университета. Предлагается решение данной проблемы через улучшение качества здоровьесберегающих образовательных технологий.

Ключевые слова: здоровьесбережение студента, здоровьесберегающие образовательные технологии, физическое воспитание студентов.

Актуальность темы исследования. Здоровье человека — актуальная тема для разговора во все времена, а для XXI в. является первостепенной проблемой. Здоровье студента, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для студента 18-25 лет этой средой является система образования, поскольку с пребыванием в учреждениях образования связано более 70 % его времени. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь [1; 4; 5; 7; 10; 11].

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) — используемые в образовательном процессе технологии, идущие на пользу здоровья обучающихся. В узком смысле ЗОТ — педагогические приёмы, методы, технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе [8-11].

Цель и задачи исследования. Рассмотреть структуру здоровьесбережения в ЧелГУ. В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

- изучить и проанализировать степень разработанности программы здоровьесбережения в высшем учебном заведении;

- раскрыть структуру и содержание понятия «здоровьесбережение»;

- разработать рекомендации для улучшения качества структуры здоровьесбережения.

Главной целью программы «Здоровьесбережение» является сохранение и укрепление здоровья студентов и сотрудников ЧелГУ путём создания условий для физического, психологического, социального и духовного комфорта [2; 3; 12; 13].

Задачами программы «Здоровьесбережение» являются:

- формирование в вузе здоровьесберегающей атмосферы, которая способствует поддержанию и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса;

- разработка и внедрение оздоровительно-информационных программ и мероприятий, которые направлены на организацию здорового образа жизни и формирование осознанного и ответственного отношения к здоровью;

- организация активного использования учебно-спортивной базы университета;

- формирование системы ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности у обучающихся и сотрудников;

- разработка и реализация комплекса мероприятий по психологической поддержке;

- создание и поддержание традиций массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с учётом потребностей и состояния здоровья всех участников образовательного пространства и т. д.

В Челябинском государственном университете существует кафедра физического воспитания и спорта, которая обеспечивает учебный процесс по физическому воспитанию студентов всех форм обучения [2; 3; 12; 13].

Кафедра физического воспитания ведёт работу со студентами по четырём направлениям: научному, учебному, спортивно-массовому и оздоровительному. Курс физического воспитания включён в учебные программы всех факультетов и институтов.

Основным приоритетом педагогической деятельности кафедры является проведение аудиторных занятий по дисциплине «Физическая культура». Главное внимание уделяется практическим за-

14

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, 2

нятиям, которые позволяют осваивать базовые и общеразвивающие упражнения, а также заниматься специальными упражнениями, которые направлены на укрепление здоровья. Педагогический состав кафедры уделяет пристальное внимание мотивации студентов, ведущей к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

Постоянно проводятся мониторинг и экспресс-тестирования физической формы учащихся, что позволяет определить физическую и функциональную подготовленность студентов, распределить их по соответствующим группам здоровья, изучить их интересы к физкультурно-спортивной деятельности, а также определить дальнейшую работу по физическому воспитанию и организации здорового образа жизни.

В ЧелГУ существуют дополнительные курсы, которые проводятся в форме секционных занятий. Эти тренировки дают студентам возможность более полно овладеть тем или иным видом спорта, проявить себя и добиться успеха. Самые востребованные виды спортивной деятельности, которые выбирают студенты, — лёгкая атлетика, спортивные игры (волейбол, баскетбол, мини-футбол, настольный теннис, бадминтон), атлетическая гимнастика, гиревой спорт, лыжная подготовка, шахматы, шашки, шейпинг, аэробика, различные виды борьбы и восточных единоборств.

Подготовка сборных команд университета проводится ежегодно по видам спорта для выступлений на городских, областных и республиканских соревнованиях. Самые активные студенты, которые имеют особые заслуги в спорте, могут стать членами сборных команд ЧелГУ и выступать на различных соревнованиях.

В ЧелГУ функционируют индивидуальные психологические консультации, которые проводят психологи управления воспитательной работы.

Ежегодно все студенты ЧелГУ проходят медосмотр, для этого специально организуется свободный от учёбы день.

На всём протяжении обучения, совместно с ГКБ № 2 г. Челябинска, в ЧелГУ проводится мониторинг и анализ заболевших студентов и преподавателей.

Студенты вуза участвуют в различных программах оздоровления. Это прежде всего оздоровление в профилактории, где можно полностью расслабиться, почувствовать заботу и внимание со стороны персонала и улучшить состояние своего здоровья. В летний период студенты и преподаватели ежегодно посещают спортивно-оздоровительный

лагерь «Парус», где могут отдохнуть и улучшить своё здоровье.

На протяжении девяти лет в ЧелГУ проводится День донора — организованная сдача крови, в которой каждый раз участие принимают до 200 студентов и преподавателей.

Выводы. Рассмотрев структуру здоровьесбе-режения в Челябинском государственном университете, можно сделать выводы, что структура нуждается в улучшении качества работы. В связи с этим можно предложить ряд рекомендаций:

- создание информационно-тематических стендов по профилактике зависимости от вредных привычек. Это повысит уровень выбора в пользу здорового образа жизни;

- проведение медицинских осмотров, тестирования на наркотическую зависимость;

- организация конкурсов информационных материалов, фотографий, плакатов, рисунков, стенгазет, которые будут способствовать формированию культуры здорового образа жизни;

- встречи с участниками чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр в рамках акций, агитирующих за здоровый образ жизни;

- проведение кураторами академических групп лекционных и семинарских занятий, по-свящённых режиму сна и отдыха, вредным привычкам, здоровому питанию, распределению свободного времени с пользой для здоровья и т. д.;

- работа службы психологической помощи студентам и сотрудникам вуза. Необходимо увеличить количество оказанных услуг по отношению к 2016 г.;

- профилактические мероприятия сезонных инфекционных заболеваний (вакцинация);

- мониторинг отдыха студентов вуза в летний период.

Предложенные рекомендации позволят систематизировать и улучшить работу структуры здо-ровьесбережения в университете.

Список литературы

1. Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни / Г. П. Артюнина. — М. : Акад. проект, 2005. — 560 с.

2. Иванов, В. Д. Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физическому воспитанию в вузе / В. Д. Иванов, Е. Г. Кокорева, З. И. Матина, Г. Г. Худяков // Paradigmata poznani. — 2014. — № 2. — С. 122-130.

3. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесбере-гающей компетентности студентов высших учеб-

Physlcal Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 2

15

Н. Б. Пястолова, М. О. Певень

ных образовательных учреждений / В. Д. Иванов, А. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. — С. 31-34.

4. Коваленко, В. А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов / В. А. Коваленко // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт) : сб. науч. ст. — М. : Полиграф-сервис, 2002. — С. 43-66.

5. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4-е кл. / В. И. Ковалько. — М. : ВАКО, 2004. — 296 с.

6. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. — Ростов н/Д. : Феникс, 2005. — 474 с.

7. Кучма, В. Р. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков / В. Р. Кучма // Вестн. образования России. — 2004. — № 18. — С. 34-43.

8. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физ. культура: воспитание, образо-

Поступила в редакцию 10 декабря 2016 г.

вание, тренировка. — 1996. — № 1. — С. 5-10.

9. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А. М. Митяева. — М. : Академия, 2012. — 208 с.

10. Науменко, Ю. В. Концепция здоровьеформи-рующего образования / Ю. В. Науменко // Инновации в образовании. — 2004. — № 2. — С. 90-103.

11. Петрова, М. В. Внедрение здоровьесбере-гающих технологий в образовательный процесс / М. В. Петрова [Электронный ресурс] // Образовательный портал : электрон. журн. «Экстернат.РФ», социал. сеть для учителей, путеводитель по обра-зоват. учреждениям, новости образования. — URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/98-hls-education/1268-qq.html

12. Ярушин, С. А. Здоровьеобеспечивающая компетенция в структуре профессиональной компетентности студентов вузов / С. А. Ярушин // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Челябинск, 2014. — С. 260-266.

13. Ярушин, С. А. Педагогическое обеспечение формирования здоровья студентов / С. А. Ярушин // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигател. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 1. — С. 7-14.

Для цитирования: Пястолова, Н. Б. Здоровьесбережение в высшем учебном заведении / Н. Б. Пястолова, М. О. Певень // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 14-17.

Сведения об авторах

Пястолова Нелли Борисовна — кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. nbp174@yandex.ru

Певень Мария Олеговна — студентка, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия.

mariya.peven@csu.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2017, vol. 2, no. 2, pp. 14-17.

Health Preservation in Higher Education Institution

N.B. Pyastolova1, M.O. Peven2

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia 1 nbp174@yandex. ru, 2mariya.peven@csu.ru

The problem of health preservation in higher education institutions on the example Chelyabinsk State University. The solution of that problem through improving the quality of health-saving educational technologies.

Keywords: student health, health-saving educational technology, physical education students.

16

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, N№ 2

References

1. Artyunina G.P. Osnovy meditsinskih znaniy: zdorov'ye, bolezn' i obraz zhizni [Fundamentals of medical Knowledge: Health, Disease and Lifestyle]. Moscow, 2005. 560 p. (In Russ.).

2. Ivanov V.D., Kokoreva E.G., Matina Z.I., Hudya-kov G.G. Zdorov'yesberegayushchiye tehnologii na za-nyatiyah po fizicheskomu vospitaniyu v vuze [Health-saving Technologies in the Classroom for Physical Education in Higher Education]. Paradigmatapoznani, 2014, no. 2, pp. 122-130. (In Russ.).

3. Ivanov V.D., Trapeznikova A.E. Formirovaniye zdorov'yesberegayushchey kompetentnosti studentov vysshih uchebnyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniy [Formation of Health-competence of Students of Higher Educational Institutions]. Aktual'nye problemy i pers-pektivy teorii i praktiki fizicheskoy kul'tury, sporta, tu-rizma i dvigatel'noy rekreatsii v sovremennom mire [Actual Problems and Prospects of Theory and Practice of Physical Culture, Sport, Tourism and Motor Recreation in the Modern World Materials of all-Russian Scientific-Practical Conference. In 2 parts]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 31-34. (In Russ.).

4. Kovalenko V.A. Fizicheskaya kul'tura v obespeche-nii zdorov'ya i professional'noy psihofizicheskoy go-tovnosti studentov [Physical Culture as Provision with Health and Professional Psychophysical Readiness of Students]. Fizicheskaya kul'tura i sport v Rossiyskoy Federatsii (studencheskiy sport) [Physical Culture and Sport in Russian Federation (Sport Universitaire)]. Moscow, Poligraf-servis Publ., 2002. Pp. 43-66. (In Russ.).

5. Koval'ko V.I. Zdorov'yesberegayushchiye tekh-nologii v nachal'noy shkole. 1-4-ye klassy [Health-saving Technologies in the Primary School. Classes 1-4]. Moscow, 2004. 296 p. (In Russ.).

6. Kukushin V.S. Teoriya i metodika obucheniya [Theory and Methods of Teaching]. Rostov-on-Don, 2005. 474 p. (In Russ.).

7. Kuchma V.R. Prioritetnyye napravleniya formi-rovaniya tsennosti zdorov'ya i zdorovogo obraza zhizni sovremennyh podrostkov [Priority Directions of Forma-

tion of Value of Health and Healthy Lifestyle of Modern Teenagers]. Vestnik obrazovaniya Rossii [Bulletin of education of Russia], 2004, no. 18, pp. 34-43. (In Russ.).

8. Lyah V.I., Meykson G.B., Kofman L.B. Kont-septsiya fizicheskogo vospitaniya detey i podrostkov [The Conception of a Sports Education of Children and Youth]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovani-ye, trenirovka [Physical Culture: Training, Education, Coaching], 1996, no. 1, pp. 5-10. (In Russ.).

9. Mityayeva A.M. Zdorov'yesberegayushchiye pe-dagogicheskiye tekhnologii [Health-saving Pedagogical Technologies]. Moscow, 2012. 208 p. (In Russ.).

10. Naumenko Yu.V. Kontseptsiya zdorov'yeformi-ruyushchego obrazovaniya [The Concept of Health-education]. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in Education], 2004, no. 2, pp. 90-103. (In Russ.).

11. Petrova M.V. Vnedreniye zdorov'yesberegayush-chikh tekhnologiy v obrazovatel'nyy protsess [The Introduction of Health-saving Technologies in Educational Process]. Obrazovatel'nyy portal. Elektronnyy zhurnal "Eksternat.RF» [Educational Portal. Electronic Journal External.RF, the social network for teachers, a guide for educational institutions, education news]. Available at: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/98-hls-education/1268-qq.html (In Russ.).

12. Yarushin S.A. Zdorov'yeobespechivayushchaya kompetentsiya v strukture professional'noy kompetent-nosti studentov vuzov [Health-saving Competence in the Structure of Professional Competence of University Students]. Bezopasnost' i adaptatsiya cheloveka k ekstremal'nym usloviyam sredy i deyatel'nosti [Security and Human Adaptation to Extreme Environmental Conditions and Activities]. Chelyabinsk, 2014. Pp. 260-266. (In Russ.).

13. Yarushin S.A. Pedagogicheskoye obespecheniye formirovaniya zdorov'ya studentov [Pedagogical Support of the Formation of Students' Health]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2016, vol. 1, no. 1, pp. 7-14. (In Russ.).

Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 2

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.