Научная статья на тему 'РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСПРАВЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ'

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСПРАВЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕРЫ ИСПРАВЛЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борданов Андрей Сергеевич

Статья посвящена рассмотрению организационно-правовых аспектов проведения мероприятий по физическому воспитанию осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительной системе. Рассматривается физическое воспитание, как одно из средств исправления осужденных к наказанию в виде лишения свободы, определяется роль и значение указанного вида воздействия на личность осужденных, перевоспитание и последующую ресоциализацию и адаптацию.The article is devoted to the consideration of organizational and legal aspects of the physical education of persons sentenced to imprisonment in the penal system. Physical education is considered as one of the means of correcting convicted persons to punishment in the form of imprisonment, the role and significance of this type of influence on the personality of convicted persons, re-education and subsequent re-socialization and adaptation are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Борданов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСПРАВЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ»

УДК 34

Юридические науки

Борданов Андрей Сергеевич, преподаватель, кафедра психологии и педагогики профессиональной деятельности, ВЮИ ФСИН России

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСПРАВЛЕНИИ

ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению организационно-правовых аспектов проведения мероприятий по физическому воспитанию осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительной системе. Рассматривается физическое воспитание, как одно из средств исправления осужденных к наказанию в виде лишения свободы, определяется роль и значение указанного вида воздействия на личность осужденных, перевоспитание и последующую ресоциализацию и адаптацию.

Ключевые слова: осужденные, исправительное воздействие, исправительная работа, исправительные учреждения, меры исправления, физическое воспитание, спортивное воспитание.

Abstract: The article is devoted to the consideration of organizational and legal aspects of the physical education of persons sentenced to imprisonment in the penal system. Physical education is considered as one of the means of correcting convicted persons to punishment in the form of imprisonment, the role and significance of this type of influence on the personality of convicted persons, reeducation and subsequent re-socialization and adaptation are determined.

Keywords: convicts, correctional impact, correctional work, correctional institutions, corrective measures, physical education, sports education.

Физическое воспитание любого человека занимает немаловажное место в системе общего воспитания. Привитие здорового образа жизни способствует

развитию человека и в духовно-нравственном направлении.

Рассматривая понятие физического воспитания, стоит обратить внимание, что представляет он собой процесс, в результате которого проводятся физкультурно-оздоровительные, спортивные мероприятия в целях укрепления здоровья. Данный процесс затрагивает и такие стороны социального развития, как мораль и нравственность, тем самым прививая осужденным общественно полезные качества. При физическом развитии происходит формирование таких качеств, как самостоятельность, стрессоустойчивость, самодисциплина, осмысленность.

Российской Федерации достигла положительных результатов в работе по развитию материальной базы исправительных учреждений для проведения воспитательной работы, организации культурно массовых мероприятий, созданию условий осужденными для занятий спортом. В исправительных учреждениях дополнительно оборудовано 156 спортивных площадок, при общежитиях дополнительно оборудовано 354 спортивных уголка. На 16 единиц увеличилось количество спортивных залов для осужденных, в том числе оборудовано 12 тренажерных залов. Результатом этой работы стало участие в спортивных мероприятиях более 445 тыс. осужденных, что привело к увеличению занимающихся физической культурой и спортом на 22,2% [2].

Необходимость физического воспитания как части воспитательного процесса осужденных отражена в уголовно-исполнительном законодательстве. Так, ст. 9 УИК РФ говорит о том, что целью уголовно-исправительного воздействия является формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения [1]. Указывая физическое воспитание как часть воспитательного процесса осужденных и закрепляя его на законодательном уровне, говорит о том, что данное направление является обязательным для реализации администрацией исправительных учреждений.

В процессе проведения воспитательной работы с осуждёнными в местах

изоляции от общества важно помнить, что итоговой целью такового воздействия, в первую очередь, должно быть устранение прежних искаженных ценностей осужденных, то есть их исправление. Последнее, в свою очередь, считаем вполне достижимым благодаря привлечению осужденных к физкультурно-спортивным мероприятиям в процессе отбывания уголовного наказания [3, с. 12].

Можно выделить следующие формы физического воспитания осужденных в исправительных учреждениях:

Спортивные кружки. В основном организуются в групповой форме воспитательной работы в рамках отряда. Данная позиция включает в себя широкий перечень различных видов спорта, например: настольный теннис, волейбол, баскетбол, ручной мяч, легкая и тяжелая атлетика, гимнастика, акробатика. Одной из основных целей функционирования подобных направлений практические работники называют сплочение коллектива осужденных, находящихся в отряде. Данные мероприятия организуются в соответствии с порядком отбывания наказания, а наличие материально-технической базы предопределяет возможность организации того или иного мероприятия. Руководство кружковой деятельностью осуществляется сотрудником исправительного учреждения, который утвержден приказом начальника учреждения.

Производственная гимнастика. Проводится в перерыве производственного процесса, с учетом условий работы на конкретных производственных участках, с целью преодоления утомления.

Физкультурно-спортивные мероприятия, которые в свою очередь подразделяются на следующие виды:

а) спортивные соревнования. Данный вид спортивного мероприятия относится, как и все последующие, к массовой форме воспитательной работы. В процесс соревнований по каким-либо видам спорта включаются все отряды. Для организации проведения подобных мероприятий за месяц до фактического их осуществления составляется положение о проведении мероприятия, которое

направляется для изучения в отряды. Положение содержит информацию о составе участников, порядке проведения мероприятий, целях и задачах соревнований. Как правило, оно составляется за месяц до соревнований, что позволяет судить о частоте проведения подобных мероприятий. То есть можно сделать вывод, что спортивные соревнования в исправительных учреждениях проводятся не чаще одного раза в месяц;

б) спортивные конкурсы. В отличие от предыдущего вида спортивных мероприятий, они могут проводиться в любое время в силу простоты условий организации и непродолжительности самого конкурса. Например, у осужденных вызывает большой интерес конкурс по поднятию гири.

Огромной популярностью пользуются шашечно-шахматные турниры. К данному виду можно отнести и проведение спартакиад, которые, как правило, организуются в летнее время и имеют обширную программу. Внутри отряда проводятся спартакиады по футболу, шашкам, шахматам, настольному теннису и комплексу физической зарядки. Особо следует отметить, что физкультурно-спортивная работа в исправительных учреждениях носит не локальный, а региональный характер.

Некоторые новые формы проведения подобных мероприятий с привлечением к организации процесса общественности устанавливаются управлением территориального органа. Например, в 2019 г. с июля по сентябрь в исправительных учреждениях Белгородской области проводился фестиваль летних видов спорта среди осужденных «Преодолей себя», причем программа разрабатывалась администрацией губернатора Белгородской области, Управлением физической культуры и спорта Белгородской области и УФСИН России по Белгородской области. Фестиваль стартовал в ИК-5 5 июля. В этот день осужденные состязались в перетягивании каната, армрестлинге, гиревом спорте, мини-футболе, а также по желанию сдавали нормы ГТО по четырем видам испытаний (поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание на перекладине, прыжки в длину с места).

В рамках этого фестиваля в ИК-6 28 июля 2019 г. были проведены турниры: по шахматам, подтягиванию на перекладине и настольному теннису, - все проведенные мероприятия были посвящены Международному дню борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.

Итоги фестиваля позволяют сделать вывод о том, что большинство осужденных заинтересованы в проведении подобных мероприятий и охотно в них участвуют. Однако встречаются случаи, когда отрицательно настроенные осужденные отказываются соблюдать режим, в том числе выполнять требования по физической культуре, закрепленные Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295. Сотрудники, которые отвечают за воспитательную работу, в том числе физического направления, не всегда имеют психолого-педагогическое образование, поэтому эффективность организованных спортивных мероприятий с точки зрения воздействия на осужденного сотрудниками не всегда прослеживается.

В связи с этим, полагаю, на сегодняшний день назрела необходимость в формировании физкультурно-педагогической компетентности у педагогов. Педагог, на наш взгляд, должен обладать знаниями в области теории физического воспитания, грамотно применять средства воздействия на личность осужденного.

Проблемным аспектом также считаем тот факт, что в настоящее время должность педагога по физической культуре не учитывается штатным расписанием исправительных учреждений, хотя только подготовленный в данном направлении специалист, совмещая тренировки с педагогическими приемами, сможет эффективно оказывать воспитательное воздействие на осужденных. Контроль за результативностью применения данной формы воздействия в исправительных учреждениях, на наш взгляд, должен быть возложен на региональное управление.

Также считаю, что при проведении мероприятий в рамках физического

воспитания, необходимо делать акцент на положительных качествах осужденного. Педагог должен поощрять инициативу и стимулировать творческую активность осужденных, чтобы вызывать у них интерес к физкультурно-спортивным мероприятиям.

Таким образом, можно отметить, что, прежде всего, физическое воспитание включает в себя не только упражнения и нагрузки, но и различные беседы, проводимые с осужденными, выполнение всевозможных упражнений-тренировок для мотивации.

Деятельность осужденных, связанная со различными спортивными мероприятиями, оказывает положительное мотивационное воздействие на весь процесс исправления осужденных, способствует формированию устойчивого климата в среде осужденных, а также способствует формированию доверия со стороны осужденных к сотрудникам, которые с помощью спорта приобщают их к дальнейшему процессу ресоциализации.

Кроме того, продолжая о роли физкультурно-спортивных мероприятий в коррекционном воздействии на осужденных, отметим, что по мере последующего физического развития их духовные качества также обогащаются, что проявляется в виде положительных эмоций, достижения стремления к общению с окружающими, что окажет стимулирующее воздействие на возвращение осужденных в социум после их освобождения из мест лишения свободы.

Физкультурные и оздоровительные мероприятия осуществляются в соответствии с разработанным и утвержденным УФСИН календарным планом. Необходимо отметить, что при разработке плана и проведении спартакиад осуществляется взаимодействие с департаментом по физической культуре и спорту администрации области.

Из-за определенного ограничения в количестве участников финала, каждая колония представляется многофункциональными спортсменами. К участию в выездном финале допускаются только положительно характеризующиеся осужденные, не имеющие взысканий. Таким образом,

спартакиада стала дополнительным стимулом для их правопослушного поведения. Команды соревнуются в семи дисциплинах. Размявшись в легкоатлетической эстафете, проводятся турниры по футбольному и волейбольному виду спорта. Параллельно проходят состязания по настольному теннису, армрестлингу и многоборью ГТО.

Таким образом, можно отметить, что целью спортивных мероприятий выступает привитие у осужденных навыков нахождения в обществе, уважительного взаимоотношения, вовлечение их в спортивную жизнь. Конечный итог данных мероприятий - это подготовка к жизни на свободе.

Наиболее эффективным видом спорта, который прививает осужденным правила нахождения в обществе, и который наиболее приемлем в условиях лишения свободы - это футбол. Однако в колониях, где отбытие наказания осуществляется в более строгих условиях и не допускается массовое скопление, данный вид спорта является недопустимым. Распространенным видом спорта, приемлемым для любого вида режима отбывания наказания, являются шахматы.

Соответственно, физическое воспитание, его организация и разработанные в рамках его проведения мероприятия в местах лишения свободы, осуществляются в соответствии с режимом исправительного учреждения.

Физическое воспитание, как форма воспитательного воздействия, способствует выработке у осужденных морально-волевых качеств, укрепляет здоровье, вырабатывает гигиенические привычки. Кроме того, занятия спортом развивают правила общения и быстрого реагирования на возникающие отрицательные ситуации, спокойного восприятия негатива со стороны других осужденных.

Занятия спортом способствуют наиболее быстрой адаптации лиц, отбывших наказание. У осужденных, вовлеченных в спорт за период отбывания наказания, замечены улучшение общефизического и психического состояния, положительно влияет на снижение эгоцентрические тенденций личности.

Таким образом, физическое воспитание играет важную роль в процессе ресоциализации осужденных в местах лишения свободы, так как развитие осужденного как личности в процессе спортивной деятельности основывается на отношениях и тесном взаимодействии с другими людьми, что в последующем положительно влияет на готовность осужденного к освобождению и его свободной ресоциализации в обществе.

Формирование у осужденных уверенности в себе и убежденность в том, что высоко разносторонняя физическая подготовленность является основой качественного духовного и физического развития личности и ее коррекции, положительные эмоции, этичное поведение в соответствии с требованиями, умение находить выход из трудных ситуаций, приходя к компромиссу с окружающими людьми во время занятий спортом, и особенно при участии в спортивных мероприятиях, все это способствуют самосознанию и самопроверке, затем благоприятно влияют на способность направлять свою деятельность в нужное русло после освобождения из мест лишения свободы.

Таким образом, достижение такой основной цели современной уголовно-исполнительной политики, как исправление осужденных, считаем, достижимым, в том числе, и за счет активной воспитательной работы в сфере развития спортивно-массовой работы с осужденными в местах лишения свободы.

Библиографический список:

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ: принят Гос. Думой 18 дек. 1996 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 2, ст. 198.

2. Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний «Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в 2020 году и задачах на 2021 год»: приказ ФСИН России от 23 марта 2021 №182 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Казначеев В.А. Влияние физкультурно-спортивной работы на поведение осужденных / В.А. Казначеев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2021. Т. 23. - № 81. - С. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.