Научная статья на тему 'Роль физических упражнений в психологической подготовке студентов учебных заведений гражданской авиации'

Роль физических упражнений в психологической подготовке студентов учебных заведений гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / SAFETY OF FLIGHTS / PSYCHOLOGICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морщинина Диана Викторовна, Шалупин Владимир Ильич

В статье рассматриваются вопросы физической и психологической подготовки специалистов гражданской авиации с целью их использования для безопасности полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морщинина Диана Викторовна, Шалупин Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of physical exercise in psychological training students of institutions of civil aviation

This article discusses the physical and psychological training of Civil Aviation to be used for safety.

Текст научной работы на тему «Роль физических упражнений в психологической подготовке студентов учебных заведений гражданской авиации»

УДК 347.822.4:37.037.1

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Д.В. МОРЩИНИНА, В.И. ШАЛУПИН

В статье рассматриваются вопросы физической и психологической подготовки специалистов гражданской авиации с целью их использования для безопасности полетов.

Ключевые слова: физическая культура, безопасность полетов, психологическая подготовка.

В последнее десятилетие уровень безопасности полетов авиации в Российской Федерации катастрофически снизился. При уменьшении общего налета в 2,8-3,2 раза в государственной и гражданской авиации число авиационных происшествий увеличилось в несколько раз. Результаты исследований свидетельствуют, что причиной 80-85% аварий и катастроф, в том числе и в авиации, является человеческий фактор - недостаточная физическая и психологическая подготовленность, низкий уровень морально-волевых качеств, малая устойчивость (профессиональная надежность) к экстремальным условиям и факторам среды, пониженная работоспособность.

Труд специалистов гражданской авиации является опасным, вредным, напряженным и тяжелым, имеющим особый характер. Его высокая напряженность обусловлена значительными интеллектуальными, сенсорными, зрительными и слуховыми нагрузками, повышенной ответственностью за безопасность полетов и личным риском, пребыванием в состоянии хронического эмоционального стресса, выраженными монотонией и гиподинамией, нерегулярной сменностью работы, ненормированным рабочим днем, продолжительность которого часто превышает более 12 ч, длительными полетами в ночное время и в сложных метеоусловиях. Нельзя забывать о действии на организм шума и вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений, гипоксии, перепадов барометрического давления, а также других профессиональных факторов.

Действие неблагоприятных факторов, условий и характера специалистов гражданской авиации сопровождается хроническим истощением функциональных резервов организма и психики, снижением их работоспособности и профессиональной надежности.

Значительная роль в формировании психической устойчивости специалистов гражданской авиации должна отводиться физической культуре, целенаправленное использование средств и методов которой позволяет в процессе обучения развивать психическую устойчивость.

Говоря о значении физических упражнений для совершенствования психологической подготовки студентов на этапах их профессионального становления, следует четко определить их место во всей системе профессионального обучения.

Задачи, решаемые с помощью физических упражнений на занятиях по физической культуре, должны быть тесно связаны с задачами психологической подготовки средствами и методами других дисциплин учебного плана. Эти задачи, их объем и взаимообусловленность должны меняться в зависимости от этапа подготовки, уровня развития физических и психических качеств студентов, от особенностей предстоящего этапа профессиональной подготовки.

Существенным звеном этих задач является то, что только подбором определенных упражнений эффективно развить психические и морально-волевые качества у студентов на занятиях по физической подготовке сложно. Важно методически правильно оформить занятия, использовать вариативный подход к требованиям выполнения упражнений и последовательности их выполнения.

Физические упражнения могут применяться как в целях общей, так и специальной психологической подготовки. Физические упражнения, используемые для общей психологической подготовки, как и приемы и методы других разделов профессионально-прикладной подготовки студентов, должны обеспечивать формирование и совершенствование морально-волевых качеств, необходимых для действий специалистов гражданской авиации в различных условиях их трудовой деятельности.

Физическая и психологическая подготовка является органической частью профессиональноприкладной подготовки специалистов гражданской авиации. Она осуществляется во всех периодах профессиональной деятельности. Целью физической подготовки специалистов гражданской авиации является формирование у них психологической готовности к труду, высокой психофизиологической надежности организма в процессе обеспечения профессиональных действий. Исходя из этого, в процессе физической подготовки решаются общие и специальные задачи.

К общим задачам относятся:

• развитие и совершенствование основных физических качеств (выносливости, быстроты, силы, ловкости);

• укрепление здоровья, закаливание организма;

• совершенствование морально-психологических качеств;

• формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков, умения действовать в сложных условиях окружающей среды;

• воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;

• формирование и повышение знаний теоретических основ физической подготовки; привитие навыков гигиены и самоконтроля на занятиях физической подготовкой и спортом.

Специальные задачи физической и психологической подготовки определяются спецификой профессионального обучения, а также периодами и этапами профессионально-прикладной подготовки. Они предусматривают:

• формирование и совершенствование: профессионально важных психологических качеств; эмоциональной устойчивости (способности сохранять устойчивость психических процессов и сенсомоторных актов в условиях сильных эмоциональных воздействий);

• совершенствование качеств внимания (распределения, переключения, сосредоточения, объема), кратковременной и оперативной памяти; формирование тонкого двигательного чувства, координации движений, способности изменять структуру деятельности в зависимости от поступившей информации;

• совершенствование вестибулярной устойчивости, пространственной ориентировки; формирование способности прогнозировать развитие ситуаций, определять расстояние и скорость;

• формирование устойчивости организма к перегрузкам и к гиподинамическому режиму деятельности;

• повышение уровня специальных знаний теоретических основ психологической подготовки специалистов гражданской авиации в едином процессе профессионального обучения и совершенствования знаний.

При проведении профессионального психологического отбора использование физических упражнений должно обеспечить выявление не только уровня развития определенных физических качеств и двигательных навыков, но и дать оценку важным морально-волевым качествам, так как от их развития существенно зависит эффективность выполнения функциональных обязанностей в экстремальных условиях.

На каждом курсе обучения студентов задачи психологической подготовки различные. Основные из них следующие:

• опережающее развитие важных для выбранной специальности психических качеств;

• воспитание и совершенствование важных для профессиональной деятельности физических и психомоторных качеств и прикладных навыков;

• создание готовности функциональных систем организма у специалистов гражданской авиации к перенесению воздействия специфических факторов внешней среды и условий трудовой деятельности;

• повышение физиологических резервов организма за счет высокой физической тренированности;

• воспитание и совершенствование волевых качеств (смелости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах и др.);

• выработка способности управлять своим эмоциональным состоянием, снимать излишнее мышечное напряжение;

• обеспечение быстрейшего восстановления работоспособности, снятие психической напряженности;

• воспитание социально значимых качеств, необходимых для действий в составе экипажа, группы, смены;

• создание уверенности в своих силах при действиях в экстремальных ситуациях.

При решении всех этих задач следует постоянно помнить о необходимости всеми средствами обучения формировать личность студента, повышать его идейную закалку и убежденность.

Вопросы воспитания должны решаться путем заранее продуманных и четко спланированных мероприятий в ходе как теоретических, так и практических занятий по физической подготовке.

Таким образом, для формирования психической устойчивости студентов можно использовать все формы физической подготовки из разделов программы по физической культуре учебных заведений гражданской авиации: лыжная подготовка, легкая атлетика, гимнастика, спортивные и подвижные игры.

Но для этого необходимо соблюдение следующих требований при проведении занятий:

• усложнение учебных задач, которые должен решить занимающийся при выполнении уже разученных упражнений;

• приобретение опыта работы в состоянии нервно-психического напряжения с элементами оправданного риска;

• выполнение физических упражнений при воздействии факторов, характерных для учебной деятельности и экстремальных ситуаций;

• овладение широким кругом навыков действий в экстремальных ситуациях.

Для воспитания и совершенствования психологических качеств может быть также применен ряд специально направленных упражнений и методических приемов. Так, например, можно после предварительной подготовки места занятия разрешать студенту самому сделать выбор, каким образом преодолеть трудное и опасное препятствие, а также использовать следующие приемы, эффективные в воспитании волевых качеств:

• изменение условий, определяющих степень опасности и трудности упражнений (высота, скорость, пространственное положение, длительность, среда и другие);

• разъяснение задач тренировки при выполнении опасных упражнений;

• рациональная организация повторения упражнений при обязательном условии окончания тренировки только при условии успешного их выполнения.

Необходимые методические приемы должны использоваться в единстве, систематически, в соответствии с поставленными конкретными задачами психологической и физической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М., 1997.

2. Смирнов В.А. Психологические аспекты руководства полетами. - М., 1987.

ROLE OF PHYSICAL EXERCISE IN PSYCHOLOGICAL TRAINING STUDENTS OF INSTITUTIONS OF CIVIL AVIATION

Morschinina D.V., Shalupin V.I.

This article discusses the physical and psychological training of Civil Aviation to be used for safety.

Key words: physical training, safety of flights, psychological preparation.

Сведения об авторах

Морщинина Диана Викторовна, окончила Азербайджанский ГИФК им. С. Кирова (1985), заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный мастер спорта РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания МГТУ ГА, автор более 20 научных работ, область научных интересов - физическая культура студентов высших учебных заведений.

Шалупин Владимир Ильич, 1955 г.р., окончил ВИФК (1979), профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания МГТУ ГА, автор более 50 научных работ, область научных интересов - профессиональноприкладная физическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.