Научная статья на тему 'Мотивационные факторы самостоятельных занятий физической культурой студентов'

Мотивационные факторы самостоятельных занятий физической культурой студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1103
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / МОТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалупин Владимир Ильич, Морщинина Диана Викторовна, Карпушин Валерий Владимирович

Представлены результаты исследований мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалупин Владимир Ильич, Морщинина Диана Викторовна, Карпушин Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL FACTORS IN SELF STUDY SYSTEM IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CIVIL AVIATION

The results of researches for independent students ' motivation in physical education classes.

Текст научной работы на тему «Мотивационные факторы самостоятельных занятий физической культурой студентов»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 191

УДК 378:316.37

МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ

В.И. ШАЛУПИН, Д.В. МОРЩИНИНА, В.В. КАРПУШИН

Представлены результаты исследований мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой.

Ключевые слова: физическая культура, самостоятельные занятия, мотив.

В новых Государственных образовательных стандартах (ФГОС) важная роль отводится физической культуре. Именно она способствует повышению сопротивляемости организма будущих специалистов гражданской авиации к воздействию различных негативных факторов окружающей среды, обеспечивая необходимую энергетическую базу для поддержания их профессиональной работоспособности.

Целью процесса физкультурного образования студентов вузов гражданской авиации является подготовка специалиста, способного самостоятельно физически совершенствоваться, в условиях повышенной опасности при обслуживании летательных аппаратов. Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно [3, с. 23; 5, с. 8]. Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность. К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска. По данным опроса студентов МГТУ ГА, разных годов обучения, о влиянии субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих их к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной деятельности, можно судить по данным табл. 1.

Таблица 1

Субъективные факторы Курс

I II III IV

Удовлетворение 57,8 50,1 43,5 16,8

Соответствие эстетическим вкусам 51,7 2,3 30,4 21,9

Понимание личностной значимости занятий 37,6 24,0 17,5 8,3

Понимание значимости занятий для коллектива 34,0 22,8 14,1 9,6

Понимание общественной значимости занятий 30,9 21,3 12,6 7,4

Духовное обогащение 13,2 10,4 5,6 3,1

Развитие познавательных способностей 12,9 9,8 7,1 6,2

Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготов-

кой. Если мотивы, побуждающие к самостоятельным занятиям, сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов.

Чтобы у студента, выпустившегося из стен высшего учебного заведения, смогли сформироваться устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиционности, целостному развитию физических и психических качеств, творческому использованию средств физической культуры в организации здорового образа жизни для поддержания должного уровня работоспособности на долгие годы будущей профессиональной деятельности, необходимо формировать устойчивый стереотип к пониманию роли и значения физической культуры и, в частности, самостоятельных занятий.

Процесс подготовки специалиста высокого класса требует индивидуального подхода в определении содержания физических тренировок, направленных на развитие необходимых физических качеств и совершенствование двигательных навыков [2, с. 24]. Наряду с развитием профессионально-значимых качеств организационная структура физической культуры предполагает возможность определения и дальнейшее развитие врождённых задатков каждого студента. Эти задатки зависят от лабильности (скорости возникновения и прекращения) баланса и силы процессов возбуждения и торможения нервной системы, т.е. от ее способности длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки и к тормозным процессам, к расслаблению. Наличие или отсутствие способностей предопределяется генетическими, природными, физическими причинами. Но их развитие столь же существенно зависит и от социальных условий: реализация задатков - это социально обусловленный процесс. Ряд исследований, например исследование детей-близнецов, воспитанных в разных социальных условиях, показывает, что влияние среды на психическое развитие является более существенным, чем влияние генов [1, с. 65; 5, с. 10; 6, с. 45].

Однако педагогический процесс невозможно рассматривать без достаточно высокой степени дифференциации физической культуры.

Одним из основных требований, предъявляемых к дифференцированному подходу, является формирование навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе двигательной деятельности. Чтобы у студентов проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом, необходимо их заинтересовать, а именно организовать физкультурно-массовые мероприятия так, чтобы им было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности.

Проблема дифференциации образования на различных его уровнях поднималась российскими учёными на протяжении достаточно большого промежутка времени [4, с. 9; 5, с. 12; 6, с. 35].

Основной организационной проблемой при дифференцировании образовательного процесса является необходимость совмещения коллективных форм обучения с индивидуальным подходом в воспитании учащихся. Именно поэтому одной из основных задач является разработка и широкое внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий, позволяющих развивать индивидуальные способности учащихся. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач, направленных на: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам и способностям. Формирование двигательных умений и навыков проводится согласно с рабочей программой, которая предусматривает обучение студентов упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр. Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения занятий, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность студентов, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий. Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они пра-

Мотивационные факторы самостоятельных занятий физической культурой студентов

127

вильно выполняются. К тому же рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у студентов умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия.

Возрастающие требования к уровню подготовки молодых специалистов, выпускников высших учебных заведений заставляют преподавателей искать новые подходы в организации педагогического процесса обучения. Трудоёмкость опыта наших педагогов заключается в том, что студент усваивает нечто в форме учебной деятельности только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Это должно носить творческий характер, так как только при этом наиболее полно развивается личность. Студенты осознают, чтобы освоить какие-либо движения, необходима общефизическая подготовленность.

Имеющиеся средства и методы обучения требуют соответствующего реформирования и самой последовательности их использования. Разработка новых и совершенствование существующих педагогических процессов позволяет улучшить планирование учебных занятий в рамках отдельной учебной дисциплины, а также осуществлять тесную взаимосвязь между дисциплинами в едином педагогическом процессе.

Под процессом обучения понимается конкретная последовательность операций и процедур, составляющих в совокупности целостную систему.

Структурными составляющими такой системы обучения являются:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- средства педагогического воздействия, средства преподавания и стимулирования;

- организация учебного процесса;

- участники процесса обучения (учащиеся и преподаватели);

- результат педагогической деятельности [2, с. 28].

Система обучения предполагает и организацию процесса обучения. Процедура контроля качества и результативности обучения позволяет обеспечить обратную связь в работе данной системы.

В ходе педагогической деятельности опробована определённая последовательность проектирования новых технологий:

- анализ потребностей и спроса среди специалистов;

- определение возможностей внесения изменений в содержание учебного процесса;

- определение эффективности внесённых изменений в процессе педагогических исследований;

- разработка программных, методических средств по результатам исследований.

Процесс обучения должен представлять собой целостную систему и соответствовать следующим требованиям:

- обеспечивать достаточный индивидуальный подход к студентам при использовании коллективных форм обучения;

- способствовать внедрению новых методов обучения в педагогический процесс вуза;

- обеспечивать реализацию принципов обучения (мотивацию, актуализацию цели деятельности, активность, самостоятельность и т.д.);

- побуждать студента к самостоятельному физическому, методическому и теоретическому совершенствованию [3, с. 24].

При использовании различных педагогических приемов в процессе обучения необходимо добиваться достижения промежуточных целей. Конечной целью процесса обучения студента в высшем учебном заведении является подготовка специалиста, способного самостоятельно физически совершенствоваться, обеспечивать необходимый уровень физической готовности к профессиональной деятельности с использованием различных средств физического воспитания. Достижение данной цели возможно только лишь при совокупности теоретических знаний, методических умений и навыков, способствующих качественной организации процесса, физического совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин В.А. Психология личности. - М.: Знание, 2007.

2. Бирюков А.А. Последовательность создания педагогических технологий физической подготовки военнослужащих // Научно-методические материалы. - М.: ВВИА, 2007.

3. Кульков В.В. Оптимизация физического воспитания студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 2000.

4. Макаров С.П. Технология индивидуального обучения // Педагогический Вестник. - 2003. - № 1.

5. Хакунов Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Краснодар, 2005.

6. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. - М.: Знание, 2006.

MOTIVATIONAL FACTORS IN SELF STUDY SYSTEM IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CIVIL AVIATION

Shalupin V.I., Morschinina D.V., Karpushin V.V.

The results of researches for independent students ' motivation in physical education classes.

Key words: physical education, separate classes, motif.

Сведения об авторах

Шалупин Владимир Ильич, 1955 г.р., окончил ВИФК (1979), заслуженный работник физической культуры РФ, профессор, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания МГТУ ГА, автор более 60 научных работ, область научных интересов - профессионально-прикладная физическая подготовка.

Морщинина Диана Викторовна, окончила Азербайджанский ГИФК им. С. Кирова (1985), заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный мастер спорта РФ, заслуженный тренер РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов - физическая культура студентов высших учебных заведений.

Карпушин Валерий Владимирович, 1949 г.р., окончил Смоленский ГИФК (1972), почетный работник высшего профессионального образования РФ, доцент кафедры физического воспитания МГТУ ГА, автор более 20 научных работ, область научных интересов - физическая культура студентов учебных заведений гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.