Научная статья на тему 'Физическое воспитание студентов в целостном педагогическом процессе и пути его совершенствования'

Физическое воспитание студентов в целостном педагогическом процессе и пути его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалупин Владимир Ильич, Морщинина Диана Викторовна, Ерохин Николай Викторович

В статье рассматривается место физического воспитания в педагогической системе, обоснована необходимость единства теории и практики в процессе преподавания физической культуры в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалупин Владимир Ильич, Морщинина Диана Викторовна, Ерохин Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN INTEGRATED PEDAGOGICAL PROCESS AND WAYS TO IMPROVE IT

The place of physical education in the educational system is considered, the necessity of the unity of theory and practice in the process of teaching physical education at the University is shown.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студентов в целостном педагогическом процессе и пути его совершенствования»

2014

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 203

УДК 378-172

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В.И. ШАЛУПИН, Д.В. МОРЩИНИНА, Н.В. ЕРОХИН

В статье рассматривается место физического воспитания в педагогической системе, обоснована необходимость единства теории и практики в процессе преподавания физической культуры в вузе.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, педагогический процесс.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития [1, с. 125]. Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание [2, с. 155]. Физическое воспитание - это органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства [3].

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на биологические характеристики человека: на ускорение прироста длины тела, массы тела, окружности грудной клетки. Специально подобранные физические упражнения для мышечных групп, имеющих отставания в физическом развитии, оказывают положительное влияние на антропометрическое состояние, вызванное неблагоприятными социальными условиями. Следовательно, хотя физическое развитие может протекать и без физического воспитания, однако только с помощью рационально организованных занятий физическими упражнениями с учетом, разумеется, биологических закономерностей развития организма можно достичь согласованного и соразмерного развития всех форм и функций человеческого организма.

Однако в настоящее время физическое воспитание в большинстве вузов рассматривается как некий комплекс физических упражнений, необходимый для поддержания физических кондиций студентов при освоении учебного материала. Известно, что на протяжении многих лет и десятилетий занятия по физической культуре в вузах в основном сводились к практической подготовке. Погонять мяч по площадке, пробежать дистанцию по стадиону, выполнить прыжковые упражнения, поиграть в подвижные игры, сдать контрольные нормативы, принять участие в вузовских соревнованиях - вот и вся физическая культура.

Такая физическая культура, на наш взгляд, представляет не что иное, как активный отдых студентов. Встает вопрос: «А где же дисциплина «Физическая культура»? Дисциплина, которая является компонентом Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС)».

Если есть практика, то обязательно должна присутствовать и теория. Теория, которая научит студента:

- как ему правильно использовать средства физической культуры;

- как правильно подобрать физические упражнения в зависимости от профессиональной деятельности;

- когда и в какое время нужно заниматься физической культурой в зависимости от биологических ритмов организма;

154

В.И. Шалупин, Д.В. Морщинина, Н.В. Ерохин

- как правильно определить свою тренированность и оказать первую медицинскую помощь человеку, который испытывает определенные недомогания вследствие неправильной тренировки организма.

Всем этим вопросам невозможно научить студента, используя только одни практические занятия. Теория и практика - это две составляющие учебно-педагогического процесса. «Теория без практики мертва, практика без теории слепа». Эти слова принадлежат генералиссимусу российских сухопутных и морских сил Александру Васильевичу Суворову, который не потерпел ни одного поражения в своей военной карьере. Отсутствие необходимых теоретических знаний и методических навыков не позволит в полной мере организовать преемственность в системе многоуровневой подготовки специалистов гражданской авиации.

Можно с уверенностью сказать, что в качестве ведущих компонентов физического воспитания должны выступать не только способы деятельности, но и соответствующие теоретические знания и методические навыки. Значение этих компонентов обусловлено тем, что они способствуют существенному повышению целенаправленности и эффективности процесса физического воспитания студентов высших учебных заведений [4, с. 65].

В современной стратегии образования значимость повышения интеллектуального потенциала молодежи в области физической культуры является одним из первоочередных направлений гармонического развития личности. Сегодня в условиях высокой конкуренции учебная стратегия студента, подобно военной стратегии Суворова, должна отличаться исключительной активностью и решительностью. Выиграет тот, кто сможет эффективно систематизировать теоретическую базу, освоить методические навыки и овладеть практическими умениями.

В "Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг." записано, что одна из доминирующих задач формирования здорового образа жизни - привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой, важным компонентом выступает повышение образованности населения в области физической культуры. Благодаря такому подходу могут быть реализованы в практической жизни слова выдающегося немецкого философа, одного из творцов немецкой классической философии Георга Гегеля о том, что человек должен посредством собственной деятельности сделаться господином своего тела. Чтобы это стало возможным, требуется образование.

Поэтому, на наш взгляд, первостепенным "апгрейдом" структуры и содержания образовательного процесса является повышение уровня эффективности и качества преподавания дисциплины «Физическая культура», необходимой для развития физических и психофизических качеств, обязательных в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Недостаток соответствующих знаний, умений и навыков не дает студенческой молодежи правильно распорядиться теми физическими возможностями, которыми одарила их природа. Как следствие происходит раннее снижение двигательной активности и работоспособности, что отрицательно сказывается на эффективности их профессиональной деятельности.

Наличие знаний в области теории и практики физической культуры не вызывает сомнения, однако отсутствие таких знаний напрочь лишает будущего специалиста правильного понимания роли и значения физической культуры в его будущей профессиональной деятельности, лишает знаний в грамотном использовании физических упражнений, необходимых для эффективности формирования физического воспитания.

Понимание этого положения делает очевидными как несправедливость упреков, связанных с отсутствием непосредственного и видимого эффекта от процесса усвоения знаний, так и недостаточную обоснованность, мнение о том, что «занятия по физической культуре необходимы для того, чтобы студенты двигались в перерывах между лекциями, лабораторными работами и т.д.». Вследствие этого наиважнейшим приоритетным направлением совершенствования структуры и содержания физического воспитания является повышение рентабельности и качества образовательного процесса, направленного на укрепление здоровья, формирование теоретических знаний, методических навыков и практических действий студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция развития физкультурного образования в России: монография. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.

2. Теория и методики физического воспитания: учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов / под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.

Физическое воспитание студентов в целостном педагогическом процессе

155

3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2001.

4. Шалупин В.И., Морщинина Д.В. Образовательные аспекты формирования физической культуры личности // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2011. - № 166.

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN INTEGRATED PEDAGOGICAL PROCESS AND WAYS TO IMPROVE IT

Shalupin V.I., Morschinina D.V., Erokhin N.V.

The place of physical education in the educational system is considered, the necessity of the unity of theory and practice in the process of teaching physical education at the University is shown.

Key words: physical education, physical culture, pedagogical process.

Сведения об авторах

Шалупин Владимир Ильич, 1955 г.р., окончил ВИФК (1979), заслуженный работник физической культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания МГТУ ГА, автор более 60 научных работ, область научных интересов - профессионально-прикладная физическая подготовка.

Морщинина Диана Викторовна, окончила Азерб. ГИФК им. С. Кирова (1985), заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный мастер спорта РФ, заслуженный тренер РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов - физическая культура студентов высших учебных заведений.

Ерохин Николай Викторович, 1965 г.р., окончил ВИФК (1987), заслуженный работник физической культуры РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания МГТУ ГА, автор 16 научных работ, область научных интересов - физическая культура студентов учебных заведений гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.